Вместо фотографий в рамках на стене – белые листы. Лица тех, кого я люблю, исчезли.
А может, никого я и не любил. Может, я специально вешал на стену фотографии родственников, чтобы не забыть, как они выглядят. Мне было настолько все равно, что я каждый день забывал лицо жены, пока она была на работе. Лица наших детей – кажется, девочки и мальчика – пока они были в детском саду. Если бы жена привела вместо них каких-то других детей, я обнаружил бы это, только сверившись с фотографиями на стене – причем только по одежде, потому что лица у всех маленьких детей подозрительно одинаковые. Когда мне звонили по скайпу родители, я кидал взгляд на стену, прежде чем ответить. Все старики тоже очень похожи друг на друга. Вообще все люди похожи – поэтому нет особой разницы, чьи фото висят в рамках на твоей стене.
Тем, кто одинок, я всегда советовал вешать на стены фотографии незнакомых людей – чьих-то мам, пап, жен, детей. Можно найти в интернете понравившиеся и распечатать. У тебя будет семья – пусть даже их никто не спрашивал, хотят ли они быть твоей семьей. Знакомые, приходя в гости, будут чувствовать себя спокойнее и испытывать к тебе доверие: семейный человек, любящий муж и отец. Надежный, как дубовый гроб.
Серьезно, это намного лучше, чем прибивать к стене гвоздями кружевные трусики бывших подружек, давать им унизительные клички вроде «жирная Нэнси» или «захлебнувшаяся спермой мышь», метать в них кухонные ножи. Поверь, твои коллеги-чистоплюи этого не оценили бы.
Ты можешь развесить в рамках фотографии рок-звезд, легендарных спортсменов или топ-моделей. Тогда они станут твоей семьей, и вся твоя жизнь будет проходить под их оценивающими взглядами. Только готов ли ты к этому? Потянешь ли ты такую семью – ты, дрыщавый кусок дерьма с козлиной бородкой?
Но теперь все стерлось. Обнулилось.
Я снова вижу перед собой белый лист, карандаши и краски. Как тогда – на уроке рисования в шестом классе. «Нарисуйте вашу семью», - сказала учительница. Я просидел сорок минут и сдал ей пустой лист. Она повесила его в рамочку, в коридоре, среди лучших работ учеников. Чтобы я запомнил урок и никогда так больше не делал. Школьная выставка «Моя семья». Там было мое имя и фамилия. Все ходили мимо, смотрели, тыкали пальцами и смеялись. Я смотрел на белые листы в рамках и вдруг понял, что теперь за мной некому следить. Лица исчезли со стен. Никто не видит мое небритое похмельное лицо по утрам. Никто не смотрит, как я дрочу под одеялом, когда жена засыпает. Я могу отрывать крылья мухам, смотреть немецкое порно на полную громкость, я могу съесть годовой запас мороженого, ведь никто теперь не смотрит. Никого нет.
Но я все еще должен заполнить тот лист. Белые прямоугольники в деревянных рамках давят на меня так, будто моя черепушка вот-вот взорвется. У меня есть карандаши и краски. Но я не могу вспомнить ни одного лица.
Никто не смотрит, как я распахиваю окно на девятом этаже и встаю на подоконник. Серое полотно асфальта внизу похоже на чистый лист. Я мысленно вставляю его в деревянную рамку.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Школьный урок даром не прошел. Впечатал таки в мягкий мозг фобию. Ученик избавился от постоянно остронаправленных сверл-взглядов мертвых изображений. Странноватый субьект. Судя по всему, жена от него вовремя драпанула. Пришпиливать кружевные трусики к стенам, с метанием в них ножей, какое-то чисто дамское свойство характера. Не уверен, что это ЛГ поможет, но он может попробовать заполнить листы изображениями людей в стиле кубизма, но с нумерованными бильярдными шарами вместо голов.
Спасибо, что поделились наблюдениями, Святослав! Ну как бы герою уже вряд ли что поможет - если учесть концовку миниатюры... Но если представить, что он пока не дошел до таких крайних мер, то ваш вариант весьма интересен)
Прозопагнозия это называется - неузнавание лиц. Такой больной и в самом деле не способен отличить друг от друга ни детей, ни стариков, и ему, в принципе, все равно, чьи фотографии повесить на стену. Можно и чистые листы, какая разница. Ваш герой, кажется, из таких.
Сильно, Дина. Идею взяли и довели её до логического завершения. Психологизм и символизм рулят. Надеюсь только, что ситуация не личная, а выдуманная, потому что такие разочарования всегда тяжело даются. И один-два настоящих портрета всё-таки сохраняются. Я не считаю это свободой, взрослением. Это скорее переходный период от идеализма к принятию других такими как они есть с сохранением своей способности их любить и доверять.
