Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [11]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2465]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
Ляпология для чайников. Часть 4. Неблагозвучия
Статьи
Автор: Алекс_Фо


Эта часть посвящена основным ошибкам звучания – неблагозвучиям (синонимы – какофония (κακоς – «плохой», φωνη – «звук»), дисфония). Чаще всего под ними понимаются фонетические ошибки, т.е. такие, которые снижают лишь качество звучания, при этом оставляя смысл услышанного (произнесенного) неизменным.

Фонологические (звукосмысловые) ошибки – напротив, могут нисколько не мешать гладкости прочтения, но искажают смысл и логику, вплоть до полной непонятности текста. Они встречаются реже.
Вначале – о самых частых видах фонетических ошибок.


1. СКОПЛЕНИЕ – «вид неблагозвучия, представляющий собой группу контактным образом расположенных одинаковых либо сходных звуков». © Москвин.
В зависимости от того, какие звуки повторяются, различают два вида скоплений.

1.1. ЖЕСТКОЕ ЗВУКОСОЧЕТАНИЕ – это консонантное скопление, т.е. скопление согласных звуков (разных или одинаковых).

Вообще, согласные в принципе не способствуют плавности речи, поэтому желательно перемежать их гласными, чередуя согласные и гласные таким образом, чтобы сочетание двух и более согласных встречалось пореже. Особенно бросается в глаза скопление более чем трех согласных на стыке слов:

Мост качается дрожит
Поезд в темень мчится
©

Вторая строка явно перегружена согласными, и создается ощущение, что поезд таки не мчится вовсе, а ковыляет, спотыкаясь.

Рекордное количество согласных на стыке слов, которое мне удалось обнаружить – целых шесть:))

Пучины вод, богатств прекрасных,
И недоступных, и опасных….
©

Но этот рекорд побили мои читатели)):

Богатств вскрываю копи здесь я. ©

Русский язык (как орган)) категорически восстает против таких испытаний. При произношении слов, содержащих несколько согласных подряд, мы либо «разрыхляем» скопление гласными («октябырь», «оркестор»), либо просто «глотаем» часть из них – например, кто-нибудь произносит «агенТство»? Да, встречаются такие каверзные слова, которые сами по себе артикуляционно неблагозвучны, но зачем же еще и стыковать их друг с другом?

В качестве общей рекомендации процитирую такую: «Если слово заканчивается кратким согласным (Д, Т, К, Г, Б, П), то следующее за ним должно начинаться либо гласным (А, О, У, Ы, И, Э, Я, Ё, Ю, Е), либо протяжным согласным (Р, Л, З, М, Н, С, Х, В, Ш, Щ, Ф, Ж, Ч). И наоборот, если второе слово начинается с краткого согласного, то первое должно заканчиваться гласным или согласным протяжным.»


1.2. ЗИЯНИЕ (ГИАТ, ХИАТУС) (лат. hiatus – «отверстие») – неблагозвучное скопление гласных (разных или одинаковых).
Чаще всего, как мне кажется, наблюдается зияние с участием звука «и» (по всей видимости, это союз, наиболее часто употребляемый в стихах по делу и без оного):

Мысли и идеи все
Этим миром правят
Будят душу по весне
А кого-то травят
©

Под утро снились эти строки, и их сейчас я здесь пишу... ©

Ииииих! Напишу, так напишу… держите меня семеро…

1.3. Более широким понятием по сравнению со скоплением и зиянием можно считать ЗВУКОВУЮ ТАВТОЛОГИЮ (ТАВТОФОНИЮ) – «вид неблагозвучия, состоящий в случайном или вынужденном повторе звуков и звукосочетаний с определенным интервалом. З.т. становится заметнее в следующих случаях: 1) уменьшение интервала между нагнетаемыми звуками, 2) увеличение количества повторов, 3) позиционная симметризация (наиболее заметны повторы в начале и в конце строк).» © Москвин

Если повторяющиеся звуки (слоги) непосредственно стыкуются друг с другом, такой вид тавтофонии носит название баттология (греч. ϐατταρίζω – быть косноязычным, заикаться, λογος – слово). На слух он действительно воспринимается как заикающаяся речь:

Ребята, взявши в оборот
Махину эдаких размеров,
Вы посягнули на сей лот,
Который быть бы былью смог
©

Ей-богу, как в тазике по шпалам – бы-бы-бых…
Вот здесь быбых искусственно был усугублен тавтофоническими повторами (на конкурсе-тренинге):

И Вы б согрели б мне кровь бы,
Или б разбили б сердца.
Как же ПРЕКРАСНА любовь-то!
Рядом бы быть без конца!
©

