Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Почему я не критик
Диспуты и опросы
Автор: Михаил_Пучковский
В сети - практически, на любом поэтическом сайте - много стихотворений, которые мне не нравятся. Наверняка, то же самое, положа руку на сердце, может сказать и каждый из тех, кто посещает эти сайты. Почему стихи могут (могут - ключевое слово) не нравиться? Во-первых, потому, что они могут быть объективно не хороши, как у того хрестоматийного Незнайки - "Знайка шел гулять на речку, перепрыгнул через овечку". Стихи, написанные благодаря зудящему желанию их автора срочно что-либо как-либо зарифмовать и опубликовать. Как правило - там весь букет: штампы и клише в образной системе, бедная или очень неточная рифма, мораль в духе Капитана Очевидность. Часто встречал, например, плохо зарифмованные бородатые анекдоты. В ту же копилку - проблемы со звукописью, "сдвигологии", делающие текст "корявым", трудно читаемым. "До кучи" - произвольно скачущий размер, при том, что задан не дольник и не вольный стих, а вполне себе силлабо-тоника. Ну и еще много кой-чего, никому не объять необъятного (ТМ).
Во-вторых, могут быть тексты, в которых встречаются интересные живые образы, мысль, чувство - но всё это "убито" отсутствием техники, описанными выше "ляпами". Это очень часто вызывает такое же зудящее желание поправить, подсказать автору, как спасти нетленное мерами косметического ремонта.
И в третьих - вполне ровные и даже безупречные в техническом отношении тексты, которые не вызывают в душе ровным счетом никакой ответной реакции. Или открытое и явное неприятие. Носители незнакомого и непонятного мировосприятия и мироощущения. Иногда - полностью чуждого мне мироощущения, вызывающего отторжение и протест. Иногда - просто непонимание и равнодушие. В принципе, по каждому из этих поводов так и подмывает иной раз потребовать микрофон: "Ша! Имею сказать пару слов."
После десятилетнего пребывания в сети, наполненного боестолкновениями с этими тремя категориями сетевых авторов и их многочисленными подвидами, я сознательно отказался от того, что принято называть критикой, то есть, от публичного выражения несогласия с авторами так или иначе раздражающих меня текстов. Как-то перестал видеть в этом смысл. Первую категорию исправить невозможно в принципе, потому что обильно рифмующий "Незнайка" совершенно искренне не видит разницы между собой и Пушкиным. А что? Тут в рифму и там в рифму, тут в столбик и там в столбик. И никто его никогда и никакими силами не разубедит в том, что козни завистников - не его случай, потому что завидовать там ровным счетом нечему, даже принимая во внимание разного рода количественные показатели в авторской статистике. Впрочем, учитывая количество равновеликих авторов на сайтах со свободной публикацией, могут быть и козни, чего уж там, ха-ха-ха.
Что касается второй категории, авторы которой совсем не безнадежны, но, увы, часто недообразованы и ленивы в смысле самосовершенствования (да я и сам из этих, плавали, знаем!), то здесь решающим фактором отказа от критики становится для меня роль авторского эго, моментально превращающего любой сколько угодно конструктивный диалог в "пиписькометр" на зашкаливающих эмоциях. Ну что поделать, если это совершенно стандартная и предсказуемая реакция эго - воспринимать любое слово, не содержащее поглаживания и одобрения, как "удар кнутом" (ТМ), то есть - действие, имеющее целью доставить боль, унизить, оскорбить. И никак иначе. Если разговор ведется не с позиции эго, у него есть шансы развиваться мирно и конструктивно. Но эго творческого человека, как всеизвестно, особенно чуткое и сторожкое, оно не может так вот запросто упустить момент самоутвердиться, а сделать это оно может, только потеснив и ущемив другое эго. Это неизбежный переход в плоскость выяснения личных отношений, что мы постоянно и наблюдаем.
Ну а о третьих - тут и говорить-то бесполезно, каково оно - спорить о мировоззренческих вещах с людьми, с которыми у тебя в данной плоскости нет ни одной общей точки, за которую можно бы зацепиться, чтобы прийти к маломальскому взаимопониманию. Тоже верный путь к бессмысленному и беспощадному "холивару". Но в процессе этого "холивара" эго будет откровенно любоваться собой - красивыми аргументами, остротой языка, умением найти слабое место оппонента, куда так сподручно бывает ткнуть острой палкой. Что, спросите, не тыкал? Да щас. И еще как. Но, в конечном итоге, кроме простых радостей самолюбования, это ничего не дало. Ни мне, ни, тем более, другим.
Хороших стихов в сети, да и вообще - в мире, мало, по определению. И не может быть много. Думаю, это общеизвестно. Поэтому радость от встречи со стихотворением, которое для тебя (хотя бы и субъективно) - живое и настоящее - лучший повод для комментария. Радость и благодарность. Радость встречи и радость узнавания родной души, звучащей в унисон с твоей. Это не разрушает. Делиться этим - нормально и естественно, я считаю. Хотя, это и не пресловутый "литпроцесс". Да, это просто человеческое общение, которого нам всем не хватает, иначе с чего бы нам дневать и ночевать в виртуальном мире литсайтов. Только не путайте это с "теплышками", вот тоже мерзенькое словечко. Радость хороша, когда она бескорыстна. И ведь согласитесь - похвалить (а не лизуть) - часто труднее, чем качественно выругать.
Я не призываю отменить и упразнить критику. Я призываю, прежде, чем сказать слово, оценить собственные мотивы. И удержаться, если управляет в данный момент негативная эмоция или острое желание эго выспаться на подходящем материале - его всегда больше, чем достаточно. Соблазн велик, что уж там. Как только просыпается критический зуд - пытаюсь отследить мотив, что во мне работает и движет мной в сей момент: желание помочь автору текста со всем к нему и его работе уважением, или отчетливое понимание того, что я стою на две-три ступеньки выше в творческой иерархии и мне с бугра виднее?
Без института "тьюторства" на хороших литсайтах многие застряли бы, каждый на своем уровне. И дзен-буддистский "волшебный пендель", как орудие просветления, тоже никто не отменял. Вопрос в своевременности отгрузки и готовности ученика его принять. Тут, видимо, стоит иметь в виду, что дзенский ученик добровольно соглашается принимать от учителя наставления в поджопном и подзатылочном эквиваленте. Как ни крути - самый лучший, уместный и полезный совет это тот совет, о котором попросили, и методы, о которых договорились "на берегу". Навязать себя в качестве ментора, начать разговор сверху вниз - сомнительный способ добиться чего-либо конструктивного, нет?
Опубликовано: 08/01/14, 13:33 | Просмотров: 3985 | Комментариев: 264
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии: « 1 2 3

