Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
7ЛАП-20 - Нарратив - Обзор Елены Шиловой
Обзоры
Автор: ПКП
1. Апокалиптическое. Разговор у костра


Все-таки изложение в виде прямой речи накладывает определенные требования на стилистику текста. Здесь оно мне не показалось достоверным: слишком отстраненно, словно по писаному, говорит отец. К тому же сама история – типичная постапокалиптическая зарисовка – воспринимается практически без эмоций. Хотя автор словом владеет. Понравились линчевание резины и ядерный гриб на ужин, но категорически не зашла мне «мухота».


2. Записки слушателя


Собственно, строчка «Нужно четче мысли выражать» довольно точно характеризует это стихотворение. Я честно пыталась понять, о ком оно, почему Дедуля с заглавной буквы, и к чему там Бог в конце (а также что за источник цитируется). «Ну не шмогла я, не шмогла» (с). В финальную строку еще и ритмический сбой закрался, делая его вдвойне провальным.


3. И он говорит...



Эмоциями я на этот текст откликнулась сразу (помню его еще по вычитке), но члену жюри полагается обладать некоторой долей скептицизма и вредности, так что немного побурчу.) Во-первых, я бы не сказала, что это нарратив. Каких-то сиюминутных впечатлений и деталей здесь явно больше, чем сюжета. Во-вторых, как он может ставить обратно на пьедестал молча, если до и особенно после он говорит (по сути, весь текст – пересказ этого монолога). Какое уж тут молча? В-третьих – откуда у королевы нимб? Корона была бы много уместней, но, видимо, не вписалась в размер. Ну и в начале, мне кажется, перебор со словом «говорит».
«Возьми из июня свои духи» - несколько вариантов прочтения (хотя это даже забавно): духи, которые ЛГ носила в июне, или духи с ароматом, который в природе бывает только в июне (по сути, концентрированный июнь во флаконе))? Но что-то мне интуитивно в этой фразе не нравится. После носков потерялась запятушка. И «к чертям церемониЮ проводов»?
Финал с «учусь» считать классный, жизнеутверждающий. Но остается волнующий вопрос – что за сову ЛГ должна непременно взять с собой?


4. Сказка о Хаврошечке


Оно, видимо, злободневно и сатирично, но я такое читаю, превозмогая себя, извините.


6. Оловянный солдатик


Как человек, далекий от рыбалки, я сначала не поняла строку «он и грузило, и блесна!» Подумала, то грузило и блесна тоже кстати обнаружились на антресоли.
В целом – бодренький такой стишок для стенгазеты. Прошел мимо меня.


7. Гадкий Билли


Оно, конечно, хлестко, иронично и тоже злободневно, но для меня остались загадочными мотивы и личности врагов. Честно говоря, эта, оставленная за кадром, часть сюжета для меня даже интересней, чем участь бедняги Билли.) Куда герои лезли (видимо, по каким-то пещерам/туннелям?), кто их там встретил и какое задание дал? Если задание как раз заключалось в том, чтобы избавиться от одного из товарищей, то какие-то злодеи прям злодейские: пользы ноль, сугубо любовь к членовредительству.)


8. Дульсинея


Это тоже какой-то очень условный нарратив, в котором я не увидела сюжета, скорее статичный портрет героини. Причем весьма абстрактный. Что за «звездна пыль», кто такие «супостаты» и почему они в кавычках, пушистые бестии – это кто, гусеницы? Финал, если я его правильно поняла, жутковатый, пробирает. Но не уверена, что описанная девочка-инвалид может ловить бабочек (или крылышки ей кто-то другой поставляет)?
«Пальцем не с руки искать дыру» - забавная игра слов, но на грани фола.


9. Обнуление


Симпатично-ироничное стихотворение, хотя не поняла, почему Кай мутировал в Кея. Примерзание обнуленных чувств к нулю тоже показалось избыточным. Сюжет, конечно, типичный-типичный, но здесь наполнен деталями, которые оживляют набор клише. Та же влюбленная снеговичка с хризантемами – милый штришок, придающий истории индивидуальность.


10. Пуговка


Ну, психологической/любовной лирики тут больше, чем нарратива, на мой взгляд. Без финала это вообще была бы статичная зарисовка, а его я считала не сразу (вернее, не сразу поняла, что развязка происходит наяву, а не в воображении героя). Эмоции – яркие, страстные, пугающие - тут преобладают над событиями. Понравилось сосредоточение на мелкой детали, ставшей символом случившейся трагедии.