Следует учитывать, что слова состоят из букв только на бумаге). А в звучащей речи (которой являются стихи), слова состоят из звуков! Поэтому обязательно произносите то, что пишете, – может обнаружиться (или усугубиться) незаметная визуально тавтофония:

И пускай я являюсь всего лишь дождём,
Но, надеюсь, что самым любимым на свете.
©

Ай-йа-йа-йя-йа-йа-йай, убили негра…
А в следующем примере пара строк вообще напоминает упражнения в употреблении Й с гласными: йу йэ йо йя… Хотя графически – всё в шоколаде, никаких повторов))

Это сладкое слово "свобода"!
Разливая по венам, как яд,
Пью её я, как жаждущий воду,
Пью её много дней я подряд.
©

Очень осторожно надо использовать слоги с Л, а то частенько встречаются сочетания, на которые у меня лично сразу всплывает ассоциация «ой люли, люли…» – и все, стихотворение испорчено. Тем более, «ли» и «и» очень нравятся многим сочинителям своей краткостью – так удобно затыкать дырки в размере))

Люблю ли иль ненавижу?
Не знаю, не знаю, не знаю!
©

лил лелеющей росой,
дождь то ровный , то косой!
©

В следующем примере не просто люли, но еще и многократно тиражированные – типичная тавтофония, которая по совместительству еще и обычная тавтология:

Люблю ли, я её не знаю,
Как жизнь любит мечту!
И любит ли она, не знаю,
Как гордость любит высоту!
©

Приведенные примеры представляют собой иллюстрации т.н. акустического неблагозвучия – т.е. произносятся строки, в принципе, без проблем, а вот на слух – вышеупомянутый κακоς.

Однако если звуковая тавтология чрезмерно запущенная, может проявляться эффект скороговорки, и неблагозвучие становится еще и артикуляционным (проблемным для произношения).

Наконец-то мы с милым женаты,
Говорит мне: "Нужна ты одна"
Полностью отдаёт всю зарплату,
Потому что мы муж и жена.
©

Ка бы я бы, ка бы ты бы,
Ка бы вместе, ка бы мы…
На планете не одни мы,
Ка бы были мы одни…
©


2. ОШИБОЧНЫЙ ПЕРЕНОС УДАРЕНИЯ, по сути, тоже считается фонетической ошибкой, но я уже говорил об этом ранее, в части про ритмические ошибки.


3. НЕУМЕСТНАЯ АЛЛИТЕРАЦИЯ – явление, когда эмоциональная окраска звучания фраз заметно не соответствует их смыслу. Вообще-то, отчетливо добиться этого не так легко, потому что многие слова изначально несут в себе звуковое подтверждение того, что они означают – «гром грохочет», «свист соловья», «камыши шуршат» и т.п.
Но иногда несоответствие бросается в глаза.

Распускает руки тишина.
Редко, редко дует слабый ветер.
И природа в ожиданье сна,
Убивает астры на рассвете.
©

Речь ведется о тишине, слабости, ожидании сна – а фонетическая картина совсем иная: прямо-таки засилье агрессивно-грубых сочетаний РД, ПР, ТР, ЖД, РС… Совсем не вяжется с предсонной тишиной.


Теперь немного о самых распространенных фонологических ляпах.

4. СДВИГ (переразложение, какоэмфатон (κακоς – «плохой», εμφατικоς – выразительный), какология (λоγος – «слово») – «акустико-фонетическое явление в художественной речи, преимущественно в стихе, когда конец одного слова и начало следующего за ним или два стоящих рядом коротких слова образуют как бы новое слово, изменяющее смысл фразы; происходит лексическая деформация фразы.» © Квятковский

Проще говоря, при сдвиге можно прочитать рядом стоящие слова или их части как новые слова, либо разложить слово на несколько слов с другим значением.

В половодье новых чувств,
Уж как я к тебе примчусь!
Ты к окну и я – к окну
[какну]
Заглотить в окне весну! ©

Особенно внимательно нужно относиться к возможным сдвигам в тех случаях, когда стихи готовятся для чтения вслух. Но об этом явно думают редко)) Вот очень яркий примерчик прямо с «фабрики звезд»:

В небе над городом
В облаке тая
В небе над городом
Мой самолет улетает
©

В небе над городом – вобла Китая… неплохая тренировка воображения!
А тут еще душевнее:

- Постой, родной, не уходи,
Ведь я же с раною в груди!
- Да никуда я не уйду,
Тебя и с раною люблю!
©

Или даже так:

И бал ее нежно и страстно
В объятьях гусара кружил…
©

Думаю, тут сами догадаетесь, а я вроде как буду соблюдать приличия (хотя бы в серьезных статьях)))
...Однажды при подготовке рецензии для голосования (холодной сонной ночью)) я (видимо, во сне) весьма искусно реализовал сдвиг непосредственно графически: название стихотворения «И наступит холодная ночь…» легким движением пальца превратилось в «И нас тупит холодная ночь…». И в таком виде пошло на голосование, приятно разнообразив процедуру))


5. Очень близка по сути к сдвигу ОМОФОНИЯ – явление, при котором некое слово воспринимается как другое слово, сходное или идентичное по звучанию, но имеющее совершенно иной смысл. Это тоже может стать причиной несуразностей.

