Несколько слов от меня. Комментарии я буду писать "подуэтно" – один дуэт – один комментарий, но если будет что – напишу про каждое стихотворение. Стихи я читала не по разу, и эффект от повторных прочтений иногда получался противоположным.
Дуэт 1 Тема 1: Самый страшный удар тот, которого не видишь (Майк Тайсон)
Выходишь от врача, и планы рушатся: диагноз точный, стадия четвёртая. И как тут может спаться или кушаться, когда в мозгу: "А жил какого чёрта я? Транжирил эту жизнь - какого лешего, как будто ей в придачу Вечность дадена? Ведь там, внутри, такого понамешано! И эта всесъедающая гадина - которой не увидишь, не почувствуешь, пока не обовьёт смертельно кольцами. Ты в мире жил - и вот стоишь на пустоши, и всё, что было, смято и покоцано. Достанешь сигарету механически как палочку волшебную из пачечки, а сердце обрывается панически цветком, зажатым в маленькие пальчики. Покажется: на том, на этом свете ли, шепча, что жизнь пока ещё не кончена, срывает Бог в небесные букетики ромашки, маргаритки, колокольчики...
============================================= Техника 6 Эмоциональное воздействие 6 Соответствие Да =====================================================================================
Родные убеждали: "Дура, брось его." Смеялась: "Погуляет, перебесится." Внезапно погрустнела как-то осенью. Сгорела быстро. Ровно за два месяца. Терпела всё не жалуясь, не плача и не говоря. Жалела бестолкового. А я по барам жизнь свою растрачивал. Менял бездумно золото на олово. Зачем ты создал нас такими слабыми? — кричу беззвучно в небо равнодушное. Я предавал её с чужими бабами. Она ждала... компот варила грушевый. И на краю всё обо мне тревожилась, чуть вырвавшись из морока тягучего, тихонько выдыхала утром: "Боженька, скорее забери меня, не мучь его." Я глажу холодеющие пальчики, осознавая: всё теперь порушено. ...Она летит пушинкой одуванчика Создателю варить напиток грушевый.
Техника 7 Эмоциональное воздействие 6 Соответствие Да ===================================================================================== Я воспринимаю этот диптих, как "до" и "после". Напоминает что-нибудь? Вот ЛГ узнал диагноз и пытается осознать себя в новой реальности. А вот – свершилось, и ЛГ пытается это прочувствовать, попутно мимоходом упрекая Господа, видимо. А я вспоминаю другое "до и после". Прочтите, и вы увидите и поймёте, что для того, чтобы выразить неисчерпаемые трагизм и нежность, не нужны эти нелепые диминутивы – палочка, пачечка, пальчики, букетики… Не нужны эти "разговорные" просторечия – покоцано, дадена, понамешано, бабы, порушено… А строчка " Менял бездумно золото на олово." – просто невозможна. Для меня это явления совершенно разного класса. "Стадия" и "Одуванчик" – сочинения, их мы пытаемся понять, истолковать. А то, другое, – стихи. Почувствуйте разницу. ===================================================================================== Дуэт 2 Тема 2: Входи в себя без стука (Станислав Ежи Лец)
Спящий город не слышит весёлого ритма дождя. Дождь танцует на крыше, и брызги шальные летят. Он нахальный и смелый, любимец июньской листвы, Поит юную зелень и камни ночных мостовых. Под фонарным лучом отбивает, смеясь, «ча-ча-ча» — Он пришёл с четвергом, чтобы все перестали скучать. Настоящий и мокрый, без стука входящий в сердца, Сквозь раскрытые окна он зверем бежит на ловца. Долгожданные капли стекают по голым плечам. Дождь свободой пропах — и мне хочется петь и кричать Об открывшейся двери, где снова я стану собой, Где, как в детстве, поверю, что крылья растут за спиной. Подхватив тамбурин, в антресолях ищу башмаки — Те, что ветер дарил, со словами: «Обуйся и жги!», Становлюсь среди лип, под мерцающий свет фонаря — И ловлю дерзкий ритм, промокая, смеясь и горя.
============================================= Техника 7 Эмоциональное воздействие 7 Соответствие Да =====================================================================================
У июньских дождей свой характер, особая прыть: Невозможно сидеть, так и тянет плясать и кружить. После трудного дня, откликаясь на грома раскат И грозу обгоняя, спешу в оживающий сад, Где стремительный ливень, прогнав духоту и печаль, В залихватском порыве чеканит своё ча-ча-ча. И не хочется помнить — танцуя, смеясь и любя — Сколько раз за сегодня пришлось выходить из себя; Удивляюсь: к чему я бешусь по таким мелочам? А весёлые струи бегут по спине и плечам... Я без стука назад забегаю в проснувшийся дом — Он теперь, как и сад, зачарован и пахнет дождём; И без стука иду в дневниково-стиховый приют — Ведь мою ерунду, безусловно, читают и ждут; И на сердце легко: миновав суеты ураган, Отшумевшей рекой возвращаюсь в свои берега.
Техника 8 Эмоциональное воздействие 8 Соответствие Да ===================================================================================== Большое достоинство дуэта его позитивность "в целом". И внутренняя рифма в длинной строке пятистопного анапеста делает строку легче, и общее для обоих стихов настроение финалов стихотворений. На фоне негативного настроения большинства "танцоров" это очень привлекательно. В "Обуйся и жги" есть ошибки в пунктуации. Не "в антресолях", а "на антресолях".В антресолях могло бы быть, если бы подразумевалось значение "В особняках 18 - 19 вв.: верхний полуэтаж дома, встроенный в объём основного этажа" ( http://gramota.ru/slovari/dic/?word=%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B8&all=x ), но здесь явно другое словоупотребление, и нужно "на антресолях". Строка " Сквозь раскрытые окна он зверем бежит на ловца" интересная, яркая, но можно ли так сказать о желанном, добром дожде? В "Возвращаясь к себе": Хотя я не гоняюсь за неблагозвучиями, если они не слишком выпирают, не заметить "какисад", к сожалению, не смогла. "своё ча-ча-ча" – ча-ча-ча – танец, и он, безусловно, "свой". На амфиболию " Я без стука назад забегаю" я налетела внезапно, прочлось "я без стука назад". Забавное ироничное высокомерие удачно подготавливает финал. ===================================================================================== Дуэт 3 Тема 6: Остановиться можно при подъёме, но не при падении (Наполеон Бонапарт)
Мой дом внесли зимой в расстрельный список, На карту вбив высокоточный крест. Безмолвной жертвой сделав каждый пиксель, Швырнули в бездну город и подъезд.
Безногим и безруким инвалидом Спустился с неба ангел к нам во двор. Расправив крылья, на глазах Аида, Он школу спас под гул сверхзвуковой.
Твой мозг пропущен через мясорубку Бесчеловечных правил бытия. Ты падаешь, беспомощный и хрупкий, Теряя веру в бога и себя.
Страх смерти - будто сердца остановка, Потеря шанса выбраться живым. Не время падать: в дом явились волки, Вставай - ищи для мира часовых.
============================================= Техника 8 Эмоциональное воздействие 4 Соответствие Да =====================================================================================
Оплакиваю тех, кто на излёте, И тех, кто сладко спит в спокойном дне, Ведь если смертью смерть вы не зовёте, Мы всё равно горим в её огне.
Действительность огромна, многочастна, Она дика как самый страшный сон. Она любых – порывистых и страстных – Своим смердящим слижет языком.
Прекрасного не будет и в помине. Но я хочу... – мне думать это ок – Сказать, что даже в выжженной пустыне Из семечка рождается росток.
Техника 6 Эмоциональное воздействие 4 Соответствие Да ===================================================================================== Сразу объясню оценку за эмоциональное воздействие. Ещё недавно на сайте было обращение администрации к авторам с просьбой не публиковать на Литсети стихов на острополитические темы. Сейчас его нет. Но мне кажется, что оно имело глубокий смысл. Эти стихи не просто такой тематики, но к тому же резкие и очень прямолинейные. "Письмо другу" призывает некоего друга (видимо, каждого читателя) к действию в прямых словах. Это мешает восприятию текста как стихотворения, заставляет видеть в нём лозунг. Рифмовка очень неровная, местами бедная даже для ассонансной (двор-сверхзвуковой) и, к сожалению, в финальной строфе тоже (остановка-волки, живым-часовых). Вторая строфа не привносит сакральный смысл, а, скорее, вносит сумятицу: как ангел и Аид оказались вместе? То, как всё стихотворение написано короткими двухстрочными предложениями – удачное решение. Если "Давай Осознание" написано без опечатки, название непонятно. Если двусмысленность второй строки (спит в дне, дне – день или дно?) введена нарочно, это тонкий ход, заставляет остановиться и решить, что читатель видит здесь. Я вижу противоречие: огромная, многочастная действительность однозначно сводится к одной характеристике. Дальше тоже не совсем понятно: кого же она слижет, любых или порывистых и страстных? Очень неудачно вот это: " мне думать это ок". Мягко говоря, чрезвычайно, исключительно неудачно. =====================================================================================
Дуэт 4 Тема 7: Лучшее лекарство от всех недугов — соленая вода… Пот, слёзы и море… (Наталья Варлей)
В твоём краю грузнели облака, покуда тьма, как пух, была легка. И берег пах креветками и йодом. А на его невыжженной спине давно не говорили о войне и горе поминали мимоходом.
