Авторы статьи
Wacław,
Azazello, при участии и техническом сопровождении
Berg Авторы благодарят за консультативную помощь военно-исторический клуб "Патриот".
Часть 1 Современная литература демонстрирует неослабевающий интерес писателей к средневековой и, в меньшей степени, античной тематике.
Одна из проблем, которая стоит перед автором художественного произведения - достоверное описание предметного мира. С этим ряд авторов испытывает определенные трудности. Выведем за рамки нашего опосредованного общения тех, кто уже осознал себя настолько великим писателем, что ему ни логика, ни историческая достоверность не указ. Наш сегодняшний разговор адресован тем, кто хочет избежать грубых и распространенных ошибок в описании предметного мира.
Сегодня мы поговорим о защитном вооружении, в частности о полотняных и (кожаных доспехах - см. часть 3).
Начнем с того, что полотняные доспехи - самые «долгоживущие». Появившись в Древнем Египте, они видоизменялись и эволюционировали вплоть до современного кевларового бронежилета. И отмирать явно не собираются. В принципе, с тактической и технологической точек зрения, доспехи усложнялись и качественно совершенствовались, но концептуально перестали изменяться примерно с I века до н.э. Все те же три концепции: легкий тканевый доспех, обеспечивающий подвижность и минимальные требования к физической выносливости бойца, комбинированный доспех - тканевая основа, армированная металлическими, а в настоящее время металлокерамическими, керамическими, полимерными вставками. И тяжелый доспех, целиком выполненный из металла или современных жестких материалов. Комбинированные доспехи позволяют сочетать подвижность с относительно высокой защищенностью, при этом ограничивая вес в разумных пределах, а тяжелый доспех позволяет обеспечить максимально возможную безопасность бойца, но требует выносливости и ограничивает подвижность. Все эти три концепции применялись на протяжении последних двух тысяч лет и по-прежнему актуальны.
Конструктивно полотняный доспех Древнего мира представлял собою разновидность гражданской одежды, отличающейся большей плотностью и стойкостью к режущим возможностям современного ему оружия. Для изготовления доспеха использовалось толстое многослойное полотно, часто вощеное, иногда пропитываемое клеем, реже древесной смолой. Нужно понимать, что смола использовалась не хвойных пород - сок папируса и алоэвидных растений, что позволяло сделать ткань несколько более прочной и эластичной.
Использование морфологии (внешнего вида) гражданской одежды в полотняном доспехе - традиционное конструктивное решение, реализуемое по сей день, которое часто смущает авторов, как художественных произведений, так и критических заметок по этим произведениям.
Необходимо понимать, что способность гражданской одежды выполнять минимальные защитные функции осознавалась на всех исторических этапах и использовалась в истории во всей полноте. Если византийский вельможа мог появиться в нарочито тонких красочных одеждах, то это было не только символом достатка - он мог себе позволить легкую и дорогую одежду, но и символом его силы, «защищенности без доспеха». Европейский же дублет Высокого средневековья не только сохранял тепло, особенно летом, но и защищал владельца от короткоклинкового оружия или режущих ударов длинноклинкового. Это не считая традиции использовать комбинированные доспехи, задекорированные под гражданскую одежду, весьма распространенной в этот период времени. Увы, даже в окружении миньонов король не мог чувствовать себя в полной безопасности. Особенно в окружении миньонов.
Главным принципом полотняного доспеха была и есть простота и дешевизна при максимально допустимой материалом защищенности.
Ошибкой будет полагать, как это делают иные авторы, что «ватник», т.е. стеганый доспех так уж и бесполезен. Разумеется, защитные свойства полотняного доспеха несравнимы с доспехом армированным металлом или металлическим, но, тем не менее, даже армейская телогрейка образца 1942 года неплохо защищает корпус от ударов и порезов.
Если металлические доспехи получили в последние годы известное освещение в научной литературе, то доспехи, из недолговечных органических материалов, специально не рассматривались, поскольку они очень редко сохраняются в качестве археологических находок и почти не представлены в музейных коллекциях. Между тем в рассматриваемые периоды подобные «мягкие» доспехи бытовали и применялись очень широко. Их носили многие воины, которые не могли приобрести металлических панцирей. В отличие от металлических доспехов, для изготовления которых обычно требовалась специальная подготовка и дорогостоящие материалы, «мягкие» доспехи могли изготовляться воинами и членами их семей самостоятельно, что позволяет утверждать, что «мягкие» доспехи на протяжении всего периода позднего средневековья продолжали оставаться одним из популярнейших видов корпусного защитного вооружения.
Рассмотрим основные типы полотняного доспеха.
