Опрос «Чьё творчество Вас изменило?»
Миссия опроса - показать богатство внутреннего мира авторов ЛитСети.
Главная задача опроса - собрать и структурировать информацию авторов о наиболее значимых для них поэтах/писателях и о восприятии их творчества.
Авторы! Отворите пещеру Алладина – закрома богатства Вашего внутреннего мира.
Расскажите о поэтах/писателях, поразивших Вас,
чьё творчество заставило Вас задуматься о своём месте и назначении, изменить себя,
стать внутренне богаче, смелее и… успешнее, да!
Администрация ЛитСети любезно разрешила мне провести опрос среди авторов на тему литературы, обязательной или рекомендуемой к прочтению для начинающих (и не очень) поэтов - самоучек, а также выявить тенденции влияния творчества великих или малоизвестных поэтов на творчество авторов ЛитСети.
Примерный план ответов:
1. Поэт(ы) - Ф.И.О. (если неизвестный и даже во всезнающем Гугле нет, то кратко резюме)
2. Основные причины (на ваше имхо), почему он должен быть включен в список поэтов, рекомендуемых для прочтения.
3. Произведения, оказавшие на Вас самое большое впечатление/влияние/потрясение
4. (Optional) Что случилось в результате - родилось Ваше произведение, изменилось Ваше убеждение, открылась новая истина и т.д.
Ответы размещайте в рецензиях к данному манифесту.
Я соберу крупинки Вашего опыта воедино, и мы вместе с Вами определим, какие поэты и писатели оказывают наибольшее влияние на наше творчество, что помогают изменить, и подведём итоги этих изменений.
Открою список литературой, которая рекомендуется к прочтению в школах, и которую наверняка осилил каждый:
М.В.Ломоносов
А.С.Пушкин
М.Ю. Лермонтов
А.А. Блок
С.А.Есенин
Н.А.Некрасов
В.В.Маяковский
А.А.Ахматова
Ф.И.Тютчев
А.А.Фет
М.И.Цветаеа
И.Ф.Анненский
К.Бальмонт
В.Я.Брюсов
И.С.Никитин
Я.П.Полонский
И.Северянин
А.П.Сумароков
И.З.Суриков
Ал.К.Толстой
В.Хлебников
С.Черный
А.В.Кольцов
Классики и современники oт авторов Литсети: Е.В.Головин
В. Высоцкий
Ю. Кузнецов
И. Бродский (с разногласиями)
В.М. Тушно́ва
Э.А. (Арташе́сович) Аса́дов (мнения разошлись)
Б.Ш.Окуджава
Р.С. Рождествеский
Б.Л.Пастернак
В. Ходасевич
А.Л.Барто
И. Губерман
В.Вишневский
Ю.Мориц
М. Щербаков
А.Т.Твардовский
М.В. Исаковский
С.Я.Маршак
Д.И. Хармс
Н. Заболоцкий
Ю.Друнина
Д.Быков
Е.Д. Хазанов
П.Верлен ((в переводе А.Эфрон и О.Чухонцева)
М.Горький
Н. Гумилев
Тэффи
Ю.Левитанский
А.Белый
Расул Гамзатов
Б.Слуцкий
Б.Лившиц
И.А. Бунин
Саша Чёрный
И.А. Ахмадулина
Андрей Вознесенский
А. Грин
Николай Рубцов
Андрей Владимирович Ширяев
Ярослав Титенок
Ксения Александрова
Рыльцов Валерий Александрович
Дарья Христовская
Дана Сидерос
Татьяна Некрасова
В Трифонов
Борис Заходер, Валентин Берестов, Мандельштам, Ю Ким, И Эренбург, Ю Воронов, В Рецептор, Д Самойлов,
Козьма Прутков, А Толстой, Киплинг, Н Тихонов, И Уткин, Новелла Матвеева, Визбор, Галич, Городницкий, Н Глазков, Ион Деген, Ю Грунин, А Аронов, Д Быков, Леонид Филатов, Межиров, Наум Коржавин, Александр Иванов, Паперная, Розенберг, Финкель, Нонна Слепакова, Волошин, Павел Антокольский, Семен Гудзенко, Эдуард Багрицкий и Всеволод Багрицкий, Майя Борисова, София Парнок - от Игрока
Сайт, где его нашёл, сейчас не активен.
После него заглянул к Велимиру нашему, к Хлебникову...
