Продолжаем Римские каникулы Алекера (
http://litset.ru/publ/7-1-0-20649)
Говорят, каждый католик мечтает побывать в двух местах: Ватикане и Иерусалиме. Так… Каждый католик желает, знач…И я туда же)).
Ватикан – резиденция Папы римского, главы Католической Церкви – не что иное, как анклав в Риме. Давным-давно, во времена этруссков, это был просто холм, который почитался всякими вещунами. Собственно, от латинского vaticinatio (предсказание, пророчество) и произошло его название. Историю города-государства (как и историю папства) пересказывать не буду: кого интересует – в интернете полно инфы. Хотя, признаюсь, иногда сильно тянет поболтать на эту тему)) Но сейчас постараюсь сразу перейти к тому, что особенно впечатлило.
1. Площадь святого Петра Лучше всего она видна с купола базилики. Но с некоторых пор я боюсь высоты (а там добрых 100 м), поэтому не поднималась. Да и напряг это не хилый, а я такое с каждым годом всё меньше люблю)). Ещё бы! Даже если половину пути преодолеть на лифте, то всё равно 330 ступенек придётся пёхом. И пусть гид обещал, что фактически Рим будет лежать у моих ног, я на это не повелась). Помню, как приступом брала минарет в Каменце-Подольском. А там всего 80 ступенек)) Нетушки! Потому фотка из инета:
Сверху площадь и аллеи напоминают ключ, потому иногда их называют «ключом святого Петра». Он как бы открывает Ватикан, подготавливает к уникальности самого собора. Иначе неизвестно, как повлияет на туриста такое количество артефактов, мастерства и масштабного великолепия. Говорят, бывали случаи… «Если это был человек сильный духом – дело ограничивалось обмороком, но люди с заурядным интеллектом, как правило, сходили с ума» © Джером К. Джером.
Колоннада окружает площадь святого Петра по периметру. В ней почти 300 дорических колонн в четыре ряда, и сверху - 140 статуй святых и мучеников Церкви. Эти фигуры не менее 3м в высоту. В центре площади есть порфировые диски. Если на них встать, то колонны, как по мановению волшебной палочки, начинают выстраиваться одна за другой. Нда, шикарно. Браво, Джованни Бернини, хорошая задумка - полусферы как символ того, что Католическая Церковь защищает всех от суетности мира, принимая их в объятия веры. Короче, Бернини – круть невообразимая)
2. Собор святого Петра Главная церковь всех католиков мира. Собор огромен. «Его высота и площадь равнялись бы двум вашингтонским Капитолиям, поставленным друг на друга, если бы Капитолий был пошире; или двум-трем кварталам обыкновенных домов, поставленных друг на друга» - так пишет Марк Твен в своих путевых заметках. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65м статуи Иисуса Христа, Предтечи и одиннадцати апостолов (без апостола Петра). А где же сам Пётр? Он в глубине центрального нефа – принимает почести народа). Такие почести – аж правую ступню стёрли))
Именно с этого (среднего) балкона Папа провозглашает перед верующими, собравшимися на площади, Urbi et orbi (городу и миру) во время церемонии своей интронизации, на Рождество и Пасху. Иоанн Павел II (Кароль Войтыла) произносил его на 60 языках. Не знаю, как теперь обращается к мирянам и клиру Франциск I. Давно не слежу.
Теперь рассмотрим центральный неф собора.
Роскошь базилики, её безмерность просто ошеломляют. Наверное, именно такой цели – видимого торжества христианства – создатели и добивались. Длина нефа 211м.
Для проведения Папой месс над алтарём в подкупольном пространстве установлен балдахин. Его тоже создал Бернини. По преданию, алтарь сооружён на месте погребения апостола Петра. Как и первый алтарь первой базилики 313 года.
Лучше, чем Марк Твен, киворий не опишу. Поэтому снова вернёмся к его «Простакам за границей»: «В дальнем конце собора (я был совершенно уверен, что это дальний конец, но оказалось, что это центральная его часть под самым куполом) стоит сооружение, которое здесь называют baldacchino, — большая решётчатая рама из бронзы, вроде тех, на которые натягивают москитную сетку. Больше всего она напоминала сильно увеличенную раму кровати, только и всего. Однако я знал, что высотой она в половину Ниагарского водопада. Но она не производила впечатления большой — слишком велик был купол, уходивший над ней ввысь».
