Почти в каждой деревне на огромных просторах России-матушки есть свой дурачок. Как правило, это человек огромной физической силы и благодушно-доверчивого расположения духа, в силу наследственных или приобретённых болезней утративший умственную опору. Жил такой дурачок и в нашем посёлке. Звали его Вовка Гоголь (по фамилии Гоголев) В детстве он переболел менингитом, и проклятая болезнь наложила свой отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Вовка был высокого роста и могучего телосложения. Да и лицом бог его не обидел. Лишь при ближайшем рассмотрении физиогномическая бессмысленность разрушала природную красоту. Подростки пугали Гоголем мелкую детвору, сочиняя про него разные истории. Хотя некоторые из них имели под собой реальную почву. Детвора обходила Вовку за километр. Дело в том, что он имел повышенную сексуальную возбудимость, свойственную умственно отсталым индивидам. А местное население всячески забавлялось над этой его чертой, тем самым стимулируя болезненную гиперсексуальность. То карты ему с обнажённой натурой подсунут, то щелку в перегородке между женским и мужским отделением в бане покажут, то местную дурочку Файку к нему приведут… Естественно, что хорошим такие шутки не заканчиваются. Говорят, что его не раз заставали на скотном дворе за неблаговидными попытками удовлетворить своё естество. А однажды он так напугал своим появлением мальчишек, рыбачивших на берегу реки, что один из них прыгнул в холодную весеннюю воду и утонул… Работал Вовка на току. В советские времена всем людям находили применение. Он рубил дрова, таскал воду, грузил мешки с зерном. Зарплату, впрочем, как и сдачу в магазине, ему всегда выдавали мелочью, потому как своим внушительным объёмом лишь она внушала ему доверие. Обедал Вовка в совхозной столовой, куда съезжались все механизаторы. Вот тут и начиналась потеха. Вовка обладал недюжинным аппетитом, поэтому у него была своя огромная железная чашка, в которую под самую завязку сначала наливали первое, а потом накладывали второе. Он крошил в свою посудину куски хлеба, так называемые мочёнки, и, смачно чавкая, словно поросёнок из корыта, поглощал заработанный обед. Недоеденные остатки пищи с других столов шли ему вместо добавки. На третье (это святое) Володя любил компот. Однажды мужики намазали огромный ломоть хлеба солидолом: - На, Вовк, хлеб с повидлом! Он откусил и начал дико реветь: - У-у-у , бля, ду-ра-ки! Это не повидло!!! Мужики, поржав над бедолагой, решили отдохнуть. Трое из них расселись на крыльце столовой. Четвёртый прилёг в тени своего грузовика, прислонив голову к колесу. Вовка, нагнувшись, стал собирать поленья… Один мужик бросил в него камешек и попал прямо по выпяченному заду. Вовка возмутился: - Ду-ра-ки! Кто кидается!!! - Вон он, гад, за колесом прячется. Вовка схватил полено и сделал точный бросок в голову мирно дремлющего водителя. Поднялся шум, гам!.. В общем, отделался мужик сотрясением мозга.
Культурная жизнь посёлка держалась на мощных Володиных плечах. Во-первых, он испытывал тягу к коллекционированию различных предметов. Так его пиджак и даже плавки были облеплены всевозможными значками, которые он выпрашивал или выменивал у односельчан… А на шее и руках болтались толстенные цепочки весьма сомнительного вида. И тут люди всё время над ним подшучивали... - Вовка, приходи завтра ко мне домой, натаскаешь воды, я тебе цепочку подарю… Он ни свет ни заря стучал в дверь шутника: - Давай вёдра! Привозил хозяину флягу воды. А тот ему: - Иди, Вовка, цепочку забирай! Я бычка продал, теперь привязывать некого… На заборе висела огромная ржавая цепь. Володя разочарованно отвечал: - У-у-у, бля, такую мне не надо!!! Однажды Володе кто-то подарил гитару. Он ходил по посёлку и самозабвенно бренчал на расстроенном инструменте. По особой просьбе мог исполнить собственную лирическую импровизацию. Одну такую композицию я хорошо запомнил: Тамара!!!!! Синяя комната….. Тамара!!!!!! (дальше следовали многообразные нецензурные эпитеты, менявшиеся в зависимости от фонтанирующего настроения исполнителя) Обещала три разА, а дала ШЕСТЬ раз!!!!!!! Не выдержав неистового напора, струны на Вовкиной гитаре в скором времени полопались. Кто-то изобразил ему новые… из тюковой проволоки. Володя мгновенно сбил пальцы в кровь. И отказался от дальнейшей бардовской карьеры. Ни одна сельская дискотека не обходилась без Володи. В клуб он всегда приходил опрятно одетым. И к концу мероприятия оставался, пожалуй, единственным трезвым человеком, поскольку спиртного не употреблял. Его пускали в центр танцующего круга, и он, под общие ободряющие аплодисменты, исполнял что-то вроде моргуновского твиста. Позже его научили танцевать нижний брейк. Он упирался одной рукой в пол и, перебирая ногами по кругу, совершал полный оборот, представляя собой живую секундную стрелку. Потом вскакивал и продолжал отплясывать свой старый добрый твист. Дискотека заканчивалась затемно. Но молодёжь сразу не расходилась. Всех ждало ещё одно развлечение – своеобразное русское энсьерро . Кто-нибудь из толпы выкрикивал: - Шарапов, к стенке!!! Дело в том, что Володя просто зверел, когда его обзывали «Шараповым». Он хватал первый попавшийся под руки предмет и бросался, словно разъярённый бык, на убегающих врассыпную пацанов. Отовсюду слышались дурные голоса: - Шарапов!!! Шарапов!!!! Шарапов, к стенке!!! Гы-гы-гы!!! Володя был спринтером, поэтому быстро выдыхался. И если в течение десяти минут никому не успевал проломить голову – успокаивался и шёл домой.