Обычно омофония наблюдается, когда написание слов отличается одной буквой, но это различие практически полностью исчезает при произнесении. Например, всем известную строчку из романса можно воспринимать как кулинарное извращение – «отвари потихоньку калитку…»

Люблю поесть, люблю поспать,
Котов домашних поласкать…
© [полоскать]

Розовые ставни скрыли до рассвета
Труб веселый рокот и улыбку эту.
© [труп веселый, …]

и качаясь бегут валы от Баку до Махачкалы… ©

Ладно, если значение слова хорошо понятно из контекста. Вот как в предыдущем примере – там было предельно ясно, что стихотворение о море и волнах (валах), а не о бедном воловьем караване, измученном долгой перебежкой.
Но ведь бывает так, что контекст практически не оставляет выбора)))
Сравните:

Поймешь ли ты, который сыт всегда,
Что иногда с людьми творит нужда?
©

В принципе, ничего криминального.
А то же самое – здесь?))

Тот кто сыт, не будет драться.
Вот и вся политика.
©

Логика железная! Кто сс... боится, тот в драку не полезет, ясен пень)))
А здесь картинка усугубляется еще и соседством с (ж)урчанием души:

Он сыт.. Душа его урчит в нирване.
А я? Представь, совсем наоборот.
©

Случается, что авторы сами путают написание омофонов, так что достаточно просто прочесть, чтобы увидеть иной смысл:

Я рот поласкаю корой умерщвленного дуба,
А мысли − остатками песен и каплями яда.
©

Да, умилительно зрелище ЛГ, нежно присосавшегося к дубовому полену…

В одном из изданий карты автобусных маршрутов нашего города остановка «Детский сад» была сердито уплотнена до «Дедсад»…
Ну а чоооо? Фсе ж панятна…

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Использованные материалы для дополнительного изучения:

Школа Поэзии. Лекция 4. Благозвучие и звукопись
Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование. 3.1. Фонетические ошибки
Галина Гридина "Сруби лихую голову… или О ФОНЕТИКЕ В СТИХАХ"
Теория литературы: Стиховедение. Сдвиг
Словесная Визуализация. Лекция 3. Выбор и сочетание слов. Благозвучие и звукопись
С.Я. Маршак. О звучании слова
Интерактивный Поэтический Ликбез – 24. Сдвиг
Георгий Шенгели. Звуковая организация стиха. Инструментовка
Некоторые особенности строения фонетического слова в русском языке
К. Чуковский. Заповеди для детских поэтов
ФЭБ: Поэтический словарь Квятковского
Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Терминологический словарь. – Ростов н/Д., 2007.


Р.S. Цитируемые в качестве примеров произведения взяты из источников, открыто опубликованных в сети. Их авторство не указывается, но по требованию желающих авторов может быть открыто (либо их цитаты удалены)
P.P.S. Статьи находятся в состоянии редактирования; если вы находите в них любые ошибки (от фактических до оформительских), а также если у вас на примете есть интересные примеры описываемых ляпов - буду рад исправлениям и дополнениям)
Опубликовано: 09/04/19, 10:20 | Просмотров: 1684 | Комментариев: 22
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Это было моей шпаргалкой при написании НЕстихов. Я соединила 8 согласных:
Богатств_вскрываю копи здесь я.(с) biggrin

Хочу призовую колбаску!
Алёна_Мамина  (10/12/19 12:11)    


сколько я рец пропустил как-то))

да.. покруче, чем мой образец)) включить в статью, что ли?))
Алекс_Фо  (12/01/20 20:47)    


Алён, а какая фоника душевная - я валяюсь:))) Какология по Квятковскому:))))) Или нет?
Включайте, Алекс, - сразу два аспекта - просто блеск.:)))
Murrgarita  (13/01/20 09:58)    


да уш)))) прям не знаю в какой пункт))
Алекс_Фо  (13/01/20 10:30)    


