Для меня сетература – это вещь сугубо виртуальная, такое себе хобби, не более. Так что персонаж вполне и хронически виртуальный. Победитель ряда сетевых конкурсов (даже не считал количество, просто не интересно, за сотню точно наберется). Гранд магистр и член жюри МФ ВСМ (просто на этой площадке мне нравится система судейства с большим количеством судей, представляется наиболее объективной в рамках возможного, поэтому там бываю чаще).
Из-за очень большого объема информации нам пришлось многое представить через файлы и "картинки". Имена авторов и названия команд добавлены ведущими (жюри работало с анонимным файлом).
Следует признать, что наши организаторы подошли к заданиям на финал с особым, скажем так, садизмом. Можно было ожидать на финал от наших участников, уже хорошо раскочегарившихся и вошедших во вкус, если не шедевров, то творений, весьма близких к ним. Но наши организаторы решили эту задачу им несколько усложнить. Предложив им приготовить нечто из несколько сортов, в определённом смысле, трудноусваиваемых (или даже - усвояемых) литературных блюд. Всё же можно отметить, что ряд авторов и в таких непростых рамках смогли написать вполне симпатичные вещи. Хотя всё же мне кажется, что в более свободных условиях общий уровень был бы всё же выше. Впрочем, это я скорее ворчу, почти как маленькая девочка в одном литературном анекдоте (который, говорят, создан практически на основе реальных событий):
Как-то известная писательница с мировой славой летела в самолёте, а рядом с ней сидела маленькая девочка. Полёт долгий, решила писательница завести разговор: – Я слышала, что время проходит быстрее, когда о чём-нибудь беседуешь. – Вы абсолютно правы. И о чём же Вы хотите беседовать? – Ну... я даже не знаю... может быть о книгах (называет свою фамилию)? Ты же читала её книги? – Да, конечно. Обязательно побеседуем об этом. Но для начала я хочу убедиться, стоит ли с Вами беседовать. Вот ответьте мне на простой вопрос. Например, вот на лугу стоят овечка, коровка и лошадка. Они кушают одну и ту же травку. У овечки какашки такие маленькие и круглые, у коровки лепёшками, а у лошадки такие крупные и комками. Вы не знаете, почему? – Нет, девочка, не знаю... – Так какой смысл мне с Вами беседовать о шедеврах литературы, если Вы даже в сортах говна не разбираетесь!?
Разумеется, наши организаторы предложили авторам четыре сорта несколько других продуктов. И только совсем уж циники могут искать здесь ассоциации с тем, что имела в виду маленькая девочка. Но следует признать, что задания на финал потребовали от наших авторов не только творческого (поэтического, литературного), но ещё и научного подхода к написанию. Без которого в таких сложных формах, как белый стих, сонет, а тем более акростих или логаэд – обойтись весьма непросто. Ибо и форму надо соблюсти, и требования к каждой форме, и в какой-то мере оптимизировать все параметры стихотворения. Не забывая при этом, разумеется, и о творческой составляющей. И о том, ради чего, собственно, всё это осуществляется, т.е. о хорошем стихотворении «на выходе», не взирая на все исходные формальные сложности и правила. Иначе получается «чёрт-те что и сбоку бантик», т.е. структурно вроде всё по правилам, всё оптимально, лихо закручены все головоломные и её же -кружительные структуры – а стихотворение, мягко говоря, производит впечатление «не очень» и «пахнет» как-то совсем не так, как предполагалось, наверное. Почти как в другом анекдоте про научную организацию труда и оптимизацию оного.
Посетитель ресторана, садясь за стол, нечаянно столкнул ложку на пол. Стоящий рядом официант тут же достал чистую ложку из кармана пиджака. Посетитель изумился. – Консалтинговая компания, – ответил официант, – у которой мы заказали консультации по правильной организации процесса обслуживания и повышению производительности труда, подсчитала, что 17,3% посетителей роняют ложки на пол. Держа чистые ложки в карманах, мы теперь экономим кучу времени. После ужина, собираясь уходить из ресторана, посетитель заметил официанту, что у того висит ниточка из ширинки. – Я знаю, – ответил официант, – Те же консультанты предложили нам привязать ниточки к члену. Когда нам нужно в туалет, мы можем потянуть за ниточку и член вываливается наружу. Это экономит 12,6% времени на его поиски и на мытьё рук. – Простите, – заметил ещё более изумлённый посетитель, – а как же вы засовываете член назад? – Я не знаю, как это делают другие, – ответил официант, – консалтинговая компания ещё работает над этим вопросом, но я для этого использую ложечку...
