В каком году это было? Не помню, да и не важно. Хотите — погуглите «самый жаркий октябрь века». Вот это он и есть. Не осень и не лето, а знойное, муторное внесезонье. Мы целыми днями торчим в реке. Промаявшись пару часов в душных классах, бежим на берег Зульца, поросший рогозом, и, скидывая на ходу одежду, плюхаемся в воду. Она темно-зеленая и теплая, как в ванне. Река цветет. Из нее вылезаешь, весь покрытый мелкими водорослями, точно водолазным костюмом. Но мы все равно плаваем и ныряем, а ближе к вечеру выползаем на берег, скользкие, как тритоны. Валяемся на теплом песке, глядя в подрумяненное закатом небо, хрустим чипсами и болтаем обо всем на свете. Со стороны города ветер несет запах горячей резины. Даже деревья не пылают осенними красками, а желтеют скучно и блекло. Вянут, теряя силы, и роняют сухие листья, как слезы. - Что-то с миром не то, - говорит Петер и хлопает себя ладонью по животу. Из-под его руки летит зеленая пыль. - В смысле? - спрашиваю. - Ну, жарища эта... Ноябрь на носу, а где же осень? - Глобальное потепление, - нехотя бросает Сара. Она лежит на боку и жует какой-то листок. На носу у нее не ноябрь, а зеленые пятна. - Да ладно, парни, - встревает Йенс, - вам что-то не нравится? Тепло. Купаться можно. Ну, водоросли. Не мазут же. Сполоснулся под душем — и все. - Нет, - возражает Петер. - Раньше такая пытка была — человеку не давали спать. И он постепенно сходил с ума, а потом умирал. Вот и для природы летняя бессонница — та же пытка. Мы не спорим. Конечно, осень — пора тоскливая, гораздо хуже, чем лето. Но всему свое время. Без осени не наступит зима, и земля, не выспавшись под снегом, не накопит силы к весне. И что тогда? Ни цветов, ни яблок, ни черешни в садах. Пшеница не взойдет и не созреет. Будет голод. Усталое лето тащится по оврагам. Белесая трава топорщится метелками, изнывая от солнца. - А знаете, парни, - вдруг оживляется Йенс, - от нас через улицу живет один дедок. У него на окнах каждое время года — новые занавески. Весной — желтые, летом — зеленые, осенью — красные, а зимой — синие. - Хм, - говорит Петер. - Дед точен, как часы. Ни разу еще не было, чтобы он запоздал со сменой своих разноцветных тряпок. Я уже несколько лет за ним слежу. Так что вы думаете? Его занавески все еще зеленые! - И что? - недоумевает Петер. - Ну, правильно, - кивает Сара. - Осень еще не наступила. Дед смотрит не на календарь, а на градусник. - А может, все наоборот? Осень не наступила потому, что он не вывесил красные занавески? Сара хихикает. - В жизни не слышала ничего глупее. А я размышляю о том, как странно порой совершенно разные вещи сплетаются друг с другом, и еще — о взрослом и не до конца понятном — про бабочку, взмахнувшую крыльями на другом краю земли. - А пойдем к этому старику? - предлагаю, и вся компания лениво снимается с места. Мы с Сарой по пути забегаем домой, берем яблоки и печенье. Обливаясь потом, шагаем вверх по узкой Блуменгассе. У деда на двери синеет эмалированная табличка: «Карл и Густав». - С кем он живет? - интересуется Сара. - Один, - отвечает Йенс. - У него собака есть, пес. Лохматый. - Кто из них Карл, а кто Густав? Йенс пожимает плечами. Мы звоним, и в глубине дома слышится лай. Я ожидаю увидеть огромного пса, но из дверей выбегает некто маленький, похожий на мальтийскую болонку, и тявкает высоким голосом. - Густав, ко мне! - командует, выходя на крыльцо, хозяин. Он — красивый старик. Высокий, подтянутый, с ярким и умным взглядом. Седые волосы блестят, как лунный свет. Он стоит спокойно, придерживая за