Лето осталось позади и дыхание осени ощущалось задолго до того, как упал первый лист. Шёл дождь, но в воздухе ещё тёплом и лёгком, поднимаясь с мокрой земли, рождалось что-то светлое. Наблюдая за улетающей мокрой листвой, Марта чувствовала, как осень становится состоянием её души.
Она медленно листала семейный альбом. Когда-то её мать любовно собрала фотографии и расположила их по датам. Теперь всю историю и хронологию семьи можно было читать, как книгу с картинками.
Ей тридцать пять… Она красивая, здоровая, сильная, цветущая веточка своего рода. Но дальше ничего… Марта потянулась за чашкой чая и увидела, что из альбома вывалилась фотография.
– Что это? – мысленно воскликнула молодая женщина. На фотографии Марта была с Рубеном. Они стояли по обе стороны крепкого высокого дуба, обнимая его руками.
Она вспомнила день, когда выбросила эту фотографию в окно. А мама нашла и сохранила её. Марте тогда казалось, что мир рухнул и она никогда не переживёт этого горя. Она вспомнила лицо Рубена – в тот миг оно казалось высеченным из камня. Парень говорил медленно и напряжённо, словно не свои слова, с усилием подбирал их.
– Пойми меня, Марта! Только тебя я люблю и всегда любить буду! Но мой отец и моя семья не разрешают мне жениться на девушке другой национальности. Конечно, сейчас другое время и не все придерживаются старых традиций, но мой отец и дед верны им. Я не могу не подчиниться их воле. Не заставляй меня выбирать между дорогими мне людьми!
Эти слова Рубен сказал ей на берегу моря. Накатывающиеся волны разбивались о камни, пенясь и поднимая фонтаны брызг. Море создавало невидимую поддержку его словам, проявляя свою мощь. Ветер трепал русые волосы Марты, в шуме моря растворялись слова любимого человека, но она слышала, словно душой. Вскоре они расстались. Тогда ей было двадцать лет. Марта долго не могла забыть Рубена. Она с осторожностью знакомилась с мужчинами, сравнивая их со своим бывшим возлюбленным.
Марта ещё полистала альбом. Она часто смотрела фотографии и помнила их все, но эта спряталась за обложку и показалась только теперь. А вот и детская фотография её двоюродного брата. С самолётиком. Как и мечтал, он стал лётчиком.
У неё тоже была мечта. Марта страстно хотела ребёнка. С годами это желание становилось всё сильнее. Молодая женщина ходила по детским магазинам, любовалась одеждой для малышей, с удовольствием покупала игрушки для детей своих подруг. Однажды она увидела на витрине большую игрушечную лодочку с парусами. Марта долго смотрела на лодочку, и игрушка ей стала представляться в виде детской коляски, на колёсиках, она везла её по полю, ветер надувал паруса и играл флажками.
– Неужели уже поздно? Тридцать пять лет… В этом возрасте у женщин часто рождается второй ребёнок.
Она посмотрела на свою детскую фотографию – растрепанные волосы, сползшие колготки, кукла в руках и задорное смеющееся личико.
– Может быть будет дочка, похожая на меня. Или на отца?
***
В начале сентября солнце ещё ярко светило, но смягчилось, пожелтело и грело уже не по-летнему. Небо словно опустилось, и ветер по-другому колыхал деревья. Марта медленно шла по улице, подставляя себя лёгкому падению листьев, делающих разноцветным её жёлтый шарф.
– Марта! Привет! Что ты задумалась? А я иду, смотрю женщина красивая, молодая, да это же моя подруженька! Слушай, давно не виделись, пойдём в кафешку, посидим, поболтаем!
– Ах, Юленька! Я так рада! Конечно, давай, поговорим, давно не виделись.
Среди столиков вдоль улицы нашлось свободное уютное местечко.
– Марточка! Я с такой неохотой провожаю лето! А здесь смотри – в вазе полевые цветы! Помнишь, мы с тобой были на празднике Ивана-Купала? Я чуть ли не насильно тебя вытащила тогда на ту чудную поляну, как бандероль доставила на праздник! Сколько там было юных девушек и молодых парней в славянских костюмах! Древние обряды – огонь, травы, вода! Многие девушки в этот праздник надеются найти своё счастье! Ночь накануне Ивана Купала особенная! А ты куда-то пропала, я тебя так и не дождалась.
