Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Межпортальный конкурс. 3 тур. Bor G. Комментарии и оценки. Часть 2
Обзоры
Автор: Колизей-Архив
Bor G
Ссылки на авторские страницы:
http://www.stihi.ru/avtor/Bor_G
http://litset.ru/index/8-311

Для меня сетература – это вещь сугубо виртуальная, такое себе хобби, не более. Так что персонаж вполне и хронически виртуальный.
Победитель ряда сетевых конкурсов (даже не считал количество, просто не интересно, за сотню точно наберется). Гранд магистр и член жюри МФ ВСМ (просто на этой площадке мне нравится система судейства с большим количеством судей, представляется наиболее объективной в рамках возможного, поэтому там бываю чаще).




От ведущих: Из-за очень большого объема информации нам пришлось очень многое представить через файлы и "картинки".
Имена авторов и названия команд добавлены ведущими (жюри работало с анонимным файлом).


Оригинальный файл судейства: https://www.dropbox.com/s....803.doc

Оценки по 1 теме (цитаты – Б. Пастернак):
1-1:1-30     1-31:1-55:

Оценки по 2 теме (цитаты – А. Блок):
2-1:2-30     2-31:2-65:

 

===================================================================

Первая часть обзора: http://litset.ru/publ/34-1-0-17349

Вторая часть обзора: эта часть

===================================================================
Комментарии

2-20. Алкотерапия   10 баллов
Ирина МелNik – команда «Абыр» (Литсеть)



Алкотерапия – это весьма специфическая методика лечения. Почти что как гомеопатия, при передозировке могут быть различные побочные эффекты. Вот только в данном случае сами дозы – отнюдь не гомеопатические. И ритуалы. И (главное) тосты. Да и про гомеопатию на брудершафт (на коня, за присутствующих здесь дам, за содружество родов войск, за нас красивых, за ну их туда же – нужное подчеркнуть и произнести вслух) как-то слышать не приходилось. Разумеется, это – классический «питерский» стих. И тост соответствующий – «за Фонтанку с Охтой». И классическое пастернаковское «достать чернил». Но не плакать. Ибо (и, видимо, таки да) с тех пор качество «чернил» (т.е. недорогих креплёных вин, преимущественно красных и розовых) несколько улучшилось. Но темы, разумеется, те же. И исполнение – под стать...
 

2-29. Беседа на отвлечённые темы   9 баллов
Николай Даниш – команда «Марина и джентльмены в придачу» (Литсеть)



Какая прекрасная, какая точная, какая выверенная миниатюра. Как красиво обыграны эти известные падежные омонимы. Как органично вписана цитата, причём с межстрочной разбивкой. Чего не хватило для «десятки»? Наверное, миниатюра показалась уж слишком «миниатюрной». Для полноты картины не хватает ещё какой-то сущей мелочи. Например, такой:
Коль пьёте на свободе водку вы –
Заслуги вашей в этом нет,
А лишь моя недоработка и –
Забит делами кабинет.
 

2-30. Полёт с дымком   9 баллов
Клювик – команда «Коралловый риф» (Стихи.ру, Творческая мастерская «Гуси-Лебеди»)



Интересная идея использовать обязательную цитату в качестве своеобразного рефрена, что подчёркивает статусность, известную «краеугольность» этой фразы. Лёгкий такой лирический сюр, под стать названию и бутылке (хоть и пустой) культового (ещё с ларёчных 90-х) ликёра. Несколько смущает вторая половина третьей строчки третьей строфы. И дело даже не в неоднозначной (скажем так) рифме «маневр - мне». Хотя и в этом тоже. Во всех других повторениях – рифмы к «мне» точные. Здесь же, даже в транскрипции через «е» – точность рифмы вызывает вопросы. Но слово это так и тянет произнести таким образом: «манёвр», ибо это – более часто используемое его произношение. Но, повторюсь, дело даже не в этом. Вообще непонятен смысл фразы «как безрассуден мой маневр». Такое впечатление, что она просто «заполнила место». Да и вертикальный подъём «на древо хвойное» разве что с натяжкой можно назвать мане(ё)вром. Здесь просится что-то вроде «как много под стволом камней». Впрочем, автору виднее...
 

