Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Алекс Фо. Обзор произведений конкурса "8ЛАП - Осень 2014". Часть 1
Обзоры
Автор: ПКП
(Пришлось разделить обзор на две части, не вмещалось во время публикации...)
 

Не хочу писать вступление, простите) Я еле успеваю закончить обзор (а точнее, набор отзывов), я устал, у меня болит голова (ой!))) не то, что вы подумали)))… Я даже не успею (и не хватит ни сил, ни желания) перечитать его перед отправкой на публикацию – так что считайте, что это черновой набросок впечатлений. Он живой, готовый к изменениям и продолжениям – если у вас будет желание, конечно) Если у вас есть что сказать/спросить/опровергнуть – не сдерживайтесь… худшее для любого отзыва – это молчание, за которым слишком широкий спектр реакций − то ли блаженная благодарность, то ли обиженный кирпич за пазухой)) А кирпич хорош в полете… вот мои вроде бы хорошо полетали…

1. Валиум

Навязчивость идеи и безысходность оформлена хорошо, оценил)) Но вот «сынко» настолько выпадает из стиля, что чуть ли не убивает стихотворение. Да, рифма великолепна, но ведь если видно, что слова подгоняются исключительно для рифмы – это большой минус сразу) Понятно, что встряхнуть надо читателя, чтобы перевести стрелку на стержневую мысль, но в данном случае неудачно получилось, на мой взгляд. Даже резкая матерщина, наверно, лучше бы смотрелась. Ну, и последний гвоздь в гробу моих раздумий (в шорт или не?) – «вакуум-валиум». А какое начало-то было, мням! Но чем дальше, тем разочаровательнее.

2. Колыбельная

Как колыбельная – хорошо. Но все равно хотелось бы подправить фонику кое-где (особенно в конце, когда уже, по идее, почти спать надо, а тут как гром – «прррридррремалось»))) Волоса-пескам еще слух режет на фоне остальных звучных рифм. А вот если оценивать и смысловую составляющую – то тут провал в целом (а почему нельзя? будь я ребенком, я бы, дослушав до конца, еще долго бы не уснул, размышляя – а это пичиму??))) А форма «приспал» и сейчас для меня загадочна – так надо ли детей грузить? Проще надо и по возможности правильнее со словами. В общем – семейно-авторская вещь для внутреннего употребления.

3. На облаке

Бывают стихи, в которых почему-то отчетливо осознается, что они не написаны, а выпилены. Т.е. автор играется со словом, с формой, просто подбирает словосочетания-рифмы, не зная и даже не задумываясь, что получится в итоге. Вот здесь у меня как раз такое чувство. Есть только форма, а содержание – пустое и легкомысленное, как облако, ага)), и к середине читается уже с трудом – ну, элементарно надоедает… Аутентичность нулевая… по заданию написано? Вымучено бесчувственно? В общем, какое-то оно «не родное» для автора, мне кажется)) Можно, конечно, попридираться к мелочам-частностям (например, резануло иностилевое «место забила»), но проблема-то не в них.

4. Снега нет

Весьма и весьма! Редко когда при чтении тихо поднимается чувство восторга от легкости слова, изящной четкости образов и авторские находки. Но пара провальных мест имеется (и тем досаднее они ощущаются, чем филиграннее их окружение). Буквально сразу же − внезапное скатывание в какую-то подростковую стихо-пошлость «осень пахнет смертью». На мой взгляд, есть в поэзии ряд ключевых слов, очень сильных, многогранных, с мощнейшим смысловым посылом – жизнь, смерть, любовь, душа, боль и т.п. Очень их любят юзать графоманы – именно по причине их мощности. Но их, во-первых, очень сложно хорошо зарифмовать (здесь тоже не сильно-то получилось)). Во-вторых, эти слова более прочих должны отвечать правилу «поэзия – искусство неназываемого». Называть такие вещи – слишком просто и вульгарно. Писать надо так, чтобы четко создать нужный сильный образ, но не опуститься до его именования. А если используешь – то очень осторожно, уверенно и безвариантно. Вот в финале в данном случае – можно. Но финал невнятен здесь, поэтому смазан. Оставлен простор для вариантов читательского домысла? А мне лично в этом стихотворении хотелось бы видеть большей четкости и категоричности, без досадных недоговоренностей и странностей грамматики.

