Я родился и живу в Красноярске. Всю жизнь служил. В настоящее время на пенсии. С некоторых пор начал писать стихи. И, поскольку люблю делать вещи как следует, занялся изучением литературы. В нашей группе "Задумка" веду рубрику "Учебник поэта" - делюсь тем, что узнал со всеми желающими. На просторах Mail.ru провожу сезонный конкурс "Сварожки". Книг пока не печатал, да и не очень к этому стремлюсь.
Из-за очень большого объема информации нам пришлось многое представить через файлы и "картинки". Имена авторов и названия команд добавлены ведущими (жюри работало с анонимным файлом).
В кудряшках заблудился лунный свет, Пытаясь надавить на носик-кнопку. Поджав коленки, оттопырив попку, Ты сладко спишь, а я пишу сонет.
По дому бродят тени прошлых лет И хором шепчут в уши ахинею. А я уже от холода синею, Но вдохновенья - не было и нет.
Мешая грусть, аквамарин и ртуть, За окнами плывет ночная муть, А мне так жутко хочется лазаньи,
Что просто глупо пробовать уснуть. Проснись, молю, небесное созданье, И мужа накорми хоть чем-нибудь!
В катренах лишняя пара рифм.  
3-3. Расстрельный сонет   6 баллов Доктор Джи – команда «Штормовое предупреждение» (Неизвестный Гений, Сообщество «Аллея Искусства»)
Нас вывели сегодня на расстрел: разбойника, бродягу и святого. Сражалось в небе воинство Христово, далёкий гром простуженно гремел.
И ветер нёс кому-то птичью трель, как первое божественное слово. Искали тени призрачного крова, солдат меня разглядывал в прицел.
А я смотрел туда, поверх голов и понимал, что к смерти не готов, пока не осенён знаменьем свыше.
Мелькала жизнь - трусливая шпана, - и мать звала обедать из окна, но я не шёл. Наверное, не слышал.
Пара 2(1-4) бедна. Жизнь – трусливая шпана??? Ключ откровенно слаб.  
3-4. Тамара   6 баллов Александр Коковихин – команда «Марина и джентльмены в придачу» (Литсеть)
Тамара знает, кажется, с детсада, спасибо маме – женскому врачу, что счастья в мире нет, есть слово "надо", как туча против лучика "хочу".
Учёба в меде, смены и дежурства. Сходила замуж, дважды родила... Мечтает часто. Но мечты и чувства хоронит сразу в ящиках стола.
Когда Тамара с рынка тащит сетки, идёт кормить взрослеющих детей – снимает кепку памятник советский, и ветер затихает перед ней.
А рядом бродят маленькие тени её больших несбывшихся "хотений"...
Биография в 14 строк. Но слишком повествовательно.  
3-5. Простой сонет*   4 балла Леший (Абашин Алексей) - капитан – команда «Абыр» (Литсеть)
Ленивый день холодного апреля: и ветер слаб, и дождь – скупая взвесь. Но кажется, что я пропитан весь сырым покоем влажной канители.
Фонарь бульварный тени мягко стелет. Ночь-гамаюн с собой приносит весть, что на луне обратной кто-то есть; своеобычно думая о лете…
Мы не находим в мыслях этих путь. И в кратерах потерянная суть не обретает жизнь суровой нити.
Я так люблю, когда твои глаза в меня тайком заглядывают «за»… И утопают в этом лабиринте…  
*сугубо французский
«Ночь-гамаюн с собой приносит весть, что на луне обратной кто-то есть; своеобычно думая о лете…» - крайне неудачная фраза. «С собой» - неблагозвучие. «На луне обратной» - видимо, «на обратной стороне луны», но написано-то совершенно другое. И этот кто-то думает о лете??? «Жизнь суровой нити»??? Так заглядывают «В» или «ЗА»?  
3-6. Предрассветное   2 балла (НЕТ) Анна Рубинштейн – команда «Русалки Ревского» (Стихи.ру, Литературно-творческая площадка «Голоса»)
Спит крепко чашка с треснутым бочком, в кофейной гуще тени тихо бродят. Кружась у лампы, грезит о свободе ночная бабочка, в углу трещит сверчок, мурлычет кот, и лунный свет течёт в подставленный услужливо колодец.
Пунктиром тонким линию проводит рассвет у горизонта за плечом.
Светлеет ночь. Темнеют зеркала. Редеет тьма в древесных куполах. Невыспавшись, зевает ветер в соснах и чешет спину о крутой обрыв.