Простой доспех. Конструктивно это туника либо плащ, реже полноценная кираса, выполненная из толстого полотна, в случае кирасы армированная пропиткой клеем или смолой. Как уже говорилось, самый древний тип доспеха, дополняемый шарфом для защиты шеи и обмотками для защиты коленей и предплечий. Такой доспех способен защитить от касательных ударов дробящим оружием, режущих ударов длинноклинкового и колюще-тычковаых короткоклинкового оружия.
Экзомис - отрез из грубой ткани (кожи, шкуры), заложенный складками на левом плече Обычно, это была рабочая одежда, которая использовалась и как простейший доспех, позволявший ополченцу использовать обе руки при защищенном торсе.
Экзомис могли использовать и в сочетании с ламеллярами из кожи, тогда он выполнял роль поддоспешника. Есть основания полагать экзомис прямым древнегреческим наследником аналогичного доспеха/одежды египетских воинов, только несколько упрощенного
Хламида (хламис) — у древних греков мужская верхняя одежда, изготовлявшаяся из шерстяной ткани и отличавшаяся от прямоугольного гиматия меньшими размерами и покроем. Типичная одежда солдат позднего периода Эллинизма. Хламида представляла собой продолговатую мантию, которая накидывалась на шею короткой стороной, причём застёжка укреплялась или на груди, или на правом плече. Хламида использовалась в сочетании с доспехом в качестве налатника, защищая кирасу от осадков и солнца.
Туника - распространенный тип одежды и простейшего доспеха. В качестве доспеха туника, представлявшая собой просторную рубаху, скроенную из широкого прямоугольника, изготовлялась из грубой шерсти, кожи и одевалась поверх еще одной-двух туник. Так получался многослойный доспех, некоторым образом защищавший от ударов и порезов. Понятно, что подобные доспехи были распространены только среди наименее обеспеченных слоев населения.
Линоторакс — древнегреческий панцирь из льняной ткани. Также был известен и в других частях античного мира. Подобные доспехи использовались вероятно ещё с микенского периода.
Стеганый доспех. Представляет собой различные типы поддоспешников, а позднее и верхней гражданской одежды.
Акетон - поддоспешная куртка с разрезами на боках, носимая также и без доспеха в свободное от непосредственной службы время. Акетон предполагал возможность быстро снарядится для боя, а потому носился замковой и городской стражей в период между караулами, выездами, во время несения службы во внутренних помещениях. В неслужебное время воины носили гражданскую одежду.
Гамбезон Аналогичный акетону доспех, носимый поверх основного (металлического) доспеха. Играл роль дополнительной защиты, фактически предвосхищая комбинированные доспехи бригантинного типа. Гамбезон существенно смягчал получаемые удары и защищал металлический доспех от грязи и осадков.
Дублет Нужно отличать парадный костюм богатого воина - дублет, изготовлявшийся из ткани дорогих сортов, украшавшийся вышивкой, тесьмой и т.д. и арминг-дублеты, представлявшие собой аналогичное по фасону платье, но достаточно скромное по отделке, как правило, набитое хлопком или тканью, иногда дублет был армирован вставками металла, превращаясь в полноценный бригантинный доспех.
Пурпуэн - вариант гражданского костюма -
котарди. Отличался большей толщиной и плотностью ткани, а также отсутствием декора. Формально, пурпуэн можно считать «рабочей курткой» воина. Пурпуэны простегивались вертикальными швами, превращавшими их в некое подобие «полосатого» комбинезона. «Необходимо, чтобы пурпуэн был набит ватой на три пальца толщины на груди и на рукавах, а также сзади, потому что удары мечей и булав наиболее часто попадают в эти места, чем куда-либо еще» [King Rene's Tournament Book]
(на фото пурпуэн и шоссы - стеганые штаны, пододеваемые под доспех, позднее носимые самостоятельно)
Жак (отсюжа - жакет)
Исторически это куртка бургундских ополченцев, распространившаяся в европейских армиях под различными названиями. Собственно слово «жак» и обозначает простонародную принадлежность одежды, фактически «ватник». В настоящее время, термин «жак» является собирательным для такого рода доспеха. Жак представляла собою набивную куртку с плотной подкладкой. В отличие от дублета и пурпуэна, жак представлял собою дерюгу, набитую войлоком, щетиной, позднее очистками хлопка и льна. Покрышку куртки пропитывали салом или вощили, что добавляло «жаку» непрезентабельности и характерного аромата.
