Комментарий ведущего: судьи оценивали стихотворения по анонимному файлу, имена и названия команд добавлены мной во время подготвки обзора к публикации.
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: aleker Произведение: 1. За мечтой Тема: картинка по заданию-джокер, название картинки "Мечтать не приходится" Техника 4, художественная ценность 4 Доп. оценка "Относительно всех": +2
За мечтой
Жизнь без приключений всегда пуста. Эдак сдохнешь крысой в своей норе. Капля хочет прыгнуть в ручей с холста, Чтобы вновь подняться с глубин морей, Ощутить опять предрассветный бриз И услышать волн полуночный блюз, Чтоб увидеть радуг цветной каприз, И в графе "свершилось" поставить плюс. Так и я по жизни идти хочу За мечтой упрямо, не тратя слов: Отпускать попавших в силки пичуг, И летать быстрее степных орлов. Паруса поднять и, войдя во вкус, Развернуть свой ялик на левый галс, И держать на берег в тумане курс - Кто-то там давно ожидает нас.
Интересный и сложный ритм. Мне такой нравится, хотя мелодичным его назвать трудно (впрочем, мелодии бывают разные...) Собственно, из-за сложности есть проблемы с ударениями. Если считать первым ударным слогом пятый, то вылезает много внесистемных ударений. Если первый и/или третий, то, соответственно, безударных слогов там, где их не должно быть. По духу это стихотворение мне тоже очень близко, так что даже не хочется выискивать недостатки. Особенно с учетом того, что оно лучшее в подборке. Однако они все же есть, хоть и некритичные. Во-первых, "с глубин", которое правильнее звучало бы "из глубин". Во-вторых, довольно путаный порядок слов в строчке "И держать на берег в тумане курс". Ну и в-третьих, с точки зрения логики, довольно странным выглядит желание капли прыгнуть в ручей, чтобы подняться с глубин морей. Влиться в море – это да, но так же, получается, что-то одно: либо через ручей, либо из глубин.
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Александр Коковихин Произведение: 2. Весь в отца Тема: Зависть Техника 1, художественная ценность 1
Весь в отца
Сынок подрос. Каков орёл! Закончив универ, зарплату в долларах нашёл, родителю в пример.
Квартиру приобрёл в кредит, машина – шик и блеск... То Катю привезёт, бандит, то с Машей спит, балбес.
Так развлекается лет пять. Ни совести, ни мук. Не в силах батя сосчитать всех пламенных подруг:
"Пора тебя женить, сынок. Хорош морочить баб!" В ответ услышал: "Ты жесток. Завидуй молча, пап".
Мне кажется, чтобы писать подобные стихи, не обязательно быть поэтом. Зачем писать подобные стихи, я не понимаю. Технически все примитивно: двустопный ямб, не слишком ровный ритмически (УнивЕр, дОлларАх, родИтелЮ и так далее). Рифмы грамматические либо неинтересные. Образов как таковых нет. Сюжет – банальнейшая бытовуха, довольно неприятная к тому же. Возможно, автор хотел проявить иронию через это "завидуй молча", но я в этом ничего забавного не увидела. Но за попытку и связность изложения все же 1 балл поставлю.
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: Впленуиллюзий Произведение: 3. Вопреки Тема: Жадность Техника 2, художественная ценность 1
Вопреки
До зарплаты всего ничего – вот досада, Денег нет, и не будет, а мне очень надо! В кошельке – кот наплакал, на счёте не густо, Даже день непогожий сегодня и грустный.
Не беда, отыщу, только кореш – зараза Слушать вовсе не стал, отказал зло и сразу. Жалко другу занять? Ты же копишь на тачку! Жмот и в Африке жмётся, имея заначку.
Брошу клич по знакомым, найду скоро выход. Помогите, прошу, отвести это лихо! Знаю, всё достижимо, была бы задача, Я везучий по жизни и верю в удачу.
Два билета в руках – пропуск сказочный в лето, А на улице вьюга слагает сонеты... С изумрудом колечко, цена не смущает, Получилось, у моря сдержу обещанье.
Лёгкий бриз, шум прибоя, вечернее платье, Блеск игривый на пальце и нимфа в объятьях...
См. комментарий к стиху №2. Я не понимаю, зачем это написано. Да простит меня автор, но "кореш", "тачка" и стиль в целом вызывают воспоминания о радио "Шансон" . Шум прибоя и иже с ним не оттеняют уже сложившийся образ героя. Я понимаю, что тема "пороки", в частности "жадность", располагает к созданию не слишком симпатичных персонажей, но можно же было как-то поинтересней ее раскрыть? Оценка за технику на балл выше, чем у №2, поскольку этот стих ровнее, да и трехстопный размер мне больше импонирует.
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: Георгий Волжанин Произведение: 4. Благословляю скорбно ваш полет Тема: Зависть Техника 2, художественная ценность 3
Благословляю скорбно ваш полет
Увы, ни мир, ни я - уже не те. Нас забирает время на поруки: На ужас наказания, на муки В искательно-ненастном забытье... Чужие руки стелят вам постель. Без вас - так пусто, жизнь идет на убыль. Ночами ощущаю ваши губы, Дыхание, как мы... как я хотел.