Миша, народ зачем на такие вот сайты ходит? Стихи чужие почитать? Не без этого...)
Но главная цель - себя показать и с коллегами потолкаться.
А критика - инструмент самопиара и отдавливания конкуренту выступающих частей!)
Любой сайт - некий социум. А в социуме всегда присутствуют вихревые потоки, направленные снизу вверх и наоборот.
Можно либо самоутверждаться, либо падать на дно. И каждый выбирает себе способ самоутверждения.
Некоторые через напускную кротость и толерантность, другие через эпатаж... Третьи надевают маски умников и интеллектуалов... Да мало ли!)
Но это все игра. И не более того...)
Арсений_Платт  (08/01/14 15:45)    


Здравствуй, маска! Да, кому чего не хватает. За народ не скажу, но за себя - таки сказал )
Михаил_Пучковский  (08/01/14 16:01)    


Ну, маски умника у меня нет... По размеру не подобрал!)
Арсений_Платт  (08/01/14 16:02)    


А на фига она тебе? )
Михаил_Пучковский  (08/01/14 16:05)    


А на всякий случай...)
Иногда на такой маскарад попадаешь, что все другие маски тут же выдают с головой!)
Особенно такие масочки популярны у поэтов мужеского пола после сорока и у поэток до тридцати пяти...)
Арсений_Платт  (08/01/14 16:15)    


"на всякий случай" нужна маска долбо@ба, умище прятать biggrin
Михаил_Пучковский  (08/01/14 16:17)    


Это уже состояние без маски!)
Снял и тут же спрятал!)
Арсений_Платт  (08/01/14 16:20)    


не кажыть, куме. иногда дурака включить - самое милое дело. главное - чтобы уметь выключить, пока не приросло.
Михаил_Пучковский  (08/01/14 16:25)    


Не знаю, как ты себе это видишь, но те, которые мне не нравятся, для меня - инопланетяне, люди других измерений. Они никак не могут быть конкурентами. Те, кто нравится - братские сердца, тут тоже какая может быть конкуренция. И вообще - какую тут прибыль делить - не понятно. Читателя хватает на всех. А поскольку читатель в сети синоним писателя, то если всех бодать, заработаешь ярлык "баран" и падение интереса, с точки зрения маркетинга. Так что сомневаюсь я. Если только из спортивного интереса. Это честно, тем и хорошо )
Михаил_Пучковский  (08/01/14 16:23)    


