Опять этот странный сон. Странный не тем, что я оказываюсь в одном и том же месте – такое бывало и раньше – а тем, что там, во сне, я живу совсем другой жизнью. У меня другой муж, дети, город, работа. Всё! Всякий раз, просыпаясь, я с ужасом думаю, что схожу с ума. Шизофрения! Раздвоение личности! Мне страшно рассказать кому-либо об этом, потому что такого у нормального человека не бывает. Уже почти целый год я варюсь в своём собственном котле безысходности. Каждый сон – это отдельный эпизод из жизни моего второго я. Иногда я просто стою у окна и смотрю на закатное небо, на зябкий дождик, на лужицы с дрожащим отражением жёлтых вечерних фонарей, на тёплый свет от окон домов и слушаю звонки пробегающих мимо забавных трамвайчиков. Боже мой! Я никогда в жизни не видела таких маленьких, словно из прошлого, ретро-трамвайчиков. Откуда они появляются в моих снах? Прошлый раз я сама ехала в нём, сидя на открытой платформе, как на веранде. Трамвайчик натужно пыхтел, взбираясь вверх по крутой дороге, под полом у него что-то поскрипывало, но всё это вторую меня ни капли не удивляло, а было привычно как ежедневный атрибут обычной жизни. И дети. Их там у меня двое. Маленькая кудрявая девочка, ласкуша, не желающая расставаться со мной ни на минуту, и сын – подросток, со всеми, присущими этому возрасту, всплесками добра и зла. Но мы с мужем как-то справляемся с этим. Муж… Любимый. Кстати, внешне я почти не запоминаю его. Проснувшись, я не могу представить, как он выглядит. Только ощущение защищённости, доверия и спокойствия невидимой аурой окружают меня в той странной реальности. Мне там было хорошо. До некоторых пор. Но неделю назад случилось что-то плохое. В мои безмятежные сны просочилась тревога. Не так весело звенели трамвайчики, почти не показывалось солнце, а себя я видела в незнакомом, пугающем месте, плутающей в поисках выхода. Я растерялась. Если раньше странные сны беспокоили меня только своей необычностью, то теперь они как будто требовали от меня каких-то действий. Тревога перетекала в реальную жизнь.
А что, если такой город и такая улица существуют на самом деле? Я ухватилась за эту мысль, как за спасательный круг. Интернет. Поиск. Ретро-трамваи. Город. И нашла! Точно такой трамвайчик. Филадельфия. Очень, очень похоже. Откуда-то пришло осознание, что я должна побывать там. Пусть это бред шизофреника, но, если я не увижу город моих снов, случится что-то непоправимое. Дальше моя реальная жизнь стала похожей на стремительно раскручивающуюся пружину. Я сумела выпросить отпуск у совершенно неуговариваемого начальника, фантастически быстро оформила визу, талантливо сочинила правдоподный повод срочного посещения Америки и улетела в город, где провела год виртуальной жизни. Прямо из аэропорта я поехала в тот район, где бегают знаменитые канатные трамваи. Сон превращался в явь. Трамвайчик натужно пыхтел, взбираясь вверх по крутой дороге, под полом у него что-то поскрипывало, а я сидела на скамейке, как на открытой веранде, и узнавала никогда не виденные дома и улицы. Вот и моя остановка. Я вышла и сомнамбулически двинулась к двухэтажному дому, сохранившему, как и окружающие его здания, старинный фасад. Консьержка кивнула мне, как хорошо знакомой: - Привет, Хелен! А Ваши уже дома. Я поднялась по узкой крутой лестнице и нажала на кнопку звонка. Открылась дверь. В её проёме я увидела себя. Мы стояли, онемевшие от неожиданности. Но это продолжалось ровно секунду. Потом моё второе я кинулось мне на шею и закричало, обращаясь к кому-то, кто был в глубине квартиры: - Она приехала! Она жива! Из квартирных глубин на её крик выбежали кудрявая девочка, мальчик-подросток и мужчина, внешний вид которого я не могла вспомнить. После объятий, бестолковых возгласов и слёз рассеялся туман моих странных сновидений. Всё оказалось просто до тривиальности. Мы – сёстры - близняшки, разлучённые в младенчестве. Наша родная мать умерла при родах.
Хелен удочерила и увезла бездетная семья из Филадельфии, а меня, слабую до такой степени, что никто и не надеялся на возможность выживания, оставили в России, где потом и взяли в дочки добрые русские люди. По сей день я считала их своими кровными родителями. Говорят, что близнецы соединены друг с другом некими телепатическими связями. Иногда они слабее, иногда сильнее, но наш случай оказался абсолютно уникальным. По крайней мере, так сказали психиатры, которым я, наконец-то, рассказала о своей аномалии. И самое главное – Хелен действительно нуждалась во мне. У неё обнаружили лейкоз. Болезнь плохо поддавалась лечению, потому что врачи никак не могли подобрать нужного донора костного мозга. Стоит ли говорить о том, что я идеально подошла ей по всем медицинским параметрам? Хелен пошла на поправку. И я очень надеюсь, что наступившая ремиссия станет началом полного выздоровления моей сестры.
