Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
4МПК. Высшая лига. Финал. Стихия Воздуха. Юлия Мигита. Комментарии и оценки. Часть 1
Обзоры
Автор: Колизей-Архив3
Юлия Мигита
Ссылка на авторскую страницу:
http://litset.ru/index/8-18

Родилась и проживает в Казани (Татарстан), закончила университет с отличием. В реале имеет четыре профессии, одна из них связана с литературой (публикуется в реальных периодических изданиях). Увлечения разнообразные – от танцев до монтажа видеофильмов. Лауреат и призер различных литературных интернет-конкурсов. Редактор сайта Литсеть.
 

Оригинальный файл судейства можно скачать здесь: http://litset.ru/load/4-1-0-1499
 



Оценки
по заданиям 1, 2 и 3:     по заданиям 4, 5 и 6:

Суммарные оценки по командам:



Комментарии:

Татьяна Коновалова 1-1. Ничего…
Команда «Примавера» (Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой (Что Хочет Автор. Литературные конкурсы))
Оценки: Техника 2   Худ. ценность/эм. резонанс 2
Соответствие заданию 1


Вижу отсылку к заданному афоризму, но подтверждения тезиса о том, что «поздно» таки лучше, чем «никогда», в стихотворении нет. Возможно, автор хотел решить задачу «от противного»: ЛГ считает, что раз что-то не получилось вовремя, то никаких возвратов к прошлому быть не может (если я правильно поняла главную мысль текста). Но ведь это совсем другая тема, и для её иллюстрации больше подошла бы поговорка: «если за гриву не удержался, нечего за хвост хвататься».

Первый катрен и две строки второго – вполне удачны.
Дальше начинается езда по кочкам:
Кухня… вечер… и ты балаболишь,
Так, знакомец, но знала – уже…


«Всего лишь - балаболишь» – хорошая разнословная рифма. Но не рифмой одной живо стихотворение. Последнее слово грубовато даже для разговорной речи (как и«бармишь», «треплешься», «вякаешь», «гундишь»). Автор показывает, что ЛГ – простушка с недостатком воспитания? Но как тогда быть с пафосом предыдущих строк: «отыграла в сердечке дуда», «показалось усталой душе» (альбомный слог светской барышни 18 века)?
Что она «знала – уже»?
Дальше – и вовсе ничего не понятно, неуправляемый камнепад разрозненных фраз.

Эх, почему не всё стихотворение такое осмысленное и цельное, как уже отмеченное мной начало и две финальные строки? Ведь умеет же автор.

====================================

Катя Гринева 1-2. По мотивам "Иронии...", или туда и обратно
Команда «Неожители» (Неогранка)
Оценки: Техника 2   Худ. ценность/эм. резонанс 1
Соответствие заданию 0


Замечания начинаются с заглавия. В двойном названии вторая часть пишется тоже с прописной буквы: «…или Туда и обратно».

тихо сыпал порошей лицо
Лицо не манная крупа, его «сыпать» нельзя. Можно посыпать, присыпать. Предлог «в» забыт.

Простирая ручищи каким-то по счету кольцом.
Образ не должен быть абсурден. Сравните, вот строчка Розенбаума:
«И каналы тянут руки серые ко мне».
Реализованная метафора «протянутые руки каналов» считывается легко и не кажется противоречивой, потому что сходство сравниваемых объектов очевидно: руки и каналы длинные и прямые.
Если речь у вас идёт о согнутых руках (объятия – руки кольцом), то не подходит слово «простирая» (= «протягивая»).

Под шипенье машин мне мерещился старый вальсон,
Я поставил пластинку и чувствовал призраков поступь,


Вальсон – это вальсок? Я не сильна в музыкальных направлениях, поэтому прогуглила термин. Получила ответ: вальсон – фирма по изготовлению матрацев. Может быть, надо было ещё искать, но если ответ так глубоко зарыт, стоило ли озадачивать читателя? Заменить букву – и всего делов.