Однако прекращаю ворчать. И будем приступать к комментариям. Не буду здесь повторять те принципы, из которых я исхожу при выставлении оценок на данном конкурсе (желающие могут глянуть мои предыдущие обзоры). Замечу только, что в финале будут задействованы некоторые дополнительные подходы, касающиеся конкретных форм (о чём будет сказано ниже). Ну, и в финале комментарии будут не только по стихотворениям с оценками 10 и 9, но и по некоторым стихотворениям с более низкими оценками, где такой комментарий мне показался уместным.
Форма "Белый стих"
Мне кажется, что при написании белых стихов авторы (во всяком случае, на данном конкурсе) чем-то напоминают ковбоя из классического вестерна, который заходит в салун, лихо достаёт из-за пояса два кольта, взводит курки – и тут замечает, что револьверы не заряжены, в барабанах зияют пустые отверстия вместо патронов. И ему приходится обходиться тем, что есть – и всё это без стрельбы. Как известно из старых фильмов, виртуозы жанра (вестерна) умудрялись и в таких условиях продемонстрировать себя во всей красе. С поэтами, лишёнными возможности рифмовать – всё зачастую гораздо сложнее. И гораздо печальнее. Ибо «на безрифмье» (в отличие от известной поговорки про безрыбье) любая шероховатость стиха, которая могла бы быть сглажена хорошей рифмовкой, без оной буквально вылезает на первый план и больно тыкается во все места, как гвозди на ложе йога-любителя. В белом стихе ритмическая основа, образность языка, содержание, клаузулы, их сочетание – не просто должны присутствовать, они должны быть безупречны. Ну, как самолёт, у которого не вышла одна стойка шасси – сможет нормально приземлиться только при очень точном заходе на посадку. Когда всё должно быть сбалансировано, обосновано, выверено, точно. Иначе – если не катастрофа, то просто «брюхом в грязь».
Уместно, наверное, будет вспомнить ещё один старый анекдот, касательно не только этой формы, но и всех форм на финал. Этот анекдот (в виде анекдота или в виде тоста) я часто с успехом использую на различных деловых переговорах, и для разрядки обстановки, и для подведения собственно к официальным вопросам.
Дело было в 90-е годы. Типичный «молодой бизнесмен» (малиновый пиджак, морда в окно 600-го «Мерса» не влезает) решил от трудов праведных немного порыбачить у себя на даче. Дача, понятно дело, была элитная, пруд тоже. В общем, поймал он, разумеется, золотую рыбку. Та ему человеческим голосом молвит, что время-деньги, нечего базары разводить, пусть сразу говорит желание. Но поскольку инфляция, то желание она исполнит только одно. Пусть загадает самое заветное, самое сокровенное желание. Самое-самое. Одно. Чтобы было во всём сбалансированное. И вполне обоснованное. Бизнесмен пытался по привычке быковать, дескать кто-то на стрелке базарил, что в детской сказке было три желания, но рыбка назвала пару имён с номерами телефонов – и тот затих. Потом думал-подумал и говорит, что хочу, мол, чтобы это вот, мужское достоинство было у него до земли. Рыбка пытается его урезонить, дескать, желание дурацкое, зачем ему это. Оно ничем не обоснованное и отнюдь не сбалансированное. Наоборот, вся сбалансированность организма нарушится. И вообще, это же чёрт знает что получится. Но бизнесмен – ни в какую. Хочу так – и всё тут. Давай рыбка, исполняй. Хорошо – говорит рыбка, как формулируешь желание, так и будет. Не думаешь про обоснованность и сбалансированность своих желаний и деяний – так тому и быть. Махнула рыбка хвостом инкрустированным, за её спиной из пруда появился рак, который громко свистнул. Тут же на берегу нарисовался большой ларец. Вылезли оттуда двое из ларца, одинаковых с лица – и отрубили бизнесмену ноги по самое это вот достоинство. Которое теперь, разумеется, стало доставать до земли...
