Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1170]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [11]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2467]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
Школа критики. Ксенон. Сочинение на тему
Статьи
Автор: ШПМ
Комм.: когда был объявлен приём в Школу критики, я посылал всем желающим два задания... Первое было такое:

"Сочинение на тему". Ну, громко сказано "сочинение", 2-3 абзаца или больше, если захотите.
Тема: "Что такое хорошая критика, по вашему мнению? Чем она отличается от отзыва, "просто рецензии", "плохой критики"? Что в ней может быть? Что в ней должно быть обязательно? Чего в ней не должно быть ни в коем случае? С какими возможными целями она пишется? Встречались ли вам примеры хорошей критики в сети или на Литсети в частности? Пишете ли вы критические рецензии и насколько хорошо у вас это получается, по вашему мнению?.." и так далее.

Лис





Критика. Инструкция по применению.

 

    Один начинающий поэт принёс известному критику кипу рукописей и попросил высказать своё мнение.
    - Вам надо как можно больше читать, читать и ещё раз читать, - сказал критик.
    - А это обязательно?
    - Конечно! Чем больше вы будете читать, тем меньше у вас будет времени для писания.

 

Хороший критик – он вроде доброго дедушки Мороза: все о нём слышали, но никто толком не видел. Но под ёлочку всё равно регулярно заглядывают: а вдруг?..

Зато узнать хорошего критика при встрече не составит труда! Он, безусловно, бодренький такой старичок, осанистый, степенный, с бородкой и в очочках, из которых глядят на мир задумчивые глаза… очень мудрые, кстати!

Чу! Дедушка Мороз, уж не ты ли это? Нет, обратно не он! У хорошего критика, как думаем мы, ничтоже сумняшеся, другое жизненное предназначение: скакать, аки сайгак, по литературным сайтам и безвозмездно (то есть даром) осчастливливать писателей и поэтов оптом и в розницу! Хороший критик даже самому распоследнему графоману одним лёгким росчерком пера так отредактирует стихотворение, что выйдет просто шедевра! Или, допустим, даст графоману этому пару дельных советов по технике стихосложения – глядь, а тот уже и сам пошёл шпарить в рифму не хуже Пушкина!

Но увы, разочарование (от которого – один шаг до мизантропии и членовредительства) в добром критике наступает даже быстрее, чем разочарование в дедушке Морозе, который, кстати, тоже, ох, неспроста по жизни с посохом ходит!

Но в рецензии авторы всё равно регулярно заглядывают: а вдруг?..
Добрый критик, ау! Где ты? Эх…

Ну что же, значит будем искать разумный компромисс! Чтобы не растекаться мыслью по древу, давайте попробуем на отдельных примерах определить разумные требования, которые нам бы хотелось предъявить к критику и критике.
 

    1. К сожалению (к счастью), настолько плохо (хорошо), что и добавить нечего!

Нет, ребята, это не критика, а в лучшем случае отзыв, то есть просто мнение.
Критику всегда есть что сказать по существу. Даже если он не вдаётся в детали, а даёт общие рекомендации. То есть критика должна быть конкретной.
 

    2. А у Вас в третьей строфе семантически неоднородные элементы в виде ряда однородных членов предложения оформлены синтаксически!

И не поймёшь сразу: то ли тебя похвалили, то ли послали подальше, а может просто констатировали факт. Критика, преподнесённая в академическом духе и перегруженная специализированными терминами, интересна разве что самим критикам, а простые смертные от нея впадают в благоговейный ступор. В худшем случае – не без основания подозревают, что критик таким образом просто самоутверждается, подчёркивая своё интеллектуальное превосходство.

Если Вы пишете адресную критику (которую, кстати, могут прочитать и другие авторы) и не уверены, что автор в ответ может похвастаться красным дипломом филфака МГУ, не бойтесь писать простым доступным языком. А терминологию лучше давать дозировано, не чураясь пояснять значение употребляемых терминов, если они выходят за рамки среднего пользовательского уровня.
 

    3. Пушкин – это хорошо, Пупкин – это плохо!

По сети блуждает немало самородков, нахватавшихся верхов и возомнивших себя вторым Белинским (в запущенных случаях – первым). Из их уст вы можете с удивлением услышать, что "Маяковский писал, страшно нарушая размерность", "рифмы – это щит поэта, и чем строже рифмы, тем лучше стихотворение", "Пушкин использовал глагольные рифмы потому… потому что он – Пушкин; ему можно, а вам нельзя!" (что положено Юпитеру...)

