Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Друзья мои, прекрасен наш... союз?
Статьи
Автор: Ксенон
Без малого тридцать лет назад приказал долго жить Союз писателей СССР, организация, вступление в которую давало путёвку в жизнь и открывало перед писателями, поэтами и публицистами двери ведущих издательств всей шестой части земли, а также далеко за её пределами.

Лирическое отступление.

Многие известные и по сей день литераторы из числа бывших советских упорно костерят "проклятый совок" и "жизнь, тяжёлую очень."

Однако автору статьи из первых уст доподлинно известно, что даже литератор "второго эшелона" тех времён, обладая умеренной работоспособностью, вполне мог иметь доход 1 500 - 2 000 рублей. В месяц. При среднемесячной зарплате по стране 120 - 150 рублей.


Все эти прошедшие годы на руинах поверженного колосса плодятся последователи и правопреемники. Самые многочисленные из них, Союз писателей России (свыше 8 000 членов), Союз российских писателей (свыше 3 500 членов), Российский союз писателей (свыше 5 000 членов) совокупно значительно превосходят прародителя (под «занавес», в 1989 году, СП СССР насчитывал 9 920 человек). Не говоря уже о бесчисленных союзах, союзиках и ассоциациях рангом пониже, которые совокупно увеличивают численность пишущей братии в нашей стране ещё на порядок. Как говорится: выбирай на вкус.
Надо полагать, с литературой в современной России полный порядок?.. Само собой, вопрос риторический. Зато желающих приобщиться и получить на руки заветный членский билет хоть отбавляй. А в рыночной экономике спрос неизменно порождает предложение. Но вот насколько «продукт» по своим «потребительским свойствам» соответствует ожиданиям «покупателей»? Давайте попробуем разобраться и отделить рекламную мишуру от суровой правды жизни.

1. Слоган: «Членство в писательском союзе открывает двери в любое издательство!»

На самом деле - совершенно не имеет значения, поскольку не является «сертификатом творческого качества». Следует понимать, что любой писательский союз в современных реалиях - всего лишь общественная организация, выражаясь проще - тусовка, членство в которой ничего не обещает и не гарантирует. А вот раскошелиться придётся: и на вступительный взнос (от пяти тысяч рублей, в среднем), и на членские взносы (от скромных 250 рублей в год; хотя в отдельных организациях попросят от тысячи рублей в месяц).
Вскользь стоит упомянуть о «благотворительных» пожертвованиях, которые неплохо бы занести в « партийную кассу» за вступление в стройные ряды (нередко - компенсируя финансовой щедростью скудность талантов).
Справедливости ради стоит отметить, что в большинство писательских организаций реально вступить вполне официально и без «дополнительных инвестиций». Но путь этот может оказаться непростым. Понадобится как минимум предъявить публикации в известных издательствах и рекомендации от уважаемых людей из числа пишущей братии. Для состоявшегося литератора это не составляет проблемы. Но штука в том, что успешному продаваемому литератору, по большому счёту, и самому нет высшего смысла вступать в писательский союз; скорее союзы будут гоняться за ним, дабы приобщить и повысить собственный статус.
Будут они гоняться и за потенциальными спонсорами из числа «богатеньких буратин». Яркий тому пример - скандальная история с Борисом Сивко:



2. Слоган: «Наши авторы публикуются в толстых журналах, расходящихся большими тиражами по России и даже за рубежом!»

Так и представляешь себе толпы восторженных читателей, сметающих прилавки книжных магазинов от Москвы до Монте-Карло.
А в суровой действительности большая часть журналов издаётся по принципу самоокупаемости (от 300-500 рублей за страницу); плюс - обязательный выкуп авторских экземпляров, стоимость которых зависит от многих факторов. Соответственно, счастливыми обладателями львиной доли тиражей становятся сами авторы, их друзья и ближайшие родственники. Для примера: тираж журнала «Поэзия» от московского отделения СП России составляет скромных пятьсот экземпляров.
Да и качество публикаций обычно оставляет желать лучшего. На первый план выходит не талант автора, а его платёжеспособность. Кстати говоря, за редактуру и корректуру иногда приходится платить отдельно.
С тем же успехом гораздо проще, дешевле и честнее собрать группу товарищей и скинуться на сборник. Благо, что издательств, готовых выполнить любой каприз за ваши деньги, более чем достаточно.

