Всем доброго времени суток Меня снова пригласили в жюри :) И в этот раз я тоже не читал стихи в теме, где их подавали на конкурс, и не знаю авторов. Оцениваю без личных симпатий :) У меня довольно простые критерии оценки: красивые интересные образы, хорошая ритмика стихотворения, без пиррихиев и трудночитаемых инверсий. Разумеется, смысл повествования и эмоциональное послевкусие тоже играют роль. В принципе, как на МПК: техника + художественность. В комментариях постараюсь отметить особо хорошие — на мой взгляд — или особо неудачные моменты.
1. Прогуляюсь, а что?
Прогуляюсь, а что? – иногда мне и повод не нужен. Если верить тому, что расскажет мне ссылками Гугл, Океан – это просто солёная хмурая лужа, Перейти на тот берег которую я не смогу.
А на том берегу сушит спину весёлая нерпа. Мальчик, взглядом знакомый, играет кусочками льда. Комсомолкой не ставшая, значит в полста – пионерка На какую-то сдатку на нартах везёт провода.
А вдоль берега – старые бочки, как будто грибочки. Ледовитый рассольник качает, как сало, шугу. Кто-то пишет, для Гугла, за очерком очерк, и очерк. Я, вот, думаю – есть ли ещё и космический Гугл.
Так сиди, не рискуй, прослывёшь, в аккурат, многомудрым: Не поездка на место, а просто какой-нибудь фильм. Лишь бы солнце лучами сшивало нам каждое утро, И свою сверхзадачу всегда выполнял эндорфин.
«Гугл-смогу» и «шугу-Гугл» - не очень хорошая рифма. ГЛ слишком чётко считывается.
Наверное, правильней будет: перейти на тот берег (лужи), которОЙ … или обойти которУЮ я не смогу.
«Взглядом знакомый» - это как? Знакомые черты лица, знакомый свитер — понимаю. Но мальчик, знакомый взглядом — нет.
Много лишних запятых. В 3-й строфе не нужно выделять запятыми «для Гугла» и «вот». В 4-й «в аккурат» не нужны запятые.
2. Все спят
Все спят. Уснул хомяк-питомец. Давно в нирване дом уснувший. А я не сплю. Среди бессонниц Мне эта стала наихудшей.
К моим страданьям безучастна – В окне гроза. Грохочет глухо. Как зуммер, тонко, неотвязно Комар-злодей звенит на ухо.
Приговорил. Не отвязаться, Не запретить, не отмахнуться. И чернота на лунном глянце – Как пятна плесени на блюдце.
Противно, муторно и зябко… Попить воды встаю с кровати. Ищу очки, теряю тапки… Кастрюля падает… Проклятье!
Хожу, лежу… Опять впустую… Не отключается сознанье. Все смотрят сны. А мой, бастуя, Сбежал. И мне как наказанье
Луна – бессонна и бездарна. Да разбегаются в экстриме – Не спят на кухне тараканы Из солидарности с моими.
Несколько раз перечитал... ЛГ мается бессонницей. И всё :( Из шести строф средние 4 совсем ниочём. Что вижу, то пою :(
4. Она
Она ворчит. Но больше по привычке, то громко, то беззвучно, то шепча молитву или смысл какой-то притчи, спеша налить себе прогорклый чай. Трясутся руки, капли проливая, прихлебывает жадно и несет, стакан прижав к сорочке, и скупая слеза ползет в солоноватный рот. На стол поставив, вздрогнет - сильно жжется! И, вперив взгляд в окно, опять замрёт. Постылый скрип цепочки от колодца На разум давит, словно тяжкий гнёт. Забегает и вдруг засуетится: - А ну как гости! Я же в неглиже! Внук любит эту ... Как ее там? Пиццу! Испечь бы надо. Нету сил уже. Приляжет на минуту, забывая про всех . Вздохнет: - Зачем? Кому? Кого? Далекая, ненужная, чужая... И жалобно затянет "Сулико".