С возрастом Володя остепенился. Потеряв интерес к суетной светской жизни, прекратил ходить на танцы. И постепенно его стали забывать. В последние годы занимался сбором стеклотары, хоть как-то помогая своей престарелой матери. Умер он, слава богу, раньше своей мамы. Ходили слухи, что кто-то ради шутки дал ему хлебнуть электролита. Он несколько дней помаялся животом и ушёл в мир иной. А вскоре и мама за ним подалась.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Рассказ до конца удерживал внимание. Рассказ ли это? Вряд ли. Скорее всего - байка. Почему? Если это байка то - понятно. Если - очерк или рассказ то мне мало услышать меркий факт социальной гибели, когда низкие грязные общежитские обделенные небом и Богом будни развратили прекрасное неразумное Божье создание. Конфликт вижу, а где мораль? Где работа над образом? Кому то как К.Петербуржской безумье дает все небо, а в данном случае НМВ ЭТО грязь осмысленной мирской мельницы. Некоторые пассажи как скотоложество вне анализа и морали в силу как миниум - беспомощны и беспринципности. Более того, Литератор никак ЭТО не обыгрывает. Я не желаю продолжать ибо кроме фактуры собсно самой байки боле ничего нет.
Мне тяжело говорить мое такое и - нечасто говорю кому то подобное но эта работа НМВ в данном ее виде не может быть байкой ибо народный юмор и простонародные выражения и все все и в Т. Ч. природная мудрость отсутствует. Текст литературно обработан. Это не байка, а что! Это фиаско. Сожалею т. Литератор. Скажете жжет Иван? Нет. В Симбирске был дурачок Андрюша. Бог не дав дурачку разума наделив предвиденьем и благодеятельностью. Смешон и жалок Андрюша в обносках, да всегда радостный гость хоть у купца хоть у работника и где не бывает всякому от него добро и никакого зла. А мальчишки привяжутся так он от них у добрых людей прячется. Мне думается так байкой можно рассказать о славном юродивом Андрее. Ныне его светлый облик и мощи святы. Рассказ о юродивом должен был быть бы более интеллектуален и литературен. Я пытался привести примеры, а что пытался сказать Автор? Извините.
За грамотность и обработку текста 3 по пятибальной шкале. За художественную ценность 1.
Спасибо за оценку, Георгий)Может вы и правы) Собственно говоря, я не претендую на более высокую оценку)Наверное лучше удалить эту ерунду... И не только эту
Мне нужен ваш рассказ, я буду ориентироваться на него и ещё на несколько похожих авторских реальных историй. И вообще, не уничтожайте свои труды в состоянии аффекта, разочарования, самобичевания. Можно просто скрыть)
Да! Вряд ли удаление работы это правильно и это говорю Вам я, Т. Е. Удаливший как то не мене 90 проц своих работ за которые иногда мне стыдно, как за своих детей но люди мои друзья и критики и Читатели в конце концов справедливо указали на несостоятел ность такого акта ибо в моих работах оставлены частицы их души любви и негодования. Добра Вам Вашим ЛГ!
На самом деле мне ближе точка зрения Оскара Уайлда: "Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля."Вообще я согласен с каждым словом предисловия к Портрету Дориана Грея. Я не даю моральных оценок героям своего рассказика. Каждый делает это для себя сам...
