Алексей Лис: Беседовать с Майком очень приятно и, я бы даже сказал, полезно:) Перед интервью я попросил редакторов сайта помочь мне с вопросами Майку... и вопросов оказалось та-а-ак много, а Майк ответил на все;) Ну, просто многое и многим интересно про жизнь и творчество... Поэтому публикацию пришлось разделить на две части, в одну она не вмещается:)  
- Добро пожаловать в Литературную гостиную, Майк:) После нашей последней (а точнее, первой) литературной встречи мы немножко "апгрейдились" – теперь у нас здесь уютный виртуальный мебельный уголок и всё-что-нужно-для-хорошей-беседы в качестве кухонных принадлежностей;) Чай я уже заварил... или ты предпочитаешь кофе?
- Я предпочитаю чай... с мятой и малиновым вареньем :)) - Отлично, такой у нас есть:) И варенье найдём:)
- С чего бы начать?;) Я тут немножко поискал в своей почте-не своём интернете... похоже, наше знакомство (ну, в каком-то смысле) началось ещё на конкурсе Фонда ВСМ "Восхождение-2" в 2006-ом, где ты работал в составе Жюри, а я – организатором-помощником-итд... Ну, почти как всегда;) И на Литсети тебя приглашают в Жюри часто (и это правильно):) И вот поэтому вопрос такой … хитрый:) – если ты оцениваешь чужое стихотворение, то на какие ошибки ты можешь образно говоря "закрыть глаза" и почему? А какие ошибки никогда не "простишь"?
- Я принципиально снижаю оценки за «нету», а также за лишний слог в словах типа «сентябрь» (а не сентябЫрь) / сентябрьский (а не сентябЫрьский). Можете взять на заметку.:)
А «закрыть глаза» зависит от каждого конкретного случая. Но главное – стих должен цеплять лично меня. Или вызывать желание поспорить по теме. - Понятно, на заметку возьмём:) А как ты относишься ко всевозможным отступлениям от литературного языка (ошибки, жаргонизмы, словообразование и т.п.)?
- Ошибки – это плохо. Даже намеренные (хотя совершенно не припомню, когда они бывали в жилу, разве что в каком-то каламбуре). Словотворчество хорошо в меру. А жаргонизмы и иже с ними – если вы читали меня, то видели, что «их есть у меня» и даже порой чересчур. Люблю я всякие такие словечки – они оживляют стих. - Вот, переходим к твоим стихам (давно пора;)) Любопытно, как у тебя пишется стихотворение, с чего обычно начинается (с настроения, идеи, строки? долго думаешь или пишешь сразу?)
- Идея походу вторична. Идея и план стиха приходят в процессе, и зачастую даже во второй его половине. Настроение важно, но оно тоже не главное. Под настроение я лишь делаю наброски – редко, когда настроения хватает на весь стих. Всё-таки для меня стихотворение начинается со строки. Причём не обязательно с первой.
Пишу тоже по-разному – но обычно за пару дней добиваю стих. Хотя нередко какие-то заготовки вылёживаются в черновиках более месяца, прежде чем я снизойду до них.  
По чёрному звёздному небу… По чёрному звёздному небу
Катит луны колесница…
Ночь – это время поэтов
И тех, кому просто не спится.
Всё так необычайно –
В капельках лунного света.
На кухне поставлю чайник
И затянусь сигаретой.
Снег за окном кружится,
Пронзая ночную мглу,
Пёс мой у ног свернулся
Клубком шерстяным на полу.
Мысли, воспоминанья
Теснятся в моей голове.
И почему-то грустно
Думать сейчас о тебе… 15.11.94.
 
- Ну и ещё я обычно спрашиваю (можно сказать любимый вопрос) - когда ты начал писать стихи?
- По семейной легенде я начал рифмовать ещё в 3,5 года. По моим воспоминаниям – классе в шестом, когда сочинял дразнилки на одноклассников. Первые попытки стихосложения начались в 1991 году. Тогда же увлёкся рэпом и набивал руку исключительно речитативом. Ну а где-то с 93-го, можно сказать, начался мой творческий путь стихотворца. - А были ли какие-то переломные моменты, изменившие твоё отношение к стихотворчеству?