3. Слоган: «Члены нашей организации регулярно награждаются за литературные заслуги и достижения!»

Дипломы и медали за какие-то там достижения выдаются главным образом отличившимся на ниве «почти бесплатных» публикаций и бескорыстных благотворительных взносов (например, на поддержку голодающих поэтов Кении). Диплом вам, возможно, выдадут бесплатно, если не пожадничают. Бумага стоит копейки. А вот за медаль придётся заплатить. За изготовление, разумеется! Как вы могли подумать что-то крамольное! Лет десять назад, говорят, «Золотая есенинская медаль», по словам очевидцев (завистников и злопыхателей, ясное дело), стоила каких-то пять-пятнадцать тысяч рублей (в зависимости от количества посредников в цепочке). Сейчас вот совсем подешевела. Налетай и приобщайся!

Отдельно стоит упомянуть пышную титулатуру уважаемых и маститых литераторов из числа, имеющих отношение к вышним сферам. Вот ежели истину тебе, дураку, глаголет целый академик Международной академии русской словесности, да ещё и ссылку благодушно даёт , подтверждающую крутую аккредитацию имярека, куда же ты, графоман посконный, супротив оного попрёшь со своими жалкими сетературными достижениями?..
Однако при ближайшем рассмотрении выясняется недоброе. В роскошном "доме Ростовых" упомянутой организации выделен всего лишь один скромный офис за номером 19. Это на 124 академика! Вот уж, в самом деле, науку в нашей стране притесняют!
Дальше - больше. На сайте МАРС достаточно честно указано, что "Академия" является негосударственной организацией науки, общественной организацией. То есть тусовкой по интересам. А погуглив даже первые пять фамилий "академиков" из списка, мы с удивлением обнаружим, что лишь один из них имеет высшее филологическое образование. Зато есть медийный бизнесмен, "представитель азербайджанской диаспоры", чьи публикации (и даже ссылки) на русском языке в сети найти не удалось, и литературная активистка-экономист из Химок (вполне достойный и заслуживающий уважения человек, может быть, с огромным производственным стажем; но... академик?)
И наконец. Сколько ни пытался, так и не нашёл общественную организацию с гордым наименованием "Международная академия русской словесности" в качестве юридического лица на официальных сайтах:
Федеральная налоговая служба
Rusprofile
ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Возможно вам, уважаемые читатели, повезёт больше. С удовольствием исправлю свою оплошность. А пока... получается, что никакой "Академии" и вовсе нет. Зато академиков - полный... офис.

Резюмируя сказанное, стоит отметить, что литература и искусство переживают не самые лучшие времена, и это, к сожалению, общемировая тенденция. Нынешний декаданс не первый, и, скорее всего, не последний в истории. Что конъюнктурно - то и пользуется спросом. Как правило - развлекательный или политизированный контент, который намеренно продвигают сами знаете кто. И российские реалии - не исключение.
Для желающих потешить самолюбие, приобщиться к видимости высокой литературы (кстати, посмотрите ради интереса, какими тиражами издаётся даже старая добрая классика, и сделайте собственные выводы), обзавестись титулатурой и медальным рядом богаче, чем у родовитого пуделя, возможностей достаточно. Стоит ли вставать на эту скользкую дорожку - личное дело каждого автора, занимающегося в ЛитО, пробующего свои силы самостоятельно или нашедшего себя в сетературе. Главное - быть реалистом и не впадать в заблуждения при виде красивой рекламной мишуры.
Как говорится: "Пройдёт и это..."