Кто такой Morverad?
Таки нашёл ссылку.
Точно не было Ахматовой, Цветаевой.
Кого читать, кого слушать...
Ну вот например такой совет тем, у кого не очень есть время читать глазами - но есть возможность слушать: замечательный Виктор Столяров ( polstakanoff ) и его песни на стихи современных авторов (каждый из которых очень достоин того, чтоб быть прочитанным - Алексей Цветков, Бахыт Кенжеев, Кабанов...)
https://www.youtube.com/user/polstakanoff/featured
"Очнуться в себе – допотопном, трамвайном.
В каком-нибудь Свиблово, Пулково, Саблино
войти в кабинет с приглушённым дизайном,
упасть на кушетку затылком. Расслабленно
рассказывать факты, эмоции, мысли
о долге, о долгой дороге до Выборга,
до Буга, до Киева, до Перемышля,
о вечной войне, об отсутствии выбора,
о согнутых иглах, о шёлковых нитках,
о крике, о вере холодным анамнезам,
где жизнь умирает в бесплодных попытках
поверить гармонию психоанализом.
Об имени бога. О солнце на ветке.
О том, что никем не бывает исчислено.
Лежит человек на удобной кушетке.
Лежит и молчит. Бесконечно. Бессмысленно."
"...Причудам летней ночи невтерпёж
нагнать страстей, заманчивых и грубых.
И я кивну, вытаскивая нож.
И он кивнёт, вытаскивая нож.
И ты кивнёшь, закусывая губы.
И – занавес.
В шекспировском саду,
на самом дне бездонного колодца
привычный шёпот век твоих коснётся:
‘I say, I love thee more than he can do.’"
И больше к стихам Асадова я не возвращалась.
А что вы думаете о Хлебникове? Мудреный, однако...
Сергей Плоотов (кстати, рекомендую - хлолший поэт)
ДЕНЬ ПОЖИЛОГО ИНТЕЛЛИГЕНТНОГО ЧЕЛОВЕКА
Спал плохо. Проснулся рано. Лежал. Размышлял об анапесте.
Определял, кто из наших поэтов поебанатистей.
Решил, что Хлебников. Встал. Умылся. Попил чаёк.
Повздыхал. Поглазел в окошко. Опять прилёг.
Почитал газету: культура, новости, спорт.
Встал. На улицу вышел. Затеял с соседом спор
О политике. Быстро выдохся. Психанул.
Вернулся домой. Попереживал за страну.
Лёг. С дивана смотрел на книги. Прошло полчаса.
Задремал. Проснулся. Слушал с улицы голоса –
Интонация злая, но слов разобрать не смог.
Встал. Пообедал. Взял Хлебникова. Прилёг.
Спал до трёх. Проснулся с тяжёлою головой.
Велимира вернул на полку. Прилёг с другой
Интересной книгой про быт Вологодских крестьян.
Встал. Пошёл к соседу. Помирились. К шести был пьян.
Набирал телефон приятеля. Сообразил,
Что он год уж с лишним, как умер. В этой связи
Горевал, выпивал, тосковал, родных доставал.
Спать ушёл пораньше. Ворочался. Переживал.
Спал плохо. Проснулся рано. Лежал. Размышлял о Христе
В тишине предутренней. В предутренней пустоте.
Интересной книгой про быт Вологодских крестьян."
уморили, ржу, яки конь
Я сейчас слушаю (пока сборник в пути) Заболоцкого, очень нравится абсолютно все, и , по ходу пьесы, когда есть время, читаю Сашу Чёрного. Мне очень нравится, юмор отличный, стихи и сейчас очень современные, рифмы хорошие, и так легко читать, без пафоса, на злобу дня.
Блок , конечно, потрясающий, а Ахматову забросила (тоже не клюйте плиз), депрессивна уж больно.
К тому же, Ахматову не очень люблю, а вот Саша Чёрный замечателен, читаешь его - и кажется, что он пишет про сейчас)))
"Получая аккуратно
Каждый день листы газет,
Я с улыбкой благодатной,
Бандероли не вскрывая,
Аккуратно, не читая,
Их бросаю за буфет.
Целый месяц эту пробу
Я проделал. Оживаю!"
Белеют хаты в молчаливо-бледном рассвете.
Дорога мягко качает наш экипаж.
Мы едем в город, вспоминая безмолвно о лете...