Вот и мне ряд стихов на конкурсе, при всех своих внешних факторах соблюдения правил конкретной формы, – по своей обоснованности и сбалансированности чем-то напоминали этот старый анекдот.
Впрочем, пора уже переходить к «официальным вопросам». Т.е. к оценкам. Точнее даже – к комментариям.
1-4. Морской блюз   9 баллов Ирина Корнетова – команда «Абыр» (Литсеть)
Еще саднит февральская хандра, и ноет память где-то в подреберье, И сонный город беспробудно сер… - Эй, Город! – тормошу его тихонько, поглаживая мраморную кожу Бесстрастно-исторического льва. Он вздрагивает, тянется навстречу, а восхищенный март роняет в лужи Серёжки кисло-пряных тополей. И я, держась за локоть переулка, иду по древним склонам прямо к морю, Приветливо кивая катерам. Песок ломтями выложен на пляже – пирушка шторма не прошла бесследно. На солнце греет спину старый пирс, Спешит прибой растрепанной собакой в мою ладонь уткнуться мокрым носом - И отбегает прочь, лизнув туфлю. Чуть в отдаленье бродят стаи чаек, выписывая сказочные руны На мокром желто-розовом песке. Здесь дышится легко и вдохновенно - февральские печали срезал ветер, И все обиды вытравил апрель. Покачивая бёдрами бульваров, под черноморский блюз танцует город… И первым громом салютует май.
Вообще говоря, идеальным можно назвать такой белых стих, при прочтении (или прослушивании) которого поначалу даже не замечаешь, что он не содержит рифмовки. Настолько в нём всё гладко, всё к месту, всё «притёрто», как в хорошем часовом механизме, который безукоризненно отслеживает время, разве что при этом не тикает. В этом стихе всё почти так. Основательный такой пятистопный ямб, угадывается схема рифмовки (если бы таковая присутствовала) ААБВВБ, с чередованием женских (попарных) и мужских (через три) рифм (в данном случае клаузул). И если бы не сбой в конце самой первой полустрочки, где в «хандре» «съелся» один слог, превратив клаузулу в мужскую – то могла бы быть и самая высокая оценка.  
1-11. На старой даче   10 баллов Светлана Моисеева – команда «Сиреновая Бригантина» (Стихи.ру, Конкурсная площадка «Светская Хроника»)
На старой даче мрак и пустота. Крадётся тишина на мягких лапах, И слышит лишь паук её шаги, Качаясь в гамаке под стулом венским.
Потухшими глазами зеркала, Поймать пытаясь капельку движенья, В который раз обводят пыльный зал И рамами с обидой пожимают.
В прихожей бродят тени. Иль пальто, Забытое хозяином на стуле, Сдув пыль седую с плеч и рукавов, Пройтись решило к коврику у двери?
За ставнями волнуется апрель, Бальзам для душ из трав весенних варит – Об этом прозвенели зеркалам Продетые сквозь щели струны солнца.
И дача ждёт весенней кутерьмы. Вздыхая старым креслом, как мехами, Тревогу прячет даже от себя Под складками гардины тёмно-синей.
Вчера приснилось ей, что экипаж, Нагруженный узлами и весельем, Не повернул к знакомому крыльцу – В клубах тумана серого растаял.
На старой даче мрак и пустота. Надолго. А быть может, и навечно. А тот, кто ей вернуться обещал, Бредёт сейчас по улочке парижской.
Долго выбирал между 9 и 10. Смущали некоторые фонетические шероховатости: «к_коврику», «тени_иль_пальто», которые не являются критически важными, незаменимыми с точки зрения всей архитектоники стихотворения и в рамках формы «белого стиха» вполне могли быть сглажены. Но пересилило всё же само произведение, весьма симпатичное, местами даже очень.  
1-12. Иштар   9 баллов simon – команда «Мушкетёры без Дюма» (ЛитКульт)
Я сидел под стеною Иерихона, Полусном наполняясь и полусмертью. Были люди священны и пальмы священны Между глиной Шумера и камнем Египта. Мои губы шептали: Иштар.