Над столиками с пивом и лавашем хранился свет в фонарных белых чашах, был тёплым запад, ласковым – восток. Писала ты: «Туристы здесь и рифы. Работаю, ищу покой и рифмы. В апреле отпуск, свидимся, Ленок».
Потом был ад и зимние огни. Кричали чайки: «Боже, сохрани!» Я вторила им: «Сжалься над сестрою! Как маленькую рыбку иваси, возьми её в ладонь и пронеси над чёрною февральскою жарою».
Я помню, говорила ты серьёзно, что лучшее лекарство – пот и слёзы, и море, где густеет тишина. Я плакала и пот бежал по шее, мне в коридорах чудились траншеи… И жизнь, как смерть, была тогда страшна.
============================================= Техника 7 Эмоциональное воздействие 6 Соответствие Да =====================================================================================
Реве та стогне Дніпр широкий Тарас Шевченко
В чужом краю мне снова не до сна. Сто дней назад расстреляна весна. По выжженным полям в бронежилете идёт навстречу миру и войне, сжимая прах и пепел в пятерне, воронками изъеденное лето.
Сестрёнка, я боюсь, что вновь приснится, как хата щурит впавшие глазницы и пламя изрыгает из дверей. И в сердце разрываются калибры, пока пытаюсь путь к спасенью выбрать, касаясь то обломков, то штырей...
Здесь с птичьем пеньем смешан звук сирен. И страх не обесточен, не смирен — он остро пахнет дымом, ярко огнен. Впуская скорбь в студёное нутро и чувствуя тоску мою, Дніпро, как зверь в капкане то реве, то стогне.
Я помню, говорила ты серьёзно, что лучшее лекарство — пот и слёзы, и море с тишиной прибрежных вод. Но жизнь смертельный узел тянет туже... За окнами гроза дома утюжит. Дай Бог, без града… Грохот не убьёт.
Техника 7 Эмоциональное воздействие 7 Соответствие Да ===================================================================================== Совсем я не поняла, зачем нужно было так старательно выворачивать наизнанку правило альтернанса, по которому в первой строке последующей строфы клаузула должна отличаться от клаузулы предыдущей, последней строки предыдущей строфы. На мой взгляд, это грубая техническая ошибка, так как плюсов, ради которых стоило бы это делать, я не высмотрела. "В твоём краю" рыбка иваси притянута для рифмы, это не самая маленькая рыбка, да и совсем не обязательно было название вписывать, для смысла стиха никакого значения не имеет, так что… Ну и множественные "ою" – ради размерности… В последней строфе "пот бежал по шее", а не по другим частям тела, тоже ради рифмы же. Вообще последняя строфа наиболее прямолинейна и снижает впечатление от стихотворения, хотя последняя строка впечатляет. "В чужом краю" в целом более прямолинейное стихотворение, но образы в нём хороши. Впечатляет перекличка стиха с эпиграфом, а вот перекличке с темой не хватает тонкости. Финальные строки хороши. (Автор, исправьте опечатку: " с птичьем пеньем" – с птичьим.) Нельзя не сказать отдельно о слаженности этого дуэта.. =====================================================================================
Дуэт 5 Тема 4: Она чувствовала ритм тяжелого вечера, который был зачарованно-медленным, как пульс глубоко и спокойно спящего человека (Эрих Мария Ремарк)
Перезревшим, тягучим молчанием полнится вечер, но в остатке ни слова, ни смысла – одна немота. Я отшельник, забывший звучание собственной речи. Я Иона, теряющий разум во чреве кита.
Бормотание рыб, белокрылые сны пеликаньи, несмолкающий пульс океана и вздохи песка... Мой поросший ракушками дом шевелит плавниками и лениво дрейфует в заливший полнеба закат.
И не вспомнить, не выловить голос, плывущий оттуда, где кончается мир, где живая вода горяча. Где у самого края бездонной свободы я буду просыпаться в холодном поту и молчать, и молчать.
============================================= Техника 9 Эмоциональное воздействие 9 Соответствие Да =====================================================================================
Говори, говори – в близорукую мутную полночь, В соловьиные сны и дремоту сомлевших цикад. У чужой тишины не проси скороспелую помощь, Говори с темнотой, подбирая слова наугад.
Непреклонен язык, будто он не из плоти – из кремня, И молитвенный ритм в суете не даётся никак. В безучастных часах заводное пульсирует время, Осторожное «тик» чередуя с настойчивым «так».
Так и будет всегда – первобытное косноязычье, Своевременных слов не найдут для тебя словари. О своей немоте – неумело, по-рыбьи, по-птичьи, На любом языке, наугад говори, говори.
Дуэт 6 Тема 6: Остановиться можно при подъёме, но не при падении.
Между вчера и сегодня – один закат, медно-звенящее солнце в безмолвном небе. Мир за окном до размера монетки сжат: Бог иногда, сомневаясь, бросает жребий.
Нынче такой беззащитный и хрупкий май – линия жизни на тонком крыле стрекозьем. Господи, знаешь, ты всё-таки нас спасай, даже когда, возгордившись, о том не просим.
Ох, как сирень расцвела в пустоте двора, нежно-лиловые гроздья – на сизом пепле. Мир, что упал и разбился ещё вчера, в небо на слабых плечах поднимают стебли.
Снится безумное, снится, что всё всерьёз – не остановишь, и катится солнце в Лету медно-оболовой платой за наш провоз. И просыпаясь, теряешься – кто ты, где ты…
Между сегодня и завтра – одна звезда, горечь полынная тает на травах росных. Слышишь, скворчата цвиринькают из гнезда.
Господи, просто скажи, что ещё не поздно.
============================================= Техника 10 Эмоциональное воздействие 10 Соответствие Да =====================================================================================
Выронил Бог из ладоней одно из солнц, и затуманился горечью светлый лик. Солнечный диск стал прозрачен и невесом – падает, кружится, словно осенний лист.
Разницы нет уже, кто виноват, кто прав, если слабеет огонь и бледнеет луч. Жалко до боли короткие жизни трав, тянущих тонкие руки к его теплу.
Божьи ладони легко переносят жар. Солнца – как будто монеты в его горсти. Только моё сорвалось и летит, кружась – не удержать от падения, не спасти: золотом тускло блеснёт, завершая путь, и пропадёт в тёплом ворохе мёртвых звёзд.
Если не поздно, придумай же что-нибудь, что-нибудь, Господи, если ещё не поз...
Техника 9 Эмоциональное воздействие 9 Соответствие Да ===================================================================================== Интересно решил этот дуэт: взять разные схемы рифмовки. Обычную – мжмж – и мммм. Это как в степе два искусных солиста бьют чечётку, складывая общий ритмический узор из разных, но сочетающихся удивительным образом ритмов. Оба стихотворения хороши и сочетаются между собой. Вот только в "Падении" два слова-втычки, здесь – " Разницы нет {уже}, кто виноват, кто прав " – и здесь - "придумай {же} что-нибудь". (Во втором случае, правда, можно отнести это к стремлению эмоционально усилить строку…) Лишние слова снижают эмоциональное воздействие. В обоих стихах ЛГ стремятся договориться с Господом о помощи и содействии, но – увы! – в обоих стихах нет надежды, что уговор состоится. А финальная строка "Падения" и вовсе трагически обрывается. =====================================================================================
Дуэт 7 Тема 6: Остановиться можно при подъёме, но не при падении (Наполеон Бонапарт)
Остановиться можно при подъёме, но не при падении /Наполеон I Бонапарт, Император французов
Любовь на раз всплывёт в кипении сирени., На два – зависнет над разводами мостов., На три Медовым Спасом клюнет в темя темой: на Покрова на узы брака будь готов!? Вот тут ещё раз тормозни её парение, прикинь тоннаж семейно-радостных забот до гробовой, в надежды парной сонной пене... А вдруг ей прощастливится пропасть в развод?, В аморемортный срыв??, На взрезанные вены???