Комментарии:Нравилось ровно до середины, примерно до отпуска, визы и правдоподобного повода. Ощущение, когда тебя интригуют и ты ожидаешь что-то интересное, а в итоге «Всё оказалось просто до тривиальности». Даже по стилю две части истории как-то отличаются. Первая более яркая визуально и в ней есть требуемая картинка, а вторая уже далеко уходит от изображения. Да и речь меняется, как будто автор устал (например, странно, что человек, всю жизнь живший в России, говорит «взяли в дочки добрые русские люди» - зачем здесь уточнение «русские»?). В общем развёртывание истории в стиле «пусть говорят», да ещё и поданное как новостной сюжет, разочаровало. Оценка: 2 балла (2-е место)
К картинке №1
Перемещение Любите ли вы приморские города? С их праздной курортной атмосферой, аккуратными отельчиками, цветочными горшками с азалиями, зелёными скверами и бесконечной набережной, по которой прогуливаются загорелые «афродиты» в полупрозрачных одеждах. С узкими улочками на холмах, бесконечными лестницами, извилистыми тропинками между сосен и скал... Города, в которых все дороги ведут к морю. Только зимой это совсем другие города – с мокрым асфальтом, в который смотрятся полупустые трамваи, с промозглым ветром, заползающим под куртку, и пустыми вечерними улицами. Вот на такой мокрой пустынной улице, сбегающей к морю, я и оказалась совершенно парадоксальным образом, и теперь не могу понять, почему я здесь, а не в горах! Расскажу все по порядку – может и у самой мозги встанут на место. Вчера пришла к однокурснику поделиться своей «трагедией» – каникулы проходят, хочу в горы на лыжах покататься, денег на проживание наскребла, жильё забронировала, а на дорогу не хватает. Васёк, понятно, не Рокфеллер, но я и не за деньгами пришла, а так, поплакаться. Он у нас парень чудаковатый – всякие креативные идеи выдает на раз. Вот так – раз!.. Не сработало… Два!!! На «два» Васёк выдал: – Знаешь, Дашка, я могу тебе помочь. Только ты должна согласиться на эксперимент. Понимаешь, у меня готова машина мгновенного перемещения в пространстве, но еще не обкатана. – Ракета, что ли? Наверное, на моем лице было написано удивление, потому что Васёк стал тут же оправдываться: – Я всё просчитал, в разных программах проверил, даже промоделировал. Хочешь, покажу? Гарантирую, что все будет в порядке – переместишься на свой курорт, только сумку покрепче прижимай. Снаряжение сразу на себя надевай, чтобы не растерять в пространстве и… Время оставим константой. – А назад? – спросила я автоматом, ничего не понимая. – Дам подробные инструкции. Будем с тобой постоянно на мобильной связи – наверняка на курорте она хорошая. Креативщик! Умеет не то, что удивить – ошарашить! Вариантов у меня два: сиди здесь все каникулы, вдыхай выхлопные газы, или рискуй и «пей шампанское». Я выбрала второе: – Мне завтра надо к вечеру, чтобы еще на ночлег устроиться. – Отлично! – энергично потёр ладони Васёк. – Буду ждать в семь. Это будет что-то! Дашка, ты молодчина! Васёк был настолько обрадован моим ответом, что готов был расцеловать своего кота, а я пошла переспать с мыслью об участии в необычном эксперименте. Что было сегодня? Собиралась, одевалась, под вечер пришла к Ваську. Он завел меня в комнату, напиханную мигающими приборами, и начал «колдовать». Я так волновалась, что ничего в деталях не помню, только вспышку… И вот я здесь –в горнолыжном костюме и шлеме смотрю на улицу, убегающую вниз к море, рядом дома с горящими окнами. Мобильник оказался дебильником. Связи с Васьком никакой и спросить у него, куда он меня закинул, нет никакой возможности. Придется выкручиваться самой. Спросить, что ли, что это за город, для оценки масштаба моей финансовой катастрофы: – Женщина, не подскажите, что это за город? – Ты что, с Луны свалилась? – Не из такой отдаленной провинции, но всё же свалилась, – это я про себя подумала, а вступать в диалог в подобном случае бесполезно. Вот подростка спрошу – дети умнее и добрее взрослых: – Мальчик, скажи, как этот город называется? – А как называется эта планета, вас не интересует? Я немного опешила – может я в другую галактику попала! А что – от Васька чего угодно можно ожидать! Но нет же! По-русски ведь говорят! Значит, развод… Мальчику 1:0, с таким можно и побеседовать! – Планета? А что, русские уже заселили Марс? – начинаю я издалека. – На Марсе вы сидели бы под колпаком или в скафандре, а иначе уже бы задохнулись. Так что радуйтесь – на этой планете атмосфера еще пригодна для жизни! – отпарировал мальчик. – Я радуюсь – и атмосфере, и погоде, и улице этого прекрасного приморского города под красивым названием… – попыталась я схитрить. – Приморского города? Тётенька, а вы ничего не путаете? Вы где-то увидели здесь море? С этими словами парнишка показательно окинул взглядом окрестности, обернулся назад и... расхохотался. Гляжу на него и не могу понять, в чем дело. Наконец, вытирая слёзы, хохотун поведал мне разгадку своего веселья: – Это же… Ой, не могу, умора! Это же рекламный щит от турагенства! А вы что подумали? У вас со зрением порядок? Тут туристов много – после лыж их агитируют сразу на море отправляться. А Вы хотели сразу на море? В горнолыжном шлеме любите плавать? – Да нет, – выдавила я, чувствуя полное смятение. – Так да или нет? – не мог угомониться развеселившийся мальчишка. – Пока добро пожаловать в горнолыжный N…вель! Дождь, правда, весь день, но зато ночью обещают снегопад, может по пояс снега навалить – в марте здесь такое бывает. Покатаем! – Вам сумку помочь нести? Вам в какой отель? У вас место забронировано? – забросал меня вопросами пацан, словно инопланетянку. И как я могла принять рекламный щит за реальный вид города?! Респект художнику! И Васёк тоже молодец! Ну, здравствуйте, горы! Это я… Пошли, спаситель!
Комментарии: Интересное решение задания, но всё-таки я сомневаюсь, что рекламный щит можно принять за реальный город (хотя, если сразу после телепортации…). По тексту надо поправить мелкие опечатки («убегающую вниз к морю») Оценка: 2 балла (2-е место)
К картинке №2
Обыкновенный как жизнь
Вы часто задумываетесь над тем, как живёте? Я... живу самой простой жизнью. Как обычно, проснулся сегодня рано. Потянулся, пораскачивался, немного вибрируя в пространстве между рекой и небом. Около шести, как по часам, по мне пробежала, звонко шлёпая, босоногая пара – муж с женой. Они каждое утро, плечом к плечу, бегут по траве у кромки тропинки, заскакивают на мой выгнутый остов, бодро стучат по нему пятками и в конце ловко и в унисон спрыгивают на дорожку, поворачивающую налево за раскинувшийся багряный клён.
