Прошу прощения за немногословность на этот раз. Финал всё-таки. Стихи сильные у всех, о чём тут ещё говорить? Соответствие теме не везде увидела ясно, но это вещь настолько субъективная, что не хочу категоричных заявлений. Поэтому там, где пара меня не убедила, что стихи по теме, я просто сняла по одному баллу за эмоциональное воздействие. Русудан Алмазова:
В целом, свобода выбора темы положительно повлияла на авторов. Многие порадовали, спасибо. Итак…
Пара1
Эризн:
Дуэт в целом. Вот это контраст! )) «Мысли му» о вселенском и «чувства же» про пиццу и глаженую сорочку. Стереотипно, конечно, но зерно истины в этом есть, да простят меня и авторов феминистки. Чего я не поняла — так это связи с эпиграфом. Не, то есть я поняла «Девятый месяц, мысли му — её у осени займу...», то есть с эпиграфом зарифмовали название, но отсюда не становится понятнее, ни кто это «её», ни чем дальнейший текст с эпиграфом связан, ни как с ним перекликается второе стихотворение. Но авторам виднее, конечно. Раз какая-никакая связь есть, то теме соответствует. Ещё скажу, что «девятый месяц» у меня как-то странно заассоциировалось…
1-1. Девятый месяц. Мысли му
Хорошо написано - понравилось, как автор владеет словом. Мужское такое стихотворение получилось, чёткое. Особенно совесть, врущая сутки через трое, впечатлила. Только эпиграф явно не отсюда, при публикации выбросить надо ) После коллайдера ночи точка лишняя. Техника: 10 Эмоциональное воздействие: 9
1-2. Девятый месяц. Чувства же
Автор выбрал сложную структуру строфы и выдержал её до конца, респект. Отделённые строчки, подводящие итог каждой строфы, понравились, красиво. Содержание по-женски сумбурное. Я не совсем поняла про «Что? Где? Когда?» и про сорочьи сокровища, а также про спотыкания за вечерним чаем с пиццей. А про сложность выбора пиццы без лука и грибов я и не знала... В общем, по смыслу стихотворение несколько не моё, наверно. Впрочем, если это вправду никак не желающие собраться в кучку мысли женщины на девятом месяце, то я её понимаю )) Техника: 9 Эмоциональное воздействие: 7
Р.А:
Аноним 1-1 Соответствие заданию (далее СЗ): да Техника: 10 Инверсия “милосердия сестрою” не самая изящная, но сестра так хорошо смотрится рядом с братом по несчастью, что ну и бог с ней, с этой инверсией. Эмоциональное воздействие (далее ЭВ): 10 Про сороку и вороньи головы не очень поняла. Но стих влюбляет в себя, начиная с четвертой строки. Финал хороший, ударный. Плюс 2 бонусом.
А.1-2: СЗ — да Техника — 8 Понравилась схема рифмовки и вот эти ваши выделенные строчки. Не понравилась “облюбованная” квартира. Это что-то между “полюбил” и “присвоил”. Обычно так говорят о каком-то месте поменьше: кот облюбовал подоконник, кресло. Возможно, вы именно это и хотели сказать, но слух резануло. Да и “сквозь стекла квартиры” сомнительно. У квартир всё же окна. “Улыбаемся радушно” — не совсем об отношениях, описанных в стихе. Радушно улыбаются гостям, клиентам, но не любимому человеку. Радушность подразумевает услужливость, гостеприимство, но с некоторой ноткой отчуждения. Ну и «“Что? Где? Когда” при счете пять-четыре» царапнуло избыточной и совершенно ненужной тут конкретикой, хоть это уже вкусовщина, видимо. ЭВ — 7 Мило, нежно, но для меня несколько приторно.
Пара 2
Эризн:
Дуэт в целом. Сначала стихи прочитались как единые по смыслу: о том, как женщина ждёт мужчину… Потом дошло, что во втором стихотворении уже никто не ждёт, судя по последней строчке. Ну, значит, заданию соответствует. Тема яблок объединяет стихи.