============================================= Техника 4 Эмоциональное воздействие 6 Соответствие Да =====================================================================================
На раз – она блеснёт в росе лесных купальниц, На два – сияет в лёгком флирте напоказ, На три – искрит и от касаний чутких пальцев, Играет в бликах тьмы привычно серых глаз. Но вот сдаётся чёрный локон цвету снега – Берёт своё сарказмом сдобренная жизнь, Расставив по местам, кто «альфа» – кто «омега», Раскрыв секреты и развеяв миражи. Любовь — на свалке. Вместе с верой в человека.
Техника 7 Эмоциональное воздействие 7 Соответствие Да ===================================================================================== Искренне сочувствую даме в этом дуэте. И четвёрку за технику стиху "ВРАЗЛЮБОВЬ" поставила из желания хоть как-то поддержать дуэт. Не считайте меня злобной тупой ригористкой. Просто этот конкурс – не конкурс экспериментальной поэзии. И если бы автор-кавалер удержался хотя бы от кунштюков с препинаками, я спокойно отнеслась бы к издевательству над словами, тем более, что противное слово "прощастливится" уравновешивается понравившимся "аморемортным (срывом)". Хотя имеет место сильное созвучие с авторемонтным.))) Раскрытие темы придумано интересно, но – не знаю, почему так получилось, – первые две строки обоих стихов почти совпадают, а дальше раскрытие темы несколько расходится, но композиция обоих стихов слишком близка. "ВРАЗЛЮБОВЬ" смотрит в перспективу и предостерегает подумывающих вступить в брак довольно жизнерадостно, однако. "Падая во времени" видит в перспективе самый мрачный вариант брачного сосуществования. Но здесь нет залихватского веселья. Напротив. Вот так прочтёшь – и вдруг за строками стиха увидишь ЛГ-реального человека. И испугаешься за него, и посочувствуешь ему. =====================================================================================
Дуэт 8 Тема 2: Входи в себя без стука (Станислав Ежи Лец)
Душа расхристана, затаскана, открыта всем, кому ни попадя. Пробита насквозь, сшита наскоро, с краями, чёрными от копоти. Заплёван пол ее прохожими, своими — дальними и близкими. Рябит цветное многобожие намоленными обелисками. Забита хламом. Снизу доверху завалены углы обетами. Чужие тайны — грязным ворохом, в узлах — обиды неотпетые. Помята, вздута, искалечена и недоверием источена, Её и жаль по-человечески, и отругать невольно хочется.
Закрыть бы вход гостям непрошеным, что бродят по полам затоптанным, И отыскать всё то хорошее, что в тайниках её закопано. Отмыть плафоны, рамы, лестницы, расставить мебель, вазы, вещи и От неизбежности повеситься на сгнившей напрочь балке с трещиной.
============================================= Техника 9 Эмоциональное воздействие 7 Соответствие Да =====================================================================================
Здесь не бывает воскресения, И в потолке есть крюк безлюстровый. А я вещаю о спасении, Твержу о вечности без устали.
Мой мир — как дом, жильцом оставленный, И перекупленный сто раз уже. Скрипит облупленными ставнями — Нытьё постылое, протяжное.
Вошла без стука — в сердце оторопь. Ухмылки в зеркалах безрадостны. Хоть исповедь читай, хоть отповедь Иконам, умершим от старости.
И я читаю, фразы путая, Замысловатую пародию... Закончен путь, стою беспутная. Торчит из балки крюк уродливый.
Техника 9 Эмоциональное воздействие 8 Соответствие Да ===================================================================================== Дуэт привлекает внимание сложной рифмовкой (дактилической) и попыткой написать психологический диптих. Первой цели авторы успешно достигли. Есть мелкие погрешности с ударениями (пиррихии, спондеи – немного, но есть). Но в целом технически эти стихи хороши. "Посторонним НЕ" – прежде всего однозначно неправильное ударение "Пробита на́сквозь". Нет. наскво́зь. Я проверила на пяти сайтах, верхних в поисковой выдаче. Обидно, потому что очень просто избавиться от ошибки: поменять местами слова, сделать "Насквозь пробита". Ну и тема суицида. По тому, в каком состоянии душа ЛГ, он(она) немало потрудился. И не душу логично ругать, а душевладельца, и проклинать тех, кто, возможно, помог ЛГ так изувечить его(её) душу. Желание очистить душу совершенно понятно, молодец ЛГ. Но дальше говорится: " От неизбежности повеситься // на сгнившей напрочь балке с трещиной". На гнилой балке не повесишься, и в этом случае объявление о суицидном намерении больше похоже на подростковую демонстрацию. Остаётся сочувствовать взрослому человеку с подростковой психикой, но как-то не хочется. Эмоциональный отклик не достигает такого градуса. "Здесь не бывает воскресения" – здесь автор следует по пятам автора "Посторонним НЕ". Стихотворение кажется мне нелогичным. Вот смотрите: в первой строфе ЛГ явно находится внутри (чего-то), где крюк. 2-я строфа, ЛГ описывает свой мир (с ним беда). И вдруг в третьей строфе ЛГ "вошла без стука" (обозначена связь с темой). Но она же уже внутри? Последняя строфа, вроде бы, следует из предыдущей, но не совсем понятно – почему пародия и на что? И третья строка финального катрена, " Закончен путь, стою беспутная". Если это признание – ну что же, тогда, может быть, действительно – крюк в балке реальный выход? Но если это просто игра слов, мне это кажется циничным. =====================================================================================
Дуэт 9 Тема 3: Раз в жизни фортуна стучится в дверь каждого человека, но человек в это время нередко сидит в ближайшей пивной и никакого стука не слышит (Марк Твен)
На правом галсе, курсом на Карибы, Взрыхляя волны, задирая нос, Морскоя яхта узкая, как рыба, Везла в БарбАдос крепкий Кальвадос.
Не отрывая взгляд от горизонта, Из клетки, притороченной к шесту, При виде юнги с боевой шпажонкой, Безбожно сквернословил какаду.
Дрожали перья, дёргались нервишки, Качалась клетка, надвигался шквал... Он не любил несносного мальчишку, За то что тот его не понимал.
— Дур-р-рак, хлебни-ка рому для сугрева! Чего ты медлишь, маленький пр-р-римат?! И р-р-развернись по ветру галсом левым — Там остров, а в пещере кр-р-рупный клад! С деньгами, шпагой, в котелке и фраке Ты никогда не будешь одинок.
Как жаль, что корабельный забияка Сказать по-человечески не смог.
============================================= Техника 8 Эмоциональное воздействие 8 Соответствие Да =====================================================================================
Вчерашняя отличница, зубрилка, во взрослой жизни — офисная моль. Из экшена — обеды и курилка, и книги про пиратов и любовь. Она плыла по будням снулой рыбой, которую поймали на уду... А ей хотелось бороздить Карибы под флагом Роджера и с верным какаду, чтоб, ослепляя золотом и взглядом, сердца матросов походя разбить. Бить склянки, cпеть в Гренаде про Гренаду, и пить взахлеб свободу, джин, и жизнь!
Закроет книги, положив закладки, давно уснул домашний попугай. Никто не знал, что утром залихватски она угонит из депо трамвай. И будет гнать без рельсов до Ямайки, как мощный, быстроходный кадиллак, а попугай, сорвав с веревки майку, соорудит корсарский черный флаг. Рванется в синеву веселый Роджер навстречу авантюрам и ветрам: — Держи свой шанс, не упускай, ты сможешь — я зуб несуществующий отдам!
Техника 6 Эмоциональное воздействие 7 Соответствие Да ===================================================================================== Ух! Лихую трактовку темы выбрал дуэт! Барбадос, Кальвадос, попугай, Карибы… Вот только стихи получились не слишком выразительными. "Трудности контакта" – юмористическое стихотворение, колоритное, жизнерадостное, но есть погрешности. Мне кажется, что если боевая, то вряд ли "шпажонка". " Он не любил несносного мальчишку, // За то что тот его не понимал" такое скопление односложных слов, предлогов и местоимений нехорошо, да ещё и запятая потерялась. Завершение стихотворения получилось скомканным. Во "Всегда есть шанс" строка "под флагом Роджера и с верным какаду" мало того, что на стопу длиннее остальных. Не было такого "флага Роджера". Был флаг "Весёлый Роджер", его историю легко найти в инете. Так что можно поправить строку так: под "Роджером" и с верным какаду". Под Карибами обычно подразумевают архипелаг и существенно реже – морские просторы. Насчёт "бить склянки" – это шутка, да? Ну, и т. д. Про несуществующий зуб – как-то не слишком забавно. Но дуэт сложился. =====================================================================================
Дуэт 10 Тема 1: Самый страшный удар тот, которого не видишь (Майк Тайсон)
И всё же лето, что ни говори... Закат купает в лужах янтари, На шторах тень и свет лениво спорят. На солнце за день разогрета сталь, И кошка на карнизе смотрит вдаль, На неба отцветающий цикорий.
