Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Статистика
Онлайн всего: 11
Гостей: 4
Пользователей: 7
О чудах, психах и алгебре (Часть 2)
Эссе
Автор: Леший
Начало здесь: О чудах, психах и алгебре

Случилось так, что после публикации первого эссе, я понял, что несколько не договорил, не дообъяснил, не дораскрыл основную мысль, ради которой и затевался весь разговор. А это, как вы все понимаете, неправильно. Что же, ситуацию надо исправлять. Что я и попытаюсь сделать во второй части.
Вторая часть будет в виде комментариев к паре-тройке папок, по которым я разложил свои мысли в первой части.
Итак,
Комментарии к папкам №4 «Теория» и №5 «Опыт и знания»
Комментариев к данным папкам будет немного. В основном, коснусь таких извечных вопросов: «зачем нам нужна теория» и «что делать, когда «чуды» кончились».
На самом деле, тема «нужности/ненужности теории» избита донельзя. Давайте, сначала определимся для чего нам вообще нужно быть «психом». Я вижу четыре основные причины (побочные брать не буду):
1. Не могу иначе – постоянная диктовка с небес;
2. Хобби;
3. Мода, престиж, самоутверждение;
4. Работа.
Где-то так…
Теперь разберём по пунктам:
1. Нужна ли нам теория, если идёт постоянный поток «чуд» из иных сфер, который успеть бы записать?
Всё зависит от того, насколько серьёзно вы отнесётесь к данному факту. Если вам достаточно записать ваши «чуды» в блокнотик (тетрадку, на флешку, на лист А4… и т.п.) и изредка почитывать родным и друзьям, или самому перечитывать время от времени, то, в принципе, теория не нужна. «Маме и так понравится» (с), а вам самому важнее не правильность применения того, или иного приёма, а душа и мысли, которые вы вложили в «чудо». Аминь…
Другое дело, если вы решили поделиться своими «чудами» с «широким кругом читателей». Вот здесь я скажу такую вещь: теория вам просто необходима, как «инструмент самосохранения». Помимо восторженных возгласов о вашем «психическом таланте», глубине образов и мыслей, широте души и т.п., вы когда-нибудь ОБЯЗАТЕЛЬНО услышите, что-нибудь типа: «пиррихии в опорных стопах заставляют ставить неправильные ударения; сдвиг во втором стихе третьего катрена превращает стихотворение в комическую зарисовку», и т.п. А когда в ход пойдут такие слова, как: оксиморон, амфиболия, анаколуф – тогда вы, в панике, полезете в «медицинский справочник» (читай «справочник по стихосложению»), дабы убедиться, что все эти страшные болезни лечатся. Конечно, есть радикальный способ – прекратить публиковать свои «чуды» и спокойно «писать в стол». Но, если вы хотите продолжить «красоваться перед всем честным народом» и при этом выглядеть «нормальным психом», а не «психом-иванушкой-дурачком», то вам просто придётся взяться за изучение теории.
2,3,4. Эти пункты можно объединить. Здесь теория нужна априори. Поясню только некоторые аспекты. Под хобби я подразумеваю не «простое складывание марок в альбом», а «изучение истории марки и всего, что с ней связано». «Мода, престиж, самоутверждение» - будет странно, если вы, не зная тенденций современной моды, будете пытаться напечататься в каком-нибудь глянцевом журнале. Работа – никому из работодателей не нужны неграмотные специалисты. Ну, это так… прописные истины.
Хорошо. Немного разобрались с папкой №4. Переходим к папке №5. Будем считать, что теория нам нужна, и мы эту теорию изучили. Что дальше?
Дальше происходит такая странная штука: когда вы изучили теорию до уровня подсознательной правки «чуд», набрались опыта по работе с ними, то, зачастую, поток этих самых «чуд» становится всё меньше и меньше. В принципе, вам не стали диктовать меньше, просто своими знаниями вы поставили мощный фильтр. И уже не каждое «чудо» кажется вам именно «чудом». Вы отметаете нелогичные образы, корявые рифмы, ритмические затычки и т.п. Знаете, это можно сравнить с ситом. Раньше у вас было сито с крупными ячейками, а теперь – с мелкими. Часто происходит и такое: ваши «чуды» становятся похожими на нечто неживое, выхолощенное, лишённое души. Вроде, всё правильно и логично, красиво и аккуратно. Но, как говорят, «не торкает». Поздравляю! Пришёл кризис «грамотного психа».
Здесь самое время воскликнуть: «Ну и зачем мне ваша теория, если происходят такие вещи!».
А здесь мы переходим к папке №6.
Помните, я писал про то, что наше творчество похоже на кусок синусоиды? После изучения теории мы находимся на вершине этой синусоиды. Мы овладели инструментами «чудотворчества», но потеряли что-то важное. Нет того вдохновения и полёта, которые были до… Нет свободы… Мы сами на себя нацепили кандалы. Что же делать?
Освобождаться. Спускаться с горы. Главное, что мы хотим от нашего творчества, чтобы нас понимали. Чтобы наши мысли были кому-то созвучны. Может быть, у кого-то вызывали протест. Но, чтобы читатель не оставался равнодушным. Поэтому, первым делом, нам надо разговаривать с читателем на понятном ему языке. На обычном языке. Без мозгодробительных инверсий и словообразований, без вычурных и нелогичных (пусть и красивых) образов. Но, главное, что надо помнить: любое «чудо» – это мысль и эмоция. Поэтому, на первом месте всегда будет то, что вы хотите донести до читателя. И уже вашим мыслям и эмоциям подчиняются все выразительные средства, которые делают «чудо» «чудом»: рифмы, образы, тот, или иной приём. Можно сказать: будьте проще. Вы можете возразить, что до изучения теории вы так и писали. Что незачем было городить весь этот огород. Отвечу так: раньше вы рисовали человечка посредством «точки, точки, запятой». А теперь можете нарисовать полноценный портрет.
Я не дам вам панацеи, чтобы преодолеть этот кризис «грамотного психа». Каждый выходит из него своими методами. А кто-то не выходит и прекращает «творить чудеса». Вам выбирать. Может быть, действительно, плюнуть на всю эту теорию и писать «душой и сердцем». Я вот выбрал сложный путь. Скоро будет 10 лет, как моё «хобби» подвергается мной тщательному изучению. Пару лет я в кризисе «грамотного психа». И только-только, потихоньку, начал спускаться с вершины синусоиды. Только-только, начал нащупывать дорогу вниз.
Забыл сказать «самое главное»… Для «психа» главное – уметь ждать…
Опубликовано: 08/01/14, 21:17 | Свидетельство о публикации № 38-08/01/14-7563 | Просмотров: 1533 | Комментариев: 29
Загрузка...
Все комментарии:

