Здравствуйте,
По вашим заявкам(!) литературный салон «Башня» приглашает авторов сайта на очередной диспут.
Это наше девятое собрание. Начало -
здесь. Как обычно - приглушённый свет, собравшиеся проводят спиритический сеанс. На зов приходит... Марина Цветаева.
Марина Ивановна овладела моим сознанием пару недель назад с лёгкой руки автора Соломея и до сих пор не отпускает. Я перечитала несколько её поэм, взялась за прозу, дневники, письма, переслушала аудиокнигу В. Швейцер "Быт и бытие Марины Цветаевой". Добралась я и до вынесенной в заголовок и буквально вчера опубликованной на сайте статьи "Поэт о критике".
Автор В.Гладких предложил поговорить о статье на заседании Башни. А поговорить там действительно есть о чём. Там, как минимум, поднята пара десятков тем, по которым можно подискутировать.
Вот вам для почитать для начала:
Начало Продолжение Кого и что тронуло, показалось важным в данный момент - милости просим в комментарии.
Лучшие комментаторы будут награждены
плюшками баллами Литсети.
Хозяйка салона, она же рефери -
Talya_Na.
P.S. Кофе, как обычно, на подходе!
Жалко её. И страшно за неё.
Бр-р-р...
Поэтому прости, дорогая Башня! Как-то я её всю слишком лично воспринимаю. Не могу анализировать. Слишком погружаюсь, слишком перегружаюсь...
Но прочла все комменты! Молодцы ребята!
Башня объявляется закрытой. Всем большое спасибо за участие в обсуждении.
Лучшие комментаторы будут награждены плюшками баллами Литсети.
я не понял, а где награждение плюшками баллами лучших комментаторов?
зато ты спокойно и с чувством выполненного долга можешь нагадить Мета, Гладих, Lamento, strolerа и меня, мы ничего не использовали - просто поговорили
Метаморф (13/08/24 11:13) •
ой-ё-ёй… это ж как я опечатался. Все потому что набирал комментарий в батискафе на глубине 600 метров под клацанье зубами китовых акул за иллюминатором... это мне не дало сосредоточиться в полной мере.…
Убедительная просьба, обращенная к Светлане, читать «нагадить», как «наградить»… и по возможности никуда ничего не выносить… а «Гладих» читать, как «Гладких» (прошу извинения у автора за опечатку)
Ура! замечательно, что правда восторжествовала, и награды нашли своих героев.
Спасибо, Башня, за верное расставление приоритетов и До новых встреч!
Владимир, если прочитать еще разные письма. статьи, эссе, то появится понимание, что это не спесь "великой" поэтессы и борьба с графоманством. Это скорее всего совсем не о том.
Цветаева считала, что искусство и поэзия в том числе , в большей степени - от лукавого, что поэт, когда пишет, существует между этим светом и тем светом (не тьмой, а именно светом), что некий демон (стихия) вселяется в душу человека пишушего. Именно поэтому "плодить маленьких поэтов - это грех", говорит Марина Ивановна. Продавать душу, так за что-то великое!
На самом деле это и был тот душевный конфликт, который мучил поэтессу до самого конца. Она грешницей себя считала не из-за обилия романов и проч., а из-за своего "ремесла", своего "дара". Я сейчас не вспомню точно название статьи, но есть у нее работа, где она призывает "маленьких поэтов" уходить из поэзии и делать что-то важное и нужное, нести добро, а не чары в этот мир.
Чары...- Ма́йя (санскр. माया, IAST: māyā, букв. «иллюзия», «видимость», "обман". LUST - страсть, вожделение.
Настоящие "светлые" гимны пишут, материальный мир прославляет иная сила.
По поводу ссылок на последний мой тезис, сейчас поищу, где это было.