У кошки вечер в памяти другой, Где позвонки играли под рукой, И добрый человек смеялся гулко. Но он ушёл, а кошка всё лежит, И взглядом повторяет виражи Несчётных птиц, дерущихся за булку.
И где-то мошка прячется в нарцисс, И, собираясь падать, падать вниз, Бледнея, солнце мается у крыши... А вот сегодня был хозяин зол – Забрал ружьё, ушёл, оставил зонт, И женщину оставил кошке рыжей.
И всё же лето будет, хоть убей... И женщина покормит голубей, И будет ждать небритого героя. Но знает кошка: вечность приберёт И тех, кому война закрыла рот, И тех, кому она глаза откроет.
============================================= Техника 8 Эмоциональное воздействие 10 Соответствие Да =====================================================================================
Рассвет – привычный рай для рыбака. Спросонья сладко тянется река, Податливую спину выгибая. Карась на дне хоронится хитро, Но чует масть рыбацкое нутро – Ловец и чёрта водного поймает.
Торопится с уловом старшина. Ему война – как будто не война, Он будто что-то знает о грядущем. Расскажет смачно крепкий анекдот, А если есть гитара, то споёт, Да матюгнётся всласть о власть имущих.
Бледнеют в небе звёзды-янтари, Слепящий свет томится у двери, Солдатский сон нарушить не решаясь. А в этом сне покой и благодать, И дивный мир, который не отнять, Не погубив одно из полушарий.
Сегодня вспоминали рыбака… К прикладу льнёт заросшая щека, А рядом пруд, белеющий от лилий. И страшно, и спокойно – как в раю. А соловьи безбашенно поют, Как будто им бессмертье посулили.
Техника 8 Эмоциональное воздействие 7 Соответствие Да ===================================================================================== Интересный получился дуэт. Мне кажется, с точки зрения идеи конкурса – идеальный. Тема стихов одна, но каждое стихотворение хорошо воспринимается как отдельное произведение притом, что в композиции стихов есть что-то общее, ровный рассказ о чём-то – и ударный финал, не слишком тривиальная схема рифмовки, и "героиня" стиха, не говорящая, но сказавшая о многом. "Кошачье лето" – с каким удовольствием я бы поставила этому стиху две десятки, но не все строки одинаково удачны. "На солнце за день разогрета сталь", а ведь далеко не все карнизы покрыты стальными листами, приходится гадать и догадываться, о чём это. " У кошки вечер в памяти другой" – здесь такая классическая амфиболия (вечер другой или память другая), жаль. Жуткая картина – "Где позвонки играли под рукой" – это же больно кошке, что за живодёр этот добрый человек! "ушёл, оставил зонт, // И женщину оставил кошке рыжей" – здесь понятно, что зонт для рифмы, а вот женщина, которую человек оставил кошке – это очень мило. Финал ударный, вот только… Вечность приберёт не только тех, кого затронет война. Вечность приберёт всех. "Рай для рыбака" затронул меня гораздо меньше. Стихотворение написано глаже, хотя и в нём есть некоторая невнятица. Сначала хорошо написано о реке, как будто она живая. Но дальше ненужный жаргонизм ("чует масть рыбацкое нутро") отвлекает от идиллической картины, а жаль, несколько преждевременно. "дивный мир, который не отнять, // Не погубив одно из полушарий" – о каких полушариях речь? Предполагать можно многое, но – нет, непонятно. И совсем непонятно, какого рыбака вспоминали. А финал... Хороший финал. =====================================================================================
Дуэт 11 Тема 6: Остановиться можно при подъеме, но не при падении (Наполеон Бонапарт)
Дела с башкою не дружны Опять и снова, И не хватает тишины Ни на полслова, И вроде, даже ни к чему Блюсти особость, И если честно, по уму, Шагнул бы в пропасть Везёт лошадка что есть сил Дрова, вестимо… А жизнь, которую любил – Всё мимо, мимо… Ни в воду дважды не войти, Ни даже в оду… …А сердце бьется взаперти, И ждет свободы…
============================================= Техника 10 Эмоциональное воздействие 10 Соответствие Да =====================================================================================
Молчишь — ни «здравствуй», ни «пока» — Хранишь обеты… И в Лету катится река, А может — в лето?.. Стою, смотрю в твои глаза — Слова сгорели… Ну что могла б тебе сказать На самом деле? Порочный круг не разомкнуть — Мой путь прописан, Мы собираем тишину, как мелкий бисер. И разум заперт, как в тюрьме — Не оглядеться... А сердце падает во тьме — Навстречу сердцу
Техника 10 Эмоциональное воздействие 10 Соответствие Да ===================================================================================== Ещё один дуэт… Странно получается. С одной стороны все условия задания соблюдены, ритм одинаковый, а непростой он. И ЛГ партнёрши заботится о ЛГ партнёра, не отвлекаясь на посторонние объекты и события, но они порознь, особенно партнёр. Углублённый в себя, он хочет быть услышанным и оценённым, но "не хватает тишины // Ни на полслова", а жизнь уходит, и ни мгновения не вернуть. А ЛГ партнёрши… Она поглощена Им до конца, она собирает тишину, как мелкий бисер – почти безнадёжное занятие, но "разум заперт, как в тюрьме — Не оглядеться…" Но беда не в этом. У него: "…А сердце бьется взаперти, И ждет свободы…" У неё: "А сердце падает во тьме — Навстречу сердцу" Трагичная история Авторы, простите меня, если я тут напрасно нафантазировала..
Спасибо, Лена.) Я знаю, что ты недовольна моим судейством, но что поделаешь - так я думаю. И тем не менее, я знаю силу вашего с Таиной дуэта и уверена - ещё ничего не решено окончательно.)))
Мурр, когда участвуешь в конкурсах, нужно уметь принимать разное мнение. Можно с ним не согласиться, но принять - нужно. Тем более, если это мнение жюри. Иначе, лучше не участвовать. Это - первое. Второе - мы знали с Тенюшкой обо всех возможных замечаниях. И были к ним готовы. Просто сейчас, перечитав очень много классиков, современных классных поэтов, приблизившись к пониманию сути поэзии, мы стали менее строги к инструментам (рифмам, схемам рифмовки), и более чутки к передаче сути. То есть, ради техники мы уже не жертвуем смыслом. А насчет "ещё окончательно не решено", то первый тур для нас закончился вполне классно! И главное, что мы наконец-то с зимы что-то написали. Так что, всё отлично! Эмоции, интрига, разное мнение, обсуждения, новые стихи, борьба, напряжение. Мы с девочками довольны! Огромнейшее спасибо Литсети, ведущим, жюри, соперникам, зрителям за этот конкурс!
Ну что же, это отлично, что у вас с Таиной такое настроение. И хотя мы расходимся во мнениях на то, какие тренды в современной поэзии наиболее актуальны и существенны, я желаю вашему дуэту успеха.)
от 7-1: 1. Из всех критобзоров этот самый-самый, в том числе и по стремлению включить в оцениваемое 'пространство' степень качества (а не просто наличие/отсутствие) столь требуемого заданием тура дуэтности. В общих комментах уже пытался сформулировать озадаченность отсутствием к.-л. , хотя бы простейшей системы оценки оного у пар [хотел употребить 'парного качества', да слаБогу, удержался]. 2. Как и предполагал, 'жюрящие' также, лишь косвенно смогли внести указанный критерий в свою систему оценивания. Кроме Маргариты, которая [как ни тяжко об этом] именно "за парность" натянула лишний бал моей "вразлюбови". (Полста лет тому аналогичный эффект случился при сдаче минимума в день рождения. Крайне противоречивые чувства, но все ~ из спектра благодарных, сие, как и сейчас, вызвало...) 3. Как понимаю, читать, да ещё и перечитывать, "вразлюбовь" таки не оказалось скучным? Это греет. 4. Спасибище за удивительное благожелательное подробное внимание!! Нескрываемо юньнаивлучшие!,
Виноват: пытался увернуться от словоупотребления типа "из жалости"... Я ж о несовершенстве принятой системы оценивания, то бишь сугубо о технике здешней прикладной статистики!! NB!: и токмо об этом! СпасиБ!
PPS: Вот, в полудюжинный раз сдюжил перечесть Правила Конкурса и, каюсь, так и не обнаружил запрета на экспериментальность конкурсных опусов. Похоже, сие есть некая традиция, "общие соображения" идритп. Ну кабы знать,-- ни одним костылём не устепился б!..