Где находится ЛГ? Если на улице, где ему в лицо «сыплет пороша», то откуда там проигрыватель? Если дома, то что за «шипенье машин»? Или среди зимы окна настежь раскрыты?
Стихи затянуты, напичканы ненужными деталями. Например, вот во что превратилась лаконичная строка «я спросил у ясеня»:

Я от нечего делать спросил у деревьев-собратьев.
Только если человек считает себя «дубом», он воспримет дерево как «собрата». Я ошибаюсь? Тогда переубедите меня. В чем родство заключается? Вот скажу я без всяких обоснований, что мои собратья – грибы свинушки. И что вы обо мне подумаете? Что я на свинью похожа. Вот и у меня мысль, что ЛГ – деревянный по пояс, простите за сниженную лексику. Нужное количество стоп в слове – ещё не повод включать его в текст.

Не ответил мне ясень, кидавший в прохожих лассо,
Столб мог бы бросить в прохожих лассо, если б на нём оборвался и закрутился в петлю электрический провод. Но «лассо ясеня» так же пародийно звучит, как «бумеранг тополя».

Зима поломала «невинные судьбы»? Пафосно и неправдоподобно. Мы сами ломаем свои и чужие жизни. Не зима.

Крайне сумбурно написано, сплошные перескоки и недоговоры. Композиции нет вообще. Если бы не название и не аллюзии на кинофильм, я бы ни за что не поняла, о чем идет речь.
Соответствия теме не вижу. И никто не увидит, если не будет знать задание заранее.

Рифмы есть интересные («собратьев – разобрать я»), есть очень приблизительные («объятья – обратно).
Ритм автор держать умеет.

====================================

Игорь Брен 1-3. Potius sero quam nunquam или лучше поздно, чем никогда
Команда «Гордые птицы Гу» (Тм Гуси-Лебеди (Стихи.ру))
Оценки: Техника 1   Худ. ценность/эм. резонанс 1
Соответствие заданию 1


«Бездыханный воздух» – прекрасная находка. Но одна дождинка – ещё не дождь… Следующие образы уже на другом уровне:
наш нездоровый смысл
на "вновь" и "никогда" разменивает "поздно".

Если уж поздно, так поздно, оно не разменяется на «вновь» (как «обнищала» не разменяется на «разбогатела»). И вообще, неловкое оформление мысли.

Основная претензия – сумбурность.
помолись, не демонам, а — нам.
Полтинник — за цыплят, и трёшку — за корову.
Забудет имена
огромная страна,
и Каин позавидует Иову!"

Кому «нам» помолись?
Что за цыплята и коровы – сразу после молитвы? Кто-то должен продавать их за «трешку» и «полтинник» или, наоборот, покупать за такую цену?
Чьи имена забудет страна?
И дальше в том же духе… Можно возле каждой строки ставить огромный знак вопроса.

И ещё: Каин не может «позавидовать Иову», потому что Иов – далёкий его потомок, о котором он и понятия не имел. Каин завидовал Авелю. И вообще, какая мысль стоит за этим утверждением? Что страдания грешника сильнее страданий праведника? Но так и должно быть по справедливости…

Когда я засыпаю, у меня в голове вот такая же каша возникает. Реплики бессвязные в ушах звучат, неструктурированное бормотание, словесный шум... Простите, автор.

Художественного оформления тоже не наблюдаю.
Мы будем говорить: "Да, их, конечно, жаль.
Теракт? Какой теракт? Простой несчастный случай".

Проза в рифму…

Последние года земля собой горда
Странное утверждение. В чем она, гордость земли? Как она проявляется именно в последние годы? А до этого земля иначе себя вела? Если «земля» – обобщение, символ, то надо давать намёк, чего именно (мира в целом, нашей страны, деревенского трудового быта, ещё чего-то…)

Единственное, что понравилось, это мысль о том, что лучше умереть, нежели выжить и скитаться годами по больницам, напрягая близких. Но мысль эта – как страз Сваровски в банке с семечками – одинокая и теряющаяся на общем фоне.

