Без малого тридцать лет назад приказал долго жить Союз писателей СССР, организация, вступление в которую давало путёвку в жизнь и открывало перед писателями, поэтами и публицистами двери ведущих издательств всей шестой части земли, а также далеко за её пределами.
Лирическое отступление.
Многие известные и по сей день литераторы из числа бывших советских упорно костерят "проклятый совок" и "жизнь, тяжёлую очень."
Однако автору статьи из первых уст доподлинно известно, что даже литератор "второго эшелона" тех времён, обладая умеренной работоспособностью, вполне мог иметь доход 1 500 - 2 000 рублей. В месяц. При среднемесячной зарплате по стране 120 - 150 рублей. Все эти прошедшие годы на руинах поверженного колосса плодятся последователи и правопреемники. Самые многочисленные из них, Союз писателей России (свыше 8 000 членов), Союз российских писателей (свыше 3 500 членов), Российский союз писателей (свыше 5 000 членов) совокупно значительно превосходят прародителя (под «занавес», в 1989 году, СП СССР насчитывал 9 920 человек). Не говоря уже о бесчисленных союзах, союзиках и ассоциациях рангом пониже, которые совокупно увеличивают численность пишущей братии в нашей стране ещё на порядок. Как говорится: выбирай на вкус.
Надо полагать, с литературой в современной России полный порядок?.. Само собой, вопрос риторический. Зато желающих приобщиться и получить на руки заветный членский билет хоть отбавляй. А в рыночной экономике спрос неизменно порождает предложение. Но вот насколько «продукт» по своим «потребительским свойствам» соответствует ожиданиям «покупателей»? Давайте попробуем разобраться и отделить рекламную мишуру от суровой правды жизни.
1. Слоган: «Членство в писательском союзе открывает двери в любое издательство!»
На самом деле - совершенно не имеет значения, поскольку не является «сертификатом творческого качества». Следует понимать, что любой писательский союз в современных реалиях - всего лишь общественная организация, выражаясь проще - тусовка, членство в которой ничего не обещает и не гарантирует. А вот раскошелиться придётся: и на вступительный взнос (от пяти тысяч рублей, в среднем), и на членские взносы (от скромных 250 рублей в год; хотя в отдельных организациях попросят от тысячи рублей в месяц).
Вскользь стоит упомянуть о «благотворительных» пожертвованиях, которые неплохо бы занести в « партийную кассу» за вступление в стройные ряды (нередко - компенсируя финансовой щедростью скудность талантов).
Справедливости ради стоит отметить, что в большинство писательских организаций реально вступить вполне официально и без «дополнительных инвестиций». Но путь этот может оказаться непростым. Понадобится как минимум предъявить публикации в известных издательствах и рекомендации от уважаемых людей из числа пишущей братии. Для состоявшегося литератора это не составляет проблемы. Но штука в том, что успешному продаваемому литератору, по большому счёту, и самому нет высшего смысла вступать в писательский союз; скорее союзы будут гоняться за ним, дабы приобщить и повысить собственный статус.
Будут они гоняться и за потенциальными спонсорами из числа «богатеньких буратин». Яркий тому пример - скандальная история с Борисом Сивко:
2. Слоган: «Наши авторы публикуются в толстых журналах, расходящихся большими тиражами по России и даже за рубежом!» Так и представляешь себе толпы восторженных читателей, сметающих прилавки книжных магазинов от Москвы до Монте-Карло.
А в суровой действительности большая часть журналов издаётся по принципу самоокупаемости (от 300-500 рублей за страницу); плюс - обязательный выкуп авторских экземпляров, стоимость которых зависит от многих факторов. Соответственно, счастливыми обладателями львиной доли тиражей становятся сами авторы, их друзья и ближайшие родственники. Для примера: тираж журнала «Поэзия» от московского отделения СП России составляет
скромных пятьсот экземпляров. Да и качество публикаций обычно оставляет желать лучшего. На первый план выходит не талант автора, а его платёжеспособность. Кстати говоря, за редактуру и корректуру иногда приходится платить отдельно.
С тем же успехом гораздо проще, дешевле и честнее собрать группу товарищей и скинуться на сборник. Благо, что издательств, готовых выполнить любой каприз за ваши деньги, более чем достаточно.