Да, нет запрета, но нет и объявления этого конкурса конкурсом экспериментальной поэзии. Могу сказать Вам, как я воспринимаю Ваши эксперименты в конкурсных рамках. Скажу то же, что уже не раз повторила. Всякие упражнения должны быть чем-то оправданы. Когда Вы искажаете слова, Вы стремитесь добиться более яркой выразительности текста. На мой взгляд получается у Вас фифти-фифти. Но объясните мне, чего Вы хотели добиться ставя какие-то дикие знаки препинания? Ради чего это? Просто чтобы обратить на себя внимание читателей и жюри? Выразительности тексту эти чудачества не прибавили, смысл от них глубже не стал. Вот я и хочу ещё раз повторить: эксперименты ради чего? с какой целью? От ответа на этот вопрос зависит моё отношение к такого рода сочинениям. Что касается других жюристов, они сами решают.
Если без ёрности, то не считаю попытки донаделения как бы привычных слов дополнительными (и, желательно,-- парадоксальными) смыслами за счёт употребления близких по звучанию (но не смыслу) корней или нестандартных частиц "искажениями" оных. Непривычности недостаточно для отрицания. Естественно, 'внедрение' подобных новословообразований в язык (по началу) более всего соответствует текстам шуточного/ёрнического характера. Но рассматриваться должно как проявление исследовательского уважения и гордости за возможности и ресурсы языка. Пусть пока недопонимаемые и недоиспользуемые. Полагаю, что в нынешнее время формирования языков искусственных недоразумов и псевдоинтеллектов как инструментария человеческого мышления, ответственно пишушие просто обязаны исследовать и, по-возможности, широко использовать нестандартные языковые ресурсы. Это важно, поскольку именно на основе 'больших данных' обо ВСЕХ приёмах актуального языка (в сравнении с данными о его бытовании в прошлом) нынче, вроде бы, и создаются варианты нечеловеческого но причеловеческого языка/мышления. И чем больше вариантов/возможностей удастся выявить в актуальном языке, тем более человеческим станут его будущие какбы живые версии. Вне зависимости от конкретного субстрата-носителя языка/мышления. (Такая вот скромная "Программа" типа "Твой долг перед Вечностью".) Далее. В своё время пришлось столкнуться с проблематикой прикладной семиотики в рамках обоснования логики специальных знаковых систем. Это и привело к столь недопривычным, но обоснованным опытам знакоприменения в текстах. К примеру: разве служебные "препинные знаки" свободны от употребления в соотвествии с их названием [точка с запятой это ".," а не ";" (точка над запятой)] или кем запрещено использование их очевидных выразительных возможностей [типа ".:"]? Они в письменной речи ближе прочих знаковых средств к пиктограммам, и потому, полагаю, могут лихо пользовать сочетательные приёмы оных без доп. объяснений "условности". А, стало быть, и сложившихся правил языка не нарушают. При этом подозрения в стремлении 'выпендриться' претыкающими знаками не рассматриваю, полагая оные шуткой. Наивлучшие!,
Спасибо, Борис, Вы действительно объяснили мне смысл Ваших действий. Ну что же, от того, что Вы рассказали о грандиозном значении Вашей работы, суть её воздействия на родной язык, как мне кажется, не меняется. Что поделать, у нас разные взгляды на то, что следует делать человеку любящему его. Я думаю, что надо любить его, беречь и осторожно очищать от всего наносного, при этом стараясь не повредить истинных ростков нового в нём. Вы считаете, что во имя будущего развития языка нужно ломать его, кому как покажется полезным. Просто у нас разные точки зрения на процесс жизни языка, и мы оба имеем на это равные права. Думаю, на признании этих прав за нами обоими, за Вами, но и за мной в не меньшей степени, мы можем остановиться. Тем более, что жюри уже разослали файлы следующего тура, и мне будет некогда.
О, ежели б "работа"..: Всего лишь 'Грандиозноё' (скорее ~ "ответственноё") хобби в мерцательном режиме. Но Вы правы: не сегодня, ну совсем не сего дня... Удачи в новом туре вот уж действительно значимой и востребованной деятельности!! Самые наивискренние!,
Читаю комментарии и что-то захотелось вставить реплику, мысль вслух
Хотя я не согласна с некоторыми тезисами, но должна признать, что Мурр - молодец. И отзывы не на «отвали», и в комментариях удар держит. Не Мурр, а Зоя Космодемьянская.
Спасибо, Наташа.)) Дело в том, что ведь обзор я писала не от балды, там высказано моё мнение. И хотя я стремилась смягчить мои комментарии, это ведь не значит, что я лгала или умалчивала что-то. Нет, я просто стремилась сделать тон комментариев приемлемым для восприятия авторов, чтобы они воспринимали суть моих слов, а не дёргались от резких выражений. С какой же стати я должна отступать от своей позиции (продуманной позиции) в комментариях?
Приятно, что Наташа сочла нужным об этом сказать - спасибор, Наташа.))
Мур, то, что ты называешь "грубой ошибкой", я называю небанальщиной)) Иногда нужно менять стереотипы. За эмоциональную составляющую промолчу - дело вкуса. Но оценки за технику явно приуменьшены)). Кста, рыбка иваси - небольшая на самом деле. Поинтересуйся в нете ;) Спасибо)
Таина, иваси - кто ж её не знает. Но она великовата - не во всякую ладонь поместится. Ну и - объясни хоть здесь, почему именно иваси, кроме как для рифмы? И для чего нужна была эта небанальщина? Я же написала - нарушение, ничем не оправданное. Понимаешь, я придерживаюсь точки зрения, что в стихах не может быть ничего случайного. Если там стоит слово - это единственное слово, которое там должно быть. И не ради рифмы, а ради сути. То же насчёт технических или художественных приёмов. Чем для этого стиха существенна именно эта небанальщина? Ну для себя же вы это объяснили?
Мур, а зачем что-то объяснять себе, если строки так ложатся?))Вот захотелось авторам разбить стереотипы, что все строфы должны и обязаны быть так, как в первой строфе. А почему они "должны и обязаны" быть таковыми, ты ответишь? ;) Есть какие-то законы стихосложения в этом плане? Или только потому, что один из членов жюри так считает? ;) Причем, условие степа соблюли на 100%, и даже силлабо-тонику соблюли)) Иваси да, не в каждую ладошку поместится. Но мы ведь о человеческой ладони сейчас? Или только килька считается маленькой? А по сравнению с сомом или той же щукой, так иваси килька и есть)). И по поводу "ою" для размера. Вот здесь как раз дело не в размере, а в правиле, о котором точно написала Ира (Глюк). Прочти у нее в комментах, чтоб я не повторялась. Всяко, спасибо за судейство. Я знаю, какой это нелегкий труд. Была бы я в жюри, то максимум поставила бы стихотворению 5-1.)) До встречи во 2 туре;)
Мур, ты серьезно?)))))))) Там же черным по белому - рекомендуется!!! а не строго к выполнению))) В чем же тогда "грубейшая ошибка"?))) Ссылка вот - http://litset.ru/publ/34-1-0-71715 Но цитату оттуда я могу и сюда сбросить - "А вот за эту строку отдельное спасибо: над чёрною февральскою жарою – тут и шикарно-страшный смысл и нет часто встречающегося рассогласования окончаний существительного и зависимых прилагательных" Понимаешь, "ою" выстроено не для размера в данном случае, а чтобы избежать рассогласования, и это видно невооруженным взглядом. И, если даже "иваси" для рифмы, то, что в этом такого? Нельзя рифмовать наименования рыб? Ну, чесслово, смешно) Лена же не акулу назвала маленькой, а реально небольшую рыбку "иваси", которая на ладони может уместиться. Ладно, к чему спорить? Всяко это бессмысленно теперь уже. Разве что чем-то поможет в будущем)).
Про "-ою". Ты написала "сестрою" вместо сестрой, чтобы вытянуть размер. А в последней строке для рифмы тоже пришлось на -ою закончить, ну и, соответственно, прилагательные тоже туда же. Так что - это ошибка. Таина, я уже объяснила свою позицию насчёт того, что в стихах не должно бы быть лишнего и случайного. Если бы эта иваси что-то значила в стихе, как-то фигурировала в нём... Но нет, она появилась для рифмы и только для рифмы. Дамы, Вы можете корёжить правила рифмовки, рифмовать хоть иваси, хоть мурену, это ваше право. Но я считаю это ошибкой и небрежностью, и как член жюри отмечаю это. Да знай я, что это ваши стихи - из уважению к вашему мастерству я бы ещё больше снизила оценку))))))
Таина, спасибо за то, что понимаешь, как тяжко быть в жюри, и сочувствуешь!
