Многие, заходя на литпортал, начинают с того, что знакомятся с вновь опубликованными, избранными и рецензируемыми произведениями. Так поступаю и я. Иногда читая исходник, на который оставлен восторженный отзыв, просто остолбеневаешь от несоответствия содержания рецензии качеству произведения. Анализируя данное «явление», пришла к выводу, что некоторые авторы-читатели, впервые попадая на литсайт, явно подвержены "детской болезни левизны".
В данном случае "левизна" - от слова "левая", в смысле - некондиционная, бракованная, некачественная.
Назовём её «литературной левизнофилией». Сама переболела – знаю, о чём говорю.
Чтобы было понятно, кто попадает в «группу риска», я условно поделила новичков («детей») на две группы.
Первая группа - те, кто опубликовал свои произведения, но не участвует в жизни сайта, не читает других авторов, не «висит» постоянно онлайн. Возможно, выжидают, робеют, незалогиненно присматриваются… Короче - не делают лишних виртодвижений. Не склонна подозревать их в какой-то изощрённой тактике и стратегии. Вполне допускаю, что среди них могут быть и те, кто просто безразличен к судьбе собственных публикаций или использует сайт, как хранилище.
Данных по этой группе нет, предположительно – болезнь протекает латентно.
Вторая группа. Для этой категории «детей» характерно яркое проявление всех симптомов левизнофилии, хотя случается, что и «взрослые» авторы ею страдают. Правда, зачастую по другим причинам (например, формирование фан-клуба или максимизация рейтинга)
Итак, что представляет собой эта болезнь?
Левизнофилия – симптомокомплекс неадекватного восприятия качества литературных произведений. Иными словами, это склонность восхищаться текстами низкого уровня, писать на них большое количество хвалебных отзывов рекомендовать их к прочтению, как и авторов, их написавших.
Эпидемиология: «Заражение» чаще всего происходит из-за недостаточной образованности, желания быть востребованным, а также попадания незрелых особ в тёплышковую зону - эпицентр заражения. Восприимчивость к левизнофилии очень высокая; она почти абсолютна у тех, кто не обладает необходимой интеллектуальной сопротивляемостью и относительной устойчивостью к панегирическим отзывам.
У переболевших «детей» вырабатывается стойкий иммунитет к болезни, хотя возможны слабые редкие рецидивы. В дальнейшем проблем с восприятием чужого творчества и собственным творческим ростом не возникает.
Клиническая картина: Инкубационный период для активных новичков составляет от 1 до 14 дней и зависит от характера, наклонностей и воспитания.
Болезнь протекает в двух формах – острой и хронической.
Острая левизнофилия (или первичная эйфория)– это период, когда «бешеное настроение, хочется смеяться, веселиться, прыгать»© Всезаполняющее ощущение счастья от сопричастности к великому, восторг от количества людей, умеющих писать в рифму. При этом рифмы - глагольно-банальные - не рассматриваются как один из факторов качества произведения в силу того, что, во-первых, отсутствуют знания современных тенденций в поэзии, нет базовой подготовки, а во-вторых, «классики так писали» ©. Потому мозг работает в режиме привычного считывания. Иногда при явных сбоях ритма имеют место вспышки раздражения. Состояние «ребёнка» нестабильно: при чтении текстов хорошего качества диапазон эмоций может колебаться от изумления до испуга из-за присутствия незнакомых рифм, ассоциативных каскадов, нешаблонных метафор, сравнений и т.д. Подобная шоковая терапия часто обладает целительным действием, вылечивая раз и навсегда от левизнофилии. Всё зависит от своевременно начатого лечения и правильно установленной дозировки «лекарств».
Применяется индивидуальный подход. При редких и незначительных вливаниях - процесс вялотекущий, наблюдается возврат к прежней схеме поведения, но с элементами метания. При увеличении дозы - количество проявлений восторга в адрес левизны начинает уменьшаться, затихать, напоминая о себе лишь нитевидным пульсом бестёплышных отзывов прежним адресатам. Инкубационный период, протекание болезни и выздоровление напрямую зависят от желания читать, думать и учиться.
Лечение: Назначают чтение авторов, рекомендованных редсоветом, и ознакомление с теорией стихосложения.. При заметном улучшении состояния уже можно переходить к произведениям авторов элит-клуба. И только при полном выздоровлении интересоваться тем, что анонсировано на Главной.