Начиная со второй строфы появилось много непоняток :( Вторая строфа неудачно построена. Лучше было бы разделить её на несколько отдельных предложений: отдельно трясущиеся руки, проливающие чай, отдельно про прихлёбывание чая, и отдельно про слезу. А дальше «на стол поставит»... Что? Слезу? Ведь именно слеза последнее существительное. Не нравится сравнение: скрип цепочки давит на разум, как гнёт. Гнёт может давить на голову, но не разум. Кстати, а почему «цепочки»? Ведро (если об этот речь) висит на цепи. А цепочка висит на шее, руке, щиколотке. Ну и концовка. По тому, что ЛГ поёт «Сулико» можно подумать, что она — старая грузинская женщина. Но в тексте нигде этого не говорится. Не думаю, что любая другая народность будет просто так исполнять эту песню. Обычно поют то, что близко и что пели всю жизнь. Или здесь «Сулико» только для рифмы?
5. По умолчанию
Молитвы вылились в стихи, и, скромно изменив наружность, Как будто стали не моими. Не узнаю их целиком… Как часто чувствую в себе стихов гнетущую ненужность И, замирая, умираю над ненаписанной строкой.
А за окном – осенний дождь вбивает гвозди в день июньский. И жаль строки́, как жалко неба, что стало серым и больным. Я перечитываю всё, что написала накануне, Поспешно нанося на строфы обильный неумелый грим.
И посылаю в никуда, и жду оттуда подтверждений, Что понята, и на поэта мир абсолютно не сердит. Душа наполнена дождём, надеждой, верой и смятеньем. И мне даётся вдохновенье. По умолчанию. В кредит.
А вот это стихотворение понравилось. И красивый образ — дождь, забивающий гвозди. И концовка. Беру в шорт.
6. Клетка
...посвящается карантину
Повсюду – пустые квадраты и чёрные дыры. А свет – лишь иллюзия. Как и гармония истин. Летят в темноту безвозвратно сгоревшего мира Бездарные судьбы, тревожные мысли, потухшие жизни…
Неровные строки, крамольные взгляды, бездомные души… Угрюмо стучит впечатлений поломанный счётчик. Осталось добить, развалить всё, что можно разрушить, В беспамятстве бреда, в потоке словесных пощёчин.
Так трудно – по кругу бродить тем, кто пойман и заперт, Цепляться за страхи и сны, соблюдать ритуалы И ждать, что однажды наступит прекрасное завтра. Неправильный мир… Искажённая псевдореальность.
Где врать, предавать идеалы – позорно и мелко, А верить в идею – бессмысленно и безрассудно. Где выспренно-пафосны судьи, пришедшие в белом, А люди – песок на подошвах вершителей судеб.
А тьма бесконечна. И душит минут паутина. И все, что ты можешь – лежать неподвижно, как овощ. И, путая слухи, причуды, мечты и причины – искать имена для живущих во мраке чудовищ.
Не совсем понял, почему посвящается карантину... Ну да ладно.
Замечательное стихотворение и по своей эмоциональности, и образности. Выделю особо понравившиеся: «стучит впечатлений поломанный счётчик» «в потоке словесных пощёчин» «Где выспренно-пафосны судьи, пришедшие в белом, А люди – песок на подошвах вершителей судеб»
Здорово!
7. Прочность песочных стен
Помнишь? Играли на пляже в детстве, Мокрый речной песок... Строили с точностью инженерской Замок - он был высок. Даже не замок, скорее, крепость. Кварц кое-где блестел. Помнишь, проверить всегда хотелось Прочность песочных стен? Рыли под крепостью безрассудно Выходы (шесть - рекорд!) Чуть пошевелишься, и в секунды Падал надёжный форт. Жалко до слёз. Приступать к починке? Нет, надоело... лень. И убегали домой, песчинки Быстро стряхнув с колен. Мы повзрослели. Теперь нас трое. Самым обычным днём Рухнула крепость. И снова строить. Всё же... Давай начнём.
И это стихотворение не оставило равнодушным. Хорошая глубокая мораль: сравнение семьи с крепостью, которую надо защищать и выстраивать заново.
