Это не "самостоятельная" статья, а статья, возникшая из рецензии на диспут:
Ещё немного на тему ценности "техники" в творчестве (Эризн).
Поэтому желательно вначале прочитать диспут-вдохновитель (внимательно прочитать).
Практически всё оставляю без изменений (пару опечаток исправил).
здравствуйте:)
интересная тема, но сложная....
попробую поделиться своими мыслями... они довольно "старые", хотя на "бумагу" так и не соизволили сложиться - то ли времени не было, то ли желания...
опять-таки повторю (и не устаю это повторять), что это моё личное субъективное мнение, не претендующее на роль абсолютной истины:)
Итак... Мне кажется, что по этой теме существует слишком много утрирований (приведений к крайностям) и слишком много выводов-следствий в синдроме "мамапапы" (так я называю умозаключения в стиле "- А кто тебе больше понравился - моя мама или папа? - Ну... Папа. - Так тебе моя мама не нравится?! Ах, ты, гад!..")
Есть автор, его стихотворение, в которое он что-то "вложил"... по крайней мере, потратил время на его сочинение-написание-записывание... опубликовал, выложил на видное место, ждёт мнений (или не ждёт)... да ещё и в конкурсе может поучаствовать (что уже совершенно иная история)...
И есть читатель, который опять-таки тратит своё время на прочтение и может высказать своё мнение (а может и не высказать)...
Сразу же подчёркнём, что читатели (как и критики) бывают разными. И всех под одну гребёнку уравнивать не надо. Поэтому мы говорим о гипотетическом читателе - одном, а не всех.
И дальше начинаются варианты:
1. "И скучно, и грустно, и нечего даже сказать" "Ну, прочитал... Ну, скучно... Образы избитые, в теме-идее ничего оригинального, т.е. похоже на тысячи стихов, которые уже читал... Рифмы затёртые, концовка предсказуема... Но чувства есть, да... И есть их можно, и пить... Да не хочется... Скучно..." Это мнение одного гипотетического читателя. Он может и оставить его при себе (что чаще всего и бывает), а может высказать вслух. Ну а если это конкурс, а читатель - уже не просто читатель, а "мирнообязанный" обосновать свои оценки... Хорошо, высказал. Или в целом, или детально прошёлся - где и что было наиболее "скучным" (подчёркиваю: для него).
Теперь вопрос-ответ:
Он имеет право на такое мнение? Да.
Должен ли он врать автору в стиле
"Ну... душевно так, с чуйствами написано... да... но как-то не цепляет... похоже на многие, понимаете..."? Нет. Хотя может.
Имеет ли автор право не согласиться с таким мнением? Да.
Может ли автор извлечь пользу из критики? Да. Если захочет. И если сможет. И практически из любой критики, кроме агрессивно-ультимативной и не-про-стихной (в стиле "Автор выпей йаду! Ты дурак!")
Занимается ли автор извлечением пользы? К сожалению, чаще всего нет (напоминаю: моё личное мнение). Но, к счастью, всё же редко бывает. И это классно. Чаще всего это зависит ещё и от стиля критики. Если критик не нашёл "подхода к автору" (я считаю, что в любой хорошей критике должен быть элемент психологии и индивидуальный подход), то... маловероятно, что автор займётся полезным делом.
Чем же занимается автор? Чаще всего молчит, как партизан, но думает... И делает выводы-следствия.
Итак, дошли до выводов-следствий. Я встречал подобное мнение уже тысячи раз. Авторы начинают говорить:
"Да что ж это, мне надо специально оригинальничать? извращаться со словами? подгонять слова... и своих баранов смысла на пастбище читательского интереса (а хорошо сказал, да?:))
Только чтобы кому-то не было "скучно" читать мои строки, в которые я пытался вложить свою душу, чувства, мысли, смысл (нужное подчеркнуть)..." Стоп. Это уже ВАШ вывод, дорогой автор. Никто Вам не говорил, что Вы должны или не должны. Никто Вам не давал рецептов - КАК надо писать.
