Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Межпортальный конкурс. ФИНАЛ. Bor G. Комментарии и оценки. Часть 2
Обзоры
Автор: Колизей-Архив
Обзор был разбит на две части при публикации.

Первая часть: http://litset.ru/publ/34-1-0-17943

Вторая часть: эта публикация



Bor G
Ссылки на авторские страницы:
http://www.stihi.ru/avtor/Bor_G
http://litset.ru/index/8-311

Для меня сетература – это вещь сугубо виртуальная, такое себе хобби, не более. Так что персонаж вполне и хронически виртуальный.
Победитель ряда сетевых конкурсов (даже не считал количество, просто не интересно, за сотню точно наберется). Гранд магистр и член жюри МФ ВСМ (просто на этой площадке мне нравится система судейства с большим количеством судей, представляется наиболее объективной в рамках возможного, поэтому там бываю чаще).




Из-за очень большого объема информации нам пришлось многое представить через файлы и "картинки".
Имена авторов и названия команд добавлены ведущими (жюри работало с анонимным файлом).


Оригинальный файл судейства можно скачать здесь:
https://www.dropbox.com/s/you6lb2xyd5q7tv/Bor_G-FINAL_Zhyuri_2304.doc

Документ со всеми текстами произведений можно скачать здесь:
https://www.dropbox.com/s/cbmjlz2omtlay7r/FINAL_Zhyuri_2304.doc

Оценки по 1 и 2 формам:

Оценки по 3 и 4 формам:



Комментарии

Форма "Логаэд"

У Ильи Ильфа в «Записных книжках» (запись как раз за 1937 год) есть такая миниатюра:

– Вы марксист?
– Нет.
– Кто же вы такой?
– Я эклектик.
Стали писать – "эклектик". Остановили. "Не отрезывайте человеку путей к отступлению".
Приступили снова.
– А по-вашему, эклектизм – это хорошо?
– Да уж что хорошего.
Записали: "Эклектик, но к эклектизму относится отрицательно."

Так вот, настоящая эклектика в стихотворных размерах – это и есть логаэд, т.е. стих с упорядоченным чередованием различных силлабо-тонических стоп. Логаэд может быть строчный или строфный. Впрочем, дальше излагать теорию не буду, всё это легко доступно в сети. Замечу только, что стихотворения данного раздела я буду (в той или иной степени) комментировать все, что вызвано особой сложностью (и даже изысканностью) данной формы. Не зря ведь в голосовании команд по выбору четвёртой формы логаэд победил с большим отрывом.

4-1. Тридцать первое   8 баллов
Мари Порохова – команда «Мушкетёры без Дюма» (ЛитКульт)



Сразу попадаем на строфный логаэд (это когда в разных строках имеет место различный ритмический рисунок, однако он повторяется в рамках строфы в целом из строфы в строфу). Здесь имеет место восьмистрочная строфа с такой схемой:
--!--!--!--!
!--!--!--!--!-
!--!--!--!--!-
!--!--!--!--!-
--!--!--!--!
!--!--!--!--!-
!--!--!--!--!-
--!--!--!--!

В первой, пятой и восьмой строках каждой строфы – четырёхстопный анапест с мужской рифмовкой, который в остальных строках переходит в четырёхстопный же дактиль с оконечной хорейной стопой и, соответственно, рифмовкой женской. Не совсем понятна обоснованность таких излишних вычурностей (кроме соответствия условиям конкурса). Если переход от дактиля к анапесту ещё происходит (на слух) достаточно гладко, то обратный переход явно сопровождается ощутимыми сбоями ритма. Опять же не очень понятно, к чему вынесенная в эпиграф цитата (из самой себя), которую давно, сколь усиленно, столь же и без особых оснований пытаются приписать Бродскому. Но в принципе стих местами неплох.
 

4-2. Облако морали   7 баллов
Николай Даниш – команда «Марина и джентльмены в придачу» (Литсеть)



Практически в каждом учебнике в качестве примера логаэда приводят известную песню на стихи Роберта Рождественского «За того парня», где (в регулярных куплетах) в строках используется такая схема:
--!---!!-
Т.е. анапестовая стопа, потом четырёхсложная стопа в форме пеон 4, а потом хорейная стопа (вариант расшифровки первых двух стоп – пеон 3 плюс анапест, что не суть важно). Размер очень выигрышный, запоминающийся. Такое впечатление, что автор данного стиха решил этот выигрышный ритмический рисунок повторить, но вот чтобы совсем не повторять, он обрезал последнюю хорейную стопу до одного ударного слога:
--!---!!
И получился, мягко говоря, не пришей кобыле бантик. Ибо и баланс всего стихотворения был нарушен, да и обеспечить хорошую рифмовку в рамках односложных слов весьма проблематично, вот и здесь получилось довольно бледно. Вылезает какой-то «пред.», чтобы рифмоваться с «бред», «брат-над» и т.п. Не совсем понятен смысл заглавия, разве что созвучие с «облико морале», но это такое...
 