8. Паучье
Вечер-паук изловил золотое солнце. Бьётся оно, словно бабочка в паутине. …Август – не боль, не отчаянье, не унынье, просто взросленье. А с медного неба льётся свет бледно-рыжий, неброский, почти холодный, тонко звенят на ветру дождевые капли, словно поющие чаши. Скажи, не так ли? – звук неземной их как будто глубоководный. Это спокойствие с ноткой осенней грусти, с нежной кислинкой, не горькое . Крыть тут нечем: всё изменяется, веришь? Мохнатый вечер солнце оплёл облаками уже. Не пустит, спрячет в траве до утра и опасной хваткой, хищно вцепившись, присвоит себе… Но искры звёзд голубых разлетятся в ночи, как брызги, блеск отдавая космический без остатка. Будет луна золотиться, гореть, сияя мягче, чем солнечный диск, и откроет знаки, смыслы другие, таящиеся во мраке, те, что при свете дневном не увидеть… Знаешь, прошлое в норах паучьих с гнилой отдушкой. Всё изменяется: время, душа и мысли. …Осень-арахна сетями из мёртвых листьев август поймала. Но я не в её ловушке.
Не очень понравилась рифма «сияя-знаешь». На мой взгляд, можно было сделать «зная». Отмечу красивый образ концовки!
12. Дачное
... пёс в шесть скулит и прыгает, как мяч, и я встаю с ним – кукла заводная.
Мы два часа петляем между дач, разглядывая местные бонсаи, вдоль рабицы, обглоданной плющом, вдоль пахнущих шиповников и елей – вдохнёшь небес, и пёс давно прощён за то, что рано выгнал из постели.
С утра свежо, и солнце рвётся ввысь, чтоб жарить свежий день по-африкански. Вот стрекоза пикирует на лист, вот водомерки носятся по ряске заросшего пожарного пруда, где золотые ирисы по краю...
и канули куда-то города, в которые я летом не играю.
Хорошая пейзажная лирика. Мне понравилось
13. Птица-жизнь
На циферблате жизни выклевано время, Секунды-птицы улетели в ночь. Несу к реке охапкой белой хризантемы, Пусть уплывут в рассветной дымке прочь. Из сада прочь. Идти без плана или схемы, Быстрей куда глаза глядят идти. На древе жизни новые философемы Не мне прокаркали вороны-дни. Я проворонила, наверняка, минуты, Часы, недели, годы. Пустяки. Несу цветы, но облетают почему-то В безветрии на берегу реки. Здесь призраком туман колышется, и смутно, Теплея, проступает солнца диск. Гнездо секунд-младенцев в облака укутав, Светлеет небо: здравствуй, птица-жизнь.
Вроде бы есть точный размер строк 13-10-13-10, но читается тяжело :( Особенно « На древе жизни новые философемы»
14. Колыбельная волшебника
Ты хочешь муху превратить в слона? Вопросов нет! Былинку, муху, Моську – Неси их всех, хоть полную авоську, И вечность совершенно не нужна.
Из дрозофил я сделаю слонов, Из мосек, если нужно, волкодавов. Слоны – налево, мухи все – направо, Кто мамонта заказывал? Готов!
Я приложу немного волшебства – Из Квазимодо сделаю Париса, Щелкунчика – из самой мерзкой крысы, Творенье мира облеку в слова.
Из нелюбви я сделаю любовь, Из неприязни, ненависти даже. Да, я волшебник – и с немалым стажем. Одно прошу – постой, не прекословь,
Не вспоминай незначащих обид, Пойми, что мир порою слишком сложен, Но для меня в нём нет тебя дороже.... Прижмись ко мне, усни... Порядок. Спит.
Колыбельная для меня — нечто спокойное, убаюкивающее. Здесь же о том, что это колыбельная, мне говорит только последняя строчка: «Прижмись ко мне, усни...»
С кем говорит волшебник, кто к нему должен прижаться — для меня осталось не ясно. «Одно прошу – постой, не прекословь, Не вспоминай незначащих обид, Пойми, что мир порою слишком сложен, Но для меня в нём нет тебя дороже....»