Сейчас я весел и спокоен. Ночь прошла тихо, дав по-настоящему отдохнуть, а затем достойно провести очередной трудовой день на многолетней службе. Несмотря на преклонные годы я до сих пор нахожусь в прекрасной форме. А ведь когда-то ни здесь, ни где-то ни было ещё, меня не было. Предшественника разобрали на части прямо на моих глазах, пока недалеко от реки я ждал своей участи. Длинные, скрипучие, потрескавшиеся доски медленно пронесли мимо моих глаз куда-то в конец парка старые рабочие. Проволокли подгнившие, позеленевшие деревянные сваи, за которыми тянулись по дорожке прерывистые рытвины и колеи. Протащили мешки с какой-то щепой. Наконец, принялись и за меня. Подошла новая рабочая смена, в форменных комбинезонах с зелёными логотипами, и стала растаскивать и нести меня частями к реке. Не помню, что было дальше. Погрузился в состояние близкое к обмороку. Река, облака, деревья, люди – все как в тумане. И при этом еще бешено вертелся калейдоскоп цветных линий, пятен и отрывистых звуков.
Очнулся как после наркоза, не понимая, кто я и где. Потихоньку полностью пришёл в себя. Внизу что-то приколачивали к моей деревянной плоти, наверху проверяли пригнанные одна к другой доски, по обоим бокам заканчивали устанавливать последние балясины, больше похожие на вычурные шахматные фигуры. Я посмотрел на небо, опустил глаза на гору, потом перевёл взгляд на тоненький клён и опять забылся. Когда очнулся, мой пахнущий свежестью и лаком настил заканчивал подметать жёсткой щетиной какой-то безусый юнец. По обеим сторонам реки собирался любопытный народец. Прибыла группа важных лиц, самому из них важному на подушечке преподнесли серебрянные, по старинке выкованные ножницы. Он, как пуповину, разрезал палевую атласную ленту, и началась моя нескучная жизнь в этом красивейшем месте.
Дни тут мелькают почти также быстро, как проносятся надо мной птицы. Из года в год по мне пробегают, проходят, прошаркивают тысячи ног. Стучат ходунки младенцев, цокают каблучки дам, постукивают палки стариков. Я провожаю взглядом каждого идущего, сужу о настроении и самочувствии людей даже по их походкам. Иногда мне самому тоже нездоровится. Это бывает после бессонно проведенной ночи, когда парк не закрывается для посетителей, жаждущих полюбоваться при луне цветением сакуры. Они бессмысленно топчутся на месте, опираясь на мои толстые перила. Вздыхают и охают от восхищения, ловя пролетающие в белесом свете розоватые лепестки. Умиляются цветочными перьями, опустившимися на воду и по воздействию на тонкие души соперничающие с лунными перьями, в ясную погоду покачивающимися на мягких волнах.
Вас может удивить моя богатая лексика и грамотная речь. Мне уже говорили об этом облака и ветер, река и сосед-клён. Иногда я разговариваю сам с собой, и эта привычка с возрастом усугубляется. Для вас, людей, это ничем не примечательные скрипы, стуки или скрежет. Но пролетающей каждый день надо мной стайке воробьёв эти звуки расскажут о многом. Впрочем, воробьям не до меня, спешат по своим делам. Да и я не очень-то разрешаю к себе приближаться птицам, одна морока от них и грязь. Лучший мой собеседник – приятель клён. Мы понимаем друг друга с полуслова. Только он протянет ко мне свою толстую нижнюю ветку, а я уже знаю, о чём он думает. Ну вот, приревновал к вам, бросил мне почти в лицо охапку свежих бордовых листьев... Вы только что засмеялись. Надо мной? Думаете, я всё преувеличиваю, а сам силы никакой не имею? Не принуждайте показать её! Вот с предшественником кто-то не посчитался, а потом оказался в реке с оторвавшейся доской в руках. А ещё, если захочу, мне всегда поможет ветер: налетит, да сдунет вас в воду, ни одна балясина удержаться не поможет. Ну, ладно, это я просто шучу. Хотя когда приближается сильнейший тайфун, вход запирают от посетителей, и лучше вам не знать, что здесь начинает твориться.
Забыл представиться: я мост, самый обыкновенный, безымянный мост, один из многих в огромном национальном парке. Сегодня уже поздно, парк закрывается. Приходите ко мне завтра, поговорим!
Комментарии: Ну что, вполне по картинке (хотя я не очень уверена, что это мост над рекой, и не наблюдаю там сакуру, но это детали) – и вполне оригинальное решение. Некоторые фразы мне кажутся лишними, например «Вас может удивить моя богатая лексика и грамотная речь» (как-то сухо и шаблонно, тем более, что на месте автора я бы ещё разок прошлась по тексту и поправила кое-где пунктуацию и иные огрехи, например, «А ведь когда-то ни здесь, ни где-то ни было ещё, меня не было» - явно лучше и грамотнее будет звучать «А ведь когда-то ни здесь, ни где-то ещё меня не было»). Не понятно, зачем многоточие в начале, что оно несёт? (Я…живу самой простой жизнью). Понравился финал, про «приходите, поговорим». Оценка: 2 балла (2-е место)
К картинке №1
Остров
Игоря Петровича Голощапова, пенсионера, в прошлом ведущего инженера НПО "Туман", в заграницу не тянуло. Совсем. В своё время он намотался по командировкам по всей стране, от Петропавловска-Камчатского на востоке до Калининграда на западе, от Байконура на юге до Амдермы на севере – и попросту не видел смысла в загранпоездках. "Чего я там не видел? – спрашивал он сына Вовку, который с завидным упорством регулярно убеждал отца съездить то в Турцию, то в Египет. – Наше море ничем не хуже, а их сервис мне по барабану. Вон у меня сервис – огурчики, помидорчики. Сам растил. Оно и вкуснее и приятнее. А прибраться в комнате да приготовить что – мне не в тягость. Так что, ты Вовка, наливай да закусывай. Моя самогоночка всяко лучше всех этих текил заморских."
