Биограф Мунка Сью Придо отмечает, что близ холма Экеберг (с него открывается вид на Осло-фьорд, изображённый на картине) располагалась крупнейшая скотобойня, неподалёку от неё находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка, Лаура.
Ты знаешь, Лаура, они молчали, Но требовали выставку закрыть – "Из уважения к искусству". Не думай – я совсем не опечален. Как можно мне не распознать игры – Антипатического чувства
К плодам "нечестного труда". Ты помнишь, Однажды, задержавшись на холме Недалеко от скотобойни, Я был невыносимостью наполнен, Держал в себе и расплескать не смел. Не расставаться бы с тобой мне,
Но гонят прочь духовники – ты плачешь? Над фьордом, раскалённее печи, Всепоглощающая сфера. А воздух искривлён и непрозрачен, Но выход ищет лава. Ты кричишь? Во мне самом увидев зверя.
Tortila, перечитала несколько раз (с первого раза сложновато для понимания было) - и чем больше читаю, тем больше нравится.
Последняя строфа просто отличная, точно в картину Мунка попадает. (Мы очень много об этом "Крике" в свое время говорили на одном из моих порталов, потому я его уже давно воспринимаю по-особенному.)
Марго, спасибо. Наверное, это тот случай, когда автор призывает читателя узнать больше не только о картине, истории её создания, но и о самом художнике. Мунк был новатором, и его творчество долго вызывало яростное неприятие. В 1892 году в Христиании(Осло) проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана, художника-пейзажиста, имевшего репутацию консерватора. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал — консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников — привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией.(с) И ещё: Мунк так описывает источник своего вдохновения: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.(с)
Tortila, спасибо за информацию. Из последнего, кстати, я поняла, что Мунк — родственная мне душа по восприятию окружающего мира; только его к кистям и полотну тянуло, а меня — к фотоаппарату: зафиксировать мгновение, которое не столь прекрасно, сколь неповторимо.
Еще как близок, Тортила!)) У Бродского встречается описание деталей этого мира, которое просто через мою душу прошло. Удивляюсь, как ему удалось именно такими точными словами из нее, из мой души, это вынуть.
Рифма какая классная: "скотобойни - с тобой мне"!
Последняя строфа просто отличная, точно в картину Мунка попадает. (Мы очень много об этом "Крике" в свое время говорили на одном из моих порталов, потому я его уже давно воспринимаю по-особенному.)
Наверное, это тот случай, когда автор призывает читателя узнать больше не только о картине, истории её создания, но и о самом художнике. Мунк был новатором, и его творчество долго вызывало яростное неприятие.
В 1892 году в Христиании(Осло) проходит персональная выставка Мунка, которая неожиданно приводит в восхищение Адельстена Нормана, художника-пейзажиста, имевшего репутацию консерватора. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал — консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников — привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Мунк, к этому времени привыкший стойко сносить насмешки и ругань со стороны критиков, отнёсся к ситуации с нескрываемой иронией.(с)
И ещё:
Мунк так описывает источник своего вдохновения:
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу.(с)