«Луис XI в французском ордонансе примерно 1470 г. дает лучше описание жаков: Мы должны сказать о жаках, что они должны состоять из 30, или по меньшей мере 25 слоев холста или льна, возможно с покрышкой из шкуры оленя; те, которые имеют 30 слоев и покрышку из оленьей шкуры будут лучшей и гибкой одеждой, и лучше для этой цели, если они будут сделаны из четырех частей. Рукава должны быть хорошо пришиты к корпусу, за исключением кожи, и дырочки для пришнуровывания латных частей на рукавах должны быть большими, а сами дырочки должны быть расположены около воротника, но не на ключицах. Воротник должен был «стоечкой», но не слишком высоким сзади, оставляя место для назатыльника салада. Жак должен шнуроваться спереди или застегиваться на пуговицы. Жак должен быть удобным и легким, и одеваться на пурпуэн без рукавов и без воротника, сшитого из двух слоев ткани, и к этому пурпуэну должны крепиться шоссы."
[Gerry Embleton, "Medieval Military Costume" // The Crowood Press 2001]
(Армированный кольчужными вставками жак)
(Шерстяной "веревочный" жак)
Восточные доспехи мы рассмотрим отдельно. Хотя принцип там абсолютно тот же, но отдадим дань «экзотике».
Олбок По мнению Д. Банзарова, это аналог русского тегеляя, с короткими рукавами и воротником, «толсто подбитый хлопчатого бумагой или пенькою» [Банзаров, 1997], Дословно «олбок» - куртка стеганная на пеньковой пакле и надеваемая на войне. «Олбок» имел подол (чуть ниже пояса, до колена или до середины голени) и рукава (до локтя или до кисти).
(Икат - облегченная разновидность олбока; икат - гражданское платье)
Судя по описаниям и изображениям, другие варианты панцирей «олбок» представляли собой подбитый ватой, пенькою или шерстью халат центрально-азиатского типа с косым или осевым разрезом.
Олбок часто носился самостоятельно, но мог выполнять и роль поддоспешника. В монгольском эпосе этот способ ношения «мягких» панцирей фиксируется с ХII - XIII вв. [Горелик, 1987, с. 181].
Дэгэлэй («тэгапэй») - куяк без наплечников и подола. В своде монгольских законов «Их Цааз» (XVII в.) наряду с воинами одетыми в металлические панцири («лубчитэн») и «шлемоносцами»(«дуулгат») упоминаются всадники в стеганных панцирях «дэгэлэй хуякт». Часто встречаются описания таких панцирей и в монгольском эпосе. [Гесериа, 1984, с. 64].
Название «тэгэлэй» происходит от существительного «тэгэл» {«шитье, стежки»), образованного от глагола «шить» [Банзаров, 1997]. В комментариях к книге Д. Банзарова значится, что дословно монгольское «дэгхпяй» переродится, как «камзол, короткое на меху платье без рукавов». В современном монгольском употребляется и значении «тюфяк», «матрац» и г. д. [Банзаров, 1997]. Таким образом, на основе лингвистических и этнографических данных можно реконструировать «дэпляй», как стеганый («прошитый») «жилет» с коротким подолом и без рукавов.
Особое мнение графа Bergа. На фото изображен куяк, фотографий дэгэлэя или его внятных реконструкций авторам найти не удалось, более того, лично у меня вызывает большие сомнения сам факт принадлежности дэгэлэя к монгольским доспехам. Это бурятский доспех, использовавшийся весьма ограниченно и при отсутствии чего-то более внятного. По сути, дэгэлэй - это меховой жилет. Монголы носили либо ламеллярные панцири (кирасы) из приличной стали, либо обыкновенные кафтаны, как это изображено здесь
Но пану Азазелло виднее.
Среднеазиатские полотняные доспехи из органических материалов Чопкут Войлочный халат. Плотный войлочный халат со стоячим воротником и осевым разрезом. Использовался и как повседневная одежда и как простейший доспех народами востока. По своей функциональности чокпут не отличается от жака, а по использованным материалам - тем более. Чокпуты, при всей их непрезентабельности, были весьма распространенным и эффективным видом простейшей защиты, использовавшейся вплоть до 80-х гг. ХХ века в странах Востока.
Среднеазиатские миниатюры фиксируют покрой «чопкут». Панцирь имел осевой разрез, рукава до кисти, или до локтя, и короткий подол . Стягивался он на груди с помощью пуговиц или ремешков. Сверху доспех (как и его южно-сибирские аналоги) обтягивался цветной тканью.
В этот же раздел мы можем внести и среднеазиатский «олпок», являющийся региональным вариантом монгольского «олбока». Изображения его не известны, но судя по аналогиям он отличался от «чопкута» более длинным подолом и более короткими рукавами. По мнению среднеазиатских авторов «олбок» «не может пробить пуля», т.к. их одевают один на другой, причем верхний панцирь часто «рвется стрелами и пиками».
(Чокпут дожил и до ХХ века)
«Восточный вопрос» осложняется еще и тем, что многие типы доспехов реконструируются исключительно на основе достаточно условных изображений и рисунков, при отсутствии достоверных археологических источников.
