Комм.: когда был объявлен приём в Школу критики, я посылал всем желающим два задания... Первое было такое:
"Сочинение на тему". Ну, громко сказано "сочинение", 2-3 абзаца или больше, если захотите.
Тема: "Что такое хорошая критика, по вашему мнению? Чем она отличается от отзыва, "просто рецензии", "плохой критики"? Что в ней может быть? Что в ней должно быть обязательно? Чего в ней не должно быть ни в коем случае? С какими возможными целями она пишется? Встречались ли вам примеры хорошей критики в сети или на Литсети в частности? Пишете ли вы критические рецензии и насколько хорошо у вас это получается, по вашему мнению?.." и так далее.
Лис  
Начну с того, что свои мнения о критике (разной степени подробности и эмоциональности) я озвучивала публично на разных форумах не один раз, делая при этом немало ошибок, но на них же и учась, как мне хочется верить )
В последний раз – на Графах по поводу критики неоправданно жёсткой, с моей точки зрения, не вполне корректной, в ряде случаев переходящей на личности авторов, а потому для меня лично неприемлемой. Обзор был сделан одним из редакторов сайта, а потому его критический вес становился больше.
Далее, выдержка из этого текста:
"
«Литературная критика получила свое развитие, как жанр, еще во времена античности, а в русской письменной литературной традиции её следы ведут к документу под названием «Слово некоего доброго старца о чтении книг» (входит в Изборник 1076 г).» Обратите внимание –
доброго старца…
Перейдем к современности. Вот одно из выражений М. Ганди:
«На протяжении моей жизни я извлекал больше пользы от моих друзей-критиков, чем от поклонников, особенно если критика выражалась вежливым и дружеским языком». И вновь акцент сделан на слова «вежливым и дружеским».
Вообще, взаимоотношения критика и автора – это очень тонкая материя. Особенно, когда критики - те же авторы, а авторы могут быть потенциальными критиками. Первые выполняют трудоёмкую и, в целом, неблагодарную работу, вторые – отстаивают свое видение вопроса, изредка соглашаясь с откровенными ляпами.
То есть критики вроде как хочется, равно, как и внимания, оценки, и колется… Никто не возражает получить отзыв на написанное (достойный на достойное, по собственной оценке), говоря, к примеру:
«любая критика имеет смысл, все имеет смысл, кроме молчания» (Алексей Слаповский, прозаик, драматург), но хотят, чтобы отзыв был уважителен, чтобы критика была конструктивной, предметной, аргументированной, а не обесценивающей (затраченный труд, надежды на признание).
Т.е. грубо говоря, ни один человек не хочет, чтобы его, как кутёнка, бесцеремонно тыкали носом в только что сделанную «лужицу». Даже если автор это заслужил, с точки зрения «тыкающего». Даже если «тыкающий» считает себя предельно объективным и делающим это по праву, даже если это делается из самых принципиальных соображений и/или значимых побуждений…"
Это было по поводу того, что такое для меня "хорошая критика" с упором на слово "хорошая".
Да, я не сторонник критики жёсткой, учения палкой и из-под палки, каким бы оно ни было оправданным, особенно, если сделано в целях образовательных, потому что в этом случае критика оказывается "палкой о двух концах"
(Критика, как бумеранг – всегда возвращается обратно ©), предпочитая интеллигентное общение и стремление к диалогу, а игры - войнам.
Возможно, я не оригинальна (читайте: не обладаю должной широтой взглядов, не свободна от собственных комплексов), но форма подачи чьего-либо мнения, тон сказанного, для меня лично первичен. Потому что только после констатации факта общей благожелательности мнения или хотя бы такой попытки, я могу сосредоточиться на сути замечаний и адекватно отреагировать. А потому стараюсь не делать людям того, что не нравится мне самой )
Оговорюсь специально, вопросов "чистоты искусства или рядов", так сказать "политики" или "идеологии" процессов я не касаюсь, поскольку мало интересуюсь ими в реальной жизни, и считаю, что любые способы творческого самовыражения могут иметь место и приносить пользу, хотя бы только и для себя лично, однако, совсем не обязательно выносить результаты этого самовыражения на общий суд. Ну, а коль выносишь, не следует сетовать на факт критики, как таковой… )
Про себя (в порядке знакомства)): ничего не навязываю и никому не навязываюсь, добровольно высказывать мнение людям, которые мне лично не симпатичны или чьи тексты мне не близки, не имею привычки по причине возможной, реальной или кажущейся предвзятости (не касается "работы", т.е. судейства на конкурсах и обоснования оценок )), равно, как и тем, чьи произведения нравятся, но мое мнение не интересно априори, не суть важно по каким причинам. На лесть не падка, не приверженец расшаркиваний, "бартера" и пустых комплиментов ))
Чужие отзывы принимаю с благодарностью за читательский труд (не обязаны ведь, тем более, что в сети нет недостатка пишущих )) без обязательств любого рода со своей стороны и замечаний типа: "А ты хто такой, чтобы меня судить? Поди сам напиши что-то приличное! Мое уважение еще нужно заслужить, как и звание критика." )
Теперь о критике, как таковой.
