Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Межпортальный конкурс. 3 тур. Bor G. Комментарии и оценки. Часть 1
Обзоры
Автор: Колизей-Архив
Bor G
Ссылки на авторские страницы:
http://www.stihi.ru/avtor/Bor_G
http://litset.ru/index/8-311

Для меня сетература – это вещь сугубо виртуальная, такое себе хобби, не более. Так что персонаж вполне и хронически виртуальный.
Победитель ряда сетевых конкурсов (даже не считал количество, просто не интересно, за сотню точно наберется). Гранд магистр и член жюри МФ ВСМ (просто на этой площадке мне нравится система судейства с большим количеством судей, представляется наиболее объективной в рамках возможного, поэтому там бываю чаще).




От ведущих: Из-за очень большого объема информации нам пришлось очень многое представить через файлы и "картинки".
Имена авторов и названия команд добавлены ведущими (жюри работало с анонимным файлом).


Оригинальный файл судейства: https://www.dropbox.com/s....803.doc

Оценки по 1 теме (цитаты – Б. Пастернак):
1-1:1-30     1-31:1-55:

Оценки по 2 теме (цитаты – А. Блок):
2-1:2-30     2-31:2-65:

 

===================================================================

Первая часть обзора: эта часть

Вторая часть обзора: http://litset.ru/publ/34-1-0-17350

===================================================================

Комментарии

Как известно, с классикой в нашей жизни гораздо сложнее, чем без неё. Приходилось встречать результаты социологических исследований, свидетельствующие о том, что слово «классика» – это одно из наиболее часто используемых на телевидении слов. В рекламе. Причём в первую очередь – в рекламе спиртных напитков, чаще всего водки. После потребления которой всё в жизни становится проще, однако наутро, наоборот, всё гораздо сложнее. Но обратимся непосредственно к литературе. Здесь тоже «классика», «классики» – это особая субстанция и особая каста. Ещё Марк Твен отмечал, что: «Классика – это то, что каждый считает нужным прочесть и никто не читает». Его поддерживал Джордж Бернард Шоу: «Книги много выигрывают, если их не читают: поглядите хотя бы на наших классиков». А Эммануил Яковлевич Герман (более известный как Эмиль Кроткий) даже предлагал своеобразный рецепт успеха: «Если ты хочешь быть впереди классиков – пиши предисловия к ним». Чем, кстати, многие и пользовались.

По сути похожим рецептом воспользовались и наши организаторы. Правда, они пошли дальше – предлагая написать стихи на основе цитат из классиков. А Ваш покорный слуга вот, как видите, пишет как раз (в том числе) предисловие. К ещё большей классике – а именно, к оценкам и комментариям себя, любимого.

Вообще говоря, выбор двух поэтов для конкурса был неожиданным. Нет, всё честно, было голосование. Результаты можно глянуть здесь:
http://ipic.su/img/img7/fs/rez_opros_klassiki.1426398645.jpg

Но насколько плотные результаты получились. Два победителя (Блок и Пастернак) набрали по 40%, оторвавшись от Бродского и Есенина на 1% и 2% соответственно. Да и дальше там – весьма сплочённая группа участников. Возможно, если бы условия голосования были другими (например, указывать только одного или же указывать несколько, но с расстановкой мест, а потом считать баллы), то и результаты были бы другими. Но уж какие есть. Почему-то, кстати, вспомнился старый анекдот:

Выходит как-то Александр Блок из ресторана, глядит – стоят две женщины доступного поведения. Подходит к ним:
- Прекрасные дамы, а пойдёмте со мной безвозмездно, т.е. даром.
- А кто ты такой, чтобы мы с тобой бесплатно пошли?
- Ну как, я – Александр Блок, великий поэт – стихи пишу.
- А про что?
- Да про что угодно. Вот вам про что прямо здесь сочинить?
Девицы озираются вокруг и видят какого-то пьяного субъекта, лежащего на дороге.
- А вот про этого можешь?
- Запросто:
Лежит укушанное тело,
Проход закрыло впереди...
Пьяный поднимает голову:
- Ну, а тебе какое дело?
Ты шел с б..дями – так иди.
Блок:
- Кстати, дамы, позвольте представить: мой друг – Сергей Есенин.

