Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1146]
Обзоры [1459]
Статьи [465]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [311]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2448]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Вправе ли мы выставлять мумии в музеях
Статьи
Автор: ksemich
Вправе ли мы выставлять мумии в музеях

«Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти» — это юридическое понятие в той или иной форме прописано в законодательстве большинства современных государств. Но в широком плане уважение к посмертному волеизъявлению человека можно назвать укоренившейся многовековой традицией — вспомним хотя бы право на завещание о наследстве.
В связи с этим хочется обратить внимание на один парадоксальный, просто вопиющий с точки зрения посмертных прав человека феномен.
Вряд ли в мировой истории были народы, более озабоченные посмертным состоянием своего тела, чем древние египтяне. В их представлениях правильность захоронения, сохранения бренных останков, окружение тела умершего всяческими предметами быта должно было помочь душе покойника в посмертном существовании.
Всё это подтверждается исследованиями учёных-египтологов. Таким образом, воля умершего того или иного жителя Древнего Египта выражена ясно, чётко и однозначно.
Не буду здесь описывать древнеегипетские погребальные обряды — о них сейчас нетрудно найти информацию в интернете. Если сказать коротко, то египтяне хотели, чтобы их тела лежали непотревоженными в гробницах, а не выставлялись на всеобщее обозрение в музеях, как это делается сейчас.
Получается, что те, кто больше всего заботился о посмертном покое своего тела — выставлены напоказ. Понятно, что в строгом смысле слова — выставлены не они, а их бренные останки, но люди настолько привыкли отождествлять себя со своим телом, что в данной работе этим нюансом можно пренебречь.
А как же быть с правами человека? Уж мы то наверняка знаем посмертную волю древних египтян через условия их погребения, через исторические исследования, через письменную традицию в конце концов. Это ещё с костями первобытных людей из тех культур с захоронениями которых не всё понятно можно оправдаться, что мы не знаем их посмертной воли о том, что делать с их останками — может они были бы и не прочь красоваться в музеях, чтобы не скучно было лежать (хотя это вряд ли). Но с египтянами ведь не так. Они уж явно в музеи не хотели.
Примерно то же можно сказать и о других народах, проводящих мумификацию своих покойников, которых сейчас показывают в музеях — не только о египтянах. Известны мумии различных культур Южной Америки (причём мумии культуры Чинчорро считаются древнее египетских), в музеях также демонстрируют мумии аборигенов Канарских островов, мумии древних китайцев, древних обитателей Алтая, Филиппин и многие другие.

Причём я не говорю здесь о естественной мумификации, когда люди погибали в торфяных болотах, соляных шахтах или во льдах, и их тела сохранялись после смерти. Здесь воля умершего не выражена, и мы не знаем – может, он при жизни был бы и не прочь, чтобы на его труп глазели любопытные посетители музея. Хотя это вряд ли, конечно, но тем не менее в культурах, где перед погребением проводили мумификацию специально, можно считать, что воля покойника против того, чтобы его тело выставляли на всеобщее обозрение, зачастую в обнажённом виде — ясно выражена, в отличие от тех несчастных, кто закончил свою жизнь, утонув, например, в болоте.
Также не касается эта работа и тех наших умерших современников, чьи трупы выставляют в медицинских музеях или используют в учебных целях. Обычно это делается с согласия человека. Во время моего детства в 1970-е в советских газетах порой писали, что бедняки капиталистических стран за определённую плату давали прижизненное согласие на использование своего тела после смерти в анатомических целях. То есть при жизни продавали свой будущий труп. Порой такое согласие дают совершенно бесплатно фанатики науки или другие люди, готовые и после своей смерти послужить человечеству. Если в этой сфере и есть нарушения посмертной воли человека, например, труп которого выставили без его прижизненного согласия (или, в крайнем случае, без согласия его родственников) — то это относится скорее к уголовному праву. Это преступления, нарушения действующего законодательства — и они должны пресекаться в установленном порядке. Это совсем не то, что происходит с мумиями египтян и им подобных.
Не говорю я здесь и о мощах христианских святых. Их почитание имеет совсем другую природу, чем разглядывание трупов досужими посетителями музеев. По крайней мере святых почитают представители той культуры, к которой они принадлежали и эта преемственность не связана с унижением человеческого достоинства умершего; останки святых не выставляют в обнажённом виде; им поклоняются верующие, выказывая своё уважение — и в этом существенное отличие от того, что делают с мумиями в музеях.
А вот если представить фантастическую ситуацию, что в какой-нибудь стране победившего атеизма демонстрировали бы в музее мощи христианских святых в рамках борьбы с религией, тогда это было бы унижением достоинства людей, чьи тела выставили бы напоказ подобным образом.
Поклонение мощам высших иерархов и лиц, которые считаются просветлёнными практикуется и в буддизме. Здесь так же, как и в случае с христианскими святыми не нарушается посмертная воля человека, не унижается его достоинство.
Не унижается достоинство и в случае Н.И. Пирогова, а также В.И. Ленина, Мао Цзэдуна и других относительно современных деятелей, которые не оставили явно выраженного протеста против того, что их забальзамированные тела доступны для обозрения. Здесь также речь идёт скорее о почитании, чем об унижении достоинства. Но главное для темы данной работы — здесь нет нарушения права человека на достойное отношение к его телу после смерти.

