…люди приходят сюда за положительными эмоциями
Николай Даниш
Как получить положительные эмоции на литературном сайте? Путь один – быть востребованным. Литературное произведение, как и любой другой продукт человеческой деятельности, вещь бесполезная, я бы даже сказала, вредная для нервов, если на неё нет потребителя, то есть читателя. А читатель привередлив. Что он ищет в чужом творчестве? Совпадение вкусов, толчок для собственной идеи? Напоминает о себе, хочет поделиться мыслями, поучиться или просто получить удовольствие от чтения? Содержание большинства отзывов, а также посещаемость страниц дают ответы на эти вопросы.
У Андре Фроссара есть книга под названием «Соль земли», где он весьма своеобразно рассказывает о монашеских орденах Католической церкви. Каждый из них имеет свою харизму, свои отличительные черты, свои цели, для достижения которых выбирает определённые средства. Так и читатели. По моим наблюдениям, они тоже неплохо укладываются в схему таких орденов. Конечно, есть одна трудность: литературные сайты – не авторитарная республика Папы. Здесь значительно больше вольницы - от перехода читателя из одного «ордена» в другой до смешения всех «орденов» в кучу. Читателя намертво не прикрепишь к определённой конгрегации. Но всё же можно увидеть некоторые тенденции, позволяющие отнести их к конкретным группам–орденам.
1. Молчальники-трапписты (харизма ордена - трудиться, соблюдать молчание, прерываемое только для молитв, песнопений и по другим уважительным причинам. Вместо слов предпочитают улыбаться) Эти читатели действительно, как авторы - трудяги. На их страницах много произведений, но подарить кому-то положительные эмоции в виде отзыва они не спешат, потребляют «продукт» молча, не вербализуя по его поводу ни одобрения, ни хулы. Максимум, на что они способны - поставить в отзыве какой-нибудь смайлик. И то крайне редко, таких примеров буквально единицы. Когда видишь смайлик-улыбку в отзыве, думаешь: что это – благожелательность или насмешка? Понять значение неискушённому автору зачастую бывает сложно. Поди угадай! Но чего у этой группы читателей не отнять - так это того, что улыбка «позволяет сэкономить немало слов; она с успехом заменяет обычные банальности». ©
А получивший такой отзыв пусть сам выбирает тот смысл, который ему приятен.
2. Августинцы-прозелиты (харизма ордена - стремление обратить в свою веру. Сторонники совместных песнопений) Представители этой группы специализируются исключительно на освоении «новых земель», то есть новичков. Тут и поддержка творчества, и поощрительные отзывы, приглашения на свою страницу, взаимное избрание. Ведётся активная переписка в личках, сообщаются подробности работы сайта, идёт обучение приёмам общения с другими авторами, даются различные по значению персональные характеристики. Так новичков приобщают к своей религии - и, как я уже говорила в предыдущем эссе, формируют собственный фан-клуб или орден единомышленников для взаимного написания отзывов.
3. Иезуиты (харизма ордена – борьба с ересями. Интеллектуалы. При решении вопросов проводят тончайший и исчерпывающий анализ всех возможных и мысленно представимых случаев) Читатели из этой группы в равной мере могут внушать диаметрально противоположные чувства - от ненависти до уважения, иногда переходящего в поклонение. Они пишут рецензии по делу, то есть освещая достоинства и недостатки произведения, но всё больше акцентируются на ляпах. Статус автора и личная симпатия в расчёт не принимаются. Они честны и воинственны – защитники и поборники качества литературных произведений. «Они были, есть и будут всем, чем заставит их быть их миссия». © Насмешники, распинатели, они объявляют бой графомании, «скальпируют, истребляют оптом и пытают в розницу». © Их можно любить за острое слово и за это же ненавидеть, но разубедить в правильности выбранной миссии – вряд ли.
4. Проповедники-доминиканцы (харизма ордена – проповедь, углублённое изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников).
Читатели этой группы очень похожи на предыдущих. Им также «присущи образованность, сообразительность, любознательность интеллектуальной элиты» ©, постоянная склонность учиться, совершенствовать критику и не спешить с заключениями. Но нет воинственности. Это достойные ученики томистской школы: их лозунг - изучить предмет и решить, в какой форме его преподать. Им нет равных в дискуcсиях, нет конкурентов в обзорах. Это - «мыслители в добром здравии», демократичные и свободные от предвзятости. Их критические замечания не вызывают шквала протестов, возмущения и желания ответить какой-нибудь гадостью. Уравновешенные, собранные и тактичные.