Но результаты голосования всё же несколько иные, и Александр Блок вынужден представить (в качестве напарника) не Сергея Есенина, а Бориса Пастернака. Кстати, историки утверждают, что Пастернак и Есенин друг друга весьма недолюбливали и даже как-то хорошо подрались (во всяком случае, об этом пишет В.Безруков (папа актёра С.Безрукова) в книге «Есенин. История одного убийства»). При этом другие историки считают, что изначально Сергей Есенин написал стихотворение «Ты жива ещё, моя старушка?» как эпиграф к так и не вышедшей в свет книге Достоевского «Преступление и наказание - 2. Она возвращается». Но речь сейчас не об этом. Так или иначе, но именно Пастернак занял это «место на дороге», т.е. на нашем конкурсе оказался в паре с Александром Блоком.

Дальше уже судьи выбрали по одному стихотворению каждого классика из предложенных пяти. По Блоку моё мнение совпало с мнением большинства (тут как бы всё было ясно), а вот по Пастернаку я сделал выбор в пользу стихотворения с заезженными (под гитару, каждый год, 31 декабря) фразами, а большинство решило иначе. И вот сейчас вынужден признать, что стихотворение Пастернака (именно по возможности развить в стихе предложенные фразы) оказалось даже более выигрышным, чем известная вещь Блока.

Свои принципы судейства на этом конкурсе я уже излагал во время первого и второго туров. Для наглядности приведу их ещё раз.

Я для себя (на данном конкурсе) принял такую методику: стихи оцениваются от 1 до 8 стандартным способом, с учётом техники, выразительности, содержания, литературных свойств, эмоционального воздействия и т.п. Ещё один балл может быть добавлен, если в стихотворении содержится ещё что-то особенное, что меня поразило: глубина, многоплановость, нетривиальное содержание, какая-то «фишка» в конце концов, т.е. то, что выделяет этот стих из остальных в лучшую сторону. И ещё один балл (до 10) может быть добавлен, если, после прочтения данного стиха, у меня ничего в этом произведении (и само оно в целом) не вызвало никаких других чувств, кроме восхищения, а сам стих показался почти что родным, как будто мной самим написанным (сами понимаете, сравнение с творчеством себя любимого – это самая высшая оценка для любого, в некотором смысле, поэта и выдающего себя за оного гражданина).

Разумеется, я физически не смогу прокомментировать все представленные на конкурс стихи. Поэтому решил ограничиться теми, которые получили оценки 9 и 10. Причём хочу заметить, что и среди стихов, например, с оценкой 8 (и даже 7) имеются такие, которые объективно заслуживают более высокого балла, но некоторые недоработки, неточности, может быть невнимательности авторов заставили всё же снизить общую оценку, несмотря на многие «вкусные» моменты стиха. Но я решил не выделять такие стихи комментариями, чтобы не делить стихи с такими одинаковыми, ровными оценками – на более или менее «ровные» или «равные».

На что ещё я обращал внимание при оценке стихов, написанных на основе строчки из классики. На соответствие. Пусть не прямое, не вульгарное, скорее диалектическое, но соответствие. Например, на одной уважаемой конкурсной площадке сейчас проводится конкурс под названием «Напиши лучше». Там тоже предлагаются строки из классических стихотворений для использования в «теле» стиха. Но там, например, есть требование строгого соблюдения формата исходного стихотворения. Так, например, написанный мною стих, полностью соответствующий исходному размеру, но записанный в формате длинной строки с внутренними рифмами – меня организаторы вежливо попросили переписать исходной «колбаской». На данном конкурсе таких строгих требований нет. И довольно глупо требовать что-то такое при судействе. Но, например, если в исходном стихотворении используются точные рифмы, а в написанном для конкурса – не совсем (как это имело место сразу в самом первом стихе – и в ряде стихов далее), и для этого не наблюдается существенного содержательного или стилистического обоснования, то это вызывает как снижение впечатления от стиха, так и собственно снижение оценки. То же касается и прочих стилистических, образных и даже архитектонических (в широком смысле) несоответствий, которые можно признать существенными. Даже хотел сейчас написать, что вряд ли стоит (опять же например) использовать «формат А4» – но один из участников просто поразил меня органичным, филигранным, обоснованным и просто шикарным использованием именно этого формата. Но общий подход, надеюсь, понятен.

