Бор_Г Шорт
3. Я минус Ты (+4) Симпатично. Узнаваемо. Сделано профессионально. Некоторые рифмы – весьма и весьма. Для более высокой оценки, может быть, не хватило чего-то экстраординарного. Или какой-то очень высокой ноты.
7. Нет музыки (+3) В принципе интересно написано. Переход с нот на буквы несколько озадачивает, но в целом дискурс вполне допустимый и понятный. Нет музыки, нет ритма, нет красок. Наличествуют исключительно нота бене (2 шт.) и подручные средства. Я бы немного подправил рифму «пейзаж-карандаш».
9. Февраль (+7) Просто шикарно. Вообще, «формат А4» – это обоюдоострое оружие. Малейший сбой ритма, малейшая неточность рифмовки или просто потеря темпа – и вся конструкция рассыпается. Здесь же – всё выше всяких похвал. Однозначно лучшее стихотворение на конкурсе.
10. Зима в Москве (+4) Буквально недавно посмотрел фильм «Москва, я люблю тебя!» Он состоит из 18 коротких киноновелл о Москве, смешных, романтических и трогательных историй, сделанных лучшими режиссёрами и актёрами. Мне кажется, что этот стих – как бы из этого ряда. Я бы всё же немного «минимализм» расширил, может быть каким-то незамысловатым дополнительным поворотом. Впрочем, автору виднее.
13. Не осуждай за ложь... (+4) Сильный стих. Может быть, опять же, его бы не помешало немного расширить. Впрочем, повторюсь, это субъективно. Рифма «залог – за ложь» может быть занесена как в актив, так и в пассив. Я больше склоняюсь к первому.
20. не оставь… (+5) Симпатично. Местами сильно. При этом весь стих – как на одном дыхании. Строенная рифма с омонимами «мели» через «гули-гули» – весьма интересна. Хотя и немного сбивает переход на тройную рифму. Понятно, что так задумано. Но это потом, когда подключается рассудок.
23. Забытый (+4) Картинка складывается. Она узнаваема. Она цепляет. Некая неконкретность и обобщённость только добавляет пронзительности. Немного смущает рифма «привычке-Всевышний», но это так, мелочи.
24. Ведомый (+6) Однако... Даже очень и очень. Шикарная задумка. Соответствующее исполнение, богатые рифмы. Совсем немного фонетика цепляет на шипящих, например, здесь «будто веришь, что можно вернуться» (я бы предложил что-то вроде «будто веришь охоте вернуться») – но это даже не мелочи, а просто субъективное мнение. А в целом совсем немного недотянул до высшего балла.
Антишорт
А вот с этим сложнее. Как-то не складывается у меня с этим – находить худших. И потому, что действительно общий уровень стихов достаточно высок. И просто потому, что чувствуешь себя как-то не в своей тарелке. Но раз надо, то с трудом вот что наскреблось:
4. Ввожу войска! (-3) Что здесь не так (на мой скромный взгляд). Мне кажется, что раз уж такая батально-любовная аналогия, то надо бы всё же как-то точнее и обоснованнее эту аналогию выразить. А то получаются как бы мухи отдельно, котлеты отдельно (сиречь военные и любовные мотивы). Опять же проблема с рифмами для «войска» в каждой четвёртой строчке. Если «скал» ещё можно принять, «скальп» – с оговорками, то «указ» и тем более «война» - как-то не очень.
И ещё раз только списком:
=========================
ЛОРА БАР Все нижесказанное не более, чем читательское мнение, взгляд со своей колокольни. Возможно, это строение кому-то покажется неказистым, приземленным или однобоким, в любом случае, цели «наехать», обидеть или поучать не ставилось.
1. Последний бенефис Понравилось финальное четверостишье, - в нем для меня сконцентрировано все. И в целом текст хороший. Но, казалось бы, судьба актрисы должна была тронуть, а созвучия не произошло. Не знаю, почему.
Интересно, что при рассказе о конкретном человеке (реальном?), стих прочитался, как обобщение, как рассказ о многих актрисах.
Да, в тексте есть пара описок - хорошо бы поправить.