И, в первый раз сбежав из конуры, щенок рассвет встречает потрясённо.
От сонета здесь осталась только схема рифмовки, если не принимать во внимание строфику. Основные достоинства формы утрачены. Рифмы бедны.  
3-7. О тенях   6 баллов Ксения Григорович – команда «Сиреновая Бригантина» (Стихи.ру, Конкурсная площадка «Светская Хроника»)
У тени нет лица. Она не сможет, Как люди, поглядеться в зеркала… В ней нет объема, красок и тепла, Но мы срослись подошвами сапожек.
Взлетевшим солнцем - лик ее скукожит, Закатный луч - растянет до угла… Хоть я блондинка, а она смугла, Но не могу без тени, как без кожи…
Вот почему и впала я в смятенье, Когда соприкоснулась с Вами тенью, Как будто легкий ветер пролетел…
Две тени обнимались сумасбродно… В отличие от нас - они свободны, Фантомы душ и продолженье тел…
9 строка – не айс, налицо затычки.  
3-8. Монолог Безумного шляпника (или опять про время)   5 баллов Лоция – команда «Левиафан» (Решетория)
Так с колоколен звон слетает звучно, так зеркала хранят тепло песка, так контур, после каждого мазка, вдруг обретает жизненную сущность,
так серость наполняет дни и тени, так губ чужих касаются слегка, так считывают судьбы по рукам, так ветер гладит пролежни ступеней,
так бродят вина. В мир уходят так — простившись впопыхах и не со всеми, не ожидая почестей и благ.
Прислушайся... Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так, тик-так, тик... Так уходит время, по циферблату отмеряя шаг.
Пролежни ступеней??? Рифмы оставляют желать лучшего. Замок – слаб.  
3-10. Мой сонет   7 баллов Денис - капитан команды – команда «Три плюс два» (Литсеть)
Сентябрь до срока медью отзвенел, Но зябкий ветер душу не затронет: Мне чудится в стеклянной тишине Горячее касание ладоней.
Пока луна горит на небосклоне, Кромешный мрак – великий птицелов – Ласкает тени призрачных бессонниц И крылья не повяжет стаям слов.
Я повторять в бреду своем готов Молитву будто: ты, тебя, тобою... И, может быть, ты вырвешься из снов – Предутренних, болезненных до воя...
Но я, лелея пламя прошлых лет, Молчу. Ты та, которой больше нет.
Следуем за рифмой. Не по канону, конечно – теряется законченность катренов, но интересно. Замок хорош.  
3-15. Барашки   7 баллов Альфа Люм - капитан – команда «КПД» (Комитет По Дритатулям) (Стихи.ру)
Сакральная нетронутость листа – Конвертер поэтического зуда. Когда число барашков больше ста – Не спится, и душа взывает к чуду.
Где ностальгия тянет будто груз – Цепляя силуэт, походку, имя – Туда, где бродят тени прежних муз, Но эти ниши заняты другими.
А мнится, что вот-вот шедевр создашь, Но грифель покидает карандаш... И комкаешь наброски, понимая,
Что жить – оно сродни "песать стехов" – Тасуешь каталог побед-грехов, И ждёшь, куда же вывезет кривая...
«шедевр создашь» - не проговариваемо.  
4-1. Тридцать первое   6 баллов Мари Порохова – команда «Мушкетёры без Дюма» (ЛитКульт)
        ....нам судьбой суждено         встретиться снова         в одном из февральских дней.         Делаю ставку на тридцать первое.         (c.)
Ровно в полночь запрыгну в озябший трамвай, Чтобы случайной кометой погаснуть в системе Координат, где не спится, не спиться не с теми, Где не сплетаются в целое мысли и тени. Врут слова, зеркала, и о большем – февраль. Прямо на выдохе ложь добивает в затылок Фразой несносной /прощание в титрах застыло/: – Ты уходишь? Ну ладно, до встречи, давай…
C каждым разом больней и сложней умирать От разговоров, пугающих скукой и драмой – До пустоты, где не будет отчаянно правых. Видишь не видишь, даётся немногое даром, Но и то, что даётся – не в радость опять. Если сорваться с привычной цепи и орбиты, Можно расслышать, как ветер целует убитых. И понять – за спиной снова белая гладь.
Время прячет в разлуках и шрамы, и плеть, Но никого не вернуть к отболевшему прежним. Сколько надежд мы искали любовь под одеждой, Сколько сомнений манила в силки неизбежность. Обернёшься – и не о чем дальше жалеть. Только иначе не станет светлее и легче: – Всё же уходишь? Печально. Ну ладно, до встречи… – Я вернусь. Тридцать первого. Может быть, в шесть.