А при чем здесь я? Речь идет о стихотворении Лены, именно там сделано эээ... не совсем объективное замечание))А ты сейчас пытаешься перевести стрелки на мой стих))). Ай-ай-ай))). Мур, еще раз повторю - нет правил рифмовки, есть рекомендации, как ты сама подтвердила ссылкой, так что изменение альтернанса для придания живости повествованию - это не "карёжить".))) Более того, так странно читать "если бы иваси что-то значило"... В данном случае это сравнение, а не образ, введённый для каких-либо действий. И, если уж быть объективным, то в туре была масса стихов, где образы были введены в стихи, но не несли никакой смысловой нагрузки в тексте, то есть появились в строфе и исчезли в небытие, но тебя это не смутило почему-то. А снизить оценку ты сможешь во втором туре))) Вот как увидишь добротно написанные стихи, в которых, на твой взгляд, какое-либо сравнение не тудыть или альтернанс должен быть по правилу, а там его нет, ну, или "ою", которое запрещено мировым сообществом поэтов, так знай - это наше))) А, может, ещё что страшнее будет))) Ой, мы с партнёршей такие выдумщицы!
Договорились))) Как только увижу сильные стихи, так сразу буду бдить. А вы уж постарайтесь ешё какое-нибудь правило испортить, птичку какую для рифмы (акробатический же танец), или ещё чего...
О-о-о-о-о... ведь вы уже стихи подали, поздно договариваться... Ну ничего, что-то да найдётся)))
Ничего страшного, Мур, это значит, что степ мы оттанцевали идеально. Да найдётся, не волнуйся, мы оченно постарались)) Любовь в стихах - это наш конёк, а она не знает ни правил, ни границ)) А на будущее запишем, что на третий тур нужно писать стих слабый, строго по правилам, с образами для красного словца, типа "и пошла я от крыльца - гоп-ца-дрица-гоп-ца-ца" - и будет нам щасте!))))))) За пожелание - спасибо!)
Таина, Лена, вы просмотрите мой обзор и оценки. Я кого-то за что-то подобное хвалила? Не нужно уж так-то... перегибать. Давай, Таина, говори последнее слово, хорошее, взвешенное, доброжелательное - и пойдём отдыхать и расслабляться)))))
Можно. Я убивала в себе любовь четырежды. И на это нужно время. Полностью предыдущая исчезает с приходом новой. Одна до сих пор трепыхается, хотя уже более десяти лет прошло.
Оставлю тут свой, ведущенский, коммент по поводу сгнившей балки и 8-1 в целом) не Мурр, а по сумме жюрёв вообще) Ну и по поводу других стихотворений тоже попозже выскажусь..
Я не голосовала, тк всех анонимов знаю... Но сказать могу)
Был такой анекдот старый
Звонит сын матери:— Здравствуй, мама, вот собрался жениться. — Замечательно, сынок! — Мам, но дело в том, что она негритянка. — Да ничего страшного, сынок, мы же с папой не расисты! — Мам, у неё трое детей... — Да ерунда, мы детей любим. — Но дело в том, что нам негде жить. — И всего-то? Приезжайте к нам, в нашу однокомнатную квартиру, вы с женой и детьми будете жить в комнате, папа в кладовке. — А ты, мама, как? — А я, сынок, сейчас положу трубку и повешусь...
Так вот, он - с юмором, а тут нет юмора) но смысл схож, я думаю. Это состояние, когда в душу без стука входят все, кому не лень, а не только ты сам, когда ты - жилетка для поплакать, кладовка для сохранить секрет, груша для высказать обиды, а тебя тебя никто и не спрашивает, какого тебе, да и спросили бы если - ты же не откажешь... Состояние, когда ты психанул, и послал всех к чертям, потому что вывезти и своё-то тебе сложно, а ещё и чужое вывозишь... но послал мысленно. Сам себя по сути. Психанул. Прибрался у себя в душЕ... И вроде бы всё закончить собрался и всех послать, но не получается, потому что ты отказать неможешь... и всё начинается заново... Вот это и значит - повеситься на сгнившей балке. Ты бы и рад, но сам себя не отпускаешь и остаешься жив... И опять всё по кругу...
Мне видится вот так) Хотя сходу еще парочку трактовок финала могу забабахать)но трактует каждый так, как ему ближе)
Вика, ++++++++++ Анекдот идеально в тему. Более того, безысходность там такая, что и повеситься не удасться, балки сгнили. Ну и плюсом, суть в том, что никакие генеральные уборки не помогут, тк несущие балки больше ничего не держат. Только - на слом. Спасибо огромное за встрям и частичную реабилитацию. Большинство увидело в финале какой-то шантаж подростковый, а там его в помине нет.
И всё же вот это "не может отказать" - ну не могу я поверить, что взрослый человек не способен отказать в бесконтрольном доступе к своему сокровенному. Это, как мне кажется, кокетство ЛГ, тоже больше свойственное пубертатным особам.) Вот устать - это вполне возможно, - устать от того, что ЛГ заставляет себя быть общедоступным, добреньким-добреньким, всепонимающим, по сути своей им нее являясь.
«Как мне кажется» здесь таки ключевые слова, Мурр. Мне не совсем понятен дальнейший ход мысли про «прикидываться быть добреньким». Если кому-то не свойственно быть открытым и щедрым эмоционально и физически, это не значит, что все такие.
Это я насчёт "как мне кажется". Когда я - член жюри, я не могу позволить себе этого "как мне кажется", хотя мы все и понимаем, что абсолютной объективности от человека нельзя ожидать. А сейчас, в этих комментариях, я не как член жюри пишу, а как гражданское лицо))))) Так что - да, как мне кажется по моим наблюдениям.
Здесь я на стороне стиха.) Увы, всё знакомо и понятно. Подростковость не вижу - слишком для этого возраста сложно.) Если человек душой открыт, то он открыт. И с этим ничего не поделать даже ему самому. И прут в эту открытую дверь все подряд. И им в голову не приходит, что надо разуться, помыть руки, прилично себя вести. Кому на это ума не хватает, кому совести, кому воспитания. Можно закрыть дверь. Можно? Покажите мне человека, который так просто изменил свою натуру? Мы рождаемся уже с характером. Можем с возрастом в чём-то отшлифоваться. Не более. Есть исключения. Но исключение - это то, что бывает редко. Кудияр был злодеем и безбожником, а стал добряком и фанатом веры. Это единственный пример изменения себя, который на ум пришёл.)) Как-то так.)
Мурр, ты говоришь о крайностях и гранях, как автор. Как так, и устать не может, потому, что он добрый по натуре? Добрый робот Валли что ли?)))) Иногда человек не может отказаться, неважно от чего, потому что кроме него некому это делать. Я, например, вот такая, и мне это 100% знакомо. От того и стихотворение близкое. Я от усталости могу в истерику впасть, но все равно продолжать вывозить всё. Просто приходишь ночью, ревешь в подушку, поорешь на мужа. С утра встанешь с новыми силами и продолжаешь дальше. И это необязательно что-то адское. Бывает просто количеством много, а в сутках 24 часа... Но не окажешься, потому что кого-то любишь больше, чем устал по сути...
Вика, похоже, мы о разном говорим, и в стихе разное видим.)) Маруся, я говорю о подростковости, как о свойстве психики, а не о физиологическом возрасте.
"...и в этом случае объявление о суицидном намерении больше похоже на подростковую демонстрацию. Остаётся сочувствовать взрослому человеку с подростковой психикой..." - не вижу в этом стихе подростковую психику у взрослого человека.
Я вижу отчётливо, ты не видишь, а кто-то другой увидит что-то другое... Люди разные, восприятие у них, соответственно, разное. Это нормально, это - живая жизнь.))))
Мурр, спасибо от 2.2 за комментарий и оценки ) Так и знала, что в жюри найдётся хоть один ловец как Просто ну вот не знаю, как иначе (угу, опять как, одними каками разговариваю ) выразить точно ту же мысль, без "как и". А ты знаешь? А что касается рода ча-ча-ча - ну, видимо, гугл мне наврал, подлец такой, а я ему доверилась В следующий раз лучше к тебе обращусь. "Стук назад" никогда себе не мыслила, теперь вот стараюсь представить, что тебе нарисовалось
Эризн, вот я сейчас поискала "ча-ча-ча какого рода" в гугле. Один раз указали, что среднего рода, два раза - что женского, но везде в текстах употребляется, как мужской род. (Конечно, я смотрела только начало поисковой выдачи. Так что - гугль тоже в растерянности)))
Вариант: "Он теперь словно сад зачарован и пахнет дождём".
Человек подбежал к двери, оглянулся - ещё раз посмотреть на сад, а сам уже стучит в дверь, стоя к ней спиной. Неужели не можешь представить?
Вот видишь, как (!) легко задеть автора, даже если стараешься не задевать, но говоришь правду?
Вариант: "Он теперь словно сад зачарован и пахнет дождём".
Ну другой же смысл. Я же имею в виду "так же, как и этот сад, конкретный". А "словно сад" значит, что подобно саду в общем.
Насчёт ча-ча-ча мне только определённо средний род выходил, и на грамоте.ру, и в словаре каком-то. Наверно, от положения звёзд на небе результаты поиска зависят
Цитата
Человек подбежал к двери, оглянулся - ещё раз посмотреть на сад, а сам уже стучит в дверь, стоя к ней спиной. Неужели не можешь представить?
