Комм.: когда был объявлен приём в Школу критики, я посылал всем желающим два задания... Первое было такое:
"Сочинение на тему". Ну, громко сказано "сочинение", 2-3 абзаца или больше, если захотите.
Тема: "Что такое хорошая критика, по вашему мнению? Чем она отличается от отзыва, "просто рецензии", "плохой критики"? Что в ней может быть? Что в ней должно быть обязательно? Чего в ней не должно быть ни в коем случае? С какими возможными целями она пишется? Встречались ли вам примеры хорошей критики в сети или на Литсети в частности? Пишете ли вы критические рецензии и насколько хорошо у вас это получается, по вашему мнению?.." и так далее.
Лис  
Первое задание несколько ошарашило своим всеобъемлющим характером. Чтобы ответить на него, неплохо бы сперва разобраться в том, что такое хорошая поэзия (и литература вообще). Или, как программа-минимум, для чего она пишется.
(Не в порядке важности)
Во-первых, общественная ценность литературы. Хороший автор, осознанно или нет, улавливает то новое, чего вчера ещё не было в обществе, и предъявляет читателю уже в художественном виде. Первое, что мне пришло в голову, как пример – Пелевин, "Поколение пи".
Задача критика в этой области – помочь отделить важное от второстепенного. Чутьё у критика должно быть не хуже, а то и лучше, чем у автора. При этом хороший критик не должен спорить с автором, не должен давать оценку тому, что автор увидел и выносит на суд читателя. И ещё, хороший критик должен активно контактировать с обществом.
Второе – эстетика. Поэзия должна быть красива.
Восприятие красоты субъективно. Можно быть профессиональным музыкантом и на сотню лет похоронить ноты Баха. Или, как писал Высоцкий: "И мне давали добрые советы, Чуть свысока похлопав по плечу, Мои друзья - известные поэты: Не стоит рифмовать "кричу – торчу". Возможно, творцы – худшие из критиков ))
Можно критически разбирать точность и новизну рифм, ритмическую гармонию, логику и сюжет произведения. Важно не упустить главное. В "Жирафе" Гумилёва легко можно найти недостатки, а моя любимая плачет каждый раз, когда я ей его читаю.
Критик должен иметь вкус и уметь анализировать свои рецепторы, чтобы осознать и ясно изложить, что именно делает текст вкусным. Ясность мысли, ощущения, изложения делает критику действительно хорошей. Самоидентификация. Очень важная потребность любого из нас. В нашем случае – принадлежность к Литсети. Я считаю недопустимым писать – Вам тут не место. Лучше вообще ничего не писать.
Самовыражение.
Хорошая критика должна "вытянуть" из автора его посыл, помочь определиться, если он ещё этого не сделал. Не подрезать крылья, а, как чайка по имени Джонатан Ливингстон... Ну, дальше понятно, да?
И, наконец, драматургия. Слоны ощупывают хоботами своих умерших. Мы ищем в тексте важное для себя и своих отношений с другими. "Белеет парус одинокий" – восемь строк и законченный образ кого-то, кого мы встречали не раз.
Сетература имеет ещё одну особенность - в какой-то степени это тестовая площадка для своих текстов. Легко нажать кнопку и опубликовать. Легко потом исправить. Нетрудно удалить.
Хороший критик должен быть терпелив и, как ни странно прозвучит, немного брезглив. С уважением,
Николай
Прочитайте внимательно))
Но критик слишком идеализированно выписан.
---
Спорить-не спорить...
Не в этом дело.
Есть мнение - значит, по всем законам природы, будет и антимнение, и никакой суперавтор не объемлет всего мировоззренческого и душевного разнообразия.
----
То, что авторы сети - не лучшие критики - наверное, так и есть. потому что каждый имеет что сказать и желает именно высказываться от себя. А роль критика - большая объективность (хотя это тоже из области идеалов))
-----
Не знаю, сколько этом алгоритме правоты, но лично я иногда не беру в шорт стихи за одну строчку(фразу), которая мне против души. (шорты - это ведь тоже критика).
Вот всё вроде бы хорошо - а маленькая толика слов - и всё уже... иначе.
И тут ничего не поделаешь.
---
Читатель не нашёл важного для себя в тексте - значит, не его - пошёл читать другое.
А критик по долгу профессии - если он профи - обязан проникаться и тем, и этим,балансировать, не срываясь в восхваление "своих" и порицание инакомыслящих.
---
По поводу "вкусности" - люди имеют разные пристрастия как в еде, так и в чтиве (такой тест ненавязчивый: обратите внимание, какую музыку слушает тот, кто за рулём - такую примерно и литературу он предпочитает))
Но критик слишком идеализированно выписан.
Я вообще по жизни так стараюсь))
никакой суперавтор не объемлет всего мировоззренческого и душевного разнообразия.
Конечно. Кому Толстой, кому Достоевский, а кому и Пауло Коэльо ))
Читатель не нашёл важного для себя в тексте - значит, не его - пошёл читать другое.
А критик по долгу профессии - если он профи - обязан проникаться и тем, и этим,балансировать, не срываясь в восхваление "своих" и порицание инакомыслящих.
Полностью подписываюсь!
Это также и "человеческий фактор", и средство обучаться более широкому миропониманию через принятие иного мнения, мировоззрения и (или) хотя бы допущения его, а не тотального отрицания.
---
Когда я впервые столкнулась с прозой Пелевина(первым было прослушивание проходящего по радио сериала "Из жизни насекомых") - у меня "немножко" взорвался мозг. Но любопытство было сильнее. Результат: я благодарна своему любопытству.
При этом хороший критик не должен спорить с автором, не должен давать оценку тому, что автор увидел и выносит на суд читателя.
А вот это - спорный тезис, мне кажется. Или он просто не до конца раскрыт?)
Я имел ввиду следующее: если Автор подметил нечто новое и жизненное, то не надо с ним спорить. Похвалить надо.
Ну, если действительно новое и жизненное - то, конечно, и спорить не с чем)
Но бывает и так: автору кажется, что он чуть ли не открытие совершил (выявил и описал новый психотип, определил тенденцию развития общества, нашел смысл жизни, наконец!), а для ушлого критика всё эти рассуждения - давно изробретенный веловипед: он помнит, что подобные вещи говорил автор N. ещё в прошлом веке. Ну как тут не отметить, дескать, ход мыслей автора интересен, но выводы не новы и т.д. И получится, что критик оспаривает почетное право автора на аплодисменты читателей)