Данная статья не столько об истории, сколько о современности, хотя и касается исторических тем. Это скорее юридическая статья — она о правах человека. Причём говорим мы здесь только об одном виде людей — о Homo sapiens, который и придумал для себя эти самые права человека. То есть кости питекантропов и австралопитеков — не являются темой данной работы.
Более того, здесь мы говорим только о тех людях, чью волю против демонстрации их останков в музеях можно чётко и ясно проследить.
Поэтому можно считать, что какой-нибудь египетский фараон, ясно выразил свою волю против того, чтобы быть посмертно выставленным в музее; а замёрзший более пяти тысяч лет назад в Альпах старший современник этого фараона, которого мы сейчас называем Этци — такое желание не высказал. Понятно, что и он на 99 процентов был бы против того, чтобы его тело красовалось в музее, но в отличие от случая с фараонами, доказать сие мы не можем.
Выставлять мумии в музеях начали ещё тогда, когда не были особо озабочены правами человека. Но сейчас всё изменилось, а привычка демонстрировать мумифицированные останки людей осталась. Она столь прочно укоренилась за эти годы, что мумиям предпочитают устраивать торжественные шествия по городам, воздавая им королевские почести или проводят с ними другие подобные шутовские процедуры вместо того, чтобы банально не нарушать посмертную волю людей с останками которых устраивают нелепые клоунады.
Чтобы не нарушать принципа историзма, можно сказать о том, что к человеку древности надо относиться по понятиям той эпохи, когда он жил. Что, однако не мешает и современным людям уважительно относится к тем, кто жил раньше на этой планете и не устраивать с их телами кощунственные действа, близкие к надругательству.

Когда почти четыре года назад в 2018 я набросал вчерне идею этой статьи, то заканчивалась она так: «Я не призываю убирать мумии из музеев, просто пишу о парадоксе египтян — они так тщательно стремились сохранить свои тела, что невольно стали добычей наших паноптикумов».
Сейчас я смотрю на этот вопрос несколько иначе. Что ни говори, труповыставление в музеях — не эстетично и не этично. Но главное, как уже говорилось выше — это юридически неправомерно, по крайней мере по отношению к представителям тех культур, чью волю о посмертной судьбе своего тела можно трактовать более-менее однозначно. Они являются представителями нашего вида Homo sapiens; они не были при жизни признаны недееспособными; а что касается их верований, которые нам кажутся ошибочными, так и у представителей современного человечества бывают совершенно различные взгляды на сущность бытия и мироздания — что для одних кажется нормальным, в глазах других может выглядеть наивным, нелепым, диким — и наоборот. Но мы же на этом основании не лишаем ни тех ни других юридических прав.
Разумеется, я не говорю, что мумии надо возвращать обратно в их гробницы. Нет конечно. Тем более, что во многих случаях это технически невозможно. Пусть лежат хотя бы в спецхранах музеев, где лишь учёные смогут изредка тревожить покойников, а не толпы людей глазеть на них. Тревожить в этом случае их будут нечасто и лишь ради пользы науки, иными словами — для блага всего человечества.

С. Аксёненко
Опубликовано: 14/05/22, 15:20 | Просмотров: 940 | Комментариев: 12
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

И это не самый животрепещущий вопрос современной "культуры"!
Владимир_Алексеев  (23/05/22 01:01)    


Я смотрю, что обсуждение возвышается до уровня этических и юридических абстракций biggrin
Внесу и свою малую лепту)
Цитата
мумифицированных древних египтян тоже никто намеренно не унижает. На них смотрят, но их не оплевывают, не совершают над их телами каких-то надругательств.

Есть вопрос, может кто более сведущий, чем я найдёт ответ.
В случае с мумифицированным телом Ильича доступ к нему свободен, а в музеях обычно (поправьте, если я ошибаюсь) желающих обилечивают. Другими словами за просмотр мумии берутся деньги. Не происходит ли в данном случае вовлечения тела, без согласия (как уже об этом упоминали иные комментаторы) в коммерческую деятельность, некое унижающее бывшего владельца тела проституирование? sad
never  (19/05/22 19:51)    


Если уж вопрос поставлен таким образом, то в музеях обычно выставляются не только мумии, но и всякие другие артефакты. Можно заявить, что деньги взимаются за осмотр последних, чтобы избегнуть обвинения в вовлечении древних египтян в проституцию (как-то оно дико звучит dry ).
Джон_Маверик  (19/05/22 21:01)    


Сенкс, Джон (можно я буду так обращаться - демократично, т.с.) хочу обратить внимание на формулировку, а именно - проституирование. Не проституция, нет - там необходимо полноценное, активное участие субъекта, а мумия, как ни крути, не сумеет сыграть подобную роль. В принципе, в этом смысле, она является неким фетишем-артефактом, но в отличие от прочих музейных фетишей - парадоксальным. Т.е., ранее она была носителем духа жителя (гр-на) Египта (Древнего, разумеется - фараонского), таким образом выделяясь среди прочих.
А вот проституирование - продажность (т.е., бизнес, как таковой).
И вы абсолютно правы углубляя вопрос, рассматривая его в таком ракурсе.
Тут ведь не только проституирование на частной собственности индивида, но и приравнивание его к некоей мёртвой вещи.
Не находите, что дело обстоит ещё более серьёзным образом? angry
never  (19/05/22 22:47)    