Можно представить, что какой-то критик говорит автору:
"Понимаете, батенька, да плюньте Вы на эти чувства, душу итд. Стихи надо конструировать, добавить того и этого, пооригинальней, посвежее. Упаси Вас Господи от глагольных рифм! Нет, только оригинальные рифмы, этакие, с вывертом... И метафор побольше, метафор! Чтобы в них можно было купаться, как Скрудж МакДак в золоте... Вот только тогда Вы занимаетесь ПОЭЗИЕЙ, а не рифмоплётством..." Нет, ребята, это бред. Так получится "пает".
Ни один нормальный критик такого не скажет (и даже не подумает). А вот слова такие ВЛОЖИТЬ в уста критика могут авторы. И частенько (на мой взгляд) это делают. Что поделать... "мамапапа" следствие.
Ну, хорошо, оставим пока этот случай. И перейдём ко второй крайности.
2. "Мёртвые души, или горой нашего времени" "Бывает, читаешь стихотворение... И кажется, оно "мёртвым". Да, есть красивые рифмы, интересные образы, вроде бы даже какие-то идеи прослеживаются. Но в целом - смысл не совсем понятен. И мыслей, переживаний, ассоциаций у меня, читателя, не вызывает. Иными словами - "не цепляет". Оригинальность и ничего кроме неё..." Тут я вынужден повторить: читатели бывают разными. Бывает так, что читатель туп. Ну просто не понимает ТАКИХ стихов (я уже не говорю про "серую массу", которая любое отступление от "зайка моя - я твой зайчик" будет считать выпендрёжем. Нет, не будем про "серую массу"). Просто читатель со своим багажом знаний-ассоциаций-метафоричности не стыкуется со "сложным текстом".
Но бывает так, что и автор "перемудрил", "переоригинальничал".
Другой вопрос - сделал ли он это намеренно или "он так мыслит". Это недоказуемо. Поэтому и вдаваться в такие области - не советую. Может, действительно, он так мыслит... Авторы тоже бывают разными.
А также не стоит вдаваться в области навроде "читатель на захотел понять", "читатель невнимательно прочёл" и т.п. Потому что и это недоказуемо.
Опять вопрос-ответ:
Имеет ли читатель право на такое мнение? Да. Вполне. Стихотворение опубликовано. Он прочитал. Не понял. Сказал.
Так кто прав - читатель или автор? Вопрос некорректен. И не имеет ответа. Потому что каждый прав со своей точки зрения. А истина, как обычно, лежит посередине. И не принадлежит никому.
И вот здесь тоже часто возникают всякие выводы-следствия. Помнится, лет 15 назад я спорил (ну, условно спорил, спорить я не люблю) с одним автором, который с пеной у рта доказывал мне, что есть так называемые "массовая поэзия" и "элитарная поэзия" (то бишь не-для-всех-ная). И что каждое стихотворение должно найти того читателя, для которого оно предназначено. А отрицательные мнения можно просто отбрасывать с выдохом "Ки-йа!.. А это не для вас!.. Уйдите по-хорошему, пока я не надел свой чёрный пояс... на халат... Нахал!.. В ад!.."
Ну с моей точки зрения, все эти мысли про "элитарность" и "массовость" - лишь оправдания. Попсу, уж извините, поэзией я не считаю. Совсем.
Ну что ж, вот две крайности с множеством выводом-следствий. И что делать? "Куды бечь?"
3. "Куды бечь, или А был ли мальчик?" Мальчик? Какое ещё мальчик? А-а-а.. мальчик-смысл. Нет, не было мальчика.
Всегда была девочка. И зовут её Гармония. Гармония между формой и содержанием, "техникой" и чувствами... читателем и автором.
Можно сколько угодно "ломать копья" по этой или подобным темам. Но дальше ответа "Гармония" вы не уйдёте, уверяю. И никаких "рецептов" никто никому не даст, кроме самых банальных в стиле "Развивайтесь. Как личность и как поэт. Ищите. И обрящите. Может быть"
И совершенно другие вопросы - Как этой девочки достичь? И почему это, блин, так сложно?