Ога, я тоже валялся, когда прочитал про копи, которые здесь.. За это надо пуд колбасы дать. Восемь согласных - это так, бонусом.
СерЖ  (08/02/20 23:36)    


Я много лет назад сочинила патетическое стихотворение, начинающееся так:
В эпоху ярых атеистов...
Татьяна_Вл_Демина  (28/02/20 15:53)    


в серёдке села одного
жил муж идеальный - Серёжа
жена обожала его
дочь Лена лелеяла тоже.
Сыночек, готовясь ко сну,
нет-нет да и вскочит с кровати.
Схожу, говорит, я к окну,
взгляну - не идёт ли наш батя ))))
Елена_Лерак_Маркелова  (21/04/19 14:06)    


молодец))) делай еще образцы))))
Алекс_Фо  (12/01/20 20:46)    


Я старалась ))) Ты дочьЛену заценил? )))
Елена_Лерак_Маркелова  (12/01/20 21:27)    


угу)) а когда еще лена олеговна - то совсем красота))
Алекс_Фо  (13/01/20 10:29)    


Хы:)
Я знала одну даму, она была не Елена, но Олеговна, и ненавидела своё отчество, и избегала его использования:)))
Murrgarita  (13/01/20 10:36)    


А я опять, пока десять раз не прочту вдумчиво, в пролёте... У меня часть русского языка - в пассиве.
Ветровоск  (13/01/20 11:02)    


да.. оля олеговна было бы еще печальнее)))

пассивных ежиков надо активно выгуливать!
Алекс_Фо  (13/01/20 11:21)    


Алекс.
Прошу прощения, что хвост впереди головы)) -
я забыла, что здесь стековая организация выдачи постов wacko
Галина_Пиастро  (10/04/19 16:52)    


Можно было добавлять комментарии к своей рецензии, а не писать новые) Но это неважно.
Алекс_Фо  (10/04/19 17:09)    


/Продолжение/

Силлабо-тоника и интонационное стихосложение

Перемежать гласные и согласные… Не скапливать)) более трёх согласных на стыках слов…
Чуть дальше (п. 1.2) «Зияние».
Конечно, приведенные автором примеры просто убийственны. Сатира без юмора. Правда, большинство примеров и так пусты в смысле хоть какой-то художественной информативности (ИМХО, ИМХО)

Да, в русском языке много замечательных слов, “правильных”, идущих от века: городище, молоко, колокол и др. и пр. Но есть и стражник, стращать, стрежень…
Современная лексика вобрала в себя (тут можно поворчать, но так уж…) множество и научно-технических терминов, ставших повседневными, так сказать, и сложносочинённых слов, и иностранных.. Русский язык развивается.
Здесь как бы не поддаться соблазну писать только
Ма-ма мы-ла ра-му“.

И очень важный совет из п. 1.3:
«Поэтому обязательно произносите то, что пишете…» (прерву цитату)

Теперь, к чему это я всё.
Если стихи написаны в одном из классических метров (теми, кто отличает ямб от хорея))), то, зачастую, и процесс чтения-прочтения вслух ведётся так же: как правило, оседлали заданный в первой строке размер – и… поскакали.
«… как в тазике по шпалам» (А.Ф.) или “в вагоне поезда по стыкам рельсов” (Г.П.)))

В отличие от силлабо-тонического, интонационный порядок непосредственно не наблюдаем, но легко ощутим при чтении вслух” (В.В. Корона)
Но я сейчас о том, что и классическую метрику – на мой взгляд (и слух) – следует прочитывать так же… осмысленно.
Тогда не появится соблазн к выискиванию какологии (п. 4) или омофонии (п.5):
как тускло нить накала светит
читать
кактус клонит…
и проч.

О стыках слов
Снова к п. 1.1
««Если слово заканчивается кратким согласным (Д, Т, К, Г, Б, П), то следующее за ним должно начинаться либо гласным (А, О, У, Ы, И, Э, Я, Ё, Ю, Е), либо протяжным согласным (Р, Л, З, М, Н, С, Х, В, Ш, Щ, Ф, Ж, Ч). И наоборот…»

Этого я не знала. Это меня очень заинтересовало. Это вытащило из памяти ряд стихов, которые помню с детства.
Повторю: «Не считаю правильным бить томиком Пушкина…» и др.
Но вот кручу-верчу из «Полтавы»

Горит восток зарею новой.|/………………..//к-з – нормал!
Уж на равнине, по холмам /………………..//ж-н – ой!
Грохочут пушки. Дым багровый /…………//т-п, м-б – нормал!
Кругами всходит к небесам./……………….//т-к, к-н – нормал!
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки
. /…………..//в-к – нормал! х-р – ой!
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы
; /……….//в-р – ой!