А вот теперь я знаю, откуда это: "
Вы говорите, что стихи нам диктуются сверху. Как можно править божественное?
Попробуйте. Со временем вы заметите, что диктовать вам стали гораздо грамотнее. "

Результат крекинга двух частей эссе?
wink biggrin
Glück  (15/11/18 21:21)    



Афоризм появился раньше...))) Эссе написано по мотивам...)))
Леший  (16/11/18 14:11)    



Ага, будем ждать)
Лола_Ува  (14/01/14 22:48)    



Присаживайтесь...)))
Леший  (14/01/14 23:08)    



Так и хочется посоветовать читать всем! Узнаваемо, как же узнаваемо Вы написали.

И надежду оставили... Ещё бы времени найти на любимое хобби, а то, глядишь, и "отлучат" в реале
Гюльчитай  (12/01/14 00:37)    



Спасибо, Гюльчитай...)))
Время найдётся, если это действительно надо...
Леший  (12/01/14 10:47)    



Ваша правда, Лёша!
Гюльчитай  (12/01/14 17:17)    



Интересно, Лёш, обрисовал творческую эволюцию современного сетератора. А что, так и есть)

Вторая часть статьи - вдохновляющая: хочется думать, что за вершиной - плавный спуск, а не непреодолимая пропасть. И так хорошо ты под конец сказал о простоте, об умении говорить на языке, который, при всей художественности, будет понятен читателю. Вот именно, хочется созвучия мыслей или чувств, а не бряцания витиеватыми фразами, за которыми нет глубины.
Маладца, кароч)
Юлия_Мигита  (11/01/14 23:49)    



Я старался...)))
Конечно же, это не догма, а только моё мнение, к которому я пришёл проанализировав свои "нравится/не нравится" в современной поэзии. Я понял, что ближе всего мне: Царёв, Чен, Лешек, Спарбер, Кабанов (у Александра есть иногда навороты, но они интересны с точки зрения развития языка), Геворк, Прозоров, и т.п. Люди, которые просто хорошо владеют и владели русским языком. Без наворотов.
Леший  (12/01/14 00:07)    



Вот мы с тобой и сошлись наконец)))))
Только про Прозорова не поняла - это какой из них?
И Кабанова я в этот же ряд ставить бы не стала, другой он...
Люблю его на уровне фрагментов. Такую концентрацию образов (при их мощи!) мало у кого встречала. Здесь он не талант - гений. Но если не потрошить его стихи на составные и воспринимать как целостность - тут начинаются... вопросы, скажем так. Иногда хочется оторваться от чтения и сказать в воздух: "Автор, ты сам-то понял, что щас сказал?"
Всё же его стихи - это поток сознания. Потрясающе красивый, убойный даже, но - хаотичный. Звучание ради звучания, образ ради образа, эффект ради эффекта. Я вижу художника, но не вижу личности за этими строками, не чувствую её. Что за человек - Кабанов? Я этого не знала, когда впервые увидела его стихи, не узнала и когда прочла их сотни. Вот Спарбера вижу. И Царёва. И свое отражение в них - вижу.
Ну ладно)

Лёш, помнишь Б. Рыжего? Ведь прост, как пять копеек. Иногда даже неряшлив. Но ведь умеет достучаться!
Вот, вертится в голове:

...Я помню час, когда ногами нас
за хамство избивали демонстранты,
и музыку, и розовые банты.
О, раньше было лучше, чем сейчас!