Прочесть сразу невозможно – ритм определяется только на 6 строке.  
4-2. Облако морали   8 баллов Николай Даниш – команда «Марина и джентльмены в придачу» (Литсеть)
Вот такой менталитет стал: Человеку человек – волк. Убивает конформизм стай: Хочешь, нет ли – в унисон вой. Бродят мысли в голове – бред: «Изменить бы этот мир нам!» Только кто такие мы пред..? – Отработанный живой хлам! Говорят, что человек слаб, А гордыня, говорят, грех, Я бы смело их к чертям слал, Только сам – один из них – тех. Возмущаешься, что все лгут, Сам же, вроде бы, стоишь над? А из зеркала глядит Брут, Улыбается: «И я, брат!»
На зелёных моих лугах Белогривых пасут коней. За туманом, в сырых песках Бродят тени, течёт ручей.
А ночами на те луга Опускается птица Синь. Белогривый её слуга Для царицы примнёт полынь.
У воды - голубой костёр, Ни тепла, ни огня в нём нет. Хороводы речных сестёр От костра уведёт рассвет.
Отчего по утрам, скажи, На ладонях моих роса? До сих пор полоса во ржи, Где бежала нага, боса...
Белогривых моих коней Не догнать, не догнать тебе. Песнопенья русальных дней Затаились в моей судьбе...
Понравилась работа: и смысл и техника исполнения очень гармоничны.  
4-7. Птичье   6 баллов Китайчонок Ли – команда «Штормовое предупреждение» (Неизвестный Гений, Сообщество «Аллея Искусства»)
Птице в небе всё равно, кто она? И какого у людей роду-племени - хоть вороною зовите, хоть вороном... Безразлично ей - вот с этими, с теми ли, будет в атласе цветном нарисована. ...Вижу промельк за окном – тень её.
Отражаюсь я в стекле – кто она? Эта стёртая, усталая женщина... Почему глядит не прямо, а в сторону? Будто видеть в отражении нечего... И чурается зеркал она, словно бы зеркала её в сплошных трещинах...
Будто тени бродят в них - кто они? То ли призраки вины стоголосные с недвусмысленными страстными стонами? То ли ветер там живёт, что унёс его? То ли дети, от него не рождённые – от того, с кем было так вёсенно.
...Здесь у нас снежит апрель - злится ли, иль по маю, как обычно, он мается? Снегопадом ворожит над ресницами... Засыпаю... Высотой небо дразнится. ...Снится остров, мы над ним кружим птицами, а какими — поверь, без разницы.
Четвёртая стопа часто прописана небрежно.  
4-8. Милый, пойдём гулять   6 баллов Николай Яковлев – команда «Три плюс два» (Литсеть)
Я умер тихо. Зато потом, Взлетая в небо с другими душами, Я исступленно орал: «За что?!» А мне сказали: «Смотри и слушай».
И я увидел: остался жив, Приходит Светка, родная, стройная. Глаза сухие, губа дрожит: «Я изменила. Прими достойно».
От жуткой боли спасает смерть. Спасает, если живой, безумие. Загнуться снова мне не суметь. И не свихнуться, поскольку умер.
Я выл в отчаянье, но меня Остановили, причём спокойно так: «А ты как будто не изменял? Иришка? Ольга? Орлова Сонька?»
И было много ещё чего Смущённой тени моей предъявлено... И вдруг я понял – опять живой! Меня вернули туда, где взяли.
Я знал дословно, чего мне ждать. Но ты молчала. А ближе к вечеру Сказала: «Милый, пойдём гулять – Тепло, и, кажется, южный ветер».
Задумка хорошая – рифмы слабы.  
4-13. Баба Мира   5 баллов Елена Тютина – команда «Три плюс два» (Литсеть)
        Баба Мира была незаметной, но интереснейшей фигурой         хрущевского дворика, в котором прошло моё детство.
В тени на скамейке в хрущевском дворе Не первый десяток лет, Укутавшись в шубу, в тоске замерев, Старуха блюдет рассвет.
Дымком беломорины вяжет узор, Ругается: «Чёрт дери». А в старой груди заржавелый мотор Сбивается с цифры «три».
Хирургом работала, штопала жизнь, Чинила другим сердца. Теперь обнимает глазами в тиши Уснувший вишнёвый сад.