2-32. У окна   10 баллов
НБС – команда «Летучие голодранцы» (Графская При©тань)



Прекрасно. Просто прекрасно. Цитата в самом начале задаёт, как своеобразный камертон, нужную высокую ноту. Которая в самом конце выворачивается совершенно неожиданным и изящным образом, и от этого становится ещё выше. Как бы «устами младенца», «устами ребёнка», но здесь ещё отстранённее - и тем ещё точнее, ещё более объективный взгляд со стороны как бы. Прекрасные точные рифмы, со схемой рифмовки АБАБ, причём как оконечных рифм, так и внутренних. Немного смущает вот это «на звание Искариот». Хотя, наверное, можно и так. Можно и «звание». Ещё немного напрягает некоторый затык с ударением «игрАющИе», так и тянет заменить чем-то вроде такого «Те, кто играет днём с огнём». Но, в принципе, это ямб, для него пятисложные слова (тем более с основным ударением на втором слоге) можно считать допустимыми. Но это совсем уже мелочи.
А вообще, наверное, это тоже одна из самых сильных вещей на конкурсе.
 

2-35. Разговор   10 баллов
volot – команда «inaya команда» (Неизвестный Гений, Сообщество «Аллея Искусства»)



Прекрасная любовная лирика. Настоящая любовная лирика. Которую (настоящую) написать очень трудно. Которая без соплей и сюсюканий, Без трагических заломов рук и классического «в общем, все умерли». Но со своим особым языком, со своим неповторимым звучанием, со своим тембром, со своей, если угодно, фонетикой. Которая должна содержать как первичные, так и вторичные (причём отнюдь не половые) признаки других жанров, аллюзии и ассоциации, отточенные самодостаточные фразы и смысловые слои, а также межслоевые логические и содержательные связи. В данном стихотворении всё это присутствует. Как и качественное, безукоризненное даже исполнение.
 

2-38. Сегодня   9 баллов
REWSKY - Дмитрий Ревский - капитан – команда «Русалки Ревского» (Стихи.ру, Литературно-творческая площадка «Голоса»)



А вот этот стих, наверное, можно сразу на упоминавшийся уже конкурс под названием «Напиши лучше». Первая же строчка не просто представляет обязательную цитату, но и задаёт какую-то до боли похожую, чуть ли не клонированную ауру исходного стиха Пастернака. И если ритмику и стилистику можно попытаться скопировать, то вот эту самую ауру чисто механически передать невозможно. А здесь вот она удивительным образом сохранена. И при этом – просто шикарные фразы встречаются: «Захлопав крыльями и лифтами, преодолев подъём и сплин», «Шурша одеждой, словно фантиком, касаясь взглядом рук и стен», «И ночь – от лифчика полоскою», «И всё подносится на блюдечке, каёмкой летнею маня». Увы, подкачали некоторые рифмы (повторюсь, раз уж замахнулись на стилистику и даже ауру Блока, будьте добры соответствовать во всём): «лифтами-серебристою», «торопливостью-счастливые», «блюдечке-переулочной». Ещё это пятисложное «рассыпанные» - да, ямб, да, допускается вроде, но заметный сбой ритма всё же присутствует. Так и тянет чем-то заменить.
 

2-39. Салат   9 баллов
Николай Агальцов – капитан – команда «Марина и джентльмены в придачу» (Литсеть)



Какой красивый, совсем не тривиальный стих про одиночество. Замаскированный под рецепт приготовления салата из журнала для домохозяек. Или даже под рассказ о приготовлении салата на форуме аналогичного направления. Так и ожидаешь внизу «комментов» подруг (как правило, анонимных) по несчастью, среди которых вполне могут проявиться и последующие «милые друзья». Но «здесь вам не тут». Это вам не мировые километровые хиты с комментариями про «мопед не мой» или «сикель». Это поэзия – и никаких излишеств. Сказано же в 4-й строке, кем было поручено готовить салат – вот в этой эстетике всё и проистекает. И очень даже симпатично проистекает. Совсем малости не хватило до самой высокой оценки.
 