2-1. Шарлотка
Вот тут я с самого начала запуталась во временах, и так и не распуталась до конца. Вот, например: «вспомню (будущее время), как мы в поцелуях беспомощно тонем (настоящее время) – всё было (прошедшее время) так нежно...» Много вообще непонятного для меня по содержанию. Почему ЛГ ждала, что небо рухнет? Почему будет молчать безучастно и строго? Почему пластырь на ране противопоставлен яблочному духу? Центральная идея обрисовалась, но частности от меня ускользают. Ритм хорошо выдержан, и финальная строчка понравилась, звучит. Техника: 8 Эмоциональное воздействие: 7
2-2. Ты обещал
Живое стихотворение, целостное по образам, с лирично-песенными анафорами — всё понравилось. Но смутило непонятно откуда взявшееся «нас» в финальной строке, о которое я больно споткнулась (( Кто эти «мы», если сын только гипотетически предполагался? Техника: 10 Эмоциональное воздействие: 8
Р.А.:
А.2-1: СЗ — да Техника — 10 ЭВ — 8 Меня сперва сбило с толку безучастное и строгое молчание. Да, эта строка дает понять, что скитальца хоть и ждут, но с обидой. И это придает стиху вкусную горчинку. Однако, возможно, стоило бы именно эту строку чуть переработать? Не верю я в эту внезапную безучастность. Если бы стих писала я, там было бы что-то вроде “А мне бы, конечно, молчать безучастно и строго…” Иными словами, “надо бы, но смогу ли?”
А.2-2: СЗ — да Техника — 4 Яблоки “бились вразброд”? Впервые вижу такое выражение. “[Яблоки]... зарастали люцерной да злым репьем” — яблоки не могут чем-то зарастать. “Темнел рассвет” — рассвет может померкнуть, но потемнеть? “Сад задыхался”, сад “светлел лицом”... В общем, немало неудачных оборотов. ЭВ — 3
Пара 3:
Эризн:
Дуэт в целом. Вот этой паре большое жюрейское спасибо, что не приходится ломать голову над соответствием теме: всё понятно, видно, ясно, авторы ответственно подошли к выполнению задания. Стихи выражают противоположные точки зрения на одиночество (даже названия отражают эти противоположности) — и вместе с тем оба написаны в одном стиле (стилизация под народную песню) и одном размере, так что очень гармонично смотрятся в паре. Очень красивая синхронность в танце, молодцы.
3-1. Схорони в себе
Хорошо выстроенное стихотворение, понравилась перекличка «для себя, в себе» из первой строфы и «от себя к себе» из финала. Не совсем поняла логику предложения, где «был бы суженый… с тобой — здравый смысл в любви не советчик». Подразумевается, что здравый смысл испортил отношения ЛГ? Кстати, «суженый» с одной «н» должно быть. Рифмы не везде гладко читаются — а такой стиль обязывает к точным рифмам, на мой взгляд. Техника: 8 Эмоциональное воздействие: 8
3-2. Выплесни
Отлично подхвачен стиль первого стихотворения, смежная рифмовка даже лучше смотрится в таком размере. Короткие предложения звучат как житейская мудрость старшего друга, очень подходят к содержанию. Смутило «половА», вроде как ударение на второй слог должно ставиться? Последняя строка видится лишней почему-то. Камень откуда-то внезапно возник... Техника: 8 Эмоциональное воздействие: 9
Р.А.:
Аноним 3-1 СЗ — да. Техника — 8 О кардинальной переделке речь не идет, просто нужна доработка, шлифовка. Местами из-за ритма съезжают ударения. Например, “мол, сама приблизИла горе”, “лишь в тебе та силА, что лечит”. Кроме этого, есть проблема со сложнопроизносимыми звукосочетаниями. Много спотыкательных “б”, особенно “б глаз”. Дальше — “смысл в любви”, “пышность сладких”. ЭВ — 7
Аноним 3-2 СЗ — да. Техника — 8 “ПолОва” — ударение на второй слог. “Тоску пряником жевать” — понятно, что вы хотели сказать, но звучит нехорошо. Жующий тоску пряник…
ЭВ — 5 Ну не знаю. Вроде стих задуман как утешающий и воодушевляющий, но получается что-то типа “Тебе грустно? Так не грусти!” И да, “На миру даже смерть красна” — это вообще не о поддержке со стороны окружающих и не то, что стоит говорить человеку, который именно внимания злых языков и боится. Еще и малахит этот в конце зачем-то.
В общем, первому советчику-спорщику в этом дуэте больше доверия.
Пара 4:
Эризн:
Дуэт в целом. И снова яблоки )) Время года располагает, наверно. Я не назвала бы содержание стихов прямо-таки противопоставленным друг другу. Мне кажется, они как-то об одном и том же. С другой стороны, первое пессимистично, а во втором какой-то горький оптимизм проклёвывается. Но вот которое из них соглашается с цитатой, а которое с ней спорит — большой вопрос… Страх и потери в обоих стихах, зарождение нового — вроде бы тоже.