Там, где само собой разумеются похороны, нет никакой обязанности выражать протест против иного. Напротив, только об ином использовании тела и должно быть завещание. Это как презумпция невиновности. Поэтому все эти мавзолеи, если они устроены без согласия или, хотя бы, - обычаев, есть нарушение прав покойного. Ибо покойнику полагается покой. Я так думаю.
Hellin  (18/05/22 16:44)    


Цитата
Не унижается достоинство и в случае Н.И. Пирогова, а также В.И. Ленина, Мао Цзэдуна и других относительно современных деятелей, которые не оставили явно выраженного протеста против того, что их забальзамированные тела доступны для обозрения. Здесь также речь идёт скорее о почитании, чем об унижении достоинства.


Отсутствие явно выраженного протеста еще не предполагает согласия. И, кстати, мумифицированных древних египтян тоже никто намеренно не унижает. На них смотрят, но их не оплевывают, не совершают над их телами каких-то надругательств. Несколько расплывчатые моральные критерии в данной статье.
Джон_Маверик  (18/05/22 13:24)    


Поддерживаю Хелен, - да. Кощунство и глумление - всё то, что вопреки воле покойного. Заигрывание с миром мёртвых до добра не доводит. Это сатанизм и мерзость. Всё что связано с останками, за исключением мед и научных целей.

У нас, на улице названной в честь французского бунтовщика копали большую яму под фундамент ДК имени Чкалова
Георгий_Волжанин  (21/05/22 12:45)    


Тревожили захоронения 17-18 веков, которые были срыты при тех или иных обстоятельствах, в части памятников и всего наземного. Мы, мальчишками, бегали смотреть. Благо было рядом. Сладостно-страшно-отвратительное действо: ковш экскаватора вытаскивает кости и прочая и сваливает рядом. Три брата погодки рылись и, якобы, находили какие-то сувениры. Они были завсегдатаи. Мой приятель вытащил череп, притащил домой под пальто. Его мать-доктор выварила, продезинфицировала и остался этот жалкий останок, мёртвая голова, в качестве сувенира у моего приятеля. Где Вы, дружки-приятели? Из троих братьев остался лишь младший, двое погибли от болезни, несчастного случая. Мой друг для меня пропал, с семьёй у него не вышло. С Родиной, как полагаю, тоже самое. Мне бабушка категорически не разрешала и, когда всё вышеуказанное имело место быть, мне было ужасно и пакостно и больно. А што потом? На войне мой друг забрал у убитого 100 рублей. Мародёрство? Никак нет, ему они были нужны на продукты. Там же мои друзья не любили фоткаться в форме, с оружием, чурались представления к наградам. Платитли им - боевые и то ладно. Они ощущали как там всё зыбко и не желалось нарушать равновесие, над пропастью.

Да! А что ДК имени Чкалова? Не поверите, он болен, смертельно болен, на костях стоя изболел. Сейчас он наполовину закрыт так как разваливается, и это большой современный ДК с залом не менее чем на 300 человек, не скажу точнее
Георгий_Волжанин  (21/05/22 12:57)    


А на первом едва живом этаже большого здания ДК с растресаанвм исписанным графити и мхом пополам с плесенью фасаде, там поселились мошенники риэлтиры и ещё какие-то финансовые пропагандисты-экстремисты. Платформа-площадка 90 на 120 м. примерно, просела, заросла какой-то невыводимой зелёнкой... Грустно и больно. Ключицы, рёбра, тазовые кости и верхние и нижние кости ног, стоя, наблюдая я понимал анатомию. Ненавижу похороны и ритуалы захоронения, будучи в Москве, один из немногих, не ходил а Мавзолей, избегаю мира мёртвых и, надеюсь, он будет и далее пренебрегать мной. Упокой Тот Кто Есть ушедших и да простит нам наши греховные поступки и отсутствие таковых/непротивление злу. Храни нас ТотКтоЕсть..
Георгий_Волжанин  (21/05/22 13:21)    


Достойное повествование, Георгий.
Небезынтерсное.
Но не кажется ли вам, что контакты с миром ушедших не сатанистичны, но являются попыткой имманентной рефлексии, желанием угадать уготованное?
never  (21/05/22 19:11)    


Кажется, в некоторых случаях, но я предпочитаю небесные контакты и, надеюсь, они не всегда одно односторонние... Верю
Георгий_Волжанин  (22/05/22 06:04)    


Лужи могут великолепно отражать небо, мы, если вдруг поглядимся в лужу, можем увидеть бездну (если наблюдать свой пламенный в этом творении природы).
Так контакты с небом оборачиваются в общение с собой самим, не находите?
never  (23/05/22 00:04)