Удачи вам, други, и вдохновения!
Опубликовано: 12/09/20, 15:16 | Последнее редактирование: Ксенон 12/09/20, 13:17 | Просмотров: 134 | Комментариев: 37
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Хы... а мы тут столько лет толчёмся - ни людЯм не платим, ни сами не зарабатываем! wacko И даже удостоверений себе не напридумали sad Так жисть впустую и пролетит... Тёплые места в антологиях займут более юркие . angry
Strega  (21/09/20 22:20)    


Эх, все о себе думают... sad Нет, чтобы скинуться по сто баксов в фонд помощи голодающим поэтам Кении. angry
Ксенон  (22/09/20 09:54)    


Вот если б Кенией назвали другую страну.....
Strega  (22/09/20 13:14)    


Можно в солнечный Гондурас. Двести.
Ксенон  (23/09/20 20:46)    


Союзы писателей - реальные - были чем-то вроде профсоюза, ну и учет был, пишущих. Чтоб под присмотром были, мало ли что интеллигентам в голову придет)
После революции союз был связан скорее с социальной защитой пишущей братии - от голода, от бездомности, в войну - для удобства учета при эвакуации, литераторов берегли все-таки. Союз в себя включал разных по таланту людей, и ни у кого не было иллюзий насчет заслуг. Тусовались при Союзах всегда люди разные. Это сейчас от "самореализации" люди дуреют, и заслуги придумывают. Мельчают регалии... Раньше заслугами были - премии. А теперь купленной корочкой размахивают, как будто это орден, и изданной книжкой - на средства автора. В общем, девальвация ценности литературного труда))
Ptitzelov  (13/09/20 07:12)    


>> А теперь купленной корочкой размахивают, как будто это орден, и изданной книжкой - на средства автора.

Вот-вот, за свои деньги (или за деньги спонсора) издать сейчас можно что угодно, потому и литературного мусора в книжных магазинах (а тем более на книжных лотках) немерено. Поэтому я, в частности, всегда отношусь с недоверием к еще не прочитанному мной изданию и не спешу радоваться тому, что кто-то опубликовал свою книгу и торопится похвастаться этим в Сети (в том числе и на нашем портале). wink
Марго  (13/09/20 13:16)    


Я как-то в книжном магазине (давно, лет 15 назад наверное) видел такую картину: лежат стопки книг из одного и того же издательства. через несколько дней пришел - одна стопка почти целая. вторая - уже почти закончилась.
это были сборники стихов, из одного и того же издательства. в одной и той же поэтической серии.
с именами разных авторов. ни тот, ни другой не были особо известны читателям.
но одну книгу раскупили, вторую - нет.
так что тут по любому надо раскрывать и листать)

biggrin
Ptitzelov  (13/09/20 14:35)    


Надо сделать как раньше - ОДИН СП и его филиалы. для того, чтобы просто "охватить" пишущих людей. для помощи и - чтоб присматривать за этим социальным образованием. а то как беспризорники мы все. и проходимцев много, выдающих ничто за нечто.
Ptitzelov  (13/09/20 14:38)    


Даже если будет один СП, боюсь, само по себе это мало что решит. Поменяется всего лишь вывеска. А система останется прежней. Да и люди в этой системе.
Ксенон  (13/09/20 20:50)    


Для того чтобы не работала прежняя система - надо изменить цели и приоритеты. а люди - как говорил тов. Сталин: "Других писателей у меня для вас нет" - кому-то из зарубежных литераторов, кажется.
Изменить условия, и функции, убрать бизнес, наладить реальную работу, помощь и т.д. и тем кто покупает корочки непонятно каких "союзов", и использует не по назначению такие союзы - станет нечего ловить.
Ptitzelov  (13/09/20 22:18)    


Так я к этому аккуратно и подвожу. Что в таком случае понадобится поменять общественно-экономическую формацию в целом.
Таки да: я придерживаюсь "левых" взглядов, чтобы не оставлять недосказанности.
Ксенон  (13/09/20 22:58)    


Вооот!
тут же только за ниточку потянуть)
Если честно - то да, было бы неплохо.
И мне кажется, по идее, так и будет, если ничего не случится.
А может, я просто оптимист) biggrin
Ptitzelov  (14/09/20 09:14)    


Говорят, это исторически неизбежно. smile
Ксенон  (14/09/20 12:22)    


Всё уже написано до вас! smile

Рост числа "писателей" объясняется элементарно: перекраиванием старых тем. Но некоторые этого явно не понимают. cool
Вырь  (12/09/20 17:56)    


"Резюмируя сказанное, стоит отметить, что литература и искусство переживают не самые лучшие времена, и это, к сожалению, общемировая тенденция."