2-41. (Не)много о Чосере   9 баллов
Лола Ува – команда «Пираньи пера» (Литсеть)



Лихо закручен сюжет. Мелодраматичная картина с элементами пейзанского триллера. Неразделённая любовь без отрыва (с последующим отрывом) от бульдозера. Джеффри Готфрид Чосер умер себе в Лондоне более 600 лет назад и даже не подозревал, что его стихи (скорее всего, стихотворные новеллы «Кентерберийские рассказы») вызовут нешуточные страсти в среде то ли бульдозеристов, то ли операторов машинного доения (этот дуализм главной героини – действительно, сложно способствовать росту удоев непосредственно из кабины бульдозера – вызывает некоторые вопросы, впрочем, в век технического прогресса возможно и не такое, тем более если предположить, что некий сельский умелец (например, появляющийся в третьей от конца строке в образе рабочего, катающегося с ветреной заглавной героиней) просто переделал бульдозер в доильный аппарат). В целом же – достойный образец «почвенной поэзии». Думается, журналы «Наш современник», «Молодая гвардия» или «Сельская молодёжь» (если таковые ещё существуют) должны заинтересоваться. А организованное турне с декламированием данного произведения по населённым пунктам дальнего Нечерноземья может обернуться невиданным коммерческим успехом в виде объёмов собранных продуктов машинного доения и сопутствующих продуктов (самогона, яблок, грибов, браги, новых слов и выражений).
 

2-44. У окна   9 баллов
Виктория Дворецкая – команда «Абыр» (Литсеть)



Да, весьма «слезоточиво». Да, немного банально. Не знаю. Может быть, меня подкупили последние две строчки второй строфы. Может быть, ещё что-то. Будем считать, что стих «наработал» на «девятку».
 

2-56. Увидеть море   9 баллов
Елена Шилова - капитан – команда «Пираньи пера» (Литсеть)



Пьяные рыбаки ночью поймали русалку. Наутро оказалось, что это сом, и им всем стало стыдно...
Старый анекдот. А стих, разумеется, совсем не об этом. И даже не о том, что если долго-долго-долго, причём не по дорожке или тропинке, причём не топать, ехать и бежать, а желательно по речным руслам и плыть, то вместо обещанной в песне Африки – вполне можно увидеть море. Стих скорее о том, что дорогу осилит идущий, а цели (в виде моря) достигнет плывущий. Такая вот нехитрая житейская мудрость. Изложенная в виде стиха, однако, вполне качественно. Даже где-то на «девятку» можно считать, что получилось...
 

2-58. Чахоточная   10 баллов
Хафиза – команда «Летучие голодранцы» (Графская При©тань)



Тоже в принципе душещипательная история, с виду вполне банальная. С ожидаемым летальным исходом, мастерски прописанным всеми гранями своей неотвратимости. Однако здесь чувствуется какая-то стилистическая утончённость. И этот эпиграф из «другого Блока». И печальная кода в конце в виде обязательной цитаты, такое себе зеркальное смысловое отражение. И точность фраз. И размеренная обречённость ритма, в том числе смыслового. Немного смутила разве что «температурная постель». Но это мелочь, к тому же легко исправимая.
 

2-60. Зеркало   10 баллов
Аполло – команда «Три плюс два» (Литсеть)



Как красиво. Как завораживающе. Как динамично и статично одновременно. Это неуловимое, несусветное, практически невозможное состояние одновременно движения и покоя – каким-то образом его удалось достичь. Нет, не выкладками специальной теории относительности Эйнштейна – а с помощью простых стихотворных приёмов, обычного четырёхстопного ямба. Как бы и добавить больше нечего. Заслуживает самой высокой оценки. Как любой огонёк, любой источник света заслуживает того, чтобы быть отражённым в зеркале. Даже если это алеющий, словно бритва, месяц – и он отражается в моём стакане. Тем более, если именно в моём и именно в стакане... Какие ещё, право слово, в таком случае нужны зеркала?..