4-1. Ева
Атмосферное стихотворение, хорошо передаёт настроение. Пожалуй, нравится целиком и полностью ) Техника: 10 Эмоциональное воздействие: 9
4-2. Синап
Каждая женщина немножечко Ева, да? ) Тоже понравилось стихотворение, в начале отсылка к первому стихотворению пары, потом — развитие и продолжение темы. Укороченная последняя строка в каждой строфе хорошо звучит. Спокойный и твёрдый взгляд сына немножко неожидан в финале, что автор хотел этим сказать? Техника: 10 Эмоциональное воздействие: 8
Р.А.:
А.4-1 СЗ — да. Техника — 9 “[память] выходит на свет,... она еще там, где меня уже нет, а я уже там, где она обвинитель” — но ведь вы (вернее, героиня) сама себе противоречите. Ну или тут так сложно завернуто, что я не разобралась. За исключением этого — очень красиво. ЭВ — 8 И плюс один.
А.4-2 Вас бы к паре номер два, с вашими яблоками:) Вы же третья сторона их спора. Героиня, которая дождалась своего скитальца.
СЗ — да Техника — 9 ЭВ — 8
Вопрос: зачем заедать пирог вообще (неужели такой противный?) и почему именно бутербродом? Очень странные гастрономические предпочтения. Второй вопрос: почему сын глядит на падающие яблоки именно спокойно и твердо? Выбор этих слов должен показывать волевой характер сына или что? Почему яблоки вообще падают и кто их уронил, я уже даже не спрашиваю. Мать их в сына бросала, видимо. Но не попала, поэтому он и спокоен. Или, может, в отца, за то, что пирог не оценил.
Пара 5:
Эризн:
Дуэт в целом. Пара серьёзно подошла к заданию, эпиграф включён не только содержанием, но и ритмом; противоположные точки зрения на сложность сжигания мостов… вижу )) Пару отличает лёгкий иронический оттенок обоих стихов. Стихи разные, но вот что-то общее цепляющее в них есть. И слог лёгкий у обоих, читается хорошо.
5-1. Забвение
Понравилось нагнетание настроения в первой строфе и неожиданное простое разрешение его во второй: градус пафоса мгновенно упал, интересное ощущение. «Сжигать мосты — это очень просто. Не возвращаться — куда сложней.» - очень понравилось. И финал отличный. Только я бы поправила на «Иван Не-помнящий-ни-хрена». Техника: 10 Эмоциональное воздействие: 10
5-2. Негасимое
Обыграть сжигание мостов в прямом смысле — это что-то ))))) Запомнилось с первого прочтения. Автор не везде изящно вписывается в заданный ритм (например, в «сжёг дом врага я» два сверхсхемных ударения в половине строчки). Но энергетика стихотворения в целом не даёт сильно спотыкаться на этих местах. В «не так-то» дефис потерялся. Финал тоже отличный. Техника: 9 Эмоциональное воздействие: 10 Дополнительно: +1
Р.А.:
А.5-1 СЗ — да Техника — 9 ЭВ — 6 “Сжигать мосты — это очень просто. Не возвращаться — куда сложней”. Примерно одинаково же, нет? Смысл один и тот же.
А.5-2 СЗ — да Техника — 4 Первая часть фонтанирует пафосом и эпитетами. Тут и тиски традиций, и червь сомнений, и край ущелий и вендетт, и если сдохнуть — то презренно, и гореть в геенне (она пишется с двумя “н”, кстати)... А потом вдруг взору моему явились “гештальт-мештальты” и… Я сломалась. Ну нельзя так! Видимо, эта работа — попытка написать юмористический стих про карикатурного горца? ЭВ — 6 Да, оценка за эмоции довольно-таки высокая. Было всё: от фейспалма до хохота. Спасибо.
Пара 6:
Эризн:
Дуэт в целом. Пара танцует в едином ритме и с контрастным настроением — замечательный дуэт. Первый автор превратил сентябрь из эпиграфа в ноябрь — ну, почему бы и нет? Стихотворения очень сильно перекликаются по тексту, первые строки похожи, финалы тоже. Танцоры хорошо чувствуют друг друга.
6-1. Три цвета
Очень понравилась образность — ненавязчивая, и в то же время яркая. Только так можно ярко описать тусклый день, правда ведь? Очень целостное стихотворение, картинка хорошо прорисована, нравится. Техника: 10 Эмоциональное воздействие: 10 Дополнительно: +2
6-2. Цвет настроения рыжий
Странное название, я не увидела рыжего нигде в стихотворении )) Вижу серое небо, вижу лимонный зонтик, вижу красные и жёлтые кленовые листья… Может, болонка и кот были рыжие? Настроение прямо очень моё ) Финал чуточку слабее остального текста, на мой взгляд. И рифма не совсем точная, и слова довольно общие, и «земле несносной» как-то неубедительно, и фонетически «грязь из луж для меня превратилась в звёзды» тяжеловато. Техника: 9 Эмоциональное воздействие: 10 Р.А:
А.6-1 СЗ — да Техника — 9 Стих читается легко, но потом спотыкаешься о сложносочлененное “сентябрем разукрашенных мыслей блестки”. ЭВ — 5 Красиво, технично. Но чего-то не хватило. Как по мне, слишком пейзажно-описательный стих получился, а такие бедны на эмоциональный отклик.