Купол, шедевр Микеланджело, имеет внутри высоту 119м и диаметр 42м. Опирается на четыре мощных столба. Он на один метр меньше в диаметре купола Пантеона. И это не случайно: Микеланджело поклонялся античным зодчим и не хотел умалять их мастерства.
Справа от входа в собор (правый неф) стоит знаменитая Пьета (Пиета). Творение 24-летнего Микеланджело. Удивительная работа. Кстати, единственная, подписанная автором. Пусть не очень грамотно, но мы ж знаем, что он не на филолога учился)).
Сейчас скульптура находится за пуленепробиваемым стеклом из-за фаната, возомнившего себя Спасителем и отколовшего 50 кусков мрамора. Фигуры выполнены в натуральную величину. По местной легенде, Микеланджело так был сражён результатом своей работы, что пал на колени и молился настолько отчаянно, как будто сам присутствовал при смерти Христа и видел своими глазами горе Матери.
Левый неф. Здесь находится последняя из значительных работ Бернини. Изображает молящегося понтифика в окружении добродетелей. Одна из добродетелей стоит на земном шаре и стопой закрывает Англию. Так Бернини показал тогдашний антагонизм между католицизмом и англиканством.
3. Апостольский дворец Там живёт Папа римский. Ну не в базилике ж ему расположиться)) Папская резиденция официально называется «Дворец Сикста V».
Именно здесь находятся и папские апартаменты, и ватиканская библиотека, и залы аудиенций, и знаменитая Сикстинская капелла с фресками Микеланджело. В последней проводят конклавы. Фрески я посмотрела, но не сфотала – снова был период «низзя»))
4. Дворец Бельведер Его еще называют Двором Сосновой шишки из-за покрытой патиной гигантской бронзовой шишки (пинии) перед Бельведерским дворцом. Она высотой около 4м и венчает фонтан. Украшена барельефами римских атлетов. По обе стороны – скульптуры таких же, покрытых патиной, огромных павлинов. Самое интересное: оказывается, шишка – символ источника жизни во многих культурах. Этого я не знала.
Сфера в сфере
Бронзовая инсталляция диаметром 4м олицетворяет нашу малость по сравнению со Вселенной. При этом показывает, какой огромной разрушительной силой мы обладаем и каковы последствия её применения для планеты. Инсталляция вращается, а туристы, которые отражаются в её глянцевой поверхности, как бы участвуют в том, что происходит в сферах.
Музей Пио-Клементино Зал Ротонда
Зал построен Микеланджело, но не Буонаротти, а Симонетти. И значительно позже.
В центре – порфировая чаша (периметр 13м), которая когда-то находилась в доме Нерона, а в нишах - статуи римских и греческих богов и героев. Зал выглядит очень торжественно кругло)). Что подчёркивает его название. И цветовое оформление как раз по мне. Этот зал соединён аркой с залом муз.
Мозаичные полы в зале изображают битву греков с мифологическими существами.
Лаокоон и его сыновья
Эту скульптуру помню ещё со школы. По-моему, с момента, как увидела в учебнике это изображение, стала, мягко говоря, сторониться змей)). Ага, сильно впечатлительная – боюсь получить за правду, как Лаокоон.)) Кстати, копия этой скульптуры находится перед одесским археологическим музеем.
Аполлон Бельведерский
И Лаокоон, и Аполлон, то есть скульптуры, видимо, пришлись по вкусу Наполеону Бонапарту. А может, хотел затмить экспонатами Лувра богатство Ватикана. Вот и отправил их во Францию. Эта экспроприация не понравилась французам, и они, после падения императора, вернули их Ватикану. В защиту Наполеона скажу: нынешние правители не были бы столь щепетильны – украсили бы статуями не музеи страны, а свои имения.
Зал муз Бельведерский торс
Название, я так понимаю, условное. Потому что никто из искусствоведов точно не знает, кто изображён. Но Микеланджело от скульптуры был в восторге – от динамичности позы и фактуры мышц. По слухам, неоднократно к ней обращался. Особенно при работе над Сикстинской капеллой.