- Как я уже сказал, значимой вехой можно назвать переход от рэпа к «классическому» стиху. Рэп – это, конечно, громко сказано – что можно ожидать от пятнадцатилетнего подростка? :) Да и с музыкой я никогда в ладах не был. Так что наверно, этот переход был лишь вопросом времени.
Ещё один переломный момент, который могу вспомнить – это, несомненно, появление интернета, когда я перестал вариться в собственном соку, увидел, как пишут другие, и захотел сочинять не хуже, а может даже и лучше них. - Да, интернет – это что-то... А на каком литсайте ты впервые зарегистрировался (и когда)? И на скольких (и каких именно) литсайтах ты зарегистрирован сейчас? Ну, просто любопытно;)
- Впервые я зарегистрировался году по-моему в 2004-м на сайте Дельфина – там был раздел «Творчество фанатов» :)
Потом мне рассказали про Стихиру, где я и начал вывешивать свои стихи с декабря того же года.
Сайт Дельфина с той поры позабыт-позаброшен, а на Стихире появляюсь регулярно.
Ещё зарегистрирован, конечно же, на Графоманам.нет и на небольшом литературном форуме моих друзей «Замок с привидениями», где потихоньку модерирую раздел со стихами.  
8 «Господь дал нам маковый цвет, дал нам порох, дал имя одно на двоих
 И запеленал нас в узоры чугунных решёток…»
Сплин – «Небо в алмазах»
 
Восемь запахов неба сбегают из памяти ветра чужими детьми.
И кому-то позволят гулять дотемна, а кого-то назначат Иудой.
Я писал тебе долгие жёлтые повести – я сочинял этот мир,
Но слова мои жались обратно к рукам. Я не думал, что это так трудно –
Отпускать и смеяться, и плакать, и всё-таки верить в любовь до конца,
Подставляя лицо перьевым облакам, расправлять свои крылья из меди.
Этот мир получился не так идеален, он спутал с убийцей Творца,
Так давай соберём наши лучшие дни и навеки отсюда уедем.
Так кончается прошлое – утренним выдохом в сердце ущербной луны
По дороге в запретную Тмутаракань от истоков Великого Нила,
Где останется только от пепла закатного руки и душу отмыть.
Так сгорают миры, потому что я вновь убедился, что ты мне приснилась. 30.09.14.
 
- Давай немножко переключимся на записки из зала... вот тут нам принесли сейчас...
Записка из зала: "Что больше нравится - быть поэтом или админом?))) или есть развлечения интереснее того и другого?)))" Хм-м... Это из наших админов кто-то спрашивает, что ли?;)
- Администратором и модератором я всегда был поневоле. Ведь что это по сути? – бесплатный лишний геморрой. Да, есть какие-то привилегии и возможности технического характера, но не по мне эти «кольца всевластия» :) - Ну, кому-то приходится;) (шёпотом: а мне, честно говоря, даже нравится;)...) Вот тут ещё...
Записка из зала: "Поэт – твое основное призвание?" - Я бы не назвал это призванием. Сначала это было хобби, отличающее меня от других. Но со временем это стало образом жизни. Разве что признаки этого образа жизни не внешние, а внутренние.
А если говорить о каких-то других видах искусства и самовыражения, тогда да – поэзия, это всё, подо что я заточен. - Да, это интересно... про образ жизни:) И ещё одна записка...
Записка из зала: "Лис, спроси, как он с метростроевцами-то связался))) и много ли его стихов в этой серии было, а то я вроде только один знаю" Честно говоря, совсем не в курсе – о чём это;)
- Я их называю «метрошники» :)
Просто однажды прочёл роман Дмитрия Глуховского «Метро. 2033», впечатлился, написал стих. Обнаружил в сети сайт вселенной Метро, зарегистрировался и выложил кое-что по теме. Тамошние жители заметили меня и полюбили. :) Провели пару экспериментов в сотрудничестве с прозаиками.
