Друзья!
Достаточно часто в процессе написания стихотворения у каждого из нас может возникнуть необходимость с кем-то посоветоваться, задать вопрос о правильности написания того или иного слова, применения того или иного словосочетания.
И вот тогда мы начинаем «бороздить просторы Интернета» в поиске ответов на возникшие вопросы. Но получить конкретный ответ на конкретный вопрос зачастую очень проблематично.
Школа Поэтического Мастерства решила организовать специальный раздел на своей странице для того, чтобы любой нуждающийся в помощи мог бы задать свой вопрос «собратьям по перу» и получить ответ в кратчайшие сроки.
Пожалуйста, не путайте этот раздел с разборами стихотворений в наших мастерских. Здесь мы ждём от вас лишь "быстрых вопросов", ответы на которые не потребуют слишком больших затрат времени.
Коллегия ШПМ.
---
Возможно, ответ на ваш вопрос уже есть в предыдущих "шпаргалках":
Шпаргалка-1 (быстрые вопросы и ответы) Шпаргалка-2 (быстрые вопросы и ответы)
распустить на петли или распустить по петлям?
"По петлям" - думаю, можно так сказать, но это уже из области технических тонкостей вязания, когда процесс ведут медленно, по одной петельке... Типа, перебрал гречку "по крупинке". Для стихотворения лучше универсальный вариант "распустить петли".
и распустил (
на/по) петли тонкую(-ой) шаль(-и) рассветаКакбэ изделие было, но остались... петли? может пряжа?
Беспечно в пепел вопьются корни -
венкам печали цвести пора.
В степи останутся непокорные:
Корнилов, Неженцев, et cetera.
Разбега душам не нужно вовсе,
им хватит пороха и гранат -
с телами вместе оружие бросят,
и за бессмертием улетят.
Грехи заранее им отпущены,
и покаяние ни при чём,
Россия так отмечает лучших -
венцом терновым и мечом.
а что именно не нравится?
Не знаю...
Я бы не менял.
В последней строке недобор слогов сильно заметен.
И тем он заметнее, что ритм в ней чёткий, ямбический, а везде - неровности дольника.
А если "и мечом" в другую строку перенести, цезурой слог заменить?
венкам печали цвести пора.
В степи останутся непокорные:
Корнилов, Неженцев, et cetera.
-/-/--/-/-
-/-/--/-/
-/-/--(/)-/--
-/-/--/--/
Разбега душам не нужно вовсе,
им хватит пороха и гранат -
с телами вместе оружие бросят,
и за бессмертием улетят.
-/-/--/-/-
-/-/--/-/
-/-/--/--/-
/--/--(/)-/
Грехи заранее им отпущены,
и покаяние ни при чём,
Россия так отмечает лучших -
венцом терновым и мечом.
-/-/--/-/--
/--/--(/)-/
-/-/--/-/-
-/-/-/-/
Для наглядности нарисовала. Дольник, тяготеющий к единообразию, особенно в начале.
Ударений (считая полуударения) везде по 4, всё нормально. Но в последней строке ритм сразу отличается. То есть, надо изменить эту строку как-то так, чтобы ритм в ней чуть сбился (удлинить хотя бы один междуиктовый интервал). Тогда всё будет органично.
Ну, как-то так:
Терновым венцом и (пам-пам) мечом.
-/--/--/-/
Или:
Венцом терновым (пам-пам) мечом
-/-/--/-/
-/-/--/-/-
-/-/--/-/
-/-/--!-/--
-/-/--!--/
-/-/--/-/-
-/-/--!-/
-/-/--/--/-
-!-/--!-/
-/-/--!-/--
-!-/--!-/
-/-!--/-/-
-/-/--||-/
Возможно в серединке она отличается, несколько правок было, ооднако финальная строка не менялась. Я понял Вас с первого раза, но по моему мнению в там 3 ударения. Вместо четвёртого ударного - трибрахоидная пауза(я нашёл правильное название сего чуда):) Это не ошибка, но каким образом показывать это в тексте? Единственное, паузу лучше делать после "и", тогда сбоя нет. Здесь ещё "отмечает - мечом" по замыслу должно обращать на себя внимание, но, похоже, не работает:(
но каким образом показывать это в тексте?