11. За десять дней до свадьбы



Это все, конечно, классно, но сюжет рассказан в первых двух строчках. Дальше – рефлексии, разбавляемые описанием каких-то фоновых процессов. Ну и решение забить на мужиков – наверное, его можно назвать финалом истории. То есть, опять же, нарратив я себе как-то не так представляю, хотя его элементы тут есть. Но в целом душевно. Детальки, реплики, образы – все живое.


12. Старый портфель



На первый взгляд, стихотворение кажется скучноватым, но в него надо вчитываться: тогда все больше метких деталей замечаешь и все больше проникаешься рассказанной историей. И характеры тут четко прописаны, и точно подмечена связь реальной жизни и романов, а также горькая участь преданных (в обоих смыслах) Ассолей.


13. Озеро девичьих слёз



Жюрение ЛАПы способствует расширению кругозора.)) Почитала, кто такой Карачун (у нас неподалеку деревня с таким названием есть, но я никогда не задумывалась о его происхождении).
Ну, нормальная легенда: читается легко и чуть жутковато. Одно место царапнуло: получается, что забытые слова принадлежали голове, будто она сама по себе существует, отдельно от тела.


14. Ленивая невестка



Да уж, перевоспитали так перевоспитали.)
Читается бодренько, но все равно кажется затянутым, а потому всякий интерес теряется уже где-то на середине. Сиеста сильно выбивается из армянского быта.


15. Дон Педро



Написано, конечно, мощно, с размахом и подтекстом, с горечью и сильным финалом, но читается довольно тяжело, а серединка меня коробит. Во-первых, переход от тоники к четкому размеру не сразу улавливается, а во-вторых, на мой взгляд, несколько перегнули с жалостливостью. Хотя тут у каждого своя шкала восприятия, во мне очень редко откликаются подобные описания. Стихотворение мне не близкое, но запоминающееся.


16. Новое платье



Еще одна социалка, тоже лихо написанная и оттого еще более жуткая. Наверное, такие стихи нужны. Но я не могу их как поэзию воспринимать, это личный таракан.


17. паника пассажира титаника



Задумка, конечно, классная, хоть и не слишком оригинальная, а вот воплощение проходное. Автор, вы можете лучше.)


18. Львиное



Ну, вот это определенно нарратив. Даже интересный, я бы сказала, хотя и не без шероховатостей.
Правда, я не поняла, как горожане могли удивиться, что капитан живой, если они его не узнали.
«Лев был смирным и старик – не болтлив» - надо оба прилагательных делать либо краткими, либо полными, иначе коряво.
«Лев метался, умудряясь спасти» - тоже рассогласование, теперь уже видов. Умудряясь спасать было бы правильней.
С препинаками бы тоже надо повнимательнее.


19. На том мосту, где чёрная волна



А прям неплохо. Лаконично, колоритно, злободневно. Правда, я поначалу решила, что Янка – это девушка, но во втором катрене заблуждение рассеялось. И слово «братушка» показалось лишним – какое-то оно очень личное на фоне скупого, отстраненного изложения. Финал страшный и удачный.


20. Вот - девушка легки её шаги



Очень путаное изложение, так что о сюжете я здесь могу только догадываться. Форма тоже довольно необычная, так что рифму к последней строке каждой строфы приходится мучительно вспоминать. Переключение фокуса с главных героев на город сбивается с толку. Игра слов «шаги/шаг» показалась не столько удачной, сколько тавтологичной. Пунктуация ну очень авторская. Мумий Тролль, в конце концов. В общем, красавец Гиви меня нисколечко не покорил.


21. Другая жизнь



Буду ругаться. Первым делом на рифмы. «Зашедшим/щедрой», «летать/виноват», «не та/спустя» - я это не слышу вообще. Учитывая, что это не внутренние и даже не смежные рифмы, эффект получается убийственный в плохом смысле. «Тайм-аут/устав» - это я не то что не слышу, но еще и не вижу, остается терзаться вопросом «что это было?!» «Берегу/тоску» и «встаю/брют» - тоже так себе, на самом деле. И это обидно, учитывая, что в целом автор пишет довольно складно и приятно, а такую форму я страсть как люблю.
Теперь по самому тексту. Первая строчка настраивает на экспрессивный ряд восклицанием «черт возьми», а по факту никакой экспрессии больше в стихе нет. Лирика, грусть, немножко самоиронии, и больше никаких чертей, разве что метла.
«Чудовищам никто не виноват» - не поняла совсем. ЛГ сама становится чудовищем? Как все это связано с полетами к облакам?
Ну и опять же, это ооочень условный нарратив, весь сюжет изложен в первых двух строфах.


