Вместо предисловия /подбираем краски/ — Саша, прежде чем начнём писать портрет, — есть ли у тебя какие-то пожелания ко мне (например, на какие темы ты не хотел бы говорить, а чем, наоборот, с удовольствием поделишься)?
— Вопросы можешь любые задавать, кроме интегралов))
— Договорились. Об интегралах спрошу когда-нибудь в следующий раз)) сегодня побеседуем о стихах (и немножко о личном).
Откуда ты родом? Где проживаешь в настоящее время? Место рождения и проживания — город Йошкар-Ола, столица республики Марий Эл (для тех, кто помнит, бывшая Марийская АССР).
Чем занимаешься в свободное от виртуала время?)) Поделись сведениями о своей семье, о работе, об увлечениях. Профессия — инженер-механик. Закончил Марийский политехнический институт (им. Горького, кстати)).
Семья? Семья в порядке. У меня всегда так, сколько ни женюсь)) Жена и дочка-второклассница. Ещё иногда сын от второго брака с нами живёт. Ну и старшая дочь от первого брака забегает.
Увлечения? То же, что и в виртуале — стихи. Ещё юмор, прозу, кино и музыку люблю, но это как все нормальные люди, поэтому не считается))
Ты регулярно печатаешься в периодике. Кроме того, в реале изданы несколько твоих книг... Три сборника стихов: «Около себя» (1995г. , на гонорар куплен телевизор!), «Танцую аистом» (2000г., спасибо, что напечатали почти бесплатно), «Нанизывая ахинею» (2005г., на гонорар куплен принтер, давно издох, ага). Некоторые стихи засветились в «Юности», «Новом мире», «Литературной газете». В мало кому известных журналах: «Окна», «Литера», «Мой ангел». В не менее неизвестных альманахах: «Глагол», «Илья», «Русский смех». Ну и в местных газетах, журналах, альманахах и антологиях регулярно выходят подборки.
Принимаешь ли ты участие в литературных фестивалях, бываешь ли гостем на радио/телевидении?
Выступать приходится иногда, но больше в скромных аудиториях (в библиотеках, литературных клубах, школах, вузах, колониях). Если зовут, то обычно не отказываюсь. В местных фестивалях и сборных концертах участвую, как могу. На местном радио и телевидении бываю, но гораздо реже, они у нас ориентированы на национальную культуру, т.е. марийскую. На выезде фестивалил до обидного мало: Саратов-2007 (форум творческой интеллигенции), Кстово-2010 (фестиваль иронической поэзии), Ганновер-2012 (поэтический конкурс журнала «Окна»).
В каком году и какими путями ты пришёл в виртуал? В виртуале — с 2008-го. Хотя подборка стихов участвовала в самом первом конкурсе Рунета, в легендарных «Тенётах-2000» (друзья закинули), ничего конкретного, конечно, не заняв, но это и не главное, ведь правда? Зато обсуждение было.
А вот с этого места поподробнее, пожалуйста)) «Обсуждение» — в каком смысле? На уровне «нравится/не нравится», или профессиональные разборы были, критика?
/Перерыла весь Инет, но, к сожалению, ни стихов, ни обсуждений не нашла, все странички удалены.../ Сколько твоих стихотворений друзья подали на «Тенёты»? Я нашла только название одного стихотворения (без текста) — «Об осени, огурцах и красавицах»...
«Об осени, огурцах и красавицах» — это название подборки. Не меньше десятка стихов я насчитал по «цитатам» в обсуждении (его я нашёл, а стихи, ага, удалены). Про огурцы был такой (это ведь интересно, причём тут огурцы?)) коротенький стиш:
В буран,
в снегопад,
в непогоду
находятся мудрецы,
которые
очень любят природу,
особенно огурцы… Какова была реакция на твои работы? Была ли на конкурсе полезная для тебя критика? Сейчас мне видится, что обсуждение было не таким уж и профессиональным, но тогда… я был в восторге. Явно понимающие в поэзии люди спорят о моих стихах, говорят мудрёными словами:
«Автор принимает в игру слово вызванное не семантическими соответствиями но простой рифмой, таким образом он как бы обыгрывает идею «врифмовывания» мысли наоборот. Прием очень занятный и концептуально еще, по-моему, никем не применявшийся. Хотя вероятно навеян некоторыми работами Тимура Кибирова, особенно его последней книгой.» Короче говоря, двое высказались в положительном ключе, двое в отрицательном (слабовато, мол), а пятый нашёл и плюсы, и минусы. Для меня была не столько полезна критика, сколько разница взглядов на мои тексты и восприятие их всерьёз.