Ритм должен чувствоваться без графических указаний.
Никак Вы это в тексте не покажете.
Все прочитают по схеме -/-/-/-/
Ну, если угодно, -/-/-(/)-/, то есть, на И полуударение падает. Как и в строчке
пушки с крепости палят
/-/-(/)-/
Можно прочитать это место безударно, получится пиррихий обычный, пропуск схемного ударения в двухсложном размере. Но пиррихии и спондеи не определяют метр.
Венцом терзающим и мечом?
-/-/--!-/
/венкам терновым/
/ поставлю, чтобы догадаться проще было...
По ритму "терзающим" лучше, конечно, но само определение мне не очень. Представляется живой такой венец, который не просто впивается в голову, а когтит её, как хищный зверь. Но не исключаю, что кому-то именно это понравится...
2. Когда Новый год становится старым (но не старым-новым)? Пока что я знаю что только 31 декабря.
А у меня ещё вопросы:
"из" города или/и "с" города?
"из всей" страны или/и "со всей" страны?
===
ИЗ города - правильно.
С города - неправильно. Допустимо только как образец просторечия в каком-то произведении:
- Мы деревенски, а оне с города приехали.
СО всей страны - правильно.
Из всей страны - правильно.
Зависит от контекста:
Со всей страны съехались представители...
Из всей страны только два ч-ка стали чемпионами в этом виде спорта.
Столица выкачивает деньги из всей страны.
А 1 вопрос, как раз из русского языка, я про новый и старый год, а не про НСГ. То есть про год, а не про праздник. И я не о правилах раз их нет, а скорее о прецедентах.
Сорри за влаз........но аппетит разбудили.)))
как называется щенок собаки породы чихуа-хуа?
Волк - волчёнок, лиса - лисёнок, олень - оленёнок... У меня только одно продолжение этой цепочки, и, разумеется, непристойное. Так что лучше не продолжать) Так и сказать: щенок чихуа-хуа не ест варенье из фейхоа.
"Остановиться, пот вытереть, устало"
Вот перед наречием "устало" запятая вроде бы не нужна, но требуется пауза, и что делать - ума не приложу. Помогите разобраться - может там запятая стоять или нет?
Но категорически это утверждать, не видя контекста, я бы не рискнул)
... окутаться едким дымом на радость прочим, сгореть, отдавая ладан в ладони ветра, рождая его порывы осипшим стоном, осыпавшись тонной боли, прилечь, устало.
Остановиться, пот вытереть(,) устало окутаться едким дымом на радость прочим, сгореть, отдавая ладан в ладони ветра, рождая его порывы осипшим стоном, осыпавшись тонной боли, прилечь, устало.
Я правильно понял?
Тогда всё зависит от обстоятельств.
Если устало вытирается пот – зпт уместна только после наречия.
И никакой паузы там не требуется, как по мне.
Если «устало окутаться едким дымом» (почему бы и нет?)) – только перед.
Но перед вторым «устало» я бы её однозначно убрал («прилечь устало»).
При условии, что наречие и правда венчает данное предложение.
А заодно избавился бы и от него самого.
Либо подобрав надлежащий синоним.
Либо как-то перефразировав)
Наши преподаватели подобные задания как-то иначе называли. Тогда и дизайн назывался "художественное конструирование".)
кстати, интереса ради забила это слово в поисковик на ютубе, там его тоже все произносят с ударением на второе "у":
https://www.youtube.com/watch?v=blAWwCqVunk
https://www.youtube.com/watch?v=sMLeClkMBY4
У меня закралось сомнение по поводу ударения :
"наноснОе" и "нанОсное".
Подскажите пожалуста, грамотные люди, как правильно?
И я нашла - и то, и другое употребляется)
1. наноснОе - в переносном смысле,
2. нанОсное - в буквальном,
например: 1. "Если убрать все наноснОе, ненастоящее...то мы увидим, что..."