Однако такое отношение к поездкам возникло у Игоря Петровича не сразу, как он вышел на пенсию. Тем более, что случилась она ранней – северный стаж был не маленьким. Напротив, сначала Петрович даже ждал, когда можно будет попутешествовать. Но поначалу мешала первая форма, с которой бывший инженер сроднился ещё с семидесятых, и связанный с ней десятилетний запрет на выезд, а за эту десятилетку он втянулся в дачные заботы – и желание куда-то ехать совершенно пропало. А уж когда умерла Зина, жена, так он и вообще переселился на дачу, возвращаясь в город только на зиму. Однако с появлением Интернета возникла у Петровича привычка путешествовать по городам и странам виртуально. Вовка ехал в Прагу – а отец в это время там гулял на экране монитора. Вовка в Лондон – и Петрович в Лондон. Вовка приезжал, делился впечатлениями, рассказывал о красотах – а отец его выслушивал, да ещё и дополнял. И посмеивался. "Бать, ну там красиво. Сказка!" – говорил сын. "Сказка в душе, сынок, – слышал сын в ответ. – А ты не про сказку говоришь, а про виды, про картинки. А картинки – вот они, смотри, – и отец показывал фотографии, выкачанные из Интернета. Моя же сказка вон – за окном." Сын пытался возражать, но отца было не переубедить.
В этот день, как говорится, "ничего не предвещало". Вовка приехал к вечеру, привёз отцу чешского пива. Поговорили о погоде, о здоровье, об учёбе внуков Игоря Петровича. Затопили баньку. Разговор снова коснулся сказок, но сначала как-то вскользь. А потом Петрович сказал: "Вот, кстати, смотри, Вовка – сказка". И показал на фотографию, украшающую рабочий стол экрана монитора. На рисунке был вечер, вдоль мокрой от дождя улицы стояли красивые, действительно сказочные, домики, по улице двигалась пара старинных, похожих на игрушки, трамвайчиков, а впереди виднелись море, кораблики, острова и горы. "Видишь, – сказал Петрович, – художник с душой рисовал. И это чувствуется. И ехать никуда не надо – всё здесь, всё по-доброму". Сын внимательно посмотрел на экран, потом перевёл задумчивый взгляд на отца и сказал: – Это не картина, пап. Это фотография. – Да какая это фотография? Трамваи без проводов. Так не бывает. – Бывает, пап. Это Сан-Франциско. Канатные трамваи. Туристы на них катаются и фотографируют. Но не в этом суть. Вон, видишь остров впереди. Это Алькатрас. Там была тюрьма. Она и сейчас есть, но там уже никого не держат, но раньше… страшная это тюрьма была и очень известная. Так что в твоей сказке есть островок несвободы. Как и в любой волшебной сказке, впрочем…
Наутро сын уехал. Игорь Петрович проводил его, вернулся в дом, включил компьютер и минут десять разглядывал фотографию на рабочем столе. Потом снова вышел на улицу, оглядел огород, забор вокруг него, калитку, посмотрел на небо и на лес на горизонте. "Тюрьма, говоришь? Остров?" – спросил он в пустоту и опять вернулся в дом, где сел за компьютер и набрал запрос в Гугле "туры в Норвегию". "Там вроде как даже тюрьмы сказочные", – подумал он. В тюрьму Петровичу не хотелось…
Комментарии: Что-то не уловила я финал, к сожалению. А в целом – вполне приятный рассказ. «северный стаж был не маленьким» - здесь слитно «немаленьким». Оценка: 2 балла (2-е место)
К картинке № 1
Дом, трамвайчик… и любовь Мы живём в мире, который создали сами. Поэтому нет ничего удивительного в том, как сильно похожи на нас наши творения. Или всё-таки мы на них? Например, есть люди-дома – приземистые, основательные. Их жизнь – это пространство. Место. Такой если займёт свою территорию, никуда уже не сдвинется – врастёт в землю, выстроит стены, крышу, забор, займется обустройством быта. Обзаведётся хозяйством, будет его расширять и приумножать. И гордо поглядывать на соседей, мол, смотрите, какой я большой и красивый! Всё у меня есть, всего в достатке! Такие люди довольны своей жизнью и ни в чём особо не нуждаются. С ними бывает тепло и уютно. Они знают, что правильно, а что – нет. И хотя почти всё время проводят на одном месте, не чувствуют себя обделёнными. А есть люди-трамвайчики, которые всегда куда-то спешат. Постоянно что-то ищут, придумывают, исследуют. Изредка делают остановки, потом снова продолжают бег. Их жизнь – это путь. Им не бывает скучно. Одиноко? Возможно. Иногда они догоняют друг дружку и какое-то время движутся рядом. А порой бегут наперегонки, весело перезваниваясь и задорно подмигивая глазами-фарами. Но пробегая мимо стоящих домов, трамвайчики немного им завидуют. А те в глубине души завидуют бегущим, хотя не признаются в этом даже себе. Люди-дома хранят традиции. Люди-трамваи открывают новые горизонты. Часто они друг друга не понимают и даже презирают, но и те, и другие одинаково важны. *** Когда я выбирала собственный путь, он предложил мне дом. Предложение шикарное: симпатичный молодой человек из приличной семьи, с перспективной должностью в перспективной компании. Дом – полная чаша, автомобиль и обещание золотых гор в придачу. Очень льстило, что завидный жених выбрал меня – скромную «серую мышку». И он это всячески подчёркивал. Теперь я понимаю, что мою самооценку целенаправленно разрушали. А тогда… Процесс воспитания будущей жены был нелёгким и болезненным. Любовь и обожание сменялись жесткостью и бескомпромиссностью. Страсть и нежность – показным равнодушием. Он сюсюкал со мной как с ребёнком – я была на четыре года младше. Бросал одну по праздникам – наказывал за непослушание. Диктовал условия и ставил рамки, не брезгуя шантажом. Всё должно быть так, как хочется ему, иначе он уйдёт. Прямо сейчас и навсегда. Став моим первым мужчиной, он радовался: теперь – т а к а я – я никому не нужна, кроме него. Мне внушалось, что сейчас я никто и ничто, а когда стану ж е н о й, буду иметь всё. Я выбрала пойти своим путём. Он долго цеплялся за меня, но в какой-то момент