5. В парке. Осенний эскиз

В первой строчке сразу «зажевало»)) – «нояБРЬСЛовно». Понимаю, что дополнительная слоговость – на любителя, но мне лично больше импонируют более плавные и удобочитаемые варианты, разбавленные гласными). В целом – набор красивостей: прямо физически ощущается, как пробелы смысла разбавлены красивыми, но пустыми эпитетами и вычурными и не всегда внятными метафорами, и стихотворение, вместо того чтобы быть, как положено, концентратом образов и чувств, по сути оказывается водой − ни о чем, но с претензией на глубокомысленную созерцательность. Может, это здесь и хорошо, для зарисовки-то… но что-то же должно запоминаться после прочтения)) а не просто в сон клонить)

6. Белый пудель

Я воспринимаю подобные стихи не более чем мимолетные заготовки, начерно записанные на бегу в блокнотик. О чем, зачем? Миллиардный раз – обрывок полусонной бытовой философии, рифмовка ради рифмовки? Хотя ощущение есть, что стишик «самородный», возможно, даже с натуры. Первая строка хорошая – ее бы развить поинтереснее. В общем, полуфабрикат, требующий серьезной доработки и в содержательном, и в образном смысле. Да, и дактилическая рифма довольно специфична и сложна, чтобы ее использовать без основательной стилевой, смысловой и образной поддержки. Если просто «так получилось» - то я бы посоветовал либо внедрять альтернанс или еще как-то варьировать ритм, либо переписывать стихотворение почти полностью… В общем, проще другое написать)))

7. Письма

Когда дочитал до «стеблей истин» - как будто портрет автора увидел сразу))) Ну да, все те же перечисления и медитативно-монотонные эго-философизмы, в которой мой мозг просто вешается и засыпает. А потом просыпается – ой, а уже конец? А что это было?))) … еще раз перечитал финал. А нет финала! Мало того, что монотонность как была с самого начала, так до конца и шпарит, как прямая линия на кардиограмме, да еще и при таком раскладе заканчивать женской рифмой при наличии мужской – о каком финале может идти речь?))) Поднатужился, еще раз прочитал, чтобы ответить на вопрос – о чем стихотворение-то? Нет, не могу. И в третий раз не прочитаю, звиняй, Катя))) Авторский стиль и голос – это очень хорошо. Но он всегда – на любителя.

8. Маргаритана-маргаритифера (жемчужница)

Если это для взрослых – то примитивно донельзя, и даже не буду рассматривать вариант развернутой аллегории, ибо жесткая, ничем не приукрашенная банальщина. Если для детей – то им такое показывать вообще нельзя, ибо набор всевозможных ошибок – буквально в каждой строке. Канцелярщина («раковина найдена», «с дефектами на поверхности»), слабая рифма («редкая-дефектами») (в короткой строке – смертельно), грамматика (надо «хоть в музей несИ»), разноударная рифма «нести-поверхности» - ваще коллапс детского мозга))), штампы («дивной красоты», «вмятина глубокая»), речевая избыточность («ровно пополам», «бросили ненужную», «дальние кусты»)… И еще – вот я, например, хорошо знаю, как и в каких условиях образуется жемчуг. Но впервые слышу, что раковина при этом должна быть обязательно дефектная)) С чего вдруг?? И почему она стала маргаританой, если она дважды маргаритифера?

9. ...И падать в темноту

И второй раз на конкурсе у меня широкая лыба от удовольствия)) Однако, и здесь не без ложки дегтя)) Интересные образы – это очень хорошо, но вал образов надо все же чуть жестче держать под контролем – а то появляются такие нарушители образного ряда, типа аллозавров, которые выскакивают вдруг без всякой связи с предыдущим контекстом и излишне оттягивают на себя внимание (сам по себе засев земли зубами аллозавра – отличная идея, но здесь она ничем не поддержана, так что не особо вписалась и вызывает «левые» картинки, от которых улыбка становится шире – но уже не от удовольствия, а от забавности нафантазированного)) А еще от того, что аллозавры здесь для хорошей рифмы, стопудов ведь)))

