Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Межпортальный конкурс. ФИНАЛ. Bor G. Комментарии и оценки. Часть 1
Обзоры
Автор: Колизей-Архив
Обзор был разбит на две части при публикации.

Первая часть: эта публикация

Вторая часть: http://litset.ru/publ/34-1-0-17942



Bor G
Ссылки на авторские страницы:
http://www.stihi.ru/avtor/Bor_G
http://litset.ru/index/8-311

Для меня сетература – это вещь сугубо виртуальная, такое себе хобби, не более. Так что персонаж вполне и хронически виртуальный.
Победитель ряда сетевых конкурсов (даже не считал количество, просто не интересно, за сотню точно наберется). Гранд магистр и член жюри МФ ВСМ (просто на этой площадке мне нравится система судейства с большим количеством судей, представляется наиболее объективной в рамках возможного, поэтому там бываю чаще).




Из-за очень большого объема информации нам пришлось многое представить через файлы и "картинки".
Имена авторов и названия команд добавлены ведущими (жюри работало с анонимным файлом).


Оригинальный файл судейства можно скачать здесь:
https://www.dropbox.com/s/you6lb2xyd5q7tv/Bor_G-FINAL_Zhyuri_2304.doc

Документ со всеми текстами произведений можно скачать здесь:
https://www.dropbox.com/s/cbmjlz2omtlay7r/FINAL_Zhyuri_2304.doc

Оценки по 1 и 2 формам:

Оценки по 3 и 4 формам:



Комментарии

Следует признать, что наши организаторы подошли к заданиям на финал с особым, скажем так, садизмом. Можно было ожидать на финал от наших участников, уже хорошо раскочегарившихся и вошедших во вкус, если не шедевров, то творений, весьма близких к ним. Но наши организаторы решили эту задачу им несколько усложнить. Предложив им приготовить нечто из несколько сортов, в определённом смысле, трудноусваиваемых (или даже - усвояемых) литературных блюд. Всё же можно отметить, что ряд авторов и в таких непростых рамках смогли написать вполне симпатичные вещи. Хотя всё же мне кажется, что в более свободных условиях общий уровень был бы всё же выше. Впрочем, это я скорее ворчу, почти как маленькая девочка в одном литературном анекдоте (который, говорят, создан практически на основе реальных событий):

Как-то известная писательница с мировой славой летела в самолёте, а рядом с ней сидела маленькая девочка. Полёт долгий, решила писательница завести разговор:
– Я слышала, что время проходит быстрее, когда о чём-нибудь беседуешь.
– Вы абсолютно правы. И о чём же Вы хотите беседовать?
– Ну... я даже не знаю... может быть о книгах (называет свою фамилию)? Ты же читала её книги?
– Да, конечно. Обязательно побеседуем об этом. Но для начала я хочу убедиться, стоит ли с Вами беседовать. Вот ответьте мне на простой вопрос. Например, вот на лугу стоят овечка, коровка и лошадка. Они кушают одну и ту же травку. У овечки какашки такие маленькие и круглые, у коровки лепёшками, а у лошадки такие крупные и комками. Вы не знаете, почему?
– Нет, девочка, не знаю...
– Так какой смысл мне с Вами беседовать о шедеврах литературы, если Вы даже в сортах говна не разбираетесь!?

Разумеется, наши организаторы предложили авторам четыре сорта несколько других продуктов. И только совсем уж циники могут искать здесь ассоциации с тем, что имела в виду маленькая девочка. Но следует признать, что задания на финал потребовали от наших авторов не только творческого (поэтического, литературного), но ещё и научного подхода к написанию. Без которого в таких сложных формах, как белый стих, сонет, а тем более акростих или логаэд – обойтись весьма непросто. Ибо и форму надо соблюсти, и требования к каждой форме, и в какой-то мере оптимизировать все параметры стихотворения. Не забывая при этом, разумеется, и о творческой составляющей. И о том, ради чего, собственно, всё это осуществляется, т.е. о хорошем стихотворении «на выходе», не взирая на все исходные формальные сложности и правила. Иначе получается «чёрт-те что и сбоку бантик», т.е. структурно вроде всё по правилам, всё оптимально, лихо закручены все головоломные и её же -кружительные структуры – а стихотворение, мягко говоря, производит впечатление «не очень» и «пахнет» как-то совсем не так, как предполагалось, наверное. Почти как в другом анекдоте про научную организацию труда и оптимизацию оного.