Мне очень импонирует, что заурядный человек с обыкновенной человеческой душой и не вполне здоровый - заслужил ваше авторское внимание, Саша. Действительно, люди, страдающие всевозможными умственными или физическими отклонениями - не редкость и в жизни приходится сталкиваться с презрительным, брезгливым, насмешливым обращением к ним от "полноценных" представителей социума. Этика нашего народа ещё далеко не достигла, даже не приблизилась - к высокому уровню понимания и терпимого, равного отношения не только к юродивым, блаженным людям, но и страдающим генетическими аномалиями, всевозможными недостатками. Горько это осознавать. В тон предыдущим рецензентам хочется добавить своё впечатление о знакомом с подобным характером и физическими данными. Жил одно время по соседству в моём доме - мужчина с диссоциативным расстройством идентичности, не шизофреник, но явное отклонение от нормы было заметно при первом же отдалённом общении. Следует отметить, он был всегда очень вежлив, услужлив, внимателен. Жил с матерью, как и герой вашего рассказа. Когда музыкальный технический прогресс активно сменил аудио- и видеокассеты на диски, у меня ещё оставалась огромная коллекция записей на вымирающих носителях. Одним прекрасным днём я собрала всё своё "богатство" (около 150-и аудиокассет) в большую коробку и отнесла к мусорному баку. Забыла. Прошло около полугода. Странная штука - память, иногда забываешь - какой день недели сегодня, а вот порядок песен с концерта Бритни Спирс, который я лично записывала с ящика - я помню)) Раз, прошла мимо окна - слышу, что-то знакомое играет, ну... мало ли, второй раз - записи с радио Европы+ - все мои любимые исполнители, третий раз... Оказывается, он в юности ди-джеем был, наш "дурачок", как-то увидел на свалке коробку с кассетами и принёс домой... Это его мама, т.Валя мне рассказала...
Спасибо, Лора за отзыв! Вообще, такие люди, как Володя, своего рода лакмус для общества. Я хорошо помню своё детское удивление, когда мой отец на равных разговаривал с Володей. И Володя вполне адекватно излагал свои мысли, жалуясь:"А чё все меня дразнят!" Отец успокаивал:"Ты, Володя, не обращай на них внимание" На моё детское сознание это произвело впечатление. Я привык, что почти все вокруг ржут над Володей и он бесится. А отец поговорил с ним по-человечески и получил вразумительную реакцию)Я потом не раз убеждался, что отец общается на равных хоть с простыми людьми, хоть с большими начальниками)
Какой мудрый человек - ваш отец. Мне давно нравится одна цитата Марк Твена - "Избегайте людей, которые пытаются подорвать вашу веру в себя. Такие люди, как правило, мелки и недостойны. По-настоящему высокие люди внушают доверие и вас - делают высокими." Всегда в моей голове эти мысли, когда вижу какую-либо несправедливость.
Всё так! Есть светлые личности рядом с которыми люди проявляют лучшие свои качества: доброту, порядочность,а есть тёмные, рядом с которыми те же люди, становятся лживыми и подлыми. И фик этих тёмных личностей избежишь))) У Киплинга есть замечательное стихотворение:
Есть светлые личности рядом с которыми люди проявляют лучшие свои качества: доброту, порядочность,а есть тёмные, рядом с которыми те же люди, становятся лживыми и подлыми.
Не совсем так) Фундаментальная основа воспитания поведения и общения (лексики, привычек, вкусов, манер и т.д.), по моему разумению, заложенная в детском, подростковом и юном возрасте - играет наиглавнейшую роль. Далее, в связи событий, стрессов, жития-бытия, человек может приобретать, как отрицательные, так и положительные качества, которые являются уже неким косметическим преображением его характера. Согласна, с волками жить - по-волчьи выть) Рядом с "тёмными" личностями приходится прибегать к их же методам и средствам обращения, во имя спасения, например, но это не значит, что люди, солгавшие, совершившие подлость (как меньшее из зол) - будут такими же впоследствии. И, наоборот, тоже самое) Те, кто рядом с "белыми" рискуют обрести неприятные человеческие качества - зависть, корысть, например... Всё это очень индивидуально, хотя тенденция чаще случается в сторону худших изменений, это так)
Спасибо, Саша, за "If" Киплинга (оригинальное название ст-я "Если", это в разных переводах - его меняют), он удивительный. Стих, действительно, знаковый, к тому же у него юбилей, он был написан ровно 100 лет назад, памяти Джона.
А вот этот, как раз о том, как становятся "тёмными")
Кто знает белого сердце? Поймет его племя? Все его сдержки и меры? В какое он время Смеется, прощает, казнит? Зачем он, ликуя, С войной к нам пришел? Его не люблю я.