А никто и не говорил, что будет легко:)
Что там я слышу... всего 33 буквы и так мало словесных "комбинаций", которые ни один... нехороший человек, редиска, не использовал?.. Ну, значит, скоро вымрем как динозавры:) От кота с клизмой:)
Это шутка, если кто не понял... вдруг:)
Ну, не хочется заканчивать на такой траурной ноте "ля"... Чуть-чуть ещё... Хотя и длинно получилось уже...
Немножко ответов на вопросы диспута Эризн;)
"Мне представился страшный мир, в котором поэты пишут для критиков..." Пишут для читателей (большей частью... иногда - для себя). Но некоторые читатели, по долгу ли или по собственному желанию, оказываются критиками. И критики тоже бывают разными:)
Про стихи как "технологию" я описал в пункте 2 выше:)
"Разве в этом вообще ценность стихов как таковых? Разве можно её мерить количеством удачных эпитетов и неизбитых метафор? Разве то, что написано на вечные темы - это уже не стихи?" И в этом тоже есть своя ценность. Но не только в этом. А про мерить...
Здесь я сделаю маленькое отступление в сторону критики. Понимаете, иногда (да что там иногда, часто) критик не может набраться смелости и сказать:
"Дорогой, автор, на мой взгляд, это стихотворение вторично, банально, не принесло/не открыло мне ничего нового. Резонанса с моей душой не было, поскольку таких стихотворений я уже читал тысячи... если не больше... Я читал, внимательно читал, но ничего не почувствовал, кроме раздражения на ещё одну попытку "перепева" старого без нового..." Критик не решается это сказать, поскольку вполне себе представляет, что автор его просто не поймёт, автор скажет в ответ: "Это почемуй-то здесь нет ничего оригинального?.. А моя душа?.."
(Или автор будет говорить об отсутствии конкретики и "вкусовщине")
И критик переходит к "детализации", опуская все эти слова... Начинаются разговоры о "банальных рифмах", "неподходящих эпитетах", "избитых метафорах"...
Нет, критик не врёт автору, ведь это тоже правда. Просто это считается "конкретикой", а вот слова про "вторично" - уже не конкретика, а впечатление.
Однако автор часто из "конкретики" строит "впечатление", а затем "мамапапа" вывод-следствие... Обычный процесс. К счастью, такое не всегда, не везде и не со всеми.
А вот про "вечные темы" - вопрос сложный... и ещё на одно эссе тянет:)
"Да, когда-то я тоже думала, что стихи пишутся, чтобы блеснуть красотой словца, богатым лексиконом, умением держать ритм и найти рифму к любому слову. Но, чёрт побери, это было заблуждение моей зелёной юности, которое я давно переросла!.. Странно:) У тебя (это я говорю Эризн) как-то процесс наоборот пошёл;) Обычно на первом уровне - "пишу душой", на втором - "а как можно ещё?.." и только на... восьмом:)
то, что кто-то сказал (кажется, Лёша Абашин): "Когда вы пишете, зная теорию, НО не помня о ней, просто оно само получается, как надо..."
"А это критики, в возрасте, с опытом, которые на полном серьёзе разбирают стихи на элементы и радуются чему-нибудь "позаковыристее"! Свежие образы... Так и видишь: "свежие овощи" Ну просто это "конкретика", о которой можно сказать. А о впечатлении говорить гораздо сложнее, труднее в слова перевести.