====================================

Ирина Владимировна Архипова 1-4. Вернись
Команда «Танцующие саламандры» (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру))
Оценки: Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс 2
Соответствие заданию 2


Незатейливый, однако приятный стишок. Много раз его перечитывать не будешь, но одно-двукратное прочтение дастся без труда. Ностальгия по детству всем знакома, и это обеспечит отзвук сочувствия во многих душах. Тема раскрыта.
Похвалю интересную схему рифмовки – АВВСАДДС, а так же довольно чётко выдержанный ритм логаэда: -/--/-/- Ну, есть помарочки, но немного.

а в небе сияли звёзды,
как сотни ночных зеркал.

Сравнение спорное: зеркала далеко не всегда сияют, во мраке они тусклые. А в звёздах отразиться невозможно.

Отныне ручей свободен –
и мяч уплывает в детство
весенним волшебным рейсом
до старых забытых дач.

Трогательно и выразительно.

«Свободен – дождик» – ну о-очень неточно…
Повтор слова «детство» в третьей и шестой строках выглядит небольшим заусенцем.

====================================

Bспых 1-5. *** ("Нахально расцвел...")
Команда «Физики и лирики» (Клуб Поэзии)
Оценки: Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 5
Соответствие заданию 2


Хмм… Танка, значит…

Заметка для тех, кто не особо в курсе: это пятистрочная японская стихотворная форма. Техника основана на сочетании безрифменных пяти- и семисложных стихов с двумя семисложными заключительными стихами. (5-7-5-7-7).

Автор всё сделал правильно: и форму сохранил, и «душу» в стихи вдохнул, и тему раскрыл. Здесь ведь не только о растении говорится. Нам дана «схема», на основе которой можно создать в мыслях самые разные истории. Например, о немолодой женщине, которая, почти не имея перспектив, позволила себе полюбить. Или о человеке, который на закате лет, бросив нелюбимую работу, всерьёз занялся любимым делом (живописью, выпиливанием…), понимая, что вырасти в мастера он уже не успеет. И т. д.

Если бы я не знала, что автор – наш конкурсант, вполне могла бы подумать, что вижу перевод стихов японского классика.
…Всё это хорошо, но я в растерянности. Как оценивать на одном конкурсе, к примеру, «порошок» и «балладу»? У них же разные весовые категории!
Вот кто сильнее, муравей или слон? Смотря что взять за критерий отсчета. Но может ли муравей приходить на конкурс слонов?.. Наверное, нет.

Однако ограничений по жанру в условиях не было, и автор вправе поставить мне это на вид.
В общем, десятка за само стихотворение (пять хороших строк лучше, чем 20 плохих). А (-1) – уступка моим внутренним сомнениям на тему о справедливости. Ведь есть же на конкурсе и полномасштабные хорошие стихи.
===
Вернулась, прочитав все стихи. Нет, не буду снимать балл. Это ведь не худшее стихотворение на общем фоне. Оно просто маленькое.
«Мы огромные герои очень маленького роста»…

====================================

Марина_Старчевская 2-1. Клятва
Команда «Цивилизация Ы» (Литсеть)
Оценки: Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 4
Соответствие заданию 2
Доп. оценка "Относительно всех": +1


Что меня всегда радует в стихах, так это грамотно выстроенная композиция. Присмотритесь: никакой речевой избыточности, ненужных мудрствований или уходов от темы. Всё по делу, каждое слово. Строки бесшовно подогнаны одна к другой. Речь льётся плавно, размеренно, а не брызжет во все стороны, как вода из зажатого пальцем крана. У автора есть чувство меры, и это важно.
Стихотворение не содержит вычурных образов, но они бы сюда тематически не вписались. Этот монолог – обещание, клятва, в нём не должно быть словесных украшательств (к витиеватым словам доверия меньше, они кажутся искусственными).
Одним словом, стихи получились.