2. Уходя-уходи. Красиво, нежно, тонко. Музыкально. При внешней простоте и легкости (тоже «работает» на смысл – отболело, ушло, принято) - пейзажная линия интересно закольцована с линией ЛГ посредством этих «уходя-уходи, уходи-уходя». Мне кажется, что умение рассказать о личном опосредованно, не в лоб,– не просто и не тривиально.
3. Я минус Ты Необычно, интересно. Такой, вывертыш. Как выяснилось, есть такое русское слово. Это некое приспособление для выворачивания плотно засевшего поврежденного болта. Почему-то это физическое действие «выворачивания» «поломанного», больного оказалось у меня связанным со смыслом сказанного. А кроме того, понравились игра слов, построенная на знаке «минус», логический ход отматывания событий, как пленки, назад и неточные рифмы.
4. Ввожу войска! Молодо, энергично, задорно.
Однако, я – за мирные инициативы )
Впрочем, автору виднее, какими способами добиваться своего, кого и что завоевывать )
Хорошо и, конечно, специально, обыграны любовь и кровь.
5. Реквием для бемоля Признаюсь, что мне не близка гражданская лирика, а такого плана – фактически, призыв к топору, – тем более. В целом, я за вино, даже невкусное, и хлеб, даже несвежий )
Что касается исполнения, средств выражения темы – тоже не сработало. Не отозвались слово «вжалилось», инверсия «мощный ракет бекар» и образ бекара, как реквиема для бемоля (бекар, как известно, отменяет как бемоль, так и диез).
6. Мне хочется сегодня на Урал Примечание, аналогичное предыдущему стиху.
И вопрос: это была оборотка? Если да – изначально неравноценно и по исполнению и по смыслу, а это всегда чревато.
Потом, «Скифы» Блока на деле призывали к миру.
7. Нет музыки Мне показалось, что слова "задаток" и "алфавит" (может буквы, слова?) выбиваются из общего фона стиха своей формальностью и даже сухостью, хотя и привносят элемент обычности и возвращения к реальности из сна, т.е. «работают» на нужный результат.
Понравились рифмы (нотного стана – непрестанно, листвою - …вою, …тапок-задаток).
8. Вселенная, я твой случайный гость Несколько раз принималась читать стих – почему-то "не пошел". То ли тема не моя, то ли фразы типа «о звезды исцарапана душа» мне говорят мало... Понравилось здесь: "И Вечность надевает чёрный фрак, Чтоб проводить желающих на выход."
9. Февраль Понравился февраль. Единственное, переход от "темного" (после ветоши) к "светлому" показался чуть резким. Только все было плохо и вдруг вывод – "можно искать красоту в повседневности", хотя и можно и нужно, конечно.
Стих записан в формате А4 и это показалось оправданным, тем более, что по сути своей, по смыслу он нечто, для чего непрерывность изложения естественна. Заметны паузы после переноса слов "затмение" (больше) и "воплощение", "потеряны", "бездомные" (меньше), но они сохраняются лишь при чтении относительно быстром. При чтении же медленном и вдумчивом, которого стих требует, чтобы быть понятым, отозвался, создал нужное настроение,- не мешает.
10. Зима в Москве Не поняла – почему баба яга вдруг стала бабушкой ) Последние 3 строки тоже не совсем понятны. Москва – столица какой теплоты? Душевной? ) И слово «внятно» означает все-таки хорошо слышный, отчетливо звучащий (словарь Ожегова) и с глаголом блестеть не очень совмещается. Может, имелось в виду «слышны»?
Понравилась игра слов с «метель метет\снега\менты».
Кленёт - описка (ошибка?)
11. Ты по Арбату шла... Извините, но мне показалось, что «от перемены слагаемых сумма не изменится».
К примеру, чем плохо:
Ты по Арбату шла ко мне поодиночке,
читая стих, чуть-чуть поэту потакая,
а он стоял в своей неглаженной сорочке,
и ночь московская короткая такая
явила сумерки, и в бронзе Окуджава
взял нас за руки, снисходительно спокоен.
Совсем другой я рассмотрел державу,
среди гитар и загоревших колоколен…
12. Розыгрыш. «Будь позитивен.