И да, Мурр, лично твои комментарии меня совершенно не задели, и оценки порадовали на фоне оценок от других судей Просто захотелось с чем-то поспорить, а что-то уточнить.
Да ради Бога))) Да, и я вижу, что смысл другой, но я на этот вариант потратила минут пять, а если вообще строчку поменять, если подумать неделю, наверное, можно то же сказать, без забавного какисада.))
Насчёт гугла не могу ничего сказать кроме того, что уже сказала.) Но сама подумай, ча-ча-ча - это танец... Хотя ты тут же скажешь мне, что танго тоже танец.)))
Да чёрт с ней, со строчкой, я всё равно этот какысатый дом править не буду уже, мне бы в целом знать, как это сказать. Единственная равнозначная по смыслу фраза, которая мне приходит, - "аналогично саду". Но совсем непоэтично как-то, не?
Я знаю, что ты недовольна моим судейством, но что поделаешь - так я думаю. И тем не менее, я знаю силу вашего с Таиной дуэта и уверена - ещё ничего не решено окончательно.)))
Второе - мы знали с Тенюшкой обо всех возможных замечаниях. И были к ним готовы. Просто сейчас, перечитав очень много классиков, современных классных поэтов, приблизившись к пониманию сути поэзии, мы стали менее строги к инструментам (рифмам, схемам рифмовки), и более чутки к передаче сути. То есть, ради техники мы уже не жертвуем смыслом.
А насчет "ещё окончательно не решено", то первый тур для нас закончился вполне классно! И главное, что мы наконец-то с зимы что-то написали.
Так что, всё отлично! Эмоции, интрига, разное мнение, обсуждения, новые стихи, борьба, напряжение. Мы с девочками довольны!
Огромнейшее спасибо Литсети, ведущим, жюри, соперникам, зрителям за этот конкурс!
Мне твой стих понравился, спасибо))
1. Из всех критобзоров этот самый-самый, в том числе и по стремлению включить в оцениваемое 'пространство' степень качества (а не просто наличие/отсутствие) столь требуемого заданием тура дуэтности. В общих комментах уже пытался сформулировать озадаченность отсутствием к.-л. , хотя бы простейшей системы оценки оного у пар [хотел употребить 'парного качества', да слаБогу, удержался].
2. Как и предполагал, 'жюрящие' также, лишь косвенно смогли внести указанный критерий в свою систему оценивания. Кроме Маргариты, которая [как ни тяжко об этом] именно "за парность" натянула лишний бал моей "вразлюбови".
(Полста лет тому аналогичный эффект случился при сдаче минимума в день рождения. Крайне противоречивые чувства, но все ~ из спектра благодарных, сие, как и сейчас, вызвало...)
3. Как понимаю, читать, да ещё и перечитывать, "вразлюбовь" таки не оказалось скучным? Это греет.
4. Спасибище за удивительное благожелательное подробное внимание!!
Нескрываемо юньнаивлучшие!,
Я ж о несовершенстве принятой системы оценивания, то бишь сугубо о технике здешней прикладной статистики!!
NB!: и токмо об этом!
СпасиБ!
Вот, в полудюжинный раз сдюжил перечесть Правила Конкурса и, каюсь, так и не обнаружил запрета на экспериментальность конкурсных опусов. Похоже, сие есть некая традиция, "общие соображения" идритп.
Ну кабы знать,-- ни одним костылём не устепился б!..
Но объясните мне, чего Вы хотели добиться ставя какие-то дикие знаки препинания? Ради чего это? Просто чтобы обратить на себя внимание читателей и жюри? Выразительности тексту эти чудачества не прибавили, смысл от них глубже не стал.
Вот я и хочу ещё раз повторить: эксперименты ради чего? с какой целью? От ответа на этот вопрос зависит моё отношение к такого рода сочинениям.
Что касается других жюристов, они сами решают.
Естественно, 'внедрение' подобных новословообразований в язык (по началу) более всего соответствует текстам шуточного/ёрнического характера. Но рассматриваться должно как проявление исследовательского уважения и гордости за возможности и ресурсы языка. Пусть пока недопонимаемые и недоиспользуемые.
Полагаю, что в нынешнее время формирования языков искусственных недоразумов и псевдоинтеллектов как инструментария человеческого мышления, ответственно пишушие просто обязаны исследовать и, по-возможности, широко использовать нестандартные языковые ресурсы. Это важно, поскольку именно на основе 'больших данных' обо ВСЕХ приёмах актуального языка (в сравнении с данными о его бытовании в прошлом) нынче, вроде бы, и создаются варианты нечеловеческого но причеловеческого языка/мышления. И чем больше вариантов/возможностей удастся выявить в актуальном языке, тем более человеческим станут его будущие какбы живые версии. Вне зависимости от конкретного субстрата-носителя языка/мышления.
(Такая вот скромная "Программа" типа "Твой долг перед Вечностью".)
Далее. В своё время пришлось столкнуться с проблематикой прикладной семиотики в рамках обоснования логики специальных знаковых систем. Это и привело к столь недопривычным, но обоснованным опытам знакоприменения в текстах. К примеру: разве служебные "препинные знаки" свободны от употребления в соотвествии с их названием [точка с запятой это ".," а не ";" (точка над запятой)] или кем запрещено использование их очевидных выразительных возможностей [типа ".:"]? Они в письменной речи ближе прочих знаковых средств к пиктограммам, и потому, полагаю, могут лихо пользовать сочетательные приёмы оных без доп. объяснений "условности". А, стало быть, и сложившихся правил языка не нарушают.
При этом подозрения в стремлении 'выпендриться' претыкающими знаками не рассматриваю, полагая оные шуткой.
Наивлучшие!,
Ну что же, от того, что Вы рассказали о грандиозном значении Вашей работы, суть её воздействия на родной язык, как мне кажется, не меняется.
Что поделать, у нас разные взгляды на то, что следует делать человеку любящему его. Я думаю, что надо любить его, беречь и осторожно очищать от всего наносного, при этом стараясь не повредить истинных ростков нового в нём. Вы считаете, что во имя будущего развития языка нужно ломать его, кому как покажется полезным.
Просто у нас разные точки зрения на процесс жизни языка, и мы оба имеем на это равные права. Думаю, на признании этих прав за нами обоими, за Вами, но и за мной в не меньшей степени, мы можем остановиться. Тем более, что жюри уже разослали файлы следующего тура, и мне будет некогда.
Всего лишь 'Грандиозноё' (скорее ~ "ответственноё") хобби в мерцательном режиме.
Но Вы правы: не сегодня, ну совсем не сего дня...
Удачи в новом туре вот уж действительно значимой и востребованной деятельности!!
Самые наивискренние!,
Хотя я не согласна с некоторыми тезисами, но должна признать, что Мурр - молодец. И отзывы не на «отвали», и в комментариях удар держит. Не Мурр, а Зоя Космодемьянская.
Дело в том, что ведь обзор я писала не от балды, там высказано моё мнение. И хотя я стремилась смягчить мои комментарии, это ведь не значит, что я лгала или умалчивала что-то. Нет, я просто стремилась сделать тон комментариев приемлемым для восприятия авторов, чтобы они воспринимали суть моих слов, а не дёргались от резких выражений.
С какой же стати я должна отступать от своей позиции (продуманной позиции) в комментариях?
Приятно, что Наташа сочла нужным об этом сказать - спасибор, Наташа.))
Я, если что, без сарказма.
Серьезно!
Видно же, что судья пропускал через себя тексты.
Спасибо вам обеим, для меня это очень важно.
При этом, чую я, что во 2-м туре нам чего-нибудь да прилетит - учитывая, что наша пара по картинкам ваще писать не любит
Кста, рыбка иваси - небольшая на самом деле. Поинтересуйся в нете ;)
Спасибо)
И для чего нужна была эта небанальщина? Я же написала - нарушение, ничем не оправданное.
Понимаешь, я придерживаюсь точки зрения, что в стихах не может быть ничего случайного. Если там стоит слово - это единственное слово, которое там должно быть. И не ради рифмы, а ради сути. То же насчёт технических или художественных приёмов. Чем для этого стиха существенна именно эта небанальщина? Ну для себя же вы это объяснили?
Иваси да, не в каждую ладошку поместится. Но мы ведь о человеческой ладони сейчас? Или только килька считается маленькой? А по сравнению с сомом или той же щукой, так иваси килька и есть)).
И по поводу "ою" для размера. Вот здесь как раз дело не в размере, а в правиле, о котором точно написала Ира (Глюк). Прочти у нее в комментах, чтоб я не повторялась.