– Я тоже с удовольствием вспоминаю тот день! Тем более сейчас, когда лето уходит! – ответила Марта, оживляясь. – Но ведь осень тоже прекрасна! Такая в этом году хорошая, светлая, тёплая, солнечная!
– По древнему поверью, тот, кто примет участие в праздновании дня Ивана Купала, обязательно найдёт своё счастье и любовь! – с уверенностью добавила Юля.
– Как твоя семья? – перевела разговор Марта.
– Рутина! Муж! Рядом с кроватью всегда его ношеные носки. Мыло будто кто-то ест по ночам. Как выглядит пульт от телевизора, я уже забыла. Ночью я не могу уснуть из-за его храпа. При входе в квартиру спотыкаюсь об его туфли – в нашем коридоре помещаются четыре пары его ботинок и всё, моим места нет. На столе постоянно отвёртки, плоскогубцы, молотки, хотя он ничего не делает в доме. Мне стало негде уединиться! – залпом выпалила Юля.
– Да, да… Как всё грустно! Но я вижу на твоём пальчике новое колечко! Тебе есть кого ждать каждый вечер, есть с кем сходить в кино, по магазинам! Ты теперь знаешь, что такое футбол! А разговоры о политике не кажутся тебе больше разговором двух иностранцев! – глядя на счастливые глаза подруги, сказала Марта.
– Да, конечно… Мне больше не нужно самой себе покупать цветы и делать вид, что они от тайного поклонника. Я не обнимаюсь больше с плюшевым мишкой, когда у меня прилив нежности! А самое главное – больше не нужно его искать! Так, давай допивать кофе, и я помчалась домой. Надо ужин готовить! – заторопилась Юля.
Серое такси подъехало к многоэтажному дому. Марта, минуя лифт, поднялась по лестнице и зашла в свою квартиру. В комнатах был уют, порядок, тишина – она жила одна. Молодая женщина устроилась в мягком кресле и задумалась – Юля разворошила память о недавних событиях.
Подруга уговорила Марту поехать на праздник дня Ивана Купала. Июль выдался жарким. На большой поляне собралось много людей – участники и зрители. Играла музыка. На закате у реки горел большой костёр. Девушки водили хороводы, пели песни, плясали, играли в игры. Одна из них в белой одежде подошла к Марте и надела на неё венок из полевых цветов.
У берега девушки опускали веночки в реку, зачерпывали воду и умывали лицо, веря, что этот ритуал сделает их кожу белой, щеки румяными, а глаза блестящими. Согласно обряду, они убегали от парней и, прикрепив к своим веночкам зажжённые свечи, опускали их в воду – плыть по реке. Каждая девушка внимательно следила за своим венком. Если он отплывал далеко, то его хозяйка непременно должна была выйти в этом году замуж. Если же крутился на месте – замужество придётся отложить до следующего года. Парни не оставляли без внимания это действо. Они старались выловить из реки венок своей избранницы и потребовать у неё взамен поцелуй.
Громко играла музыка, и Юля, схватив за руку Марту, увлекла её в самый центр событий:
– Очищающий огонь! На Купалу огонь приобретает целительную силу!
Увидев Марту, к ней подбежал молодой парень в белой рубахе – он был высокого роста, хорошо сложен. Густые светлые волосы спадали до плеч, в голубых глазах сверкали искорки, словно залетевшие от костра. Это был Иван. Они познакомились несколько дней назад. Во время дождя парень подвёз Марту к дому, а на следующий день уже ждал её с большим букетом гербер. Потом он исчез, и Марта подумала, что это была шутка.
Пылающее пламя в ночной синеве освещало возбуждённые лица. Взявшись за руки, Марта и Иван закружились в стремительном хороводе. Ночь, освещённая высоким пламенем костра, белые одежды девушек и парней, близость реки – это единение людей и стихий природы, погружало участников праздника в то древнее время, когда зародился волшебный обычай, праздник Ярилы, древнего огненного Бога славян.
