Наряды роскошные осени
Порядочно поистрепало.
Мелькают на золоте проседи,
Ко взгляду прилипла усталость.
«Подрали ветра-сорвиголовы
В лохмотья изящные платья.
Не завтра — на днях, буду голою
Стенать на распятной кровати.
Ещё бы гулять, но - колодница,
И жду похоронную клячу.
Молюсь Пресвятой Богородице:
Дай силы — дождями поплачу...»
Исправленный текст после замечаний критиков
http://litset.ru/publ/15-1-0-62671 -----------------------------------------
Первоначальный текст:
Наряды роскошные осени
Немыслимо поистрепало,
Причёска отвратная, с проседью,
Во взгляде тревожном усталость.
Открыто ветра-сорвиголовы,
Глумясь, рвут изящное платье.
"Останусь бесстыдницей голою,
Позорище, лучше распятье!
Не дам оборванцам юродивым
Увидеть подружку-вахлачку.
Спаси, сохрани, Богородица!
Пока помолюсь и поплачу..."
Опубликовано: 03/10/17, 22:07 | Последнее редактирование: Сергей_Чел 12/12/20, 20:39
| Просмотров: 1018 | Комментариев: 18
А стихотворение Ваше я не выбрала в шорт только из-за вот этого странного ударения - "нескАзанно". По-моему, заменить это слово на другое, с традиционным ударением было бы не так сложно. )) Вообще, переносы ударения (даже с их выделением), на мой взгляд, стоит оставлять только тогда, когда слово очень редкое, такое, что с ходу и не узнаешь, какая в нем акцентуация.
...про ссылку с тегами - спасибо!
Из "Мцыри"
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек...
Он застонал, как человек,
…и есть другие многочисленные примеры и из классиков, и из менее известных поэтов, слегка пренебрегших «вашими» постулатами…
Врешь! Я прыщ на извечном сиденье поэзии,
Глянцевито-багровый, напевно-коралловый прыщ,
Прыщ с головкой белее неска́занно-жженой магнезии,
И галантно-развязно-манерно-изломанный хлыщ.
Саша Черный, Стилизованный осел
Или у забытого сейчас русского поэта Александра Фёдоровича Радченко:
Неска́занно-сладкою мукой,
Восторгомъ пылали сердца,
Предъ вѣчно грозящей разлукой,
Боясь приближенья конца.
https://books.google.com/books?i....f=false
А стихотворение мне понравилось: по-моему, удалось передать ощущение усталости и даже отчаяния поздней осени.
Мне кажется, здесь косвенно звучит вопрос: по какому праву С. Чел пользуется правами известных поэтов? Мол, сначала стань известным со стихами по литературным правилам и правилам русского языка, а потом можешь их нарушать... Что на этот (риторический) вопрос скажете, Марго (безотносительно меня лично или ваш ответ уже прозвучал, и он - ко всем без исключений...)
И не будем забывать, что этому "Мцыри" почти два века, а это тоже имеет значение. Кстати, и примеры Сергея Кодеса тоже староваты. Не исключено, что даже во времена Саши Черного ударение в слове "несказанно" было, к примеру, вариативным - это не говоря уже о Радченко (середина XIX века).
Так что "известность со стихами" тут побочна, потому и разговор об этом затевать не стоит. ))
Время это помню довольно смутно , поэтому не уверен, было тогда ударение в слове "несказанно" вариативным или нет. Просто привёл примеры, что поэты употребляли такое ударение в данном слове, когда им это было необходимо. Сергей Чел - не первый.
Что касается неверных ударений у современных поэтов, то вот пример из стихотворения Бродского, написанного в 1969 году:
когда в толпу сбиваются колеса
троллейбусов, когда на красный свет
бежит твой призрак, страх перед которым
присущ скорее глохнущим моторам,
чем шофера́м. И если это бред,
ночной мой бред, тогда - сожми виски.
Я не спорю с Вами и совершенно не утверждаю, что нужно употреблять неправильные ударения, а привожу примеры, что поэты делают это, когда считают необходимым.
Но сама я никогда по этому пути не пойду, даже если весь Нацкорпус будет полон этим "нескАзанно". (Так и хочется написать раздельно и с одной "н" - хоть какой-то смысл в этом никому не скАзано появится.)
Да, поэты - и великие, и начинающие - иногда вынужденно либо умышленно применяют неправильные ударения. И, как я писал выше, Сергей Чел - не первый и, наверняка, не последний.
Кстати, если уж Вы "шоферАм" Бродского вспомнили, добавьте к нему еще и северянинского "шоффэра" 1910 года рождения:
Хохот, свежий точно море, хохот, жаркий точно кратер,
Лился лавой из коляски, остывая в выси сфер,
Шелестел молниеносно под колесами фарватер,
И пьянел вином восторга поощряемый шоффэр...
http://slova.org.ru/severianin/ijulskijpoldenehlegantno/
- и призовите всех пользоваться подобными словечками, раз уж великим разрешалось и народ это принимал/принимает с восторгом.
...а всё потому, что порой синонимы не так точны, как хотелось бы, несмотря на то, что велик и могуч русский язык (с) (если отбросить то, что их не удалось найти). Это не моя мысль, встречал здесь, на сайте...
В моём случае - не нашёл того, чем бы без авторской "царапки" мог заменить. Не забывайте: был блиц и 1 час времени. Кстати, не нашёл и на другой день.
Марго и Сергей, спасибо за ваши мнения по неоднозначному вопросу! Для меня они ценны. А прикрывать подобным образом свою безграмотность, конечно, не буду, но ведь от пограничных ситуаций никто не застрахован...
Приходите, Сергей, вот сюда, слова отбирать - очень срочно: http://litset.ru/publ/15-1-0-38671
Ты - не Бродский, я - не Бродский,
Лепим мы стихи, как клёцки,
А когда налепим кучу,
тоже Нобеля получим!
Будем рады несказа́нно
И шампанского две ванны
Вместе выпьем за уменье
Верно ставить ударенья!
...Не туда? Опять?! - вот гад...
Она разная, осень...