ошейник брехливую болонку. - Вы что-то хотели, ребята? - Занавески, дедушка! - кричим наперебой. - Какие занавески? Сбивчиво объясняем. Старик изумленно качает головой, потом его лицо расцветает лукавой улыбкой. - Прошу, молодые люди. Несмотря на уличную жару, в гостиной прохладно. Мы рассаживаемся вокруг журнального столика и пьем кофе, сваренный дедушкой Карлом. Яблоки и печенье хозяин разложил в две хрустальные вазочки, которые просеянное сквозь зеленую ткань солнце окрашивает в приятный салатовый цвет. Мальтийская болонка Густав крутится у наших ног. -Вот так, ребята, - весело подмигивает старик. - Четыре жены было у меня. Четыре любимых подруги. Зима, весна, лето, осень. Все красавицы, и каждая хороша по-своему. А я никак не мог решить, которую из них больше люблю. Поживу три месяца с одной — и вот уже по другой скучать начинаю. Что поделать? Говорю милой: «Извини» и меняю занавески на окнах. У нас с подругами такой условный знак был. А другая видит — и, обрадованная, бежит ко мне. Следующие три месяца с ней живем. Потом опять скучно становится. - А они не ревновали? - удивляется Сара. - Нет, что ты, девочка. Они любили меня, а я — их. Ревность — это не о любви вообще. Это желание иметь и страх потери. А мы любили и вместе творили мир. Самая молоденькая — весна, бедовая девчонка. Как чудила, не поверите! Мы вставали до зари и весь город расписывали цветами. Газоны, клумбы, палисадники, городские лужайки. Облака подкрашивали золотым, а небо — берлинской лазурью. Облака весной нежные, как заварной крем. У лета краски густые, яркие. Что ни мазок — то звезда. Осень — чаровница — такие натюрморты писала гуашью. А зима... - он загадочно улыбается. - Ребята, вам по домам-то не пора? Темнеет уже. Мы дружно мотаем головами. - А сейчас? - спрашиваю жадно. Старик протяжно вздыхает. - Сейчас... - повторяет он задумчиво. - Старый я стал, и проказницы мои состарились... А впрочем, - он выпрямляется за столом, смотрит молодо и сам как будто молодеет, - вы правы, ребятки. Разве старость — помеха для любви? А ну-ка, помогите мне! Вместе с дедушкой Карлом мы встаем на стулья и, сняв с окон пыльные зеленые занавески, вешаем свежие, алые. Их тут же подхватывает залетевший в форточку ветер и надувает парусами. Домой возвращаемся в сумерках. - Прикольный старик, - усмехается Петер. - Ага, сказочник, - соглашается Сара. - Для внуков, наверное, сочиняет. Интересно, у него внуки есть? А я представляю себе, как проснувшись поутру, щурится в окно старуха-осень и, завидев красные занавески, собирает кисточки и краски в большой мешок, торопится, кряхтит, наливает полные лейки дождя... На следующий день в небе сгущаются тучи и на городок обрушивается холодный ливень.
Рассказ очень атмосферный и красивый. Хорошо выписаны образы ребят. Уже писали про "Вино из одуванчиков" - может, и есть что- то такое, да. Вообще, если представить, что этот рассказ - часть более крупного произведения... было бы интересно. Любопытно было бы прочесть побольше историй про этих ребят)
Волшебно Как я уже писала в комментарии на конкурсе, по духу сильно напомнило "Вино из одуванчиков". Такое же ощущение чуда, стоящего за самыми обыденными вещами.
Эри, спасибо огромное! "Вино из одуванчиков" читал очень давно, уже и всех историй не помню, осталось только щемящее ощущение радости и грусти, такая волшебная смесь детства, осени, прощания и мечты...
Как я уже писала в комментарии на конкурсе, по духу сильно напомнило "Вино из одуванчиков". Такое же ощущение чуда, стоящего за самыми обыденными вещами.