3. Слоган: «Члены нашей организации регулярно награждаются за литературные заслуги и достижения!» Дипломы и медали за какие-то там достижения выдаются главным образом отличившимся на ниве «почти бесплатных» публикаций и бескорыстных благотворительных взносов (например, на поддержку голодающих поэтов Кении). Диплом вам, возможно, выдадут бесплатно, если не пожадничают. Бумага стоит копейки. А вот за медаль придётся заплатить. За изготовление, разумеется! Как вы могли подумать что-то крамольное! Лет десять назад, говорят, «Золотая есенинская медаль», по словам очевидцев (завистников и злопыхателей, ясное дело), стоила каких-то пять-пятнадцать тысяч рублей (в зависимости от количества посредников в цепочке). Сейчас вот совсем подешевела.
Налетай и приобщайся! Отдельно стоит упомянуть пышную титулатуру уважаемых и маститых литераторов из числа, имеющих отношение к вышним сферам. Вот ежели истину тебе, дураку, глаголет целый академик Международной академии русской словесности, да ещё и ссылку
благодушно даёт , подтверждающую крутую аккредитацию имярека, куда же ты, графоман посконный, супротив оного попрёшь со своими жалкими сетературными достижениями?..
Однако при ближайшем рассмотрении выясняется недоброе. В роскошном "доме Ростовых" упомянутой организации выделен всего лишь один скромный офис за номером 19. Это на 124 академика! Вот уж, в самом деле, науку в нашей стране притесняют!
Дальше - больше. На сайте МАРС достаточно честно указано, что "Академия" является негосударственной организацией науки, общественной организацией. То есть тусовкой по интересам. А погуглив даже первые пять фамилий "академиков" из списка, мы с удивлением обнаружим, что лишь один из них имеет высшее филологическое образование. Зато есть медийный бизнесмен, "представитель азербайджанской диаспоры", чьи публикации (и даже ссылки) на русском языке в сети найти не удалось, и литературная активистка-экономист из Химок (вполне достойный и заслуживающий уважения человек, может быть, с огромным производственным стажем; но... академик?)
И наконец. Сколько ни пытался, так и не нашёл общественную организацию с гордым наименованием "Международная академия русской словесности" в качестве юридического лица на официальных сайтах:
Федеральная налоговая служба Rusprofile ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС Возможно вам, уважаемые читатели, повезёт больше. С удовольствием исправлю свою оплошность. А пока... получается, что никакой "Академии" и вовсе нет. Зато академиков - полный... офис.
Резюмируя сказанное, стоит отметить, что литература и искусство переживают не самые лучшие времена, и это, к сожалению, общемировая тенденция. Нынешний декаданс не первый, и, скорее всего, не последний в истории. Что конъюнктурно - то и пользуется спросом. Как правило - развлекательный или политизированный контент, который намеренно продвигают сами знаете кто. И российские реалии - не исключение.
Для желающих потешить самолюбие, приобщиться к видимости высокой литературы (кстати, посмотрите ради интереса, какими тиражами издаётся даже старая добрая классика, и сделайте собственные выводы), обзавестись титулатурой и медальным рядом богаче, чем у родовитого пуделя, возможностей достаточно. Стоит ли вставать на эту скользкую дорожку - личное дело каждого автора, занимающегося в ЛитО, пробующего свои силы самостоятельно или нашедшего себя в сетературе. Главное - быть реалистом и не впадать в заблуждения при виде красивой рекламной мишуры.
Как говорится: "Пройдёт и это..."
Удачи вам, други, и вдохновения!
Опубликовано: 12/09/20, 15:16 | Последнее редактирование: Ксенон 12/09/20, 13:17
| Просмотров: 1329 | Комментариев: 49
Ну надо же! Пик Олимпа!
Остаётся только завистливо скукожиться посконным графоманским рылом)
Со своей точки зрения констатирую небывалый расцвет.
Есть всё, что пожелает читатель, и в неимоверном количестве.
Только вот доступ из-за резко ухудшившегося поиска затруднился на порядки.
Издательства, союзы как раз и торгуют этим самым "доступом", частично улучшая ситуацию.
А элитарное...