– Прыгайте через костёр! – кричала девушка, подарившая Марте венок. – Возьмитесь за руки! Не разнимайте руки над огнём! – и, смеясь, убежала.
Марта в длинном голубом сарафане с венком из ярких цветов казалась лесной феей. Громкая музыка, всеобщее веселье, состояние возбуждения от близости огня, сделало её смелой и решительной, и она была готова участвовать в красивом обряде. Крепко держа её за руку, Иван подбежал к костру, увлекая девушку за собой.
– Смелее, вперёд!
Они разогнались и прыгнули через огонь. Хотя Марта и придерживала подол сарафана одной рукой, он мгновенно загорелся. Иван схватил девушку на руки и понёс к воде. Прохладная река встретила их изобилием водяных лилий. Разгорячённые пламенем костра, они поплыли, держась за руки. Но Марта вырвалась вперёд и оказалась далеко от берега. Иван, смеясь, стал её догонять. На берегу играла обрядовая музыка, и Иван почувствовал себя не в этом времени, а в том далёком, когда люди поклонялись могущественным богу стихии огня.
– Сегодня в реке плавают русалки! Они могут заколдовать меня! Может быть, ты тоже русалка? – громко кричал Иван, проникаясь образами праздника.
– Остерегайся! – отвечала Марта, появляясь над водой. – На Купалу ведьмы и русалки становятся особенно опасными, поэтому спать в эту ночь нельзя!
– Но их не боятся водяные! – Иван напялил на голову парик из водорослей.
– А я хочу быть заколдованным! – продолжал Иван весёлую игру. – Сегодня ночью гуляет и пакостит вся нечистая сила: ведьмы и русалки! Но меня волнует только одна из них – самая красивая! И я её догоню!
– Сегодня русалки выходят из всех водоёмов и собираются на свои шабаши! А травы, вода и огонь приобретают магические и целительные свойства – вода очищает ум от коварных помыслов! – ответила Марта, тоже входя в образ славянки, жившей давно и знающей все древние таинства.
Она быстро поплыла вперёд. Иван почти догнал Марту, но она выскользнула и скрылась под водой. Иван остановился и стал смотреть, где девушка. Ему показалось, что она уже долго под водой. Он почувствовал тревогу, и вдруг понял, как Марта ему дорога. Но река была не широкой, и Иван подумал, что просто не видит её в темноте.
Тем временем Марта переплыла реку и выбралась на берег. Здесь была тихая заводь, укрытая свисающими ветвями ивы и ольхи. У старого мостика была привязана рыбацкая лодка. Окружённая густыми зарослями камыша, она покачивалась, словно в зелёной колыбели. Лодка была надёжно спрятана, и её нельзя было разглядеть ни с берега, ни с реки. Вечернее солнце сквозь стебли камыша отражалось в воде и отсвечивало золотистым блеском. На дне лодки, под сидением, девушка увидела свёрнутое покрывало. Она быстро сняла мокрую одежду и завернулась в покрывало, а одежду разложила сушиться на ветвях. Марта не увидела, что Иван тоже вышел на берег и обрадовался, увидев её. Быстрый и шумный хоровод, громкая музыка праздника, страх, испытанный ею в пламени костра, плавание в прохладной воде, близость Ивана привели Марту в состояние сильного возбуждения. Стараясь успокоиться и отдышаться, она пыталась привести в норму дыхание и ритм сильно бьющегося сердца, но почувствовала, что прохладные руки обнимают её. Улыбающийся парень держал в руках венок, который Марта подарила реке.
– Что ты, как ты здесь… – она не успела договорить, – Иван закрыл ей рот поцелуем.
– Я мечтал о тебе, я ждал этой встречи, мне кажется, я давно тебя знаю, – шептал он, продолжая целовать, увлекая её на днище лодки.
Марта, казалось, не чувствовала себя. Она слышала стук сердца обнимающего её мужчины и растворилась в нахлынувшей страсти. Волшебная ночь Ивана Купала накрыла их своим синим туманом. Звёзды опустились вниз и тонули в воде рядом с качающейся на волнах лодкой. Где-то раздавались шорохи ночных обитателей реки, погружая их в таинственную жизнь леса. В голове молодой женщины всё смешалось – все её принципы рассыпались, как звёзды в реке. Спутанные мысли о моральных устоях, правилах жизни, об опасности быть кем-то увиденной здесь, заглушало торжествующее ликование её тела в диком слиянии с живой, загадочной природой. Она заснула, положив голову на плечо Ивана, испытывая восхитительное томление во всём теле.
