Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Главная » Теория литературы » Статьи » Техника стихосложения

Звуковая организация стиха. Инструментовка

Автор: Г.А. Шенгели
Определение. Инструментовкой (иногда – словесной инструментовкой) называется определенный подбор звуков в стихе, согласных и гласных.

Распространен взгляд, что те или иные звуки сами по себе нечто выражают: [л], например, нечто ласковое и нежное, [р] – мрачное и грозное и т.п. Этот взгляд проник даже в учебники; например, в книге академика Щербы «Фонетика французского языка на стр. 57 (изд. 1948 г.) приводится строка Мюссе:

«Ненависть в душе, любовь в глазах...» – с таким пояснением:
«Здесь четыре ударных гласных, из которых первые два открытые и выражают весь пафос негодования, вторые два закрытые и выражают нежное чувство».
Но весьма нетрудно подобрать совершенно тождественный ряд гласных, в котором никак нельзя усмотреть ни негодования, ни нежности, например:

La souveraine du drame sur la soucoupe de souffleur,

то есть «Владычица драмы на блюдце суфлера» – совершенная бессмыслица, но с теми же двумя открытыми и двумя закрытыми гласными. Таким образом, и «пафос негодования», и «нежное чувство» выражаются значением слов, а не закрытостью или открытостью их звуков.

Возьмем фразу: «Серко погрыз постромки»; здесь в каждом слове звук [р] – «грозный и мрачный», – но что тут грозного?
Звук [л] «выражает нежность». Но в японском языке совершенно нет звука [л]; имя Ленин японцы пишут и произносят [Ренин]; значит ли это, что на их языке невозможно выразить нежность? Наоборот, эстонский язык чрезвычайно насыщен звуком [л], – значит ли это, что эстонцы особенно нежны и чувствительны?

Таким образом, мы решительно отбрасываем теорию самодовлеющего значения звуков.
Тем не менее в связи со значением слова его звуковой состав приобретает иногда известную окрашенность и тогда становится выразительным. Например: бык, бычий, сбычился – в этих звуках «чувствуется» нечто тупое, косное, неповоротливое. Но уже в словах обычай, добыча, приобык, обыкновение те же звуки подобного ощущения не дают. Достоевский говорит о каторжанском слове тилиснуть (то есть полоснуть) ножом, что в нем, в его звуках как бы воплощены сжатые зубы убийцы и змеинообразное движение ножа. Пожалуй, – но лишь потому, что в связи со значением у нас возникает определенный образ; а вот очень похожее слово притиснуть совершенно не вызывает представления о «сжатых зубах» и пр.

При анализе инструментовки необходимо постоянно иметь в виду, что каждый речевой звук – не только акустическое явление, но и артикуляционное, то есть результат некоей мышечной работы с предшествующей или, вернее, сопутствующей иннервацией, порою довольно сложной. Только в этом плане некоторые явления инструментовки находят истолкование.

Звукоподражание. Простейший вид инструментовки состоит в том, что поэт определенным подбором звуков как бы намекает на звуковую сторону изображаемого. Вот несколько образцов:

Знакомым шумом шорох их вершин...
(А.Пушкин)

Речь о соснах; подбором звуков [ш] и сближением двух скользящих придыхательных [х] воспроизведен их шум.

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши...
(К.Бальмонт)

Дрогнул дол, удар раздался...
(А.Майков)

Речь о взрыве; четыре [д], три [р], два ассонанса («уДАр разДАлся») напоминают и звук взрыва, и раскат этого звука.

Твоей твердыни дым и гром...
(А.Пушкин)

Речь о пушечном салюте; дважды [тв], два раза [ды] соотносятся со звуками пальбы.
Вот образчик гораздо более тонкого звукоподражания:

И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.

(А.Пушкин)

Здесь господствуют губные звуки ([б], [в], [м], [п]), шипящие ([ч], [ш]) и сонорные ([р], [л]), составляющие массив в 28 звуков и 44 согласных этого отрывка, то есть 64%.

Лейтмотивная инструментовка. Суть ее в том, что звуки какого-либо важного по смыслу слова повторяются в окрестных словах, с тем чтобы, во-первых, напоминать об этом слове, глубже внедряя его в сознание, а во-вторых, чтобы подчеркнуть внутреннюю связь или, наоборот, противоположность тех или иных понятий. Например:

Клянусь, о матерь наслаждений,
Тебе неслыханно служу,
На ложе страстных искушений
Простой наемницей всхожу.