В любом братстве есть конкуренция. Желание сделать свое дело лучше других - совершенно нормально. Ты не путаешь здоровое стремление к совершенству с интригами, подкопами и коварствами?)
Арсений_Платт  (08/01/14 16:29)    


не, не путаю. и конкуренции не ощущаю. мне ж никто не мешает делать лучше. если кто и мешает - то я сам. а лучше ты или не лучше чем кто-то еще (если не говорить о всякой заведомой халтуре) - это чистой воды вкусовщина, ни фига объективного. кому консоме, а кому и поросячий хрящик.
Михаил_Пучковский  (08/01/14 16:34)    


Если я преувеличиваю, то ты преуменьшаешь...
Пускай искомое будет посередине. Этакое честолюбие с человеческим лицом!)
Арсений_Платт  (08/01/14 16:41)    


я же свою позицию излагаю, она актуальна на сто сорок шесть процентов только для меня, для остальных - либо никак, либо частично. я так думаю, это нормально. Поэтому и назвал - "Почему я не критик", а не "Почему критика - фигня".
Михаил_Пучковский  (08/01/14 16:44)    


Два названия, приведенные тобой, очень смахивают на синонимы...)
Арсений_Платт  (08/01/14 16:51)    


Разница в том, что я вам не скажу за всю Одессу. А вообще, если разобраться, то я совсем не тварь дрожащая, и право имею. Песать стехи? Да пожалуйста, умею. Если шорт-лист Волошинского конкурса не аргумент, то я уж и не знаю, что тогда аргумент. В литинституте слушали и ничего, не морщились ) Высшее филологическое? Да пожалуйста, филфак МПГУ им. Ленина, не баран чихнул. Так что читайте рецки и мотайте на ус, любезные коллеги )
Михаил_Пучковский  (08/01/14 16:58)    


Катарсис.
Александр_Измалкин_2  (08/01/14 15:28)    


Поздравляю, чо biggrin Жить стоило ради этого.
Михаил_Пучковский  (08/01/14 15:59)    


Wow! Второй катарсис последовал за первым стремительным домкратом. biggrin
Александр_Измалкин_2  (08/01/14 17:18)    


а ты катарсис с оргазмом не путаешь? cool
Михаил_Пучковский  (08/01/14 17:22)    


На самом деле, Михаил, вы конечно понимаете, что есть она, та самая - желанная - четвёртая категория пишущей братии. Только рассеяна она по бескрайним просторам Инета.) И есть цель - сделать сайт местом встречи "Четвёртой категории".)
Кудинов_Виктор  (08/01/14 15:06)    


Это здорово, но она всегда проигрывает в количественном отношении. Так уж всё устроено.
Михаил_Пучковский  (08/01/14 16:02)    


Ну, "настоящих буйных мало"(с), просто от них вони много, вот и кажется, что они довлеют.))
Кудинов_Виктор  (08/01/14 16:22)    


не, я просто считаю, что настоящего всегда и во всем меньше, чем эрзаца, по определению. вот что настоящее, а что - не вполне - это уже вопрос...
Михаил_Пучковский  (08/01/14 16:27)    


Согласен.
Кудинов_Виктор  (08/01/14 16:30)    


ай, хорошо сказал, Михаил! подписуюсь практически под каждым словом...)))
Nina_Nova  (08/01/14 14:56)    


Ну хорошо, что есть попадание )
Михаил_Пучковский  (08/01/14 16:03)    


Михаил, спасибо за нужные слова. Буду думать и мудреть.
СветланаПешкова  (08/01/14 14:15)    


Если нужные - мне просто повезло ) Не хотел ведь быть ментором, а так вышло, просто по другую сторону баррикад ) Смеюсь, ага. Не удержался, попиарился на острой темочке biggrin
Михаил_Пучковский  (08/01/14 14:32)    

Продолжение списка комментариев: 1-10 11-20 21-25

Рубрики
Рассказы [1127]
Миниатюры [1108]
Обзоры [1450]
Статьи [458]
Эссе [208]
Критика [98]
Сказки [246]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [158]
Мемуары [53]
Документальная проза [84]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [10]
Афоризмы [25]
Фантастика [162]
Мистика [77]
Ужасы [11]
Эротическая проза [6]
Галиматья [299]
Повести [233]
Романы [79]
Пьесы [32]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2372]
Тесты [26]
Диспуты и опросы [114]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [487]
Проза пользователей [195]