И под конъюктуру прогибаться уже не нужно, есть прямой путь к читателю.
Продавать творчество тоже непросто.
Мало создать качественный литературный продукт. Нужно в первую очередь под конъюнктуру подстраиваться. Существует даже такое негласное правило: три книги пиши для денег, одну - для души.
После революции союз был связан скорее с социальной защитой пишущей братии - от голода, от бездомности, в войну - для удобства учета при эвакуации, литераторов берегли все-таки. Союз в себя включал разных по таланту людей, и ни у кого не было иллюзий насчет заслуг. Тусовались при Союзах всегда люди разные. Это сейчас от "самореализации" люди дуреют, и заслуги придумывают. Мельчают регалии... Раньше заслугами были - премии. А теперь купленной корочкой размахивают, как будто это орден, и изданной книжкой - на средства автора. В общем, девальвация ценности литературного труда))
Вот-вот, за свои деньги (или за деньги спонсора) издать сейчас можно что угодно, потому и литературного мусора в книжных магазинах (а тем более на книжных лотках) немерено. Поэтому я, в частности, всегда отношусь с недоверием к еще не прочитанному мной изданию и не спешу радоваться тому, что кто-то опубликовал свою книгу и торопится похвастаться этим в Сети (в том числе и на нашем портале).
это были сборники стихов, из одного и того же издательства. в одной и той же поэтической серии.
с именами разных авторов. ни тот, ни другой не были особо известны читателям.
но одну книгу раскупили, вторую - нет.
так что тут по любому надо раскрывать и листать)
Изменить условия, и функции, убрать бизнес, наладить реальную работу, помощь и т.д. и тем кто покупает корочки непонятно каких "союзов", и использует не по назначению такие союзы - станет нечего ловить.
Таки да: я придерживаюсь "левых" взглядов, чтобы не оставлять недосказанности.
тут же только за ниточку потянуть)
Если честно - то да, было бы неплохо.
И мне кажется, по идее, так и будет, если ничего не случится.
А может, я просто оптимист)
Рост числа "писателей" объясняется элементарно: перекраиванием старых тем. Но некоторые этого явно не понимают.
Опять же, много демагогов, несогласных с этой простой истиной...
Нобелевские премии раздают, кому ни попадя
"Нобелевские премии раздают, кому ни попадя"
Вы знаете, это самое обидное! Ведь я, к примеру, самый что ни на есть кто ни попадя. А из Стокгольма всё не звонят. Рылом, видать, не вышел. Надо имидж менять.
http://litset.ru/publ/31-1-0-59798#ent499713
Их любимая страсть (а также единственный хлеб) — доказывать всё, что противоречит здравому смыслу.
Флаг в руки и барабан на шею, как говорится
В конце концов, можно договориться до того, что все мы оперируем, по большей части, практически тем же фонетическим и графическим набором, что и наши довольно далёкие предки. Что является очевидной повторяемостью.
Что касается нынешнего активного пережёвывания старых символов давно прошедших эпох, времён, веков и десятилетий — это тоскливая неизбежность, на фоне полного отсутствия новых общественных и культурных идей.
21 век — слом всего и вся, судороги и агония
Спасибо за понимание!
Вообще, нам, человекам, проще и привычнее проводить систематику, расставлять по полочкам и раскладывать по коробочкам. Это оправдано, с одной стороны. А с другой - мы незаметно начинаем подменять похожесть одинаковостью.
Да, всё уже было.
В то же время, в одну реку нельзя войти дважды (тоже известный афоризм).
Вы говорите: "Что касается нынешнего активного пережёвывания старых символов давно прошедших эпох, времён, веков и десятилетий — это тоскливая неизбежность, на фоне полного отсутствия новых общественных и культурных идей."
И это так. Но если применять исключительно такой подход, без оговорок, можно и прогрессивную эпоху Возрождения назвать тоскливым пережёвыванием старых символов античной культуры (собственно говоря, именно поэтому и появился сам термин "возрождение", как возрождение античности).
Поэтому всё не так просто и однозначно, как мне кажется.
Однако, на второй или третий-четвёртый разы получается пошлейший фарс, ибо копировать, "возрождать" стараются не лучшее, а худшее из прошедшего, не достижения духа, а его извращения. Современные искусство и режиссура тому подтверждение.