Как у Вишневского было (кажется): "Опыт не приходит с возрастом. Иногда возраст приходит один...":)
"Мне кажется, ценность стихов определяется той реакцией, которую они вызвали у кого-либо. Если критик, пробежав глазами стих, отметил плюсики у себя в голове или на бумажке - это минимальная реакция, и она совершенно ничего не значит. Если хоть пара строчек запомнилась прочитавшему настолько, что он про себя или вслух её повторил, прочёл или переслал другому - это уже куда больше. Если хоть один человек улыбнулся, загрустил, заплакал, вздохнул с облегчением, уверился в своей правоте, посочувствовал лирическому герою или порадовался за него - это гораздо больше. Если человек по-другому осознал окружающий мир, почувствовал, что он не одинок, поверил во что-то, сделал что-то ему не свойственное, решил какой-то внутренний конфликт, вдохновился и создал что-то своё - это высшая степень реакции, самое большое, на что может рассчитывать (хотя вряд ли когда-то рассчитывает) автор. Да, автор вообще ни на что не рассчитывает, если он действительно творит - ни на оценки, ни на отклики, ни на понимание даже. Если это действительно искусство, а не ремесло." Ой, здесь много... Любая реакция что-то значит, даже "плюсики":) Но вряд ли ЛИШЬ реакция или совокупность различных реакций определяет "ценность". Само понятие "ценность стихов" довольно эфемерное, на мой взгляд. Ценность для кого? Для автора? (возможно) Для какого-то конкретного читателя? (бывает) Для всех читателей? (невозможно) Для вечности? (недоказуемо)
Честно скажу, я очень не люблю понятие "нетленка", я считаю его "фальшивым изначально".
Да, реакция важна. И это очень приятно, когда цитируют, сочувствуют, заучивают, вдохновляются. Очень приятно.
А вот с тем, что "автор вообще ни на что не рассчитывает, если он действительно творит" не соглашусь. Большинство всё же рассчитывают. Хотя бы на понимание. И поэзия не становится "ниже" от этого (ремеслом, а не искусством).
Да, есть такие авторы, которые не "рассчитывают", которым просто "всё равно". Они как бы пишут не для читателей или кого-то конкретно, а
для самого себя (высших сил, Бога - как вариант... самогипноза или в качестве релаксации - ещё вариант... просто потому что делать нечего и скучно - ещё один), но дифференцировать по такому признаку на "этот вот творит", а "эти ремеслиничают" - ошибка (на мой взгляд). Следствия от мотивов, по которым человек занимается каким-либо делом, ещё не означают истину. Это в стиле "он жертвует деньги на благотворительность, значит, он - хороший человек и никогда никого не обижал..." А если он просто "отмывает грязные деньги" или таким образом уходит от налогов?.. А если он просто создаёт себе "внешний имидж", а на самом деле он - мафиози?.. А если... да мало ли что там может быть за этим...:)
"И я буду не я, если не упомяну в очередной раз, что за одно из самых "технически" неудачных моих стихотворений, в котором, собственно, не было ничего, кроме искреннего желания поддержать друга, я получила прямо и косвенно сотни "спасибо"..." Даже любопытно стало... почитать бы;)
ну вот такие мысли:)
радости всем:)
Лис
1. "Критикую только если попросят".
А если не попросят, то что? Хочу, но молчу? Так, прям, и свербит во рту, но я стерплю, и не скажу ни слова! По-моему, это смешно.
2. "Критикую только тех, кого знаю ".
Это из серии - учу жить только соседей. Они привыкли и не бьют в ответ.
3. "Кого ни попадя не критикую, ибо, не хочу тратить своё время, силы и талант ".
Оюшки, как я себя ценю и уважаю!)))
Если я читаю стих и вижу откровенные ляпы, значит, иду и смотрю, что за автор написал этот шедевр. И когда вижу, что дама (или не дама) на страничке разместила список своих сборников и восторженные о них отзывы, а также не поленилась и подсчитала количество опусов.., то понимаю, что критика ей сто лет как не нужна. У неё уже полно критиков из пункта 2, тех самых, кто учит жить соседей.
Но если автор действительно - автор, а это всегда видно из его творчества, из его диалогов под стихами, то я напишу свою критику. Могу ошибиться? Безусловно. Могу неверно истолковать стих? Проще простого. Но идти мимо со словами: "Меня не просили..." Не дождётесь.)) Есть очень хорошие авторы, которые хорошими стали, а не родились. И первые, вторые, третьи и т.д. их стихи были такими.., такими.., как у меня.)) А теперь отличные стихи пишут. Читаешь, и душа поёт. А ведь все могли просто ходить мимо и соблюдать свои принципы.
Критика нужна. Если вам есть, что сказать, говорите, а не играйте в старые обиды.
А если нечего сказать, то тогда, да, ждите, когда попросят, ищите "своих" и т.д.