Я вдыхал Ханаан и стал Ханааном, Был ужален сомнением, выпален страстью (Йехошуа бен-Нун обошёл трижды город). Посещая тебя словно женщину, знал я, Что однажды ко мне ты придёшь, словно смерть, И неважно – я за или перед стеною. Вместе с деревом срубленным падает ветер. (Йехошуа бен-Нун обошёл пять раз город). Упадёшь ли со мною, Иштар?
И пока из глубин поднимаются тени И зовёт их к себе всемогущая память, Пусть падут города, остановится солнце – Между камнем Египта и глиной Шумера Ханаан разольётся, Иштар.
В принципе уже само название сразу настраивает на что-то «пелевинское». Если не на «три загадки Иштар» из «Generation П», то хотя бы на незабвенную Иштар Борисовну из «Empire V» или Геру-Иштар из «Бэтман Аполло». Но стих сразу разбивает такие фривольные мысли. Здесь всё серьёзно. Йехошуа бен-Нун обошёл город. Сначала это было трижды, потом уже насчитывало пять раз. А, как известно, после того, как он это сделает семь раз – начнутся для города и всех его обитателей большие неприятности, причём «под фанфары». Опять же стих вполне мог быть представлен и в разделе «Логаэд», ибо во всех строчках (кроме последних в каждой строфе) трёхстопный анапест в конце переходит в ямбовую стопу с дополнительным безударным слогом, образуя женскую клаузулу. Можно, конечно, поспорить, каким концом Иштар (в любой своей ипостаси) к Иерихону, чтобы шептать её имя на третий (и даже на пятый) день круговых хождений Иисуса Навина, если уже давно пора было герою банально «рвать когти» оттуда – но оставим это в расчёте на полёт фантазии автора, который весьма впечатляет.  
1-13. Женская баня   10 баллов Николай Агальцов – капитан – команда «Марина и джентльмены в придачу» (Литсеть)
Была зима. Зима была холодной. Была зима холодной на Урале. По выселкам всю ночь бродили волки, а снег терзал заборы и сараи. С братишкой мы раскапывали тропку - дорогу к бане с братом пробивали; везли поленья сквозь кусачий ветер на саночках - такая наша доля... Мы маленькие были, ну а баня была большой - её топили долго. В то время не хватало керосина, все хлопоты у печки - при лучине. Сиротский свет... Но вот уже соседки - и местные, и те, что здесь недавно; да просто потому, что так и надо - нельзя в эвакуации без бани. Все грустные, усталые... Молчали... На плечи их ложились ежедневно тяжёлый труд и тяжесть ожиданий - не часто долетали вести с фронта. Нас мыли между прочим - тоже молча, потом садились, косы распускали, потом... Потом усталость вместе с потом стекала и просачивалась в щели... И вот в руке оказывался веник, и хриплый шепоток: "Плесни-ка ковшик...", и гернику отплясывали тени, а что такое герника - не знаю. Живою речь от жара становилась: "Баской жарок..." - "Ну да, жарок что надо!" И полнилась уральская природа назло судьбе весёлым банным гулом. А дальше - тишина... Уже под вечер мы слушали под боком самовара: "Мой Пашенька, поди, не мылся с лета..." "Да где им там в окопах, под Москвою..."
Потом зима опять... Потом другая... Отец совсем живой с войны вернулся! Нам с братом подарил тельняшку с дыркой! И пулю обещал!.. когда достанут...
У Михаила Круга (который, кроме «блатного шансона», писал ещё и неплохие лирические песни, пусть и немного) есть прелестная песенка «Мамины подружки». Где-то о том же. Кстати, рекомендую послушать. Один раз... О том же, но не совсем. Данный стих, кроме весьма качественного исполнения, следует ещё и отметить, как одно из немногих современных произведений «о войне», наполненных действительно драматическим содержанием и смыслом, а не тем тошнотворным бредом, который «к дате» (а с недавних пор и «без даты») проистекает «из каждого утюга».  