Первые лучи солнца разбудили их. Одежда высохла и ранним утром Иван перевёз Марту на другой берег, а сам доставил лодку на место и вернулся вплавь. На поляне уже никого не было, оставался погасший костёр и коробки с пластиковой посудой. На сухом дереве был наброшен ещё свежий, забытый кем-то венок. Они добрались до города. Иван проводил Марту до дома и помчался домой переодеться, чтобы отправиться на работу. Он часто звонил и встречал её после работы, но вскоре уехал в командировку.
Воспоминания постепенно отпустили. Марта поднялась с кресла и отправилась на кухню. Она заварила крепкий чай и положила в прозрачную чашку листик мяты. Голова кружилась, женщина почувствовала усталость и решила пораньше лечь спать. Марта проснулась от приступа изнуряющей тошноты. Принятые таблетки не помогли, и утром она поехала в поликлинику.
Врач, пожилая женщина, давняя знакомая, посмотрев на результат теста, улыбнулась.
– Я тебя поздравляю! Ты станешь мамой!
Марта сначала не поверила. В её сознании пролетела сумбурная картинка, в которой были костёр, река, лодка, кувшинки, маленькая лодочка с парусами из магазина. Коляска была превращена её воображением в корабль с парусами надежды. Женщина поняла, что произошло то, о чём она мечтала столько лет. Вспомнив костёр и реку на Ивана Купала, она засмеялась, потом покраснела и в порыве чувств обняла врача.
– Непременно порадуй отца ребенка, – всё ещё улыбаясь, сказала врач. – Как же я люблю сообщать такие новости молодым мамам!
Марта смутилась. Она подумала о том, что свою сбывшуюся мечту должна разделить с другим человеком, который не ждал её исполнения так долго, как она. Теперь Иван может повториться в её ребенке. И женщина решила пока ничего ему не рассказывать. До тех пор, пока она сама не насладится ожиданием чуда. Праздник праздником, а как они будут понимать и чувствовать друг друга в повседневной жизни?
Возвращаясь домой, Марта в приподнятом настроении шла по осенней улице и вскоре оказалась около магазина, где в витрине была выставлена лодочка. Счастливая женщина с восхищением увидела, что чья-то догадливая рука усадила в лодку куклу – маленького задорного мальчишку с удочкой.
Прошло несколько дней. Марта привыкала к своему новому состоянию. Она планировала всё до мелочей. Записалась на курсы беременных. Присматривала мебель для детской комнаты, одежду, копалась в интернете. Иван не звонил. Марта тоже не напоминала о себе.
Осень вступала в свои права и заявила о себе уже прохладным дождём. Сильный порыв ветра распахнул окно, и в комнату влетело несколько жёлтых листьев. Марта собрала их и положила в вазу. Теперь она относилась к осени как к прекрасному времени года, которое принесло ей молодость и надежду.
"Как хорошо, что ребёнок родится весной", – подумала она.
В дверь позвонили. Марта открыла и увидела на пороге промокшего, с рюкзаком, Ивана. В руках он держал того самого мальчишку с удочкой, которого она видела в магазине.
– Очень захотелось тебя увидеть и подарить эту игрушку. Ты же не выгонишь нас на дождь?
"Конечно, мы не оставим вас под дождём", – подумала Марта и улыбнулась. Она с теплотой посмотрела на уставшего, улыбающегося Ивана и почувствовала, что он давно уже стал ей близким человеком и она готова поделиться с ним своей радостью.
Впустив в дом Ивана, она выглянула в окно – дождь уже прекратился, на улице стало светло – между нависшими тучами показалось солнце и вдалеке появилась радуга.
Опубликовано: 11/10/20, 21:44 | Последнее редактирование: Гелия_Алексеева 26/02/24, 14:37
| Просмотров: 418 | Комментариев: 8
Но есть мелкие неточности, которые снижают впечатление.
Желаю новых творческих удач!