"Весь мир лежит в руинах. Человечество почти полностью истреблено. Радиация делает полуразрушенные города непригодными для жизни. Последние люди на планете, они живут в Московском метро — самом большом из когда-либо построенных противоатомных бомбоубежищ. В последнем убежище человечества." (с) Дмитрий Глуховский
—Отец, расскажи мне про прежнее, мирное лето! —Да что говорить, просто было светло и тепло... —Теплее, чем тут у костра? — Да, гораздо теплее! Казалось, что будто на противне жарилась плоть. Ходили мы с мамой твоей за едой в магазины, Бывали на танцах, в кафе и, конечно, в кино, Гоняли на автомобиле, линчуя резину, Короче, тогда отжигали по полной, сынок. А помню однажды купались беспечно в пруду мы, И так загорели на пляже, как черти в Аду! Так счастливы были, что даже не смели и думать, Какие кошмарные к нам перемены придут... Что чёрная сажа и дым от пожаров и взрывов Займут стратосферу и Солнце с Луною затмят, И лишь мухота, червяки, тараканы и крысы Останутся вместе с людьми на планете Земля; Что Бог, наблюдая за битвой последней из Рая, Случайно на ужин отведает ядерный гриб, И в праведном приступе гнева людей покарает, Мгновенно устроив ответный, изящный блицкриг - Призвав на подмогу отборный отряд Абаддона, Он с ним заморозил поля, города и леса... —Отец, неужели в метро мы застряли надолго? —Не знаю... Господь, я уверен, не знает и сам.
Все-таки изложение в виде прямой речи накладывает определенные требования на стилистику текста. Здесь оно мне не показалось достоверным: слишком отстраненно, словно по писаному, говорит отец. К тому же сама история – типичная постапокалиптическая зарисовка – воспринимается практически без эмоций. Хотя автор словом владеет. Понравились линчевание резины и ядерный гриб на ужин, но категорически не зашла мне «мухота».
2. Записки слушателя
Письмо первое
Здраствуй, Деда, как твои дела? Как там город Че? Пока дымит? Кошка Машка снова родила? На погоду вновь радикулит? У меня, Дедуль, всё хорошо, Отмечал недавно юбилей. Ровно месяц, как сюды дошёл, И принЯли в "Школу Рифмачей". Правила, конечно, завалил, Универов, знаешь, не кончал. Педсовет, немного пофлудив, В класс с пометкой "разгильдяи" взял. Строгости - в церковно-приходской, Здесь же слабопишущим лафа. Студиозов выпорют порой, Нас пока ни-ни, мы детвора. Да, на днях был новый поворот - Плёл физрук зачётные слова: Мол, студентов тут невпроворот, А таких балбесов - двадцать два. Ладно,чуть попозже допишу, Нужно четче мысли выражать. Только я пока что не могу Препинаки верно расставлять. В общем, старче, ты там не хворай, Знай, что помнит о тебе внучок . "Страхи с чувством юмора встречай!" - Продиктовал цитату свыше. Бог...
Собственно, строчка «Нужно четче мысли выражать» довольно точно характеризует это стихотворение. Я честно пыталась понять, о ком оно, почему Дедуля с заглавной буквы, и к чему там Бог в конце (а также что за источник цитируется). «Ну не шмогла я, не шмогла» (с). В финальную строку еще и ритмический сбой закрался, делая его вдвойне провальным.
3. И он говорит...
И он говорит: в этом нету твоей вины. И молча обратно ставит на пьедестал. Кому, говорит, королевы в слезах нужны? Давай, говорит, выдыхай, посчитай до ста.
И что из того, что там кто-то не то сказал? Такой, говорит, королевский тернистый путь. Бросай в чемодан свои платья и на вокзал, И то, васильково-синее, не забудь.
Возьми, говорит, из июня свои духи. Забей в телефоне неправильный puk сто раз. Сову не забудь, камни с моря, ещё носки И так, чтоб в ушах духовые играли джаз.
Послушно иду. На последний беру билет. Я трон оставляла за пару недель раз пять. К чертям церемония проводов, этикет,
Смеясь, поправляю нимб и учусь считать.
Эмоциями я на этот текст откликнулась сразу (помню его еще по вычитке), но члену жюри полагается обладать некоторой долей скептицизма и вредности, так что немного побурчу.) Во-первых, я бы не сказала, что это нарратив. Каких-то сиюминутных впечатлений и деталей здесь явно больше, чем сюжета. Во-вторых, как он может ставить обратно на пьедестал молча, если до и особенно после он говорит (по сути, весь текст – пересказ этого монолога). Какое уж тут молча? В-третьих – откуда у королевы нимб? Корона была бы много уместней, но, видимо, не вписалась в размер. Ну и в начале, мне кажется, перебор со словом «говорит». «Возьми из июня свои духи» - несколько вариантов прочтения (хотя это даже забавно): духи, которые ЛГ носила в июне, или духи с ароматом, который в природе бывает только в июне (по сути, концентрированный июнь во флаконе))? Но что-то мне интуитивно в этой фразе не нравится. После носков потерялась запятушка. И «к чертям церемониЮ проводов»? Финал с «учусь» считать классный, жизнеутверждающий. Но остается волнующий вопрос – что за сову ЛГ должна непременно взять с собой?