Тебе это нужно.
(?)» - это был вопрос (?)
Мне – нет )
Энергично и даже зажигательно. Не везде понятно.
13. Не осуждай за ложь... Стихотворение написано языком скупым, простым и понятным. И эта немногословность правильна, оправдана непростой темой. О ней писать вычурно – сразу видна фальшь.
Но мне показалось, что слова «правит бал» выбиваются из общего тона и звучат чуть высокопарно, что ли.
14. Здравствуй, март! Полагаю, что у таких стихов есть свой читатель. Мне они, однако, интересны не были. Так восторгаться я уже не умею. Ни такими обстоятельствами, ни такими словами, ни такими рифмами.
15. Весна в душе Оптимистично. С трудом представляю автора скачущим по лужам, но чье-то хорошее настроение это тоже много.
16. В белой пурги кисее, на пуантах Стих показался таким необычным по строению, что не удержалась и пошла смотреть его на странице автора в надежде на пояснения. Как я из них поняла, это – малайский пантум-берикат. Не владею материалом, поэтому не могу судить, насколько эта форма удалась автору.
Чисто на слух, мне эти повторы и упражнения не показались наполненными особым смыслом.
Неудобно было читать инверсию «В белой пурги кисее» и (фонетически) «только надтреснутых», а кроме того, не понятно, почему здесь употребили уточняющее слово «только» применительно к пуантам.
Последний катрен кажется логически не взаимосвязанным – не ясно, кто или где коротал, и неоднозначно, что было наполнено памятью время.
При этом, показались интересными образы – стертые до дыр сугробы и синеокий франт март.
17. Ноктюрн мотылька Я понимаю, какими событиями вызвано написание этих стихов. Уважаю боль автора и его желание высказать ее. Чувствую энергию стиха. Но сам стих настолько «не мой» по манере и способу написания, а тема такая сложная, что высказывать свою точку зрения на детали не вижу смысла.
18. Неоконченный роман Не поняла эту строку:
«Самостоятельно подруги продолжают
Героя чтить, отдельно жить - какая жалость.»
Почему чтят героя «самостоятельно» (должны были под нажимом?) и отчего бы «подругам» не жить отдельно?.. Рифмы «ладан-рано» и «похоронен- монологи» как-то совсем мало рифмы… А вот «продолжают – какая жалость»,«постели-тенью» и «игры-эфиграф» понравились.
19. НЛП - Неопознанный летающий поэт Прошу прощения, конечно, за неприличный вопрос, но из каких интимных мест можно выдернуть гусиное перо?.. Так, для общего развития и расширения кругозора )
Я полагаю, что мысль «Ходют тут всякие, воздух…» можно было на гордом челе НПЛ и не начёркивать…
20. не оставь… Не сразу было понято, что шершавая рогожа мира пришита к нежной коже. Прочлось – мир пришит к нежной коже рогожей – и зациклило ) И возможно я не права, но слова болтовнёю - собою - тобою – ерундою показались «растяжками» для соблюдения размера.
Однако, абстрагируясь от этих деталей, общий тон стиха мне понравился.
21. Мгновения Мне понравилось. В этом есть музыка. Необычная, но приятная уху. Есть место для разночтений и смысловых вариаций, для «подумать и поразмышлять».
22. Бравируя риском Начиная с «Безоблачно небо» стих стал почти оптимистичным, а начинался так сурово, резко и, казалось, закончится на той же ноте. И вдруг резко поменялся. А потому, впечатление двойственное, то ли тема первой части искусственно закрыта «мирным» текстом, то ли «мирный» текст и является главным в стихе.
23. Забытый Трудная тема. Трудные стихи. И очень настоящие.
Хотя написаны совсем простыми словами. Не давят на жалость, просто поведывают, констатируют факт. А от этого еще труднее читать и понимать, что люди так живут и, по большому счету, н и к о м у это не интересно.
24. Ведомый Просто – хорошо. Все на уровне – смысл, форма соответствующая содержанию, рифмы (бездорожье – хорош ли, все чаще – преходящи, … сами – Сусанин, от дома – ведомый, чужими – скажи мне), обращение это личное, персонально к тебе, финальная фраза «Я выбрал остаться ведомым», которая заставляет посмотреть на все написанное ранее иначе.
