Сразу же решительно и бесповоротно заявляю, что совершенно не собираюсь давать оценки с претензией на объективность. Моя единственная цель – поделиться своим мнением, которое почему-то рвется наружу из возмущенной души.
Нет, я не стану показывать пальцем на отдельных авторов по причине простой: не хочу сеять раздор и обиды. Но в форме достаточно общей попробую высказать свое отношение к значительной части окружающей меня поэзии, которая широким потоком сознания течет по пересеченной местности современного стихосложения.
Во-первых, сама геометрия стиха вызывает лично у меня острое чувство тоски из-за длиннющих строк, отсутствия разделения на строфы и, что нередко бывает, непредсказуемой расстановки знаков препинания. И, понимая, что добровольно читать эту словесную массу я не стану, приходится брать себя за шкирку и тыкать носом в дебри бесконечного текста, чтобы избавиться от «пастернаковского» обвинения «не читал, но осуждаю».
Во-вторых, при чтении таких стихов возникает подозрение в собственной умственной неполноценности. На пятой строке уже не помнишь, о чем говорилось в первой. Можно вернуться и перечесть строку заново, но при некотором от нее удалении всё повторяется вновь. Это несколько бесит, честно говоря. Сразу же мерещится жуткое преддверие близкого маразма… И единственное лекарство от него – возможность маразма авторского, который хоть как-то нивелирует всплески отрицательных эмоций.
В-третьих, как правило, стихотворный текст, практически, зашифрован. Намеки, недосказанности, неопределенности, густо замешанные на аритмии и бедных рифмах, создают безвыходный лабиринт, блуждая по которому, начинаешь мечтать о встрече с Минотавром, дабы закончить невыносимые мучения процесса познания авторского эго.
В-четвертых… Если это еще и верлибр, то хочется не сдерживать волчий вой от обволакивающей разум скуки и выразить им свое отношение к поэтическому произведению, назвав его тем, чем оно, на мой взгляд, и является: словесным блудом, нечитаемой хренью, канализацией сознания.
Эпитеты могут быть продолжены вплоть до самых непечатных. Ибо наш могучий язык идеален для озвучивания эмоционального форс мажора.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Арсений, я во многом с Вами согласна. Но, я, видно, уже устарела: моя дочка, например, считает, что писать каждую строку с заглавной буквы - это архаизм, особенно в случае переноса строки. Но это, пожалуй, просто мода))) Именно такие стихи критика называет "настоящей поэзией". Я попыталась мысль, очень сходную с Вашей, зарифмовать: http://litset.ru/publ/19-1-0-41109
Галка, а никто тут и не говорит о том, что каждая строка должна начинаться непременно с прописной. Арсений ведь сказал только о "непредсказуемой расстановке знаков препинания" (а я, к примеру, говорила о записи всего стиха сплошными строчными). Речь о том, что правила русской пунктуации должны быть соблюдены и в поэтической строке - за это я буду стоять насмерть. ))
Кстати, многие поэты никогда и не писали каждую строку с прописной - достаточно вспомнить того же Бродского. Так что вот это как раз никакое не новшество и не "мода".
рискну ввязаться) Да, я пользуюсь строчными буквами в начале строки, пишу нерифмованные тексты, могу не всегда ставить знаки препинания и искажаю слова или пользуюсь их неправильными формами (Марго)). В А4 пока не замечена. объясняю. Есть ещё графическое и интонационное прочтение. Если мне не нужна длинная дыхательная пауза, создаваемая знаком препинания, для какого-либо эффекта внутри текста, то знаки будут отстаточными - только на концах строк. Если автор где-то знаки поставил, а где-то нет, это небрежность. строчные буквы - это из области "важности-значительности". Перенос строки автоматически начинает строку с заглавной буквы, потом смотришь на текст и понимаешь, что в некоторых местах эти заглавные - лишние. У вас так не бывало?
Да, у меня бывает начало мысли в конце предыдущей строки, но всё равно начинаю следующую с заглавной. Это по моему мнению организует взгляд. Мне так комфортнее читать и писать. И это уже мой стиль. А4 пока читаю устаю страшно. Мысленно пытаюсь во время чтения переделать в обычный стихотворный вид и вконец запутываюсь. Видимо, ум мой к этому не расположен. Всё же я за стройность стиха: строфы дают возможность передохнуть, на ходу осмыслить прочитанное. С длинными строками пробовала экспериментировать. Даже одно стих-е написала в размере пятистопного анапеста http://litset.ru/publ/24-1-0-14514 И всё же это - "не моё"
А я подписываюсь под каждым Вашим замечанием, Арсений. И в частности, по поводу смутностей содержания и длиннот как в строках, так и в объемах стихотворений (вот только что написала в "Антиподах", что хотя на этот конкурс предлагается выкладывать работы объемом от 1 строки, я и двустиший там ни разу не встречала, и даже четверостишия, думаю, можно пересчитать по пальцам одной руки за все время проведения этого конкурса). Ей-богу, создается впечатления, что народ соревнуется в том, кто выразит свои мысли как можно более многословно. А как насчет краткости - сестры таланта? И хотя Чехов не был поэтом и говорил о прозе, на мой взгляд, любое литературное произведение можно подвести именно под эту его оценку.