(А.Пушкин)

Здесь звуки слова наслаждение как бы расплесканы в дальнейших словах: [нслн], [слж], [нлж], [сж] (слова неслыханно, служу, на ложе, схожу).
Еще:

Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод...

(А.Пушкин)

Здесь четыре [п], два [бр] и дальше [нвд], [вд], [вт], [нвд]; этими повторами скрепляются в устойчивое и безысходное единство безрадостные детали картины, с тем чтобы дальше перейти к совершенно иным образам в ином звуковом оформлении.
Вот лейтмотивная инструментовка, скрепляющая противоречивые черты:

Мы,
каторжане города лепрозория,
где золото и грязь изъязвили проказу,
мы чище венецианского лазорья...

(В.Маяковский)

Здесь звуки [зо], [зо], [язь], [яз], [аз], объединяя одну группу понятий, подчеркивают ее противоположность понятию «лазорье», звучащему с тем же [зо].
Еще:

...Делибаш на всем скаку
Срежет саблею кривою
С плеч удалую башку.

(А.Пушкин)

Звуки слова делибаш (по-турецки – «безумная голова», «сумасброд»), группа [длбш] полностью повторена в словах удалую башку, скрепляя подобные, но противостоящие понятия («удалая башка» принадлежит казаку).

Обратная лейтмотивная инструментовка. Иногда настойчиво проводится та или иная инструментовка, с тем чтобы на ее фоне дать важное по смыслу слово, звучащее иначе. Например:

Пора: перо покоя просит;
Я девять песен написал...

(А.Пушкин)

Шесть [п]; три группы [пр], группы [псн] и [нпс], и на этом звуковом фоне резко выделяется лейтмотивное слово девять (речь идет о девятой песне «Евгения Онегина»), повторяющееся дальше:

...выносит
Мою ладью девятый вал –
Хвала вам, девяти Каменам...


где это слово подкрепляется уже своей инструментовкой: вал, хвала. Но все эти звуковые явления попадают в поле нашего зрения только тогда, когда для этого дает основание смысл слова.

Кинетическая инструментовка. Поскольку произнесение данного звука предполагает определенную работу артикуляционных органов, движение их, постольку этот момент иногда используется в изобразительных целях: осуществляется такой подбор звуков, при котором само движение произносительного аппарата воспроизводит изображаемое явление. Например:

Там рыдала княжна Евдокия,
Воздух силясь губами поймать.

(А.Ахматова)

В последней строке пять звуков, при которых происходит работа губ; губы непрерывно сближаются и размыкаются (при произнесении других звуков); произносящий эту строку как бы сам ловит губами воздух, в соответствии с изображаемым.
Еще:

Я недаром вздрогнул – не загробный вздор...
(В.Маяковский)

Группы [ндр], [вздргн], [нзгрн], [вздр] дают кинетическое подобие дрожи.
Подчеркиваем, что во всех подобных случаях источником уподобления является содержание соответственной строки, фразы, выражения; только оно создает ориентир, помогающий почувствовать движение речевых органов как то или иное подобие. Без слов губами поймать, вздрогнул те же самые звукосочетания не были бы освоены кинетически.

Линейная инструментовка. Гораздо чаще инструментовка стремится просто к известной упорядоченности в размещении звуков, давая тем добавочное удовлетворение чувству ритма. Звуки данного типа симметрично располагаются в линию в строке или в строках. Иногда это проводится в очень обнаженной форме; например:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.

(К.Бальмонт)

Такие конструкции звучат назойливо и раздражающе.
Но такая же инструментовка может осуществляться в высокохудожественном виде:

У Черного моря чинара стоит молодая...
(М.Лермонтов)

Группы: [чрн], [мо], [чнр], [мо] размещены симметрично, причем первое [мо] ударное, второе безударное; совпадение не полное и «не выпирает».
Еще:

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.

(А.Пушкин)

В первой строке [р-с-р-с-р], и тут же [ня-ян], [бр-бр]; во второй строке [ср], [бр], [рз], [ян]; в третьей строке [пр], [ян], [плн] (проглянет) и [плн] (поневоле); в четвертой строке [кр], [кр], [кр] и [гр].
Возьмем более обширный отрывок:

Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.

Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могущий вал
Остановил.