Однако приступим к конкурсным произведениям, получившим самые высокие оценки. Как известно, в пип-шоу самые дорогие билеты продают на «наблюдение за наблюдающими». Надеюсь, что и наблюдение за комментирующим окажется не менее захватывающим.

1-12. Хрут   9 баллов
Локи – команда «Левиафан» (Решетория)



Всё в этом стихотворении к месту. Включая строку из классики, играющую роль финального аккорда. Красивая история, таинственная и завораживающая одновременно. Очень стильное и качественное исполнение. Не менее таинственная атмосфера, даже аура самого стиха. Таинственности этой даже как бы чересчур. Честно говоря, я так до конца и не понял, о каком это острове Хрут идёт речь (реальном или вымышленном), о каком монахе Игнатии (опять же, реальном или вымышленном). Даже эпиграф вызывает больше вопросов, чем ответов. Точный текст эпиграфа отсылает к истории блаженного старца Иоанна Петровича Жуковского (к эпитафии на его могиле), но ряд нестыковок (младший-старший брат, Иоанн-Игнатий, опять же название острова) вызывают определённые сомнения. Если автора не затруднит, хотелось бы, чтобы он позднее прояснил этот вопрос.
 

1-20. Да просто ты без памяти любила   10 баллов
Чёрная Талава – команда «КТВС» (Клуб тёти Вали Сидоровой)



Сильная вещь. Каждая фраза, каждая полустрочка выверенно и точно добавляет какой-то важный штрих к этой панорамной (и одновременно плоской, застывшей, статичной) картине. Что сильнее: любовь или жизнь? А если первое, то является ли эвтаназия продолжением любви? Или это всё условно, если уже «обрезав нитки у марионетки, сломал игрушку Главный Кукловод»? И остаётся только домыслить, доделать? Но для этого надо сломаться не только «игрушке», но и тому, кто рядом...
Одна из самых сильных вещей на конкурсе...
 

1-25. Жертвоприношение   10 баллов
Камбузный барабашка, она же Татьяна Юрьевская – команда «Корабль-призрак» (Литературный портал «Замок с привидениями»)



А вот и анонсированный уже стих, где переход в «формат А4» оказался не только органичным, не только уместным и обоснованным, а и просто шикарным. Разумеется, для этого нужны очень сильные рифмы. И не менее сильное содержание. И строжайшее соблюдение ритма. И виртуозное исполнение. Всё здесь присутствует. Включая канонический библейский сюжет. Вот только – только ли библейский?.. Мне кажется, здесь всё немного шире. И глубже. И не только последние строчки тому залогом…
Тоже одна из самых сильных вещей на конкурсе. Может быть, даже просто самая...
Впрочем, впереди ещё много хороших стихов.
 

1-31. Погребальное.   9 баллов
Виктор Вороненко – команда «КПД» (Комитет По Дритатулям) (Стихи.ру)



Покойный перед смертью потел? Очень хорошо...
Этот нехитрый анекдот про докторов вспоминается при прочтении данного стиха. Только тут как бы после, а не перед. На самом деле, написано просто прелестно. Включая органичное включение в фантасмагорическую и чёрно-комедийную (но при этом по сути притчевую) ткань стиха сугубо драматической, рефлексирующей цитаты. Включая вполне жизненный финал, он же как бы мораль. Немного смутил сбой ударения «мОе тело» - думается, это легко исправить.
 

1-33. Двадцать восьмое января   10 баллов
Доктор Джи – команда «Штормовое предупреждение» (Неизвестный Гений, Сообщество «Аллея Искусства»)



Какая прекрасная задумка. Эпиграфом к стихотворению памяти Бродского взять строчку из стихотворения самого Иосифа Бродского «На смерть Т. С. Элиота» (который тоже умер «в январе в начале года»). И какое прекрасное исполнение. Где цитата из Пастернака уже «работает» на динамическое развитие содержания, которое по идее должно быть статичным в силу специфики подобных произведений. Точные аллюзии, не менее точные образы и ассоциации... У Андрея Макаревича есть произведение о том же, написанное непосредственно тогда (когда ещё не было известно, что Бродского похоронят на острове Сан-Микеле в Венеции, впрочем, как известно, решение этого вопроса заняло больше года) – там, как бы «от противного» (во всех смыслах) выпячивается суетной фон, а собственно о происшедшем в самом конце:
И парад закончив идиотский,
Складывая папки и спеша,
На прощанье фраза: «Умер Бродский.
Сердце. Похоронят в США...»
Здесь же мягче, полифоничнее. И просто достойно…
 

