«Найди другую форму выражения боли, как нашел это в музыке Бах…»
С.Шустов Часть первая. Пятое время года …Облетит календарь от задумчивой трели фагота,
И осыплются стрелки, оставив немым циферблат.
Мне сыграет оркестр фугу Пятого времени года,
Чтоб на вечном пути отдохнуть от потерянных дат.
Там утихнет жара и просохнет осенняя слякоть,
По дороге забвения музыка сфер уведет.
Станет старый кларнет в си-бемоле пронзительно плакать,
А печальная флейта расщедрится россыпью нот.
Эти звуки взлетят над безвременьем, тянущим в бездну,
Перепутает такты, сбивая шаги, репетир.
Лето, осень, зима и весна, растворившись, исчезнут,
Оставляя на память растрепанный ветром клавир.
Снег падёт на июль - вспыхнут пенные кисти сирени,
А капель в октябре заморозит стекляшки клепсидр.
Захлебнется оркестр в недописанной Временем теме,
Капельмейстер уйдет, унося серебристый пюпитр.
Зачехлив инструмент, разбредутся во тьме музыканты,
Двери хлопнут бесстрастно, разрезав узлы бытия.
Время, вздрогнув, проснется - и с боем старинных курантов
Жизнь вернется. И снова все встанет на круги своя.
Часть вторая. Бегство Эта боль нестерпимо терзает аккордами сердце,
По истёртым октавам карабкаясь к нервному вздоху.
Он услышал в себе настоящую тему – и бегство
Продолжается в музыку. Что же: начало неплохо.
...Улетать, загибая края горизонта в пространстве,
Рассыпаться в молекулах, слыша биенье Вселенной,
И, вдыхая до судорог запахи протуберанцев,
Камнем падать – рождая стаккато в развитии темы.
Распахнуться и выплеснуть всё зазвучавшее – разом,
(Пусть застонут кларнеты от острого приступа – фоном!)
До крещендо подняться, сорвав окончание фразы,
И построить гармонию, перечеркнув все каноны.
Нотный стан освещают пропавшего эха зарницы
И полярным сиянием входят в звучание хора…
Раствориться в пассажах, в дыхании листьев забыться -
Может, завтра. А может быть, очень и очень не скоро:
Пальцы клавиш коснутся едва – и проснутся октавы,
В чёрно-белой палитре откроется радуга звуков,
Тишину разорвав, мир наполнится криками «браво!»
Захлебнётся и вынырнет к свету, зажженному фугой.
А пока он сидит у клавира, пытаясь согреться.
Высекает пером – на линейках отчаянья – ноты,
Но слабеют глаза, аритмией опутано сердце...
Лейпциг. Осень. Октябрь. Два часа пополудни. Суббота.
Фуга. Часть третья. Initio temporis Всё мутнее стекло запылённых веками клепсидр,
И в застывших часах перепутаны даты и сроки:
Музыканты несут инструменты по млечной дороге,
Затихает вдали не настроенный жить клавесин.
Начинается время. Рождаются тема и звук.
Растворяется вечность в распахнутом многоголосье.
В безграничную синь ангел грешную душу уносит,
Возникает любовь, замыкается огненный круг –
Звуков множится строй: вяжет общую сеть консонанс,
Ноты падают вниз, модулируя черные дыры,
И ложатся на лист опаленного страстью клавира,
Прожигая насквозь параллельность миров и пространств.
Появляется свет, просочившись сквозь долгую боль,
Из вибраций и волн – в наивысшую степень накала.
Торжествует земля: пустоту заполняя хоралом,
Очищает сердца контрапунктами фуги h-moll.
Отмеряя секунды, стучит метроном невпопад,
Осень треплет листы, уходя в неизбежную коду.
Мне играет оркестр фугу Пятого времени года,
Чтоб на вечном пути отдохнуть от потерянных дат.
---------------------------------------------
* Фуга - от лат. fuga - бег, бегство