4-3. Пир солнца   7 баллов
Rizhanka – команда «inaya команда» (Неизвестный Гений, Сообщество «Аллея Искусства»)



Здесь мы имеем регулярный строчный логаэд:
-!-!--!--!
Т.е. две стопы ямба, потом две стопы анапеста. Больше особо про стих сказать нечего.
 

4-4. Русальная неделя   8 баллов
SOlga – команда «inaya команда» (Неизвестный Гений, Сообщество «Аллея Искусства»)



А здесь у нас:
--!--!-!
Т.е. несколько наоборот, два анапеста и один ямб. И написано чуть ярче, чем предыдущий стих. В тумане смешались кони, люди (зачёркнуто) русалки, немного сколь лёгкой, столь же и непонятной эротики, но в целом стих хороший.
 

4-5. Крысобой   10 баллов
Камбузный барабашка, она же Татьяна Юрьевская – команда «Корабль-призрак» (Литературный портал «Замок с привидениями»)



Отличный стих, просто отличный. Наверное, лучший в разделе. Сильные рифмы, как внутренние, так и оконечные. Сильное содержание. Своеобразный ритмический рисунок:
-!-!--!-!- / -!-!--!-!
Т.е. в первой полустроке имеем два ямба, анапест, ямб и женскую рифмовку за счёт ещё одного безударного слога, а во второй – то же самое, но рифмовка мужская.
 

4-6. Алхимик   8 баллов
Вахтенный назгул, она же Татьяна Смирновская – команда «Корабль-призрак» (Литературный портал «Замок с привидениями»)



Тоже в принципе неплохой стих. Хорошие (жаль, не везде) внутренние рифмы, то же можно сказать про оконечные. Симпатичная содержательная задумка. Схема здесь такая:
!--!-!-!- / !--!-!-!
Т.е. дактиль и три хорея с женской рифмой в первой полустроке, и то же самое во второй, вот только последняя хорейная стопа обрезана для мужской рифмовки. Мне кажется, что если бы в каждой полустроке вторая стопа (за счёт дополнительного безударного слога) тоже стала бы дактильной, то стих от этого только выиграл бы.
 

4-7. Птичье   4 балла
Китайчонок Ли – команда «Штормовое предупреждение» (Неизвестный Гений, Сообщество «Аллея Искусства»)



А вот здесь хочется обнять и плакать. Потому что реально птичку жалко. Даже при простом прочтении, постоянно спотыкаясь о колдобины ритмического рисунка, умом понимаешь, что с ним что-то не в порядке. Попробуем записать схему. Вот что у меня получилось по первым двум строфам (дальше бросил это занятие):
!-!-!-!!--
!-!-!-!!-!--
!-!---!--!--
!-!-!-!--!--
!-!---!--!--
!-!-!-!!--

--!-!-!!--
!-!---!--!--
!-!-!-!--!--
!-!---!--!--
!-!---!-!!--
--!-!-!!--

Мало того, что практически каждая строка «пляшет свой тверк», так ещё и строфы не похожи друг на друга. Т.е. даже формально правила построения и строфного логаэда нарушены. Но проблема даже не в этом. Стих буквально рассыпается структурно, из стабильного – только сплошные дактилические рифмы, увы, качеством сильно не отличающиеся. И это мы ещё не затрагивали содержание, впрочем, лучше этого и не делать.
 

4-8. Милый, пойдём гулять   6 баллов
Николай Яковлев – команда «Три плюс два» (Литсеть)



История, конечно, мистически-комически-лирическая. И непонятно, чего здесь больше, какого из трёх вышеозначенных ингредиентов. Здесь имеем строфный логаэд со схемой строфы:
-!-!--!-!
-!-!--!-!--
-!-!--!-!
-!-!--!-!-

Понятно, что здесь (на регулярной основе в каждой строчке) два ямба, потом анапест, потом опять ямб. Но не совсем понятно, зачем во второй строке добавлено два безударных слога (и рифма становится дактилической), а в четвёртой – один безударный слог (и рифма, соответственно, женская). Если бы такой добавки не было (и получился бы строчный логаэд), или если бы хотя бы обе рифмы в чётных строках были одного типа, то было бы гораздо лучше. И из попыток рифмовки дактилических и женских клаузул ничего хорошего не может получиться по определению. Вот и не получилось.
 