Прикрикнет на ветер, поправит платок. К чертям эти «кабы» да «эх». Подымется к небу прокуренный вздох, А с неба повалит снег.
Тоже Ваши?! Ну надо же... Особенно доставили "лИце-страницы" и "полюшко-волюшку".
Зашибись рифмы.
..........................................
Я всё эту муть к чему развела: прежде чем судить кого-то другого, нехудо бы на своё собственное... ммм... творчество взглянуть трезвым взглядом, хотя бы и из-под съезжающей короны...
3-6. Предрассветное 2 балла (НЕТ) Анна Рубинштейн – команда «Русалки Ревского» (Стихи.ру, Литературно-творческая площадка «Голоса»)
От сонета здесь осталась только схема рифмовки, если не принимать во внимание строфику. Основные достоинства формы утрачены. Рифмы бедны.(из обзора )
Вопрос от команды Русалки Ревского
Не понятно, какие принципы создания сонета, по мнению господина судьи, нарушены в произведении Анны Рубинштейн? за что снижена оценка?
Спит крепко чашка с треснутым бочком, в кофейной гуще тени тихо бродят. Кружась у лампы, грезит о свободе ночная бабочка, в углу трещит сверчок, мурлычет кот, и лунный свет течёт в подставленный услужливо колодец. (основная тема - ночь, ощущение несвободы, тьма)
Пунктиром тонким линию проводит рассвет у горизонта за плечом.
Светлеет ночь. Темнеют зеркала. Редеет тьма в древесных куполах. Невыспавшись, зевает ветер в соснах и чешет спину о крутой обрыв. (антитезис - утро, свет, ветер как символ перемен)
И, в первый раз сбежав из конуры, щенок рассвет встречает потрясённо. (синтез - юность//свобода//счастье// победа над тьмой)
с точки зрения содержания, сонет предполагает определенную последовательность развития мысли: тезис — антитезис — синтез — развязка, то есть первый катрен определяет главную тему, второй – ее развитие. В первом терцете дается побочная тема, которая является антитезой к главной, а во втором терцете наступает развязка в виде синтеза этих тем. Музыкальность — непременный атрибут сонета.
Условие было: написать сонет. Развить тему по формуле тезис-антитезис-синтез-развязка можно в любом произведении. А сонет - прежде всего форма: два катрена+два терцета или три катрена и дистих. Каждая строфа должна быть законченной синтаксически. Чего в данном произведении не наблюдается.
Рифмы - не только схема, но и маркеры, помогающие соотносить строки в строфические группы, объединённые смыслом и ритмом. Дважды по две обособленные строчки не являются двустишиями. Ритмичский перелом потерян безвозвратно.
А уж "потрясённо" рифмой назвать можно только с большой натяжкой.
Да, впрочем, зачем объяснять очевидные вещи? Откройте материалы, предложенные организаторами или, хоть, Википедию - прочтёте то же самое.
Собственно, сонет и пишется для того, чтобы отразить повествовательно тезис (катрен), антитезис (второй катрен), синтез (терцет, ритмический и эмоциональный перелом) и замок (последний терцет).
её письмо.
Первая часть:
эпиграф:
" — Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер?
"Золотой теленок"
..............................................................
1. Это не белый стих. Концевые ассонансы отчётливо различимы. Сплошные мужские клаузулы лишь подчёркивают эти созвучия.
2. Это не белый стих. Концевые ассонансы отчётливо различимы. Сплошные мужские клаузулы лишь подчёркивают эти созвучия.
3. Это не белый стих. Концевые ассонансы отчётливо различимы. Сплошные мужские клаузулы лишь подчёркивают эти созвучия.
4. Не удалось полностью избежать концевых ассонансов. Отсутствие альтернанса тоже не импонирует.
5. Ну, почему же не октавы? Анжамбеманы не украшают такой стих. Не удалось победить все концевые ассонансы.
6. И опять не удалось победить все концевые ассонансы.
7. Концевые ассонансы встречаются.
8. Концевые ассонансы встречаются.
9. Хорошая работа! Видно, что с ассонансами велась борьба. Но пара всё же проскочила)))
10. Хорошая работа. Но полностью ассонансов избежать не удалось.
...............................................................
Господин Сварожич! Вас в детстве часто били ремнем за концевые ассонансы? Мама сладкого лишала? Девушка за Вас замуж выйти из-за них отказалась?
Нет? Странно... Что ж тогда у Вас на них реакция, как у цепного пса на соседскую курицу - она уж в курятник забралась, а он всё успокоиться не может.