всё-таки отпустил. Тогда я не знала, что первый опыт отношений остаётся с нами навсегда. Натыкаясь на те же грабли, совершая те же ошибки, вспоминала его и ненавидела. Злилась и не могла простить. Желала ему одиночества и нелюбви. Создавала себя заново и мечтала когда-нибудь показать ему, чего достигла, как изменилась, насколько ушла вперёд. Это было бы долгожданной местью. …Сегодня я узнала, что его уже год как нет. Он умер в одиночестве, не оставив семьи, детей... Его дом стоит заброшенный и никому не нужный. А мой травмвайчик едет дальше. Долго не могла понять, что же сейчас чувствую. Сначала казалось, что внутри пустота, но потом чувства хлынули потоком. Обида – как будто меня обманули. Немного вины – человека уже нет, а я всё поминаю лихом. И много злости. За всю причинённую мне боль. За все несчастливые годы после. За то, что лишил возможности отомстить так, как мечталось. А ему уже всё равно. И теперь мне придётся его отпустить…
Комментарии: От картинки, конечно, далековато, но первая часть мне очень понравилась. А вторая часть, как по мне, слишком личное отступление, напоминает дневниковую запись (я бы, наверное, сократила эту часть по максимуму и сделала чёткую ассоциативную привязку к первой – потому что так интересно описанные людские типажи в 1-й части как-то совсем не соотносятся с героями во 2-й). Оценка: 2 балла (2-е место) – за 1-ю часть
К картинке №3
Бармен
Приполз домой уставшим и раздражённым событиями рабочего дня. В холодильнике — шаром покати. Нет, кусок сыра увидел, не смог разгрызть — положил обратно. Кровать не убрана — проспал... Эх, есть минусы в холостяцкой жизни! Звоню другу: — Колян, давай по барам прошвырнёмся? — Не могу — занят, да и Светка не отпустит. — А с нею? — Ты что? Она ж твоя первая любовь! Вдруг ваши чувства вернутся — ты парень видный! — Вместо бара сейчас приеду, морду тебе набью и Светку заберу. — Но-но-но! Остынь, нечего боксёрским прошлым бахвалиться. Слушай: есть адресок бара, однажды туда случайно попал. Понравилось! Только будь начеку — часто в него не ходи. Пропадёшь! Переоделся и пошёл. Последние слова друга пропустил мимо ушей — тоже мне пугатель-предсказатель. А зря…
Непривлекательная вывеска у входа в подвальное помещение — Кафе-бар «Волшебный» — вызвала саркастическую улыбку. Вхожу. — Молодой человек, если вы здесь впервые, то располагайтесь у барной стойки, а когда освоитесь, пересядете за любой столик, не обязательно свободный. Прислушался к совету. Стал изучать скудный ассортимент напитков. Видимо, выдал оттенок разочарования на моём лице, и бармен поспешил отреагировать: — Не смотрите на витрину, заказать можно любой известный напиток. Если затрудняетесь, я попробую подобрать что-нибудь из неизвестных вам. Подивился, но доверился его вкусу. Не без опаски сделал глоточек, но того хватило, чтобы лишиться языка — мямлил и жестикулировал вместо благодарности: — М-м-м… о-о-о… это… Бармен опять пришёл на помощь: — На языке производителя это называется… - и подал наушники, прослушать название: прозвучал куплет песни на незнакомом языке, а язык ли это был? Кивнул, выказывая восторг от напитка. С шумом в кафе ворвалась группа подростков. — Привет, Серж! Мы в кабину! Всё как обычно! — парни подошли к автомату, пробежали пальцами по кнопкам — тут же в их руках оказались горшочки и бутылочки. Без сомнений — еда и питьё. — Серджо, чао! — девчонки пропели дуэтом, обернувшись и помахав руками рядом с нарисованной, как я думал, дверью, за которой и скрылись. Бармен, улыбнувшись, помахал в ответ. — Молодость! — Серж, Серджо, — я непонимающе посмотрел на бармена. — Моё имя! Буду признателен, если обратитесь его аналогом на неизвестном мне языке. — Сергей. По-русски, — зачем-то уточнил я, протягивая для пожатия руку. — Давай на ты. Тёзка засиял, будто получил долгожданную радостную весть. Непринуждённая, но всё же рабочая вежливость, сменилась восторженностью без видимой на то причины. — Ты не представляешь, как я рад, что ты тоже Сергей! В знак расположения прими шкиль. Это для расчёта, как неразменный пятак — оплачиваешь им покупки или услуги, а он остаётся целым у тебя. Но только на сегодня. Иди, сядь за столик и почитай инструкцию-путеводитель по кафе. «Какой путеводитель? Слегка благоустроенный подвал, примерно сорок квадратных метров, бар и столики. Да нарисованные на стенах двери», — мелькнуло в голове. Хотел спросить, за что же такая честь — шкиль, да не успел, бодро вошёдший старик, услышав последние слова, попросил: — Присаживайтесь, пожалуйста, молодой человек, — мне очень нужно переговорить с Сержиньо. Ничего не оставалось, как идти за стол. Неказистое с виду кресло оказалось очень гостеприимным: объяло, как родного, окружив теплом и лаской стан. Натруженный седалищный нерв заурчал от блаженства.
Инструкция представляла собой электронную книгу с разделами на все случаи жизни: — не хватает освещения — используй лучики солнца разной длины, ими же можно подогреть поостывшие напитки; — вспомнил о срочном деле — используй телепорт (или другие средства — сапоги-скороходы и ступу бабы Яги, додумал я); — влюблённые, скрывайте объятия и поцелуи за цветным облачком (а я гадал, что за розовый туман за соседним столиком?); — гости из других планет, миров, измерений, получите синхронизатор времени (время где-то летит, а где-то ползёт?) и адаптер роста, чтобы приобрести объём среднестатистического землянина. Читал и не верил своим глазам. Порывался обратиться за разъяснениями к бармену, но беседа со стариком продолжалась, и тёзка, видя недоумение, утвердительно кивал в мою сторону, мол, да, именно так! Впал в оторопь (а ведь ещё не добрался до путеводителя). Сбросить её решил с помощью блюза Бесс Харт и Джо Бонамассы — музыка полилась из подплывшего к голове облачка.