Но критика появилась не сегодня и не вчера. Она не ограничивается только мнением "ребят с нашего двора". Критика и литературный анализ имеют богатейший арсенал инструментов, отточенных веками поисков и трудов, охватывают всё многообразие литературных форм, жанров, стилей: существовавших, существующих и нарождающихся.

Поэтому и критика должна быть объективной и аргументированной. Можно возразить, что от субъективизма никуда не деться, и это действительно так: литературные вкусы, предпочтения, подходы различных школ, представления о том, что в литературе главное, а что второстепенное, могут не только лежать в разных плоскостях, но иногда быть и вовсе диаметрально противоположными. Но в тоже время никто не отменял пока (хотя некоторые пытаются) правил русского языка, логики и элементарного здравого смысла! Поэтому не стоит удивляться, если в ответ на строки:

"Грядет с заката царь природы…"

услышите ироничное:

"И удивленные народы,
Не знают, что им предпринять –
Ложиться спать или вставать." (А. С. Пушкин)

 

    4. Я критикую потому, что я критикую!

Собственно, мы и подошли к самому главному – вопросу, зачем и кому критика нужна? Самому критику? Бывает и такое, но это всё – от лукавого. Рецензирование – пожалуй самый распространённый вид критики в сетературе, и, как правило, оно носит открытый публичный характер. Для написания развёрнутой рецензии на произведение иногда уходит пара-тройка часов. На обзор может уйти несколько десятков часов, а то и больше. Так чего ради? Критика может быть разной: жёсткой, мягкой, конструктивной, сомнительной, объективной и субъективной… но цель одна: указать автору и другим читателям на достоинства и недостатки работы, используя инструменты литературного анализа, опираясь на собственный опыт, аналогии, языковые нормы и правила, статьи по теории литературы и т.д. Критика – это обоснованное мнение, имеющее выраженную позицию, даже если содержит в себе субъективные черты. В то же время ярко выраженный субъективизм имеет скорее читательский отзыв в общепринятом широком понимании: понравилось (не понравилось), легло (не легло) на душу. Добавление к такому отзыву слов "потому, что…" делает отзыв аргументированным и приближает его по качественному составу к рецензии. Ну и наконец, использование ко всему прочему объективной стороны литературного анализа, основанной на общепринятых правилах, нормах, традициях, историческом опыте, логических заключениях и т.п. превращает отзыв в полноценную критическую рецензию. А уж соглашаться с ней или нет – вопрос дискуссионный.

    5. Добровольно и с песней!

Ну и наконец, важную роль в работе критика имеет форма подачи. Даже самая добротная критическая рецензия может быть воспринята в штыки, если критику не удаётся установить контакт с автором произведения и читателями. Критика не просто ситуационный "разбор полётов". Крайне важно, чтобы те, кому критика адресована, не только приняли её с благодарностью, но и сделали для себя выводы на будущее. Конечно, это уже "высший пилотаж", и зачастую подход к автору бывает найти очень непросто. Есть и такие, которые критику не воспринимают в принципе (или, хуже того – воспринимают крайне болезненно).

Так стоит ли писать критические рецензии на произведения таких авторов? Вопрос спорный, к его решению лучше подходить индивидуально и разумно. Если критик ставит своей целью в первую очередь работу с автором, а тот категорически ничего не хочет слышать, то на фига козе баян? Зачем тратить на него впустую драгоценные часы своей жизни? С другой стороны, критик пишет рецензии для всех потенциальных читателей произведения, в том числе других авторов, которые (особенно начинающие) тоже не всегда понимают, "что такое хорошо, а что такое плохо".

Но в любом случае, установление между критиком и автором контакта, незримого мостика – залог того, что усилия и труды "доброго критика" не будут напрасными.