Этот вопрос еще сложнее ее этической составляющей.
Мне кажется, что когда мы говорим о сетевой литературе, нужно отличать критику профессиональную с элементами аналитики от критики вообще (строго говоря – от читательского отзыва), которая в большинстве случаев пишется не профессионалами не для профессионалов. Как человек, в жизни часто занимающийся анализом поведения физического продукта, его свойств и способов взаимодействия со средой, понимаю, что критика произведения, сделанная любым человеком, реальная сфера деятельности которого лежит в другой области, нежели литература, может выйти на качественно другую ступень, приближающуюся к профессиональной, в случае, когда оно (произведение) тщательно исследовано, проанализировано, когда доводы аргументированы, а предложения конструктивны и касаются только предмета критики, когда критик не смотрит на текст только со "своей колокольни", а пытается понять задуманное автором. Все это возможно при наличии у критикующего достаточных знаний, опыта, чувства слова, вкуса и ... желания это делать ) Но это уже прописные истины. В противном случае, это не критика, а мнение, впечатление, отзыв на прочитанное. Какой угодно подробный и субъективный или нет.
Целью написания критических обзоров, замечаний или отзывов могут быть от "служебных" (судейство в конкурсах и обоснование оценок) до внутренней предрасположенности к подобному роду занятий. Принимается все, кроме желания показать свою исключительность, выделиться на общем фоне за счет других, получить выгоду или примитивно польстить \ отомстить.
На Литсети я два дня
(комм. Лис: статья была написана в то время), но многих знаю по Графам, Фабуле и другим сайтам. Мне нравится лояльность замечаний, логика и способ мышления, точность взгляда у Тани Смирновской, манера подачи и стиль общения в отзывах Лены Шиловой, Вики Виктории, Нины Новиковой, Братиславы, Тани Юрьевской. Многому можно научиться и многое почерпнуть в разборах Логини и Юлии Мигиты. С остальными критиками знакома мало.
Очень ценю способность вовремя остановиться в полемике, особенно, когда она заходит в тупик или попадает в дебри слов и взаимных претензий. И вообще, – остановиться ))
Лора Бар
Я пришла на Графы больше шести лет тому назад и всегда с нетерпением ждала критики. Даже писала "Для повышенной критики". И на этом училась... Я, конечно, и сейчас далека от совершенства, но считаю, что критика мне очень помогла. Спасибо за нее!
Спасибо, Галя )
Наконец-то добрела до "сочинений"
Прочла с удовольствием, "зависла" в двух местах (в собственных мыслях зависла ) Одно высказывание чужое, второе твоё.
Не знаю... Сильно сомневаюсь. Молчание имеет самый глубокий смысл =) Мне, вот, кажется, что стоило бы придумать какие-нибудь значки для категорий стихов: "без критики", "автор будет рад любым замечаниям и оценкам", "индифферентен"... как-то так =) Чтобы авторы при публикации такой знак ставили.
Вот это самое желание, мне кажется, и появится тогда у большего числа читающих.
ИМХО, конечно
Спасибо тебе Давно это было
Согласна с тобой, что молчание, как абстрактное понятие, может быть красноречивей любых слов, особенно, в реальном общении. Что же касается молчания, как реакции на произведение, оно настолько неоднозначно и разнообразно, что любая другая реакция предпочтительней и понятней.
Я поясню. В данном случае, молчание может варьироваться от равнодушия до презрения или неуважения. Виртуальное молчание усугубляется тем, что ты не знаешь "собеседника", не видишь его, возможно неверно представляешь или понимаешь его. Это сродни тому, как близкий человек, у которого есть при себе телефон, долго не отвечает. Ничего хорошего и разумного в голову не приходит,- только плохое )
Для людей чутких и ранимых, а таких очень много, особенно, в начале пути, молчание - почти приговор. Т.е. отсутствие обратной связи - пагубно. Даже абсолютно самодостаточные люди или те, кто не считает мнение любого проходящего мимо, не известного им и не уважаемого, для себя важным, тем не менее, хотят обратной связи читателя. Ведь никто не пишет только для себя и избранных. Иначе писали бы "в стол".
