Приветствуем авторов Литсети в литературном салоне «Башня».
Из истории: “«Башня»— так современники называли петербургскую квартиру поэта Вячеслава Иванова в башенной части здания, расположенного на углу Таврической и Тверской улиц, — была уникальным явлением культуры Серебряного века. На собраниях «Башни» в 1905–1912 годах ставились и обсуждались вопросы литературы, живописи, театра, новой эстетики и этики, философии, богословия и антропософии, а посетителями были лучшие представители артистического мира своего времени.”
Мы уже пытались возобновить традицию Серебряного века и воссоздать атмосферу знаменитой «Башни» на Литсети. Первое собрание было
здесь, второе -
здесь. Итак, добро пожаловать на третье заседание салона «Башня». Начать хотелось бы с наших «Всех»:
*
…
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
(А. Пушкин «Пророк») ***
Есть в жизни всех людей порядок некий,
Что прошлых дней природу раскрывает.
Поняв его, предсказывать возможно
С известной точностью грядущий ход
Событий, что еще не родились,
Но в недрах настоящего таятся,
Как семена, зародыши вещей.
Их высидит и вырастит их время.
(У. Шекспир. Генрих IV. Акт III. Сцена 1) ***
такое было не однажды:
икона разума и духа
писал о чем-то очень важном
а получилась бытовуха
другой напротив (не ревную)
не вышел званием ни ликом
писал на тему бытовую
а получилось о великом
(Гладких, Литсеть не однажды ) Бытует мнение, что поэты и писатели, как тонко чувствующие люди, часто вольно или невольно предсказывают в своих произведениях будущее.
Так что это? Здравый смысл, дедукция, знание истории, цикличность истории, случайность или откровение? Поговорим? Несите ваши примеры пророчеств, ваш взгляд и обоснованные и не очень аргументы.
И снова у нас не будет критика «плюс» и критика «минус», вернее, мы будем ипровизировать, и в роли критиков может выступить любой желающий
В итоге посчитаем, кто в команде Пушкина (провидческий дар), кто с Шекспиром (дедукция), а кто с Гладких (случайность).
* Эризн в комментариях предложила ещё один вариант «провидение наоборот» (когда написанное слово притягивает будущее). «Чумаковцев» тоже посчитаем :) Флуд под рецензиями критиков приветствуется.
Лучшие комментаторы будут награждены баллами Литсети.
Хозяйка салона, она же рефери -
Talya_Na.
P.S. Кофе, как обычно, на подходе!
Удивительно, в среде творческих людей не ожидала столько материалистов
Гладких рулит. Следом за партией Гладких чумаковцы - ньюэйджовцы с верой в силу слова и его влияния на будущее.
Всем спасибо за обсуждение.
До встречи!
мистика и ирреализм уже настолько внутри пережёванного художниками материализма-примитивизмааа...
СпасиБо за очередные Башенные сосуждения!
Как слово наше отзовётся"...:
Тоже ведь более чем классическая формула "по теме". Не правда ли?!
От великого и, вроде как, уже в период самоподготовки "к Уходу"?
К тому ж и риск попасть в "касандры" предоценить сложновато...
Предсказание, прогноз, сценарный анализ, "планирование", "программирование" грядущего (или иные средства "управления Будущим") в худ. текстах, а не в прикладной футурологии, надо надеяться, по большей части инструмент "худ. исследования" соответствуюших чувств, а не возможных/ вероятных конкретных событий грядущего.
К тому же худ. предсказываниям свойственны качества, в чём-то аналогичные описывающим микромир принципам неопределённости и дополнительности. Классический пример = евангелические стихи Откровения Иоанна Богослова. [Там ведь 'блестяще' прорицается что и как произойдёт, но вот когдааа?]
А вот феноменальный ближайший (по времени) пример 'бредвидения' на ЛитСети, это февральская игра в антиподы с парой слов "армия - диван"...
"не приведи, не дай нам Бог предугадать
как именно начертанное слово
сурово отзовётся и когда
лягнёт в неверной логике уже чужой
и чем конкретно в нас ввернётся"
Над расшифровкой абббррревиатуррры подумать бы...