2. "нанОсный грунт подвержен осадке" или "наНОСная часть шлема выполняется из мягкого материала"(наНОСсный в данном случае выступает в качестве прилагательного от слова НОС:)
"К августу устало лето париться,
загрустило, все дела забросило,
закатилось перезревшей падалицей
в паутину подоспевшей осени"
И мне говорят, что оно сбоит, но я знаю, что, например, "колокол - раcколото" и "завтра-гладиатор" - это рифмы, правда, не помню, как они называются.
Подскажите,"париться - падалица" - из той же оперы?
И принято ли, использовать только одну строчку с такой рифмой (все остальные - обычные, дактильные)?
А вот примеры вы привели "не из той же оперы"...)))
"Колокол - расколото" - обычная рифма. Можно её ещё причислить к ассонансным, но я бы не стал этого делать.
"Завтра - гладиатор" - ассонансная анаграммная рифма.
Вариантов неравносложной рифмы я видел очень много. Никаких рекомендаций по количеству на стихотворение не встречал...)))
Вера, приветствую)
У тебя хорошая неравносложная рифма. Она относится к неклассической рифме, для которой сходство окончаний не обязательно, если слова имеют достаточное кол-во сходно звучащих элементов. Центральное место среди них занимает ударный гласный звук и опорный согласный. Если плюс к этому тождественны окончания - рифма богатая, если совпадают слоги до ударного гласного - то глубокая.
Сходные элементы могут располагаться в разном порядке. Это анаграмматическая (перестановочная) рифма.
зарубежные - разубоженно,
вуалетка - проспекта,
скатерть - кстати.
Хорошее совпадение звуков до и после уд. гласного позволяет ввести дополнительный слог:
нагло - наголо,
папахи - попахивая,
театр - гладиатор...
чердак - чехарда,
саднят - палисадник.
ПАрИТьСя - ПАдАлИЦей
Сходных звуков предостаточно. ТС и Ц хоть и не тождественны, но имеют почти полное звуковое совпадение. С натяжкой эту рифму даже можно отнести к паронимической, при которой созвучие распространяется на всё слово).
Так что к рифме (в отрыве от текста) претензий нет. НО! Совершенно верно говорят о ритмическом перебое, ею вызываемом. Смотрим схему:
"К августу устало лето париться,
загрустило, все дела забросило,
закатилось перезревшей падалицей
в паутину подоспевшей осени"
/-(/)-/-/-/--
(/)-/-/-/-/--
(/)-/-/-/-/---
/-/-/-/-/--
где (/) - полуударение
Пятистопный хорей во всех строках. И лишь одно место выбивается. Рифма из дактилической (при которой ударение падает на 3-й от конца слог) становится гипердактилической. Упорядоченная схема ломается. Если уж пишешь односложным размером, то он должен быть выдержан до конца. Или же нужно так растрепать ритмическую схему, чтобы этот перебой не выглядел красной заплаткой на однородно-синем пиджаке, а всего лишь одним из ярких элементов на пёстром платье.
Итого: надо либо рифму менять (что жалко), либо превращать стихо в тактовик (что трудно), либо оставить так, но сделать вывод на будущее (что правильно))
Всё-таки, если я правильно поняла, не стоит в обычном хорее, применять неравносложную рифму - сбоит.
Придется заменить рифму на "паданкой-париться", хотя она о-очень бедная(пока что-нибудь другое не придумается), но Юля права еще и в том, что до тактовика, я пока не доросла, поскольку привыкла загонять себя в рамки ритма и теперь переступить эту черту невероятно сложно.
2. стрёмная конструкция... в принципе, можно предположить, что бок у яблока есть, ибо бок - это "сторона предмета (обычно по отношению к его передней и задней или верхней и нижней части)". яблоко не есть шар, верхняя-нижняя часть у фрукта есть. тем более, зрелость яблока уж точно проявляется цветово, бочком) посему, бочком яблоко прятаться в листве может - доказано математически))
но стоит ли? ))
Думаю, у вкусных фруктов есть на то причины.)))
А сама фраза мне нужна из-за звучания.