Нет единого рецепта общения ни для критиков, ни для авторов. Не было и не будет. И это нормально.
Когда я привожу ребёнка к окулисту, а тот говорит, что у моего чада косоглазие, но это излечимо хирургическим путём, что я тогда делаю? Если не доверяю этому врачу, веду дитя к другому. Если доверяю - соглашаюсь на операцию.
А если начинаю нести ахинею, типа: - Это не косоглазие, а расширенный кругозор, у меня все дети такие, мне и так нравится, пусть косой, зато такой живенький... Кто я после этого? Правильно! Плохая, ленивая, безответственная мать. Но всё-таки мать, и моё слово самое весомое.
Роптать на критику - странно, и смахивает на завышенную самооценку . Переделывать стих под каждого критикующего - глупо, и очень похоже на заниженную самооценку. Всегда есть золотая середина. И к ней надо стремиться. А это значит что? Правильно! Работа над собой и совершенствование своего творчества. Но это на тот случай, если вы хотите быть профессионалом на этом поприще. А если любительского уровня вам достаточно, то зачем вообще с критикой заморачиваться?))
Часто возвращаюсь к этой статье...
Многое уже было сказано на эту тему, что-то ещё скажется...
Без техники - никуда, всё субъективно, и только Гармония правила и будет править поэтическим балом.
прошу прощения, что не принимаю участия в дискуссии и никому не отвечаю....
Поэтому стараюсь критиковать более-менее знакомых авторов, чью реакцию примерно представляю, или же тех, по чьим стихам интуитивно ощущаю, что они со мной "на одной волне".
Ну согласитесь, что, например, Вы и я - мы пишем очень по-разному, но, тем не менее, можем быть друг другу полезны как критики.
(Вспоминаю "Гадкого археоптерикса"...:))))
Сергей, воистину
Насчёт высокомерной подачи сложно не согласиться, но творчество - любое - точно так же проводит "естественный отбор", как и природа - выживают зрелые особи: интеллектуально, эмоционально, духовно.
Вот Пушкин, например. "Я вас любил: любовь еще, быть может..." Сразу видно - чёрствый сухарь писал. Без души. Поскоку ритм и рифма есть. )))
И маленький совет, если позволите. Почитайте хороших (только действительно хороших) авторов. И Вы сами увидите, как здорово получается у них - и рифмы, и образы, и не просто основы стихосложения, а искусство стихосложения, и такая гармония с эмоциональным содержанием...
И одна цитата:
"Вы говорите, что стихи нам диктуются сверху. Как можно править божественное?
Попробуйте. Со временем вы заметите, что диктовать вам стали гораздо грамотнее"
(Алексей Абашин)
я много чего изучил, но порой приходится буквально проиграть внутри себя целую картину со всеми эмоциями, чтобы найти ОДНО нужное слово) я не знаю, душа это или не душа - но одних словарей часто не хватает)) хотя ими тоже пользуюсь))
Это все равно что сказать - поэт может написать или гениально, или в рифму)) Или талантливо, или грамотно))) и так далее...
И что такое высокомерная подача советов, мне тоже не очень понятно)) Поскольку в интернете не всегда получается правильно считать тон собеседника, все это настолько субъективно... Кому-то покажется высокомерной рецензия, где критик не извинится 10 раз за свое мнение и просто честно напишет о своих мыслях во время прочтения...
В. Леви "Искусство быть другим" - очень рекомендую))
Надо, Алекс, надо... ))))
Что касается:" Т.е, если автор пишет классно - и слог, и тема, и образы на уровне, но не соотносится с Вашей системой поэтических ценностей, то учиться у него нечему?" я имела в виду разную "нишу", в которой себя ощущает автор.Почему, если автор пишет классической формой о природе или о любви, это плохо и скучно, даже если талантливо, а вот если пишет о том, как хреново жить на этом свете авангардно и заковыристо - это же новое слово в поэзии! Вообще я думаю, судить надо чисто по техническим критериям - точность и новизна рифм, ритмический рисунок, музыкальность и звукопись, визуальная образность, отсутствие логических ляпов". А если тебя конкретно не цепляет сама тема или способ передачи, это не даёт право судить по принципу "туфта" "одно и то же", "скукота" и пр. Я, например, не воспринимаю верлибры за редким исключением, ну так ми признаюсь честно - судить не могу, не воспринимаю. Но я не рублю сразу - дрянь, графоманство. Ну как-то так
Могу даже сказать, почему не рекомендуют активно пользоваться ужами, лишаями и каками. Во-первых, не очень умелые авторы их часто используют как втычки ради выравнивая размера. Что касается "как", используя его можно получить крайне неприятные созвучия с соседними словами.