1-35. Пузыри.   9 баллов
Сергей Миньков – команда «КПД» (Комитет По Дритатулям) (Стихи.ру)



Пятистопный ямб – это очень сильное оружие (тут сам Васисуалий Лоханкин не даст соврать). Которое в умелых руках может хорошо выстрелить. Вот так и здесь. Исполнение весьма качественное. И даже прыгающая (пузырящаяся, наверное) схема рифмовки (сначала АББАВВА, потом АББА, а потом АБАБ) это не смогла испортить. Действительно, у тех же Ильфа и Петрова даже отсутствие рифм вообще не смогло испортить божественные строки: «Так вот к кому ты от меня уходишь! Ты похоти предаться хочешь с ним. Волчица старая и мерзкая притом». В стихе, правда, про карбонариев и поэтов (в смысле, об отсутствующих уже) – но это не имеет принципиального значения.
 

1-36. Волшебные часы   9 баллов
Луна Манакури – команда «Мушкетёры без Дюма» (ЛитКульт)



Насколько органично цитата не просто вписалась в канву стиха, не только заняла место по ритмике и рифмовке, дабы соблюсти правила конкурса, но по сути стала ключевой строчкой стихотворения. Наверное, пока лучшее использование цитаты в теле стиха. Чуток бы рифмы в некоторых местах поточнее. Всё же стихи классиков (откуда берутся строки для цитат) задали определённый уровень.
 

1-37. Гений   9 баллов
Альвильда, предводительница пиратов – (МарЗ) – капитан – команда «Союзники» (Союз писателей, ЛитО «Озарение» – Международный Союз Творческих Сил)



И мотыльков прерывистая стая... И водосточные трубы где-то там, за текстом, между строк. И другие аллюзии и ассоциации. Не совсем понятно насчёт ревизоров, которые вынимают стрелы из сердец. Да ещё и причастны к тайнам. У Гоголя, помнится, ревизор несколько другими делами был озабочен. Да и в общественном транспорте вышеупомянутые товарищи вынимают обычно из кошельков, но никак не из груди (хотя если хранилище купюр и мелочи находится на груди, то могут и оттуда). Опять же горы не сгорают изнутри, они дают лаве выход, а сами остаются. Тот же вулкан Эйяфьядлайёкюдль (хотя он и парализовал 5 лет назад авиаперелёты по всей Европе) отнюдь не постигла судьба Джордано Бруно…
Но это мелочи. Видимо, образы такие – не пугайтесь. В целом же стих весьма и весьма понравился.
 

1-38. Аперитив   10 баллов
Алиса – команда «КТВС» (Клуб тёти Вали Сидоровой)



Чёрт возьми, ну, шикарно же… От «кавказского блюда типа «жричодали»» – до «Президента Млечного пути». И насколько органична даже лубочно-посконная «гряда бегущих по небу берёз» в этой феерической фантасмагории. Сон, порождаемый аперитивом, за секунду до того, как жена даст, причём коленом в живот. Сальвадор Дали нервно курит на своих 10-ти сотках на Луне и до предела закручивает свой правый ус с левой резьбой, натягивая (пардон, прикалывая) звезду Мерак (уже без звёздочки) на лацкан через кактус.

1-49. Апокалипсис   9 баллов
Князь Тьмы – команда «Пришельцы» (Графская При©тань)



Ещё одно прочтение (или видение) Апокалипсиса. Достойное. Точное в своём представлении и представительное в своём изложении. Где-то даже знаковое. Где конкретное и абстрактное столь же органичны, как и законы диалектики. Единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания... Как и законы сохранения. Энергии (желательно неразрушающей, позитивной). Движения (желательно в правильном направлении, в сторону от пропасти). Материи (желательно здоровой, пусть даже в философском понимании). Сознания (желательно незамутнённого, не поддающегося тупому, зомбирующему бреду).
«А если душу людям не вернуть,
То и сердцам нет больше смысла биться.»
Некоторые бы рифмы чуть точнее...
 
Опубликовано: 10/04/15, 05:32 | Просмотров: 1590 | Комментариев: 1
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Оу, спасибо огромное) Очень приятно.
Автор 1.25
Юрьевская  (16/04/15 14:36)