22. Баллада о братьях



Чу! В смысле, ура.)) Вот это прям не нарратив, а нарративище. Нравится и задумка (я вообще люблю сюжеты про враждующих братьев), и балладный стиль с повторами, и неоднозначность финала, в котором каждый может прочесть свое. Некоторое сомнение вызывает утверждение, что песни поются не о победителях, а о тех, кто был прав, – история как раз любит приписывать правоту победителям. Но это ж легенда, так что ну его, этот скептицизм.)


23. Слушай, расскажу



Что-то в этом есть, люблю вот такие мрачные мистические сюжеты, но, опять же, слишком путано. И традиционно хочется бухтеть на неаккуратно расставленные препинаки, которые лишь усложняют восприятие и без того непростого текста.
«Не хотела жить, ходят по пятам» - ну почему ходят, если ходили? Или ходят до сих пор, даже когда ЛГ рассказывает? Ну и дальше тоже с временами неразбериха.
«Время не пришло савана парчи» и «Будет жутким год, омут – полынья» - не разговаривают так люди. С одной стороны, несколько сумбурная речь ЛГ точно отражает ее эмоциональное состояние (полный раздрай), с другой стороны – местами этот сумбур уж очень напоминает бред, а героиня все-таки в своем уме (ну, не считая того, что ей мертвецы являются).


24. рмагеддон



«пытаясь не дремать, спала жена» - тут я начала нервно хихикать, потому что состояние очень знакомое, и так точно и узнаваемо его описать – большая удача.
Стихотворение-ребус, в котором больше игры, чем поэзии, но все равно интересно разгадывать его головоломку. Или собирать пазл – уж не знаю, что правильнее в данном случае. Кое-где не услышались рифмы, кое-где показалось слишком вычурным словотворчество, но все равно интересно и обращает на себя внимание.

Шорт:
1 место

22. Баллада о братьях

2 место
7. Гадкий Билли

3 место:
11. За десять дней до свадьбы
12. Старый портфель
19. На том мосту, где чёрная волна
24. рмагеддон
Опубликовано: 11/08/20, 09:57 | Последнее редактирование: Алекс_Фо 11/08/20, 08:41 | Просмотров: 168 | Комментариев: 25
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Спасибо от нас с Билли:))) И вообще, с удовольствием прочла. И мне баллада нравится сильно. Вообще, во многом совпали :)
А враги... Ну, враги... Неважно, вроде как :)))
Ветровоск  (13/08/20 19:00)    


Ахха, приятно с кем-то совпадать во вкусах)
Елена_Шилова  (17/08/20 13:55)    


17. паника пассажира титаника

Спасибо, Елена! ) smile
Этот стишок – лучшее, что смог автор... biggrin
Гладких  (13/08/20 16:32)    


Не прибедняйтесь)) wink
В глобальном масштабе авторского творчества - точно не лучшее)
Елена_Шилова  (17/08/20 13:51)    


smile
Гладких  (17/08/20 21:32)    


Елена, большое спасибо!
Очень интересный обзор!
Когда помещаешь свое стихотворение на конкурс с жюри, всегда интересно получить отклик не только на соответствие стихотворения теме, но и на то, какое впечатление оно производит на читателя; от Вас я этот отклик получила. Можно ли перенести Ваши слова о портфеле под стихотворение, как комментарий?
smile smile smile
Марара  (12/08/20 19:10)    


Я тормоз, простите.
Да переносите, если хочется.) И спасибо за теплый отклик.
Елена_Шилова  (17/08/20 13:50)    


От автора 21

Ругайтесь, Елена, но я их слышу и ничего не могу с собой поделать. Например, в последней строфе:
И я совсем не та - Двенадцать лет спустя.
И тайм-аут - устав слышу.
Да, исправленный вариант много потерял, осталось только это чёрт возьми из всего, что было. Не удалось мне в этот раз использовать тонкую пилочку - напильник в руках оказался.
Для моей ЛГ чудовища - это все мужчины, которым она, видимо, иногда мстит, садясь на метлу и взлетая к высотам, при этом по жизни оставаясь одна. Облака здесь - как символ лёгкости отношений, на которые горазды почти все особи мужского рода, да и не только.