4. Сказка о Хаврошечке
В далёкой стране стародавней порой девúца жила-не тужила, не так, чтоб красотка, но в глазках огонь, и свежее личико мило. Кругла, пухлощёка, но, главное - дар: чудесней, наверно, не пели. Не голос, а нежный прозрачный нектар, звучал - замолкали свирели. В глуши не развиться таланту её - отправилась девушка в город, а там худо-бедно, но каждый поёт, кто соло, кто трио, кто хором. Попала девица на главный турнир танцоров, певцов, менестрелей. Кривлялся ведущий, обличьем - сатир, неделю, другую неделю... Забыли отметить: Хавроньей (да-да!) звалась голосистая дева, к чему отрицать - грубовато. Тогда её нарекли Женевьевой. Сказали несчастной Хавронье: худей! (ах, нет, Женевьеве, конечно), оставили семьдесят фунтов костей, пошили другую одежду. ...Теперь на лицо страшновато смотреть - излишки придётся отрезать... Отрезали четверть, оттяпали треть, ну вот, поглядите - принцесса! Ой, губы пропали... Давайте пришьём, в корыте обрезков немало. Хавро... Женевьеву опять - в забытьё, там хрящики вшили, тут - сало. Очнулась певица, но голос исчез, скорее всего, от восторга. По счастью, помог одарённый певец - племянник Хаврошечкин, Жорка. Примчался, пропел за кулисами - рот синхронно Женú разевала. Мальчишку - на сцену! Убрать бы живот... И всё завертелось с начала.
Оно, видимо, злободневно и сатирично, но я такое читаю, превозмогая себя, извините.
6. Оловянный солдатик
Всегда у дедушки на даче Я должен что-нибудь искать: Не помнит сам, куда запрячет, Спохватится лет через пять.
Вот он собрался на рыбалку — Грузило разыскать изволь. Я - со спортивною закалкой, А значит - вмиг на антресоль.
А там годами хлопья пыли Спокойно дремлют по углам, Три поколения копили Невероятно ценный хлам:
В большой консервной круглой банке Лежат старинные значки, Стекляшки, ручка от шарманки И деревянные волчки,
На дне - игрушечный солдатик Как символ векового сна... Вот он, пожалуй, очень кстати: Он и грузило, и блесна!
Прошло чуть больше полувека, Хоть он игрушка, но герой! И что теперь? Ныряй-ка в реку, Раз шанса нет вернуться в строй?
Быть может, смерть ему грозила, Мундира он не посрамил! Найду я гайку для грузила. Спи, Оловянный... Миру — мир!
Как человек, далекий от рыбалки, я сначала не поняла строку «он и грузило, и блесна!» Подумала, то грузило и блесна тоже кстати обнаружились на антресоли. В целом – бодренький такой стишок для стенгазеты. Прошел мимо меня.
7. Гадкий Билли
Мы были молоды, были живы - сквозь мрак и холод мы шли вперёд, а гадкий Билли твердил слезливо, что невозможно найти проход.
Ни спичек не было, ни палаток, но каждый делал, что должен, сам - и только Билли дрожал и плакал, скуля в безмолвные небеса.
Однажды встретились мы с врагами, они скрутили нас всех, смеясь, а Билли тихо лежал за камнем, закрыв глаза и молясь - "не я..."
Нам дать задание обещали - потом домой отпустить, живых. Сказали - сбросьте, кого не жалко! И Билли, падая в пропасть, выл.
Нас не убили и нас не били, а провели под большой горой. И мы вернулись, уже без Билли, но всем сказали, что он герой.
Глаза, скорбя, опускали долу: мы б не вернулись, когда б не он. А в честь него мы назвали школу, два сквера, площадь и стадион.
Теперь мы все - должностные лица, нас уважает простой народ. Вот только Билли - он вечно снится и гадко шепчет, что всех нас ждёт...
Оно, конечно, хлестко, иронично и тоже злободневно, но для меня остались загадочными мотивы и личности врагов. Честно говоря, эта, оставленная за кадром, часть сюжета для меня даже интересней, чем участь бедняги Билли.) Куда герои лезли (видимо, по каким-то пещерам/туннелям?), кто их там встретил и какое задание дал? Если задание как раз заключалось в том, чтобы избавиться от одного из товарищей, то какие-то злодеи прям злодейские: пользы ноль, сугубо любовь к членовредительству.)
8. Дульсинея
У нашей Дуси дел всегда по горло. Спешит на поле – это наперёд! Наловит в банку гусениц-дурёх! И кормит их то листиком, то мёдом.
Ей в детстве рассказали: за колхозом звезда упала – эдакий реликт – ба-бах на мириады нимфалид. Здесь, на земле, они учились ползать... А Дуся тоже с детства инвалид.
Бывало, на завалинке вечерней всё смотрит в небо – звёзды далеки... Глаза болят, но пальцем не с руки искать дыру средь звёзд – судьбы чернее.
Чтоб легче было – вычертит квадраты, их просто называет – Раз, Два, Три... На небе столько звёзд, как сил внутри, хотя съедают силы «супостаты».
Пора кормить своих пушистых бестий. Бочком встаёт, сметая «звёздну пыль». Потом расскажет – дедушка Имиль нашёл, с горох, мельчайшее созвездье...
Назвал его красиво – Дульсинея! А Дусенька теперь, чуть свет – ползёт, показывая куколкам полёт и крылышки торчащие на клее...
Это тоже какой-то очень условный нарратив, в котором я не увидела сюжета, скорее статичный портрет героини. Причем весьма абстрактный. Что за «звездна пыль», кто такие «супостаты» и почему они в кавычках, пушистые бестии – это кто, гусеницы? Финал, если я его правильно поняла, жутковатый, пробирает. Но не уверена, что описанная девочка-инвалид может ловить бабочек (или крылышки ей кто-то другой поставляет)? «Пальцем не с руки искать дыру» - забавная игра слов, но на грани фола.
