Пятое колесо догорало. Умирать не хотелось ... Умирать никому не хочется. Но почему пятое, отчего догорало и зачем умирать?
Вам непонятно? Ладно, тогда по порядку. Начну, пожалуй, с того, что Вася Ивану сразу, как попутчик, понравился. И Иван к Васе тоже почувствовал тёплое душевное расположение. Это в долгой поездке не последнее дело, и дорога кажется короче, когда поговоришь о том, о сём, сам поделишься мыслями и внимательно выслушаешь собеседника. Сначала побеседуешь о деле, о погоде, о хоккее или футболе, а потом и по душам можно поговорить. Важно, чтобы человек попался хороший. Тем более, когда такая ответственная поездка - под самый Новый Год. Кстати, Иван не особо расстроился, когда начальник отдела снабжения за пять минут до конца рабочего дня пригласил в кабинет и, заискивающе глядя в глаза, вздохнул: – На тебя, Вань, одна надежда … Семёныч, как всегда, с радикулитом. Денис на сессии, остальные снабженцы – женщины. Кого пошлёшь? Получается: ты – самая подходящая кандидатура. Только что на оперативке у главного инженера всё по часам просчитали. Самое главное – привезти четыреста килограммов этого самого галлия. А быстро сделать сплав с двумя другими компонентами не проблема. Раз нас подвели поставщики, придётся гнать машину за полторы тысячи километров в Павлодар через степь. Если двое суток гнать туда, двое суток оттуда и день прикинуть на отдых, то должны успеть прокрутиться: проплавить, сдать в ОТК и отгрузить этим годом готовый товар. Заказчик серьёзный – космос! Он опять вздохнул, а Иван махнул рукой, словно отгоняя подступившие сомнения, поинтересовавшись: – Когда надо, Петрович? – К двадцать седьмому. Иван присвистнул. Ему почудилось: само время удивилось такому раскладу, обиженно застучав по круглому циферблату старинных часов в кабинете, а Леонид Петрович, словно оправдываясь, добавил: – К вечеру. И не дожидаясь встречных вопросов, уточнил: – Машину к дальнему рейсу уже готовят. «Иж-фургон». Водителя подобрали молодого, но опытного. На рассвете в путь. Документы готовы, в бухгалтерии и в транспортном цехе тебя уже ждут.
…Пятое колесо догорало, умирать не хотелось. Пятое потому, что запасное. Дело в том, что тряпки, пропитанные бензином, а за ними и четыре покрышки от «Ижа» давно сгорели, частицами вонючей сажи осаждаясь на лицах двух мужчин, однако поддержали огонь и продлили жизнь на некоторое время. Ведь холод беспощадно отбирал тепло, а ветер выдувал его в безбрежный степной океан, пронизывая тела насквозь подобно рентгеновским лучам. – Читал где-то, – перекрикивая свист метели, признался Иван, – замерзать - не страшно. Как будто уснёшь. – Как будто уснёшь … я тоже слышал про это, но может …– отозвался Василий. Он закашлялся от едкого дыма, оглядел тёмную степь, как будто надеялся увидеть спасительный огонёк автомашины, как чудо, и грустно выдохнул … … найдут? – Может, и найдут, – таким же эхом отозвался Иван, -– жаль, у этой машины только четыре колеса и одна запаска. Эх, Васька … Он заглянул в глаза попутчика, словно надеясь прочитать в них ответ на главный сейчас вопрос – жизни и смерти, и скорее подсознанием уловил: Василий думаёт о том же. Но в который раз не решается озвучить грызущую сердце думу: в трёхстах километрах от ближайшего посёлка в буран никто их искать не будет. – Эх, Васёк, – продолжил Иван, – всегда надо надеяться. Даже, когда надеяться не на что. Он похлопал Василия по закопчённой дублёнке, потопал одеревеневшими ногами и пошевелил монтировкой в