Саша, на Стихире у тебя 450 произведений, на Литсети — всего 36. Почему? Это только вопрос времени (когда-нибудь перетащишь и остальное?), или нет желания? По какому принципу отобраны на Литсеть именно эти стихи? Это — «Best of...», или они принесены для участия в определённых конкурсах? А мне нравится, когда мало стихов, знаешь, такое вдохновляющее чувство только что начатой тетради, полное каких-то радужных надежд на «всё впереди»)) Конечно, со временем и эта страничка захламится, но я сознательно не ускоряю процесс. В основном, это стихи, принесённые и написанные для конкурсов Литсети, но есть и 5-6 как бы «зэбэстовых»)), которые вставил по требованию литсетевых друзей… Страничку (ей на днях 5 лет исполняется) на Стихире частенько использую как удобный черновик, а также склад и полигон для обкатки разных вариантов и дальнейшего их отлёживания)) Кроме того, надо признать, там есть 5-6 интересных для меня площадок, не говоря про добрую сотню авторов. Да и 10-15 ежедневных читателей нельзя сбрасывать со счетов))
Мне неоднократно приходилось слышать: «творческий кризис», «не пишется», «ступор у меня»... Был ли у тебя такой период молчания? Если «да» — с чем это было связано? Ну, это нормально)) Для меня. Нахожусь в творческом ступоре последние лет двадцать. Если бы не подстёгивающие воображение и работу мозга)) конкурсы, то вряд ли бы я писал более 10 стихов в год… А ведь, бывало, в годы молодые, как засядешь писать стихотворение, так пока тетрадку 18-листовую не испишешь — и не разогнёшься)) С чем связано «не пишется»? С тем, что относишься с каждым годом критичнее к своим текстам, т.е. всё меньше получаешь удовольствия от результата стихотворчества (спасибо, хоть от процесса создания есть ещё кяйф)). Думаю, многие (не может быть, чтоб только я)) проходят кризисные этапы: вот тебе уже 27 — а ты не Лермонтов, вот уже 30 — а ты не Есенин, блин, вот уже 37 — а ты ни капельки не Пушкин, на что ты потратил все эти годы, дэбилоид?)) От подобных мыслей вдохновение улетучивается на раз… Отсюда вывод: надо верить в себя, говорить сомнениям: врёте! стану титаном к возрасту Гёте))
В твоих стихах (в соответствующих рубриках, конечно) мне очень импонирует юмор — тонкий, почти «междустрочный», ненавязчивый)) Скажи, а по жизни ты — серьёзный человек?)) Спасибо, пошутить я люблю при удобном случае (а кто не любит), но, боюсь, что процент удачных шуток не так уж высок… Думается, что с юмором не всё так просто. У каждого человека свой диапазон волн, откликающихся на смешное. И не попасть в него гораздо легче, чем попасть. Я, например, далеко не всегда понимаю то, над чем «угорает» мой сын… А по жизни… иногда мне кажется, что во мне несколько разных человеков (это шизофрения, да?)), иногда кажется, что каждое утро я просыпаюсь немного другим.
/
Шизофрения это, Саш, не сомневайся))) сдаётся мне, что всем творческим людям знакомы эти симптомы. Хвороба, кстати, хроническая и чрезвычайно опасная, ага. Для окружающих)))/
Приносят ли и сегодня победы на конкурсах огромную радость (а поражения — жутко огорчают)? Или острота ощущений со временем «стёрлась»?
Я человек азартный, поэтому и приносят, и огорчают. Но достаточно скромный, поэтому победы больше удивляют, а поражения удивляют меньше. Мне кажется, что «остроты ощущений» и не было у меня никогда, ну попрыгаешь полчаса на диване до потолка, ну напьёшься с горя и всего делов))
/Между нами/: у меня есть абсолютный фаворит среди стихов Александра Коковихина. Вот этот: «В диком субтропическом лесу...». Просто дурею от него. Перечитывать готова -надцать раз на дню, и каждый раз он действует на меня примерно так же, как валерьянка на кота))... А что ты сам считаешь лучшим из своего, наиболее удавшимся, самым сильным? Я понимаю, что для автора каждый стих — его «детище», и каждый по-своему дорог, но всё же... Я люблю стиш
«Брожение». Но, судя по многим конкурсам, самым удачным и сильным, видимо, получилось
«Предчувствие полёта». Его я немного недолюбливаю)) Поскольку из-за него я чувствую себя автором одного стихотворения)) А всё остальное так, ерунда, подростковая графомания и колхозная самодеятельность.