9. Обнуление
Однажды в студёную зимнюю пору... Николай Некрасов
Под крышей – сосулька, под носом – вторая. Помалу синею, как сказочный Кей. Огарок надежды в душе догорает, Букет хризантем леденеет в руке. Топчусь на бульваре. Мороз – минус двадцать. Ты шлёшь эсэмэску, что скоро придёшь. Как скоро? В детали не хочешь вдаваться. А я вместо куртки надел макинтош: Хотел пофорсить, но теперь замерзаю, Мутируя в снежный объёмистый ком... Приходит ещё эсэмэска от Заи: – Бегу! (И картинка со снеговиком) Она прибегает минут через тридцать: – Меня задержали клиенты. Прости! Киваю, но хочется мне материться. – Ты что так трясёшься? Неужто простыл? Купил хризантемы? Семь штучек? Не густо. Тебе говорила, что розы люблю? Молчу, но мои обнулённые чувства Сильней и сильней примерзают к нулю... Любовь переходит в режим "удалёнки". Домой шкандыбаю в седом парике, А вслед мне глядит снеговичка влюблённо, Держа хризантемы в беспалой руке.
Симпатично-ироничное стихотворение, хотя не поняла, почему Кай мутировал в Кея. Примерзание обнуленных чувств к нулю тоже показалось избыточным. Сюжет, конечно, типичный-типичный, но здесь наполнен деталями, которые оживляют набор клише. Та же влюбленная снеговичка с хризантемами – милый штришок, придающий истории индивидуальность.
10. Пуговка
Он её до одури ненавидел! Ни дышать, ни есть, ни уснуть никак… Даже пуговку на потёртом твиде Так хотел сорвать и зажать в кулак!
Десять круглых пуговок – алых бусин – Словно капли крови легли на ткань. …Попытался выстрелить, только струсил, Вместо пули в спину – чумная брань.
Нелюбимый, жалкий… С душой пигмея, Неотвязной тенью скользящий вслед… От мечты несбыточной сатанея, Под заветной дверью встречал рассвет.
Знал, что зверю нужно скорее выйти Из подвалов тёмной больной души. …Незаметный с виду, как мелкий винтик В механизме, собранном за гроши.
Вожделел, выслеживал, караулил… Чтоб схватить за горло и пальцы сжать, Отмечая цепким зрачком горгульи: Закатилась пуговка под кровать…
Ну, психологической/любовной лирики тут больше, чем нарратива, на мой взгляд. Без финала это вообще была бы статичная зарисовка, а его я считала не сразу (вернее, не сразу поняла, что развязка происходит наяву, а не в воображении героя). Эмоции – яркие, страстные, пугающие - тут преобладают над событиями. Понравилось сосредоточение на мелкой детали, ставшей символом случившейся трагедии.
11. За десять дней до свадьбы
За десять дней до свадьбы он сказал: «Я не готов». И крыть мне было нечем. Рубцом белела в небе полоса – гудящий лайнер небо изувечил. Я плакала у старых тополей во дворике, в субботней дребедени, где, путаясь в развешенном белье, расхаживали люди-привиденья. Какой-то дед – поддатый старый чёрт сипел: «Не хнычь. Мы тонем там, где мелко. Беда твоя, как молодость, пройдёт, пей залпом жизнь... И дай на опохмелку». Горланила старуха: «Лысый хрен, не лезь до баб – чужая хата с краю».
Здесь не было годами перемен, поскольку перемены всех пугают. И я клялась забить на мужиков, да ну их на, от них сплошное горе. Шумели птицы, тени облаков висели, как циновки, на заборе.
...Я шла домой, глотнув такую муть, что бил озноб, до жара пробирая. И так хотелось вечер обогнуть с безлюдного нехоженого края, упасть в траву, не думать, не спешить, смотреть, как в паутине муха бьётся, ползёт паук и тащат мураши в чужую даль расколотое солнце.
Это все, конечно, классно, но сюжет рассказан в первых двух строчках. Дальше – рефлексии, разбавляемые описанием каких-то фоновых процессов. Ну и решение забить на мужиков – наверное, его можно назвать финалом истории. То есть, опять же, нарратив я себе как-то не так представляю, хотя его элементы тут есть. Но в целом душевно. Детальки, реплики, образы – все живое.
12. Старый портфель
Андрею Яковлеву, С глубокой благодарностью за тему
Этот старый портфель мне оставил мой муж-графоман. Он ушел. Он с другой. Мне от мужа на память остались Куча старых квитанций, пустой кошелек и роман. И обрывок письма – причитанья в расчёте на жалость.
Муж добился успеха: он нынче изрядно богат, Проживает у моря в большой беломраморной вилле; Та, другая, его подновила и усыновила: И рассказы его, и романы его - нарасхват!
Я порой их читаю: в них нет романтичных пустот; Героиня прекрасна и лжива, характер из стали. А писатель – плохой ли, хороший – невольно зеркалит Обстановку, любимых, мозаику мелких забот...
Ох уж эти заботы, таких бы мне полный карман! А в моем свищет ветер, от прошлой получки - ни цента. И недавно в жилище мое постучались агенты, Обещают деньжат - автор вспомнил про старый роман.
На страницах его - еле видимый отблеск звезды И нелепая девушка, помесь меня и Ассоли. Я не помню тугих парусов. Помню только мозоли. Помню злую тоску беспросветно-унылой нужды.
Если время пластами, то это - отвергнутый пласт. Все равно я его не отдам: пусть сулят миллионы. Неумелые строки и в жизни диктуют законы: Героиня пока что жива и роман не продаст.
На первый взгляд, стихотворение кажется скучноватым, но в него надо вчитываться: тогда все больше метких деталей замечаешь и все больше проникаешься рассказанной историей. И характеры тут четко прописаны, и точно подмечена связь реальной жизни и романов, а также горькая участь преданных (в обоих смыслах) Ассолей.
13. Озеро девичьих слёз
(легенда Кунгурской ледяной пещеры)
– Венчаться будем под землёй, – Он ей пообещал. – Скорее солнце дождь прольёт – Не верила речам. – Не выйду замуж. Не хочу! Зарок мой крепче льда. Нет дела до твоих причуд, Сказала ж: никогда!