Он плодит гнев хозяев - повсюду он входит Обут, не покрывшись. Кричит, речь заводит О детях и даже о женах - а это обидно! Похоже, Аллах его создал стократно бесстыдным.
Раз один пришел, плача. Знай, щедры мы в Пустыне: По следам крался Мститель - но я его принял. Не спросив, кого он прикончил, его напоил я, Кормил, словно брата. Но Иблиса укрыл я.
Он был обезьяний сын, от жары он дымился, Он болтал, тряс руками. Я страдал, но крепился. Что он чувствовал, думал - все видно снаружи. Я был кротким... Он мерзок, как жаба в луже!
Я крутил свою бороду, сидя пред ним в молчанье. Ничтожный молчать не мог, хоть Смерть за плечами. Я думал: "Это усталость". Но он, доброты не помня, Что-то чирикнув, как птица, засмеялся в лицо мне!
Почему я убил чужака? Он лишил меня чести. Я коня дал ему своего, я жил с ним вместе. Он ел рис и мясо козы. Но глупцу стыд неведом. Он, смеясь, уехал. Я неслышно шел следом С саблей в руке. Он был буен, будто нетрезвый. Он смеялся под звездами. За то я его зарезал!
И у нас был такой, только звали его Миша. Ребята его дразнили всегда. а у него было хобби, он футбол любил, и разговаривал, гуляя на улице про него часами, со всеми фамилиями игроков и т.д. И вот с ним останавливались ребята и заводили его, а он за ЦСКА болел, и стоило кому-то похвалить, к примеру, "Спартак", он просто из себя выходил. Пока жил с мамой имел довольно аккуратный вид, но потом мама умерла, и он как-то быстро опустился и вскоре тоже умер.
И у нас такой "Вова" есть во дворе, после эпидемии гриппа (в 72-ом, что ли) ему на голову осложнение дало. Ребёнком нормальным был, а потом всем заметно стало. Слава богу, мама его ещё жива, а так тоже, всяк было. Хороший рассказ, душевный.
Спасибо, Татьяна! Мама Володи, по словам односельчан, в молодости была первой красавицей на селе. А папа был слепым, но лучше всех играл на гармони и обладал огромной физической силой.
мало услышать меркий факт социальной гибели, когда низкие грязные общежитские обделенные небом и Богом будни развратили прекрасное неразумное Божье создание.
Конфликт вижу, а где мораль? Где работа над образом? Кому то как К.Петербуржской безумье дает все небо, а в данном случае НМВ ЭТО грязь осмысленной мирской
мельницы. Некоторые пассажи как скотоложество вне анализа и морали в силу как миниум - беспомощны и беспринципности.
Более того, Литератор никак ЭТО не обыгрывает. Я не желаю продолжать ибо кроме фактуры собсно самой байки боле ничего нет.
Мне тяжело говорить мое такое и - нечасто говорю кому то подобное но эта работа НМВ в данном ее виде не может быть байкой ибо народный юмор и
простонародные выражения и все все и в Т. Ч. природная мудрость отсутствует. Текст литературно обработан. Это не байка, а что! Это фиаско.
Сожалею т. Литератор. Скажете жжет Иван? Нет. В Симбирске был дурачок Андрюша. Бог не дав дурачку разума наделив предвиденьем и благодеятельностью.
Смешон и жалок Андрюша в обносках, да всегда радостный гость хоть у купца хоть у работника и где не бывает всякому от него добро и никакого зла.
А мальчишки привяжутся так он от них у добрых людей прячется. Мне думается так байкой можно рассказать о славном юродивом Андрее.
Ныне его светлый облик и мощи святы. Рассказ о юродивом должен был быть бы более интеллектуален и литературен.
Я пытался привести примеры, а что пытался сказать Автор? Извините.
За грамотность и обработку текста 3 по пятибальной шкале. За художественную ценность 1.
И вообще, не уничтожайте свои труды в состоянии аффекта, разочарования, самобичевания. Можно просто скрыть)
Но не кончается ли душа, там где начинается мораль. В твоем рассказе живая душа.