А когда ДГ задумал серию книг различных авторов, ребята вспомнили обо мне. В результате я успел засветиться во всех трёх книгах Андрея Гребенщикова («Ниже ада», «Обитель снов» и «Сёстры печали» – писал эпиграфы к крупным частям). Но наиболее плодотворно поработал в проекте «Изнанка мира», над которым трудилось аж 4 писателя и один поэт – здесь уже где-то полтора десятка стихов моих присутствует и со мной даже поделились гонораром, вот! :)
Вообще – попытка плотно поработать с прозаиками принесла мне очень интересный опыт. Потому что ребята не только брали уже готовые стихи для использования в тексте, но и я часто сочинял что-то, руководствуясь их черновыми набросками или просто синопсисом. Экспериментировал. Написал даже два венка гекзаметров (!), жаль, в выходящего «Отступника» Элоны Демидовой и Евгения Шкиля их не включили, экономя на объёме. - А, это про книги, оказывается:) А расскажи про свои книги, пожалуйста. Сколько книг вышло? Ты их сам издаешь или тебя приглашают?
- Вышло уже целых две книги. Первая – «Медленные сюрикены бабочек» – в сентябре 2013 года. Её издавал за свои деньги. Потому что очень хотелось. И вторая, выпущенная на премиальные с «Народного поэта», вышла буквально только что. Называется «Удалённый доступ». Тиражи небольшие – 220 и 200 экземпляров соответственно.
«Медленные сюрикены бабочек» можно приобрести, если написать мне на mikymike@rambler.ru - Да, первая у меня есть:) Про вторую вот только услышал (а что не рекламируешь-то?) В продолжение темы такой простой вопрос – в чём, на твой взгляд, разница между сетературой и литературой печатной?
- В большей доступности сетературы и в материальности печатной продукции – все остальные отличия – лишь производные этих двух. - Да, логично (и не поспоришь ведь;)) А есть ли у тебя какие-то цели, которые хотелось бы достичь на литературном поприще?
- Уже нет. :)
Да я их и не ставил никогда – я просто хочу писать стихи и пишу их. И делюсь с другими, если есть желание. - И это хорошо, что делишься;) А как тебе удается найти время для написание такого количества стихотворений?
- Жаль, что мне не удаётся найти время на что-нибудь ещё – выучить какой-нибудь иностранный язык, или освоить новую профессию или тупо сделать дома уборку – вот это действительно печалька. А написать одно стихотворение за три-четыре дня – это ведь так просто. - Хмм, просто… мне бы так;) А как ты относишься к творческим кризисам и бывают ли у тебя такие?
- Как к чему-то неизбежному, что периодически случается, но рано или поздно проходит – как чёрная полоса. Слава труду, продолжительность этих «кризисов» невелика – максимум пара недель. И часто совпадает с периодом отпуска на работе или наоборот – с периодами жуткой загрузки, когда просто-напросто не до стихов. - Это я очень хорошо понимаю... Ну, давай немножко переключимся на записки, тут принесли ещё;)
Записка из зала: "Твои любимые стили и авторы (из поэтов-классиков). Как бы ты сам охарактеризовал свой стиль?" - Перечислю несколько имён – по хронологии – Есенин, Высоцкий, Цой, Кормильцев, Дельфин. Вот моя классика, пожалуй.
Что касаемо стиля, то я не хотел бы его никак характеризовать и называть, ибо как только ты это сделаешь, ты станешь заложником понятия. И повторюсь – я люблю разнообразие в творчестве и не зацикливаюсь надолго на одних и тех же темах и формах. Правда, однажды мне понравилось словосочетание, высказанное кем-то в рецензии под моим стихом – «бытовая драматургия». Зачастую это верно.
- Интересное название - «бытовая драматургия»:) И вот тут такой неожиданный, я бы сказал даже "бытовой", вопрос пришёл... Если не хочешь, то не отвечай, пожалуйста:)
Записка из зала: "Употребляешь ли иногда алкоголь, чтобы вдохновиться? Если да, то какой напиток вдохновляет больше всего?" - Алкоголь употребляю, но не для вдохновения. Максимум – могу выдать в подпитии строчку другую, и если не забуду их записать, то с большой долей вероятности потом из них получаются стихи.