Ну что тут есть? Да ничего. А буквально душу выворачивает. Сама думаю - почему так? Может, потому, что эти строки "запускают" какие-то механизмы в нас самих: заставляют задаться вопросом, а потом самостоятельно найти ответ. И он-то воспринимается как откровение. (Естественно, всё это происходит мгновенно - в доли секунды)
- Если ностальгию по прошлому вызывают даже самые чёрные мгновения жизни, то насколько же чернее тепперешняя жизнь ЛГ, пусть и без избиений?
- И какова же тоска ЛГ по светлым дням ушедшей жизни, если он способен благословлять даже худшее?
И вдруг ощущаешь: а ведь прав... И это неожиданное созвучие придает восприятию ещё большую остроту.

Или вот Тарковский:
Не так философично, но тоже пробивает.

Никого со мною нет.
На стене висит портрет.
По слепым глазам старухи
Ходят мухи,
мухи,
мухи.
Хорошо ли,- говорю,-
Под стеклом твоем в раю?

По щеке сползает муха,
Отвечает мне старуха:
- А тебе в твоем дому
Хорошо ли одному?


Да... есть простота, которая не ниже, а то и выше любой сложности.
Разболталась я с утра)))
Юлия_Мигита  (12/01/14 09:39)    



Антон Прозоров
ОТЕЦ

так учил он меня летать забрасывал в небо и говорил лети
хапай крыльями пустоту набирай высоту обживай простор
сын мой будет тебе закат позади восход впереди
не смотри на мать что рыдает что тянет руки постой постой
у нее другая сила иное дело на то и мать
дай ей волю век бы жалела держала тебя птенцом
а тебе положено облака кроить синеву просеивать ветер мять
выйдет срок сын мой станешь и ты отцом

ПАРИЖАНКА

вот, стоим и мерзнем, стоим и курим,
провожаем фары, сугроб пинаем.
и с какой-такой, непонятно, дури
занесло нас в эти края, родная?

оглянись: провинция из провинций,
тишина – как будто надел ушанку.
но и в этом ватнике, в рукавицах
для меня ты – первая парижанка.

ну и что, что ночью, что на отшибе,
что ни денег нету, ни веры в чудо,
мы же сами – сильные и большие,
не волнуйся, выберемся отсюда.

Знаешь, я не хотел в этих эссе вставлять примеры поэзии. Но постоянно крутилось в голове симоновское "Жди меня". Ведь на всё стихотворение всего один образ "жёлтые дожди". И применение анафоры. Всё.
У меня всё крутится в голове и никак не сформируется во что-то чёткое мысль о том, что вышеперечисленные люди не "пишут" стихи, не выдумывают рифмы и образы, а просто рассказывают о себе доступными им словами и средствами. Где-то так... Не оформится пока мысль окончательно...((((
Кстати, вот здесь и о Кабанове могу "пять копеек" вставить. Его, действительно, нельзя расчленять. Его надо воспринимать только целиком. Чувствовать послевкусие от всего стихотворения целиком. И тогда становится понятной его постоянная рефлексия, постоянное ковыряние в себе.
О рифме ещё хочется что-то подобное написать....)))) Но это уже другая история...)))
Леший  (12/01/14 10:43)    



Ты мою мысль перехватил. Я давно хочу написать эссе про такие вот стихи - типа симоновских, асадовских даже. И тоже пока концепции нет) Но когда-нибудь...

Лёш, не удержусь от примера, вот ещё одна убойная простота. Не знаю, как тебе, а меня Панкин просто гипнотизирует, в какой-то транс вводит.

***
поезд въезжает в дождь
в стену дождя
по вагонам проходит дрожь
брызги летят

словно в пространстве - рябь
раз - переход
из июня в сентябрь
в промозглый холод

поезд въезжает в сон
но - наяву
скрежет встает вагон
сойди в траву

пройди по руинам - там
где ты жил
где неуют нищета
ветрено (не дрожи)

вернись в эту реку вновь
в прошлое повтори:
"миром правит любовь"
сплюнь, разотри.