Опять же, много демагогов, несогласных с этой простой истиной...

Нобелевские премии раздают, кому ни попадя sad
Вырь  (12/09/20 19:34)    


Не вполне явно понял Вас по поводу перекраивания старых тем. smile Я имел в виду не писателей, которые писатели худо-бедно всамделишные. Системы нет... Вот и плодится писательская братия за счёт авторов, имеющих на деле несколько публикаций в кулуарных изданиях сомнительного качества.

"Нобелевские премии раздают, кому ни попадя"

Вы знаете, это самое обидное! Ведь я, к примеру, самый что ни на есть кто ни попадя. А из Стокгольма всё не звонят. Рылом, видать, не вышел. Надо имидж менять. sad
Ксенон  (12/09/20 20:50)    


smile smile smile
Вырь  (12/09/20 20:52)    


а я объясню, что Вырь имел в виду))) свою неудачную попытку поспорить на одну бесспорную тему)))
http://litset.ru/publ/31-1-0-59798#ent499713
Алекс_Фо  (14/09/20 07:07)    


Общение с идейными демагогами никогда не входило в мои планы cool
Их любимая страсть (а также единственный хлеб) — доказывать всё, что противоречит здравому смыслу.
Флаг в руки и барабан на шею, как говорится smile
Вырь  (15/09/20 07:17)    


это часто бывает - у разных людей разные понятия о здравом смысле, это нормально))) только некоторые умеют доказывать здравость своих позиций, а другие обходятся пустыми диагнозами))) и это тоже нормально, каждому свое - и флаг, и барабан, и соответствующая репутация))
Алекс_Фо  (15/09/20 07:53)    


Ваша самокритика вызывает уважение! Не останавливайтесь на достигнутом. Удачи.
Вырь  (15/09/20 13:56)    


Ага... Да, есть мнение, что всё новое - хорошо забытое старое. Тем не менее, вы так и не попробовали договориться по поводу терминологии. Что считать новым, что старым? Где границы и критерии? Речь идёт о спекулятивности строго в границах постмодерна или границы следует обозначить шире?
В конце концов, можно договориться до того, что все мы оперируем, по большей части, практически тем же фонетическим и графическим набором, что и наши довольно далёкие предки. Что является очевидной повторяемостью.
Ксенон  (18/09/20 22:00)    


Моя мысль всего лишь следует за известным библейским стихом (всё уже было). Оспаривать его бессмысленно, но активисты-демагоги с подходящей компанией должны чем-то занять себя smile
Что касается нынешнего активного пережёвывания старых символов давно прошедших эпох, времён, веков и десятилетий — это тоскливая неизбежность, на фоне полного отсутствия новых общественных и культурных идей.
21 век — слом всего и вся, судороги и агония cool cool cool
Спасибо за понимание!
Вырь  (19/09/20 07:19)    


Как сказать. На мой взгляд, всё гораздо сложнее.
Вообще, нам, человекам, проще и привычнее проводить систематику, расставлять по полочкам и раскладывать по коробочкам. Это оправдано, с одной стороны. А с другой - мы незаметно начинаем подменять похожесть одинаковостью.
Да, всё уже было.
В то же время, в одну реку нельзя войти дважды (тоже известный афоризм).
Вы говорите: "Что касается нынешнего активного пережёвывания старых символов давно прошедших эпох, времён, веков и десятилетий — это тоскливая неизбежность, на фоне полного отсутствия новых общественных и культурных идей."
И это так. Но если применять исключительно такой подход, без оговорок, можно и прогрессивную эпоху Возрождения назвать тоскливым пережёвыванием старых символов античной культуры (собственно говоря, именно поэтому и появился сам термин "возрождение", как возрождение античности).
Поэтому всё не так просто и однозначно, как мне кажется.
Ксенон  (19/09/20 10:12)    