Стопроцентно не обещаю подправить текст - но, возможно, если вдохновение позовёт. Про рифмы на будущее учту))
Спасибо за мнение - ради обзоров и участвую в конкурсах.
monterrey  (12/08/20 01:37)    


http://litset.ru/publ/29-1-0-60215
Если найдёте время)
monterrey  (13/08/20 11:17)    


Пойду посмотрю сейчас.)
Елена_Шилова  (17/08/20 13:49)    


очень интересное мнение, спасибо, Елена)
Олег_Юшкевичъ  (11/08/20 19:26)    


Всегда пожалуйста.)
Елена_Шилова  (17/08/20 13:47)    


Елена, спасибо.
Со временами будем пробовать разбираться.
Про препинаки хотелось бы поподробнее.
Целия  (11/08/20 16:03)    


Прошу прощенья, что долго молчала - была в отъезде.
По препинакам:

Не узнать теперь, в шутку ли, всерьёз

скрыться бы куда, чтобы не найти - тут можно и без запятой, но мне кажется, однородные глаголы в данном случае - скрыть и проспать, а не найти и проспать. Так что я бы поставила.

Веришь или нет, дней и десяти - в конце строки не нужна зпт.

на краю весны с криком воронья - мне кажется, это два разных уточнения, как одно воспринимается громоздко, так что тоже хочется разделить запятой.

Ну и по поводу оформления прямой речи я бы подумала. В текущем варианте не везде понятно, где реплики, а где повествование. Например, вот тут:

- Будет жутким год, омут – полынья.
Не по силам груз. Так не стоит ждать...
- Рада бы уйти, если б не дитя.
Руку протянул, рот упрямо сжат.


Первая и третья строки - реплики мужа и жены соответственно. Четвертая - повествование. А вот вторая? Это муж продолжает говорить, или жена так думает? Учитывая, что весь текст является монологом, я бы курсивом, что ли, пересказанную прямую речь выделила.

Ну и не препинаки, но тоже резануло: полста - слитно. Я не знаю, почему текстовый редактор сайта его подчеркивает и предлагает неправильный вариант, но он по-любому ошибается.)
Елена_Шилова  (17/08/20 13:47)    


Елена, большое спасибо, за подробный ответ. Буду смотреть.
Целия  (17/08/20 19:41)    


Лена, большое спасибо, рад.))
Финал, да, страшный, да и время у нас сейчас тяжёлое.
АлексейИрреальный  (11/08/20 12:37)    


А не за что.
Автора не узнала, теперь сама этому удивляюсь.)
Елена_Шилова  (17/08/20 13:36)    


Спасибо Вам огромное Елена :) за шикарный разбор и ваше чуство юмора) а чётче мысли выражать пока учусь)))
Ок74  (11/08/20 12:35)    


Удачи на этом нелегком поприще.) И спасибо.
Елена_Шилова  (17/08/20 13:35)    


Елена, с критикой согласна, править не буду конечно (не стоит оно того), но учту на будущее. рада, что поучаствовала - в учебных целях хороший опыт. Спасибо
Talya_Na  (11/08/20 12:13)    


Ну, как хотите, но в качестве тренировки в написании сюжетных стихотворений - вполне зачетное.)
Елена_Шилова  (17/08/20 13:35)    


И тренировалась она до глубокой старости... smile
Спасибо большое
Talya_Na  (17/08/20 13:38)    


Здравствуйте, Елена.
Большое спасибо за разбор. Читала и улыбалась: ласково Вы со мной, по-женски). На сове даже смеялась, правда, ничё не понятно, но она есть)
Нимб уже убрала. Зпт дорисую, церемониЮ исправлю. Остальное уже пусть, как урок)
Елена_Бугорская  (11/08/20 11:36)    


Sorry.
Марара  (12/08/20 19:09)    


Спасибо за отклик, Елена.) Приятно, когда тебя понимают.
Елена_Шилова  (17/08/20 13:32)    

Рубрики
Рассказы [968]
Миниатюры [785]
Обзоры [1269]
Статьи [345]
Эссе [163]
Критика [89]
Сказки [163]
Байки [45]
Сатира [48]
Фельетоны [13]
Юмористическая проза [270]
Мемуары [60]
Документальная проза [60]
Эпистолы [10]
Новеллы [50]
Подражания [10]
Афоризмы [28]
Фантастика [127]
Мистика [19]
Ужасы [4]
Эротическая проза [3]
Галиматья [256]
Повести [254]
Романы [44]
Пьесы [32]
Прозаические переводы [2]
Конкурсы [23]
Литературные игры [31]
Тренинги [2]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1567]
Тесты [10]
Диспуты и опросы [82]
Анонсы и новости [104]
Объявления [72]
Литературные манифесты [239]
Проза без рубрики [382]
Проза пользователей [119]