Скрипят рессоры и сонно бормочет багаж.
Зеленый лес и тихие долы - не мифы:
Мы бегали в рощах, лежали во влажной траве,
На даль, залитую солнцем, с кургана, как скифы,
Смотрели, вверяясь далекой немой синеве...
Мы едем в город. Опять углы и гардины,
Снег за окном, книги и мутные дни -
А здесь по бокам дрожат вдоль плетней георгины
И синие сливы тонут в зеленой тени...
Мой друг, не вздыхайте - здесь тоже не лучше зимою:
Снега, почерневшие ивы, водка и сон.
Никто не придет... Разве нищая баба с сумою
Спугнет у крыльца хоровод продрогших ворон.
Скрипят рессоры... Качаются потные кони.
Дорога и холм спускаются к сонной реке.
Как сладко жить! Выходит солнце в короне,
И тени листьев бегут по вашей руке.
Запостю стишок, к теме опроса очень подходит:
«В широких шляпах, длинных пиджаках,
С тетрадями своих стихотворений,
Давным-давно рассыпались вы в прах,
Как ветки облетевшие сирени.
Вы в той стране, где нет готовых форм,
Где всё разъято, смешано, разбито,
Где вместо неба - лишь могильный холм
И неподвижна лунная орбита.
Там на ином, невнятном языке
Поёт синклит беззвучных насекомых,
Там с маленьким фонариком в руке
Жук-человек приветствует знакомых.
Спокойно ль вам, товарищи мои?
Легко ли вам? И всё ли вы забыли?
Теперь вам братья - корни, муравьи,
Травинки, вздохи, столбики из пыли.
Теперь вам сестры - цветики гвоздик,
Соски сирени, щепочки, цыплята...
И уж не в силах вспомнить ваш язык
Там наверху оставленного брата.
Ему ещё не место в тех краях,
Где вы исчезли, лёгкие, как тени,
В широких шляпах, длинных пиджаках,
С тетрадями своих стихотворений.»
1) Александр Иванов - на его пародиях сожно учиться отличать стихи от сами знаете чего.
2) Весь "Парнас Дыбом" (Паперная, Розенберг, Финкель) - это блестящие стилизации! И вслед за ними - Левитанский с его пародийными стилизациями.
Мне ещё странно, что никто не назвал Ахмадулину.
"Аве, Оза...
Ночь или жильё,
псы ли воют, слизывая слёзы,
слушаю дыхание Твоё.
Аве, Оза...
Оробело, как вступают в озеро,
разве знал я, циник и паяц,
что любовь - великая боязнь?
Аве, Оза...
Страшно - как сейчас тебе одной?
Но страшнее - если кто-то возле.
Чёрт тебя сподобил красотой!
Аве, Оза!
Вы, микробы, люди, паровозы,
умоляю - бережнее с нею.
Дай тебе не ведать потрясений.
Аве, Оза...
Противоположности свело.
Дай возьму всю боль твою и горечь.
У магнита я - печальный полюс,
ты же - светлый. Пусть тебе светло.
Дай тебе не ведать, как грущу.
Я тебя не огорчу собою.
Даже смертью не обеспокою.
Даже жизнью не отягощу.
Аве, Оза. Пребывай светла.
Мимолётное непрекратимо.
Не укоряю, что прошла.
Благодарю, что приходила.
Аве, Оза..."
Ахмадулина прекрасна, как и Заболоцкий, и Борис Слуцкий, и София Парнок, и Волошин, и...
Есть еще прекрасный Павел Антокольский, потрясший кагда-то Семен Гудзенко (Когда на смерть идут - поют...) есть Эдуард Багрицкий - и Всеволод Багрицкий, есть Майя Борисова, есть в конце концов Бунин - почему никто не вспомнил?
Просто невозможно это - назвать - не упустить никого - весь свой личнный список :)
Кровоточи,
Капай
Кровавой слюной
Нежность. Сердца серебряный купол
Матов суровой чернью...
Как бы, как бы в ночи
Глупому
Мне украсть
У любви блестящую запонку...
За что уксус и острые тернии?
Разве страсть
Библия, чтобы ее молитвенно на аналой
Класть.
Похоже мне нравится авангард, акцентный стих, всевозможные дольники (и ещё логаэды - здесь не про Мариенгофа), забавно начинать формировать пристрастия в поэзии так поздно, но лучше поздно, чем никогда, правда ведь?