Удачи!
Ни в чём не грамотней, чем вы,
Поэт лишь тонкий соглядатай
Мистерий ярких речевых.
Сперва сторонен и беспечен,
Совсем не хочет в новый стих,
А обоймут фигуры речи –
Попробуй, ускользни от них!
И в этом вихре, в этом танце,
Где искры из всего иссечь,
Мы все – уже не иностранцы,
Мы сами – суффиксы и речь.
Поэтов нарекут творцами,
Всеотвергающими тлен.
А что вы чувствуете сами?
Свою победу или плен?
Глухою сонною тетерей
Когда-то бывший, вдруг воспрял,
В плену ритмических мистерий
В себе почуяв идеал!
Здесь нет сторонних, непричастных,
В себе таящих ложный стыд.
Что в этом – счастье ли, несчастье? –
Потом нам критик разъяснит.
Глядящий белою вороной
И зиц-профессор, и ЗК –
В объятья речи затворённый
Творец родного языка.
Геолог различает без труда.
А вот – поэт, иной отыщет суффикс:
"Вот это да!"
К металлу металлург кладёт присадку,
Над тиглями колдует, как поэт.
А вот – поэт, опробует приставку:
"Вот эта – нет!"
Он не банкир, он рентой не прикормлен,
О выгодах не мыслит бесперечь,
Но для поэта всюду дарит корень
Родная речь.
Мне кажется, процент "пророчеств" и "озарений" в общей художественной и околохудожественной массе настолько мал, что может считаться совпадением. БОльшая часть из них действительно выведена логически, остальное - вот именно что "пальцем в небо". Если уж подключать мистическую составляющую, то тут, мне кажется, инициатива исходит не от пророков, а от Мироздания, которое время от времени воплощает рандомные запросы - иногда весьма издевательским образом.
Хотя, что касается не глобального, а локального "программирования" словом, я слушала одну лекцию про стихотворные заговоры - дескать, если следовать определенным законам и формулам, то оно может сбываться. Но, поскольку я вообще скептик, эта лекция стала для меня скорее общеобразовательной, нежели реально полезной)
Лично я ничего пока не напророчила, и слава богу))
Не, ну это был приличный лектор, я другие лекции слушала, там все четко)
Первые итоги:
Маруся - партия Гладких
Ксенон - Шекспир+Пушкин
Олег Погорелый - за всех
Владимир_Алексеев - мнения по теме не оставил, но, кажется, можно отнести к
сочувствующимвосторгающимися партией ГладкихГладких - туману навёл, не поняла - за кого
Александр_Коковихин - за всех
Эризн - за партию Чумаковцев или против всех
Михаил_Кульков - за пушкинистов
surra - за Шекспира
Татьяна_Вл_Демина - партия Гладких, но аргументы неубедительные
Алекс_Фо - Шекспир + Гладких, но не верит никому
Я - пока воздержавшаяся.
Итого (учитывая голоса «за всех» в каждой категории):
Пророк Пушкин - 4
Логик Шекспир - 5
Везунчик Гладких - 6
Поперошник Чумак - 3
ниверю, короч
« Ты видишь, я знаю… В глазах еще нет песка,
И руки не ищут кого-то из нас на дне…
Пророчества пишутся начерно. А пока –
Подумай о будущем…»
"Что день грядущий" нам "готовит"?,
Но "Смело мы в бой пойдём
За Русь святую",
Бо есть за что сложить [Прогноz!!]
Жисть молодую..?
"И каждый вечер
В час наzначенный..." [Прогноzzz же!],
Иль это только..."
~~~
Повторюсь: сапиентность восседает на способности пред- и бредсказаний, прогноза, планирования, программирования идритп, что в художествах есть средство, побочный продуктъ, но не Цель если это художество [как у Стругацких, Лема, и даже Верна] а не рацио!?
Вот как-то так.
Например, я всегда в стихах ухожу от предмета обожания. Но это мой реальный поведенческий принцип.)