К сожалению, господ не выбираешь.» М.Цветаева
Отсюда
Сейчас бытует расхожее у критиков определение: "поэт по самой своей строчечной сути". Это не обязательно большой, но безусловно поэт - и в первую очередь для профессионалов. Для обычного читателя зачастую величина поэта в первую очередь определяется его известностью, популярностью. А сие зависит уже от многих факторов, в том числе от того столичный ли это поэт - или провинциальный. Книги первого имеют, как правило, солидный тираж и продаются по всей стране. Второго читают практически только его земляки и им остаётся лишь сетовать на то "как нам ошанины мешали встретиться"
(А.Вознесенский).Бывают, конечно, исключения, когда подборки провинциальных поэтов попадают на страницы столичных журналов и маленькие поэты вырастают до средних. Но большими, то бишь при этом раскладе - известными они станут только поселившись в столице
Почему же маленькие поэты, к коим бесспорно относятся и
литсетевые, продолжают писать стихи и не собираются "уходить из поэзии" , а Литсеть плодит и поощряет их в этом? Причин тут немало, и одну из них назвала в своей статье, которую я сегодня выложил на своей странице, Светлана Бедункевич из Астаны. Думается, что писание стихов и хомо сапиенс имеют обширные взаимосвязи, в том числе и такие, о которых мы пока и не догадываемся. Да и из больших поэтов, следуя призывам МЦ, можно выбрать одного супер-пупер-громадного, а остальным - запретить писать стихи?!
Все мы любим Поэзию, любим, ценим и уважаем тех, кто является её вершинами. Но так ли уж плохо быть не горой, не вершиной, а честным зелёным пригорком?
Метаморф
Статья опубликована в разделе "Теория литературы"
Исцеляющая сила слов: польза написания стихотворений
Оттого в иных отзывах не хочется даже и лезть в форму, в теорию стихосложения, в сбитые ритмы и прочее. Тк суть неинтересна, не зацепила, мысль поэт не донес. А если нет первостепенного, то зачем?
А поправить косяки всегда можно. Это дело второе.
Марина права, сперва должно иметься вдохновенное содержание, а только потом форма, которая гармонична именно этому содержанию. Рваная форма бывает гармоничной по отношению к содержанию. Но бывает и дисгармоничной. В первом случае это творчество, во втором - недостаток мастерства в ремесле или лень потрудиться.
Рваность вынуждает воспринимать стихи с паузами. В живой речи, в общении тоже существуют выразительные паузы, отражающие эмоции или даже проявления состояний души.
В музыке тоже бывают паузы, отражающие то же самое.
Наверно, можно сказать, что форма стихов (ритмика, длина строф, размер) это уже наполовину музыка. Есть содержание, где гармоничен рубящий ритм, а для другого содержания гармоничен певучий. Что-то в ритме танго, что-то в ритме вальса.
На мой вкус, хорошими стихами бывают именно такие гармоничные сочетания, когда вдохновенному содержанию соответствует музыка (форма), их гармоничное сочетание и вызывает восторг от стихов.
Тут вот такая проблема есть для всех. Мастерству в ремесле можно научиться, постигая теорию, и набираясь практики (кто не ленив). А вот вдохновение - это какой-то дар свыше, причём не постоянный даже у хорошего поэта. Помнится, в одном из стихов Бэлла Ахмадулина эту проблему подняла:
Я кричу, но как пар изо рта,
Округлилась у губ немота.
Это она о покинувшем вдохновении для творения стихов.
Поэт, это человек, который испытывает вдохновение, имеет творческое отношение к словесности и наработанное мастерство гармонизации формы.
А всё вместе это даже и не раскладывается на части, когда поэт творит. Сперва испытывает вдохновение, эмоции, потом начинает выражать их словами, из которых в результате складывает музыку формы, конструируя фразы.
Реже бывает, что в красивую форму умело заливается хорошее содержание. Это примерно, как если бы композитор сочинил красивую музыку, а потом хороший поэт смог в эту конструкцию вписать, как пазлы, слова так, что получается песня, которая не бывает ни без музыки, ни без слов.
Не человек — кто в наши дни живёт.
1918 г.
По поводу формы: иногда слишком поломанный синтаксис на самом деле, за что и ругали ее современники, сложно понять, н-р «Попытка комнаты». Прямо взрыв мозга. Пробираешься через слова.
То, что вышагивал ногами, это хороший образ для его формы. Причём не ровно вышагивал, а с припрыжкой и приплясом. Но мне думается, что это не было - сперва форма, а потом содержание. Это вторично форма самих содержательных слов создавала такие ритмы, конечно, с конструктивным участием поэта. Главное, он не отказывался от неологизма, словообразованного образа ради ровного ритма, если это слово не влезет в эту ровность или систематизированную неровность. Мне приходит такая ассоциация ритмики (формы) стихов Маяковского - пляшущая.