Зал животных Кого тут только нет! Это, конечно, не коллекция фотографий «Ковчег», а скульптуры, но их тоже немало – около 150. Я спокойно отношусь к таким произведениям искусства. Тем более, многие из них – копии. Восхищение ими – не 100%, а пополам и надвое)). Но вот статуя Мелеангра мне понравилась почти как Давид во Флоренции. Почти…
5. Швейцарская гвардия Судя по Википедии, Ватикан – самое милитаризированное государство. Ну да, на душу населения 18% военных, а в Северной Корее – всего 3%. Или 4% - не помню)).
А вот насчёт дресс-кода швейцарцев вышла небольшая неувязочка. Была уверена, что его дизайн принадлежит не то Рафаэлю, не то Микеланджело. И костюмы не меняются уже много веков. Гид сказал, что есть вот такая версия: только в 20 веке появился дизайн этой одежды, придуманный неким швейцарским командиром, которому надоело, что его гвардия не имеет постоянной формы. Какой вариант правдивый – не поняла, но привычная версия мне милей. При наборе швейцарских воинов руководствуются вероисповеданием (понятно каким), профессиональными данными, ростом (не менее 176см), знанием языков (не менее пяти), возрастом (от 21 до 25 лет) и даже внешностью (чтоб приятно было глянуть не только представителям клира, но и мирянам). И ясно из названия гвардии, что они должны быть швейцарцами.
6. Потолки Ватикана И последнее. Потолки.
Они заставляют ходить, задрав голову. Шея болит, но не устоишь же перед такой красотой: Только несколько фотографий.
На этом закончу свою экскурсию по Ватикану. Показанное - лишь малая толика шедевров, в том числе скрытых от праздных глаз. Ватикан – одно из самых богатых государств мира. Если не самое богатое. Тут сразу видно, что не зря в своё время так рьяно приветствовались и устраивались крестовые походы, не зря была индульгенция. Кстати, о ней. Она была только тогда, когда возводилась базилика. И облагались церковными податками лишь тогдашние олигархи. По мне – нормальный ход)). Остальное – гнусные сплетни)).
Опубликовано: 11/11/20, 14:16 | Последнее редактирование: aleker 11/11/20, 20:26
| Просмотров: 1453 | Комментариев: 20
Я очень скучаю по своим европейским каникулам и еще раз навестить Рим - було огромной удачей, пусть даже виртуально!
Замечательные фотографии!
Спасибо, Марара)
Спасибо, Марина - за возможность увидеть эту красоту твоими глазами. Спасибо Алекеру - ведущему проекта, - за то, что он не только развивает прозаическое направление на Литсети, но и приобщает нас к прекрасному.)
Спасибо)
Только туплю, что за период "низзя" :)))
Знаешь, меня тоже заинтересовало, когда сказали, что фотать нельзя. Подумала, что идут реставрационные работы. Говорят, что от вспышек постепенно тускнеют фрески, что реставрацию оплатила какая-то японская фирма и получила эксклюзивные права на все виды съёмок и т.д. Даже грозят штрафом, немаленьким кстати. Во Флоренции тоже такой запрет был, хотя все фотали. Алекер пишет, что во время его путешествия фотать можно было. Поди пойми) Я человек законопослушный (иногда)). Если нельзя - значит, нельзя.
Спасибо!
Помню, когда я была ещё подростком, мы отдыхали в Юрмале, и я впервые попала в Домский собор. Тогда были там ещё и светские концерты органной музыки. Я была настолько всем очарована, что мама смеялась - меня надо скорее увозить обратно в Питер, пока я не стала католичкой.))) А если бы попала в Ватикан?
Когда смотрела на все шедевры Ватикана в альбомах, представляла, что это красиво донельзя. Но... реальность во много раз шедевральней. Я тоже восхищалась и собором святого Стефана в Вене, считая, что лучше его я никогда не увижу, и собором Всех Святых в Кракове, и даже флорентийским собором. Но базилика своими величественностью и роскошью просто ставит на колени. Хочу ешё глянуть на лондонский собор. Хотя надежды мало, что он сможет потеснить собор святого Петра. Постарались, так уж постарались. Все средства стянули сюда. И строился он долго, и мастера были не простые)) Короче, всё удалось в лучшем виде.
Спасибо)
Удачи!
Может, напишете свои впечатления? Было бы здорово)
Спасибо)
Думаю, добро от ведущих вы получите)