– Венчаться будем под землёй… Ах, если б знать могла, Что драгоценности её Окажутся из льда! – Не выйду замуж. Не хочу! Зарок мой на века. Но усмехнулся Карачун: – Пойдёшь за старика.
– Ты хвалишь молодость свою, Какой же ты старик? – О чём сейчас я говорю, Потом поговорим… «Не выйду замуж. Не хочу!», – Забыв свои слова, В пещере к мужнину плечу Склонилась голова…
Где драгоценные дары? Лишь только груды льда! Смеётся муж внутри горы – Седая борода! «Скорее солнце дождь прольёт» – Воспоминаний жгут Озёрным берегом пролёг, А слёзы землю жгут…
Жюрение ЛАПы способствует расширению кругозора.)) Почитала, кто такой Карачун (у нас неподалеку деревня с таким названием есть, но я никогда не задумывалась о его происхождении). Ну, нормальная легенда: читается легко и чуть жутковато. Одно место царапнуло: получается, что забытые слова принадлежали голове, будто она сама по себе существует, отдельно от тела.
14. Ленивая невестка
У армян живёт в народе Презабавный анекдот. Хоть в моём он переводе Не совсем такой, как тот, Да и дня не та повестка, - Расскажу его для вас. Про ленивую невестку Нынче будет мой рассказ.
Сваты резали барана, Плов готовили в котле. Свадьбу весело и пьяно Отгуляли на селе.
Хороша была невеста, А жена – сплошная лень: Вечно то у ней сиеста, То простуда, то мигрень.
Сын женился – были рады: В доме пара новых рук. Сколько дел поделать надо – Ежедневно и не вдруг!
Дом прибрать, закрыть ворота, Паутину снять в углу… Все – в делах. Её забота – В нужный час прийти к столу.
Бережёт и холит пальцы. Не буди её, не трожь! Сколько будет продолжаться? Разобраться невтерпёж.
На невестку мать кивала. Муж, как уж, метался меж. Слово свёкра-аксакала: «Не работаешь – не ешь!»
Девка день поголодала – Не зовут её к столу. И с утра из поддувала Робко выгребла золу –
Так втянулась незаметно: Сытно ест, и вся в делах. И спокойно, и не вредно, А на праздник – впопыхах.
Минул год. И вот суббота. Двор кипит от суеты. «Отворяй, жена, ворота! Едут в гости к нам сваты!»
Дочь встречает на пороге. Рядом – новая родня: «Нет причины для тревоги. Всё прекрасно у меня!»
В доме, вымытом до блеска, Папке – чуть ли не к столу – Молоток несёт невестка, Родной матери – метлу:
Заработать на застолье – На закуску и кулеш. «В этом доме с «хлебом-солью» Не работаешь – не ешь».
Да уж, перевоспитали так перевоспитали.) Читается бодренько, но все равно кажется затянутым, а потому всякий интерес теряется уже где-то на середине. Сиеста сильно выбивается из армянского быта.
15. Дон Педро
.............. Рушится, рушится мир, как афера, .............. Вера – не та, и владыки – не те. .............. И разгорается свет Люцифера .............. Чтобы Христос не плутал в темноте. ..................Михаил Анищенко-Шелехметский
У дона Педро полувзрослые дети тусят в лондонах и парижах. Сам дон Педро, похожий на плюшевого медведя, имеет грыжу, наел диабет, нажил недвижимость где-то в Испании (по слухам – на Бали), конфетный заводик и партию, члены которой его за…долбали. Дон Педро любит удить осетров в собственном маленьком море. Сядет под вечер на берегу, закинет невод, затянет «Ой там, на горі…» Пару банок икорки выловив, ковыляет в хибарку свою о двух гектарах, валится в кресло и диктует фантасту знатному правдивые мемуары. Дон Педро дружит с рокфеллерами, но ручкается (по сценарию) со смердами… В общем, жизнь у него далеко не сахарная, а тоска смертная… *** Стучит свистящий ветер веткой тонкой в окно, где скоротечно зреет онко. А время сквозь отверстие иглы под взглядом по-ребячески пытливым перетекает в вену торопливо и пахнет, как лимонная полынь. Кривит душою док, что всё в порядке. Сентябрь рисует в призрачной тетрадке кораблик, на котором поплывёт мальчишка из палаты номер восемь в последнюю непознанную осень пока не остановит реки лёд… *** Мама ребёнка криком колотит в двери строения, размером с дворец: – Дон Педро, ответьте! Оплатите лечение ради Христа! Вы ведь поймёте, у вас тоже есть дети! В окружении мускулистых клыкастых дрессированных молодцов дон Педро выступает навстречу, натянув участие на расплывшееся лицо. – Что, слуги народа не в силах помочь? – сочувственно машет породистой головой – Ничего, Бог поможет. Завтра же в храме помолимся всей семьёй. Вера – она посильнее монеты! Он делает повелительный знак обслуге. Подносят коробку... – Вот вам конфеты.
Написано, конечно, мощно, с размахом и подтекстом, с горечью и сильным финалом, но читается довольно тяжело, а серединка меня коробит. Во-первых, переход от тоники к четкому размеру не сразу улавливается, а во-вторых, на мой взгляд, несколько перегнули с жалостливостью. Хотя тут у каждого своя шкала восприятия, во мне очень редко откликаются подобные описания. Стихотворение мне не близкое, но запоминающееся.
16. Новое платье
Новое платье - словно цветной зефир. Машенька в нём - принцесса. Куда надеть? Вот бы на бал, как Золушка! Танцы, пир! Мамочку взять и брата - грозу сердец. Только не папу: выпьет - и быть беде. Надо успеть вернуться домой к семи. Маше вбивают в голову каждый день: "Нет ничего на свете важней семьи".