горящем колесе, а тот улыбнулся и сказал: – Скоро и пятое … догорит. – Не скоро, – не столько себе, сколько попутчику соврал Иван. – Врешь, Ванька, – беззлобно рассмеялся Василий, – на две трети нет его уже. Прогорит! – Ну и прогорит, – махнул рукой Иван, – чего теперь! Давай лучше напоследок про самое хорошее в жизни вспомним! Самое яркое, да? Он задумался. – Про Веру? – спросил Вася. – Про Веру! – отозвался Иван. Вот мы тут одни в степи, и с каждым она. Красивая! – Очень! – подтвердил Вася, – ты прости меня. – Ладно! – вздохнул Иван, – и ты меня прости. – За что? – Ну … что врезал … не сдержался. Вон какой у тебя, Вась, фингал под глазом! Если бы я стерпел – не дал бы в морду – не перевернулись бы и не разбили машину. Подъезжали бы уже к Павлодару за галлием этим. – А правильно врезал! Как же тут стерпеть? Если бы я был женат, да узнал бы про свою жену такое, не знаю, что сделал бы. Хорошо мы … поговорили по душам. – Ты её … сильно любишь? – Сильно … – И я сильно. Как сказал Серёга Есенин … точно не помню, кажется так: «Только мне не страшно, и в моей судьбе/ непутёвым сердцем я прибит к тебе». Прибит я к ней сердцем, Васька! – Так ведь получается: и я прибит. Вместе, выходит, мы прибиты! Да так, что не оторвать. Мы в степи одни. Кому тут врать-то? Вышло: оказались в одной лодке муж и любовник. А может, не случайно так сложилось, а? Голос Василия предательски дрогнул. Он покосился на покорёженный остов машины. Потом уставился в уменьшившийся огонь от горящей покрышки, а Иван достал портмоне. Развернул, показал фотографию. – В прошлом году? – заключил Василий. – Точно! – подтвердил Иван, – знаешь, Вась, о чём подумал? Сам я во всём виноват. Такая женщина! Всё при ней! Хороша – не то слово! Чудо дивное! А я кто и что? Достоин ли всегда такой красавицы? Ведь любил, сильно любил, а не уберёг. Сколько раз она просила меня сводить куда-нибудь, сколько раз я отнекивался – то срочная работа, то хоккей по телевизору. Откладывал и в итоге получил такой результат! А, знаешь, как до свадьбы ухаживал? Какие цветы дарил? А потом … – Цветы она страшно любит, – перебил Василий, – а когда удивляется, у неё глаза ещё больше становятся. И не поймёшь, больше в них голубого цвета или серого. И бездонные такие! – Как у русалки. – Ну да! … Пятое колесо прогорело. Огонёк мигнул раз, другой и погас. Совсем. Стало темно. Умирать не хотелось. – Вот и все – совершенно спокойно и нисколько не мрачно заключил Иван. – Давай обнимемся что ли, – предложил Василий, – так теплее и громко кричать не надо, вон как буран разошёлся-то. Ты расскажи что-нибудь, не молчи. Обнялись. -– Помню еще до свадьбы … как-то разговорились с Веруней про Москву… – на ухо стал рассказывать Василию Иван, – меня часто в командировки туда посылали. Я ей про Кремль, про зоопарк, а Вера, оказывается, ни в Москве, ни в Питере вовсе не была, и на метро ни разу не каталась. Вроде бы, какая невидаль, а ей хочется. Робко так спрашивает: может, в свадебное путешествие поедем в столицу? Сходим в театр, в Третьяковку. И на метро ты меня прокатишь. А я ей: Вера! Свадьба через месяц, ждать долго! Будет тебе и Третьяковка, и Русский музей, и то, что осталось от ВДНХ. Но хочешь, через три часа на метро будешь кататься? – А она? – Удивилась. Как это, говорит? – А ты? На самолёте – в Москву? – Зачем? На машине – и в Екатеринбург, там давно метро. – Здорово! А она не знала? – Представь, нет! Только, когда из Горнозаводска свернул на Верхний Уфалей и полетел на