Шорт:
Антишорт:
=========================
МАРИНА СТАРЧЕВСКАЯ Я писала этот небольшой обзор и не смотрела на фамилии авторов, так что тапками в меня не швырять.:)
Только в конце, я открыла страничку конкурса и поинтересовалась, кто же получил больше всего баллов.
1. Последний бенефис Стихотворение напоминает городской романс.
Под гитару во дворе звучало бы неплохо.
2. Уходя-уходи. К сожалению, если по-googl-ить выражение "желтоглазая осень", найдётся масса песен и стихотворений употребляющих этот образ.
Да и "плачущий дождь" встречается так же часто.
3. Я минус Ты Несколько невнятно и непонятно, как можно "спать ... на меридианах".
После фразы "пока чужой, нетронутый и странный..." хочется спросить, кем, чем нетронутый?
Да, "на вкус и запах", как известно...
4. Ввожу войска! Смело, откровенно, искренне. В шорт.
5. Реквием для бемоля Произведение может быть "ля-бемоль", "фа-бемоль", но не "для бемоля".
"Стальной бекар", по видимому новый вид оружия.:)
Стихо немного напоминает сцену из "Весёлых ребят". Там тоже была драка на струнно-смычковых инструментах.
Антишорт, однако.
6. Мне хочется сегодня на Урал Дикая и необузданная энергия этого стихотворения, не даёт понять, кого, как и где нужно
"Рубить! Рубить! Размашисто. Сплеча".
"И мир спасти, что пламенем объят
Чумы нацистских оккупантов новых." - Имелось в виду "чумой".
А фраза "Я с кровью поднесу бокал ко рту"... запугивает читателя, а не зовёт его в бой против "новых нацистских оккупантов".
7. Нет музыки Хорошие стихи, чудные образы:
"...Ноты осыпались с нотного стана.
Взлетели воронами, сели на крыши домов."
Прекрасное окончание:
"Всё снова исчезло. Остался, как прежде, задаток:
Два чистых листа, алфавит и простой карандаш."
Однозначно, в шорт!
8. Вселенная, я твой случайный гость И эти стихи, на мой вкус, хороши. И концовка ударная:
"Вселенная. Большой хрустальный шар
В ладонях чернокнижника-безумца."
В шорт.
9. Февраль Городской апокалипсис. Хорошо передана безысходность и уныние и "солнце уставшее смотрит рассеянно".
"Пустые пакеты" встречаются дважды, в первом случае в хорошем образе: "ветер играет пакетом потерянным", а второй раз несколько навязчиво: "как пустые пакеты, потеряны мысли..."
10. Зима в Москве Поговорим за цены "на выпить" и на закусить.:)
Здесь бомж "кленёт метеосводку" а не клянёт. Почему "блестят мобилки внятно", внятно можно звучать и говорить.
Что-то не состоялось в этой зимней Москве.
11. Ты по Арбату шла... Как можно читать, "поэту потакая", мне не понятно, "друг другу, потакая" - другое дело.
Имеются сбои ударения:
"А загоревший в свОей бронзе Окуджава,
стоял с гитарой снисходительно спокоен"
Было желание написать стихи, но не было возможности. Жаль, что стихи с цитатой из Булата Шалвовича Окуджавы уходят в антишорт.
12. Розыгрыш. Основная мысль: "Будь позитивен", а надо ли?
Хороши образ - "чёрные корни зубастых оград"
Недостатки:
1. Кто такие "синие люди", от холода посинели, или я чего-то не поняла?
2. Непонятно почему фундамент из овса, это шутка?
"Мельницы гонят по трубам овёс,
В цех производства фундамента мира."
13. Не осуждай за ложь... Искренние стихи о любви. Немного смущает строчка "Тут правит бал война".
14. Здравствуй, март! Весна, ручьи, солнце... Кто же не хочет прихода весны.
15. Весна в душе И здесь весна, несмотря на крашеные волосы ЛГ "как ребенок, прыгает по лужам".
