граф де Бомжеватый
Искусство Среднего Востока сегодня мало известно широкой публике. Мы сегодня начнем серию поездок по странам Средней Азии- Среднего Востока. Крупный архитектурный ансамбль Султан-Саодат высится на территории, где разросся послемонгольский, ныне узбекский Термез. Быть может, новый город был заложен здесь потому, что водном месте с ним находилась чтимая мусульманская святыня.
Рис.1. - Общий вид мечети
Во второй половине IX века эти земельные угодья принадлежали влиятельной семье сейида Хасан ал-Эмира. Сейиды - прямые потомки пророка Мухаммеда всегда занимали высокое положение в мусульманской духовной иерархии. В XII веке ими была построена серия культовых зданий, которые представляют собой оригинальный и целостный ансамбль.
Рис.2.- Генеральный план ансамбля Султан-Саодат. 1,2 — мавзолеи X—XI вв.; 3,4 — мавзолеи XV в.; 5 — мавзолеи XV—XVI вв.; 6 — мавзолей XVII в.; 7 — айван X—XI вв.; 8 — мавзолей XVI—XVII вв.; 9 — айван XVI—XVII вв.; 10—мавзолей XVI—XVII вв.; 11, 12—суфы XVI—XVII вв.; 13, 14 — мавзолеи XVII—XVIII вв.; 15,17 — мавзолеи XVI в.; 16 — портальное помещение XVI в.; 18,20 — мавзолеи XVI —XVII вв.; 19 — портальное помещение XVI—XVII вв.
Его первоначальное ядро составляет юго-западная часть. Она включает два мавзолея (оба густо заполнены древними могилами), которые соединяет глубокий свод. Исследователи предполагали, что все эти постройки разновременны, считая наиболее древним больший мавзолей, датировку которого относили к XI веку, следующим по времени — второй мавзолей, а появление свода относили лишь к XV веку. Однако недавние археологические вскрытия полов и фундаментов показали, что все три элемента композиции одновременны, это подтверждают и полное единство их строительных материалов — одноразмерного жженого кирпича, уложенного на глиняном растворе, — а также перевязка стен и фундаментных кладок.
Интерьеры обоих мавзолеев квадратные: площадь первого равна 10 X 10 метров и второго — 9 X 9 метров, но внешние габариты их несколько отличны. Объясняется это тем, что за торцовой стеной малого мавзолея встроена узкая кирпичная лестница. Однако разработка их главных фасадов идентична: цоколь, над ним — три арочные ниши в П-образных обрамлениях, с арками, основанными на трехчетвертных колонках, и парапет вверху.
Портал центрального свода, объединяющего мавзолеи, возвышался над верхней линией их парапетов, за которыми вздымались уступчатые скуфьи стрельчатых куполов обеих усыпальниц. Глубокое пространство под сводом служило поминальной мечетью. При расчистке фундамента его торцовой стены было выяснено, что в ее центре была оставлена при строительстве ниша, в которую, возможно, был вставлен резной деревянный михраб.
В этих первоначальных сооружениях ансамбля — снаружи и м интерьерах — господствует теплая, розоватая фактура жженого кирпича. На главных фасадах внизу стен кирпич положен «в разбежку» швов, а выше — парами, с широкими вертикальными швами; в межарочных пролетах и на парапете использована кладка «в елку»; в архивольтах арок — чередование прорезанных по торцу кирпичей; в тимпанах арок — чередование спаренных кирпичей и вертикальных полукирпичиков. И оформление верха и основания трехчетвертных колонок введены пояски фигурных резных кирпичиков. Все остальные ряды имеют гладкую фактуру: в нижней трети кирпич уложен простой кладкой, выше — парами.
Рис.3-4. - Фрагменты кладки
Интерьер первого мавзолея, где покоится сам Хасан ал-Эмир, оформлен параднее второго. Стены его над цоколем рас членены тремя арочными нишами, арки которых, как ладони, покоятся на трехчетвертных колонках. Выше следует ряд арочных ниш (на осях сторон) и арочных парусов (на диагоналях). Купол заострен к вершине; переход к нему смягчен арочками и небольшими трехступенчатыми парусами.
рис.5.- Вид на купол первого мавзолея.
Оформление интерьера второго мавзолея проще, его стены гладкие. Восьмигранник парусов, выведенных «в елочку» же, как в первом мавзолее, но переход к куполу осуществлен при помощи трехлопастных парусов. Первоначальное же оформление свода мечети неизвестно, так как он подвергался ремонтам и перекладывался. Таким образом, в своей исходной архитектурной композиции фамильная усыпальница термезских сейидов предстает как пара мавзолеев, взаимосвязанных открытым в сторону двора портально-сводчатым айваном. Эта композиция послужила типологической схемой Для последующих сооружений ансамбля Султан-Саодат.
Портал мечети являлся не только парадным входом, откуда попадали в мавзолей (один из них имел проем и со стороны главного фасада), но как бы монументальным, издалека зримым михрабом, ориентируя взоры мусульман на Мекку. Уже в XIV веке главный фасад портала подвергается существенным видоизменениям: часть ранних кладок обрубается и взамен наносятся новые облицовки из шлифованного кирпича на белом ганчевом растворе со вставками резных кирпичиков,покрытых голубой поливой. В начале XV века (видимо, при Халил-Султане) и это показалось недостаточным. Портал значительно наращивается по высоте, над сводом выводится сквозная аркатура — ревак, поверх декора XIV века наносятся на толстом ганчевом намете яркие облицовки из многоцветных шестигранных майоликовых плиток (на синем фоне стилизованно-растительные мотивы).
Во второй половине XV века появляются первые пристройки: два новых мавзолея вплотную примыкают к фасадам двух первоначальных усыпальниц — они обращены друг к другу порталами. Композиция всего ансамбля, таким образом, видоизменяется и уже строится как бы на двух взаимно перпендикулярных осях. Декора ни в этих, ни во всех последующих сооружениях нет.
Очередное добавление к ансамблю было сделано в XVI веке - несколько в стороне возводится обширная трехкомнатная пристройка с небольшим айваном в центре: идея ранних мавзолеев, взаимосвязанных сводчатой мечетью, повторена здесь в упрощенном варианте. Характерны сохранившиеся в одном из помещений ганчевые сетчатые паруса.
В возведенной с северной стороны еще более поздней постройке этот композиционный тип приобретает изощренный характер. В плане портал, объединяющий два помещения, раскинут по абрису части восьмигранника, на его боковых стенах устроены глубокие полувосьмигранные ниши. Характерная дня конца XVI—XVII веков вычурность присуща и разработке объемно-пространственных форм этого сооружения: глубокие семигранные ниши, два яруса декоративных нишек, ганчевые паруса, лепные сталактиты и прочее.
Весь ансамбль с восточной стороны замыкался портальным входом, не сохранившимся до наших дней.
В своей окончательной композиции Султан-Саодат воспринимается как ансамбль зданий, группирующихся по периметру длинного узкого двора, с главной святыней, подчеркнувшей стройным порталом и массивными куполами в глубине.