север, конечно, сообразила. – Двести пятьдесят километров! – Да ерунда, Вась, для бешеной собаки и триста километров – не крюк. Зато как она радовалась! Смеялась, как ребёнок. Мы катались на метро до закрытия. Ночью поехали назад. Я ехал, как хмельной. Любовь ведь то же вино. Представляешь, тормозит меня на выезде гаишник. Лейтенант такой-то, предъявите документы. А сам принюхивается. Иван встряхнул притихнувшего Василия: – Васька! Ты слышишь? Нет? Уснул? А я всё равно расскажу тебе до конца эту историю. Не употребляли ли, интересуется гаишник, спиртные напитки? Василий стал оседать на снег, и Иван перехватил его чуть ниже, приподнял, взглянул на сомкнутые веки попутчика, зашептал: – Не употреблял, говорю, лейтенант, ни грамма, а пьяный. Вы посмотрите на девушку в машине! Это она во всём виновата! Потому что нельзя быть красивой такой! Улыбнулся он, козырнул. Счастливого, мол, вам пути! А была пора сенокоса. Едем по полям, такой дух стоит, что через приоткрытое окошко волшебные ароматы с ног валят. На дороге никого! Остановил я машину возле ближайшего стога и на руках отнёс к нему Веру… такое чудо там произошло – словами не передать! Что-то меня тоже в сон клонит. Давай вместе, Вась, уснём … Иван повалился набок, увлекая в снег отяжелевшего попутчика, но продолжал говорить: – Мне кажется, буран успокоился. Кажется, не заснеженная это степь, а то самое свежескошенное поле с лютиками, вьюнками и ромашками, по которому мы всю ночь до утра бегали. От стога до стога, хохотали, как сумасшедшие. Как сумасшедшие … Иван облизал потрескавшиеся губы, бережно положил остывшего уже Василия на снег, испачканный хлопьями чёрной сажи, лёг рядом и промолвил: – Сколько раз, Вера, я засыпал и просыпался с твоим именем! Может, не случайно мне сейчас кажется: ты меня слышишь? Буран подхватил последнюю фразу замерзающего Ивана, закрутил-завертел, унёс в темноту, а там подумал над ней, удивился и закинул через пелену к звёздам. Пусть кто-нибудь услышит!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Душевно. Легко читается, вроде даже вместе с ЛГ замерзать начинаешь. Пошто Вы, Александр, ЛГ загубили... Немного техчасть не сходится. Зверь ИЖ-фургон мне не ведом, но полагаю, что 90 км/ в ч. тянет, 1500км - сутки езды, а не двое. Объём бензобака 60? Значит канистры были с собой, а если нет, значит АСЗ всё же были и степь не совсем и голая. И почему в снег не окопались? Немного разозлили они меня, Ваши ЛГ, не борцы.
Татьяна, не люблю ставить подпорки тексту, но если такие детали принципиальны для Вас, объясню с практическим знанием дела. Основание: сам этот путь лично в качестве пассажира проделал, когда на цинковом до получения второго диплома журналиста работал. Ехали мы за галлием в Павлодар из Челябинска двое суток. Шоферу спать надо, однако. 22 часа получается только чистого времени, но водитель не робот. ТРАССА ТЯЖЕЛЕЙШАЯ ЗИМОЙ. Останавливались и ночевали в мини-мотеле. Затратили (не теряя лишнего времени) двое суток. Средняя крейсерская скорость по местами заметенной дороге 70 км, а с учетом остановок, и того меньше. Убежище из снега? Вы в буран пробовали построить что-нибудь из такого материала? Это не снежный городок в городе соорудить, где все условия, и вода есть и нет бурана. При сильном морозе и ураганном ветре это невозможно, следовательно, снег не защита. Насчет бензина я Вас вообще не понял. Вы предлагаете его использовать в качестве топлива? Каким образом? Бензин - вещество чрезвычайно взрывоопасное.