/
«Подростковая графомания» Поэзия Александра Коковихина очень многогранна. Саша творит на разные темы, пишет о смешном и грустном, и как рыба в воде чувствует себя практически во всех стилях/формах/жанрах. Но при всей своей многогранности есть в его стихах одна общая черта — это совершенно особое, удивительное видение мира.
Привычные, повседневные предметы он оживляет, растения наделяет человеческими чертами — подсолнух у него
бродит между сосен, знакомая лестница
притворяется незнакомой http://litset.ru/publ/66-1-0-3111, старый зонт
видит сны http://litset.ru/publ/29-1-0-2868...
Но подсолнух, обладающий ногами — это ещё цветочки)) Некоторым животным Александр дарит крылья — например, слоны и коровы у него
летают (коровы, правда, не летают на Луну и в Амстердам, но летают же в принципе!)
http://litset.ru/publ/19-1-0-1287;
http://grafomanam.net/works/158688.
Вот это умение автора — умение вложить дыхание в будничные вещи, «очеловечить» растения или подарить крылья млекопитающим — это умение, наверное, тоже приходится близким родственником таланту (наряду с сестрой-краткостью). И на какой-то момент делает читателя похожим на ребёнка, искренне верящего в сказку.
Не могу не вспомнить здесь Волшебника из «Обыкновенного чуда»:
«Человек из мёртвого камня делает статую и гордится, если работа удалась. А попробуй из живого сделать ещё более живое. Вот это работа!»©/
Саша, какой вопрос я тебе не задала (но ты хотел бы его услышать)? Ты много вопросов не задала: твой любимый классик, жанр и размер, например?)) Но сомневаюсь, что хотел бы их услышать)) Всех люблю, но Пушкина больше, чем Лермонтова, Пастернака больше, чем Цветаеву, Бродского больше, чем Евтушенко. А на жанр и размер внимания не обращаю. Может быть и зря… Ой, подожди, ты же не спросила ещё моё определение поэзии. А ведь сколько копий поломано в хлам на разборках, что поэзия, а что не поэзия! )) По стихам, которые мне нравятся, я вывел для себя такое (тоже мало что объясняющее) определение: поэзия — это та магия слов, которая заставляет читать вторую строку после первой, третью — после второй и т.д. И уж точно поэзия — это то, что заставляет неестественно организованный текст (досужее упражнение в стихоплетении, грубо говоря) дочитать до конца и не пожалеть об этом.
 
Редакция проекта «Авто(р)портрет». Ольга Романченко.
Чмакс
Ольге тоже чмакс за оч хор интервью
Спасибо, Эмилия)) ответный чмакс
Чмакс и обнимакс))
http://grafomanam.net/works/238030
Да, бенефисам пора сюда переселиться))
Саша, я всё время читала тебя, вот, наконец, почитала о тебе))))
Рада, что ты у нас есть))))) Ты действительно классный, с тобой - даже виртуально - не скучно!)
Спасибо! Тебя бы тоже на беседу надо раскрутить))
я лучше так поболтаю, под своими и чужими произведениями) Это самый мой формат)
А станет скучно - наваяю обзор и вдарюсь под ним в грандиозное общение)))
Саша, не красней, всё заслуженно))
Очень любопытно было полюбопытствовать! )
Вот попадёшься на интервью, я тоже буду очень рад полюбопытствовать))
Оля, отличное интервью!
Мням
Саша, тебе творческих успехов и никогдашнего непропадания с ПКП
Спасибо, Лёш, всё равно приятно!
Но прочитал в том числе и с грустью. Ведь уже поздновато идти учиться на инженера-механика, а, следовательно, я никогда не буду писать так, как Саша и Гёте.)
Не надо грустить, дружище, твои стихи меня радуют гораздо больше, чем мои или Гёте, вот какая штука... Надо бы тебя на интервью спровоцировать.