Посетитель ресторана, садясь за стол, нечаянно столкнул ложку на пол. Стоящий рядом официант тут же достал чистую ложку из кармана пиджака. Посетитель изумился.
– Консалтинговая компания, – ответил официант, – у которой мы заказали консультации по правильной организации процесса обслуживания и повышению производительности труда, подсчитала, что 17,3% посетителей роняют ложки на пол. Держа чистые ложки в карманах, мы теперь экономим кучу времени.
После ужина, собираясь уходить из ресторана, посетитель заметил официанту, что у того висит ниточка из ширинки.
– Я знаю, – ответил официант, – Те же консультанты предложили нам привязать ниточки к члену. Когда нам нужно в туалет, мы можем потянуть за ниточку и член вываливается наружу. Это экономит 12,6% времени на его поиски и на мытьё рук.
– Простите, – заметил ещё более изумлённый посетитель, – а как же вы засовываете член назад?
– Я не знаю, как это делают другие, – ответил официант, – консалтинговая компания ещё работает над этим вопросом, но я для этого использую ложечку...

Однако прекращаю ворчать. И будем приступать к комментариям. Не буду здесь повторять те принципы, из которых я исхожу при выставлении оценок на данном конкурсе (желающие могут глянуть мои предыдущие обзоры). Замечу только, что в финале будут задействованы некоторые дополнительные подходы, касающиеся конкретных форм (о чём будет сказано ниже). Ну, и в финале комментарии будут не только по стихотворениям с оценками 10 и 9, но и по некоторым стихотворениям с более низкими оценками, где такой комментарий мне показался уместным.

Форма "Белый стих"

Мне кажется, что при написании белых стихов авторы (во всяком случае, на данном конкурсе) чем-то напоминают ковбоя из классического вестерна, который заходит в салун, лихо достаёт из-за пояса два кольта, взводит курки – и тут замечает, что револьверы не заряжены, в барабанах зияют пустые отверстия вместо патронов. И ему приходится обходиться тем, что есть – и всё это без стрельбы. Как известно из старых фильмов, виртуозы жанра (вестерна) умудрялись и в таких условиях продемонстрировать себя во всей красе. С поэтами, лишёнными возможности рифмовать – всё зачастую гораздо сложнее. И гораздо печальнее. Ибо «на безрифмье» (в отличие от известной поговорки про безрыбье) любая шероховатость стиха, которая могла бы быть сглажена хорошей рифмовкой, без оной буквально вылезает на первый план и больно тыкается во все места, как гвозди на ложе йога-любителя. В белом стихе ритмическая основа, образность языка, содержание, клаузулы, их сочетание – не просто должны присутствовать, они должны быть безупречны. Ну, как самолёт, у которого не вышла одна стойка шасси – сможет нормально приземлиться только при очень точном заходе на посадку. Когда всё должно быть сбалансировано, обосновано, выверено, точно. Иначе – если не катастрофа, то просто «брюхом в грязь».

Уместно, наверное, будет вспомнить ещё один старый анекдот, касательно не только этой формы, но и всех форм на финал. Этот анекдот (в виде анекдота или в виде тоста) я часто с успехом использую на различных деловых переговорах, и для разрядки обстановки, и для подведения собственно к официальным вопросам.

Дело было в 90-е годы. Типичный «молодой бизнесмен» (малиновый пиджак, морда в окно 600-го «Мерса» не влезает) решил от трудов праведных немного порыбачить у себя на даче. Дача, понятно дело, была элитная, пруд тоже. В общем, поймал он, разумеется, золотую рыбку. Та ему человеческим голосом молвит, что время-деньги, нечего базары разводить, пусть сразу говорит желание. Но поскольку инфляция, то желание она исполнит только одно. Пусть загадает самое заветное, самое сокровенное желание. Самое-самое. Одно. Чтобы было во всём сбалансированное. И вполне обоснованное. Бизнесмен пытался по привычке быковать, дескать кто-то на стрелке базарил, что в детской сказке было три желания, но рыбка назвала пару имён с номерами телефонов – и тот затих. Потом думал-подумал и говорит, что хочу, мол, чтобы это вот, мужское достоинство было у него до земли. Рыбка пытается его урезонить, дескать, желание дурацкое, зачем ему это. Оно ничем не обоснованное и отнюдь не сбалансированное. Наоборот, вся сбалансированность организма нарушится. И вообще, это же чёрт знает что получится. Но бизнесмен – ни в какую. Хочу так – и всё тут. Давай рыбка, исполняй. Хорошо – говорит рыбка, как формулируешь желание, так и будет. Не думаешь про обоснованность и сбалансированность своих желаний и деяний – так тому и быть. Махнула рыбка хвостом инкрустированным, за её спиной из пруда появился рак, который громко свистнул. Тут же на берегу нарисовался большой ларец. Вылезли оттуда двое из ларца, одинаковых с лица – и отрубили бизнесмену ноги по самое это вот достоинство. Которое теперь, разумеется, стало доставать до земли...