А вот, например, если бы содержание было не оптимистическим, а скорбным, то тогда это была бы рыдающая ритмика. А если бы содержание было философско-пессимистическое, то это была бы мятущаяся ритмика. В этой рваности, неровности.
Но есть и ровная ритмика с теми же эмоциональными оттенками, только требует большего труда и порой компромисса между точностью выразительности содержания и формой.
Сопоставление с поэтом. Герострат, чтобы прославить свое имя, сжигает храм. Поэт, чтобы прославить храм, сжигает себя.
Наверное поэтов можно разделить ещё и по признаку вампиризма: одни подпитываются из сложившейся ситуации, другие создают ситуацию сами и подпитываются. Окружающие не в счёт, конечно. Храм требует жертв
Мне кажется, мы всегда ситуацию сами создаём, хоть и неосознанно иногда.
Да мало ли кирпичей падает на чужие головы, а поэт, чисто случайно проходил мимо и вдохновился
А вообще, все у нас из детства…
https://tsvetaeva.narod.ru/WIN/prose/chert.html
Не для миллионов, не для единственного, не для себя. Я пишу для самой вещи. Вещь, путем меня, сама себя пишет. До других ли и до себя ли?
…
Писать из-за денег — низость, писать ради славы — доблесть. …
Писать из-за чего бы то ни было, кроме самой вещи — обречение вещи на ровно-день. Так пишутся, и может быть и должны писаться, только передовицы.
Марину Ивановну вон как колбасило, одних только эпистолярных романов - не счесть. Лирик должен быть немного влюблен … и безумен
Этой характеристике по мнению МЦ отвечали Б.Пастернак, О.Мандельштам и - в наибольшей степени - Тихон Чурилин, которого она узнала и полюбила после его выписки из сумасшедшего дома, в котором впоследствии он и скончался). Ну и сама она, конечно.
Вот, что она писала Б.Л.Пастернаку в октябре 1935 года:
"Я сама выбрала мир нечеловеков — что же мне роптать?
______
Моя проза: пойми, что пишу для заработка: чтения вслух, т. е. усиленно-членораздельного и пояснительного. Стихи — для себя, прозу — для всех (рифма — “успех”). Моя вежливость не позволяет мне стоять и читать моим “последним верным” явно непонятные вещи — за их же деньги. Т. е. есть часть моей тщательности (то, что ты называешь анализом) — вызвана моей сердечностью. Я — отчитываюсь. А Бунин еще называет мою прозу “прекрасной прозой, но безумно-трудной”, когда она — для годовалых детей."
Поэтика её писем, её прозы, её статей высока ясна и образна, неологизмы и трудно воспринимаемое она оставляет себе, т.е. стихам, - "Стихи - для себя"...
Для того, чтобы воспевать японские вазы — или край ноготка Вашей возлюбленной <над строкой: (вам, эстеты) фаянсы, (вам, футуристы) небоскребы> — достаточно казаться.
Чтобы говорить о Боге, о солнце, о любви — нужно быть.
И тем не менее просто бабочка и просто описание старика, идущего в булочную скучны и банальны, у стихов должны быть какие-то более глубокие смыслы, хоть одно второе дно, на мой взгляд. Иначе зачем? Даже художественная фотография - не просто фотография.
Обязательно немного влюблен! И горе еще, как выяснилось, вдохновляет:
Это правда.
Удивительное дело, но счастливые мало пишут стихов. Горе хочется нести в массы. Почему так?
А мужчины наши - молодцы! и Орлы! лично я горд рядом с ними на одном сайте находиться
Ну тогда писать натюрморты и пейзажи, тоже скучно и банально. Вокруг старика, идущего в булочную можно много чего накрутить.
когда появится хоть одна женщина в обсуждении, мы у нее и уточним
И лично от себя:
о высоком
поэт окинув зорким оком
все что вокруг таки изрек
писать бы надо о
глубокомвысокоми поглядел на потолок
как объяснить двумя строками
кошмар открывшийся уму
топтать высокое ногами
непозволимо! никому! –
а тут наглядная непруха
(взгляд устремил туда на кой):
по потолку бродила муха
топча высокое ногой...