Калейдоскоп из пыльных номеров, Квартир и комнат "ключ дала подружка". Там, впопыхах, на час, женой и мужем Мы становились чувственной порой. Я - голос телефонных хромосом, Завистливый до ваших увлечений, Перебирающий ногами, и, зачем-то - Хранитель боли левополостной.
Никчемный, небогатый, зряшный, я Забытым псом ищу ваш чудный голос. Чуть шире телом стал, пореже волос, Неловок. Подскользнувшись, также: "бля", - Кричу негромко (форменный конфуз) И озираюсь: не видал ли кто-то Моей груди утерянную лопасть, Что где-то там, среди семейных уз.
А знаете? Я не кляну судьбу. Но ненавижу эти злые руки, Ласкающие вас в семейной скуке. Жалею лишь о том, как был я груб И не считал утехи и часы, Не брал в расчет - вне времени летавших. Вселенную двоих не намечтавший, Он обманул Вас, разучив язык Движений тел, планет, их унисон. Он - рвач, он - ключ, дешевая уловка, А счастлив ль я? Наверно... Безусловно... До злой икоты, до "ствола в висок".
Крылом чудесным машет и поет , Пропеллером единой атмосферы Над треугольноземьем ваша верность. Благословляю, скорбно - ваш полет.
Совет на будущее: чем длиннее произведение, тем больше зацепок могут насобирать в нем въедливые члены жюри. ;-) Кажется, я узнаю автора. Если да, то это значительно лучше, чем на прошлом туре. Если нет, извините, промашечка вышла. И все-таки много над чем надо работать. Многовато чехарды с ударениями (традиционное слабое место двустопного размера). Есть откровенно неудачные рифмы ("хромосом - левополостной", "кто-то - лопасть", "судьбу - груб"). "Нас забирает время на поруки" – инверсия, из-за которой ломается ритм, хотя можно было бы прямым порядком спокойно обойтись. Ну и образы, среди которых немало странных и противоречивых.
"искательно-ненастном" – мне кажется, второе прилагательное не очень удачно подобрано. Создается ощущение, что речь о поиске ненастья. Да и "ненастное" – это скорее о погоде, а не о душевном состоянии.
"Я - голос телефонных хромосом, Завистливый до ваших увлечений, Перебирающий ногами, и, зачем-то - Хранитель боли левополостной"
Вот этот кусок в целом труден для восприятия. Хотя задумка более-менее ясна, но выбранные образы как-то плохо друг с другом сочетаются. Телефонные хромосомы? Да еще и с голосом? А голос перебирает ногами... "Левополостная боль" – понятие растяжимое. Понятно, что речь о сердце, но ничто не противоречит и тому, что у героя, например, живот заболел.
"Забытым псом ищу ваш чудный голос." – вместо "голос" так и хочется подставить "запах". Или не "ищу" тогда, все-таки голос – понятие невещественное, его только услышать можно. Хотя это, в общем, тонкости.
"Лопасть груди", да еще и утерянная – это интересно, но невообразимо. Интуитивно, опять же, образ понятен, но мозг пытается представить грудь в форме винта/весла/чего-то, имеющего лопасти, и на этом буксует.
Не уверена, что можно разучить унисон.
"А счастлив ль я?" – "лья" читается одним словом. Вообще "ль" надо очень аккуратно использовать, ибо оно имеет свойство прилепляться не к тому слову.
"Крылом чудесным машет и поет , Пропеллером единой атмосферы Над треугольноземьем ваша верность."
Еще один странный фрагмент. Поет крылом? Или пропеллером? И что вообще такое "пропеллер единой атмосферы" и "треугольноземье"?
"Благословляю, скорбно - ваш полет." – весьма странные знаки препинания. Я бы вместо первой запятой тире поставила.
Заглавная буква в словах, образованных от "Вы", периодически исчезает.
Но есть и положительные моменты. Во-первых, эмоции. Стихотворение искреннее, живое, это подкупает. Во-вторых, в нем есть какой-никакой сюжет, ярко выраженный конфликт и раскрытие темы. В третьих, есть удачные образы, например:
«Калейдоскоп из пыльных номеров, Квартир и комнат "ключ дала подружка".»
Колебалась между 2 и 3 за худ. ценность, на общем фоне поставлю все же 3. Хотя с образами надо поаккуратней.
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Ирина Корнетова Произведение: 5. О равновесии Тема: Глупость Техника 2, художественная ценность 2
О равновесии
Цари природы – человеки: Наукоёмко и технично, Разрежем вольты на парсеки… Вот только глупость – безгранична.
Ступив на грунт чужой планеты, Мы вдохновенно-лаконично Передаем Земле приветы. Но все же глупость – безгранична.