16. В белой пурги кисее, на пуантах... Март. Очень "грустным сугробам" срочно требуется мощная замораживающая установка!:)))
17. Ноктюрн мотылька О том, как "меня – давно заложили" очень длинно и путано.
"Кукловоды ведут мой народ
На заклание по лотереям" - почему по лотереям?
А понравилось мне:
"Кнут – у пряника в правой руке"
18. Неоконченный роман Об этом уже написано кратко и хорошо:
"Томясь тоской и самомнением,
не сетуй всуе, милый мой,
жизнь постижима лишь в сравнении
с болезнью, смертью и тюрьмой." Игорь Губерман
19. НЛП - Неопознанный летающий поэт Смешно. Отправила бы в шорт, но помешала "мысль на челе", тату что ли?:)
"Откуда-то из мест интимных, скрытых...
Начёркал мысль на гордое чело."
И конец не доработан:
"Жалею, подсказал ему напрасно -
Сберёг бы пару пёрышек злодей" может, сберёг бы несколько деревьев, от отправки на целлюлозно-бумажный комбинат?:)
20. не оставь… Хорошая оборотка. В шорт
21. Мгновения Восточная философия, некоторые хокку очень понравились.
В шорт.
22. Бравируя риском Интересные стихи, наполненные энергией полёта. Немного в стиле "фэнтэзи".
"Бывает, наверно, галлюциногенный гнев?"
23. Забытый Сильное стихотворение! Автору удалось достучаться и донести задуманное. В шорт.
24. Ведомый "Потери легки, а успехи, как сон, преходящи,
Но даже они не бывают на розовом блюдце." - здорово! В шорт.
Итак, шорт:
Единственное, что хочу добавить:
Вот меня всегда изумляет, когда критики говорят, что некоторые слова автор употребляет для втычки или для растяжки. Автор пишет легко и просто, о самом простом и милом сердцу - в данном стихотворении )) Что мудрить-то с важными рифмами? Тем более, когда он написан на одном дыхании
Марина, хочу поделиться своим отношением к строке, что вы выделили, про розовое блюдце )) Правда, вы две строки выделили, а я токо про одну скажу. Именно блюдце енто мне больше всего в стихе не нра каким-то оно мне неотсюдовым казалось, облегчало что ли стилистику... не знаю, как более внятно объяснить. Работа эта блицевская, почти не правленная. Но это блюдце я уж била-била, никак оно не убивалось ))) Значит, зря била? ))) ох, не знаю...
Я запнулась на его цвете.
Хотя и понятна ассоциация с "розовым", мне чуть мешает, что в голове крутится устойчивое выражение с тем же смыслом - подать на блюдце с голубой каемочкой (или золотом блюде)
Спасибо всем огромное! Это моя любимая часть конкурса. - работа над ошибками!
Лора, спасибо) мне оно в целом кажется не темным, а серым, монохромным... и финал, имхо, серый... а вообще да, хотелось оставить в финале какую-то надежду. по поводу разбивки - мне как раз казалось, что пауза после "затмения" может не читаться, если воспринимается на слух - хорошо, в таком формате же теряются обычно строчные перебросы, и иногда трудно понять, что с чем рифмуется...
Спасибо, Марина) да, городской апокалипсис... пустые пакеты - это образ из фильма "красота по-американски", там в финале у стены летает пустой пакет и звучит фраза "сколько в этом мире красоты"...))) повтор, в общем, намеренный... от безысходности в финале хотелось уйти, не знаю, насколько получилось.
стих действительно монохромный, но оттенков серого множество. Мне переход от темно-серого к светло-серому показался чуть резким )
А что сама картинка не цветная, мне как раз показалось интересным. К примеру, в черно-белых фотографиях объем, глубина чувствуются лучше, есть в них своя прелесть.
Пауза после "затмения" считывается явно и строчный переброс виден тоже - не поняла, почему это хорошо, но не суть )
Повторюсь - стих в этом формате выглядит оправданным, читается естественней, чем в столбик, и рифма нигде не теряется.
Естественно, не знала про аналогию с фильмом, но (позволю себе не согласиться с Мариной) специально выделенный, повторенный образ пустого пакета показался к месту и важным для смысла.