Как можно всё-таки устать-
От башмаков, всегда не новых,
И от общественных столовых,
И от попыток кем-то стать...
Своеобразие Марины Цветаевой - поэта и человека - в том, что она уже в юности стала - и не кем-то, а поэтом. Уже в 20-летнем возрасте она уверенно пишет программный стих:
* * *
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берёт,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Коктебель, 13 мая 1913
Будущее она столь же блестяще видит не только своё. Вот, что пишет она будущему автору романа "Доктор Живаго":
"А знаете, Пастернак, Вам нужно писать большую вещь.
Это будет Ваша вторая жизнь, первая жизнь, единственная
жизнь. Вам никого и ничего станет не нужно. Вы ни одного человека не заметите. Вы будете страшно свободны. Ведь Ваше «тяжело» — только оттого, что Вы пытаетесь: вместить в людей, втиснуть в стихи. Разве Вы не понимаете, что это безнадежно, что Вы не протратитесь. (Ваша тайная страсть: протратиться до нитки!) — Слушайте, Пастернак, здраво и
трезво: в этом веке Вам дана только одна жизнь, столько-то лет, — хоть восемьдесят, но мало. (Не для накопления, а для протраты.) Вы не израсходуетесь, но Вы задохнетесь. Пена вдохновения превратится в пену бешенства, Вам надо отвод: ежедневный, чуть ли не ежечасный. И очень простой: тетрадь".
Где их никто не брал и не берёт,"
Из письма М.И. Цветаевой Б.Л.Пастернаку:
"Да, Борис, о другом. В Днях перепечатка статьи Маяковского о недостаточной действенности книжных приказчиков. Привожу Дословно: “Книжный продавец должен ещё больше гнуть читателя. Вошла комсомолка с почти твердым намерением взять, например, Цветаеву. Ей, комсомолке, сказать, сдувая пыль со старой обложки, — Товарищ, если вы интересуетесь цыганским лиризмом, осмелюсь предложить Сельвинского. Та же тема, но как обработана! Мужчина! Но это все временное. Поэтому напрасно в вас остыл интерес к Красной Армии; попробуйте почитать эту книгу Асеева”. И т. д..
Передай Маяковскому, что у меня есть и новые обложки, которых он просто не знает.
Между нами — такой выпад Маяковского огорчает меня больше, чем чешская стипендия: не за себя, за него.
“Но всё это — временное”, а —
“Время — горе небольшое:
Для того, чтобы воспевать японские вазы — или край ноготка Вашей возлюбленной <над строкой: (вам, эстеты) фаянсы, (вам, футуристы) небоскребы> — достаточно казаться.
Чтобы говорить о Боге, о солнце, о любви — нужно быть.
Прочтите стих моего товарища. Думаю, что он есть, а не кажется. И ещё думаю, что не темы стихов, а их идеи и результат их воплощения представляют нам подлинных поэтов.
Борис Тучин.
Ваза.
Создание японских чудотворцев ,
Волшебная фарфоровая ваза -
С драконами, глядящими свирепо,
С диковинными южными цветами,
С красавицею, нюхающей лотос
И с цаплей на почти прозрачных стенках -
Стояла где-то в пыльном захолустье.
В ней дотлевали бледные соцветья -
Безвкусные бумажные подделки,
А рядом выцветали молчаливо
Столетние фамильные портреты
И пахло нафталином и корицей.
И редкие стареющие гости
Заученно и пошло изумлялись
В угоду умирающей хозяйке
Японским хрупким чудом из фарфора...
Потом её решили сбыть за деньги
И бережно укрыли, как младенца,
И мягко покатили по асфальту
В рокочущем большом автомобиле -
Обречь услугам комиссионеров.
На подступах к большому магазину
Она неудержимо заскользила
Из потных рук последнего владельца
И под ноги насмешливым прохожим
Рассыпалась на тысячи осколков -
И будто перестала быть собою.
Но маленькое стёклышко с драконом
Попало в любознательные руки
Трёхлетнего курчавого мальчишки,
Вцепившегося в маму от восторга.
И начались извечные вопросы -
Кто, почему, зачем такое сделал?