Так бухарский
кюбе имел покрой в виде халата, и иногда усиливался вставками кольчуги благодаря чему был «непроницаемым для стрел». Фактически, это комбинированный доспех, аналогичный европейскому.
«Кюбе» различали по цвету верхнего тканевого покрытия; «ак-кюбе» («белый кюбе») и «кек»-кюбз («синий кюбе»). Доспехи «куму»- стеганные на вате (шерсти) панцири покрывались тканью синего («купу») или белого («аколпок») цвета.
Отдельные «мягкие» панцири так же могли снабжаться стоячими воротниками, прикрывавшими шею воина от ударов клинковым оружием [Бобров, Худяков, 2002, с. 127].
(Одно из лучших изображений кисти Васнецова. Да, от чокпута отличается исключительно метафизически)
Купу/Гуппи Исходя из этих определений гуппи, можно предположить, что стеганая плечевая одежда некогда служила военным доспехом. Действительно, в фольклоре одного из тюркоязычных народов (киргизов) сохранились воспоминания о боевой стеганой броне. К.К. Юдахин приводит два термина, бытовавших в средневековье у киргизов и обозначавших мягкое боевое одеяние. Один термин традиционный для Средней Азии – купу. В эпосе – это мягкое боевое одеяние синего цвета, непроницаемое для стрел [8]. Второй термин для стеганой брони – ак иил агалпок. «Исторически, - отмечает Юдахин, ак олпок или аголпок – род боевой верхней одежды с толстым слоем шерсти или ваты (заменявший панцирь или надевавшейся на него)». В киргизском фольклоре говорится о белом (ак, аг) олпоке, который не может пробить пуля, а далее сетуется на то, что внешний и внутренний панцири (олпоки) разорваны пиками и стрелами.
К.К. Юдахин сообщает о двух мягких (стеганых) доспехах (олпоках), надевавшихся одновременно один поверх другого, которые оказались «разорванными стрелами и пиками». А это говорит о том, что олпоки были сделаны из мягких материалов [9]. И так как два доспеха защищали воина лучше, чем один, возникала традиция ношения одновременно двух панцирей, сохранившаяся и тогда, когда один из них был уже металлическим.
Следовательно, анализ производных термина гуппи у разных тюркоязычных народов, а также данные фольклора свидетельствуют о боевом назначении стеганой рубахи, впоследствии ставшей мужской бытовой традиционной одеждой. Хотя более реалистично выглядет версия, что из бытовой одежды она переросла в боевую.
Дальневосточные доспехи Матуацзы, менгап - ранние цинские «мягкие доспехи», которые по покрою не отличались от пластинчато-нашивных панцирей. Они состояли из «жилета» («магуацзы») со сплошным осевым и короткими боковыми разрезами (для выпуска колчана, налуча и клинкового оружия), наплечников и набедренников
Ранние варианты мягких маньчжурских панцирей покрывались однотонной тканью, цвет которой совпадал с цветом цинского «знамени» («гуса») в котором служил воин.
По покрою гиляцкий
кэ-пэч (веревочный панцирь) был близок к маньчжурскому «магуацзы».
Он кроился в виде жилета без рукавов, с коротким подолом и сплошным осевым разрезом. Ворот оторачивался мехом. В верхней части панциря находилась пуговица с петлей, стягивавшая края «кэ-пэч». На груди и животе, жилет оставался распахнутым (рис. 1,14). По сведениям Л.И. Шренка его вес был очень велик, а сам панцирь достаточно жесток. Отсутствие фиксации на груди и животе, позволяло воину, использовавшего «кэ-пэч» чувствовать себя в нем более свободно, тем более, что панцирь носился поверх толстой шубы.
(Средневековый шлем сервельер из веревки)
Так же кроились и экзотические китайские «доспехи из лозы». Для их изготовления лоза вымачивалась, затем высушивалась, после сушки из нее плели «панцирную» основу. В конце работы доспех покрывался «тунгусовым» маслом, становясь легким и прочным», выкрашивался в красный цвет и лакировался . Кроме панцирей из лозы, таким же способом изготовляли шлемы с полями и небольшие круглые шиты. Миниатюры из «Маньчжоу-шилу» дают нам образцы «жилета» с длинным подолом, разрезанным на набедренники и накрестник) превращающим панцирь в катафракту без рукавов . Судя по тому, что этот тип панциря позднее не фиксируется, он не получил широкого распространения среди цинских воинов.
Средневековье предпочло конный бой пешему. И философия вооружения изменилась. Лишь швейцарцы, ландскнехты и испанская пехота где-то следовали античной традиции. Но это уже позднее Средневековье. Кстати, именно эта пехота и решала исход сражений чаще всего.
Тенденции облегчать снаряжение предполагают переход именно к массовой и при том маневренной армии. Армии античности были во многом подобны армиям Нового времени и по тактико-экономическим принципам формирования.