Мне для вдохновения не нужны стимуляторы. :)
А так люблю пиво, сухое вино и водку. :)) - А сейчас мы пьём чай (виртуально) и... вот:)... Знаешь, я когда-то собирал записки из зала (на разных встречах в реале)… Вот этот вопрос, который только что прислали, очень мне понравился:) Для коллекции – в самый раз;)
Записка из зала: "В одном из интервью Земфира сказала, что у неё был такой период в жизни, когда она просто не могла слушать никакую музыку вообще, ей это было не интересно. Был ли у тебя такой период в жизни, когда тебе было неинтересно читать чужие стихи?" - У меня такой период длится уже, походу, лет шесть с небольшими перерывами. :)
В школе я очень любил читать стихи и учить их наизусть. Наверно, тогда и наелся ими.
А может тогда, когда занимался вычиткой на Графоманам.нет. Или чуть раньше – в жюри у Великого Странника на Стихире.
Нет, я люблю читать стихи. Только я люблю читать хорошие стихи. И я знаю авторов, которые меня гарантированно не подведут. Но я уже не стану ползать, как когда-то, по сайтам в поисках чего-нибудь интересненького. Или просматривать анонсы на главной. Или… Ну, в общем, вы поняли. - Понимаю:) Ну, чуть-чуть сменю тему... в сторону;) А к поэзии мы ещё вернёмся:) Любопытно, какие виды творчества тебе близки помимо поэзии? Ну, то есть рисуешь ли, играешь ли на каких-то музыкальных инструментах? Какие еще есть увлечения?
- Как я уже говорил, я заточен только под стихи. Нет ни слуха, ни художественного вкуса, ни желания собирать марки или выжигать по дереву.
Периодически играю в он-лайн игры разве что. Да футбол люблю смотреть. Жаль, играть получается редко. А ещё совершенно не против преферанса, бильярда, боулинга или какого-нибудь пейнт-бола. :) - Можешь ли ты рассказать что-то о себе в реале, если есть такое желание? К примеру, кто ты по профессии? Кем ты работаешь?
- 38 лет стукнуло в сентябре. Женат. Родился и проживаю в Архангельске.
По профессии экономист. Работаю экономистом в морском пароходстве. Это моё единственное место работы после института.
Неярковыраженная сова и недобитый жаворонок в одном флаконе. То бишь в выходные могу жёстко полуночничать, а в будни достаточно легко просыпаюсь по будильнику и даже раньше него. :)
Профессионально готовлю яичницу. Люблю японскую кухню. Не люблю жареную капусту, варёный лук и молоко.
Не обделён чувством юмора. Молчалив. Скромен. В армии не служил. Ношу очки.
Не курил 4 года, сорвался этой весной, теперь снова бросаю.
Не люблю размытые вопросы типа «расскажи о себе» – предпочитаю конкретику. :)
Вот как-то так. - Спасибо:) Ну а теперь возвращаемся всё же к стихам... Насколько легко у тебя пишутся стихи? Много ли правишь-редактируешь? Остаёшься ли доволен написанным?
- По прошествии времени многие старые стихи начинают казаться далёкими от совершенства – думаю, это обычное явление для всех нас. Что касаемо свежих стихов, то да – примерно в 70-ти процентах случаев я остаюсь доволен тем, что натворил.
Правлю стихи много. Или мало. Зависит от каждого конкретного случая. Какие-то рождаются легко и с лёта, а какие-то вымучиваешь вплоть до последней строки. Но, положа руку на сердце, всё-таки пишется мне легко. Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить. :) - Собираешь ли заранее строчки и образы в этакий "личный поэтический фонд", из которого они потом перемещаются в подходящий стих, или сочиняешь всё на лету?)
- Конечно, собираю! Лет пятнадцать назад завёл себе файл «Черновик», в котором сейчас 33 страницы разных набросков, строк, словосочетаний, каламбуров, рифм и т.п. Многое из этого так и останется в черновике – что-то я уже перерос, до чего-то не доходят руки, к чему-то не знаю, как подступиться.
Но, тем не менее, львиную долю стихов пишу, всё же, с нуля. - Вот ещё любопытно, как домашние/родные относятся к твоему увлечению стихотворчеством?
- Относятся хорошо и глубоко положительно. Все очень радуются моим успехам. Читают меня по мере возможности, хотя не все всё понимают (особенно родители и вообще люди старшего поколения). А тем более сейчас, когда меня начали показывать по местному телевидению и прокрутили интервью на радио, я – теперь лишний повод для гордости. :)
И отдельно хотелось бы сказать о моей жене, которая меня всегда поддерживает и воодушевляет (и вдохновляет, конечно же). Которая является первым читателем всех моих стихов (а порой даже единственным читателем, если я решу не публиковать этот стих в сети) и моим самым главным критиком. - Ну и ещё такой сложный вопрос (обычно на него затрудняются с ответом)... Есть ли у тебя любимые стихи из своих? Если есть, то: какие и почему?