Не, не принципиальны. Наверное, мне, как человеку не ведающему, что такое буран в степи, не хватило хотя бы пару слов от автора о том - что это? И ещё я подумала - раз едут вдвоём, раз друг друга меняют. Почему я избегаю конкретики в своих текстах - цифер и пр. - описаний не люблю, а у читателя мозг включается - математика, география, история вместо чуйств. А Ваш рассказ именно душевный. За что огромная читательская благодарность))
Вынужденно остановились они ввиду поломки. Расход бензина зимой у "Ижа" по трассе около 10 л/100км, а бензобак, кажется, 50 л. То есть хватает на 500 км.
Спасибо, Ирина. Я сам для себя даже не определился. Мне кажется - надо поступать и делать так, как душа велит в данный момент. Иногда стихи не пишутся, а проза, наоборот. У меня всегда несколько сюжетов в голове прокручивается, и часто я их не привязываю к конкретному архетипу, а пытаюсь сделать совершенно непредсказуемой концовку. Иногда получается.
Спасибо большое за высокую оценку. Есть у меня несколько рассказов, про которых критик в одном журнале сказал "проза экстремальных состояний". В них человек проявляет всё, что в нём есть. Жизнь настолько драматична, что порой и выдумывать писателю ничего не надо - если даже многие стихи - случаи, произошедшие на самом деле - и брошенная и ожидающая умершую хозяйку собака, и убийство матерью сына ("Спи, сынок) и случай людоедства, точнее, убийства от желания освободить от мук ("Где-то по дороге в Шереметьево"). Не видеть это невозможно, а тут еще моя журналистская натура дает о себе знать.
Я особенно Вам благодарна за финал. Вот не надо было тут хэппи-энда, не надо было.. Вы верно все написали. И ситуация не шаблонна и смерть тут - верный сюжетный ход. Жестокий, но честный. За все надо платить...за все. А женщина, любимая двумя очень сильными мужчинами - платит всегда самую высокую цену. Закон жизни... А если и сама запуталась и сумела полюбить двоих одновременно- это всегда трагедия. И пусть Верка осталась где-то на заднем плане, но она кроме бурана - тут тоже главная героиня.Тут четыре главных героя - мужики, буран и Верка. Знаете, я прозу не так и часто хвалю. А тут и придраться не к чему, да и поразила она меня. Еще раз спасибо.
Пошто Вы, Александр, ЛГ загубили...
Немного техчасть не сходится. Зверь ИЖ-фургон мне не ведом, но полагаю, что 90 км/ в ч. тянет, 1500км - сутки езды, а не двое. Объём бензобака 60? Значит канистры были с собой, а если нет, значит АСЗ всё же были и степь не совсем и голая. И почему в снег не окопались?
Немного разозлили они меня, Ваши ЛГ, не борцы.
Татьяна, не люблю ставить подпорки тексту, но если такие детали принципиальны для Вас, объясню с практическим знанием дела. Основание: сам этот путь лично в качестве пассажира проделал, когда на цинковом до получения второго диплома журналиста работал. Ехали мы за галлием в Павлодар из Челябинска двое суток. Шоферу спать надо, однако. 22 часа получается только чистого времени, но водитель не робот. ТРАССА ТЯЖЕЛЕЙШАЯ ЗИМОЙ. Останавливались и ночевали в мини-мотеле. Затратили (не теряя лишнего времени) двое суток. Средняя крейсерская скорость по местами заметенной дороге 70 км, а с учетом остановок, и того меньше.
Убежище из снега? Вы в буран пробовали построить что-нибудь из такого материала? Это не снежный городок в городе соорудить, где все условия, и вода есть и нет бурана. При сильном морозе и ураганном ветре это невозможно, следовательно, снег не защита.
Насчет бензина я Вас вообще не понял. Вы предлагаете его использовать в качестве топлива? Каким образом? Бензин - вещество чрезвычайно взрывоопасное.
С уважением
Почему я избегаю конкретики в своих текстах - цифер и пр. - описаний не люблю, а у читателя мозг включается - математика, география, история вместо чуйств.
А Ваш рассказ именно душевный. За что огромная читательская благодарность))
Спасибо огромное.
Надо же.
Это классика.