Граждане, душ
Меняйте белье исподнее!
(А. Мариенгоф)
Гораздо лучше моего же:
А у вас в прорубях глаз Золотые рыбки...
Только что читала на нашем форуме старые посты о будущем литературы и в Автопортрете Андрея Блинова о читателях, и, вот, читаю у него:
«О читателе
Читателя нет вообще. Он выдуман поэтом. В былое время Нерон приказывал себя слушать при ярко освещенной рампе пожара. Князья Шаликовы для этой цели обзавелись дворовыми людьми. С отменой крепостного права читатель кончился.»
Я, возможно, сейчас лишь для себя открываю здесь Америку, но может кому-то, как и мне это будет интересно. Я его имя только в связи с Есениным, к своему стыду, знала.
"Первая любовь" (поэты, "открытые" мною лет в 7-8, и оставшиеся со мнойпо сей день): Маршак (особенно - переводы: от Бернса до Шекспира - все звучат "его голосом"), Борис Заходер, Ваоентин Берестов. Взрослым - горячо рекомендую книгу "Заходерзости" и "взрослые" стихи Берестова. Тогда же - Некрасов (потом как-то отошел на второ план в моем личном списке).
Лет в 12-13 - Саша Черный, Козьма Прутков (и отдельно - А.К. Толстой), с другой стороны - Киплинг и Николай Тихонов с их бесчеловечной и жестокой романтикой: чудовищный и при этом потрясающе сильный "Пакет", все это "гвозди бы делать..." и прочая жуть. Иосиф Уткин. Новелла Матвеева. Визбор.
Потом, лет в 15 - Галич (весь! мы - дети Самиздата... "Эрика" берет четыре копии" :)) , Мандельштам, Юлий Ким (ксати, ОЧЕНЬ советую книгу прозы "Однажды Михайлов"), Окуджаа, Цветаева, "Реквием" Ахматовой, Илья Эренбург (незаслуженно мало известен как поэт). Из менее известных - потрясающий Юрий Воронов (блокадный цикл), Владимир Рецептор. Высоцкий. Городницкий. Николай Глазков. Бродский - ранний, на тонких листочках, 7-ая копия под копирку... Левитанский. Давид Самойлов. Слуцкий.
Дальше - уже не помню, кто вошел в мой "личный список", когда мне было 25, а кто - когда уже 40, буду просто перчеислять.
Ион Деген (стихи из планшета убитого танкиста). Юрий Грунин (спсибо Быкову, разыскавшему его!) https://45parallel.net/yuriy_grunin/stihi/
Александр Аронов. Ну, собственно и Дм. Быков. И Иртеньев (не всё, но очень и очень многое). Игорь Губерман. Леонид Филатов (не так Федот-Стрелец, как Лизистрата). Межиров. Наум Коржавин.
Пожалуй, остановлюсь, потому что если по-честному, никого не забывая, о список будет очень длинный, ак то список кораблей - никто не прочтет и до половины :)
1) Александр Иванов - на его пародиях сожно учиться отличать стихи от сами знаете чего.
2) Весь "Парнас Дыбом" (Паперная, Розенберг, Финкель) - это блестящие стилизации! И вслед за ними - Левитанский с его пародийными стилизациями.
Еще никак не могу не упомянуть: Нонна Слепакова. Твардовский - "Теркин на том свете" и "За далью даль".
Был в юности период увлечения Северяниным, но как-то потом прошло.
спасибо за ваши списки
Игрок,
Наум Коржавин - вспомнила!
...Столетье промчалось. И снова,
Как в тот незапамятный год –
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд...
Но кони – всё скачут и скачут.
А избы – горят и горят.
______________________________
Мне без тебя так трудно жить,
А ты – ты дразнишь и тревожишь.
Ты мне не можешь заменить
Весь мир...
А кажется, что можешь.
Есть в мире у меня своё:
Дела, успехи и напасти.
Мне лишь тебя недостаёт
Для полного людского счастья.
Мне без тебя так трудно жить:
Всё – неуютно, всё – тревожит...
Ты мир не можешь заменить.
Но ведь и он тебя – не может.
__________________________________
Куда мне разлюбить свою страну!
Тут дело хуже: я в неё не верю.
Волною мутной накрывает берег.
И почва – дно. А я прирос ко дну.
И это дно уходит в глубину.