1-14. Седьмые сны   10 баллов Штурман рома, он же Алексей Керженевич – команда «Корабль-призрак» (Литературный портал «Замок с привидениями»)
Который раз одно и то же снится: Часы пробьют таинственную полночь, И, кашляя, в окно ворвётся ветер, Начнёт кружить, жонглируя посудой, Потом стряхнёт луну с ночного неба, И в зеркало, что было сил, запустит. И зеркала волшебного осколки Покажут, что хранится в зазеркалье, Куда уходят спать под утро тени, Откроют, где теперь бродяга-остров, Которому на месте не сидится. И я с кровати сдёрну покрывало, И ветер ошалевший оседлаю, И вылечу на нём навстречу звёздам, Мечтая никогда не просыпаться, Доверившись простуженному вихрю, Отыскивая в лунном море остров, Забыв, что есть за гранью сновидений Будильник, слякоть, кофе и работа!
Который раз одно и то же снится, Но остров до сих пор необитаем...
Такое впечатление, что лучшие стихи в этом разделе скопились внизу. То ли под своим «весом», то ли в поисках, где глубже: смыслы, образы, ассоциации. Вот и это стихотворение практически безупречно, практически не замечаешь изначально, что оно лишено рифм. Как и должно быть с качественным белым стихом. Эпический пятистопный ямб с сугубо женскими клаузулами, с завораживающим сюжетом, читающийся буквально на одном дыхании, без даже малейших шероховатостей.  
Форма "Акростих"
С акростихом всегда всё было очень непросто. Исходя из той же «вестерновской» аналогии, можно вспомнить поговорку в среде ковбоев о том, что размахивающий кольтом человек, выставляющий ствол наперёд – тем самым подчёркивает свою слабость, как бы демонстрируя, что, кроме этого, у него за душой ничего нет. Так и в акростихе зачастую форма остаётся единственным достоинством такого стиха – в ущерб содержанию, ритмическому рисунку, рифмам, всему остальному. А ведь по уму зашифрованная фраза должна быть и своеобразным камертоном, смысловым эпиграфом стиха. И сам он должен быть таким, должен читаться так, чтобы все скидки на «акро» оказались неуместными, да и не очень то и нужными. Увы, далеко не все авторы смогли достойно выполнить это задание. И «выставление кольта наперёд» (при менее эстетической картине за ним) тоже имело место...
      Архимандрит Вениамин, последний настоятель Соловецкой       обители, и иеромонах Никифор были сожжены заживо в лесной       избушке близ реки Лодьма на Пасху 1928 года. Википедия
Остров рваный треух на расхристанный лес нахлобучил. Солнце ходит в обход, по заброшенным гатям скользя. Тишью тешится слух, хоть и холод на улице сучий. Ровно время течет – здесь особо лихачить нельзя. Одинокий кулик не кричит на студеном болоте. Видно, чувствует птах, что уместней сейчас помолчать.
Бродят рыжие блики по стенам, и, весь в позолоте, Ряд голов на церквах открестился от рубки сплеча. Окровавлен закат, но не кровью, а так - понарошку. Доползет до воды и обмоется ею в ночи. Ямы прошлых утрат заровняет шальная морошка, Так, что даже следы не удастся потом различить.
Тени бывших людей, не доживших до собственной смерти, Ели скорбно ютят - суррогатом двора и кола. Но на этой беде время крест исцеляющий чертит, И от вербных котят распушились озер зеркала.
Изувер никакой, тишину истязать не желая, Ветер в море ушел и останется там до утра. Ей же нужен покой и просторная площадь жилая - Так наложенный шов не тревожит поверхность нутра.
Единицу добра на количество душ умножая, Росам скоро пора просочиться слезами у трав.
----- * СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения. За время существования лагеря в нём умерло около 7,5 тысяч человек.
Очень и очень неплохо. Классический пятистопный анапест, с чередованием женских и мужских оконечных рифм, с внутренними рифмами на конце второй стопы, разумеется, мужскими, потому что анапест, конец стопы. Очень сильное содержание. Как я уже не раз писал про этот размер – что ещё нужно, чтобы получился шикарный стих, и заодно чтобы получить самую высокую оценку. И если бы не досадный сбой во внутренней рифме седьмой строки «Бродят рыжие блики», где рифма получилась женская, идёт сбой ритма, да и рифмовка с «кулик» – так, не очень. Жаль, это вполне можно исправить. Автор, скорее всего, просто не заметил.  