Жизнь весела и драматична: "Доцент-глупец", "мудрец-невежа"... Однако, глупость – безгранична. А мы, ребята, где-то между…
Читается легко и бодро, есть ощущение, что и писалось так же – почти как экспромт, без особых усилий и стараний. Технически довольно просто и по части размера, и по части рифм, но откровенных ляпов вроде не обнаружено... Главная проблема стихотворения, на мой взгляд, в логике. Я поняла, что глупость безгранична, и не спорю с этим. Однако как это утверждение связано с остальным текстом? Насколько я понимаю, безграничная глупость противопоставляется достижениям человечества в научно-технической сфере. Достижения эти указаны вполне конкретно, в то время как примеров глупости-то как раз нет. То есть то, что человек – царь природы, у нас всячески подкрепляется аргументами, а вот обратный постулат предлагается принять на веру, как аксиому. Из чего сделан вывод о безграничности глупости, непонятно. Последний катрен вообще довольно сумбурный: в противостояние "глупость - мудрость" у нас внезапно вклинивается третья сторона – веселая и драматичная жизнь. К тому же не сразу понятно, между чего "мы, ребята", поскольку существительное в предыдущем предложении только одно – все та же "глупость". И только вчитавшись еще раз, можно заподозрить, что между границами этой самой глупости. Или между глупцов и мудрецов? В общем, многовато вопросов. Из личных тараканов – недолюбливаю слово "человеки".
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: maarv Произведение: 6. Мечты и штиль (на кончиках усов) Тема: картинка по заданию-джокер, название картинки "Мечтать не приходится" Техника 3, художественная ценность 3
Мечты и штиль (на кончиках усов)
Где Вы - там тишь "земли обетованной"... Я ж – Боцман, и матросил с юных лет. Был неотступно рядом с капитаном, Но нынче штиль, отплыть - надежды нет.
Небесный свет очерчивает скалы, сМЫШно белы и мелки облака. А я, как шкот, привязан, одичалый, Таращусь в даль, где Вы - мила, мяввка...
Мурзель! Я - к Вам вплыву, мечтой влекомый, Когда пассат наполнит паруса! До сей поры, так жаль - мы незнакомы, Но буду - Ваш, на целых полчаса!
Я размуррею с Вами, растревожась, Примяв в портовом скверике цветы. Оглянет нас завистливо прохожий, Услышав вдруг мурласковое: "ты..."
Суровый Боцман, школенный штормами, Видавший виды, знатный мышелов - Не ровня пассажирам с паспортами, Что, будто псы, в ошейниках от блох!
Не думайте: чисты, бело-пушисты - Они не знают жизни и слабы! О, Donna Mia! Бури ярый приступ Без жалоб претерплю и без мольбы!
Сквозь все шторма, когтями - в грот-стень-вантах, Махнув хвостом, миную океан, И, Вас обняв, украшенную бантом, Нырну мур-субмурриною в роман!
Котиков я, конечно, люблю, но как-то не зацепило. В принципе, картинка обыграна интересно, есть забавные словесные находки (хотя над "мяввка" я зависла надолго, прежде чем понять, что за слово здесь зашифровано). Но улыбки почти не вызвало, хотя, по идее, должно бы. Но все равно стих неплохой. Первой оценкой поставлю 3, потому как технически все не очень сложно, но недочеты есть. Ритм слегка гуляет, но это спишем на качку. Словотворчество скорее в плюс, недостающие слоги находчиво заполнены универсальным "мур". Есть рассогласование: "плыву, когда наполнит". Тут либо поплыву, либо наполняет. В строчке "где Вы - мила, мяввка" должно быть "милы, мявв(г)ки", т. к. местоимение множественного числа. Не такая уж ценная рифма пропадет, так что лучше поправить. На строчках про прохожего можно подумать, что услышанное "ты" обращено к нему. Понравился катрен про сурового Боцмана – наверное, самый забавный во всем стихе. Презрение к тем, кто носит ошейники от блох – очень характерная черточка портрета дикого и свободолюбивого котищи. )
=== === === === ===
Общее впечатление от подборки: то ли задание было слишком сложное и темы его выбирали необдуманно, то ли авторы просто устали. Желаю всем хорошо отдохнуть и ко Второму Межпортальному подойти в полной боевой готовности. Надеюсь, мое брюзжание кому-то пойдет на пользу. ))
=== === === === ===   Таблица оценок всех судей конкурса (вместе с командным и авторским зачётом):
Лена, да все стихо в примерах глупости))) Вольты не режут на парсеки, "приветы" передают ослы на осло-шоу, псевдоученость многих дОцентов несомненна. А мудрость - это морщины в голове, а не на лице) Глупость может быть гениальной, а гений - глупым? Гениально глупый - а вдруг? А мы где-то между, факт)
Ладно, если это примеры глупости, тогда почему после них идет "но"? ) Разрезанные вольты я сочла поэтическим образом. С тем, что гениальность и глупость - две стороны одной медали, я полностью согласна. Но вот как-то в стихе оно не совсем четко донесено. Ну а то, что мы где-то между - определенно факт. ))
А мы где-то между, факт)
Разрезанные вольты я сочла поэтическим образом.
С тем, что гениальность и глупость - две стороны одной медали, я полностью согласна. Но вот как-то в стихе оно не совсем четко донесено. Ну а то, что мы где-то между - определенно факт. ))
Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен. (Альберт Эйнштейн)
Да, хорошая цитата, мне она тоже нравится. Кстати, известный троечник же изрек.