Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2461]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
«Литературная гостиная». Наталья Крофтс
Статьи
Автор: Авто(р)портрет
Здравствуйте :)

Сегодня у нас в гостях очень необычный человек. И мне хотелось бы сначала поделиться личными впечатлениями :)

Каждый раз когда я разговариваю с Наташей (по электронной почте), у меня появляются два интересных ощущения :) Первое – как будто мы "продолжаем разговор", вот только что прервались на час-два и опять продолжаем. Хотя на самом деле могло пройти и месяца два-три с последнего. И второе – всегда кажется, что Наташа где-то рядом, близко... ну, это сложно передать словами :) Хотя на самом деле Наташа в этот момент может быть в Чили, России, Англии, Сиднее...

Итак, знакомьтесь - Наталья Крофтс.
 



Наталья Крофтс родилась в 1976 году в г. Херсоне. Окончила МГУ им. Ломоносова и Оксфордский университет. Жила в восьми странах, побывала более чем в шестидесяти. Автор многочисленных публикаций, в том числе в журналах «Нева», «Юность», «Новый журнал», «Работница», в «Литературной газете» и многих других изданиях. Сборник стихов Н. Крофтс «Поэт эпохи динозавров» вошёл в список «65 лучших книг года» в России, а в 2013 году – в длинный список премии «Литературной газеты» им. Антона Дельвига. Её английские стихи вошли в четыре британские поэтические антологии. Живёт в Австралии.
 

Наташа, давно хотелось тебя проинтервьюировать ) А начну с такого "хитрого вопроса" – какие вопросы тебе никогда не задавали, а так хочется ответить именно на них?

Такие вопросы всегда есть – только они меняются. Например, сейчас меня интересует видеопоэзия – стихи, к которым добавляется визуальный ряд, иногда – музыка или шумовые эффекты, и – голос. Иногда читаю я, но год назад появился замечательный человек из Нью-Йорка, Жаклин де Гё, которая просто чудесно читает мои стихи. По-моему, такое сочетание смысла, звука, видеоряда обогащает поэзию, позволяет расширить пространство стиха, довольно «сплющенное» в наши дни.

Ведь долгое время «про себя» вообще никто не читал – наверное, многие слышали красивую историю о том, что Блаженный Августин сильно удивился, увидев, как его учитель глядит в текст – но не произносит вслух ни слова! Это всё равно, что обычному человеку увидеть: кто-то молча смотрит в ноты – и при этом вроде бы слышит музыку. И, продолжая аналогию, я боюсь, что такое «сухое» чтение всё больше ведёт к тому, что люди видят – только ноты, а про музыку уже все давно забыли, и стало как-то даже неприлично о ней напоминать.

Изначально, поэзия была целым представлением – например, в Древней Греции: с танцами, музыкой, праздничной атмосферой… Поэтому она и жила с людьми, трогала их гораздо больше, чем когда вы читаете несколько строк на листочке или на крохотном экране, между звонками, среди деловых и не очень разговоров и прочего «информационного шума», которым так богато наше окружение. Я не говорю, что нынешнее время плохо для поэзии: нет, напротив, оно заставляет стихи быть более сильными, насыщенными, лаконичными – чтобы всё-таки зацепить людей во всём этом шуме-гаме, среди кучи отвлекающих факторов. Кроме того, в наше время поэзия может быть «всегда с тобой» – достаточно только нажать на кнопку. Но стихам можно помочь обрести свой трёхмерный мир – с помочью звуков, красок, движения. Сейчас возможности «дивного нового мира» энергично используют множество разных дисциплин – а у поэзии, как мы только что сказали, на такую «трёхмерность» права очень древние.

Чтобы не быть голословной: вот что у нас с Жаклин получилось из небольшого стихотворения «Эвкалипт»:


 

За пару лет на моей странице Ютьюба накопилось штук 15 видеостихов, и несколько сейчас в работе. К моему изумлению, одно из этих видеостихотворений, небольшая «Херсонская трилогия», уже успела получить «Золотое Перо Руси» в номинации 3D. Конечно, когда вдруг видишь старые свои клипы, как правило, хочется многое изменить, улучшить – но я пока занимаюсь новыми вещами, а там – посмотрим.
 