Всяко, спасибо за судейство. Я знаю, какой это нелегкий труд. Была бы я в жюри, то максимум поставила бы стихотворению 5-1.))
До встречи во 2 туре;)
Про иваси - я думаю, что название рыбы очень необязательно здесь и понятно, что иваси всплыла толоько и исключительно для рифмы.
А не дашь ссылочку - где Ира писала то, о чём ты говоришь?
Ссылка вот - http://litset.ru/publ/34-1-0-71715
Но цитату оттуда я могу и сюда сбросить - "А вот за эту строку отдельное спасибо:
над чёрною февральскою жарою – тут и шикарно-страшный смысл и нет часто встречающегося рассогласования окончаний существительного и зависимых прилагательных"
Понимаешь, "ою" выстроено не для размера в данном случае, а чтобы избежать рассогласования, и это видно невооруженным взглядом.
И, если даже "иваси" для рифмы, то, что в этом такого? Нельзя рифмовать наименования рыб? Ну, чесслово, смешно) Лена же не акулу назвала маленькой, а реально небольшую рыбку "иваси", которая на ладони может уместиться.
Ладно, к чему спорить? Всяко это бессмысленно теперь уже. Разве что чем-то поможет в будущем)).
Таина, я уже объяснила свою позицию насчёт того, что в стихах не должно бы быть лишнего и случайного. Если бы эта иваси что-то значила в стихе, как-то фигурировала в нём... Но нет, она появилась для рифмы и только для рифмы.
Дамы, Вы можете корёжить правила рифмовки, рифмовать хоть иваси, хоть мурену, это ваше право.
Но я считаю это ошибкой и небрежностью, и как член жюри отмечаю это. Да знай я, что это ваши стихи - из уважению к вашему мастерству я бы ещё больше снизила оценку))))))
Таина, спасибо за то, что понимаешь, как тяжко быть в жюри, и сочувствуешь!
Более того, так странно читать "если бы иваси что-то значило"... В данном случае это сравнение, а не образ, введённый для каких-либо действий. И, если уж быть объективным, то в туре была масса стихов, где образы были введены в стихи, но не несли никакой смысловой нагрузки в тексте, то есть появились в строфе и исчезли в небытие, но тебя это не смутило почему-то.
А снизить оценку ты сможешь во втором туре))) Вот как увидишь добротно написанные стихи, в которых, на твой взгляд, какое-либо сравнение не тудыть или альтернанс должен быть по правилу, а там его нет, ну, или "ою", которое запрещено мировым сообществом поэтов, так знай - это наше))) А, может, ещё что страшнее будет))) Ой, мы с партнёршей такие выдумщицы!
Прошу прощения, немного устала.))
Договорились))) Как только увижу сильные стихи, так сразу буду бдить. А вы уж постарайтесь ешё какое-нибудь правило испортить, птичку какую для рифмы (акробатический же танец), или ещё чего...
О-о-о-о-о... ведь вы уже стихи подали, поздно договариваться...
Ну ничего, что-то да найдётся)))
Успеха вам, дамы, и удачи!)
Да найдётся, не волнуйся, мы оченно постарались)) Любовь в стихах - это наш конёк, а она не знает ни правил, ни границ))
А на будущее запишем, что на третий тур нужно писать стих слабый, строго по правилам, с образами для красного словца, типа "и пошла я от крыльца - гоп-ца-дрица-гоп-ца-ца" - и будет нам щасте!)))))))
За пожелание - спасибо!)
Давай, Таина, говори последнее слово, хорошее, взвешенное, доброжелательное - и пойдём отдыхать и расслабляться)))))
Только почему "перспективу"?
Всё буйство любви вырываешь из себя, столкнувшись с разочарованием в человеке.
Я не понимаю, как можно вырвать любовь.
Я не голосовала, тк всех анонимов знаю... Но сказать могу)
Был такой анекдот старый
Так вот, он - с юмором, а тут нет юмора) но смысл схож, я думаю.
Это состояние, когда в душу без стука входят все, кому не лень, а не только ты сам, когда ты - жилетка для поплакать, кладовка для сохранить секрет, груша для высказать обиды, а тебя тебя никто и не спрашивает, какого тебе, да и спросили бы если - ты же не откажешь... Состояние, когда ты психанул, и послал всех к чертям, потому что вывезти и своё-то тебе сложно, а ещё и чужое вывозишь... но послал мысленно. Сам себя по сути. Психанул. Прибрался у себя в душЕ... И вроде бы всё закончить собрался и всех послать, но не получается, потому что ты отказать неможешь... и всё начинается заново... Вот это и значит - повеситься на сгнившей балке. Ты бы и рад, но сам себя не отпускаешь и остаешься жив... И опять всё по кругу...
Мне видится вот так) Хотя сходу еще парочку трактовок финала могу забабахать)но трактует каждый так, как ему ближе)
Анекдот идеально в тему. Более того, безысходность там такая, что и повеситься не удасться, балки сгнили.
Ну и плюсом, суть в том, что никакие генеральные уборки не помогут, тк несущие балки больше ничего не держат. Только - на слом.
Спасибо огромное за встрям и частичную реабилитацию. Большинство увидело в финале какой-то шантаж подростковый, а там его в помине нет.
Вот устать - это вполне возможно, - устать от того, что ЛГ заставляет себя быть общедоступным, добреньким-добреньким, всепонимающим, по сути своей им нее являясь.
Ну, мы же сейчас разговариваем, как автор с автором, и я говорю не как член жюри, сейчас от меня не требуется объективность)))
А сейчас, в этих комментариях, я не как член жюри пишу, а как гражданское лицо))))) Так что - да, как мне кажется по моим наблюдениям.
Если человек душой открыт, то он открыт. И с этим ничего не поделать даже ему самому. И прут в эту открытую дверь все подряд. И им в голову не приходит, что надо разуться, помыть руки, прилично себя вести. Кому на это ума не хватает, кому совести, кому воспитания.
Можно закрыть дверь. Можно? Покажите мне человека, который так просто изменил свою натуру? Мы рождаемся уже с характером. Можем с возрастом в чём-то отшлифоваться. Не более. Есть исключения. Но исключение - это то, что бывает редко. Кудияр был злодеем и безбожником, а стал добряком и фанатом веры. Это единственный пример изменения себя, который на ум пришёл.))
Как-то так.)
Иногда человек не может отказаться, неважно от чего, потому что кроме него некому это делать. Я, например, вот такая, и мне это 100% знакомо. От того и стихотворение близкое. Я от усталости могу в истерику впасть, но все равно продолжать вывозить всё. Просто приходишь ночью, ревешь в подушку, поорешь на мужа. С утра встанешь с новыми силами и продолжаешь дальше. И это необязательно что-то адское. Бывает просто количеством много, а в сутках 24 часа... Но не окажешься, потому что кого-то любишь больше, чем устал по сути...
Маруся, я говорю о подростковости, как о свойстве психики, а не о физиологическом возрасте.
Возраст и сложность-то при чём тогда?
Так и знала, что в жюри найдётся хоть один ловец как Просто ну вот не знаю, как иначе (угу, опять как, одними каками разговариваю ) выразить точно ту же мысль, без "как и". А ты знаешь?
А что касается рода ча-ча-ча - ну, видимо, гугл мне наврал, подлец такой, а я ему доверилась В следующий раз лучше к тебе обращусь.
"Стук назад" никогда себе не мыслила, теперь вот стараюсь представить, что тебе нарисовалось
Вариант: "Он теперь словно сад зачарован и пахнет дождём".
Человек подбежал к двери, оглянулся - ещё раз посмотреть на сад, а сам уже стучит в дверь, стоя к ней спиной. Неужели не можешь представить?
Вот видишь, как (!) легко задеть автора, даже если стараешься не задевать, но говоришь правду?
Ну другой же смысл. Я же имею в виду "так же, как и этот сад, конкретный". А "словно сад" значит, что подобно саду в общем.
Насчёт ча-ча-ча мне только определённо средний род выходил, и на грамоте.ру, и в словаре каком-то. Наверно, от положения звёзд на небе результаты поиска зависят
И это "стук назад"?
Да, и я вижу, что смысл другой, но я на этот вариант потратила минут пять, а если вообще строчку поменять, если подумать неделю, наверное, можно то же сказать, без забавного какисада.))
Насчёт гугла не могу ничего сказать кроме того, что уже сказала.) Но сама подумай, ча-ча-ча - это танец... Хотя ты тут же скажешь мне, что танго тоже танец.)))
Угу, дождливый стук назад.))))
В общем, да. Не думаю, что такая логика тут работает. В общем, загадка. И вывод: про ча-ча-ча лучше вообще не писать, чтобы не попасть впросак
Даже совсем не.))) Но наверняка можно придумать ещё варианты, ибо - велик могучим русский языка©))))))))
Если вдруг придумается - поделись )))