«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас»
..................................................Евангелие. Нагорная проповедь «Горе тем, которые зло называют добром и добро — злом, тьму почитают светом и свет — тьмою, горькое почитают сладким и сладкое — горьким!»
...................................................Ветхий Завет, пророк Исайя «Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным.»
........................................................................Фёдор Михайлович Достоевский «Трусом назовем мы того, кто уклоняется от трудов, жертв и опасностей, выпавших на долю его народа. Но трусом и предателем вдвойне будет тот, кто изменит принципам духовной жизни ради материальных интересов.<...> Ибо пожертвовать любовью к истине, интеллектуальной честностью, верностью законам и методам духа ради каких-либо иных интересов, будь то даже интересы отечества, есть предательство.»
.................................Герман Гессе. Игра в бисер Среди честолюбивых, беспокойных, но не обладающих достаточным интеллектом и тонкостью, натур стало модно менять местами ценности и антиценности. Подменять белое чёрным, чёрное — белым. Палача представлять жертвой, жертву заставлять каяться. Героя делать изгоем. Проигравшего представлять победителем. Изуверство и предательство считать героизмом. Добродетель объявлять косностью мышления и ментальной отсталостью, порок возводить в степень прогрессивного образа жизни. Бога подменять сатаной. Сатану провозглашать Богом.
Это считается признаком «оригинальности» мышления, хотя на деле мода выворачивать смыслы наизнанку - лишь отклик на искусно ввинченную извне, умело организованную, информационную тенденцию.
Я говорю о массовой тенденции среди не ярких литераторов. Центральные тезисы о перемене «минуса на плюс» и наоборот - обычно вбрасываются более крупными фигурами, с большой аудиторией. А далее, уже начинается гвалт мелких, но многочисленных адептов. Какому-нибудь «властителю умов» это готовы простить даже те, кому претит то или иное провокационное заявление. Но когда «крамола» подхватывается множеством «последователей» — то теряет случайный характер, перестает быть «крамолой», становится модным поветрием, а потом — едва ли не постулатом. Смыслы неумолимо смещаются, двигаются в сторону своей противоположности. Например - Авель меняется местами с Каином. Иуда с Христом. Такие вот «окна Овертона».
Идея не нова. Раз в столетие чёрными семенами этой идеи засевают гордые, но чаще - недалёкие, и не всегда талантливые, головы. «Сеятели» мыслят веками наперёд, оперируют в глобальных играх странами и континентами, не впервые пытаясь построить бесноватый антимир — циничный и гедонистический на поверхности, инфернальный и жуткий в глубине.
Манипуляциями над массовым сознанием эти вечные строители «нового мира» занимаются давно, на всех социальных уровнях: от политиков, эстрадников, музыкантов, художников до литераторов или окололитературных «творческих натур», а то и откровенных фриков. Одни, получив необходимую инъекцию духовного яда, проделывают это прагматично и расчётливо, в надежде на немедленную оплату или будущие дивиденды. Другие — искренне сходят с ума, тасуя, как безумные, ворох искалеченных чужих смыслов, как будто колоду из краплёных карт. И те, и другие в этой безбожной игре — нисколько не «творцы», но лишь мелкие и крупные шулеры...
Некоторые уверовали в «мистические предназначения», в «посланнические миссии». С уверенностью вещают о том, что создают «искусство будущего», но не добавляют в это алхимическое варево человеческой культуры мира ни крупицы души, ни грамма нового, личного смысла, ни единой собственной комбинации из драгоценных символов, найденных, открытых и отшлифованных задолго до них.
«Творцы нового искусства», независимо от уровня интеллекта, ринулись «играть в бисер». Самые «продвинутые» из тех, кто занят «убийством смыслов», ссылаются на Гессе, но нисколько не способны даже представить собственную жизнь маленьким паззлом, безликим, не отличимым от других, фрагментом гигантского целого, где желания и хотения окажутся подчинены непредставимой, гигантской сверхзадаче. Они действуют целеустремленно, но нацелены на получение удовольствий, на удовлетворение тщеславия и сластолюбия. Большинство из них добровольно ограничилось знакомством с цитатами из романа, не в силах охватить и освоить полное содержание книги. Этих имитаторов ума ждёт незавидная участь перебирать по зернышку рис, а не играть в бисер. Таких гауляйтеры временного «нового будущего», которое время от времени ненадолго воцаряется на нашей несчастной земле, отправляют в утиль в числе первых. Не считаясь с сомнительными былыми заслугами перед этим чудовищным антимиром.
По-человечески их всегда жаль, ведь не может быть не жаль живых людей. Но с ценностями не шутят.
P.S.
« Итак, управлять страной и заниматься политикой — не наш удел. Мы — профессионалы исследования, расчленения и измерения, наше дело оберегать и неустанно выверять все азбуки, таблицы умножения и методы, создавать эталоны духовных мер и весов. Разумеется, мы делаем и многое другое, мы можем при случае быть и новаторами, первооткрывателями, искателями приключений, завоевателями и перетолкователями, но первейшая и важнейшая наша обязанность, ради которой народ имеет в нас нужду и нас содержит, есть сохранение в чистоте всех источников знания. В политике, в торговле и где угодно превращение черного в белое может сойти за гениальное достижение, у нас — никогда. ...»
................................................Герман Гессе. Игра в бисер P.P.S. Имена перечислять нет смысла - речь идет о тенденциях, хорошо видимых в литературе, как сетевой - так и не сетевой. Автор заранее приносит извинения за личную точку зрения, которая может не совпасть с точками зрения других людей. Окна Овертона. Песня - Женя (Гнедой). сл П. Фрагорийского
Опубликовано: 29/07/20, 10:22 | Последнее редактирование: Ptitzelov 28/04/22, 17:19
| Просмотров: 591 | Комментариев: 2