Да, интересно, посмотрел :) Наташа, ты пишешь прозу и стихи о многих местах, где побывала. А есть ли среди них любимые? Какие? Почему?


 

Вообще-то я не пишу специально о «посещённых местах»: тогда бы у меня был уже огромный фолиант, поскольку я побывала где-то в 60 странах, а жила – в восьми. Но иногда страна или просто какая-нибудь деталь или поразит тут же, или «всплывёт» потом, годы спустя. Так, побывав на Мёртвом Море и в древнем городе Петра я, вернувшись в гостиницу, в тот же вечер целиком написала «Письма с Мёртвого моря», очевидно, на почве эмоционального потрясения, так это было невероятно и прекрасно:


 

У меня есть вещи, где абсолютно ничего не выдумано: например, встреча, произошедшая на Сицилии – но тогда у меня и в мыслях не было её записывать. А спустя несколько лет она вдруг сама «проклюнулась»: я до сих пор вижу этих сицилийских старичков, и человека, машущего газетой, и маленькое кафе в крохотном горном городке Энна:




Комм.: можно полистать книгу, если кликнуть на картинку с изображением страничек и перейти на сайт, где она выложена.
 

Я знаю, что ты являешься участником (в том числе – редактором) нескольких российских и международных изданий. Как ты все это успеваешь?

В какой-то период редактура, действительно, занимала очень много времени – но была очень полезной для меня: когда читаешь поток рукописей, начинаешь лучше чувствовать, что – стихи, а что – нет. Вроде и всё хорошо, и без ляпов написано – а не цепляет, не запоминается, не удивляет. Нет чуда. По крайней мере, когда ты только что прочитал 100 разных рифмованных текстов про берёзки или милые глаза, меньше опасности, что сам начнёшь заниматься подобными выкладками. Но сейчас – из-за нехватки времени – я, в основном, просто рекомендую авторов в издания. Правда, я до сих пор веду портал русскоязычной литературы Австралии: http://unification.com.au/about/text/12/

Как ни странно, до нас этим ещё никто не занимался: этой, казалось бы, довольно очевидной задачей собрать всех интересных русских писателей Австралии «под одной крышей», с самого начала, с самых первых наших соотечественников, появившихся на пятом континенте, не деля авторов на «своих» и «чужих». Эта работа подарила мне удивительные открытия. Вы знаете, что одним из первых дошедших до нас русских авторов Австралии был Константин Бальмонт: он приехал в Австралию в 1912 году – правда, ненадолго. Среди других открытий – авторы знаменитых песен «Хороши весной в саду цветочки» и «Дорогая пропажа» (её пел Вертинский), да и просто много хороших стихов, интересной прозы – и порой невероятных судеб.
 

Понятно :) Ну, немножко поменяю тему... А сколько твоих книг вышло? Ты их сама издаешь или тебя приглашают?

Моя первая «настоящая» книга вышла совсем недавно, 2 года тому назад, когда я даже и не особо задумывалась о публикации. В Ростове-на-Дону есть замечательная ознакомительная серия, «32 полосы»: тот редкий случай, когда издательство бесплатно выпускает небольшие, всего на 32 страницы, книги интересных им поэтов и прозаиков, просто чтобы поддержать литературу и познакомить с новыми именами. Впрочем, там не только новые имена: в этой серии публиковались Василий Бетаки, Борис Херсонский, Марина Кудимова и так далее. Конечно, было очень приятно получить приглашение в такую замечательную серию, но я, прежде всего, пришла в ужас. Мне сказали: «Пришлите 1640 строк стихов». А где я их возьму?! Во-первых, я пишу сравнительно редко, а во-вторых, с каждым годом всё более критично относишься к написанному, и не хочешь «выпускать» то, чем ты сам не совсем доволен.