Здесь не одна, а три просьбы: не прекословить, не вспоминать обид и понять сложность мира. А следующая часть, что в мире для меня нет никого тебя дороже, должна быть новым предложением.
Всё повествование волшебник рассказывает о себе, что он мог бы сделать. Потом высказывает кому-то свою просьбу. Т.е. всё стихотворение — это прямая речь. И мне кажется, что «Порядок. Спит» лучше было бы графически отделить от общего текста. Потому что это как бы «реплика в сторону»
17. Если бы я был богом
Если бы я был богом, я знал бы все выигрышные номера лотерей, все имена лошадей для фарта в тотализатор. Знал бы все результаты матчей, все коды от здешних дверей, сейфов, ячеек в банках, все курсы валют на завтра. Знал бы - будет ли урожайным год, или голод согнёт в дугу, где будет через сто лет оазис, а где - пустыня. Знал бы, что в умах людей рождается бог иной - и пресекал бы зародыш действиями простыми. Знал бы, где грянет цунами, где взвоет торнадо, где грузно сойдут снега. Однако - скажу между нами, смертным всё это будто бы надо, но богу всё - нафига?
В этой подборке несколько белых стихов/верлибров/просто потока мыслей. И если бы в них были какие-то сногсшибательные образы, это можно было бы понять. Здесь же (пишу под этим текстом, но мои слова относятся и к другим текстам без рифмы/без ритма) автору не удалось поразить/зацепить меня.
18. Приворотное
Не скажу ничего никому - разве это кому-то расскажешь? Мой смешной несуразный Амур, как натянет свой лук, так промажет.
И вонзается дура-стрела лишь в того, кто слывет непутевым; тот и станет мелькать по углам, словно он мне судьбой уготован.
Целься лучше, давай, Купидон! Есть один у меня на примете. Он заглянет в бревенчатый дом, потому что поднимется ветер,
потому что взметнется листва, как пугливые куры с насеста. Он услышит мой голос едва и шутливо поклон мне отвесит.
Я не знаю, что будет потом. Пусть реальность сплетется с абсурдом. Только пусть он войдет в этот дом, только пусть в этом доме я буду.
Несколько странное начало... Ничего не скажу — и тут же рассказывает :) А почему тот, кто «на примете» заглянет в чужой дом, «потому что поднимется ветер, потому что взметнется листва, как пугливые куры с насеста.» ? Не вижу логики... Не нравится инверсия: «Он услышит мой голос едва». Правильно: едва он услышит мой голос, то сделает что-то. А здесь получается, что он глуховатый и едва слышит :)
19. "Эпитафия..."
Стучит в окно, поет бродяга дождь, Пройдёт, дробя чечетку по отливам, И бьёт капель в ушах речитативом, Смывая с душ тоску, печаль и ложь.
Гремит с небес в его поддержку гром, Танцуют тени твист по воле ветра, А на пространстве в три с полтиной метра Грустит поэт за кухонным столом.
В стакане на столе не чёрный чай, А в пачке не простая папироса. Но, в целом, "у матросов нет вопросов" В какие дали гнать тоску-печаль.
Поэт прошепчет горькое: "Прости..." Махнув "не чай" занюхает горбушкой, Ножом запястье взрезав до кости, Напишет: " Эпитафия подружке... "
Много чего не понравилось :(
И «бить речитативом» (странно звучит), и «тени, танцующие твист» да ещё и «по воле ветра». «У него не чёрный чай» - а какой? Зелёный? ;) Не ясно до слова «махнёт» из следующей строфы, что имеется в виду алкоголь.
«у матросов нет вопросов» вообще ниоткуда взялось.
Ну и общая тема осталась для меня не понятной и не приятной. Сорри
20. Киношное
Героини прославленных фильмов живее тех, Кто остался за кадром, о большем желать не смея... Если жизнь – это фильм, то мечтать о ролях не грех. И она размечталась, хотя далеко не фея.
Режиссёр разленился, с небес не следит за ней… А сценарий бездарный! Одна суета и скука. У соседей иначе. Шекспировский взрыв страстей, Хоть пропойца сосед, а жена его потаскуха.