Стало намного лучше. Открыл глаза — рядом сидел старичок-бодрячок, оказавшийся хозяином заведения. — Сергей, я без предисловий: предлагаю работу — так достойно никто не держался в первое посещение. Одна из традиций — бармен должен носить имя Сергей. Сергиуса окрутила красотка из пятого измерения, он уйдёт, когда будет ему замена. Условия: вы не можете отсюда выйти, зарплаты нет. Режим работы: сутки — вы бармен, сутки — посетитель со шкилем. Согласны? Неожиданно! А кто, ждёт меня за дверью этого кафе? Родственников нет, детдомовец, как Светка и Колян, они — да, родные! Но скоро им будет не до меня — ждут первенца. Так я стал барменом.
Комментарии: А что, понравилось – по крайней мере, было интересно читать. Единственно, показалось, что автор умещался в какие-то рамки – уж очень в начале рубленные предложения, что не очень воспринимается в художественных текстах. Например, «Нет, кусок сыра увидел, не смог разгрызть — положил обратно» – явно не художественная речь (очевидно, что лучше звучит «Нет, кусок сыра я увидел, но так и не смог его разгрызть – пришлось положить обратно»). Если это из-за рамок в объёме, надеюсь, что после конкурса автор чуть пробежится по тексту и обогатит его немного лексически (и пунктуационно можно кое-что поправить, в т.ч. убрать лишнюю запятую «А кто ждёт меня за дверью этого кафе?») «подогреть поостывшие напитки» - не нравится «поостывшие». Но так как этот текст для меня оказался пока самым интересным, то и поставлю его на 1-е место Оценка: 3 балла (1-е место)
К картинке №2
Человек под мостом
На Стивена наступила очередная тяжёлая осень. Наступила, но не раздавила. Он изо всех сил цеплялся за жизнь, несмотря на то, что у него почти ничего не осталось - ни дома, ни семьи, ни работы, ни друзей, ни даже водительских прав, где было бы написано, что он действительно Стивен. Иногда ему казалось, что тот старый Стивен умер, сгорел вместе со своей женой и детьми, а новый Стивен не более, чем призрак, обитающий под мостом. Слава Богу, зимы в штате была тёплые. Поэтому Стивен мог умереть от чего угодно, только не от переохлаждения. Снег... Стивен никогда вживую не видел снега, не трогал его руками, не играл в снежки, не лепил снеговиков, не пробовал на вкус... От этой мысли ему стало немного грустно. Но во всём есть свои плюсы - он мог спокойно жить под мостом, не боясь приближающейся зимы и точно зная, что снег не станет для него белым саваном. Стивен тут же пожалел бродяг, живущих на улицах в далёкой России, откуда в своё время эмигрировал его прадед. В желудке у Стивена заурчало, напомнив ему, что сегодня он практически ничего не ел. За четыре года он изрядно похудел. Лишние килограммы судьба тоже забрала. Всё у него забрала и не подавилась. Вырвала счастливые страницы из книги его жизни и бросила их в огонь, чтобы Стивен мог начать с чистого листа. Он и начал. В буквальном смысле. Нашёл на помойке ручки, тетрадки и стал писать роман. Нет, не про серые будни бездомного мужика, а фантастический роман о будущем... Фантазия переносила его в иной мир, который казался ему реальней того, где вынужденно находилось его тело. Свободного времени у него было завались и часть его он, конечно, тратил на поиски и приготовление пищи. Такой ежедневный квест в реальности под названием "Найди или умри". Однажды, бродя по свалке, он нашёл старую гитару без струн, потом украл в музыкальном магазине струны и теперь играл на оживлённых улицах и зарабатывал этим немного денег, радуясь каждому центу словно маленькому блестящему чуду. А в перерывах между делами насущными, но необходимыми для выживания, Стивен брал в руку шариковую ручку - этот волшебный ключ с чернильной душой внутри - и открывал ей дверь в свой сказочный мир... Стивен верил, что его книга непременно станет бестселлером. А если не станет, то он напишет вторую, третью... И так пока не достигнет своей цели, пока его книги не начнут ходить по рукам, собирая для него тысячи зеленых бумажек, на которые он купит себе небольшой уютный домик, в котором начнёт новую жизнь. И каждый раз, засыпая в мягкой тёплой постели, он с улыбкой будет вспоминать, как когда-то проживал под мостом на берегу реки, что постоянно шептала ему - "Стивен, нырни в меня и на самом дне ты навсегда обретёшь покой". Но он не нырял. Он брал ручку и писал. Писал, чтобы жить.