- В первую очередь это триптих «Брат Вечер», «Интервенция» и «Укрощение Вуглускра». Потому что это своего рода речитатив в стиле Ассаи. И мне приятно их проговаривать про себя время от времени.
А вот ранних стихов всё чаще и чаще приходится стыдиться. Хотя удалять их со странички не собираюсь – как-никак это моё прошлое, без которого я бы не стал собой теперешним. - Ты сказал "проговаривать про себя"... Майк, а есть ли у тебя аудиозаписи, где ты читаешь стихи? Нравится ли тебе читать свои стихи вслух?
- Нравится. Особенно, когда я один. :)
Но иногда приходится записывать своё чтение, дабы донести до читателя авторское восприятие текста.
Недавно даже по случаю записался на радио на хорошей аппаратуре, а то сам себя записываю обычно на диктофон в мобильном с соответствующим качеством – на Стихофоне прочувствуете.
http://www.stihophone.ru/users.php?user=mikymike
А в аккаунте ВКонтакте в аудиозаписях можно найти те самые записи на радио.
http://vk.com/id66779628#/audios66779628?album_id=51082224 37 Белый шум Героев Днепра  
- Ещё записки принесли... По-моему, я тебя уже утомил, но ведь так много хочется узнать;)
Записка из зала: "Умирает ли поэзия как жанр? Какой ты видишь поэзию будущего? - видеопоэзия, верлибры или нечто другое?" - Чтобы ответить на первый вопрос надо разбираться в истории поэзии, а я мало читал классиков. То, что я вижу сейчас, и радует, и удручает одновременно. А будущее для меня вообще тёмный лес. Надеюсь, что на мой век ещё хватит классических столбиков или хотя бы А4 (кстати, А4 я поначалу категорически не воспринимал, но потом потихоньку оттаял). А вот к различным плэй-кастам до сих пор отношусь скептически. Записка из зала: "Веришь ли ты, что компьютеры в будущем научатся писать стихи не хуже, чем люди?" - Смотря какие люди. :)
А вообще нет, не верю.
Хотя, может быть, компьютерная поэзия – это как раз и есть ответ на предыдущий вопрос – про будущее этого вида искусства. Страшно, если так. - О, ещё один вопрос про веру... Да уж, вопросик;)
Записка из зала: "Веришь ли ты в Бога? Если да, то веришь ли ты, что стихи диктуются поэту свыше?" - Не верю, хотя и не Станиславский. Всегда считал, что лучше верить в себя, в своих родных, близких и друзей.
И, соответственно, на второй подвопрос не отвечаю, потому что знаю, как я пишу стихи. :) - Вот, ещё вопрос для коллекции (похож на вопрос про Земфиру)...
Записка из зала: "Стивен Кинг как-то написал "Писатели всегда воображают себе некоего идеального читателя и пишут для него. У меня такой читатель моя жена." Есть ли у тебя некий свой идеальный читатель для которого ты пишешь? Играет ли жена в твоём творчестве такую же важную роль, какую играет для Стивена Кинка его жена Табита?" - Про жену я уже упоминал. Но она, как бы я ни прислушивался к её мнению и замечаниям, всё же не идеальный мой читатель, ибо стихи на некоторые темы она просто не воспринимает. И я заранее знаю, что ей может понравиться, а что нет, и это не мешает мне творить именно то, что я хочу. Хотя её одобрение или даже порой восторг – это лучшая награда, какая только может быть.
Ну, а проводя параллель с товарищем Кингом, идеальный мой читатель – это, как ни крути, я сам. :)  
Вторая часть опубликована здесь: http://litset.ru/publ/7-1-0-13344
Прошлась сейчас по всем ссылкам и сообразила, что карламарла быстро бы исчез, если бы я нашла время сделать это раньше но аура глубины точно никуда б не делась!
Спасибо еще раз!
Привет, Майк!