Есть еще пара строк, обративших на себя внимание по разным нехорошим причинам, но в целом стихотворение нравится. Идейная составляющая не нова, но вот выражена интересно, и финал хороший, сильный, аллюзии удачные и лексика подобрана, на мой взгляд, эффектно)

10. сквозь царство «время» проходим мы

См. то, что написал про стихотворение №5. Набор приторно-вычурных красивостей на банальнейшую тему… Образность ради образности, а за ней – никакой авторской идеи не вижу… Особенно манерно смотрится отсутствие заглавных букв и знаков препинания (а они должны быть либо ВСЕ, либо ни одного – в противном случае авторский замысел вызывает большое недоумение)

Кстати, есть одна хорошая проверка на качество композиции стихов. Если стихотворение позволяет убрать/вставить/поменять местами любые строфы, и при этом смысл мало изменится, значит, это никакое стихотворение, бесструктурный набор фраз)) Здесь же, на мой взгляд, можно даже построчно (вернее, попарно-строчно) мысли тасовать в любом порядке…

11. Я придумывал мир

Вообще, наличие вариантов прочтения – это признак либо махровейшей графомании (у автора же пухнет мозг от выбора между равногениальными строкАми)), либо высшего пилотажа опытного автора. Я прочитал один раз, и придираться не хочу и не буду (хотя можно). Скажу только – оба финала классные одинаково) Автора не узнаю совершенно – но уровень приятно радует… Уметь сочетать простоту с небанальностью и сильнейшей выразительностью – это большое дело.

12. Гоша

Даже не знаю, что сказать. Как-то совсем мимо меня) Да, опыт у автора не пропьешь, видно. Просто, визуально и со смыслом. Но как-то плосковато-равнодушно, что ли… не знаю, в общем. Рядовая зарисовка.

13. Псковское лесное

По ощущениям – очень похоже на предыдущее… Только ошибки в глаза бросаются: «наставлять рог в окошко» - как-то не по-русски; в 3-4 строках дичайшая удаленная инверсия, «плотно подбираются» (да еще и под нос) – тоже грамматическая странность; если нежити лесные – то почему еда в печке-то? В общем, придирок по мелочи много, да и в целом – только плечами пожать можно.

14. Мои журавли

Что-то мне напоминает эта звукопись, подавляющая смысл… очень знакомый стиль, но не уверен. В целом – не только фонетика, но и высокопарная лексика – во вред смысловой составляющей. Усложнять образы – не значит улучшать их. В стремлении к небанальным тропам часто получается бесформенный образный ком – и стихотворение становится похожим на крикливо одетую даму, увешанную тонной безвкусных украшений, театрально заламывающую руки. Разбирать построчно при таком «диагнозе» нет смысла – сломанную шею бусы не вылечат))…

15. Не увидят меня

С первого прочтения показалось верлибром, поэтому разочаровало. Потом нашел рифмы и понял, что проблема в первых строках, которые совершенно не устанавливают ритм. Очень сомневаюсь, что кто-то прочтет «милый» безударным, а «мой» - со схемным ударением, и потом еще не задумается, нАпасть или напАсть, и дальше ритм не идеален – в общем, расшифровки формы довлеют над содержанием, и пропало стихотворение. А образы есть очень неплохие (и даже для верлибра))

вторая часть обзора: http://litset.ru/publ/34-1-0-14187
Опубликовано: 10/12/14, 00:10 | Просмотров: 1819 | Комментариев: 23
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Алекс, добрый день! С Вашей критикой стиха согласна, наверно, из сюжета надо было делать басню для детей... А вот по поводу раковины хочу возразить. Маргаритана-маргаритифера - это биологическое название этого моллюска (см. Яндекс), а речной жемчуг встречается только в дефектных раковинах . В конце 80-ых годов у нас (с моей работы) была отправлена экспедиция в Карелию для определения возможности добычи в северных реках речного жемчуга. Ребята рассказывали, что если находили гладкую раковину, кидали обратно в речку как безнадежную. Мне подарили парочку таких раковин с приросшими жемчужинами. Приедете - покажу.
Галка_Сороко-Вороно  (11/12/14 17:08)    


http://oopt.aari.ru/bio/59601

А насчет "рассказов ребят" я все же предпочту остаться при своем и спорить не стану: практики у меня не было, а в теории я впервые от вас слышу о таком условии. А я по натуре скептик)) и наличие двух дефектных раковин при отсутствии компетентных научных данных - еще совсем не доказательство _обязательности_ дефектов для образования жемчужин))
Алекс_Фо  (11/12/14 19:24)    