5. Картезианцы–аристократы (харизма ордена – созерцательность и последовательный дуализм — предельно чёткое разделение мира на две самостоятельные (независимые) субстанции — протяжённую и мыслящую).
«Картезианцам нужны величие и высота». © Они не стоят в стороне от знакомства с произведениями. Однако пишут отзывы и избирают только тех, у кого очень высокий уровень творчества, как правило, равных себе. Не распыляются на замечания, критику «недостойных» даже в корректной форме. Они выше этого. Что ж, такая линия поведения не вызывает у других авторов нареканий, неприязни и желания отомстить за выбор. Но и не побуждает ответно знакомиться с их творчеством для написания отзыва.
6. Отшельники-реколлекты (харизма ордена - восстановление прежнего отшельничества, обречение себя на вечное молчание).
У этих читателей свой мир, который они очень редко покидают, и исключительно для того, чтобы прочитать некоторые произведения, анонсированные на Главной. На страницах «простых смертных» их не увидишь. Любят помещать в резюме всякие «цацки» - собственные достижения. У этих читателей нет ни одной написанной рецензии, ни одного избранного автора или произведения. Чем они руководствуются и в чём причина такого игнора? Завышенная самооценка? Вероятно, ибо реакция на критику их собственных произведений весьма неадекватна.
7. Бенедиктинцы (харизма ордена выражена в девизе: «Ora et labora» - «молись и работай») Эта группа читателей достаточно активна и разрозненна – следы ее посещения можно обнаружить на страницах многих авторов. Возможно, они у других черпают вдохновение, идею? Или просто напоминают таким образом о себе? Непонятно. Они не пишут рецензий, но число посещений других страниц бьёт все рекорды))). Если же чьё-то произведение их действительно зацепило – внесут его в избранное, дабы не увеличивать количества написанных отзывов. Ну всё как у реальных бенедиктинцев – «Солем молится, а не дает концерты». ©
8. Братья меньшие - францисканцы (харизма ордена – братская любовь ко всему сущему. Весь мир, со всеми в нём живыми существами и стихиями - одна любящая семья) Среди читателей есть и такая категория, которая нравится, безусловно, всем авторам. Если «трапписты» раздражают тем, что, заходя на страницу, молчат, а «иезуиты» пишут нелицеприятные отзывы, то «францисканцы» руководствуются постулатом: доброе слово и кошке приятно. Они поют свои «песни» и волкам, поднаторевшим в стихосложении, и едва оперившимся птенцам. При этом вполне скромны, бессребреники – не ждут ответного визита, а делают своё дело по велению сердца, из чистого альтруизма. Никогда не участвуют в разборках, даже если кто-то нападает на их друзей.
9. Госпитальеры (харизма ордена – оказание помощи пилигримам, независимо от вероисповедания) Этой группе присуща миссия защиты угнетённых, забота о «неимущих», больных и раненых любого статуса (от пользователя до ВИПа) в боях с критиками и админами. Их можно встретить под любой скандальной рецензией, куда они моментально припархивают с оливковой ветвью в клюве, пытаясь примирить враждующие стороны, урезонить обидчика и перевязать раны пострадавшим. Даже в разгар сражения не забывают написать в очередной ремарке (причём обеим сторонам) «с уважением» или «с теплом». Мало кому удаётся сохранить лицо в неконструктивных дискуссиях, но примеры таких умельцев все же есть.
10. Тевтонцы («харизма» ордена - расправа с противоборствующими группами. В средневековье он прославился разбоями) Забывая о литературности сайта, представители этой группы читателей пытаются привлечь к себе внимание скандалом, урвать для себя лично что-то после очередного «похода». Их девиз - «Я дерусь просто потому, что дерусь». © Им особенно нравится устраивать кучу малу на странице популярного автора с высоким уровнем стихов – здесь они могут показать себя во всей красе как борцы с авторитетами, элитой и админами, вовлечь в спор тех, кто даже не думал в него ввязываться. В отзывах предпочитают «горячее» - от двусмысленных олбанизмов до откровенного мата. Унизить, обругать, получить бан и гордо удалиться с уверенностью в своей правоте. Что об этом думают остальные жители сайта – им неважно, потому что они знают – сторонники даже такой линии поведения в любом случае найдутся, главное - выбрать «правильный» объект (субъект) для нападок.