Значки... А что меняют значки? Любой автор желает услышать мнение (хорошее, естественно. поставит "без критики", потому что боится услышать другое, не хочет себя травмировать), не будет рад ЛЮБЫМ замечаниям и оценкам, а только конструктивным, обучающим и сказанным нормальным тоном, и то не всегда,- гордыня-с... И не индифферентен к своему труду и способностям - это вообще лукавство. Пусть даже с собой. Может быть индифферентен к мнению "проходимцев", но от тех, кого уважает, примет с благодарностью. Все точно так же, как в любой другой профессии.
Величина желания высказывать свое мнение (не имею в виду выкатывание большого пальца и восклицания типа "класс!"), на мой взгляд, пропорциональна печальному опыту это делать. Особенно, обоснованного мнения. Это просто большой и, часто, неблагодарный труд. В конечном итоге, проще и спокойней для жизни этого не делать и молчать в тряпочку. И каждый пусть считает, что ему нравится считать, - от завидует до восхищается. Особо упорные этого дела не оставляют, правда ) В целом, быть "критиком", т.е. производить анализ ч-л, - это способ мышления, даже - способ существования. Это такая же способность и предрасположенность человека, как и написание стихов. Часто люди занимаются чем-то подобным и в своей реальной профессии. Однако, не спорю, что заявленная политика сайта на воспитание этого желания высказывать свое мнение, на обучение людей, наработку профнавыков может увенчаться успехом )
Я себя вдруг поймала на том, что оправдываюсь, когда всё-таки решаюсь высказать своё мнение под стихами авторов, не являющихся моими давними знакомыми
Не согласна с тем, что любой автор хочет услышать мнение. Любой автор хочет, чтобы его услышали, наверное. Поэтому все любят хвалебные отзывы (значит, услышали, а вовсе не от тщеславия - ну, я об адекватных людях, естественно =)). Но не любой, даже адекватный автор, способен понять, что разгромная рецензия идёт именно от желания услышать - это что-то вроде просьбы убрать шумы. На то, что абсолютно не хочется услышать, мне кажется, можно написать рецензию только по долгу службы
С незнакомыми, Тань, это возрастное ))) Беречь себя начала, понимать бесплодность занятия )
Про мнение. Давай, возьмем шире. Каждому человеку, по большому счету, хочется, чтобы его услышали. И оценили (в положительном смысле, конечно). Нужно чье-то "одобря" или "не одобря", даже негласное, не явно выраженное, вообще не сказанное. Даже совершенно самодостаточным ) Не всех скопом, а пусть даже отдельных личностей, которых ты для себя считаешь "показателем", чьи критерии оценки тобой ценятся. Как получить такую оценку в виртуале - ты не видишь глаз человека, его мимики, "язык тела" тебе не доступен. Значит - слово )
Не все любят хвалебные отзывы. Глубоко в душе - да, льстит, в реале, при наличии определенных комплексов или принципов или понимания самого себя и самооценки, это может вызвать даже неприятие. Есть у меня такой яркий пример - приятельница с другого сайта. Категорически не воспринимает похвалу, всегда хочет только критики, но практически ни с чем не соглашается )) Ей интересен процесс спора )Но, тем не менее, слышит, что ей говорят и, как минимум, обдумывает это. Потом, не всегда хвалебный отзыв это чье-то восприятие услышенного. Есть масса визитов вежливости (свой круг или расширение круга) или, наоборот. Да мало ли причин.
Я не понимаю, зачем писать "разгромные" рецензии. Подробные, дотошные, попытаться достучаться до человека - да. Но полностью зачеркивающие текст - зачем? Совсем, абсолютно не нравится, не близко - пройди мимо, не обязан ведь. Ты же не ешь непригодной для тебя пищи. Только когда очень голоден. Но ведь нет "голодных" на поэзию. Текстов - миллионы )
И "слух" у всех разный. Кому-то нужна полная тишина, а кому-то - крик, чтобы услышать. Кто-то слышит внутренним слухом (как правило, он точнее, богаче), а кто - внешним. Кто-то вообще не слышит, ментально или физически. Это - индивидуально. Есть масса людей, не способных услышать другого, когда это касается его самого.
А написать рецензию можно на все. Было бы желание ) В любом тексте можно найти хоть одно слово неточное или, наоборот, вызывающее в тебе некую положительную эмоцию. Мне это когда-то хорошо объяснила Логиня, кстати ) На мои возмущенные слова о том, что нельзя написать оборотку на текст, который тебя не трогает лично, она вежливо ответила, что написать оборотку можно на все. Было бы желание )) Как видишь, есть критика, которая помнится )
Аня умничка, да...
Твой опыт, знания и чувство такта сделают тебя неоценимым и востребованным критиком.
Приходи, душа моя, всегда рада.
Первого и второго мне еще набираться и набираться... ))
А прихожу к тебе я в последнюю неделю каждый день - все на страничке прочла до последнего, зуб даю ))
Спасибо )
Спасибо!
Представляю, кого ты называешь "парнокопытными"... )