2-4. Мгновение   5 баллов Анна Арканина – команда «Русалки Ревского» (Стихи.ру, Литературно-творческая площадка «Голоса»)
Мигнет пустынным глазом объектив - Гармонию подсмотрит в кадре блёклом: На нас двоих один счастливый вид, Один вокзал и ветер в ёмких лёгких. Вросли по пояс в снимок - влюблены - Естественны, без страха и сомнений, На стёртом кадре в центре тишины - Игра полутонов и свето-тени…
Есть в старых снимках воля и покой, и время у любви над головой….
Отмечаю в комментариях данный стих, чтобы привести пример уже упоминавшегося выше нарушения сбалансированности и обусловленности. Чем обусловлена такая короткая зашифрованная фраза (точнее даже слово)? На таком коротком «теле стиха» и содержание особо не раскроешь, да и в последнюю букву сразу две строчки приходится вписывать. Стих сильно разбалансирован, и это мы ещё на рифмовку не смотрели, не говоря уже о глубине содержания на таком «мелководье».  
2-10. Остров сокровищ   10 баллов Андрей Тенигин – команда «Пираньи пера» (Литсеть)
О чём писать? Что трещину дала Скорлупка-жизнь, и спрятался от ветра Твой остров в тридцать три квадратных метра, Разбиты зеркала и спущен флаг?
О том, что нет ни лодки, ни весла? Ведь ты же знал: любовь не милосердна - Сокровища, что так дарила щедро, Она же, охладев, и забрала.
Когда тепло исчезло вместе с ней, Размылись и пропали грани дней, Оставив бесконечные минуты.
Венок твоих сонетов всё длинней, И бродишь между сумрачных теней Щенком бездомным в поисках приюта.
А вот здесь у меня просто нет слов. Точнее, одно слово есть – шикарно. Наверное, лучший стих по данному разделу. И по разделу «Сонет» тоже, ибо спокойно мог бы быть представлен и там. И по разделу «Любовная лирика» на предыдущем этапе конкурса (а ведь настоящую, небанальную любовную лирику написать очень и очень трудно). Всё здесь к месту. И зашифрованная фраза, которая воистину является краеугольной. И форма, и содержание, и прочтение на одном дыхании. Всё…  
2-13. Виденья   9 баллов Лойсо – команда «Левиафан» (Решетория)
Однажды, избывая тяжких дум, Таких, что отверзая жажды двери, Ревут и бродят, будто в клетке звери, Анахорет тащился наобум.
«Же не се па», — лишь только шло на ум, Егда еловы дыбил ветер перья. Не угадав достигнул приозерья, И прикорнуть прилег под хвойный шум.
Являлись отражения и тени Из глубины бессильной томной лени, Тотчас из плена выбравшись тайком.
Езжалый тракт, наги безлесны холмы, На зеркала похожи водоёмы. И задичавший остров с рыбаком.
Ещё один «два в одном», и акро, и сонет. Конечно, не такой шикарный, как 2-10, но тоже весьма неплохо. Анахорет, конечно, немного путает французский с нижегородским, но что с него, с анахорета, возьмёшь... Он ведь, поди, семинариев не кончал, и даже в монастыри – ни ногой, просто от мира удалился. Отсюда и видения. Просятся ли на ум другие фразы, например, «же не манж па сис жур» (как рассказывал один француз, стоит ему где-то на территории экс-СССР сказать, что он из Франции, так сразу ему каждый на ломаном французском спешит радостно сообщить, что он не ел шесть дней)? Же не се па. В смысле – я не знаю...  
2-14. Почему я почемучка?   9 баллов Марина Старчевская – команда «Марина и джентльмены в придачу» (Литсеть)
Папа дремлет в гамаке, Остров плавает в реке... Что за жук живёт в малинке? Есть ли прыгалка в сверчке? Мама делает компоты, У кота свои заботы...
Я спросила у Маринки, знают ли еноты ноты?
Почему комар пищит? Отчего костёр трещит? Чем разглаживать морщинки, Если ветер пруд морщит? Молоко полезней сна? Уж хитрее кабана? Чем наполнены кувшинки? Как поймать в лесу слона? А ещё скажи, Маринка, где включается луна?