В тон предыдущим рецензентам хочется добавить своё впечатление о знакомом с подобным характером и физическими данными. Жил одно время по соседству в моём доме - мужчина с диссоциативным расстройством идентичности, не шизофреник, но явное отклонение от нормы было заметно при первом же отдалённом общении. Следует отметить, он был всегда очень вежлив, услужлив, внимателен. Жил с матерью, как и герой вашего рассказа. Когда музыкальный технический прогресс активно сменил аудио- и видеокассеты на диски, у меня ещё оставалась огромная коллекция записей на вымирающих носителях. Одним прекрасным днём я собрала всё своё "богатство" (около 150-и аудиокассет) в большую коробку и отнесла к мусорному баку. Забыла. Прошло около полугода. Странная штука - память, иногда забываешь - какой день недели сегодня, а вот порядок песен с концерта Бритни Спирс, который я лично записывала с ящика - я помню)) Раз, прошла мимо окна - слышу, что-то знакомое играет, ну... мало ли, второй раз - записи с радио Европы+ - все мои любимые исполнители, третий раз... Оказывается, он в юности ди-джеем был, наш "дурачок", как-то увидел на свалке коробку с кассетами и принёс домой... Это его мама, т.Валя мне рассказала...
Мне давно нравится одна цитата Марк Твена - "Избегайте людей, которые пытаются подорвать вашу веру в себя. Такие люди, как правило, мелки и недостойны. По-настоящему высокие люди внушают доверие и вас - делают высокими."
Всегда в моей голове эти мысли, когда вижу какую-либо несправедливость.
У Киплинга есть замечательное стихотворение:
Сыну
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор вселенной
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, - жди не уставая
Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив,
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловить глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ
Умей поставить в радостной надежде
На карту всё, что накопил с трудом
Всё проиграть и нищим стать как прежде
И никогда не пожалеть о том;
Умей принудить нервы, сердце, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже всё пусто, всё сгорело,
И только воля говорит “Иди!”
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег
Тогда весь мир ты примешь как владенье
Тогда, мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК!
Не совсем так) Фундаментальная основа воспитания поведения и общения (лексики, привычек, вкусов, манер и т.д.), по моему разумению, заложенная в детском, подростковом и юном возрасте - играет наиглавнейшую роль. Далее, в связи событий, стрессов, жития-бытия, человек может приобретать, как отрицательные, так и положительные качества, которые являются уже неким косметическим преображением его характера.
Согласна, с волками жить - по-волчьи выть) Рядом с "тёмными" личностями приходится прибегать к их же методам и средствам обращения, во имя спасения, например, но это не значит, что люди, солгавшие, совершившие подлость (как меньшее из зол) - будут такими же впоследствии. И, наоборот, тоже самое) Те, кто рядом с "белыми" рискуют обрести неприятные человеческие качества - зависть, корысть, например...
Всё это очень индивидуально, хотя тенденция чаще случается в сторону худших изменений, это так)
Спасибо, Саша, за "If" Киплинга (оригинальное название ст-я "Если", это в разных переводах - его меняют), он удивительный.
Стих, действительно, знаковый, к тому же у него юбилей, он был написан ровно 100 лет назад, памяти Джона.
А вот этот, как раз о том, как становятся "тёмными")
Кто знает белого сердце? Поймет его племя?
Все его сдержки и меры? В какое он время
Смеется, прощает, казнит? Зачем он, ликуя,
С войной к нам пришел? Его не люблю я.
Он плодит гнев хозяев - повсюду он входит
Обут, не покрывшись. Кричит, речь заводит
О детях и даже о женах - а это обидно!
Похоже, Аллах его создал стократно бесстыдным.
Раз один пришел, плача. Знай, щедры мы в Пустыне:
По следам крался Мститель - но я его принял.
Не спросив, кого он прикончил, его напоил я,
Кормил, словно брата. Но Иблиса укрыл я.
Он был обезьяний сын, от жары он дымился,
Он болтал, тряс руками. Я страдал, но крепился.
Что он чувствовал, думал - все видно снаружи.
Я был кротким... Он мерзок, как жаба в луже!
Я крутил свою бороду, сидя пред ним в молчанье.
Ничтожный молчать не мог, хоть Смерть за плечами.
Я думал: "Это усталость". Но он, доброты не помня,
Что-то чирикнув, как птица, засмеялся в лицо мне!
Почему я убил чужака? Он лишил меня чести.
Я коня дал ему своего, я жил с ним вместе.
Он ел рис и мясо козы. Но глупцу стыд неведом.
Он, смеясь, уехал. Я неслышно шел следом
С саблей в руке. Он был буен, будто нетрезвый.
Он смеялся под звездами. За то я его зарезал!
Редьярда Киплинга "Хадрамаути"
И у меня есть подобная склонность.
Доброго утра вам, Саша, и хорошего дня.
Как они потом с этим живут.
Пока жил с мамой имел довольно аккуратный вид, но потом мама умерла, и он как-то быстро опустился и вскоре тоже умер.
Хорошо написано.)
Слава богу, мама его ещё жива, а так тоже, всяк было.
Хороший рассказ, душевный.