4-9. О тебе   7 баллов
Лана Григ – капитан – команда «Сиреновая Бригантина» (Стихи.ру, Конкурсная площадка «Светская Хроника»)



Здесь мы в регулярных строках имеем следующее:
!--!--!--!-!
Три дактильных стопы, затем две хорейных, последняя из которых обрезана до мужской рифмы. Что касается содержания... Заглавие настраивало на что-то из репертуара Стаса Михайлова. Но всё оказалось гораздо, скажем так, изысканнее. Например, как это «сыплются бусы с монистами на постель», причём всё это происходит в тот исторический момент, когда «споры с единственной женщиной сочтены»? В общем, как в старом анекдоте про попугая: «чёрт с ней, с моей головой, но я должен это видеть».
 

4-10. Ночь. Лихорадка. Сорок   8 баллов
Светлана Пешкова – команда «Пираньи пера» (Литсеть)



Вообще-то сдабривать антибиотики алкоголем не рекомендуется. Даже если это невинный (в смысле винный, но не очень сильно) глинтвейн. Даже если сорок (то ли градусов, то ли лет). Даже если ритмический рисунок в строке такой:
!--!-!--!-!--
Где за дактилем идёт хорей, потом опять дактиль с хореем, и в конце опять дактиль для одноимённой рифмовки по всему стиху. Даже если эта рифмовка выполнена в целом неплохо. Но ощущение монотонной незаконченности всё равно остаётся. Даже несмотря на последние слова стихотворения.
 

4-11. Безумная антиколыбельная   5 баллов
Локи – команда «Левиафан» (Решетория)



И здесь имеем не совсем обоснованный строфный логаэд:
!--!--!--!-!
!--!--!--!-!-
!--!--!--!-!-
!--!--!--!-!

Вроде бы всего лишь мужская-женская рифмовка, но на самом деле ритмический рисунок получается разбалансированным. Здесь за тремя дактильными стопами идут две хорейных, причём последняя в двух строках обрезана, а в двух других нет. Вроде бы почти канонический размер, почти целиком гладкий и удобный дактиль (по схеме), только как бы акценты в конце строки. Но на «волшебников заграничных», «спрячу тебя, чтобы кто-нибудь», «сверкает на огненных волосах» и в ряде других мест ощущаются явные ритмические сбои. Заглавие как бы обещает нечто вроде несвязанной, горячечной речи светлогривой лошадиной самки – и обещания эти в целом подтверждаются. Что может присниться «солнышку-молнышку» (можно только попытаться представить себе, а кто (что) это) под такую (анти)колыбельную (а равно, что может представиться неискушённому (не укушенному) читателю после прочтения) – наверное, это вопрос скорее для профильных специалистов.
 

4-12. Сирин   8 баллов
Алекс Фо – команда «Абыр» (Литсеть)



Как там у Высоцкого было:
«Птица Сирин мне радостно скалится –
Веселит, зазывает из гнёзд,
А напротив – тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост».
Здесь тоже как бы про одноименную птичку. Но уже не анапестом (как у Владимира Семёновича), а несколько заковыристее:
!--!-!--!-!
Т.е. дактиль, хорей, дактиль, хорей, а затем оконечная хорейная стопа, обрезанная до мужской рифмы. (Кстати, в последней строке стиха отсутствует начальная дактильная стопа и первый ударный слог из хорейной (-!--!-!) – но это можно списать на специальный приём для большей выразительности и не рассматривать как нарушение правил строчного логаэда). А так, в принципе, неплохой стих. И если бы не фонетические (даже скорее логопедические) шероховатости, как то: «реестр внесет», «стрелочниках-козлах», то оценка могла бы быть и выше.
 

4-13. Баба Мира   8 баллов
Елена Тютина – команда «Три плюс два» (Литсеть)



Неплохой стих. Со схемой строфы:
-!--!--!--!
-!--!-!
-!--!--!--!
-!--!-!

Ямб и три анапеста в нечётных строках чередуются с ямбом-анапестом-ямбом в чётных. Но такая богатая задумка (в первую очередь содержательная), как мне кажется, могла бы быть реализована и лучше.
 

4-14. Ненужная   8 баллов
Люся Мокко – команда «Пираньи пера» (Литсеть)



Хорошее такое лирическое стихотворение. Со схемой строчного логаэда:
-!--!-!--!-!
Т.е. имеем ямб-анапест-ямб-анапест-ямб. Почти что симметричная структура получилась, так и тянет придумать для неё название.
 

4-15. О той войне   8 баллов
Ольга Хворост – команда «Русалки Ревского» (Стихи.ру, Литературно-творческая площадка «Голоса»)



Можно говорить, что здесь имеет место двухстрочный логаэд. Или же записать эти две строки в одну – сие не имеет принципиального значения. Схема выглядит так:
-!-!--!--!-!
-!-!-

Т.е. ямб-ямб-анапест-анапест-ямб в первой строке (или полустроке), а во второй (укороченной) два ямба и безударный слог для женской рифмовки. Очень неплохой стих о войне получился (опять же из числа тех немногих настоящих, на фоне остального бурного, мутного потока). Мне кажется, что стиху всё же чего-то не хватает в содержательном смысле. Может быть, ещё одной строфы.
 