Но в результате у книги оказалась довольно счастливая судьба: в 2012 году она вошла в список «65 лучших книг года» (Москва, газета «Поэтоград), а в следующем году – в длинный список премии от «Литературной газеты»:


 

А потом появилась ещё одна книга – сама собой, неожиданно. Вы уже рассказывали о замечательном художнике Михаиле Толстых (см. публикацию в рубрике «Арт-салон»). Впервые я его увидела, когда он пришёл на мои поэтические чтения. А потом меня затащили в его мастерскую. И когда я стояла (по-моему, с открытым ртом) перед одной из картин, Миша тихо подошёл и сказал: «Я эту картину видел, когда вы читали стихотворение “Поэт эпохи динозавров”». И после этой фразы я поняла, что у нас действительно огромное количество параллелей: прежде всего, это заслуга картин – в них такая невероятная глубина и многоплановость, что каждый может читать их по-своему. В результате появилась книга-путешествие, состоящая из картин, стихов и небольших рассказов – «Разбитое пространство».


 

Красивая книга, я полистал немножко, спасибо :)
До чего дошла техника - можно просто полистать, почитать... Вот, кстати, об этом :) Веришь ли ты, что компьютеры в будущем научатся писать стихи не хуже, чем люди?


А можно провести немного рискованную параллель – и ответить вопросом на вопрос? Возможно ли, что со временем и роботы будут работать на лоне древнейшей профессии? Вполне. Но дойдёт ли до того, что с роботом действительно можно будет прожить полную, счастливую жизнь, как в замечательном фильме-«сказке» «Двухсотлетний человек»?
 

Хорошо, а как ты считаешь, почему поэзия так мало совместима с коммерцией в отличие от прозы, музыки, живописи и других видов искусства?

Хороший вопрос, Лис. Я думаю, потому, что хорошие, настоящие стихи – это маленькое чудо, другой функциональности у них в наши дни нет, по большому счёту. А настоящее чудо – не программируемо, поэтому на нём одном очень сложно построить бизнес-план. Только когда покупатель уже и так убедился, что этот конкретный автор – хотя бы иногда бывает волшебником, или когда читатель сам нашёл для себя функциональность того или иного автора, можно продать его книгу.

С прозой, музыкой, живописью – проще: у них есть основная функциональность. И когда «сверх этого» случается чудо, то есть вы вдруг находите для себя нечто абсолютно прекрасное, то это – неожиданный «бесплатный подарок в придачу», но не то, за что вы, собственно, заплатили. Например, книги: человеку всё надоело, и хочется вечер просто побыть в другом измерении, пытаясь угадать – «кто убил господина N». Или слетать в другую галактику, пережить любовное приключение, побыть среди эльфов или среди юных волшебников, кому что нравится. Люди примерно знают, что они покупают, это входит в привычку – и поэтому издательства могут худо-бедно работать: планировать продажи, печатать тиражи, тратить деньги на рекламу и т.д. Создаются книжные серии – и человек, пришедший в магазин за морковкой, купит морковку – вкуснее или хуже, но ему не подсунут ананас, на который у него, предположим, аллергия. И вечером он будет счастливо грызть свою вожделенную морковку, а доест – придёт за новой. С музыкой – тоже понятно: человек слушает радио, например, в качестве фона, когда ведёт машину – и вдруг слышит «своё». Или танцует с девушкой, или щёлкает кнопкой «лекарства от скуки» – телевизора. И на рок-радиостанции вам не подсунут попсу от которой вас, например, мутит, а на радио популярной музыки – рок, от которого у вас лично голова болит. И вот из этого, в общем приемлемого «фона» человек уже выбирает «своё». Но основная функциональность была – фон, из-за неё-то и произошло первое знакомство. Я, конечно, утрирую – но, мне кажется, так легче понять суть явления. Так же и с живописью: как правило, продаются вещи функциональные: картину можно повесить в гостиной, или в гостинице, или в ресторане – и это покажет, что здесь авангардно», или «уютно», или «как в Англии», и так далее.