Там, у них за стеной звон посуды и женский плач. Настоящий Отелло – того и гляди задушит. …У неё – опускаются руки от неудач, В океане тоски ни клочка вожделенной суши.
Два разрушенных брака. Осталось «работа – дом». В эпизодах случайные связи, и те недолго. …А сегодня гроза, за окном барабанит гром. Ей бы стать Катериной. И вот она рядом – Волга.
Бесконечными дублями мимо несутся дни, Извивается плёнка. Отснять бы всю жизнь сначала… …Режиссёр наливает ей водки: «Забей, глотни. Я и сам не в восторге от этого сериала.»
Не понял про Катерину и про Волгу... ЛГ зовут Волга? Или она утопилась в Волге? Или попала под «Волгу»? Идея сравнения жизни с кино хороша, но мне далеко не всё ясно. :(
21. Подождика
Ты был мудрей меня почти на треть. Ты говорил, что надо потерпеть и станет жизнь прекрасной в одночасье. И я, смотря сквозь розовость очков, в тебя, как в бога, верила легко, в твои слова про неизбежность счастья.
Ты вёл бои, спасая мир от бед, на прихоти мои шутил в ответ, прощая буйство молодости дикой. Учил, что ожидания минор коллекционным делает вино и ягод нет вкусней, чем подождика.
И я ждала: и год, и два, и семь, но не родила ягода совсем, зато обиды расплодился улей. И вот уже, терпение взорвав, мы в бой бросали глупые слова — слова ушли и без вести вернулись.
А у тебя всё больше стало дел. И ты ко мне как будто охладел — мы шли по жизни рядом, но не вместе. И видя крах вокруг со всех сторон, однажды ты из круга вышел вон, и не пришел мириться через месяц.
... В тот год был подождики урожай — одной не съесть... Безумно было жаль варить её и прятать в глубь подвала. А после я пила с вареньем чай и думала: как ягоды горчат! Похоже, я с рецептом оплошала.
А это стихотворение очень понравилось и зацепило. Очень здорово придумано название! Беру в шорт
23. Куба либре
Гаванский вечер как раскур сигар, тропическая музыка калипсо заманивает русского туриста в бар, в компанию мулатки в ярких клипсах. Элене Пальмер восемьдесят лет, она не помнит сколько раз рожала, в каких условиях, в больнице или нет, и как однажды чуть не умерла от жара. Жара сопутствовала всем её страстям ночной, дневной и сумеречной жаждой, не потому ли старое дитя о климате лопочет с каждым... Элене кажется, что холод в виде льда способен зной контрастом заарканить, в безумный проблеск памяти вода постукивает кубиком в стакане. Чин-чин, сеньора хочет льда, в глазах Элены я - голубоглазый гринго, которому по вкусу иногда дурман сигар, мулатка, куба либре, льдинки.
Совсем не понравилось :( Читается плохо из-за отсутствия ритмики. По смыслу - много безумия. Именно так у меня ассоциируется 80-ти летняя ЛГ :(
25. Еве
Пляшут пылинки искрами на свету, Вверх по стволу вальяжно ползёт лоза.
Здравствуй. Давай поближе. Садись вон тут. Я обещаю многое рассказать. Часто бывает - сердце с утра щемит, Ходишь, не можешь места себе найти? Это тебя зовёт настоящий мир, Скрытый за сетью спутанных паутин. Солнце окрасит близкой реки стекло, Манит вода, но вряд ли напьёшься всласть. Наши края обильны, но благость - ложь, Клетка для не вкусивших добра и зла. Тех, для кого не важно найти исток, Лишь бы не знать проблем на своём веку. Истинный мир безжалостен и жесток, Но он прекрасней этих картонных кущ. Хочешь понять, как голову кружит страсть, Как от желаний сердце в груди дрожит... Да, ты познаешь боль и познаешь страх, Только без них навряд ли оценишь жизнь. Будешь потом отважно на дно нырять, Счастье низать по крохам, что нитку бус. Ты пожалеешь, будешь жалеть не раз - Плата за право выбрать свою судьбу.