Ксенон (Максим Клюев)
Опубликовано: 17/06/14, 06:19 | Просмотров: 1860 | Комментариев: 33
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Ну вот всё хорошо и замечательно в статье... Но с последним пунктом абсолютно не согласна. Он перечёркивает всё сказанное о Дедушке Морозе. Вернее, он - чисто о профессиональной критике, необходимой, скажем, для публикации произведения (или для отказа в оной). Ну, может, для обзора судейского (хотя тут уже сомневаюсь). Для того вида критики, который имеется на данный момент в сети, а именно - рецензирования, этот пункт совершенно лишний. Вернее, он нужен только внезапно явившемуся Деду Морозу, жаждущему облагодетельствовать автора, подсказав ему, как превратить произведение в шедевр или как превратиться в Наше Фсё.
Однако без какой-то внешней/внутренней мотивации (зарплата/игра, например), такой дедушка приходит только по знакомству, то есть, контакт с автором уже налажен. Или дедушка приходит ради этого самого контакта.
Такшта - ищите мотивацию и будет всем щасте:)))
Ветровоск  (16/01/20 12:31)    


Последний пункт - это о незримом мостике? Да как же без мостика-то? sad
Ксенон  (16/01/20 13:19)    


А как Чапаев
Результат, конечно, может быть таким же с обеих сторон
Ветровоск  (16/01/20 13:51)    


Не, Таня... Чапаев тоже пример, помните как он в фильме говорил: Если б подучиться, то и в мировом масштабе смог бы командовать армией.
Это высказывание, прям про меня.
Косолаповский  (17/01/20 14:37)    


Виктор, пожалуйста, не зовите меня Таня - это для друзей как правило, давних. Я дёргаюсь :(
Ветровоск - очень даже хорошо :)
Ветровоск  (17/01/20 14:46)    


Хорошо, Ветровоск, дистанцинированию внял.
Косолаповский  (17/01/20 14:56)    


Отличная статья)
Стащила)
Саня_Лисицына  (16/01/20 10:37)    


Спасибо! Давно собираюсь развить мыслю и написать нечто более полновесное, но доселе так и не собрался. cry
Ксенон  (16/01/20 13:06)    


Шикарная статья, вспомнил чьё-то четверостишье:
smile
И компетентность - не обуза…
И критик - снова стал у дел:
«Слыхал я вашего Карузо…
Мне Вася утречком напел»!
Косолаповский  (13/01/20 14:13)    


Спасибо! Владимир Шебзухов, как мне тут верно подсказывают.
Ксенон  (15/01/20 14:12)    


От спасибочки, давно в мозгах это четверостишье, а автора только сейчас узнал, думал что это из Гариков Губермана, но не был уверен.
Да, а как критики соберутся, милости прошу на мою страничку. Не смотря на свою поэтцку бездарность, ни одной пародии не написали на мои вирши, да и покритиковали только в литсети несколько стишочков, очень хорошо покритиковали, без перехода на личность, хотя виртуальные личности они по большей степени воображаемы, так что это меня никогда не беспокоило, а вот стихи они всё ж таки реальные... А грамотная критика на меня положительно влияет... Страшное дело перейти рубикон, когда ты сам с усам. Так что, милости прошу smile
Косолаповский  (17/01/20 13:59)    


Критика, на мой взгляд, всегда влияет положительно, даже если поначалу вызывает отрицательные эмоции. biggrin
Да и подход нынче, в целом, достаточно щадящий. Я ещё застал времена, когда новички, приходящие в ЛитО (не виртуальное, а всамделишное) проходили "обкатку танками". Самостный неофит приносил подборку нетленок, а на следующем занятии старожилы устраивали критический разбор полётов. Подробно, обстоятельно, построчно, часа на два... После этого сочинять стихи не хотелось уже никогда... недели две. smile
Ксенон  (21/01/20 08:45)    


Рецензирование и критика вообще-то две разные вещи.
Михаил_Жарков  (06/08/14 23:33)    


Цитата
Есть и такие, которые критику не воспринимают в принципе (или, хуже того – воспринимают крайне болезненно).
Так стоит ли писать критические рецензии на произведения таких авторов?

не, а поиздеваться?))))

Вот молодец, основательный трактат про деда мороза получился))))
Алекс_Фо  (18/06/14 19:30)    


Спасибо, Алекс!:)
Цитата
не, а поиздеваться?))))