А твои примеры хороши, согласна)
ПС А у Симонова есть и довольно непростые по технике. Акцентник "В гостях у Шоу" я обожаю, наверно, раз 10 уже читала, и опять тянет порой. И не в содержании дело даже, а в том, как преподнёс он тему)
Юлия_Мигита  (12/01/14 17:31)    



Ну, с творчеством Панкина я мало знаком... Так... Пару стихотворений на БЛК видел когда-то. Некоторым снобизмом от него веет...))))
Ты знаешь, техника меня в данном случае интересует менее всего (я имею в виду принадлежность к тонике, силлабо-тонике и т.п.). Меня интересует именно владение словом и осознание поэтом того, какие инструменты необходимо применить. Будь то размер, простая/сложная рифма, простые/сложные образы, приёмы. Именно чёткое осознание, что можно сделать одним топором, а где необходимы ещё и гвозди...)))
Леший  (12/01/14 18:22)    



Ну, раз уж Панкина помянула, вот как раз на эту тему его статья:
http://www.stihi.ru/2004/04/11-1310
Если не возьмешься, то главная мысль вкратце: не всегда нужны технические навороты, не каждая тема (идея, задумка) это допускает. Иногда, чтобы донести именно то, что хочет автор, достаточно самых примитивных средств. Если хочешь выкопать яму, тебе не нужен микроскоп или осциллограф, нужна простая лопата (пример мой).
Насчет снобизма - не знаю, не общалась. А вообще, если тебе пишут по 50 рец каждый день - сил не хватит отвечать, и будешь выглядеть снобом, который "не удостоил"...
Юлия_Мигита  (12/01/14 18:44)    



Да я по его общению на БЛК делаю вывод... Могу быть и не прав...)))
Леший  (12/01/14 18:47)    



Где-то я это уже встречал... Спорно, но интересно.
Berg  (11/01/14 21:22)    



Вроде не списывал...)))
Леший  (11/01/14 23:06)    



Интересные мысли повторяются у разных людей
Berg  (11/01/14 23:08)    



Ага... замечал.
Спасибо за мнение.
Леший  (11/01/14 23:17)    



будем ждать.........спасибо.
Ирга_Рябина  (09/01/14 17:42)    



А почему "период грамотного психа"? Псих-то тут причём? Рассудок рулит и поперёд себя никого и ничего не пускает. Может, наоборот - "период утраченного психа"???
---
наверное, невнимательно прочитала - по диагонали, как всегда.....оттого и вопрос выплыл.
Ирга_Рябина  (08/01/14 22:58)    



Неа... Псих-то остался. Только теперь этот псих стал грамотным...)))
Леший  (08/01/14 23:06)    



Да ну..........излечился.
Или, по крайней мере, в стадии ремиссии...
Грамотность обладает достаточно сильным отрезвляющим действием.
Ирга_Рябина  (08/01/14 23:21)    



Это у обычных психов...
Леший  (08/01/14 23:25)    



Наверное, мы имеем в виду разных психов.....)
Грамотность кроме всего прочего, оказывается, и диагностирует.........
Ирга_Рябина  (08/01/14 23:27)    



Знаете, Алексей, у меня сейчас в голове сидит довольно много идей, от которых при других обстоятельствах можно было бы оттолкнуться....они копятся......но ощущение такое, как у безрукого инвалида: и хотел бы, да нечем...полнейшая обездвиженность. И отторжение того, что, в принципе, достижимо...было достижимо, по крайней мере.(
Псих вылечился.
Ирга_Рябина  (08/01/14 23:52)    



Настоящий псих не парится - псих он или не псих. Он просто псих.
smile
Татьяна_Лоза  (08/01/14 22:05)    



Вот с этим трудно спорить...)))
Леший  (08/01/14 22:15)    



А пояснить... Это намёк на всех, или исключительно на автора эссе?))))
Леший  (08/01/14 22:02)    


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Рассказы [981]
Миниатюры [564]
Обзоры [990]
Статьи [254]
Эссе [153]
Критика [42]
Пьесы [14]
Сказки [128]
Байки [47]
Сатира [37]
Мемуары [116]
Документальная проза [32]
Эпистолы [13]
Новеллы [39]
Подражания [11]
Афоризмы [37]
Юмористическая проза [227]
Фельетоны [13]
Галиматья [260]
Фантастика [113]
Повести [259]
Романы [61]
Прозаические переводы [2]
Проза на иностранных языках [0]
Конкурсы [15]
Литературные игры [7]
Тренинги [6]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1171]
Диспуты и опросы [63]
Анонсы и новости [94]
Литературные манифесты [174]
Мистика [15]
Проза без рубрики [371]
Проза пользователей [169]
Критика 2 [46]
Ужасы [1]
Объявления [47]
Эротическая проза [1]