----
УглЯми - огорчило........придётся думать, причём любая замена не будет равноценной. (((
И спасибо дежурному преподавателю школы.)
2. решать автору...
3. мим-о проходил просто...
http://orf.textologia.ru/definit/ugol/?q=532&n=147253
Может, я спасена? )))
и тут: https://otvet.mail.ru/question/25066296
хотя источник сомнительный......
---
Да, яблоки глупые.....согласна. Надо - целиком. Для собственной безопасности. Но кому же хочется прожить всю жизнь невидимым?
И вот здесь предлагается ударение на первый слог:
http://udarenieru.ru/index.php?doc=%D0%A3%D0%93%D0%9E%D0%9B%D0%AC
Меня бы такой расклад вполне устроил. )))
Резюме: пока не буду ничего исправлять.)
http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=уголь&all=x
"Прятались бочками в листве" я бы не стал употреблять. Яблоко лежит "на боку". Картинка вырисовывается такая: опавшая листва, на которой лежат яблоки. Не похоже на "прятки".
А я вообще прочитала сначала бОчками. И думаю: неужели яблоки размером с тыкву?)))
Ну, Вы поняли, Ир-га: сравнение творительного падежа. Летел соколом, выл волком, жил трусом, прятался бочкой... (бочку трудно спрятать, потому сравнение показалось абсурдным)
Но и бочкОм лучше не надо... "Прятали бока в листве" - получше.
Я всё же оставлю Угли. Потому что категорически вариант не отрицается. А по смыслу предпочтительнее - отсыл к Угольям, чёрному цвету, Угольности. Тем паче и в целом в стише некий стилистический крен в архаику имеется.
--------
Про бочки - строчка пока звучит так : "......вырастут, прячась бочками в листве...." Сразу хотела выделить ударение большой буквой - не понравилось зрительно, убрала.)
-----------
И спасибо вышедшим из отпуска преподавателям.)
Оно висит. Это понятно из контекста.
И представьте себе яблоню в период плодоношения. У меня зрительный образ не вызывает никаких сомнений (вижу), были (и немного остаются) вопросы к грамматической конструкции (или как там её правильно назвать?)
--------
Надо было с самого начала самой лезть в гугл и не беспокоить людей лишний раз...каюсь. Всё равно не слушаюсь.)
Опять же... Я бы чисто визуально скорее представил бы: "... вырастут, показывая бочки из листвы..."...)))
Это сложный философский вопрос - что делают яблоки, наполовину скрытые в листьях - прячутся или выглядывают?))
Дающий автору свободу толкования. В зависимости от его целей и потребностей.))
------
А Юля спросила бы "С чем бОчки они показывают - с мёдом?...."))))
/--/--/--/
Не))) Про мёд не спрошу)
Если бы сразу видела полный вариант, ритм задал бы нужное ударение)
А "бочку" на ветках яблони я таки видела. Плеть тыквы влезла метра на 2 на дерево, а потом дала плод. Он разросся до чудовищных размеров, и... не оторвался. Где-то даже фотка у меня есть. Невероятное зрелище, издали кажется, что среди нормальных яблок одно - мутант-переросток)
-----
Интересно - про тыкву....такие эксклюзивные фотографии терять нельзя.)
Прилагательное непокоримый имеет краткую форму? Я склонен относить его к качественным прилагательным:
Белый - бел,
Сильный - силён,
Твёрдый - твёрд. Следовательно имеет место непокорим?
Можно ли сказать народ непокорим, или только непокоримая нация?))
Затрудняюсь что-то сказать...
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СЛОВАРЬ СОВРЕМЕННОГО
РУССКОГО ЯЗЫКА
УЛЬЯНОВА О.А.
Там есть эта форма. Но в худ. и научной литературе не встретил, только у Сафонова в рассказах про Дон, но там прямая речь, не показатель, я тоже что угодно сказать могу) Для меня определяющим являются не словари, поскольку они лишь производные от других текстов и правил языка, а именно худ. и научно-популярная литература. Словари могут и отставать, язык развивается. В непобедим что-то смущает.