Вот и мне ряд стихов на конкурсе, при всех своих внешних факторах соблюдения правил конкретной формы, – по своей обоснованности и сбалансированности чем-то напоминали этот старый анекдот.

Впрочем, пора уже переходить к «официальным вопросам». Т.е. к оценкам. Точнее даже – к комментариям.

1-4. Морской блюз   9 баллов
Ирина Корнетова – команда «Абыр» (Литсеть)



Вообще говоря, идеальным можно назвать такой белых стих, при прочтении (или прослушивании) которого поначалу даже не замечаешь, что он не содержит рифмовки. Настолько в нём всё гладко, всё к месту, всё «притёрто», как в хорошем часовом механизме, который безукоризненно отслеживает время, разве что при этом не тикает. В этом стихе всё почти так. Основательный такой пятистопный ямб, угадывается схема рифмовки (если бы таковая присутствовала) ААБВВБ, с чередованием женских (попарных) и мужских (через три) рифм (в данном случае клаузул). И если бы не сбой в конце самой первой полустрочки, где в «хандре» «съелся» один слог, превратив клаузулу в мужскую – то могла бы быть и самая высокая оценка.
 

1-11. На старой даче   10 баллов
Светлана Моисеева – команда «Сиреновая Бригантина» (Стихи.ру, Конкурсная площадка «Светская Хроника»)



Долго выбирал между 9 и 10. Смущали некоторые фонетические шероховатости: «к_коврику», «тени_иль_пальто», которые не являются критически важными, незаменимыми с точки зрения всей архитектоники стихотворения и в рамках формы «белого стиха» вполне могли быть сглажены. Но пересилило всё же само произведение, весьма симпатичное, местами даже очень.
 

1-12. Иштар   9 баллов
simon – команда «Мушкетёры без Дюма» (ЛитКульт)



В принципе уже само название сразу настраивает на что-то «пелевинское». Если не на «три загадки Иштар» из «Generation П», то хотя бы на незабвенную Иштар Борисовну из «Empire V» или Геру-Иштар из «Бэтман Аполло». Но стих сразу разбивает такие фривольные мысли. Здесь всё серьёзно. Йехошуа бен-Нун обошёл город. Сначала это было трижды, потом уже насчитывало пять раз. А, как известно, после того, как он это сделает семь раз – начнутся для города и всех его обитателей большие неприятности, причём «под фанфары». Опять же стих вполне мог быть представлен и в разделе «Логаэд», ибо во всех строчках (кроме последних в каждой строфе) трёхстопный анапест в конце переходит в ямбовую стопу с дополнительным безударным слогом, образуя женскую клаузулу. Можно, конечно, поспорить, каким концом Иштар (в любой своей ипостаси) к Иерихону, чтобы шептать её имя на третий (и даже на пятый) день круговых хождений Иисуса Навина, если уже давно пора было герою банально «рвать когти» оттуда – но оставим это в расчёте на полёт фантазии автора, который весьма впечатляет.
 

1-13. Женская баня   10 баллов
Николай Агальцов – капитан – команда «Марина и джентльмены в придачу» (Литсеть)



У Михаила Круга (который, кроме «блатного шансона», писал ещё и неплохие лирические песни, пусть и немного) есть прелестная песенка «Мамины подружки». Где-то о том же. Кстати, рекомендую послушать. Один раз... О том же, но не совсем. Данный стих, кроме весьма качественного исполнения, следует ещё и отметить, как одно из немногих современных произведений «о войне», наполненных действительно драматическим содержанием и смыслом, а не тем тошнотворным бредом, который «к дате» (а с недавних пор и «без даты») проистекает «из каждого утюга».
 

1-14. Седьмые сны   10 баллов
Штурман рома, он же Алексей Керженевич – команда «Корабль-призрак» (Литературный портал «Замок с привидениями»)



Такое впечатление, что лучшие стихи в этом разделе скопились внизу. То ли под своим «весом», то ли в поисках, где глубже: смыслы, образы, ассоциации. Вот и это стихотворение практически безупречно, практически не замечаешь изначально, что оно лишено рифм. Как и должно быть с качественным белым стихом. Эпический пятистопный ямб с сугубо женскими клаузулами, с завораживающим сюжетом, читающийся буквально на одном дыхании, без даже малейших шероховатостей.
 

