Когда война кружила в смертном танце, Когда октябрь под жухлым солнцем мёрз, На сборный пункт шагали новобранцы - Пешком, почти за восемьдесят вёрст. В дорогу мы надели что поплоше, - О роскоши и думать не моги! - Месили грязь и боты, и калоши, И только очень редко — сапоги. Колонна по мостам гремела гулко - Война привычна к пешим скоростям... Дойдем — дадут солдатскую обувку, А прежнюю мы выбросим к чертям! ...Мы полпути до части миновали, И рота, от усталости черна, Пообносилась... Как-то на привале Проверил нашу обувь старшина. И ужаснулся: "Батюшки-святые! Я приведу калек, а не солдат... Ведь вы же, братцы, почитай, босые, Дойдем — сгодитесь только в медсанбат!" И выругался скверно от досады, Поскольку затопила сердце злость... "... Постой, служивый, лаяться не надо! - С порога еле слышно раздалось, - Не злись, я помогу бойцам разутым»... - В землянку у сгоревшего села Хозяюшкой походного приюта Горбунья деревенская вошла. "Да ты бы, бабка, не болтала втуне! Куда тебе, убогой, нам помочь?" "Пропала обувь — надо сделать чуни, У вас на это впереди вся ночь. Я научу. Работы нету проще. Вот, я, калечка, век с нее живу... Там, за пригорком — липовая роща, А я с собою припасла дратву". И до утра, гудя разноязыко, - Мол, это не побасенки плести - Учились мы работать кочедыком, И лыко класть в строку - один к шести, И чуть смущаясь, драли на онучи Домашнее гражданское бельё... И старшина, ходивший туча тучей, Промолвил: "А врага-то мы побьём! Как звать тебя, родная?" - "Катериной"... Он бабке поклонился до земли: "В твоих лаптях дойдем мы до Берлина, Клянусь!.."
Да... Я под впечатлением от прочитанного. Прости, может, я и ошибаюсь, но это - какое-то новое веяние в твоем творчестве. Новое, но классное. Спасибо за это стихотворение. Написано замечательно, при прочтении будто присутствуешь в этой землянке, видишь эту старушку, плетешь лапти, идешь в строю вместе с солдатами. Браво! Забираю в избранные. Кстати, лапти я плести умею, доводилось это делать, и не раз...
Считай это мнением стороннего читателя: войны в твоем творчестве много, но вот именно такую войну я в твоих произведениях не встречала. Вроде бы написано просто, жизненно, без глубоких философских размышлений, но как цепляет. Я сделала очередное открытие тебя как автора. Кочедык до сих пор хранится у моих родителей, достался он нам от моей прабабушки, а бабушка научила плести меня лапти. Она, кстати, во время войны местных снабжала лаптями. Так что, спасибо за память.
Марина, вы часто бываете на сайте "Бессмертного полка". Посмотрите очерк о новобранце Коновалове. Дело в том. что история-то - с натуры. Только бабушку звали не Катериной, а Анной.
А я считаю, что не стоит предавать забвению то, что было в те годы. Хотя бы ради того, чтобы люди боялись повтора этого ужаса под названием "война". На БП загляну обязательно, спасибо. Кажется, что читала уже.
Для любителей спортивного корректирования: 1. Чуни - диалектизм. В северо-западных губерниях России так называли лапти. Может означать еще лапти из пеньки. 2. Втуне - напрасно. В словарях слово позиционируется как устаревшее или диалектное. Если старшина родом из Архангельской области - вполне возможно, что в его речи оно сохранилось. 3. "Один к шести" - самый простой метод плетения лаптей из 7 лык. 4. Кочедык - инструмент плетельщика лаптей. Похож на кривое шило. 5. Онучи - портянки, надеваемые под лапти. 6. Дратва - грубая сапожницкая нить. Кстати, при плетении лаптей для окромки используется либо дратва, либо шнур из лыка с "неприличным" названием говенник.
Neihardt, здравствуйте. Стихотволрение незаметно для читателя переносит его в описываемую эпоху. И реалистично, и душевно.
Авторские пояснения читать очень интересно. Лаптеплетение - это культура, к сожалению, забытая. Есть знакомый, который плетёт корзинки из лозы. Наверное, один на весь район остался. А лапти не умеет.
Очень хорошо написано!
Успехов Вам!
И на это тоже написали. Советую зайти в конкурс пародий и посмотреть.
вроде и нет особого душещипательного))
а вот - до мурашек...
Спасибо!
Я, к сожалению, полный профан в лаптеплетении, так что узнала новые для себя слова
Спасибо за коммент. Удачи.
Но в то же время люблю и загадочне стихи, полные сочных метафор и вкусных образов.иногда даже непонятно о чём.
Одно небольшое замечание: в слове "дрАтва" ударение - на первом слоге:
http://www.gramota.ru/slovari....E2%25E0
Однако, серьёзное Вы произведение на конкурс выбрали!
У меня таких (с обувью, по крайней мере) - нет... ((
Но кое-что нашёл. Сейчас опубликую... )
Кстати, лапти я плести умею, доводилось это делать, и не раз...
Умеешь - здорово. Я тоже. Значит, нам с тобой понятно, что такое кочедык...:)))
Кочедык до сих пор хранится у моих родителей, достался он нам от моей прабабушки, а бабушка научила плести меня лапти. Она, кстати, во время войны местных снабжала лаптями. Так что, спасибо за память.
На БП загляну обязательно, спасибо. Кажется, что читала уже.
1. Чуни - диалектизм. В северо-западных губерниях России так называли лапти. Может означать еще лапти из пеньки.
2. Втуне - напрасно. В словарях слово позиционируется как устаревшее или диалектное. Если старшина родом из Архангельской области - вполне возможно, что в его речи оно сохранилось.
3. "Один к шести" - самый простой метод плетения лаптей из 7 лык.
4. Кочедык - инструмент плетельщика лаптей. Похож на кривое шило.
5. Онучи - портянки, надеваемые под лапти.
6. Дратва - грубая сапожницкая нить. Кстати, при плетении лаптей для окромки используется либо дратва, либо шнур из лыка с "неприличным" названием говенник.
Стихотволрение незаметно для читателя переносит его в описываемую эпоху. И реалистично, и душевно.
Авторские пояснения читать очень интересно.
Лаптеплетение - это культура, к сожалению, забытая.
Есть знакомый, который плетёт корзинки из лозы. Наверное, один на весь район остался. А лапти не умеет.