Прогноз: благоприятный, новичок на пути к исцелению.
Хроническая (или патологическая) левизнофилия – характеризуется прогрессирующей атрофией центров приёма и обработки информации, самоконтроля и самокритики. Наблюдаемые симптомы запущенности болезни: отсекаются любые здравые советы, касающиеся лечения собственного творчества, поражённого вирусом примитивизма и безграмотности, любое критическое замечание вызывает аллергию, повышение температуры общения, отрицание болезни, упорство и синдром непогрешимости. В особо тяжёлых случаях в отзывах, дискуссиях и ответах на предлагаемое лечение присутствует персеверация речи.
Больные отказываются от конструктивного лечения в ШПМ, от предписанного антидота, предпочитая снадобье шаманов тёплышкового ареала – сомнительное зелье из плодов лицемерия, яда рейтингизма, интеллектуальной слепоты и грамматического дурмана.
Прогноз: безнадёжный.
P.S. Так нужно ли спорить о вкусах? А может - «Бессмысленно внушать
представление об аромате дыни человеку, который годами жевал сапожные
шнурки» ©
Опубликовано: 27/06/13, 10:40
| Просмотров: 3433 | Комментариев: 63
Наверное меня можно считать уже переболевшим эту левизну.
Спасибо)
Спасибо Вам за неё.
Кроме того, попадая на новый сайт я прежде всего просматриваю список авторов, и отмечаю всех тех, кого уже знаю. Часто перечитываю некоторые их произведения.
И Вам, Аатолий, спасибо)
Графы - это что за сайт? Не этот: http://grafomanam.net/ ?
Спасибо за положительную оценку статьи)
Спасибо, Виталий)
"Как-то мне довелось беседовать со Шкловским. В ответ на мои идейные претензии Шкловский заметил:
— Да, я не говорю читателям всей правды. И не потому, что боюсь. Я старый человек. У меня было три инфаркта. Мне нечего бояться. Однако я действительно не говорю всей правды. Потому что это бессмысленно...
И затем он произнес дословно следующее:
— Бессмысленно внушать представление об аромате дыни человеку, который годами жевал сапожные шнурки... "
http://www.sergeidovlatov.com/books/zap_kn.html
Это "Записные книжки" Сергея Довлатова - "Соло на ундервуде".
))
Спасибо))
Спасибо за мнение)
Прочитала с удовольствием, но, пожалуй, поддержу Валеру - мне кажется, эти "тёплышки" - не более, чем способ общения, причём не самый плохой =)
Ежели кого от него тошнит - так он уйдёт
Есть ли хороший и плохой вкус? Думаю, что нет. Есть группы людей, в чём-то похожих. Надо ли стремиться ко всеобщему языковому равенству? Вряд ли. Страха за судьбу языка и литературы я не испытываю: уверена, что язык будет изменяться, но всегда будут находиться люди, умеющие говорить красиво в новых условиях Главное, чтобы им было, что сказать :)))
Можно ли смеяться и иронизировать - вот тут не соглашусь с Валерой: а как же без этого, ежели не насильно у автора дома, а в приятной компании на открытой площадке? Ну, правда, смешно же получается - респект ловцам жемчуга
А шпынять не надо :)))
Что касается иронии, критики. Для меня лучшими критическими произведениями всегда были и остаются обзоры Алекса Фо, написанные на Графах. Понимаю, что именно они и вызывали такой шквал протеста "теплоареальцев". Я тоже попадала в те обзоры, но не сделала ПКП и их лидера своими личными врагами, а перешла к ним. Вот и будем говорить о вкусах, о группах. Это я отвечаю одновременно на фразу Валеры: "вот вы на ПКП нашли своё тёплышко" (с). Поддержка ПКП - не поддержка тёплышек. Меня никто до потери сознания не захваливает, а поддерживают иначе - конструктивной помощью без какого-либо подтекста типа ответного визита.
Таня, спасибо, что высказалась)
Не всегда это лицемерие, просто есть фанаты чистого литературного слога, а есть люди которые просто получают удовольствие от сопричастности так сказать к процессу складывания ритмических строчек и такие искренне радуются за таких же как и они, но вот почему бы нет? Кто хочет учиться того надо учить наверное, поучать, а кому этого не надо, ну так и пусть живут и наслаждаются своим хобби. Понимаете, Марина, во всех таких классификациях есть чтойто от лукавого, ну типа вот они тааакие глупые, а вот мы тааакие умные) Я конечно понимаю, что вы искренни и абсолютно не желаете обидеть кого-либо. Но не понимаю всей этой борьбы с людьми которые просто не хотят бороться, а просто живут и дышат в дозволенном пространстве и не навязывают другим своих правил, почему бы этих людей не оставить в покое?)