Плечи трясёт в ознобе, хотя тепло, Сладость азарта нервно кипит в крови... Тяжестью манит с ветки созревший плод. Если согласна, не сомневайся. Рви.
По стилю написания могу только догадываться об авторстве. Потом проверю, когда будут объявлены результаты. Сильно написано. И очень умело!
29. Дышащие прохладой
Дарят чужие окна слабый полночный свет... Я научилась верить, жить в ледяной Москве, телик смотреть потише, сплетни не собирать, и, просидев на кухне с вечера до утра, попусту не реветь.
Я научилась штопать, складывать, отрезать... Манит всю жизнь знакомый, старый, родной вокзал, пахнут котлеты в тесте, трубочки, пирожки, кличет скамейка, дворик, всякие пустяки - белая полоса.
Мой одичалый остров, берег моей зари, старый отцовский домик - тот, что болит внутри. Сад фиолетов нынче, вышит цветами луг... Город сманил однажды, только совсем не друг. Гаснут чужие окна - светятся фонари. Я не совсем привыкла, но подхватила ритм. Утром - горячий кофе. Правда, душе милей дышащие прохладой ягоды на столе...
Чтобы не разрыдаться - быстро иду к двери, всё-таки здесь другие улицы и дворы.
Просто хорошее стихотворение Беру в шорт
30. В другом измерении
Тополя поседели, пути припорошены. Из деревни в столицу ведёт кольцевая, Где троллейбусы неба касаются рожками, И скользят по укатанным рельсам трамваи. Бутафорская радуга плещется в лужицах, Герметично обтянутых плёнкой бензина. В стариковские мысли мешают мне вслушаться Аритмия мотора и шелест резины. От нагрева движок тарахтит озабоченно, А Москвич на ухабах дрожит с перепугу. Но внезапно заносит его на обочину, Будто он по пути угодил в центрифугу. Торможу, но слетаю с дороги на скорости, Попадая во тьму параллельного мира... Захотел дуралей в уважаемом возрасте Переехать к сынку в городскую квартиру. В незнакомых доныне пространстве и времени Я запутался в прочных невидимых нитях. Неужели конец?..
Но в другом измерении Не теряет надежду мой Ангел-хранитель.
Понравились образы: «скользят по укатанным рельсам трамваи. Бутафорская радуга плещется в лужицах, Герметично обтянутых плёнкой бензина. В стариковские мысли мешают мне вслушаться Аритмия мотора и шелест резины.»
Вообще интересное стихотворение вышло
====================================
Первое место 7 Прочность песочных стен 21 Подождика
Второе место 5 По умолчанию 6 Клетка 12 Дачное 25 Еве 29 Дышащие прохладой 30 В другом измерении
Секундочку... Мне сначала нужно было найти и понять, какой вариант - Ваш :) Перечитал свой комментарий... Остаюсь при своём мнении. Пойду, почитаю, что другие написали :)
Спасибо от автора №6)) Посвящается - потому что впечатления по мотивам... Добавила посвящение, так как до этого часто спрашивали - о чём это вообще) что за клетка, что за искаженная реальность, почему мир сгоревший и т.д. В общем, возникали многочисленные вопросы, логические несостыковки и непонятки)
Нумеро 25)
С первых строк был почти уверен в авторстве.
Ну и тема "твоя" :)
Однако, судил честно (на мой взгляд)
Все такие вежливые, добрые...
Да, ритм тяжелый, согласна:)
Перечитал свой комментарий...
Остаюсь при своём мнении.
Пойду, почитаю, что другие написали :)
Спасибо, Алексей, не ожидала, что кто-то присудит первое место, тем приятнее!
Хорошее стихотворение вышло - хорошо оценил :)
Посвящается - потому что впечатления по мотивам...
Добавила посвящение, так как до этого часто спрашивали - о чём это вообще) что за клетка, что за искаженная реальность, почему мир сгоревший и т.д.
В общем, возникали многочисленные вопросы, логические несостыковки и непонятки)
Про само стихотворение я уже всё сказал в обзоре :)
Спасибо большое!)