Новые серьги к платью. Кольцо. Фата. Маша сегодня - Золушка на балу. Кончился страх! Теперь всё пойдёт не так! Принц, как мечталось, - весел, красив, неглуп. Он - идеал. Герой романтичных снов. Только один изъян - тяжела рука. "Лишь бы не пил..." А парочка синяков - К этому нашей Маше не привыкать.
Новая "Хонда"! Скорость! Как мир, стара зависть подруг. И горе внутри старо. Знает Мария цену таким дарам: вывих плеча и сломанное ребро. "Взять бы детей, умчаться на край земли!" - этих опасных мыслей как будто нет. "Нет ничего на свете важней семьи" - неоспоримый Машин приоритет.
То ли слепая кукла в чужой игре, То ли нарочно выбранная судьба... Шарфик, очки, перчатки, тональный крем... Часто ей снится Золушкин первый бал. Снятся другие жизни в других мирах. "Что-то сегодня ноет в груди. Ребро?.." ...Вместо подарка Машеньке в этот раз новые туфли, белые, купят в гроб.
Еще одна социалка, тоже лихо написанная и оттого еще более жуткая. Наверное, такие стихи нужны. Но я не могу их как поэзию воспринимать, это личный таракан.
17. паника пассажира титаника
у меня паника паника паника а ты что лыбишься девица я пассажир пассажир титаника я знаю что с нами случится
выпустите не держите меня в каюте дайте сойти на берег и вы все умрете умрете люди не доберетесь до америки...
психа ссадили как он и просил просто спихнули с трапа титаник гудками отход пробасил торжественно отчалил... слабо
вослед шептал пассажир: бараны вы все умрете умрете... в больничке ему обработали раны позаботились об идиоте
Задумка, конечно, классная, хоть и не слишком оригинальная, а вот воплощение проходное. Автор, вы можете лучше.)
18. Львиное
Пиха*. Львиная скала. Новая Зеландия.
Много лет ходил в морях капитан. Ветхий дом его корнями зарос, Утонули стены в диких кустах, А на крыше свил гнездо альбатрос.
И когда моряк вернулся домой, В городок увитый сонным плющом, Горожане удивились: «Живой?», Не узнав его под рваным плащом.
Не один вернулся он, на цепи Вёл огромного лохматого льва, Прогибался подо львом старый пирс, Потекла по переулкам молва -
Мол, не лев это - заморский король, Заключённый в зверя злым колдуном, Был он, якобы, смельчак и герой, Но расспрашивать боялись о том.
Поселился капитан возле дюн, В старой хижине с окном на залив, Часовым служил у дальних лагун, Лев был смирным и старик - не болтлив.
Жизнь катилась - за волною волна. Убаюканный дремал городок. Вечерами пел варган из окна, Из трубы струился легкий дымок.
Но однажды в этот рай на земле Прилетел свирепый жуткий тайфун, Шквальный ветер выл, как сотни гиен, И дома трепал, как в поле траву.
В шуме волн, под ураганную дробь Лев метался, умудряясь спасти Где ребёнка, где взметнувшийся кров, Подбежать не мог, пытался ползти...
За неделю все разнёс ураган, Но никто, по счастью, в нем не погиб, А когда забрезжил свет в облаках, Под обломками сверкнули клыки...
Друга дед в песок на пляже зарыл Да и сам он тем же летом зачах... Только слышится с тех пор львиный рык Перед штормом, над водой, по ночам.
* Пиха - посёлок в черте города Окленд Навеяно пейзажем во время прогулки с собакой.
Ну, вот это определенно нарратив. Даже интересный, я бы сказала, хотя и не без шероховатостей. Правда, я не поняла, как горожане могли удивиться, что капитан живой, если они его не узнали. «Лев был смирным и старик – не болтлив» - надо оба прилагательных делать либо краткими, либо полными, иначе коряво. «Лев метался, умудряясь спасти» - тоже рассогласование, теперь уже видов. Умудряясь спасать было бы правильней. С препинаками бы тоже надо повнимательнее.
19. На том мосту, где чёрная волна
В мостах войны нам нет нужды Михаил Дудин
На том мосту, где чёрная волна, Алесь и Янка молча расходились... Кричала выпь - и падала ветла на берег левый, выстеленный илом. Смешливый Янка, сдержанный Алесь, один с Будённым, с белыми братушка; а в детстве рядом - в праздник и в болезнь, одни на братьев санки и подушка. На берег правый капала смола... Алесь и Ян расстреливали жалость. Луна слепая путалась в стволах, пока от хаты матушка бежала...
А прям неплохо. Лаконично, колоритно, злободневно. Правда, я поначалу решила, что Янка – это девушка, но во втором катрене заблуждение рассеялось. И слово «братушка» показалось лишним – какое-то оно очень личное на фоне скупого, отстраненного изложения. Финал страшный и удачный.
20. Вот - девушка легки её шаги
Вот - девушка легки её шаги И неустойчив шаг - Она на каблуках, Её несет весенний, тёплый ветер, Её слепой лишь только не заметит, А если - зрячий - тотчас же погиб.
Вот это юный Гиви у метро, - Приметный здоровяк И кепи на бровях, Он продаёт мимозы, - сделал милость: Поймал девчонку, как же? Оступилась! Краснеют и молчат под Муммий Тролль.
Вот это город грязный от весны, Он пьёт безудержно капель И ждёт апрель, Он порскает из лужи воробьями, Авто - кидает под колёса - ямы, Здесь всё понятно - тут весна, ясны
Глаза девчачьи...Гиви утонул. Сердца стуча частят Он у нее в гостях: Он и она, квартира на Таганке. По мартам все немного полигамны... Мимозы - даром?! Ощущать вину
По силам ли мальчишке у метро? Тут песни продают И "утекай" поют, Уносит ветер звуки Муммий Тролля... Эй, как вас там?! Пожалуйста, не троньте!, - Красавец Гиви взялся за бедро.