Видите, никакой мистики, никаких необоснованных запретов.
В любом случае всё зависит от Вас - конкретного человека, от Вашего мировоззрения, ну и много ещё от чего (см. комментарий выше). Здесь достаточно авторов, которые пришли "сырыми" - и я в т.ч. - которых "топтали злобные критеги", но все выжили, явно улучшили свои поэтические качества и продолжают расти, писать, участвовать, общаться. Но это только личностное, и никто со стороны не даст Вам всего, что Вы хотели бы в поэзии. Решает сам автор - и никто больше.
К чему так долго? Да про критиков.
Мне пришёл такой отлуп с многоуважаемой газеты, что я — махровая максималистка, на несколько десятилетий вообще, кроме рекламных слоганов, ничего рифмованного не читала.
Интерес к поэзии пробудил Бродский. Но, опять отвлеклась.
Так вот, если бы в мои зелёные тринадцать лет, клерк из Литературки ответил, чуть более мягко, может на сегодня Ирина Владимировна, свет Суворова была бы маститым многочленом и прочее, прочее, а не копошилась бы в азах на уровне пятого подмастерья.)
Резюме.
Помятуя свой печальный опыт, если мне стих не нравится — пройду молча.
Я пару раз на стихире критикнула, со мной общаться перестали))
Я на стихире, почитав многие реакции на критику, не стал дразнить гусей, но проведя несколько экспериментов, понял, чего именно хочет большинство - рейтинг. Мне стало скучно и я ушёл.
Никаких хренорейтингов от цифры рецензий. Победил – получи морковку, продул – ходи ослик голодным)
Я мечтала стать журналистом, причём, обязательно, международником)
Честно пошла сдавать экзамены в Ростовский университет. У меня даже были какие-то публикации в местной газете про рыбоков. На третьем туре творческого конкурса срезалась на фельетоне, я к тому времени уже несколько лет работала в суде секретарем. Комиссия сказала, что в силу моей работы, у меня сухой, канцелярский язык. Я обиделась и поступила на юрфак. Предала мечту, получается.
Цитата
А я ни слова про объективность не говорила :))) Я рассказала, как у меня читается, вот и всё :))))
Объективность - это когда об ошибках. Даже инверсии и ритм каждый воспринимает субъективно. А уж образы - чистая вкусовщина. Другое дело, что существуют разные группы людей, и внутри этих групп вкусы примерно совпадают. Бывают ситуации, когда группа для восприятия какого-то стиха настолько большая, что стих считается гениальным :))) Это не зависит от его качества, кстати.
Вот с этим стихом я попала в другую группу, поэтому он твой, но не мой :)))
А стих Пупкина, например, - мой, но не твой.
А София пишет гениальные произведения, но меня от них выворачивает наизнанку от отвращения, не мои.
До меня это всё не так давно дошло :)))) Я не тяну никого в своё понимание. Просто реально чувствую, что любое мнение, затрагивающее больше, чем орфография и пунктуация - имхо.
Даже стилистику не упоминаю, видишь? :))))
И получается, что автору достаточно прочитать мнение читателя, но ни в коем случае не является обязательным что-то править. И все разговоры о графомани - в пользу бедных :))))
Но! Если читатели будут молчать, будет неинтересно. А если при каждом высказывании своего частного мнения мне придётся писать предварительно такую простыню - я застрелюсь и замолчу навек, о чём, может, кто и мечтает (это я не о тебе и даже не о тут), но не дождутся :))))