И отдельно (плюс к Вашему рассуждению о "геометрии стиха" - а я тот самый формат А4, о котором упомянула Ольга, очень не люблю) - вот что я совершенно не переношу, это когда стихи записаны сплошными строчными буквами и без знаков препинания - то есть просто эдакая алфавитная россыпь, как хочешь, так ее и воспринимай. Предполагаю, что большинство приверженцев этого странного нового стиля просто пытаются таким способом прикрыть свою пунктуационную безграмотность, что, конечно, не идет им в плюс. (Кстати, намедни составляла свой шорт на одном из наших конкурсов, так у меня просто рука не поднялась внести в него работу, поданную вот в таком строчнописном виде, хотя, быть может, по качеству самого стиха она того и заслуживала.) И тут всегда мне хочется прокричать: граждане стихотворцы, давайте все-таки уважать и беречь свой родной русский язык, который нам с вами просто как манна с неба свалился во всем его великолепии! Или переходите на какой-нибудь другой, чужой язык, если вам русский так неприятен, что вы уже и не знаете, как бы еще его наизнанку вывернуть.
Соглашусь, но не во всём. Всё-таки есть разница между плохо и хорошо (талантливо) написанными стихами: последние я готова воспринимать в любой сложной форме и перечитывать по 10 раз, чтобы понять и получить удовольствие от этого понимания... Но среди всеобщего множества, конечно, таких стихов гораздо меньше, чем всех остальных.
Поддержу Ваше мнение, Арсений. Хотя и не столь радикально, как Ольга Альтовская, постом ранее. Но Вы очень во многом правы в этих своих высказываниях, на мой взгляд.
Жаль, если та поэзия, которая близка нам, вымрет, эволюционируя в новые, чуждые многим из нас, формы. Надеюсь, что это произойдет нескоро. И, пожалуй, уже без нас...)
Абсолютно с Вами согласна. Очень тяжело читать стихи в формате А4, с длинными строками, стихи без знаков препинания и без заглавных букв в начале строки. Я думала, что только у меня проблема с восприятием, в силу моей приверженности классическому стилю. Думала, что я безнадёжно отстала от жизни. Оказалось, что не одна такая. Спасибо за статью.
Я попыталась мысль, очень сходную с Вашей, зарифмовать:
http://litset.ru/publ/19-1-0-41109
Кстати, многие поэты никогда и не писали каждую строку с прописной - достаточно вспомнить того же Бродского. Так что вот это как раз никакое не новшество и не "мода".
объясняю. Есть ещё графическое и интонационное прочтение. Если мне не нужна длинная дыхательная пауза, создаваемая знаком препинания, для какого-либо эффекта внутри текста, то знаки будут отстаточными - только на концах строк. Если автор где-то знаки поставил, а где-то нет, это небрежность.
строчные буквы - это из области "важности-значительности". Перенос строки автоматически начинает строку с заглавной буквы, потом смотришь на текст и понимаешь, что в некоторых местах эти заглавные - лишние. У вас так не бывало?
И отдельно (плюс к Вашему рассуждению о "геометрии стиха" - а я тот самый формат А4, о котором упомянула Ольга, очень не люблю) - вот что я совершенно не переношу, это когда стихи записаны сплошными строчными буквами и без знаков препинания - то есть просто эдакая алфавитная россыпь, как хочешь, так ее и воспринимай. Предполагаю, что большинство приверженцев этого странного нового стиля просто пытаются таким способом прикрыть свою пунктуационную безграмотность, что, конечно, не идет им в плюс. (Кстати, намедни составляла свой шорт на одном из наших конкурсов, так у меня просто рука не поднялась внести в него работу, поданную вот в таком строчнописном виде, хотя, быть может, по качеству самого стиха она того и заслуживала.) И тут всегда мне хочется прокричать: граждане стихотворцы, давайте все-таки уважать и беречь свой родной русский язык, который нам с вами просто как манна с неба свалился во всем его великолепии! Или переходите на какой-нибудь другой, чужой язык, если вам русский так неприятен, что вы уже и не знаете, как бы еще его наизнанку вывернуть.
Но мы это переживем как-нибудь...)
Всё-таки есть разница между плохо и хорошо (талантливо) написанными стихами: последние я готова воспринимать в любой сложной форме и перечитывать по 10 раз, чтобы понять и получить удовольствие от этого понимания... Но среди всеобщего множества, конечно, таких стихов гораздо меньше, чем всех остальных.
Надеюсь, что это произойдет нескоро. И, пожалуй, уже без нас...)