Форма "Акростих"

С акростихом всегда всё было очень непросто. Исходя из той же «вестерновской» аналогии, можно вспомнить поговорку в среде ковбоев о том, что размахивающий кольтом человек, выставляющий ствол наперёд – тем самым подчёркивает свою слабость, как бы демонстрируя, что, кроме этого, у него за душой ничего нет. Так и в акростихе зачастую форма остаётся единственным достоинством такого стиха – в ущерб содержанию, ритмическому рисунку, рифмам, всему остальному. А ведь по уму зашифрованная фраза должна быть и своеобразным камертоном, смысловым эпиграфом стиха. И сам он должен быть таким, должен читаться так, чтобы все скидки на «акро» оказались неуместными, да и не очень то и нужными. Увы, далеко не все авторы смогли достойно выполнить это задание. И «выставление кольта наперёд» (при менее эстетической картине за ним) тоже имело место...

2-3. Остров СЛОН   9 баллов
НБС – команда «Летучие голодранцы» (Графская При©тань)



Очень и очень неплохо. Классический пятистопный анапест, с чередованием женских и мужских оконечных рифм, с внутренними рифмами на конце второй стопы, разумеется, мужскими, потому что анапест, конец стопы. Очень сильное содержание. Как я уже не раз писал про этот размер – что ещё нужно, чтобы получился шикарный стих, и заодно чтобы получить самую высокую оценку. И если бы не досадный сбой во внутренней рифме седьмой строки «Бродят рыжие блики», где рифма получилась женская, идёт сбой ритма, да и рифмовка с «кулик» – так, не очень. Жаль, это вполне можно исправить. Автор, скорее всего, просто не заметил.
 

2-4. Мгновение   5 баллов
Анна Арканина – команда «Русалки Ревского» (Стихи.ру, Литературно-творческая площадка «Голоса»)



Отмечаю в комментариях данный стих, чтобы привести пример уже упоминавшегося выше нарушения сбалансированности и обусловленности. Чем обусловлена такая короткая зашифрованная фраза (точнее даже слово)? На таком коротком «теле стиха» и содержание особо не раскроешь, да и в последнюю букву сразу две строчки приходится вписывать. Стих сильно разбалансирован, и это мы ещё на рифмовку не смотрели, не говоря уже о глубине содержания на таком «мелководье».
 

2-10. Остров сокровищ   10 баллов
Андрей Тенигин – команда «Пираньи пера» (Литсеть)



А вот здесь у меня просто нет слов. Точнее, одно слово есть – шикарно. Наверное, лучший стих по данному разделу. И по разделу «Сонет» тоже, ибо спокойно мог бы быть представлен и там. И по разделу «Любовная лирика» на предыдущем этапе конкурса (а ведь настоящую, небанальную любовную лирику написать очень и очень трудно). Всё здесь к месту. И зашифрованная фраза, которая воистину является краеугольной. И форма, и содержание, и прочтение на одном дыхании. Всё…
 

2-13. Виденья   9 баллов
Лойсо – команда «Левиафан» (Решетория)



Ещё один «два в одном», и акро, и сонет. Конечно, не такой шикарный, как 2-10, но тоже весьма неплохо. Анахорет, конечно, немного путает французский с нижегородским, но что с него, с анахорета, возьмёшь... Он ведь, поди, семинариев не кончал, и даже в монастыри – ни ногой, просто от мира удалился. Отсюда и видения. Просятся ли на ум другие фразы, например, «же не манж па сис жур» (как рассказывал один француз, стоит ему где-то на территории экс-СССР сказать, что он из Франции, так сразу ему каждый на ломаном французском спешит радостно сообщить, что он не ел шесть дней)? Же не се па. В смысле – я не знаю...
 

2-14. Почему я почемучка?   9 баллов
Марина Старчевская – команда «Марина и джентльмены в придачу» (Литсеть)



Симпатичный такой детский стишок. Настоящий детский, без дураков. И даже глагольные рифмы его отнюдь не портят. Можно даже использовать в качестве считалки. Достаточно бесхитростный, конечно. Но вполне заслуживает «девятки», даже если бы был и без «акро». Но здесь это совсем безболезненно (и даже местами виртуозно) вплетено в тело стиха.
 