====================================

Ander A 2-2. Ручей
Команда «Неожители» (Неогранка)
Оценки: Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс 3
Соответствие заданию 2


Прочитав произведение раза три, я начала писать рецензию следующим образом:

Язык стихов вполне хорош, связен и выразителен, однако общая картина от меня ускользает: слишком много здесь всего намешано, и непонятно, где главное, а где второстепенное.
На что меня должны навести размышления о времени, которое сушит и мостит дороги, о путниках, которые во что-то или в кого-то вросли? Как всё это связано с лиргероем, выбегающим навстречу любимой?

Время сплетёт и распутает все узлы,
Выпрямит, высушит и замостит дороги
Путникам, тем, что навечно в тебя вросли

В кого – «в тебя» вросли? Если во время, тогда почему в одном предложении о нём говорится и в третьем лице, и в первом? В дороги? Нет, правила грамматики этого тоже не допускают. Называется стихотворение «Ручей». Может, в него кто-то врос?
===
Прочитав первую строфу ещё раза три, я «просветлилась»: вероятно, путники вросли в… героиню!
Сделав это очень странное допущение, я поняла смысл стихотворения.

Путники – это недобрые воспоминания. В памяти, отравленной предательствами, скопилось слишком много недоверия к людям, по венам ЛГ текут «тёмные воды» боязливой настороженности. Однако это состояние не вечно, новая любовь пробуждает к жизни светлые чувства, «зима» начинает сдавать позиции…
Уф, но как же было трудно докопаться до истины! А почему? Не только же моя непроходимая тупость тому причиной?
Автор слишком спонтанно и без какой-либо подготовки сделал заявление о загадочном «врастании» – в тот момент, когда героиня ещё на горизонте не появилась, и читатель меньше всего о ней думает! Мы ещё не успели понять, что слово «путники» имеет символический смысл, для нас они – реальные люди. Результат – путаница уже в первой строфе.

Когда происходит действие?
…нехотя тает лёд, Стрелы сосулек стекают…
… белки в зеленой листве

Вообще, с временами года что-то не то: воды текут (пусть даже условно, в венах), но тает лёд (там же)…

Звонкий ручей, устремился в большой поток
Запятая не нужна, это не обращение к ручью, а рассказ о нём третьим лицам.

Вот я сбегаю к тебе, как ручей весной,
Что-то бурлю, растекаясь кудрявой фразой.

Очень интересный образ, на десятку.

И о мётлах, «пошедших на взлёт» в порыве вдохновенья, тоже очень понравилось.
Две последние строфы, на мой взгляд, самые сильные.

====================================

Жиль Де Брюн 2-5. Марсианские яблоки
Команда «Гордые птицы Гу» (Тм Гуси-Лебеди (Стихи.ру))
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 3
Соответствие заданию 1


Тема любви (или, скорее, дружбы) здесь отнюдь не на первом месте. Она прослеживается, но фантастический антураж забивает её.

Я знал, что наш роман навек окончен.
Безнадёжность, потеря любви.
Теперь я вспоминаю наш роман,
И дверь надеждам в сердце не закрыта.

Надежды живы.
Как сочетать сие?

Крепкое стихотворение, но не из тех, что хочется много раз перечитывать.
Молочный зуб в десне ковчежной клети
Вот это очень интересно.

====================================

Анна Арканина 2-6. Первая любовь
Команда «Танцующие саламандры» (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру))
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 4
Соответствие заданию 2


А ведь работает стихотворение! Несмотря на то, что основной его мотив – светлое воспоминание о безвозвратно ушедшем детстве и друзьях детства – набил уже оскомину.
Картинка живо представляется, обретает цвета, звуки, динамику. Интересные подробности делают читателя участником происходящего, заставляют сопереживать.
Эмоционально рассказано, красиво и душевно.