Возродить один раз высокие античные идеалы, да в придачу вплести в них христианский гуманизм — это прекрасно, тут сомнений нет.
Однако, на второй или третий-четвёртый разы получается пошлейший фарс, ибо копировать, "возрождать" стараются не лучшее, а худшее из прошедшего, не достижения духа, а его извращения. Современные искусство и режиссура тому подтверждение.
Классические пороки (возрождаемые представителями богемы) даже не хочется называть, они налипли на все сферы нашей жизни.
Всё вокруг — в возрождённом с любовью древнем дерьме, увы.
Поэтому людям так хочется порой улететь на Марс и начать новую жизнь с листа, не оглядываясь назад. Покинуть загаженный неисправимый мир, вот актуальная идея фикс cool
Вырь  (19/09/20 13:00)    


Собственно говоря, мы сами и загаживаем. Разве нет? Если даже и не покупаем красиво расфасованное дерьмо, то не очень-то сопротивляемся его распространению. Конечно, приятно мечтать о новых девственно чистых мирах (пока ещё не загаженных). А всё-таки придётся однажды взять лопату и начать разгребать.
Но я немного о другом говорил. Возрождение начиналось с "пережёвывания" античности, но в итоге породило множество новых идей и направлений в культуре и искусстве. Да, разумеется, с точки зрения диалектики всё новое несёт в себе родовые черты старого. Но всё-таки это уже не совсем то. А иной раз, кажется, что и совсем не то.
К примеру, геном человека и шимпанзе схожи примерно на 98%. Но именно эти 2% создают колоссальную пропасть между нами (как в лучшую, так и в худшую стороны).
Ксенон  (19/09/20 21:52)    


Постепенно история культуры человечества превращается в геологию, когда из глубин добываются нефть и алмазы, а на поверхности располагаются суперполигоны ежедневного мусора smile
Вырь  (20/09/20 09:25)    


Ничего ты не понимаешь... Вот я как представила, как сто двадцать четыре академика с мужественнымм лицами , плечом к плечу стоят в тридцатиметровом офисе и в едином порыве часами скандируют нетленные произведения - сразу такую гордость и уверенность в будущем русской литературы почувствовала, что чуть сама не вскочила по стойке смирно и какие-то гениальные строки начали рваться из головы на волю... Если б не опасение, что место сразу займут, ведь выдала бы на гора десяток шедевров. Короче, вдохновляет :)))
Ветровоск  (12/09/20 15:30)    


Эсме, напиши трагико-героический нарратив о том, как 124 бесстрашных академика трое суток стакан к стакану сдерживали наступление графоманской ереси в офисе номер 19.
Это покруче 300 спартанцев при Фермопилах будет. К тому же, жизненно и актуально.
Нобелевку по литературе из города Стокгольма тебе потом пришлют, вместе с медалью. smile
Ксенон  (12/09/20 16:04)    


Не поможет, всё равно пожадничают :))) У меня одна ипостась "дурочка пралубоффф" и номинируется, и приглашения всякие получает - а всего-то в нике стоят цифирки, которые можно принять за год рождения и умилиться :))) Вот ей, наверное, светит, я ей прям завидую :)))
Ветровоск  (13/09/20 03:35)    


очень полезно почитать всяким гениям, гордым своими .. гм.. честно заработанными (!) "литературными достижениями")))) делать деньги на тщеславии - выгоднейшее занятие... странно только, что люди не понимают, за что им дают медали и грамоты, когда их, по сути, продают, а не дают))
Алекс_Фо  (12/09/20 13:52)    


Получил очередной волшебный пендель от тебя, вот и написал наконец. smile
Знаешь, на самом деле многие на полном серьёзе не понимают, что не получают, а покупают медали.
Так построена система, вплоть до того, что автору прямым текстом говорят: "Да, мы продаём, но только самым достойным! А деньги от продажи пойдут на развитие нашего общего литературного дела."
И это, к сожалению, работает.
В общем, ты избранный, Нео! Дай денег на красные таблетки!
Ксенон  (12/09/20 15:57)    


деньги рулят практически всем и везде сейчас, похоже) либо ты их вкладываешь, либо получаешь)

давай еще до кучи вспомним очень типичный случай, когда мы.. гм.. заседали с одним журналистом-издателем, а он агитировал - мол, давайте организуем слет авторов-песенников, и Канцлера позовем, и выбьем из муниципалитета спонсорские, а потом грамотно попилим - часть на призы, остальное.. ну, сами понимаете))