11. Розенкрейцеры (харизма ордена - постижение Божественной мудрости, раскрытие Тайн природы и оказание помощи людям. Розенкрейцеры брали на себя смелость утверждать, что им знакомы сведения о внеземном происхождении человечества и египетское тайное учение) Эти читатели любят в своих отзывах рассуждать о разных таинствах природы, описывать стадии инволютивно-эволютивной трансмутации людского тела, высказывать умозаключения, построенные (как им кажется) на древних эзотерических истинах, которые скрыты от обыкновенного человека. Говорить о неведомом, надувая щёки для пущей важности, ссылаться на известных философов, агностиков… безразлично на кого, лишь бы имя было звучным – вот где самый смак. И хотя такой отзыв даже отдалённо нельзя отнести к рецензируемому произведению, кого это волнует?! Цель-то написания другая – демонстрация эрудиции, «тайных знаний». А то, что всеми считывается как бред, как каша в голове - не суть важно. Главное – личная убеждённость в своей значимости.
12. Храмовники-кредиторы (харизма ордена – охрана паломников, но «постепенно орден стал крупнейшим кредитором Европы (…) и закончил тем, что занимался больше банковскими делами, нежели битвами за веру» J. Favier, «PhilippeleBeletletrésordestempliers») В этой группе читателей – любители наделять ремарками вместо рецензий. Вначале, знакомясь с творчеством авторов, они, как и все, пишут рецензии. Но со временем вместо чтения всё больше внимания уделяют цифрам - количеству написанных и полученных рецензий, а также уровню рейтинга, проводят сравнения с такими же показателями на страницах других авторов. И впадают в уныние. Столько выдано авансов-отзывов, а дохода нет. Аванс превращается в кредит. А кредит каким-то образом из «должников» надо выбивать, причём с процентами, чтобы покрыть издержки. Как это делается? Просто: с регулярностью маятника они появляются на страницах должников, пишут ремарки под чьими-то отзывами, имитируя заинтересованность творчеством, доброжелательность и всем своим видом напоминая о долге.
P.S. Возможно, эссе будет дополняться. Цитаты взяты из книги Андре Фроссара «Соль земли», а сведения об орденах – из инета. Харизма каждого ордена приведена в урезанном варианте, исключительно для пояснения.
Спасибо, Тань)
спасибо, Женя)
я - ленивый иезуит…. с ересью борюсь эпизодически и под настроение… иногда в борьбу не вступаю… и деловито прохожу мимо... типо у меня дела и мне не до какой-то ереси)))
Андре Фроссар вспоминает в своей книге пьесу "На земле как на небе", приводя хороший пример иезуитов - людей особого образца. Тема этой пьесы Фрица Гохвальдера известна: по политическим причинам, плохо прикрашенным богословием, посланник Ватикана требует, чтобы иезуиты уступили жадности жестоких и грубых колонизаторов те территории Южной Америки, которыми они мудро управляют на благо туземцев. Надо ли покориться или ослушаться Папы и против его воли продолжать удачное начинание, конец которого жители встретили бы с отчаянием? Театральный персонаж колеблется перед этим тяжёлым выбором в течение трёх часов. Настоящий же иезуит задумается над этим, уже собрав пожитки и стоя на пристани в ожидании корабля.
Жень, ты мягче))) тебе оно надо - этот орден?)))))
Так я тебе пока подобрала тамплиеров(на начальной стадии, пока они не слишком увлеклись оккультизмом и кредитами). Они ж были нормальными - участвовали в крестовых походах и занимались подобным внедрением веры, когда не воевали))) То есть всегда при мече)))
И кармелитов - не босых, а тех, которые основали свою обитель на горе Кармель. Тоже не чурались крестовых походов. Более того - полюбляли снести голову какому-нибудь еретику)))
Тока не говори, что должна дописать "твой" орден)))
ЗЫ. Ой, да примазывайтесь ко мне, примазывайтесь)))) мне тока приятно будет))))
хочу и телепаю) не... могу и телепаю, научена и телепаю))) а народ ждёт, голодный, на твою перловку))
мдя.. научил на свою голову
Кармелиты, конечно неплохо, что на горе жили отшельниками… но обет абсолютной нищеты нам категорически не подходит…. да и не воевали они ни с кем…
Тамплиеры, конечно неплохо, что странствующие рыцари, но начали одалживать деньги, и таким образом становиться ростовщиками…
Предложенные тобой товарищи… впадали в крайности, а нельзя чего-нить средненькое…и без такого фанатизма нам подобрать... Вот чтобы и на горе жить… и набеги делать… и в долг никому не давать?)))
