В прошлый раз мне сказали (обоснованно), что балладу трудно отнести к твёрдым формам — уж больно эта форма многообразна. Соглашусь. Но твёрдых-претвёрдых форм в стихосложении довольно мало, поэтому сегодня мы снова возьмём "полутвёрдую", а точнее —
итальянский сонет.
Для ознакомления предлагаю прочесть нашу заметку в
Теории литературы, а также
статью Алкоры.
Резюме, оно же —
задание:
1. Ровно 14 строк.
2. Количество строф — четыре (два катрена, два терцета).
3. Повторяемость рифм.
4. Система рифмовки:
- перекрёстная в катренах: АБАБ АБАБ (только две разных рифмы!) —
от себя добавлю: возможна кольцевая рифмовка;
- разнообразная в терцетах: ВГВ ГВГ либо ВВГ ВВГ (на две рифмы), или ВГД ВГД (три рифмы).
5. Размер — пятистопный или шестистопный ямб.
6. Синтаксическая законченность каждой из четырёх строф.
7. Интонационное различие катренов и терцетов (теза — главная идея, антитеза — противопоставление, синтез — объединение противоборствующих сторон в единое целое, вывод).
8. Точность рифм
— здесь придираться буду, но не очень)), но! никаких ассонансных и других совсем уж неточных.
9. Чередование рифм мужских и женских рифм,
поблажка от ведущего: возможно написание только женскими рифмами. 10. Отсутствие повтора слов (не считая союзов, междометий, предлогов и т.п.).
Пример — сонет Франческо Петрарки. Весною дней, в обманчивом Апреле,
Я выплакал в стихах свою беду —
Ошибки юной первый шаг к стыду...
Я был другим, чем стал теперь на деле!
Душой сгорал я в сладостном бреду,
Стремясь в пустых надеждах к лживой цели...
О, если в жизни вы любить умели, —
Я состраданья, не прощенья жду!
Я притчей для народа был родного,
И этой мыслью часто я и снова,
Как в первый раз, бываю потрясен!
Мечты мне стыд и угрызенья дали
И в сердце высекли резцом из стали:
Что мило на земле — лишь краткий сон! Что, трудно? Весьма и весьма! Но и мы не лыком шиты! Так давайте ж замахнёмся и не посрамим!
Тема в этот раз свободная, даже юмор допустим (хотя в классическом сонете не приветствуется). Но в сонете
должно присутствовать слово "безрассудство" — его можно склонять, менять число и часть речи, но нельзя отбрасывать приставку
без-.
Можно размещать сонеты в рецензиях, желающим участвовать анонимно — просьба отправлять в ЛС ведущей, то есть мне,
Татьяне Деминой.
Сроки приёма — с сегодняшнего дня по 10.04.2021, до 20:00 мск. вр.
Опубликовано: 24/03/21, 05:20 | Последнее редактирование: Talya_Na 28/05/21, 01:24
| Просмотров: 2063 | Комментариев: 104
1 место — Богинский Михаил. Получает фирменную шляпу и 200 баллов!
2 место — Марара и Алекс Фо получают фирменные шляпы и 150 баллов!
3 место — Роксана Ланд получает фирменную шляпу и 100 баллов!
Борис Старче, Михаил Кульков и Murrgarita получают по 100 баллов за активность и бдительность в соблюдении правил итальянского сонета!
Огромное спасибо участникам!
Не за что мне 100 баллов. Я с детства люблю сонеты, лет с 14 начала сама их писать, поэтому, наверное, и занудствую насчёт канона))))
Не любите вы нас.
Спасибо, теперь буду знать))
Но учту, в следующий раз буду писать срок окончания голосования отдельной рецензией
И, судя по тому, что я одна обратилась с этой просьбой, все знают, где что смотреть. (Кроме меня, но теперь я тоже знаю)))))
GP
Murrgarita
Алекс Фо
Богинский Михаил
Галка Сороко-Вороно
Гладких
Марара
Михаил Кульков
Роксана Ланд
Татьяна Вл Демина
Хотя может, и не ты, просто кто-то похожий)
А час на счастье - это послеобеденный сон, видимо?)
Верное средство
С утра, видать к дождю, заныли зубы -
Как будто в ад низвергнут я на пробу,
И старый чёрт, скрутивший в фигу хобот,
Меня терзает в безрассудстве грубом.
О! Эта боль безмернее вселенной...
Я жив ещё, но веровать мне поздно -
Туманят взгляд нечаянные слёзы
И по щекам стекают постепенно.
Ужели жить осталось так немного?
Но добрый друг, придя посланцем Бога,
Стакан гранёный эликсиром по́лнит.
Тут я постиг Асклепиевы тайны:
Страданье - миф. И лишь чудак печальный
О самогоне в час беды не помнит.
Еще один банальный сонет про жизнь
Когда весь мир колеблется на грани,
Реальность безрассудна и больна –
Любая капля, мысль и слово ранят,
И с облаков недолог путь до дна.
Бесшумно и незримо поле брани,
Но бьется свет в тумане полусна:
Лишь пять планид смертельных в барабане,
Спасительных же – целая одна.
Пока надежды живы – не калека.
Достаточно войти в другую реку –
И боль, и слабость кажутся игрой.
Эх, жизнь – воспоминаний картотека…
Нам на нее дано всего полвека,
Зато на счастье – целый час порой.
Прощальный сонет Цурэна
Как лист увядший падает на душу…
Красиво, но не нужно. Не сейчас.
Усталость навалилась тяжкой тушей,
Невыносимой сердцу и плечам.
Ненужности клеймо язвит и душит,
Яд лживых слов сжигает по ночам…
Так безрассудно хрупкий мир разрушен
Тем, кто меня, играя, приручал.
Отправлен – ради моего же блага –
Куда подальше, где, не сделав шага,
Я от тоски и горечи умру.
Смеясь, листы увядшие листая,
Другой нальёт, запьёт и прочитает
Мои сонеты завтра поутру.
Пацифистское
Над планетой беснуется ветер
великих идей;
Ни на миг не замрёт, с каждым годом по-новому дуя.
Вас не очень пугает азарт безрассудных детей?
Их согласие гибнуть за правду, как-будто - святую?
Наши дети честны, но политики разных мастей
Вновь торгуются, снова пророчат , шаманят, колдуют.
Дети - губки. Для них этот злобный поток новостей;
Их прельщают веночки из вечного лавра и туи.
Заиграет труба, и поднимется грозная рать.
Кто-то третий отправит несчастных детей умирать:
Будет общий призыв, а волна с океаном не спорит.
Ведь у третьего - бункер, в котором и стол, и кровать;
Твой ребёнок погибнет за то, что пришёл убивать.
И останется горе... Одно безысходное горе...
О высшем смысле...
О высшем смысле безрассудных танцев
Поведает Вам каждый мотылек:
Он счастлив превратиться в уголек,
Став крохотным, живым протуберанцем.
Геройство привлекает новобранцев.
По счастью, этот свет для нас далек.
Мы пишем не пролог, а эпилог;
Зачем нам корчить в старости спартанцев?
Опять творишь? Но мы не молодеем;
Вопросы юных: "Как я", "Что я?", " Где я?"
Нам не по возрасту и не к лицу....
Вгрызаться в мрамор - глупая затея!
Вовеки не воскреснет Галатея!
Но руки все же тянутся к резцу...