Тогда впервые деятельный мальчик
Увидел романтические страны,
Впервые заглянул в необозримость
Великих человеческих фантазий -
И всё это сквозь маленький осколок
Разбившейся, но не умершей вазы.
Ну не знаю. В России долгое время не было особенного заказа ни от властей, ни от оппозиции. Серьёзного заказа, прогремевшего на весь интернет. Песенки умышленно оставляю в сторону. С этим всё понятно. А вот чистая поэзия?
Ну два полярных проекта: Зэт - поэзия и "Гражданин поэт", как театр одного актёра. Что ещё? Ломовой? Ну не знаю, он всем на вентиляторы кой-чего накидывает)).
Поэтому сейчас ещё сложно судить. Понятно, что всяк поэт хочет писать что хочет (реагируя ситуационно), печататься без помех и ещё получать за это на хлеб с маслом, как минимум.
Но призыв поэта к государству, не мешать ему писать то, что он хочет везде и всегда, наивен до цвета детской неожиданности. Ибо поэт, в отличии от государства ни за что кроме своих стихов, не отвечает. Да и за них не всегда. Особенно через некоторое время. Типа : время было другое и я был другим. Ага. Мы так и поняли.
К тому же, пока есть интернет, любой может выкидывать в Сеть свои оды и пасквили мегатоннами. Другое дело, хрен тебя заметят. Одного таланта мало. Если тебя не купят, ты не зазвучишь на всю Ивановскую - это факт. Если тебя купят, тебе придётся иногда соответствовать. Даже если ты зазвучишь, каким-то чудом, раньше чем тебя купят...ну заглушить это звучание можно очень просто. Просто лишить площадок. Даже в СМИ. Ю-тюб не даст соврать)).
И потом можешь хоть сто раз на дню кричать, что ты глас Божий, пишешь на несколько веков вперёд...никому не интересно. Государство и оппозиция существуют здесь и сейчас. Точка.
В общем всё сложно.
Только два момента:
1. По поводу нежелательности иметь ввиду только "Пушкина", или только "Маяковского".
Ну послушайте, ведь этими только современные сетевые авторы постоянно тычут в нос друг другу.
Тож же спор о рифмах, о длинных стихах - это спор Золотого и Серебряного века. Последний отрицает нарратив. Новая поэзия а-ля "Маяковский" отрицает всю эту образную поэзию с её символизмом, аллюзиями и отсутствием динамического сюжета.
Значит Пушкина отрицать нельзя, а современного автора, пишущего в стиле Золотого века можно? Прикольно... И в стиле Серебряного века, тоже уже можно. Тоже прикольно...
Я там в своей конспирологической теории забыл упомянуть ещё два момента:
СВ отличается от ЗВ ещё и уходом от реализма. И не только в стихах. Та же живопись. Плюс появляется ряд течений, спорящих между собой - кто из них божественнее дудит. И постоянные разборки.
Сейчас это всё перетекло и в современность: поэтические тусовки, уровнем чуть пониже поэтических школ, все эти слэмы в чебуречных и семинары поэтов с непонятными перспективами. Там учат писать стихи? Кто учит? То есть понятно, что известные поэты. Но...они чьих будут? Мы уже все привыкли делить и ранжировать их по школам, течениям и т.п. Если вне этого - уже не привычно. Это первая часть.
А ведь как верно...
Другое дело, что любая такая школа выступает в качестве мавра,который должен уйти, сделав своё дело.
Но мне думается, что все возможности уже перебрали и сейчас, да - смысла в этих школах и течениях особого нет
Сейчас есть тусовки. Вполне достаточно
Такая себе конспирологическая теория, конечно)).
Однако создаётся впечатление, что авторы и публика Золотого века, так предельно серьёзно к поэзии не относились. Не обожествляли её, что ли. Наверное у дворянства были другие приоритеты, а поэзия, театры, музицирование, акварели в альбомчиках, это уже так...досуг скрасить.
А вот Серебряный век уже видит в поэзии нечто большее.
Отсюда, наверное и ревность Цветаевой к возможностям кропать стишки кому не попадя и некая озлобленность в отношении не эталонных поэтов, оскверняющих своими жалкими стишками - санкта санкториум.
ИМХО, конечно
Метаморф (01/08/24 13:11) •