Закрыто небо мутною водою.
Стараться выплыть? Но куда? Не стоит.
И я тону. В небытии тону.
Классно!
Поэзия такое дело - как любовь: или любишь, или нет. Хоть классика, хоть современника. Возвращаться к стихам поэта - дело личное.
Я вообще смотрю на эти дискуссии типа "достоин ли Бродский звания русского поэта" как на дичь местечковых рифмачей. И это на полном же серьезе творится...
И тут - оказывается то же самое.
Это что - тенденция по зачистке списков поэтов?
Или прикол такой?
А как еще смотреть, если так и сформулировано: дискуссии о "нужности"...
Нам все - нужны, все - наши))
"Захар Прилепин. Уроки русского":
Урок №70. Бродский в ватнике
Евге́ний Все́володович Голови́н (26 августа 1938 — 29 октября 2010) — русский писатель, поэт, переводчик и литературовед. Оккультист, специалист по эзотерике, знаток алхимии, мистик. Автор песен, культуролог и филолог
Предлагаю Вашему вниманию его произведение под названием «Е».
Дорога белых птиц от стен Каракорума
Уходит за хребты уходит на Коринф
Дорога белых птиц уходит в черный юмор
Где плавает в ночи голубоглазый взрыв
Пространство нависает словно обрывистый берег
И в пальцах губ настойчивое тссс
В стеклянном бешенстве в раскиданности перьев
Невидимо звенит дорога белых птиц
Где многоликая и пенистая снежность
Еще не веер но уже аромат
Где формула цветка утрачивая сложность
И свежесть падает в щербины колоннад
И ледяной укол в растаявшее сердце
И бледных прелестей сентиментальный ад
Удар крыла о сталактит инерций
Замедленно хрустит поет кричит как водопад
И вся во власти жадного глагола
Хрипит гортань – кровавая дыра
Ты рьяно молодеешь год от года
Хватаешь камень и кричишь «ура»
И на пейзажах внутреннего смога
Пьянеет радугой паучье стекло
Свистит в хрустальной паутине мозга
Воображаемо подбитое крыло
И в ледяную ночь стремительно вмерзает
Гигантское крыло и бьется как нарыв
И плачет и блестит в секундах замирая
И плавает в ночи голубоглазый взрыв
Блевота пена пух пуанта кокаина
Находит может быть пугливую мишень
Шуршит и тает целлофановое кино
Сгорает книга про буддизмы и женьшень
Каракорум, глоток спасительный стакана
Скелет властительный фарфарово горит
И конские хвосты – штандарты Чингисхана
Уходят за хребты уходят за Коринф
И можно спутать все координаты
И повторять: монголы птице-конь
И повторять святое слово «надо»
И за него идти естественно… в огонь
И отгорев смотреть обугленные руки
И на костер где сучий ливень льет
И вопрошать: сей аргумент довольно хрупкий
Что где-то есть любовь и где-то есть полет
И в зеркало смотреть и в стриптизе металла
Когда зрачки фиксировано злеют
Вокруг зловеще незаконченного тела
Пунктиром белым женский силуэт
Увидеть посреди плащей и сумок
Висит ее пальто и есть на свете бог.
Так почему она вбегает в сумрак
Где бэби спит слюнявый как бульдог
Все кончено, тебе не отвертеться.
Сексоидный удар, зеркальное стекло.
Несчастье, или это… режет сердце
Кривою саблей белое крыло
Где шелк преодолев томление испуга
До кровомщенья ненавидит ворс
Фосфоресценция кораллового пуха
Взлетает как седой павлиний хвост
И на ее глаза и ласковое слово
И на ее … кудри цвета льна
Обрушился удар сверкающего клюва
И белых перьев накипевшая волна
Седой как борода седой как брови барда
Триумф который ждался столько лет
И в хлопьях мокрого ночного снегопада
На звезды воет одинокий интеллект
Свистящий выплеск полного стакана
Трескучий скрежет влажного стекла
Прищур раскосых глаз … штандарты Чингисхана
Уходят на Коринф без хохота и зла
Полет о неподвижности наверно
Ироничен, пресловутый парадиз
Безмолвствует, в гранитное инферно
Вцепилась как сосна дорога белых птиц
И наша грусть по сути лунно-лисья
Бери свой инструмент и песенку наярь
На белой плесени оранжевые листья
Весна окончена и навсегда январь.