Очень путаное изложение, так что о сюжете я здесь могу только догадываться. Форма тоже довольно необычная, так что рифму к последней строке каждой строфы приходится мучительно вспоминать. Переключение фокуса с главных героев на город сбивается с толку. Игра слов «шаги/шаг» показалась не столько удачной, сколько тавтологичной. Пунктуация ну очень авторская. Мумий Тролль, в конце концов. В общем, красавец Гиви меня нисколечко не покорил.
21. Другая жизнь
Другую жизнь я знала, чёрт возьми, но был разрушен прежний хрупкий мир чудовищем, ко мне на чай зашедшим. Как друга усадила за свой стол - такой он вызывал во мне восторг, была гостеприимной, доброй, щедрой...
Однажды он меня назвал женой. Но только оказалось - жён полно у этого нахального злодея. Когда узнала правду - след простыл. И деньги снял, и сжёг мечты-мосты. Живёт себе, а я на что надеюсь?
Счастливые мгновенья берегу. Пытаюсь боль уменьшить, гнать тоску, мечтаю излечиться поскорее. Беру судьбой подкинутый тайм-аут - меняю цели, средства и устав. Итак: одна живу, одна старею.
Когда же просыпается во мне особа, что в десятки раз сильней, особа, что научена летать, то я взмываю к белым облакам, несёт метла и цель моя близка - чудовищам никто не виноват.
Звенит будильник. Я легко встаю. А за окном разлит небесный брют. И мир другой. И я совсем не та. Напротив дом, цветные этажи, цветная, мной придуманная, жизнь. Живу, жива... Двенадцать лет спустя.
Буду ругаться. Первым делом на рифмы. «Зашедшим/щедрой», «летать/виноват», «не та/спустя» - я это не слышу вообще. Учитывая, что это не внутренние и даже не смежные рифмы, эффект получается убийственный в плохом смысле. «Тайм-аут/устав» - это я не то что не слышу, но еще и не вижу, остается терзаться вопросом «что это было?!» «Берегу/тоску» и «встаю/брют» - тоже так себе, на самом деле. И это обидно, учитывая, что в целом автор пишет довольно складно и приятно, а такую форму я страсть как люблю. Теперь по самому тексту. Первая строчка настраивает на экспрессивный ряд восклицанием «черт возьми», а по факту никакой экспрессии больше в стихе нет. Лирика, грусть, немножко самоиронии, и больше никаких чертей, разве что метла. «Чудовищам никто не виноват» - не поняла совсем. ЛГ сама становится чудовищем? Как все это связано с полетами к облакам? Ну и опять же, это ооочень условный нарратив, весь сюжет изложен в первых двух строфах.
22. Баллада о братьях
В каждой легенде песней звенит тоска, В каждой легенде пленницей бьётся боль.
Жили два брата в доме у чёрных скал, Жили два брата там, где шумит прибой. Вместе они рыбачили на заре, Вместе дрались на палках, как на мечах. Младший был весел, смел и не в меру резв, Старший в ненужных спорах всегда молчал. Старший был первым в драке и ремесле, Младший смотрел на море и видел даль... В летнюю ночь ушёл за мечтой вослед, Брат же остался рыбу ловить и ждать. Солнце по небу мерно ведёт свой круг, Рифы ласкает лёгкая пелена. Видно, у рока слишком характер крут, Он, не колеблясь, плату возьмет сполна. Умным опять придётся юлить и врать, На простаков поглядывать свысока... Чу! Пробудился снова коварный враг, И к рубежам страны подошли войска. Низко склонился месяца острый серп, Словно предчуя близость кровавых жатв. Старший оставил лодку, оставил сеть, Чтоб, не жалея, кровью гасить пожар. Где-то у моря, если молва не врёт, Где беспокойный ветер всегда игрив, Выехал всадник на вороном вперёд, Ловкий и хищный, словно приморский гриф. Было тепло и пасмурно в ноябре, Так, как бывает редко в преддверье зим. - Ну же, найдётся здесь хоть один храбрец, Тот, кто сумеет в битве меня сразить? Меч мой довольно жизней успел забрать, Имя моё клянет не одна вдова... Выйдя, промолвил старший: - Сразимся, брат. Младший ему с усмешкой сказал: - Давай. Будто потоком вымыло накипь лет, Будто с рассветом тайной пройдя тропой, Братья, как прежде, замерли на скале, Снова, как в детстве, дракой решая спор. Кружат, в защите тщетно ища изьян, Не прозевать стараясь ответный ход. - Здесь твой очаг и дом, здесь твои друзья, Нам безразлична тяжесть твоих грехов, - Зло и добро с начала таятся в нас. Выбор, увы, не каждому по плечу. Если за славу вышла такой цена, Что ж, я согласен. С лёгкостью заплачу. К битве призвав, над полем взревёт труба, Чёрная птица - будто стежок на льне. Старший не воин, старший - простой рыбак, Младший теперь намного его сильней.
Чем завершилось, можно ли угадать? Сколько с тех пор эпох обратилось в прах. Песне неважно, кто победил тогда, Песни поются только о тех, кто прав. Бардам слагать легенды не привыкать, Славить в стихах героев былой поры. Память о старшем переживёт века, Мало кто вспомнит, кто был тогда вторым.
Чу! В смысле, ура.)) Вот это прям не нарратив, а нарративище. Нравится и задумка (я вообще люблю сюжеты про враждующих братьев), и балладный стиль с повторами, и неоднозначность финала, в котором каждый может прочесть свое. Некоторое сомнение вызывает утверждение, что песни поются не о победителях, а о тех, кто был прав, – история как раз любит приписывать правоту победителям. Но это ж легенда, так что ну его, этот скептицизм.)