Симпатичный такой детский стишок. Настоящий детский, без дураков. И даже глагольные рифмы его отнюдь не портят. Можно даже использовать в качестве считалки. Достаточно бесхитростный, конечно. Но вполне заслуживает «девятки», даже если бы был и без «акро». Но здесь это совсем безболезненно (и даже местами виртуозно) вплетено в тело стиха.  
2-16. Хороший день*   10 баллов Сергей Черсков – команда «Три плюс два» (Литсеть)
Ударом солнца, выстрелом весной Хороший день прощается со мной. Его я ждал и, наконец, дождался.
Мои слова достанутся стихам. Они просты, их музыка тиха – Единственные, кто со мной остался.
Уже не воет ветер небесам Голодным псом с водою на глазах Унылую загробную молитву.
Летит булыжник с дрогнувшей души... И даже, если был ты лыком шит, Тебе, хороший день, за всё налито.
Ещё зима дерётся за права, Раскинув тени в снежных рукавах, А всё-таки её объятья тише.
Ты дал ей бой, и ты вернёшься вновь. Уже течёт её больная кровь Ручьями в землю с деревянной крыши.
А я увидел это и услышал.
*Использована адаптированная строка «Матерщинного стихотворения» Бориса Рыжего.
Довольно смелое решение автора. Весьма эпатажный выбор ключевой фразы. Но насколько виртуозно выполнен сам стих. Причём (особо тонкий момент) можно безболезненно поменять местами первые две строчки, чтобы по первым буквам читалась не адаптированная, а собственно аутентичная строка «Матерщинного стихотворения» Бориса Рыжего. Разумеется, могут быть диспуты насчёт 3-й и 6-й строчек, дескать, там «ё» должно быть, а не «е». Но это совершенно не существенно, тут любители кроссвордов не дадут соврать. А так стих получился весьма симпатичный. И если бы не слабая глагольная рифма в тех же 3-6-х строках, и не слово «Единственные», которое в начале строки с трудом вписывается даже в ямбовый размер – то вполне могла бы быть и «десятка». Впрочем, добавлю автору балл за виртуозный эпатаж.  
Форма "Сонет"
Что можно сказать о сонете, кроме того, что уже многократно о нём сказано?.. При всей, казалось бы, простоте формы, и достаточно чётко прописанных правилах исполнения – это очень сложный для написания жанр поэзии. Именно из-за чётких правил и «твёрдости» формы, которые не допускают ни самых мелких отступлений от правил, ни каких-либо «проходных», несущественных слов, даже частиц или междометий. Всё должно быть к месту, гармонично, в тему. И не стоит кивать на Шекспира, можно написать хороший сонет и без кивания на убийцу Гамлета, Дездемоны и множества других, менее значительных персонажей – а просто, от души.
3-3. Расстрельный сонет   10 баллов Доктор Джи – команда «Штормовое предупреждение» (Неизвестный Гений, Сообщество «Аллея Искусства»)
Нас вывели сегодня на расстрел: разбойника, бродягу и святого. Сражалось в небе воинство Христово, далёкий гром простуженно гремел.
И ветер нёс кому-то птичью трель, как первое божественное слово. Искали тени призрачного крова, солдат меня разглядывал в прицел.
А я смотрел туда, поверх голов и понимал, что к смерти не готов, пока не осенён знаменьем свыше.
Мелькала жизнь - трусливая шпана, - и мать звала обедать из окна, но я не шёл. Наверное, не слышал.
Весьма непросто сделать сонет многоплановым, многослойным в смысловом отношении. Но если это удаётся, то получаются достаточно симпатичные вещи. Вот как эта. Долго выбирал между 9 и 10. Смущала фонетика вот здесь на стыке слов «жизнь - трусливая» и не совсем уверенная рифма «трель-прицел». Но всё же склонился к «десятке».  
3-13. 31 августа   9 баллов volot – команда «inaya команда» (Неизвестный Гений, Сообщество «Аллея Искусства»)
То знак вопроса, или тень крюка? В убогом доме, в городе на Каме, дощатый пол, истертый каблуками, с пятном на месте бывшего жука.