4-16. Остров безумных снов   8 баллов
Виктор Вороненко – команда «КПД» (Комитет По Дритатулям) (Стихи.ру)



У меня были определённые сомнения в процессе оценки данного стиха. Здесь тоже как бы двухстрочный логаэд со схемой:
!!--!--!-!
!--!-!

С короткими чётными строками всё в порядке, всё регулярно. А вот с длинными нечётными – не совсем.
Так, уже в 7-й строке имеем:
!!--!-!--!
В 9-й всё так же, как и в начальных нечётных строках, но затем в 11-й строке:
!!--!--!--!
В 13-й строке:
!!-!--!--!
В 15-й строке
!--!--!-!
В принципе, имеет место нарушение правил логаэда. И на схеме всё выглядит весьма неприглядно, даже очень. Однако на восприятие стихотворения при прочтении (или прослушивании) это сильно не влияет, особых ритмических сбоев в этих местах мною «на слух» обнаружено не было. Я долго думал – и решил всё же за это оценку не снижать. Хотя нет, изначально всё же планировалась «девятка», но мне кажется, что при таких (пусть и формальных) структурных погрешностях больше «восьмёрки» ставить нельзя.
 

4-17. Три истины   5 баллов
Хафиза – команда «Летучие голодранцы» (Графская При©тань)



Нельзя не согласиться с автором. Здесь действительно имеют место три истины. В первых двух строфах, в третьей строфе и в последних двух строках (всё же вторую – если следовать авторской записи – строфу из 8 строк правильнее будет рассматривать как две строфы из 4 строк):
1-2-я строфы:
!-!-!--! / !--!-!-
-!--!--!-! / -!--!-!-
!-!-!--! / !--!-!-
-!--!--!-! / !--!--!-

3-я строфа:
!-!-!--! / !--!-!-
!--!--!--! / !--!--!-
!-!-!--! / !--!-!-
-!--!--!-! / !--!--!-

Последние 2 строчки:
!-!-!--! / !--!--!-
-!--!--!-! / !--!-!-

Как видим, регулярностью тут и не пахнет. Правила логаэда нарушены. Что ощущается на слух при прочтении. И вроде стих задуман неплохо, и внутренние рифмы местами хорошие, и вообще – но исполнение явно оставляет желать лучшего, а сам стих требует доработки.
 

=======================================================================

И (уже по традиции) немного статистики, которой в этот раз будет совсем мало. Из 64-х представленных стихов у меня получилось оценок «10» – 9 (что составляет 14%), оценок «9» – 7 (11%), всего оценок «10» и «9» вместе – 16 (что составляет 25%, ровно четверть). Оценок «8» – 15 (это ещё 23,4%). Остальные оценки ниже. Разумеется, эти показатели не такие высокие, как в предыдущих турах – но, как уже писал в начале обзора, это можно объяснить формальной сложностью заданий.

И в заключение. Хотелось бы завершить свой последний обзор на этом прекрасно организованном, просто великолепном конкурсе с «пиратским» вольным духом – старым тостом, на пиратскую же тему.

Далёкие моря, корабль пиратов.
Из каюты капитана по трансляции доносятся громкие, истеричные команды: «Поднять паруса! Право руля! Самый полный вперёд! Свистать всех наверх! Готовиться к бою!».
Один пират другому:
– Слышь, наш капитан того, что ли? Спятил? На море штиль и никого вокруг. Какой к чертям «полный вперёд»? К какому бою, с кем?
– Не знаю, он уже который месяц из каюты не вылезает!
– Что он там жрёт вообще?
– А в туалет куда ходит?
В общем, команда устроила бунт, дверь в каюту капитана выломали. Смотрят, а на столе его скелет лежит.
Пират:
– Слушай, а кто нам все последние месяцы приказы отдавал?
А попугай всё прыгал по столу и кричал: «На абордаж! Дави их, гадов! Пиастры, пиастры!»

Так выпьем же за то, чтобы мы сами, своим умом определяли свой курс по жизни и свой образ этой жизни. Что бы при этом не кричали, о чём бы не вопили и что бы не нашёптывали всякие попугаи от имени неких скелетов. И «вживую», и «по трансляции»...



Первая часть: http://litset.ru/publ/34-1-0-17943
Опубликовано: 03/05/15, 08:02 | Просмотров: 1537 | Комментариев: 1
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Спасибо за высокую оценку)

автор 4.5
Юрьевская  (07/05/15 01:09)