А.6-2 СЗ — да Техника — 7 “День, лишенный рая” звучит странно. А что за “режим сыр-бора”? Обычно так называют неразбериху или какую-то конфликтную ситуацию. Но в стихе ничего такого нет. Ну и превращение грязи в звезды мне сложно представить. ЭВ — 7
Пара 7:
Эризн:
Дуэт в целом. Светлое Тёмное и тёмное Светлое ) Такая вот диалектика. Не знаю, родилось ли второе стихотворение из первого, или же авторы изначально обговорили общую идею дуэта и писали в соответствии с ней — но вышел отличный диптих.
7-1. Тëмное
Контраст внешней картинки и внутреннего состояния ЛГ хорошо прописан. Сильный финал. Нравится. Техника: 10 Эмоциональное воздействие: 10
7-2. Светлое
Здесь, возможно, чуть меньше стройности в самом тексте — но прекрасный финал это компенсирует. Техника: 10 Эмоциональное воздействие: 10
Р.А.:
А.7-1 СЗ — да Техника — 10 ЭВ — 9 Вот чуть-чуточку не хватило до десятки. Перчинки. Чего-то острого, как тот осколок в кармане, где раньше лежали ключи.
А.7-2 СЗ — да Техника — 9 “Протягивает лапы, как мосты” — наоборот же. Это город, у него мосты, как лапы. ЭВ — 7
Эри, Русудан, спасибо! Вы были к нашей паре сказочно щедры первые два тура, но тут маленько не сложилось, ну и ладно) По поводу загадочности падения яблок согласна, я над этим думаю. По поводу сына - не, там все именно так, как должно быть))
Ну, задумка нашей "контры" была в том, что Светина ЛГ не может никак от трагичного прошлого отделаться, оно определяет и настоящее, и будущее. А моя пытается, и вроде как довольно успешно)
Нечему удивляться ). Мне, иной раз, при каком-то голосовании стих вот не заходит и всё тут. Совсем. А потом начинаю его читать, в другом ли настроении, или ещё по какой-то причине, и думаю: как он мог не понравиться? В обмороке я что ли была? Он же прекрасен ) Всё не просто субъективно,я считаю, а субъективно сиюмоментно )))
Эри, ты - солнце. Спасибище! Но на самом деле писалось тяжело в финал, слишком много вводных было - повторить ритм первого стихотворения, создать противоречие, попасть в эпиграф... крылья оборвали сразу..., поэтому что выросло, то выросло хотя в целом, мне понравилось.
И вот на тебе, разошлись наши пути... Простите, чёто веселюсь. Поверьте мне, падалица (в данном случае попадавшие яблоки), если не собирать, может зарасти чем угодно, и не спросит никого. А, а ещё - существуют оксюмороны, и всякие другие штуки, образы там, но это мелочи.
Вообще - Вам, правда, большое спасибо, а то я чёто слегка подрастроилась, что свою партнёршу сильно подвела (хоть она и в курсе была моих приоритетов во время финала) - но прочитала Ваш коммент и моё настроение стремительно улучшилось, сижу и веселюсь
И нет, Русудан, не мосты как лапы, а совсем наоборот, это же птица
По поводу загадочности падения яблок согласна, я над этим думаю. По поводу сына - не, там все именно так, как должно быть))
Эри, Ивана поправила, спасибо. А то я и так, и эдак его крутила
Удивило меня, что другие так засудили ваши с Наташей стихи. Я дак в восторге!
Всё не просто субъективно,я считаю, а субъективно сиюмоментно )))
И вот на тебе, разошлись наши пути...
Простите, чёто веселюсь.
Поверьте мне, падалица (в данном случае попадавшие яблоки), если не собирать, может зарасти чем угодно, и не спросит никого.
А, а ещё - существуют оксюмороны, и всякие другие штуки, образы там, но это мелочи.
Вообще - Вам, правда, большое спасибо, а то я чёто слегка подрастроилась, что свою партнёршу сильно подвела (хоть она и в курсе была моих приоритетов во время финала) - но прочитала Ваш коммент и моё настроение стремительно улучшилось, сижу и веселюсь