23. Слушай, расскажу
Ладно, так и быть, слушай, расскажу. Вспомнить – повернуть в ране ржавый гвоздь. Дача, шашлыки, первый майский жук. Не узнать теперь в шутку ли всерьёз муж сказал друзьям: - Не могу, устал, скрыться бы куда, чтобы не найти и проспать лет сто, да ещё пол ста. Веришь или нет, дней и десяти, не прошло с тех слов, как пришла беда и погиб мой муж. Все жену винят. Не хотела жить, ходят по пятам. Выла по ночам: - Забери меня! Призраком скользнёт в полную луну, у входной двери встанет и молчит. Но с собой не брал. Знаешь почему? Время не пришло савана парчи. Как потом жила мёртвая душой? Снами наяву из последних сил. Дочку родила. Год второй пошёл. Только всё одно — белый свет не мил. На Касьянов день, ветреный и злой, на краю весны с криком воронья, я и не ждала, он пришёл за мной. - Будет жутким год, омут – полынья. Не по силам груз. Так не стоит ждать... - Рада бы уйти, если б не дитя. Руку протянул, рот упрямо сжат. - Не пойду, прости. Не могу, нельзя.
Не жалей меня ни сейчас, ни впредь. Что мои слова, что собачий лай. Если суждено боли не стерпеть, Об одном прошу: дочку не бросай.
Что-то в этом есть, люблю вот такие мрачные мистические сюжеты, но, опять же, слишком путано. И традиционно хочется бухтеть на неаккуратно расставленные препинаки, которые лишь усложняют восприятие и без того непростого текста. «Не хотела жить, ходят по пятам» - ну почему ходят, если ходили? Или ходят до сих пор, даже когда ЛГ рассказывает? Ну и дальше тоже с временами неразбериха. «Время не пришло савана парчи» и «Будет жутким год, омут – полынья» - не разговаривают так люди. С одной стороны, несколько сумбурная речь ЛГ точно отражает ее эмоциональное состояние (полный раздрай), с другой стороны – местами этот сумбур уж очень напоминает бред, а героиня все-таки в своем уме (ну, не считая того, что ей мертвецы являются).
24. рмагеддон
…электрик, как и Господь, предпочитает творить с утра пораньше, на свежую голову. Терри Пратчетт, Нил Гейман, ещё там кто-то…
--------------
Понедельник.
Рабочий первый день. Пришёл пораньше, безлико было, тихо и черно. В начале слово было, слово «страшно», всё было темнотой поглощено… Хотелось спать, достали мраки-нервы, отгородил потёмки от сует, забыл про водку: день рабочий, первый, проводку починил: да будет свет!
Вторник.
Второй рабочий день, пришёл попозже. причина – дождь, похмелье. Отмечал вчерашний день, а что, я, боже, тоже – отвёрток чёрт, шурупов идеал. Налаживал полдня сегодня «небо» (у шефа обвалился потолок, натянутый сумбурно и нелепо): совсем не ветхий, новый свод потёк...
Среда.
Рабочий третий день, пришёл, как надо, впервые в жизни суши заказал, взглянул на техзадание в наряде. Вкрутил плафоны, заземлил VIP-зал. Домой приехал поздно. И впервинку полил цветы, одетые в кашпо, а за окном муравились травинки. Был вечер, выпил виски. Хорошо.
Четверг.
Рабочий день четвёртый, создал «солнце»! (в отделе кадров люстру заменил), купил светодиоды у японцев, немного торговался… заКурил. Домой приехал рано, на рассвете (открыли новый ресторан «Луна»). пытаясь спать, разgooglивали дети, пытаясь не дремать, спала жена.
Пятница.
Рабочий пятый день. Пришёл, чтоб выпить, – устал до лампочки от невезух. Я постепенно превращаюсь в птицу – с утра сова, а к вечеру – петух. Кивая клювом, фазы переправил, Перепаял, я ж канифольный бог. Орёл степной… без правил и скрижалей… Был вечер, было утро, Было плохо…
Суббота.
Рабочий день шестой. Проспал, короче. Включил вполоборота дурака – Босс озверел, но я чернорабоче Исправил этот свет, и тот – слегка… А к вечеру достало пресмыкаться, К соседке напросился на ночлег, Подвыпили, а после на матраце Под Глинку сотворяли человека…
Воскресение.
Обычный выходной, поспать бы дольше… Но будят дрели, дети и дела. На улице пресёк гоморр дебошный, Содом в курилке молча разогнал. Соседи сверху затопили, твари. Не ноя, заказал гидробетон… Два ролла, хлебцев пять – отдал кошаре.
Перегорела лампочка-неон на вывеске кафешки
«..рмагеддон».
«пытаясь не дремать, спала жена» - тут я начала нервно хихикать, потому что состояние очень знакомое, и так точно и узнаваемо его описать – большая удача. Стихотворение-ребус, в котором больше игры, чем поэзии, но все равно интересно разгадывать его головоломку. Или собирать пазл – уж не знаю, что правильнее в данном случае. Кое-где не услышались рифмы, кое-где показалось слишком вычурным словотворчество, но все равно интересно и обращает на себя внимание.
Шорт: 1 место 22. Баллада о братьях
2 место 7. Гадкий Билли
3 место: 11. За десять дней до свадьбы 12. Старый портфель 19. На том мосту, где чёрная волна 24. рмагеддон
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Спасибо от нас с Билли:))) И вообще, с удовольствием прочла. И мне баллада нравится сильно. Вообще, во многом совпали :) А враги... Ну, враги... Неважно, вроде как :)))
Елена, большое спасибо! Очень интересный обзор! Когда помещаешь свое стихотворение на конкурс с жюри, всегда интересно получить отклик не только на соответствие стихотворения теме, но и на то, какое впечатление оно производит на читателя; от Вас я этот отклик получила. Можно ли перенести Ваши слова о портфеле под стихотворение, как комментарий?