прискорбно, что все эти творческие мероприятия в подавляющем большинстве имеют целью именно получение и распил бабла) и чем опытнее люди в окололитературных кругах и масштабнее их деятельность - тем больше уклон в денежную сторону (а творческую - ну уж как получится)
Алекс_Фо  (14/09/20 07:12)    


В целом верно, к сожалению.
Как бы то ни было, но на государственном, федеральном и муниципальном уровне положено поддерживать культуру и искусство. На это в бюджете запланированы расходы.
А вот кому и каким путём эти расходы поступают в виде доходов - есть варианты.
Самый распространённый ты назвал. Принцип: создадим движуху, отчитаемся по мероприятиям, а разницу - на карман. Места прикорма застолблены и распределены.
Но бывает и такое, что руководитель ЛитО вполне официально получает зарплату от муниципалитета. Небольшую, как правило, но всё же. Или местный актив "пробивает" премии и награды для своих авторов, танцоров, музыкантов, отличившихся на творческой стезе. Распределение регалий тоже идёт сильно по-разному, это да. Но медалька от города (то есть от властей) всё же статусом сильно повыше, чем медалька от дутой общественной организации, купленная по сути за свои деньги. Впрочем, учитывая, что эти общественные организации активно работают с региональными кружками и объединениями, наряду с местными деятелями премии и медальки получают сами догадайтесь кто.
К примеру, был местно чтимый поэт Плюшкин, которого в городе помнят, любят и уважают. К какой-нибудь годовщине со дня... местное ЛитО пробивает медаль и премию имени Плюшкина. Но среди награждаемых чудесным образом затёсываются "уважаемые люди" из такого-то союза. Поэта Плюшкина они знать не знали, стихов его ни разу не читали, и вообще, для города ничего никогда не делали. А вот, однако...
Ксенон  (14/09/20 12:47)    


Согласная я, согласная со всеми честными статьями на эту тему. Все, всё знают и тем не менее хвастаются книжками, регалиями и членскими билетами, оплаченными из своего кармана. Одни по наивности, a другие совершенно сознательно выстраивают богатый "сценический образ". Кто-то получает удовольсвие от творчества, а кто-то словоблудит и пилит бабки, было, есть и будет.
Марина_Старчевская  (16/09/20 15:44)    


Марина, я думаю, информация будет в первую очередь полезна начинающим авторам. Увы, не всем известен секрет Полишинеля.
Сам сталкивался не раз с такими ситуациями (и в реале, и в виртуале), когда талантливого неофита от пера берёт под свою опеку какой-нибудь маститый лавровый лавр и начинает учить литературному мастерству (искоса поглядывая на его карманы). А через пару-тройку лет "разъяснительной работы" автор начинает выдавать такое, что только успевай холодный пот ушанкой утирать. wacko
Ксенон  (18/09/20 18:28)    


Вспомнил интересный пример. Одно из любимых изречений весьма родовитой и титулованной поэтессы:
"Рифмы - это щит поэта!"
По её логике выходило, что главное в стихотворении - хорошая интересная рифмовка, за которой автор прячется как за щитом от нападок критиков и критиканов. Всё, что находится между рифмами, вроде как вообще большого значения не имеет; так, наполнитель. smile
Ксенон  (18/09/20 18:35)    

Рубрики
Рассказы [969]
Миниатюры [791]
Обзоры [1271]
Статьи [345]
Эссе [164]
Критика [89]
Сказки [165]
Байки [45]
Сатира [48]
Фельетоны [13]
Юмористическая проза [270]
Мемуары [60]
Документальная проза [60]
Эпистолы [10]
Новеллы [50]
Подражания [10]
Афоризмы [28]
Фантастика [128]
Мистика [19]
Ужасы [4]
Эротическая проза [3]
Галиматья [256]
Повести [254]
Романы [44]
Пьесы [32]
Прозаические переводы [2]
Конкурсы [18]
Литературные игры [31]
Тренинги [2]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1573]
Тесты [10]
Диспуты и опросы [82]
Анонсы и новости [104]
Объявления [73]
Литературные манифесты [239]
Проза без рубрики [384]
Проза пользователей [119]