Жень, я не зря тебе сказала о кармелитах до того, как они увлеклись мистикой, и о тамплиерах до оккультизма и кредитов - нормальные были, почти викинги. Шо с ними сделали мистики и денежные мешки? ага, испортили. Ну гляну ещё пару орденов. какая ж ты капризная, всё тебе не то и не так)) Чесслово, скоро буду проситься в секретари конгрегации)))
а то гору дай, набеги устрой, пожары не гаси - раздувай... замучилась просто))))
как угодно, а вот в реестре это должным образом зарегистрировано не будет))) потому мы с Мариной тут обсуждение и ведем… как лучше, как красивше и как точнее по смыслу)))
Марина...ну ты чего заднюю то даешь))) елки... я тока собралась новый орден примерять... чтоб у Алекса его орден не забирать... и ты меня так огорчила)))
а вот нефиг портить ссылки всякими препинаками))
И у меня нет никаких возражений… я очень рада, что старая гвардия возвращается…)))
Марина_Славина (28/05/19 17:05)
Ага. Если бы не он - не было бы ни Торопыжки, ни сказок. Не было бы нового имени в детской литературе!
Алекс_Фо (28/05/19 20:42)
Алекс, а как же правила русского языка?
И конечно, рада, что эссе пришлось.
Да уж, с кем только людей не сравнивали, даже с пищей)) Наверное, нас уже ничем не удивишь, правда?))
Спасибо)
А где ты себя чувствуешь комфортно?))
На данный момент, когда копаешься с сайтом и редко снисходишь до простых смертных, видишься картезианцем. Но я помню, какой был разбор триолетов, твои замечания, твоя обзоры. Вот и поди угадай, что прячется за этим - доминиканец или иезуит?)))
Спасибо)
Спасибо тебе))
А стихи и обзоры пиши))
Спасибо!
Спасибо)
P.S. А давайте в личке поболтаем)) Давно хочу вас кое о чём спросить))
В этой группе читатели, застрявшие глубоко в детстве и нежелающие выходить во взрослую самостоятельную жизнь, потому что там страшно. Добровольные пленники своей бурной фантазии, строители воздушных замков, в которых им живётся очень уютно, и они всегда готовы потесниться, уступив любую из бесчисленных залов уставшему путнику. Из-за своей торопливости часто совершают ошибки, но всегда готовы их признать. Слабое здоровье не позволяет им вести активную сетературную жизнь, но когда позволяет - их бурная деятельность не знает границ. Очень любопытны, с удовольствием пробуют всё новое, особенно их привлекают вывести: "опасно", "запрещено", "руками не трогать", и т.д.. Колюще-режущие предметы в руки лучше не давать - непременно захотят проверить на окружающих, насколько они остры и опасны?
Спасибо, Настя, повеселила))
\это я зашел посмотреть, как Торопыжка будет сама себя объединять
Это ж подумать, это ты уже в те годы была так умна!
Ведь не спит в окопе ум,
Авторам дает мышьяк,
Редколлегам - опиум)))
И статья неполная. Здесь нет п. 13 - Торопыжки, торопыжики, торопыжата. Это, если кто невкурсах, особый вид фауны, размножающейся исключительно семенами. ) Требую отдельной подгруппы!
А показать тебе, как возле дома "зацвели" ели? Я приехала, а тут такая красота. Вот и работаю - смотрю во все глаза))
Марина_Славина (24/05/19 20:23) •
интересно, а полочки тогда какие будут))
Это про те полочки, на которых я буду препарировать?)))
Мартовская (24/05/19 15:54) •
Вот надо бы подумать - это благожелательность или насмешка? А не хочу, знаю патамушта)
Спасибо)
И статья, и твое умение интересно, подробно и остроумно классифицировать и излагать)))
Спасибо)