Ругайтесь, Елена, но я их слышу и ничего не могу с собой поделать. Например, в последней строфе: И я совсем не та - Двенадцать лет спустя. И тайм-аут - устав слышу. Да, исправленный вариант много потерял, осталось только это чёрт возьми из всего, что было. Не удалось мне в этот раз использовать тонкую пилочку - напильник в руках оказался. Для моей ЛГ чудовища - это все мужчины, которым она, видимо, иногда мстит, садясь на метлу и взлетая к высотам, при этом по жизни оставаясь одна. Облака здесь - как символ лёгкости отношений, на которые горазды почти все особи мужского рода, да и не только.
Стопроцентно не обещаю подправить текст - но, возможно, если вдохновение позовёт. Про рифмы на будущее учту)) Спасибо за мнение - ради обзоров и участвую в конкурсах.
Прошу прощенья, что долго молчала - была в отъезде. По препинакам:
Не узнать теперь, в шутку ли, всерьёз
скрыться бы куда, чтобы не найти - тут можно и без запятой, но мне кажется, однородные глаголы в данном случае - скрыть и проспать, а не найти и проспать. Так что я бы поставила.
Веришь или нет, дней и десяти - в конце строки не нужна зпт.
на краю весны с криком воронья - мне кажется, это два разных уточнения, как одно воспринимается громоздко, так что тоже хочется разделить запятой.
Ну и по поводу оформления прямой речи я бы подумала. В текущем варианте не везде понятно, где реплики, а где повествование. Например, вот тут:
- Будет жутким год, омут – полынья. Не по силам груз. Так не стоит ждать... - Рада бы уйти, если б не дитя. Руку протянул, рот упрямо сжат.
Первая и третья строки - реплики мужа и жены соответственно. Четвертая - повествование. А вот вторая? Это муж продолжает говорить, или жена так думает? Учитывая, что весь текст является монологом, я бы курсивом, что ли, пересказанную прямую речь выделила.
Ну и не препинаки, но тоже резануло: полста - слитно. Я не знаю, почему текстовый редактор сайта его подчеркивает и предлагает неправильный вариант, но он по-любому ошибается.)
Елена, с критикой согласна, править не буду конечно (не стоит оно того), но учту на будущее. рада, что поучаствовала - в учебных целях хороший опыт. Спасибо
Здравствуйте, Елена. Большое спасибо за разбор. Читала и улыбалась: ласково Вы со мной, по-женски). На сове даже смеялась, правда, ничё не понятно, но она есть) Нимб уже убрала. Зпт дорисую, церемониЮ исправлю. Остальное уже пусть, как урок)
А враги... Ну, враги... Неважно, вроде как :)))
Спасибо, Елена! )
Этот стишок – лучшее, что смог автор...
В глобальном масштабе авторского творчества - точно не лучшее)
Гладких (17/08/20 21:32) •
Очень интересный обзор!
Когда помещаешь свое стихотворение на конкурс с жюри, всегда интересно получить отклик не только на соответствие стихотворения теме, но и на то, какое впечатление оно производит на читателя; от Вас я этот отклик получила. Можно ли перенести Ваши слова о портфеле под стихотворение, как комментарий?
Да переносите, если хочется.) И спасибо за теплый отклик.
Ругайтесь, Елена, но я их слышу и ничего не могу с собой поделать. Например, в последней строфе:
И я совсем не та - Двенадцать лет спустя.
И тайм-аут - устав слышу.
Да, исправленный вариант много потерял, осталось только это чёрт возьми из всего, что было. Не удалось мне в этот раз использовать тонкую пилочку - напильник в руках оказался.
Для моей ЛГ чудовища - это все мужчины, которым она, видимо, иногда мстит, садясь на метлу и взлетая к высотам, при этом по жизни оставаясь одна. Облака здесь - как символ лёгкости отношений, на которые горазды почти все особи мужского рода, да и не только.
Стопроцентно не обещаю подправить текст - но, возможно, если вдохновение позовёт. Про рифмы на будущее учту))
Спасибо за мнение - ради обзоров и участвую в конкурсах.
Если найдёте время)
Со временами будем пробовать разбираться.
Про препинаки хотелось бы поподробнее.
По препинакам:
Не узнать теперь, в шутку ли, всерьёз
скрыться бы куда, чтобы не найти - тут можно и без запятой, но мне кажется, однородные глаголы в данном случае - скрыть и проспать, а не найти и проспать. Так что я бы поставила.
Веришь или нет, дней и десяти - в конце строки не нужна зпт.
на краю весны с криком воронья - мне кажется, это два разных уточнения, как одно воспринимается громоздко, так что тоже хочется разделить запятой.
Ну и по поводу оформления прямой речи я бы подумала. В текущем варианте не везде понятно, где реплики, а где повествование. Например, вот тут:
- Будет жутким год, омут – полынья.
Не по силам груз. Так не стоит ждать...
- Рада бы уйти, если б не дитя.
Руку протянул, рот упрямо сжат.
Первая и третья строки - реплики мужа и жены соответственно. Четвертая - повествование. А вот вторая? Это муж продолжает говорить, или жена так думает? Учитывая, что весь текст является монологом, я бы курсивом, что ли, пересказанную прямую речь выделила.
Ну и не препинаки, но тоже резануло: полста - слитно. Я не знаю, почему текстовый редактор сайта его подчеркивает и предлагает неправильный вариант, но он по-любому ошибается.)
Финал, да, страшный, да и время у нас сейчас тяжёлое.
Автора не узнала, теперь сама этому удивляюсь.)
Спасибо большое
Большое спасибо за разбор. Читала и улыбалась: ласково Вы со мной, по-женски). На сове даже смеялась, правда, ничё не понятно, но она есть)
Нимб уже убрала. Зпт дорисую, церемониЮ исправлю. Остальное уже пусть, как урок)