Спасибо за отзыв, Лилу. Ситуация выдуманная, да. Но, как и у любого человека, наверное, были разочарования и потрясения, которые нашли отражения в тексте. Это неизбежный этап.
Лучше бы зима была, тогда действительно чистый лист, а то асфальт слишком для этого серый, не чистый. А вот неологизм "дрыщавый" не понял. И то, чем герой занимается под одеялом, можно было бы обозначить литературно приемлемым словом, значение от этого не изменилось бы ни на йоту, зато не царапало. Кстати, о чём бы ни говорил Маркес (а у него всякие сексуальные эпизоды есть), он ни разу не употребил для их описания ни одного скверного слова. Значит, они не нужны. Ей-богу, не нужны. А в остальном миниатюра - на высшем уровне.
Спасибо за отзыв, Артур. Интересно, что вы привели в пример Маркеса, а не тех писателей, которые подобные слова считают уместным употреблять в своих произведениях (Паланик, например). Я уже как-то писала вам, что меня подобные "скверные" слова не смущают в литературе. Тогда уж было бы логичнее сравнивать меня именно с теми писателями, кто их употребляет (и тех, и тех - множество), дабы доказать, что у них, допустим, это выглядит уместно, а у меня - нет (что я вполне допускаю, ибо учиться еще и учиться). В данном случае миниатюра - от первого лица, это мысленный монолог главного героя, который, как, я думаю, следует из текста, изысканностью речи и манер не отличается. Мог ли он подумать об этом другими словами?.. Задаю себе этот вопрос. Но нет, вряд ли. Именно так он об этом и будет думать. "Дрыщавый" - от слова "дрыщ", очень худой человек. Жаргонное слово. Насчет зимы и асфальта - вы абсолютно правы. Действительно, асфальт не похож на белый лист. Спасибо за подсказку, переделаю.
Много всякого понаписано, однако сквернословие было и остается признаком невоспитанности и бескультурия. Может ли литература стоять на этом уровне? Может ли художник просто фотографировать грязь? Или его дело - хвататься за последнюю соломинку - святость человеческой жизни и человеческого существа? Думаю, если этого нет, остается грязь, пессимизм и цинизм. Слишком много фотографов, и из их картинок читатель не видит выхода. Только темная реальность. Лично я и без таких писателей знаю, что в мире много плохого, не нужно мне в сотый раз говорить о том, что такое грязь. Вы, господа, покажите мне выход из тупика. Я ведь не слепой. А выход обычно скрыт за той же чернухой, обнаружить его нелегко, легче писать о том, что есть. Хроникёрстао это всё. А сквернословие возникло как инструмент унижения врага, оппонента, т.е. человека. Таким и остаётся. Кто бы что ни говорил. Грязью не очистить, не освятить. Есть еще и эстетическая сторона в этом. Вкус. Чувство меры. Чувство такта. Я уж не говорю о сострадании, об эмпатии. Может, я живу не в том мире, где бы меня поняли, но на чём стою, о том и пою. Однажды на ФБ я выложил статью на эту тему. Получила всего два лайка. И я убедился в том, что далеко мне до этого мира.
Да, я знаю вашу позицию по поводу этого, Артур. Очень уважаю вас, как писателя, но придерживаюсь другого мнения по данному вопросу. Я приемлю и контркультурную литературу, и более классическую. Есть любимые писатели и там, и там. Я прекрасно осознаю, что на этом сайте вряд ли такое поймут (вашу реакцию, по крайне мере, я предвидела). И поэтому вряд ли смогу получить здесь непредвзятую, объективную обратную связь по данной миниатюре. Поэтому я долго думала, выкладывать ее сюда или нет. Есть ли смысл? Думала даже сделать в ней цензуру специально для этого сайта (притом, что на свою личную страничку в соцсети выкладывала без цензуры, ибо лично меня в этом тексте если что-то и смущает, то точно не "скверные" слова). Но решила, что это лицемерно как-то. Так можно дойти до того, чтобы для каждого читателя отдельную версию делать - чтоб уж точно всем угодить, никого не обидеть и не покоробить. А так не бывает.
Ученик избавился от постоянно остронаправленных сверл-взглядов мертвых изображений.
Странноватый субьект. Судя по всему, жена от него вовремя драпанула.
Пришпиливать кружевные трусики к стенам, с метанием в них ножей, какое-то чисто дамское свойство характера.
Не уверен, что это ЛГ поможет, но он может попробовать заполнить листы изображениями людей в стиле кубизма, но с нумерованными бильярдными шарами вместо голов.
Рассказ меня встряхнул.
Надеюсь только, что ситуация не личная, а выдуманная, потому что такие разочарования всегда тяжело даются. И один-два настоящих портрета всё-таки сохраняются.
Я не считаю это свободой, взрослением. Это скорее переходный период от идеализма к принятию других такими как они есть с сохранением своей способности их любить и доверять.
И всё к месту.