С Впашего позволения, еще один вопрос: а чьи вот это стихи?
А ты знаешь, как звёзды падают ночью?
Тихо-тихо, совсем неслышно,
Оставляя на небе короткий росчерк
Оранжево-пышный…
или вот эти:
Блуждание. В тумане я.
Лишь призрачные ветки.
Страна Себяобмания,
И проблески в ней редки.
ну или эти:
Ведь он не умер. А покуда
Иссякнет нави хладоночь,
Он дремлет, ожидая чуда -
В броню закованная мощь!
Неужели это Ваши?! А как же быть с концевым ассонансом, не к ночи будь помянут?
Или что позволено Юпитеру, не позволено быку?
.....................................................
Вторая часть:
"... Рифмы бедны."
Задам тот же самый вопрос - а это чьи стихи:
Вышел за околицу в чистое во полюшко:
Все пути открытые– только выбирай!
Вольному подарен мир по Сварожьей волюшке,
А рабу спасённому стёжка прямо в рай.
Полетал по небушку, да по белу светушку,
Оставлял на камушках капельки руды.
Вспоминала матушка удалого детушку –
Налагала заговор от лихой беды.
или это:
Могуч, суров, водонапорен -
Восстал упрямою волной!
За то, что Маре непокорен,
Закован в панцирь ледяной.
ну или вот это:
Стихов забытые страницы –
Воздушных замков странный край.
Я снова говорю: «Прощай!» -
Мечтам, что не сумели сбыться.
И след растаял синей птицы
Среди вороньих чёрных стай.
Я ей кричу: «Не улетай!»
Но только пёрышко кружится.
И на ладонь мою ложится -
Воспоминания крупица -
Но что с того? - Утрачен рай.
Печать бессонницы на лИце.
Стихов забытые страницы.
И воронья зловещий грай.
Тоже Ваши?! Ну надо же... Особенно доставили "лИце-страницы" и "полюшко-волюшку".
Зашибись рифмы.
..........................................
Я всё эту муть к чему развела: прежде чем судить кого-то другого, нехудо бы на своё собственное... ммм... творчество взглянуть трезвым взглядом, хотя бы и из-под съезжающей короны...
anna
Анна Рубинштейн – команда «Русалки Ревского» (Стихи.ру, Литературно-творческая площадка «Голоса»)
От сонета здесь осталась только схема рифмовки, если не принимать во внимание строфику. Основные достоинства формы утрачены. Рифмы бедны.(из обзора )
Вопрос от команды Русалки Ревского
Не понятно, какие принципы создания сонета, по мнению господина судьи, нарушены в произведении Анны Рубинштейн? за что снижена оценка?
Спит крепко чашка с треснутым бочком,
в кофейной гуще тени тихо бродят.
Кружась у лампы, грезит о свободе
ночная бабочка, в углу трещит сверчок,
мурлычет кот, и лунный свет течёт
в подставленный услужливо колодец. (основная тема - ночь, ощущение несвободы, тьма)
Пунктиром тонким линию проводит
рассвет у горизонта за плечом.
Светлеет ночь. Темнеют зеркала.
Редеет тьма в древесных куполах.
Невыспавшись, зевает ветер в соснах
и чешет спину о крутой обрыв. (антитезис - утро, свет, ветер как символ перемен)
И, в первый раз сбежав из конуры,
щенок рассвет встречает потрясённо. (синтез - юность//свобода//счастье// победа над тьмой)
с точки зрения содержания, сонет предполагает определенную последовательность развития мысли: тезис — антитезис — синтез — развязка, то есть первый катрен определяет главную тему, второй – ее развитие. В первом терцете дается побочная тема, которая является антитезой к главной, а во втором терцете наступает развязка в виде синтеза этих тем. Музыкальность — непременный атрибут сонета.
Рифмы - не только схема, но и маркеры, помогающие соотносить строки в строфические группы, объединённые смыслом и ритмом. Дважды по две обособленные строчки не являются двустишиями. Ритмичский перелом потерян безвозвратно.
А уж "потрясённо" рифмой назвать можно только с большой натяжкой.
Да, впрочем, зачем объяснять очевидные вещи? Откройте материалы, предложенные организаторами или, хоть, Википедию - прочтёте то же самое.
Собственно, сонет и пишется для того, чтобы отразить повествовательно тезис (катрен), антитезис (второй катрен), синтез (терцет, ритмический и эмоциональный перелом) и замок (последний терцет).