У поэзии в разные периоды истории тоже были свои функции: дидактическая, сакральная, в более недавнее время в СССР – скажем так, «политическая» (вне зависимости от вектора высказывания). В Древней Греции поэты вполне хорошо могли заработать на хвалебных одах, да и в наши дни я знаю людей, которым заказывали гимны разных учреждений. Но сейчас практических применений у поэзии как таковой осталось очень мало. Отлично продаются стихи замечательного Игоря Губермана и, насколько я понимаю, Игоря Иртеньева тоже. Остроумный смех людям нужен, за него готовы платить. Кроме того, нужны «проверенные» стихи о любви: и почувствовать, что «ты не один», да и включить в любовное послание. Поэтому до сих пор продаётся Эдуард Асадов, как ни удивительно: на нём стоит чёткий штамп «о любви» и одобрение нескольких поколений определённого круга «да-да, это подойдёт»…

Но большинство поэтических книг – вещи очень разноплановые, то есть покупатели идут не «на тему», а на имя. Одна из книжных сетей опубликовала статистику продаж поэтических сборников: http://blogs.7iskusstv.com/?p=28179. Все авторы в двадцатке самых продаваемых книг – общеизвестные легенды (я не знала одного автора, но посмотрев, кто это, поняла, почему: я просто не из той среды). Покупая классиков, вы покупаете возможность назвать себя культурным человеком. Или же вы покупаете не просто сборник стихов Есенина, а возможность побыть с ним – и им, немного: напеть «Ты меня не любишь, не жалеешь», почувствовать себя хулиганом, мечтой женщин, гением с трагичной судьбой и прочая и прочая. Вы уже не просто покупаете тексты, а жизнь, миф – «надтекстовое» пространство. Это немного напоминает то, что мы говорили о прозе: вы покупаете возможность пожить в другой шкуре – но уже чётко означенной, обработанной и воспетой. Но сколько таких вот легенд вы знаете – и сколькими бы вам хотелось побыть? То есть не просто выложить за книгу 5 долларов, но – что гораздо более важно – быть настолько одержимым этой «легендой», чтобы найти время погрузиться в мир вашего героя – будь то Лермонтов, Полозкова или Бродский? Если бы на этом же томике стояла фамилия Вася Пупкин, в сочетании со средней наружностью и «никакой» биографией на обложке, вы бы её просто не купили – прошли мимо. Причём очень часто имена известны по синкретическим жанрам: в уже упомянутом этом списке – Владимир Семёнович Высоцкий, а также один автор эстрадных песен. А Дом книги, не оглашая конкретных цифр, назвал десять самых продаваемых современных («послевоенных» и далее) поэтов, трое из которых – Окуджава, Городницкий и Рязанов. Я очень бы хотела увидеть человека, который впервые об Эльдаре Александровиче узнал из его поэтического сборника. Впрочем, то, что авторы песен иногда «отграничиваются» от поэзии – не совсем корректно: поэзия, как мы говорили, изначально и была песенно-речитативной, и в этом смысле поэзия вполне и продаётся, и собирает огромные залы.

Если же вас знают только в литературной среде – то цифры будут в сотню раз скромнее (вот, например, тоже интересная статистика: http://kultinfo.ru/novosti/1506/ ): во-первых, круг чисто «литературной среды» как таковой всегда был и остаётся довольно узок, как мы с вами знаем, а во-вторых, поэты друг друга давно читают (или «просматривают») в сети, бесплатно. Да и формат интернета для поэзии очень удобен, «кусочный» – в отличие от прозы, которую, по моим наблюдениям, с экрана читают гораздо менее охотно. И за новинками так следить легче: как правило, авторы их сами же и обнародуют, достаточно только найти интересных вам поэтов – они сами «принесут» вам всё самое лучшее и свежее. При таком раскладе книги купят редко: это те, кто вас уже постоянно читают, то есть аудитория, для которой вы стали своим «волшебником», личной легендой. И ещё, конечно, книги покупают на презентациях, что-то вроде «сувенира на память о приятно приведённом вечере».
 

О, спасибо, Наташа :) Такой подробный ответ и очень интересная статистика.
Но давай вернёмся к тебе :) Как ты относишься к участию в конкурсах? Были ли какие-то особо запомнившиеся из них и почему?