Классические пороки (возрождаемые представителями богемы) даже не хочется называть, они налипли на все сферы нашей жизни.
Всё вокруг — в возрождённом с любовью древнем дерьме, увы.
Поэтому людям так хочется порой улететь на Марс и начать новую жизнь с листа, не оглядываясь назад. Покинуть загаженный неисправимый мир, вот актуальная идея фикс
Но я немного о другом говорил. Возрождение начиналось с "пережёвывания" античности, но в итоге породило множество новых идей и направлений в культуре и искусстве. Да, разумеется, с точки зрения диалектики всё новое несёт в себе родовые черты старого. Но всё-таки это уже не совсем то. А иной раз, кажется, что и совсем не то.
К примеру, геном человека и шимпанзе схожи примерно на 98%. Но именно эти 2% создают колоссальную пропасть между нами (как в лучшую, так и в худшую стороны).
Это покруче 300 спартанцев при Фермопилах будет. К тому же, жизненно и актуально.
Нобелевку по литературе из города Стокгольма тебе потом пришлют, вместе с медалью.
Знаешь, на самом деле многие на полном серьёзе не понимают, что не получают, а покупают медали.
Так построена система, вплоть до того, что автору прямым текстом говорят: "Да, мы продаём, но только самым достойным! А деньги от продажи пойдут на развитие нашего общего литературного дела."
И это, к сожалению, работает.
В общем, ты избранный, Нео! Дай денег на красные таблетки!
давай еще до кучи вспомним очень типичный случай, когда мы.. гм.. заседали с одним журналистом-издателем, а он агитировал - мол, давайте организуем слет авторов-песенников, и Канцлера позовем, и выбьем из муниципалитета спонсорские, а потом грамотно попилим - часть на призы, остальное.. ну, сами понимаете))
прискорбно, что все эти творческие мероприятия в подавляющем большинстве имеют целью именно получение и распил бабла) и чем опытнее люди в окололитературных кругах и масштабнее их деятельность - тем больше уклон в денежную сторону (а творческую - ну уж как получится)
Как бы то ни было, но на государственном, федеральном и муниципальном уровне положено поддерживать культуру и искусство. На это в бюджете запланированы расходы.
А вот кому и каким путём эти расходы поступают в виде доходов - есть варианты.
Самый распространённый ты назвал. Принцип: создадим движуху, отчитаемся по мероприятиям, а разницу - на карман. Места прикорма застолблены и распределены.
Но бывает и такое, что руководитель ЛитО вполне официально получает зарплату от муниципалитета. Небольшую, как правило, но всё же. Или местный актив "пробивает" премии и награды для своих авторов, танцоров, музыкантов, отличившихся на творческой стезе. Распределение регалий тоже идёт сильно по-разному, это да. Но медалька от города (то есть от властей) всё же статусом сильно повыше, чем медалька от дутой общественной организации, купленная по сути за свои деньги. Впрочем, учитывая, что эти общественные организации активно работают с региональными кружками и объединениями, наряду с местными деятелями премии и медальки получают сами догадайтесь кто.
К примеру, был местно чтимый поэт Плюшкин, которого в городе помнят, любят и уважают. К какой-нибудь годовщине со дня... местное ЛитО пробивает медаль и премию имени Плюшкина. Но среди награждаемых чудесным образом затёсываются "уважаемые люди" из такого-то союза. Поэта Плюшкина они знать не знали, стихов его ни разу не читали, и вообще, для города ничего никогда не делали. А вот, однако...
Сам сталкивался не раз с такими ситуациями (и в реале, и в виртуале), когда талантливого неофита от пера берёт под свою опеку какой-нибудь маститый лавровый лавр и начинает учить литературному мастерству (искоса поглядывая на его карманы). А через пару-тройку лет "разъяснительной работы" автор начинает выдавать такое, что только успевай холодный пот ушанкой утирать.
"Рифмы - это щит поэта!"
По её логике выходило, что главное в стихотворении - хорошая интересная рифмовка, за которой автор прячется как за щитом от нападок критиков и критиканов. Всё, что находится между рифмами, вроде как вообще большого значения не имеет; так, наполнитель.
Хотелось бы знать автора изречения.