В этом эссе я не претендую на высокий литературный "штиль", новые открытия "америк" и не ставлю своей задачей дать максимум информации о Камбодже. Для этого существуют путеводители и чаты путешественников. Моя задача скромнее: сохранить от ветра времени впечатления от увиденного. Это попытка хотя бы частично отструктурировать и систематизировать огромное количество воспоминаний. Камбоджа - для туроператоров направление венчурное, рискованное. Эта страна для массового туриста только ещё приоткрывается всей красотой. Когда я обзванивал туристические агентства, улавливал в голосах отвечающих удивление, а на мои просьбы посчитать стоимость поездки получал через продолжительное время ответы с суммами, сбивающими с ног. И это учитывая готовность жить в отелях с тремя звёздами и минимальными запросами. Так пришло решение: добираться до столичного Пномпеня самостоятельно. Самым оптимальным перевалочным пунктом виделся Бангкок, лежащий прямо на пути. Визу транзитным пассажирам получать не нужно, особых сложностей не наблюдалось. Из Челябинска в Бангкок самолёты не летали, только из Екатеринбурга, но логичнее не делать крюк на север, а двигаться к цели через Новосибирск - третий по величине населения город России. В Новосибирске два аэропорта. Мне нужен аэропорт Толмачёво. Новое здание, особой суеты нет. Багаж сдал в аэропорту, но поинтересовался, сделав акцент на пересадке в Бангкоке, не получится ли так, что чемодан и рюкзак потеряются? «Что вы! – одарила роскошной улыбкой красавица в форме, – такое бывает крайне редко, один раз на тысячу, может быть. Свой багаж вы получите в аэропорту Пномпеня после приземления». Таскаться с девятнадцатью килограммами груза на пересадке – такая перспектива меня не прельщала – поэтому я охотно согласился. После семи с половиной часов полёта, в течение которого бортпроводницы компании «S7» дважды угощали нас (сначала то ли поздним ужином, то ли ранним завтраком, потом лёгкими закусками), вышел из самолёта и из минус пяти окунулся во влажный, не менее +30 градусов, воздух тропиков. Площадь аэропорта Бангкока значительна, и наш микроавтобус долго катился по раскаленной бетонке. Затем в просторном здании поток пассажиров разделился, точнее, от большой реки в сторону направился тонкий ручеёк транзитных пассажиров. Надписи внутри здания на тайском и английском языках, поэтому тем, кто не владеет ни тем, ни другим, но желает путешествовать без переплаты гидам, не просто полезно, но жизненно необходимо выучить несколько слов. Например, gate № – выход на посадку № (не путать с exit, когда речь идёт о выходе на платформу посадки в автобусы), boarding – посадка, chek-in – регистрация, departure – вылет, отправление и baggage claim- выдача багажа. Далее нужно просто следовать электронным табло-расписаниям, в которых находите пункт назначения, и следить за указателями, призванными привести к необходимой стойке регистрации. Они затем укажут на нужный выход на посадку. Полёт от Бангкока до Пномпеня на самолёте компании «Bangkok airlines» занимает около полутора часов. Любые спиртные напитки – бесплатно (free). На обед стройные и похожие на японок тайские стюардессы подали спагетти с рыбой, которую я на вкус не смог отличить от привычного минтая. В Пномпене было так же влажно и тепло. Получение визы не заняло больше десяти минут, а наличие заранее сделанной фотографии 3х4, необходимой для анкеты, ускорило и удешевило процедуру. Виза в Камбоджу туристам даётся на месяц и стоит $20. Когда я приготовился ступить на столь желанную землю Камбоджи, меня ждал крайне неприятный сюрприз – моего багажа после раздачи не оказалось. Опять пригодилось знание английского, и просто не представляю, что бы я делал без него. Заполнил анкету, указав цвет чемодана и рюкзака цвета «каки» (так звучит окраска моего камуфлированного места багажа по-английски) и отправился восвояси. Выручить добро помог наш бывший соотечественник Дмитрий, живущий в Камбодже и встречающий туристов из Новосибирска – мать с сыном оказались моими товарищами по несчастью. Он задерживался в Пномпене на сутки и вёз гостей в Сиануквилль. И на следующий день, предупредив звонком, забросил мне не загруженный вовремя по вине тайской компании багаж. Низкий поклон Диме за это.
Пномпень
Перекличка клаксонов. Езда без всяких правил. Сочетание кавказского ухарства и восточной учтивости. Отсутствие голосовых перебранок. Вот главное, что бросается в глаза иностранцу на улицах камбоджийской столицы. Машин, как таковых, мало. Много скутеров и так называемых «тук-туков» – тех же самых скутеров, к которым сзади прикрепляется прицеп-повозка на двух колёсах, но с двумя рядами сидений. На скутерах кого только я не увидел – от подростков до степенных старичков. А велосипедисты почти не попадаются, скутер не так дорог, его можно приобрести за пятьсот долларов, а подержанный и того меньше. Вероятно, есть смысл сразу купить моторизованное средство. Гудят, сигналят, «подрезают» и меняют траекторию движения, причём, совершенно непредсказуемо, почти все. Проезжаем на такси по столице днём, «пробок» в нашем понимании нет – есть плотный поток движения, и в этом, казалось бы, хаотичном течении двухколёсного в основном транспорта крайне редко – забегу вперёд – случаются аварийные ситуации. На «тук-туках» перевозят не только пассажиров. Вижу грузовые «туки», у которых вместо сидений небольшой кузовок, с горкой заполненный экзотическими фруктами, из которых различаю папайю, небольшие бананы, манго и ананас. В кузове также много каких-то плодов, похожих на крупный, но гладкий картофель – это, как позже я узнал, маранг. Водитель едет быстро и сноровисто. Он даже умудряется лавировать, обгоняя другие повозки. Скутеры, впрочем, более вездесущи. Молодёжь чаще ездит на них по двое, но садятся и по трое, даже вчетвером умудряются. Несмотря на запрет, забегу вперёд, ездить без касок, многие обходятся без таковых. Пномпень невысок, замусорен, голосист и колоритен. На его улицах то и дело попадаются базары, торгующие всем, чем только можно. Также часто попадаются храмы, украшенные резьбой. Иногда город как будто заканчивается, а когда думаешь, что выехал за его пределы, возникает вновь. Местами архитектура вполне европейского стиля – до 1954 года Камбоджа была французской колонией – но в других районах состоит из простеньких домов, выстроенных в местных традициях. Крыши не плоские, как в Египте, вероятно, из-за сезона дождей. Вновь выстроенные магазины и банки – как везде – на одно лицо. Водитель арендованного мной такси спокоен и тактичен. При обгоне любого транспортного средства предупредительно сигналит – так принято. Едет не быстро, но использует малейшую возможность, чтобы протиснуться в потоке транспорта. Машина снабжена кондиционером, на улице в декабре за +30, но я приоткрываю окошко, чтобы вдохнуть воздух камбоджийской столицы. Странно, но злость по поводу багажа улеглась, наверное, её вытеснили свежие впечатления от увиденного.
Никогда до декабря прошлого года в Юго-Восточной Азии не был. То есть было интересно просто посмотреть на те места. Но у меня именно в Камбодже почти 2 года дочь живёт в городе Сиануквилль - это динамично развивающийся новый курорт на Сиамском заливе. И с американскими родственниками - они на Рождество приезжали - хотелось пообщаться.