И что? Возможно, это только я не ощущаю фонический диссонанс.

А это:
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

А это:
Спи, ёлочка, бай-бай!
Мороз снежком укутывал…


Ещё раз: да, это можно принять к сведению – советы по стыкам согласных.
Но страшновато как-то: возьмут это на вооружение “неистовые ревнители” при судействе (и я много рецензирую)… Да начнут…
А много хуже, если и авторы, опасаясь,)) станут писать в стиле «Ма-ма мы-ла ра-му».

Алекс. Это всё только для размышления, если интересно.
И большое спасибо за познавательную (очень информативную!) статью.
Галина_Пиастро  (10/04/19 16:50)    


Не имею причин как-то возражать вам, поскольку не вижу противоречий - лишь дополнения и расширения (а они могут быть бесконечными))
В первой части я писал (но, видимо, так и не удосужился повторять)):

"Сразу же скажу (и потом повторю, наверно, неоднократно): понятие «ошибка» расплывчато и неоднозначно. Опытные поэты прекрасно знают, что в поэзии дозволено всё, и любое отступление от правил имеет две противоположные стороны – оно может в одних случаях быть ошибкой, а в других – намеренно используемым средством выразительности. И мастерство как раз заключается в том, чтобы это средство работало именно так, как задумано автором, а не выглядело неуклюжим ляпом.

Поэтому статьи предназначены в основном именно для начинающих, которые не по умыслу делают ошибки, а просто не знают, как нужно, чего нельзя допускать, пока не научишься виртуозно владеть поэтической речью."

Любое описанное явление имеет две стороны - и я рассматривал лишь одну из них, для того и нарочито гротескные примеры, в которых описываемая сторона бесспорна) И я не думаю, что судьи или авторы начнут реагировать настолько однобоко)))

Спасибо за развернутый отзыв) Я не комментирую его построчно - предполагаю, что это реализовано желание высказаться, а не начать дискуссию по какому-то вопросу) Но если я не прав, конкретизируйте, пожалуйста, что именно вы хотели бы подробно обсудить, и тогда можем продолжить диалог)
Алекс_Фо  (10/04/19 17:20)    


Уважаемый Алекс.

Ваша статья очень интересная. Ваша статья очень полезная. Насчёт пользы для чего и для кого – не всё, на мой взгляд, однозначно.

Сказано, что «Эта часть посвящена основным ошибкам звучания».
Но всё ли это именно ошибки?

Замечу (это я сама заметила))), что у меня дальше идёт несколько примеров из классиков. Не считаю правильным бить томиком Пушкина по головам:)) ссылаться на авторитетов и мэтров – просто их тексты и многим известны, и прошли… проверку временем. Хотя это и многовекторно, и не бесспорно…

Гласно о согласных и не очень согласных
Вот по п. 1.1
«Вообще, согласные в принципе не способствуют плавности речи» (прерву цитату).

Я не уверена, что обеспечение плавности речи однозначно важно для всех стихотворных произведений. Одно дело плавная пейзажная лирика, к примеру. Другое – вполне возможно – несколько запальчивое, а то и набатное стихотворение гражданской направленности или типа “крик души”)).

Вот из “Облака в штанах”:
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут,
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

Замечу, что иногда говорят и об обязательной напевности, музыкальности всей поэзии. Я как-то долго пыталась понять из дидактической литературы – что есть музыкальность. Очень расплывчатые пояснения мне попались.

Продолжу цитату (см. выше)
«…поэтому желательно перемежать их гласными, чередуя согласные и гласные таким образом, чтобы сочетание двух и более согласных встречалось пореже».

Не уверена, что следует непременно это отслеживать.
Конечно, речь не идёт о крайностях

Приводится пример:
«Поезд в темень мчится ©
Вторая строка явно перегружена согласными, и создается ощущение, что поезд таки не мчится вовсе, а ковыляет, спотыкаясь».

Читала-читала… Медленно если – то оно так. Поживее… и поезд помчался)).
Придумала иное:
Поезд мчит в Сааремаа. /добавила гласных/. Темп убавился, как мне слышится)).
Иначе говоря, многое зависит от способа прочтения.

/Продолжение ниже/
Галина_Пиастро  (10/04/19 16:49)    


Классные наблюдения. Спасибо.
Ptitzelov  (09/04/19 16:31)    



smile
Алекс_Фо  (09/04/19 20:28)    


ох...и насмеяли вы меня учёными премудростями))
спасибо))
Shah-ahmat  (09/04/19 14:27)    


Да, почти перловка, только полезная))))
Алекс_Фо  (09/04/19 20:29)