===========================================================================================

И (уже по традиции) немного статистики, которой в этот раз сильно утомлять не буду. На этом этапе конкурса было представлено 120 стихов. Их них (по моему скромному мнению) высшую оценку «10» получило 9 стихотворений, а оценку «9» – 13. Таким образом, 22 стиха (9 + 13) получили оценки «10» и «9», т.е. по сути (и, повторюсь, по моему скромному мнению) являются шедеврами. Это 18,3% от общего числа стихотворений, представленных на третий тур конкурса. Во втором туре была немного меньшая величина (17,1%), а вот в первом туре – 8,7%. Оценку «8» получили 46 стихотворений (или 38,3%), а оценку «7» – 37 (или 30,8%). Если брать в сумме стихи с оценками от «7» до «10», то таких будет 105 (или 87,5%). Т.е. более пяти шестых из представленных на этот тур конкурса стихов – это сильные, качественные вещи, каждая из которых (уж поверьте моему опыту) вполне могла бы победить на обычном, менее представительном конкурсе. Но не на этом... Кстати, во втором туре эта величина составляла 80,6%, а в первом туре – всего чуть более двух третей. Так что качественный рост уровня представленных стихотворений (пусть и по субъективному мнению одного из членов жюри) имеет место быть и в этом туре.

И в заключение. Те же классики (и, тем более, многие современники) утверждают, что если нельзя, но очень хочется, то можно. И я вот подумал. А почему бы и мне не замахнуться на классиков. На наших, понимаешь ли, Блока с Пастернаком, на эти два их стихотворения. Только не на одну строчку, а (чего уж мелочиться) сразу на все. Ну, почти на все. Говорят, что такое скрещивание называется «центон», т.е. «стихотворение, целиком составленное из строк (цитат) других стихотворений». И вот что в результате получилось.

Мне снилась осень в полусвете стекол
По вечерам над ресторанами.
И как с небес добывший крови сокол
Там правил окриками пьяными.
Но время шло, и старилось, и глохло,
И ключ поручен только мне!
Заря из сада обдавала стекла,
Я знаю: истина в вине.
Друзья и ты в их шутовской гурьбе...
Дыша духами и туманами,
Спускалось сердце на руку к тебе,
Так медленно пройдя меж пьяными.
А рядом у соседних столиков,
Где, поволокой рамы серебря,
Все пьяницы с глазами кроликов,
С кровавыми слезами сентября.
И каждый вечер, в час назначенный,
Как лед, трещал и таял кресел шелк,
Девичий стан, шелками схваченный –
И сон, как отзвук колокола, смолк.
Но время шло и старилось. И рыхлый
Бессмысленно кривится диск.
Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,
И раздается женский визг.
Я пробудился. Был, как осень, темен.
Ты право, пьяное чудовище!
Как за возом бегущий дождь соломин,
В моей душе лежит сокровище.
И шляпу с траурными перьями
Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,
И веет древними поверьями
Гряда бегущих по небу берез.
Мне снилась осень в полусвете стекол,
Над скукой загородных дач,
Но время шло, и старилось, и глохло,
И раздавался детский плач.
Опубликовано: 10/04/15, 05:31 | Просмотров: 1612 | Комментариев: 2
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Борис, огромное спасибо!
Вы, наверно, самый лучший судья, а для нашей команды - без всяких сомнений.
Александр_Коковихин  (13/04/15 19:12)    


2-60. Зеркало 10 баллов
Аполло – команда «Три плюс два» (Литсеть)
Большое спасибо) не ожидала, что настолько мало кто знает о свойствах зеркального лабиринта, надо было своевременно снабдить эпиграфом)
Аполло  (11/04/15 01:44)