Извините, я неточно выразилась: "ребята рассказывали" - это я имела в виду участника экспедиции, научного сотрудника ЗИНа (Зоологического института Академии наук СССР), который подарил мне ракушки с приросшими жемчужинками. Найденные целые жемчужины у них строго учитывались. Он и рассказал мне о поисках дефектных раковин, а заодно и об их названии. К сожалению, связать с этим человеком Вас сейчас не могу - он, наверно, уже на пенсии.
Галка_Сороко-Вороно  (12/12/14 18:19)    


Ну, я ж сказал, что спорить не буду))
Алекс_Фо  (14/12/14 11:22)    


никакой авторской идеи не вижу…
Если Вы чеего-то не видите, нет повода думать, что идеи нет)
Есть повод думать, что Ваше зрение устроено иначе)
Так, например, утверждение: "есть одна хорошая проверка на качество композиции стихов. Если стихотворение позволяет убрать/вставить/поменять местами любые строфы, и при этом смысл мало изменится, значит, это никакое стихотворение, бесструктурный набор фраз)) ", всего лишь подтверждение (имхо, конечно) этой странности Вашего видения.
__________________________________________________
Мне, к примеру, нравятся эти стихи Бродского И Ахматовой (никаких параллелей с моим текстом нет, привожу их как пример, на мой взгляд, полностью опровергающий « хорошую проверку композиции» стихов):

Иосиф Бродский - стихи
Антология русской поэзии (оригинал)
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
между выцветших линий
на асфальт упаду.

И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
над затылком снежок,
и услышу я голос:
- До свиданья, дружок.

А это применение «проверки»:

На Васильевский остров
я приду умирать.
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
Между выцветших линий
на асфальт упаду.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.

Промелькнет над мостами
в петроградском дыму
И душа, неустанно
поспешая во тьму,
И услышу я голос:
- До свиданья, дружок.
И апрельская морось.
Над затылком снежок,

Выбегая на остров,
машут мальчику вслед.
словно девочки-сестры
из непрожитых лет.
К равнодушной отчизне
прижимаясь щекой.
И увижу две жизни
далеко за рекой.

_____________________________________
Песня последней встречи (А.Ахматова) - оригинал

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!....

Применяю «проверку»

Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.

Между кленов шепот осенний
Попросил: "Со мною умри!
Показалось, что много ступеней,
А я знала - их только три!


_________________
С одним соглашусь,
каждому - своё)
Ирина_Ашомко  (10/12/14 13:50)    


))))))))))))))
кто бы сомневался в вашей реакции на критику)))
Ну что же, вы абсолютно вправе оставаться с собственным вИдением своего (и чужого)))) творчества)) удачи)))
Алекс_Фо  (10/12/14 15:45)    


))))) - это аргументы
в подтверждение "хорошей проверки"?
Ирина_Ашомко  (11/12/14 02:30)    


Всего лишь в подтверждение того, что вы аргументы просто не воспримете, как обычно) Поэтому тратить время на объяснения, чем ваше отличается от Бродского, не стану)) умные все видят сами, а я лучше чем-то более плодотворным займусь)
Можете трактовать это как отсутствие аргументов у меня - ради бога, от меня не убудет, а для вашего самомнения, наверно, приятнее)) всего доброго)
Алекс_Фо  (11/12/14 07:56)    


Да, очередное подтверждение того, что видите вы то, что хотите и можете,в убеждении единственноправильности своей позиции и точки зрения.
Какая же это критика?)))
Склонность путать разбор текста и ваше мнение об авторе текста в вашем исполнении вижу не в первый раз, поэтому удивления по этому поводу просто нет. Смешно это. biggrin
И немного грустно.
Ирина_Ашомко  (11/12/14 23:29)    