Сама мысль о соревновательности в поэзии мне не близка: в конце концов, оценка в поэзии – это дело вкуса. Например, у всех есть свои любимые писатели и поэты из классиков, а есть классики, которые лично вам абсолютно чужды – причём имена могут радикально меняться в течение жизни. Но сами-то писатели от этого хуже не становятся.

Тем не менее, в конкурсах я участвую: во-первых, меня иногда просто приглашают – и я не вижу особой причины отказаться. Так, например, произошло с телепередачей «Вечерние стихи», которая, по сути дела, просто даёт авторам возможность почитать свои стихи, хотя там и присутствует элемент соревновательности:


 

А, кроме того, конкурсы – это и возможность найти нового читателя, возможность найти для себя очень интересных, близких по духу авторов – а если очень повезёт, то и хороших друзей, которые останутся с тобой надолго.
 

Спасибо за очень интересные ответы, Наташа:) Я надеюсь, что авторы Литсети поделятся своими впечатлениями или зададут дополнительные вопросы, а я их тебе перешлю:)


 
 
______________________________

Редакция проекта «Авто(р)портрет».
Интервьюировал Алексей Лис (с благодарностью за помощь в подготовке интервью Максиму Клюеву и Лоре Бар).
Опубликовано: 26/12/14, 12:57 | Просмотров: 3517 | Комментариев: 9
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Очень интересное интервью. Спасибо за знакомство с замечательным автором и человеком)
Юлия_Мигита  (04/08/15 19:16)    


Трям!
А мне тупо лицо понравилось... Светлое... И с кепкой - клёво...
Николай_Агальцов  (12/06/15 00:53)    


Замечательные личности, чудесная поэзия с видеорядом: спасибо!
Много дней хожу с ощущением встречи с чем-то (или кем-то) волшебным smile
У вас замечательный творческий проект, позволяющий индивидуально представить авторов:),
Как могут только по-настоящему творческие люди.
Рада была познакомиться с творчеством Наташи:)
Ди  (02/01/15 10:08)    


Наташа просила передать:
"Спасибо, Ди!"
Авто(р)портрет  (05/01/15 13:18)    


Спасибо, Лис, Наталья!
Очень здорово всё сделали, с душой!
Такой вопрос: в реале вы не пересекались, насколько я знаю, не имели общих творческих планов, хотя оба живёте в Австралии. Не появилось ли таких планов после публикации интервью? С вашей креативностью горы свернуть можно! smile
Ксенон  (27/12/14 20:51)    


здравствуй, Макс:)
да вот как-то не получилось в реале встретиться пока (и больше по моей вине, я застенчивый;))))
а Наташа в Мельбурне была, да... а я в Сиднее не был пока ещё...

радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис  (29/12/14 05:30)    


Приятно познакомиться. А из вопросов: какой самый красивый вид/фасад/пейзаж встретился в жизни?
Михаил_Кульков  (27/12/14 14:12)    


здравствуй, Михаил:)
спасибо:) вопросы я передам Наташе (да она и сама, наверное, увидит)
но сейчас праздники всякие и т.д.
поэтому, наверное, позже...
радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис  (29/12/14 05:31)    


Наташа просила передать:
"Михаил, спасибо: очень интересный - и очень трудный вопрос. Я уже несколько раз в жизни думала: я уже столько всего видела - меня, наверное, трудно удивить. И в этот самый момент жизнь подбрасывает нечто такое, от чего просто теряешь дар речи. Я очень люблю горы Омана - строгие, пустынные, величественные. Недавно в Боливии я даже глазам не поверила - так горы были похожи на картины Рериха, даже не верилось в то, что они - не нарисованы. И очень трудно выбрать между величественными ликами на заросших храмах Анкор-Вата в Кампучии или южноамериканскими водопадами Игуасу - они великолепны по-своему. Но для меня самое главное открытие - и открытие постоянное - это то, что в мире поразительно много прекрасного, просто нужно об этом не забывать."

Боливия:



Бразилия:



Камбоджа:

Авто(р)портрет  (05/01/15 13:22)