Пальцы к губам – и качалась от свиста высь…
Детская нежность – ссадина – подорожник.

Вот поучиться бы многим у этого автора делать эллипсисы. Пропуски слов есть, но мы прекрасно понимаем, что может за ними стоять. Речь – даже с паузами-перебивами – не становится рваной, не теряет цельности.
Впрочем, после «нежности» я бы поставила двоеточие в значении «а именно»: в чем заключается нежность? В том, что героиня «лечит» героя подорожником. Или он её лечит, не суть важно.

мальчик-птенец несмышлёный
Хмм… герою года три?
Мне кажется, пацан, который катается на велике и свистит, как Соловей-Разбойник, не такой уж желторотик, даже если он таким кажется повзрослевшей лирической героине.

было всё в самом деле
Фоника не нравится, вот это «ВСёВСа», да ещё сверхсхемное ударение на «всё». То и другое можно исправить, убрав ненужную инверсию: «всё было в самом деле»…

Да, это стихи про любовь – самую-самую раннюю, неотличимую ещё от дружбы, лишенную сексуального подтекста, бескорыстную и чистую.
Автор справился с заданием.

====================================

Инга Сташевска 2-7. В который раз
Команда «#ПитерМельбурнКрасноярск» (Литературная мастерская «Облик» (Что Хочет Автор. Литературные конкурсы))
Оценки: Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 5
Соответствие заданию 2


Ой, какое безысходное стихотворение. И это хорошо. Если бы после прочтения у меня не защемило душу, я бы посчитала, что тема сильнее автора.
А что я чувствую сейчас? Бесконечное одиночество героини и её боль, спрятанную за внешним спокойствием. И ничем ей не помочь. Она это понимает, поэтому не делится даже с подругами: их советы, очевидно, будут неуместными.
Умирание любви, растянутое во времени. И тем оно болезненней, чем меньше вины за собой ощущает героиня.

Не знаю, читал ли автор вот этот рассказик, но – рекомендую. О том, как женщина повела себя в аналогичной ситуации. Конечно, её «рецепт» весьма специфичен, но, тем не менее, в порядке обмена литературным и жизненным опытом можно и ему уделить внимание.
http://iknigi.net/avtor-v....-1.html

Дочурка спит спокойно до утра,
Хоть в чем-то, слава Богу, повезло

Здесь, вероятно, под «везением» подразумевается сам факт существования дочки. Но получается, как будто везение в том, что она спит до утра. Хотя… может быть, так и есть? Если бы дочка не спала, она бы переживала, что отца нет дома, видела бы мать в состоянии немого отчаяния…

Техника на уровне. Только с многоточиями перебор. Я бы оставила в трех местах: первое, второе и последнее.

====================================

Татьяна Шеина 2-8. Развенчанный
Команда «Золото Стихиры» (Фонд ВСМ (Стихи.ру))
Оценки: Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 5
Соответствие заданию 2
Доп. оценка "Относительно всех": +2


Сильно! Отличные психологические стихи. Лаконичные и точные фразы обрисовывают и прошлое лирических героев, и их настоящее, и будущее.
Здесь всё есть: и сожаление об утраченных чувствах (пусть неявное), и незабываемая обида, и злость на обидчика, и – самое главное – жестокое, но вполне оправданное решение о его «невоскресении», отказ в любви.
Реванш взят, героиня смеётся последней (конечно, если месть – так это назовём – может ассоциироваться со смехом). Но как-то не весело, потому что проигравшие – оба.
Он покалечил её морально. Его тоже покалечили, но другие, не она. Героиня не делала ему плохого, она просто отказалась сделать хорошо: излечить его душу, имея такую возможность. Но – не так страшен кнут, как отсутствие пряника.

Невольно ставишь себя на место героини, прокручиваешь в голове эту ситуацию… Даю доп. баллы за эмоции и невозможность не сопереживать.