Ну не всё ж вам народ смешить))))))))
Алекс_Фо  (12/12/14 14:00)    


biggrin ну-ну))) это ваше фсё biggrin biggrin
Ирина_Ашомко  (12/12/14 15:49)    


По "Белому пуделю" со всеми замечаниями согласна. Даже с тем, что проще новое написать.)))
Спасибо!)
Лейда_Цехиева  (10/12/14 13:00)    


Главное, чтоб новое регулярно писалось)))
Алекс_Фо  (10/12/14 15:42)    


Алекс, спасибо за эти слова: "Автора не узнаю совершенно – но уровень приятно радует… Уметь сочетать простоту с небанальностью и сильнейшей выразительностью – это большое дело"

И буду очень благодарна, если ты найдешь время и силы для этого: "придираться не хочу и не буду (хотя можно)"
Ага, можно и нужно!
Особенно проблематичен для меня финал. Два - слишком много, да, согласна с первым высказыванием:"наличие вариантов прочтения – это признак либо махровейшей графомании (у автора же пухнет мозг от выбора между равногениальными строкАми)), либо высшего пилотажа опытного автора.".
Хочу определиться окончательно:))
Спасибо за 1 место! Я постараюсь не возгордиться:)) И не подвести:))

Обзор замечательный. Прочла всё. Много полезного и созвучного моим мыслям, что тоже радует.
СветланаПешкова  (10/12/14 12:02)    


хорошо, загляну)) там действительно в одном месте как минимум что-то резануло (не помню уже)
А насчет возгордиться - это и вправду не стоит)) а то гордецы у нас плохо приживаются))
Алекс_Фо  (10/12/14 15:42)    


да, гордыня - грех, знаю:)) Гордецы нигде не приживаются, нужны то они.
Алекс, жду! И уже боюсь, что править много придется. Но готова, честно! wink
СветланаПешкова  (10/12/14 15:47)    


Хороший обзор, правильный..
/я в качестве жителей Цветочного городка сейчас выступаю, когда они слушали Незнайкины стишки и радовались до тех пор, пока не доходила их очередь/
)))
Олег_Юшкевичъ  (10/12/14 11:23)    


чо, правильный?? ну так быстро побежал и убил!))) жесть какая
Алекс_Фо  (10/12/14 15:40)    


Здравствуйте, Алекс) Аллозавры (...И падать в темноту) выбраны не случайно. Палеонтологи считают их не только одними из самых кровожадных хищников эпохи динозавров (на первом месте тираннозавры), но и самыми умными. Им приписывают наличие коллективного разума, как у современных нам волков. А сторонники конспирологической теории, связанной с пришествием рептилоидов, даже считают, что люди-ящеры произошли именно от аллозавров)
Я рада, что Вам понравилось) спасибо)
Аполло  (10/12/14 09:35)    


Вот в том и беда, что я прекрасно представляю аллозавров)) и этот мощный образ сразу увел воображение налево)) такие образы нужно вводить аккуратно, подводить к ним как-то, чтобы они были более управляемы и раскрывались именно в таком смысле, как задумано. А то получается, как попытка внезапно вывести в госдуму тигра на поводке - ну просто не справится с ним выводящий)))
Алекс_Фо  (10/12/14 09:46)    


Вот и чудесно) рада, что аллозавры Вами тоже прочитаны)
Аполло  (10/12/14 09:48)    


ага, походу, выдали стебли истин))) но вообще стихотворение и началось с этой строки…

Смысел тута в том, что мир за последний… ну, допустим, год, несколько изменился, что-то из жизни ушло, прежние истины перестают быть такими, лг по этому поводу рефлексирует, а осень только усиливает его рефлексию (что, слишком навороченно?))
В общем, обычное настроенческое стихо))

А вообще я, кажется, уже поняла, тебе кажется монотонным, когда ничо не рушится, не взрывается, не слетает с катушек и не разбивается)) хочешь, как-нибудь ради эксперимента напишу в таком стиле?) тоже ведь уже изучила)))
Koterina  (10/12/14 01:36)    


Кать, не обязательно) вот посмотри 21-е.. монотонность ведь не только от ритмики, но от смысла, от лексики, от ощущений... А если поработать с композицией, то и без взрывов можно создать разнообразие)
Алекс_Фо  (10/12/14 07:45)