Комментарии: Рассказ есть, но картинка не присутствует совсем (два слова – осень и мост – это слишком мало, как мне кажется). По тексту не мешает еще раз пройтись и поправить мелкие огрехи («зимы в штате были тёплые»). В принципе, это вполне себе рассказ, который можно читать, но мне мешают некоторые нюансы – во-первых, отсутствие явного понимания, почему Стивен стал бомжом (дом сгорел, семья погибла – да, но куда делись работа, друзья, страховка на дом, которая обычно по умолчанию есть в других странах, т.е. он запил, он сильно повредил здоровье при пожаре, или что?) и во-вторых, финальная мечта о «зеленых бумажках» и уютном домике – т.е. о сытой жизни (при этом о погибшей жене и детях Стивен вообще не вспоминает, их как будто и не было у него – и в связи с этим мне не понятно, зачем в принципе о них упомянул автор? чтобы читателям было жальче Стивена? так вот это не срабатывает – потому что не соотносится с самим Стивеном). Как я уже говорила, соответствие заданию, конечно, сильно спорно, но оценю всё-таки на 2 балла, т.к. сам сюжет достаточно внятно рассказан. Оценка: 2 балла (2-е место)
К картинке №1
Место встречи Этот город... Он зыбко зеркален и неизменно наш — как будто место встречи совершенно невозможно изменить... Я нахожу этот город, или он находит меня и выдёргивает из вязкой рутины, похищает в себя — неразменная магнетическая метка-мета́ ? Цель бытия? Привязанный к пространственному серверу аккаунт? Как бы там ни было — я снова здесь, совершенно случайно и вдруг, и ни разу не случайно. Сегодня «похищение» состоялось необычайно чудесно и просто до обыденности: конкурс прозаических миниатюр, картинка-иллюстрация — в качестве темы... На картинке — наш город! Теперь он существует и на земле: можно просто купить билет и приехать... и побродить по мокрым от постоянных дождей улочкам, поглазеть на корабли, приходящие в залив и уходящие «за поворот»... Но — не будем торопиться! Плоть нашего города — створожившийся сгусток памяти, материализованный след наших посещений. Мы ВСЕГДА там, но каждый раз проявлены по-разному. Сегодня нам отведено время сумерек — сине-серых, стремящихся к монохрому, но так его и не достигающих... Синее — основа, опора, незыблемость — тысячи оттенков сине-сине-серого, исключающие вульгарность пестроты... Строгая королевственность единоцветия-единобожия... Невозможность предательски-красного, игриво-зелёного, развлекающих глаз, уводящих от главного... Мегазеркальность присуща сырой амальгаме асфальта — он, наверное, не знает иной погоды. Да и зачем ему — всё уже есть там, в его глубинах... Асфальт прозрачен до самого глубочайшего бездонья: не сравнить ни с морской пучиной, скрытой от самой себя, ни с океаном небес, непо-/недостижимом самим собою. Пучина иномирья, возможность ходить по воде и всматриваться в необъятность собственного существа, стоящего на грани... Ярусы погружения исчислимы лишь возрастом древа иггдрасиль — тогда мы, стоящие курчавыми липами по обочинам дороги, чувствуем себя его проявленными корнями, берущими впечатления зримого, будто солнце и влагу, питая листву вневременья... Солнце сочится из многочисленных окон — им позволено, подобно фонарю Диогена, подсвечивать поиск несуетных начал бытия; они тепло оттеняют строгость сдержанной серым синевы... Да, в этом пространстве сосуществуют миры! Их не счесть — мы своей сосредоточенностью вбираем их, познавая подобие и неповторимость. Но сегодня... Я ищу нас-сегодняшних на этом всевременном фрагменте пространства. А вот они — мы! Вот эти, кажущиеся на картинке почти игрушечными, трамвайчики. Трамвайчики-фонарики, снующие по зеркальным рельсам. Те, кого мы впустили в свою тёплую среду — это наши родные и близкие. Мы заботимся о них, любим, оберегаем от непогоды, от всего, от чего в силах оберечь, ожидаем на остановках. Но они сами выбирают свой маршрут: заходят, выходят, возвращаются или покидают нас навсегда... Мы заняты этими — самыми неотложными — делами: от пути невозможно отвлечься. Но всё же, когда, случайно (или нет в этом никакой случайности?) мы встречаемся на поворотах (где же ещё нам встречаться, если маршруты — совершенно разные?), мы светим друг другу. Светим по-особенному, потому что безошибочно друг друга узнаём. Мы храним в памяти эти «почти-что встречи». Они живут в нас и питают надежду: однажды мы встретимся по-настоящему...
Комментарии: Хороший финал. Всё остальное не понравилось – излишне образно-поэтично-заумно, а это всё-таки проза, где хотелось бы большей внятности и сюжета, которого фактически нет. Не понятен внезапный переход от «я» к «мы» (и «мы» – это кто в данном случае?). В общем, автор, Вашу бы образность, да в поэзию – сдаётся мне, что у вас есть (или могли бы быть) замечательные стихи. Оценка: 1 балл (3-е место)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Уважаемая Лана, спасибо за отзыв. Моё - под номером 16.
ЦитатаЛана_Юрина ()
Вашу бы образность, да в поэзию
- спасибо, но вот почему-то не пишется поэзия, извините.
ЦитатаЛана_Юрина ()
Не понятен внезапный переход от «я» к «мы» (и «мы» – это кто в данном случае?).
"мы" в тексте - это двое: на тонком плане связанные воедино, но так и не встретившихся в реальной жизни, тем не менее - светящие друг другу "трамвайчики".
ЦитатаЛана_Юрина ()
излишне образно-поэтично-заумно, а это всё-таки проза, где хотелось бы большей внятности и сюжета, которого фактически нет.
Вика, Вы меня извините, если вдруг ненароком обидела. Я сама не пишу прозу, потому что понимаю, насколько это сложно (для меня явно сложнее, чем стихи). А Вы правда никогда не писали стихи? Я вот даже не сомневаюсь, что у Вас получится - у Вас действительно очень образное мышление, и поэтическое И вы меня заинтриговали - я попытаюсь найти Ваш текст из первого тура и прочитать.
Вы, Лана, правы - в рамки объёма пришлось втискиваться так, что пострадали невинные вводные слова, союзы, местоимения и проч... Спасибо за было интересно читать! Скорее всего текст (14) скоро в объёме "поправится"...))