И еще, Валера: вы считаете, что подобные рассуждения - от лукавого. Конечно, в каком-то смысле можно мне приклеить ярлык фарисея: "Благодарю тебя, Боже, что ты не создал меня таким, как он"(с) Думаю, что в каждого из нас заложены хорошие стартовые возможности. Кто и как воспользуется, применит, разовьет - вопрос индивидуальный, но возращаясь к тёплышкам, скажу:"Чем поливали, то и выросло" (с). Если не выдернуть новичка из болота, в котором захваливают его творчество, то вряд ли это сослужит ему пользу. Застрять навсегда на примитивном уровне развития - разве это не вызывает сожаления? Почему бы не помочь? Детей же учат, иногда даже ремнем))) Непедагогично? Наверное. У нас есть вербальный способ, а уж инструментарий выбирает каждый сам - кто иронию, кто терпеливое разъяснение.
А, стесняюсь спросить, причём здесь мой уровень? Или вы имеете ввиду, что достигнув определённого уровня сочинительства, я должен начать думать как и все на этом уровне? Смешно. Мне кажется, каждая заводь превращается в болото когда на неё начинают молиться)
Я воспринимаю эти Ваши выказывания - в духе махровой графомани - как прикол.) Или я жестоко ошибаюсь?))
Жестоко ошибаетесь, Викор) всё что я сказал это вполне серьёзно. Если минимизировать мои мысли, то они прозвучат так - если люди получают удовольствие от своего и чужого творчества, если они счастливы при этом, то не надо надевать на себя тогу или нимб и лишать их маленьких радостей, вот и всё.
А шли бы они со своими радостями на социальные сайты, пока не не утопили в сиропе литературные.))
Я против получения удовольствия от лицемерных незаслуженных похвал и только на литературных сайтах. Ну получай они всё это на социальных сайтах, кто ж против. Но они же мешают нормальному развитию сетевой литературы. Ведь именно благодаря им литераторы реала считают сетературу отстоем.
Витя, это несложно: все эти герои попали в обзоры Алекса, после которых и устраивали скандалы. В результате, если помнишь, на Главную анонсироваться пользователи не могли. Хотя, по большому счёту, многим "авторам" (которые с пёрышком), я бы тоже заблокировала доступ к анонсам)))
Вы забыли об одном обстоятельстве. Кроме вкусов, о которых, если не хочется, можно не спорить, существуют общеизвестные правила версификации. И если человек публикует свои, пардон, стихи, то неплохо бы, чтобы они соответствовали хотя бы элементарным правилам.
Ещё хотелось бы, чтобы соблюдались правила орфографии и пунктуации (кроме случаев, когда отсутствие препинаков есть художественный приём).
А у ОПников достаточно часто нет ни того, ни другого.
Спасибо за мнение)))
Спасибо, что не забываешь)))
Положительный опыт ПКП показывает, что можно не только выбирать среду, но и создавать её, и облагораживать.
А есть и отрицательный опыт отдельных сайтов (пальцем не будем показывать.))
И я на Стихире начинал так же, это неизбежно, и это проходит, потому что хорошие поэты всё равно встречаются, если их искать.
А по поводу "не забываешь", - так это оборотная сторона избавления от "тёплышкого синдрома".))
Мой дедушка как-то рассказывал такую историю. Однажды ему пришлось заночевать у друга на бахче, в шалаше. Утром, едва продрав глаза, он увидел, что с "крыши" свисают три гадюки. Боялся шевельнуться - вдруг заползли внутрь греться. Собрался с духом и рванул наружу. Когда шалаш разобрали, там еще было этих гадин. Это я к чему? К тому, что на бахчу заползают разные-всякие, но уже отработаны меры борьбы)))
Отличная статья в Справочник Паэццкого Эскулапа)))
А ты не помнишь, сколько было шума, когда я критикнула кого-то из признанных? Налетела стая защитников, меня обозвали завистницей, бездарью и т.д. "Еле от десятерых отгавкалась" (с))))))
Спасибо)