Хотя, сейчас попробую один стих отыскать, но тоже - вилами по воде...
https://stihi.ru/2015/12/14/3632
Стих студенческий. Смешной. Но, когда много лет спустя, я всё-таки вышла замуж, то действительно был светлый платок - подарок свекрови и причина первой крупной ссоры, и было катастрофическое ограничение свобод. То есть, я на самом деле оказалась запертой в четырёх стенах. Дочка махонькая, муж на заработках, а у свекрови правила: никуда не ходи, ни на кого не гляди, в дом никого не зови. Через год я с телевизором разговаривала.(
Предвидение? Скорее всего - пальцем в небо, но...
Я даже нести не буду, но у меня подряд в девичестве было несколько «стихов», определивших друг за другом жизненные события нескольких последующих лет. Жутковато было читать потом, когда нашла тетрадь.
Поэтому примеры приводить не буду.) Они не в тему.))
"Кто Ходынкой началъ,~ Ходынкой и zакончiтъ" /кто-то из как бы 'Великих Княzей'??,
или, по Ко. Бальмонту: "Кто начал царствовать - Ходынкой, Тот кончит - встав на эшафот…"??
Однако же, жизненный опыт подсказывает, что всё не так просто. Есть сложные скрытые закономерности, которые остро чувствующие люди способны "считывать". Есть инсайты, которые объяснить ещё сложнее. Тот же Наше Всё свой "Памятник" наванговал на 100%, хотя при его жизни это ещё совершенно не было очевидно.
Но больше меня беспокоит Рэй Брэдбери. До того прямые аналогии, что пот ушанкой утираешь.
во время разработки "Манхэттена" црушники замели писателя-фантаста, очень точно описавшего ядерное устройство. Вообще не физика.
Если отбросить хронотуризм и прочих инопланетян, то... нет внятных объяснений.
Кроме утечки.
А я вот думаю (не в продолжение про того фантаста, а вообще), что сочинительство - это сильный наркотик, а в наркотическом состоянии человеку часто приходят всякие инсайты. На другой волне восприятия находится.
От того так много уходов из жизни у творческих людей, что, исписав себя, не находят стоящей замены. Или находят богемный суррогат, который их убивает.
Что же за наркотик-то такой? Слава? Не всегда. Иллюзия совершенства мира, псевдогармония? А может, наоборот, гордыня, что вот именно он понял всю несовершенность мира, а потом раз…мир его по носу, оказывается не до конца понял… нет предела не только совершенству, но и несовершенству, не зазнавайся. И ломаются люди.
Не пил, грибы ни-ни... Как бы то состояние уловить.
А вот другой пример.
"Я умру в крещенские морозы
Я умру, когда трещат березы..."
Николай Рубцов.
Стихотворение написано за год до смерти. Умер поэт 19 января 1971 года, на Крещение (по официальной версии убит при бытовой ссоре, хотя Грановская вину не признала, но и не отрицала, что они "сцепились").
Нет, ну они конечно наводили шороху, но роль и значение инквизиции сильно недопоняты и преувеличены кинематографом и художественной литературой. Раз так в сто примерно, если не больше. Инквизиция, если по-чесноку, она немного о другом была: нарождающаяся буржуазия отвоёвывала своё место под солнцем. Отсюда и раскол, и Мартин Лютер, и религиозные войны.
Что же касается Брэдберри, я думаю, что он не довёл до абсурда, а предсказал его. Разве то, что творится сейчас на мировой сцене, во внутренней политике государств, не похоже на театр абсурда?
Не замечали, что люди говорят, по сути, все одно и то же? И я сейчас кого-то перефразирую. Извлечь пророчество при желании можно откуда хочешь.
Никакой сколь угодно талантливый поэт не предскажет биржевые котировки, а "падение великого царства" - всё-таки не совсем то.
Душой я за Пушкина, умом - за дедукцию, а по сути - угадайка. Как-то взялся подсчитывать, сколько глупостей в течении дня я выдал, и считать перестал. Очень не способствует самооценке.
А стихи люблю именно за красоту, смыслов навыдумываю и сам.
Спасибо уж не знаю кому, здесь красивого много.