Из зеркала глядит твоя тоска, прикрыв ключицы узкими руками. Ты жизнь сминаешь, словно оригами, подняв петлю на уровень виска.
Выходит так, что плахой будут сени… Закрой глаза – на веках бродят тени, невнятный гул, как дальняя гроза.
Проклятые вопросы без ответа… Сжимает сердце, катится слеза от запаха сгорающего лета.
Посвящение Марине Цветаевой, если оно сделано вот так качественно, как бы отстранённо, если соткано из деталей и ассоциаций – само по себе обречено на успех. Тем более, что автор и в сонетной форме смог найти нужные слова и правильно их задействовать, попутно практически избежав ненужных.  
3-14. Холодный город   10 баллов Елена Шилова - капитан – команда «Пираньи пера» (Литсеть)
Здесь тени, словно патока, густы, Впитав туман мышино-серой масти. Холодный город, вотчина ненастья, Спасения не ждёт от красоты.
В нём тучи держат звёзды за хвосты, Мешая с неба каплями упасть им. Грифоны скалят каменные пасти, В томительном предчувствии застыв.
Покой их чуток, сны предрешены, И лишь падут оковы тишины, Сорвётся с мест, расправит крылья свора.
...А вслед ей из-под старого моста Бродяга-ветер станет хохотать Беспечным, обманувшим вечность вором.
Настоящий сонет. Всё к месту. Очень точные рифмы. Сюжетный и смысловой темп развивается по нарастающей в первых двух катренах и первом терцете, чтобы в финальном терцете как бы «выйти на установившийся режим».  
3-15. Барашки   9 баллов Альфа Люм - капитан – команда «КПД» (Комитет По Дритатулям) (Стихи.ру)
Сакральная нетронутость листа – Конвертер поэтического зуда. Когда число барашков больше ста – Не спится, и душа взывает к чуду.
Где ностальгия тянет будто груз – Цепляя силуэт, походку, имя – Туда, где бродят тени прежних муз, Но эти ниши заняты другими.
А мнится, что вот-вот шедевр создашь, Но грифель покидает карандаш... И комкаешь наброски, понимая,
Что жить – оно сродни "песать стехов" – Тасуешь каталог побед-грехов, И ждёшь, куда же вывезет кривая...
Хороший сонет. В меру ироничный, в меру философский. Совсем немного не хватило до самой высокой оценки. Вот здесь заметная фонетическая шероховатость «шедевр создашь», но это ещё не так существенно. А вот это "песать стехов" не выглядит достаточно обоснованным, такое впечатление, что просто нужна была рифма для «побед-грехов», вот и пришлось простонародно-по-олбански извратиться немного.  
3-16. Видимость триумфа   10 баллов Призрачная Встречная, она же Братислава – капитан – команда «Корабль-призрак» (Литературный портал «Замок с привидениями»)
Диктуйте, диктатор, чтоб город порадовать - Лишь твёрдую руку приемлет толпа. Центральный проспект преклонился фасадово, И ветер гудит в триумфальных столпах.
Ни тюрем, ни терм опасаться не надо вам И голову пеплом смешно посыпать, Себя развлекайте войной и парадами. Фемида слепа, и Фортуна слепа.
Без тени сомнений престол вы усилили. С густой колоннады центральной Базилики Вы, словно в колодец, глядитесь в людей.
Никто приписать вам не сможет безумия, Но в утренней дымке над тёмным Везувием Вам вряд ли удастся судьбу разглядеть.
И здесь (как и в случае с белыми стихами) такое впечатление, что лучшие стихи скопились внизу, на дне раздела. Идут подряд, один за другим. А этот сонет – просто прекрасен. И древнеримский император в нём, и всё вокруг него – не менее актуально и в наше, тоже весьма непростое время. Да и о Древнем Риме ли этот сонет, право слово (а не о каком-то другом – по счёту – Риме)?..  
Спасибо за обзор, порцию жизненных анекдотов и две десятки для моей команды (2-10 и 3-14). Автор 3-14. Не скажу, что финальное задание отрубило нам ноги, но определенная скованность творческих движений явственно ощущалась. ))
Не скажу, что финальное задание отрубило нам ноги, но определенная скованность творческих движений явственно ощущалась. ))