2-16. Хороший день*   10 баллов
Сергей Черсков – команда «Три плюс два» (Литсеть)



Довольно смелое решение автора. Весьма эпатажный выбор ключевой фразы. Но насколько виртуозно выполнен сам стих. Причём (особо тонкий момент) можно безболезненно поменять местами первые две строчки, чтобы по первым буквам читалась не адаптированная, а собственно аутентичная строка «Матерщинного стихотворения» Бориса Рыжего. Разумеется, могут быть диспуты насчёт 3-й и 6-й строчек, дескать, там «ё» должно быть, а не «е». Но это совершенно не существенно, тут любители кроссвордов не дадут соврать. А так стих получился весьма симпатичный. И если бы не слабая глагольная рифма в тех же 3-6-х строках, и не слово «Единственные», которое в начале строки с трудом вписывается даже в ямбовый размер – то вполне могла бы быть и «десятка». Впрочем, добавлю автору балл за виртуозный эпатаж.
 

Форма "Сонет"

Что можно сказать о сонете, кроме того, что уже многократно о нём сказано?.. При всей, казалось бы, простоте формы, и достаточно чётко прописанных правилах исполнения – это очень сложный для написания жанр поэзии. Именно из-за чётких правил и «твёрдости» формы, которые не допускают ни самых мелких отступлений от правил, ни каких-либо «проходных», несущественных слов, даже частиц или междометий. Всё должно быть к месту, гармонично, в тему. И не стоит кивать на Шекспира, можно написать хороший сонет и без кивания на убийцу Гамлета, Дездемоны и множества других, менее значительных персонажей – а просто, от души.

3-3. Расстрельный сонет   10 баллов
Доктор Джи – команда «Штормовое предупреждение» (Неизвестный Гений, Сообщество «Аллея Искусства»)



Весьма непросто сделать сонет многоплановым, многослойным в смысловом отношении. Но если это удаётся, то получаются достаточно симпатичные вещи. Вот как эта. Долго выбирал между 9 и 10. Смущала фонетика вот здесь на стыке слов «жизнь - трусливая» и не совсем уверенная рифма «трель-прицел». Но всё же склонился к «десятке».
 

3-13. 31 августа   9 баллов
volot – команда «inaya команда» (Неизвестный Гений, Сообщество «Аллея Искусства»)



Посвящение Марине Цветаевой, если оно сделано вот так качественно, как бы отстранённо, если соткано из деталей и ассоциаций – само по себе обречено на успех. Тем более, что автор и в сонетной форме смог найти нужные слова и правильно их задействовать, попутно практически избежав ненужных.
 

3-14. Холодный город   10 баллов
Елена Шилова - капитан – команда «Пираньи пера» (Литсеть)



Настоящий сонет. Всё к месту. Очень точные рифмы. Сюжетный и смысловой темп развивается по нарастающей в первых двух катренах и первом терцете, чтобы в финальном терцете как бы «выйти на установившийся режим».
 

3-15. Барашки   9 баллов
Альфа Люм - капитан – команда «КПД» (Комитет По Дритатулям) (Стихи.ру)



Хороший сонет. В меру ироничный, в меру философский. Совсем немного не хватило до самой высокой оценки. Вот здесь заметная фонетическая шероховатость «шедевр создашь», но это ещё не так существенно. А вот это "песать стехов" не выглядит достаточно обоснованным, такое впечатление, что просто нужна была рифма для «побед-грехов», вот и пришлось простонародно-по-олбански извратиться немного.
 

3-16. Видимость триумфа   10 баллов
Призрачная Встречная, она же Братислава – капитан – команда «Корабль-призрак» (Литературный портал «Замок с привидениями»)



И здесь (как и в случае с белыми стихами) такое впечатление, что лучшие стихи скопились внизу, на дне раздела. Идут подряд, один за другим. А этот сонет – просто прекрасен. И древнеримский император в нём, и всё вокруг него – не менее актуально и в наше, тоже весьма непростое время. Да и о Древнем Риме ли этот сонет, право слово (а не о каком-то другом – по счёту – Риме)?..
 



Вторая часть: http://litset.ru/publ/34-1-0-17942
Опубликовано: 03/05/15, 08:11 | Просмотров: 1674 | Комментариев: 2
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Спасибо большое за добрые слова о "Хорошем дне". Так и будет - строки поменяю местами. А еще навязанные "тени" выкину.)
Сергей_Черсков  (04/05/15 13:50)    


Спасибо за обзор, порцию жизненных анекдотов и две десятки для моей команды (2-10 и 3-14). Автор 3-14.
Не скажу, что финальное задание отрубило нам ноги, но определенная скованность творческих движений явственно ощущалась. ))
Елена_Шилова  (03/05/15 22:33)