(А.Пушкин)

В этом отрывке отчетливо преобладают звуки [р] и [л]. Посмотрим, как они размещены в строках. В первых шести строках они дают, за единственным исключением, полную симметрию:

рр лл ррл/ррл р лл рр.

В следующих двух строках они правильно чередуются:

лрлрлрл.

И в последних четырех вновь дают симметрию:

л рл/рл л.

Столь же стройное распределение этих звуков мы находим и в прочих строфах этого замечательного стихотворения.

Отрицательная инструментовка. Она сводится к тому, что в данном стихотворении отсутствует какой-либо звук или группа звуков. Этот прием – избегание какого-либо звука – иногда называют липограммой. Липограммы мы находим еще в глубокой древности. Так, Лазос, учитель Пиндара (VI век до нашей эры), написал гимн Деметре, ни разу не применив звука [с] (буква «сигма»). В России липограммами забавлялись в старину: есть образцы XVII века; у Державина есть две липограммы, стихотворения «Ласточка» и «Бабочка», лишенные звука [р].
Художественного значения липограммы, конечно, не имеют.

Инструментовка гласных. Выше, говоря об ассонансах, мы привели пример настойчивого ассонирования на [у] в пушкинской эпиграмме «...Ее с конца я завострю...». Столь четких образцов не так много. Но область гласных звуков, преимущественно ударных, в хороших стихах обычно также подвергается известной организации.
Эта организация весьма часто проявляется в форме ассонирования. Например, у Пушкина в стихотворении «Стамбул гяуры нынче славят» много ассонансов на [у]: «Стамбул гяуры», «Стамбул заснул», «луч потух», «шлют старух», «подкупленный евнух» и пр. Или в «Цыганах»:

Кочуя на степях Кагула,
Ее, бывало, в зимню ночь
Моя певала Мариула,
Перед огнем качая дочь.


В этом чрезвычайно «прозрачном» отрывке (37 согласных, считая йоты, на 34 гласных) звуки все время переплескиваются: ассонансы «кочуя» – «Кагула», диссонансы «кочуя» – «качая», внутренние рифмы «бывало» – «певала» и пр.

Но наряду с ассонансами, одинаково звучащими ударными гласными, проводится организация сходно произносимых звуков.
В образовании звуков участвуют: голосовая щель; мягкое нёбо; вся полость рта, расширяемая и суживаемая движением нижней челюсти; язык, изгибаемый так или иначе, прижимающийся к зубам или к деснам или остающийся свободным; наконец, губы, то раскрывающиеся, то смыкающиеся, выдвинутые или не выдвинутые. Работа этого аппарата очень сложна. Выполнив такой-то комплекс движений для произнесения такого-то звука, этот аппарат должен на ходу перестроиться для произнесения другого звука – и так в течение всей речи. Не всякий переход от одного комплекса движений к другому легок; на этом построены, между прочим, «скороговорки», фразы с нарочито затрудненным звуковым строем.

И в стихах можно часто видеть, что звуки (в частности, ударные гласные) подбираются так, чтобы облегчить работу голосового аппарата, сделать фразу «льющейся». Подбор этот производится чаще всего бессознательно: развитой слух и развитое чувство слова сами подсказывают одаренному поэту то или иное звукосочетание или, вернее, предуказывают ту основную настройку голоса, которая поведет данное стиховое звено.

В поле зрения поэтов издавна была инструментовка гласных. У нас еще Ломоносов писал, что «искусны стихотворцы тщатся» «на букве А всех доле отстояться», и, издеваясь над Тредиаковским, любившим строить стихи на стержне узких гласных, сложил такие пародийные строчки (даже изменяя правильное начертание прилагательных):

Свиныи визги вси и дикии, и злыи,
И истинныи ти, и лживы, и кривыи...


К сожалению, эта область теоретически разработана слабо. Кинематика, движение голосовых органов, не связана до сих пор с акустикой, с объективным звучанием того или иного речевого образования.


© Г.А. Шенгели. Техника стиха
"Русский язык"

Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях.
Все авторские права принадлежат автору материала.
Просмотров: 3182 | Добавил: Алекс_Фо 23/12/13 20:58 | Автор: Г.А. Шенгели
Загрузка...
 Всего комментариев: 1

Полезная статья. Обычно инструментовке мало внимания уделяют
Ратмир_Сварожич  (20/01/15 19:23)    

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]