У этого автора можно учиться. Чему? Писать технично и просто (в плане доступности для понимания) и в то же время сложно – по глубине наблюдений и способности выражать невыразимое.

====================================

Vyacheslav 2-9. Нечаянная измена
Команда «ВИСС» (Стихи.ру)
Оценки: Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс 3
Соответствие заданию 2


Какие мысли возникли? В первую очередь – «за жизнь», а не за литературу.

Известно – каждому своё
Намечено и сбудется…

ЛГ лукавит, пытаясь обелить себя? Дескать, не мы такие, жизнь такая?
Если герой не может не волочиться за смазливыми женщинами, то не афишировать свои похождения он может вполне. Это вопрос уважения к жене. И явление под утро – не первое («страдать придётся СНОВА нам») – это расписка в том, что ему наплевать на её чувства. Ибо в противном случае он бы скрывал свои грешки, и комар носа бы не подточил, и жена душу бы не рвала. Если в своих чувствах мы не властны, то в поступках – вполне, их для нас никто не «наметил».

Порывы побеседовать со мной случаются, когда стихи затронут, как-то отзовутся. И я благодарна автору за это.

Соответствие теме? Думаю, есть. Едва ли можно считать отношение ЛГ к жене любовью в полном смысле слова, но ведь какие-то эмоции она у него вызывает. Ну, назовём это агонией любви. Или её вырождением.

После «прости» запятая не нужна. И многоточия расползлись по всему стихотворению – где надо и не надо.
Опубликовано: 27/04/18, 06:18 | Свидетельство о публикации № 100-27/04/18-43553 | Просмотров: 142 | Комментариев: 7
Загрузка...
Все комментарии:

Мне очень понравились Ваши рассуждения о представленном танка.
Bспых 1-5. *** ("Нахально расцвел...")
Присоединяюсь biggrin
Hellin  (28/04/18 09:36)    



Спасибо, Hellin)
Ну вот, у меня есть как минимум один единомышленник. Думала, будет меньше))
Юлия_Мигита  (28/04/18 15:02)    



Юль, привет. Спасибо тебе за всё. Если ты даешь мне хорошую оценку, значит не все так плохо )).
Елена_Тютина  (28/04/18 06:43)    



значит не все так плохо )).
Лена, ты что такое говоришь? У тебя такие недюжинные способности! Всё на зависть хорошо (в том числе, и на мою)))

Поздравляю со всем, всем)

smile
Юлия_Мигита  (28/04/18 08:45)    



Юль, спасибо за оценку моей клятвы! Очень ценно получить её именно от тебя.
Марина_Старчевская  (27/04/18 20:37)    



Марина, здесь неожиданно твоё авторство для меня) Но тем лучше: значит, ты можешь выделиться в самых разных амплуа.
Поздравляю с финалом и новыми хорошими стихами!
Юлия_Мигита  (28/04/18 08:51)    



Спасибо, Юлечка!
Марина_Старчевская  (28/04/18 09:24)    


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Рассказы [880]
Миниатюры [490]
Обзоры [875]
Статьи [224]
Эссе [136]
Критика [41]
Пьесы [13]
Сказки [123]
Байки [45]
Сатира [36]
Мемуары [109]
Документальная проза [17]
Эпистолы [13]
Новеллы [36]
Подражания [10]
Афоризмы [37]
Юмористическая проза [202]
Фельетоны [12]
Галиматья [256]
Фантастика [114]
Повести [190]
Романы [51]
Прозаические переводы [2]
Проза на иностранных языках [0]
Конкурсы [19]
Литературные игры [6]
Тренинги [6]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1081]
Диспуты и опросы [62]
Анонсы и новости [93]
Литературные манифесты [132]
Мистика [14]
Проза без рубрики [351]
Проза пользователей [139]
Критика 2 [45]
Ужасы [3]
Объявления [33]