Ну... каюсь, сам грешен! smile
Ксенон  (19/06/14 10:56)    


Ветровоск  (16/01/20 12:35)    


Это только "гениев" нельзя критиковать, а добродушных графоманов можно, но не всех конечно. Тех кто на грани "гениальности" - это бесполезно, а тех кто уверен в своём таланте, даже опасно. Всех других нужно и должно критиковать. Я вот благодаря критики узнал, что некоторые мои вирши написаны трёхстопным дактилем, долго разбирался, что за зверь? А так бы и не знал...
Теперь, когда жена говорит: хватить сидеть в интернете, то я с гордостью ей отвечаю: не мешай, у меня тут дактиль, понимаешь, не катит. biggrin
Косолаповский  (17/01/20 14:15)    


Косолаповский, Вам бы с орфографией и пунктуацией разобраться бы для начала.
СерЖ  (17/01/20 15:01)    


Правда Ваша,язык упустил в долгой эмиграции sad
wacko
Вот не знаю, что почём,
где тут ударенья?
Развлекаюсь, как с мячом
рифмой слов сложенья.

Где тут ямб, а где хорей,
амфибрахий-братец?
Лишь бы было веселей
да хорош раскладец.

Так, немножечко пишу,
то, что близко сердцу,
с орфографией грешу
графоманским перцем.

Но не прячусь за «эЛ.Гэ»
в вымыслах из пальца,
чтоб в любовной ерунде
выглядеть страдальцем.

Спортпоэтов посмотрю –
гробят слог бедняги,
в отношеньях к букварю
каждый словно – дрягиль…

Но, куда пером ни ткнись,
хоть и не писатель,
а без правил выйдет слизь  –
подсказал приятель...
biggrin
Косолаповский  (17/01/20 15:14)    


Какая интересная подача! )) С удовольствием прочла, а теперь не могу отделаться от мысли, что авторам (особенно начинающим) не помешала бы Инструкция по применению хороших и плохих критиков cool чтоб приваживать одних и не портить себе нервы другими )))

Спасибо, Максим! )
Люся_Мокко  (18/06/14 16:08)    


Спасибо, Люся!
Ну... для начала можно обзавестись литературными амулетами и талисманами, отпугивающими плохих критиков и привлекающими хороших. biggrin

Вот, например, картина "Белинский отдыхает", усыпляющая бдительность критиков.

Ксенон  (18/06/14 17:58)    


Толково и остроумно написано )
Статья явно выходит за рамки простого сочинения на тему "Что такое хорошая критика, по моему мнению, и как я к этому отношусь" и приближается к хорошему анализу предмета.
Спасибо автору )
Лора  (18/06/14 12:28)    


Спасибо, Лора!
Ты мне льстишь. smile
Ксенон  (18/06/14 18:00)    


А я пыталась? )
Вроде, не приучена ))
Лора  (19/06/14 10:05)    


Ну... на самом деле, Лора, я думал, что ерунда получилась, и не ожидал такой реакции.
Ксенон  (19/06/14 11:00)    


"Критика – это обоснованное мнение, имеющее выраженную позицию, даже если содержит в себе субъективные черты." - ну что тут ещё добавить? )
Мнения, мнения...
(от слова "мнить") cool
Что-то привержится критику - и пошла "работа с автором". wacko
Ксенон хорошо написал. особенно - про мостик между автором и критиком. (Мост Ватерлоо?)
Александра_Одрина  (18/06/14 10:26)    


Спасибо, Александра!
Цитата
Ксенон хорошо написал. особенно - про мостик между автором и критиком. (Мост Ватерлоо?)

Или Калинов мост... wacko
Ксенон  (18/06/14 18:04)    


Может, и Калинов:
вариантов столько, сколько критико-авторских пар. wacko
Александра_Одрина  (18/06/14 18:58)    


В округе Ватерлоо есть несколько мостов над автобанами, и поди разберись на каком из них встречаться с критиком, бедному графоману, как я biggrin
Косолаповский  (13/01/20 14:08)    


Прочла с удовольствием: статья написана гладко и по существу. И юмор понравился))
Логиня  (17/06/14 14:04)    


Спасибо, Аня!
Ох, возгоржусь теперь! happy
Ксенон  (18/06/14 18:04)    


Гордый и гладкий Ксенон - всем Ксенонам Ксенон! cool
Александра_Одрина  (18/06/14 19:00)    


Весь такой белый и пуфыстый-пуфыстый... biggrin
Ксенон  (19/06/14 11:07)