Спасибо, Лана, за комментарий к рассказу. Я соглашусь с Вами, что первая и вторая часть отличаются. Во второй части загадка снов раскрыта, и поддерживать интерес читателя сложнее. А тут ещё и ограничение знаков (не более пяти тысяч знаков с пробелами). Отсюда некоторая поспешность, снижение художественности. Это объяснение, но не оправдание. Можно было распределить события по-другому, оставив на финал больше пространства. Насчёт "добрых русских людей". Акцент на "добрых" - они же взяли очень слабенького ребёнка, и, наверное, долго его выхаживали. А "русские" упомянуты лишь потому, что указаны "американские" удочерители Хелен. И неявно, но подразумевалось, что американские взяли бы и вторую, но её просто не отдали из-за того, что она была на грани выживания и могла не перенести дорогу. Всё это осталось "за кадром", но я почему-то думала, что это прочитается между строк) Спасибо, Лана, что Вы всё-таки взяли рассказ в шорт)
Пелагея, мне очень понравилась первая часть! (потому-то и поставила текст на 2-е место). Не знаю, как объяснить - начало интригует, обещает что-то такое-эдакое, а потом, "бац-бац-и мимо" Вполне возможно, если сейчас, уже не имея ограничений по объёму текста, Вы как-то её распишите, или, наоборот, усилитесь по первой части, а предложенную разгадку сожмёте до простой констатации факта в самом финале - может, текст будет целиком замечательно восприниматься. А вообще - субъективизм рулит, как везде :-) Может, другим читателям понравилось всё, от и до. Так что, всё и всегда на усмотрение автора.
Лана, спасибо от номера 11. вполне по картинке (хотя я не очень уверена, что это мост над рекой, и не наблюдаю там сакуру, но это детали) На картинке осень с кленом, но герой рассказывает не только о сегодняшнем дне. А так как у меня речь идет об азиатском регионе (тайфуны), то сакура в парке должна быть)) Некоторые фразы мне кажутся лишними, например «Вас может удивить моя богатая лексика и грамотная речь» (как-то сухо и шаблонно) Мне хотелось говорить, как старый мост, немного не современно и, возможно, выспренне. Как я его (мост) увидела сама)) на месте автора я бы ещё разок прошлась по тексту и поправила кое-где пунктуацию и иные огрехи Да, постараюсь найти и исправить. Не понятно, зачем многоточие в начале, что оно несёт? (Я…живу самой простой жизнью) С этим проще всего поступить, за многоточие не держусь совсем. Лана, остальные разборы тоже было интересно читать, спасибо.
Андрей, я спорить не буду :-) Просто мне ассоциативно хочется в этом случае дочитать предложение "не маленьким, а большим", при слитном же варианте такое желание не возникает (и что-то такое мерещится из правил, но всё на усмотрение автора). Сам рассказ однозначно хороший и читать интересно - но вот не въехала я в финал, и всё тут (откуда взялась норвегия и тюрьма - что там за тайная вторая жизнь у ЛГ?). Если расскажешь, было ли там двойное дно, или я просто увлеклась поисками того, чего нет, то буду рада
Ага, поняла - честно, я бы не сообразила, что ЛГ перенёс на свою жизнь фразу про "островок несвободы"... Может, там как-нибудь намекнуть чуток - для таких, как я
а по "но большим" - именно этот смысл и присутствует :-) просто я визуал и мне почему-то именно глазами хочется видеть слитно (без понятия почему ) но это и правда мелочи, а я не настолько уверена, так что и бог с ним...
Моё - под номером 16.
А с "внятным сюжетом" - во "вчера" и "завтра". )
А Вы правда никогда не писали стихи? Я вот даже не сомневаюсь, что у Вас получится - у Вас действительно очень образное мышление, и поэтическое
И вы меня заинтриговали - я попытаюсь найти Ваш текст из первого тура и прочитать.
А рассказ из 1 тура - мой № 18вчера, а из третьего - ... пока оглашать нельзя.
Спасибо, Лана, за комментарий к рассказу. Я соглашусь с Вами, что первая и вторая часть отличаются. Во второй части загадка снов раскрыта, и поддерживать интерес читателя сложнее. А тут ещё и ограничение знаков (не более пяти тысяч знаков с пробелами). Отсюда некоторая поспешность, снижение художественности.
Это объяснение, но не оправдание. Можно было распределить события по-другому, оставив на финал больше пространства.
Насчёт "добрых русских людей". Акцент на "добрых" - они же взяли очень слабенького ребёнка, и, наверное, долго его выхаживали. А "русские" упомянуты лишь потому, что указаны "американские" удочерители Хелен. И неявно, но подразумевалось, что американские взяли бы и вторую, но её просто не отдали из-за того, что она была на грани выживания и могла не перенести дорогу.
Всё это осталось "за кадром", но я почему-то думала, что это прочитается между строк)
Спасибо, Лана, что Вы всё-таки взяли рассказ в шорт)
А вообще - субъективизм рулит, как везде :-) Может, другим читателям понравилось всё, от и до. Так что, всё и всегда на усмотрение автора.
вполне по картинке (хотя я не очень уверена, что это мост над рекой, и не наблюдаю там сакуру, но это детали)
На картинке осень с кленом, но герой рассказывает не только о сегодняшнем дне. А так как у меня речь идет об азиатском регионе (тайфуны), то сакура в парке должна быть))
Некоторые фразы мне кажутся лишними, например «Вас может удивить моя богатая лексика и грамотная речь» (как-то сухо и шаблонно)
Мне хотелось говорить, как старый мост, немного не современно и, возможно, выспренне. Как я его (мост) увидела сама))
на месте автора я бы ещё разок прошлась по тексту и поправила кое-где пунктуацию и иные огрехи
Да, постараюсь найти и исправить.
Не понятно, зачем многоточие в начале, что оно несёт? (Я…живу самой простой жизнью)
С этим проще всего поступить, за многоточие не держусь совсем.
Лана, остальные разборы тоже было интересно читать, спасибо.
Сам рассказ однозначно хороший и читать интересно - но вот не въехала я в финал, и всё тут (откуда взялась норвегия и тюрьма - что там за тайная вторая жизнь у ЛГ?). Если расскажешь, было ли там двойное дно, или я просто увлеклась поисками того, чего нет, то буду рада
http://litset.ru/publ/34-1-0-61891#ent529318
И "не маленьким, но большим" - разве не этот смысл здесь и присутствует? ;)
а по "но большим" - именно этот смысл и присутствует :-) просто я визуал и мне почему-то именно глазами хочется видеть слитно (без понятия почему )
но это и правда мелочи, а я не настолько уверена, так что и бог с ним...