I (В соавторстве с Rewsky - http://www.stihi.ru/author.html?sphinks)
Средь чашек на столе и снов в кровати, Среди окурков сбывшихся надежд, – Вчерашний неудавшийся мятеж, – Как чей-то крик, заглохший в серой вате. И плачет рана в темноте бинта Наложенного второпях – на горло И то, что раньше было просто голо – сегодня одевает пустота. А тишина – звенит в чердачном хла- ме-далью из коробочки потёртой, Звездою золотой, вне неба – мёртвой, И снова звездочёт не при делах Он так привык: сквозь стёкла – в небосвод, Линз кривизна приблизит, но не впустит. Таблетки линза – он губу прикусит – Отпустит скоро, но кривится рот В беззвучном крике. Бритвою – канат Так долго резать, и больнее – дольше, Связующая нить всё тоньше, тоньше, Он сам бы разорвать её был рад, Но руки словно сделаны из ваты, И вновь ничем закончится мятеж, И пара сигарет среди надежд – Одну из них он выкурит в кровати…
II
Ничейный сон, туманный и дурманный, Чужая боль – картиной на стене, Где граффити про истину в вине, И забытье, размером в два стакана, Приходит вдруг, всегда желанный гость – «В любое время суток (но без маски)» (Дворецкий так услужлив и натаскан, Что не на ком сорвать сегодня злость). И входит, улыбаясь через силу, Увидев вертикальные зрачки, Домыслив все взведённые курки, К тебе склонится: «Ты заждался, милый?». И поцелуй – морозом сквозь вуаль, Что только что цеплялась за щетину, Трёхдневная небритость – просто мина Уместная в плохой игре, а жаль, Могла б взорваться – дивный фейерверк, Хозяином гостям преподнесённый, Для наблюденья – сквозь проём оконный, Похолодало, видно – ляжет снег, И вновь мороз, а значит – по стакану, Согреет кровь горячее вино, Прямоугольник на стене – уже давно…
Ничейный сон, туманный и дурманный…
III
Средь чашек на столе – осколки блюдца И смрад окурков, выпито вино, А в голове – привычное одно – Про то, что невозможно разминуться, Но удалось. Вчера. И мягок снег, Укрывший линзы лёгким покрывалом, И пасмурно, сегодня не досталось Прямого солнца никому. Но чек, Подписанный вчера, сейчас ничтожен, Опротестован будет, только тронь. Хоть можно им сейчас разжечь огонь. Гудит камин, но звездочёт скукожен От холода, что вечно – изнутри. И пальцы ты хоть постоянно три, Но почерк так же будет осторожен И неразборчив – новое письмо За предыдущим вслед сгорит в камине И чай в узорной чашке так же стынет, И так же понимает он умом, Что разминуться снова не удастся, Но, может быть, откроется окно Средь туч, недостающее звено – Звезда. И он – кто наконец-то спасся…
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
ЧАСТЬ 3 И опять привычное определение звенящей тишины обыграно необыкновенно красиво – она звенит медалью, буквально слышимо-представимый образ, и сравнение ее со звездой, вне неба мертвой правдоподобно до иголочек в носу – не может звезда быть живой в этом мире, не приспособлена она для него по определению. И этот перенос хла-ме-далью мне кажется здесь не просто авторским сумасбродным капризом, он очень ясно подчеркивает эту невозможность и одновременно демонстрирует трансформацию чего-то чудесно-живого в бесполезную рухлядь при переходе из одного измерения в другое, для которого это чудесное не предназначено. «И снова звездочет не при делах, он так привык: сквозь стекла в небосвод, линз кривизна приблизит, но не впустит.» Тоже вполне читаемый образ, на мой взгляд. Звездочет, наблюдающий за звездами в подзорную трубу не может до них дотянутся, но тем больше к этому стремится – не это ли зримое олицетворение человека, проводящего жизнь в погоне за желаемым, но заведомо (по субъективным ли, объективным ли причинам) несбыточном – отсюда и конфликт ЛГ с самим собой, который его подводит к грани о которой я скажу немного позже. Отсюда же логично вытекает следующее предложение о линзе таблетки. Опять не важно – настоящая ли таблетка или под ней подразумевается другой «глушитель тоски» (их много, как мы помним, существует)) – важно то, что анестезия непродолжительного действия и , как всегда бывает, после того, как такой искусственный «успокоитель» перестает работать, депрессивное состояние охватывает человека с удвоенной силой – иногда оно бывает таким мощным, что противится ему у некоторых не хватает сил, а отсюда такой высокий процент суицидных случаев как раз в период абстинентного синдрома. И в связи с этим мне кажется очень логичным и последовательным все то, что происходит дальше: «отпустит скоро, но кривится рот в беззвучном крике. Бритвою - канат так долго резать, и больнее дольше, связующая нить все тоньше, тоньше, он сам бы разорвать ее был рад, но руки словно сделаны из ваты, и вновь ничем закончится мятеж.» По-моему совершенно очевидная попытка покончить разом со всеми раздирающими ЛГ противоречиями одним, не оставляющим сомнениям места способом. Канат в этом случае четкая аллюзия и на нить, на которой держится его жизнь, и на вены. В этом плане бритва, мне представляется и одновременно душевными терзаниями ЛГ и в то же время совершенно реальным предметом – орудием действия. Но в последний момент, какая-то вспышка, проблеск сознания или просто усталость и боль от попыток, удерживают ЛГ от последних движений. Это уже состояние эмоционального ступора, когда ему. в общем-то все равно, что будет дальше – последнее осмысленное действие – сигарета (может, даже не без тайной надежды на случайно вспыхнувший пожар, недаром, мне чудится, идет уточнение – в кровати, как отблеск пламени в котором погибает большое количество таких забывшихся курильщиков). Пы.сы. специально для моего оппонента по обзору)): если рассмотрения первой части триптиха будет достаточно для разъяснения непонятных мест, то я бы предпочла на этом закончить, потому что такой разбор требует не только времени, но и определенного эмоционального напряжения, за которым следует, у меня лично достаточно сильный упадок сил не только физических. «Синдром выгорания» знаете ли)). Вкратце скажу только, что вторая часть мне представляется описанием полубредовых-полусмертных видений ЛГ, поэтому она носит такой «обрывочно-несвязный в целое» характер – чего еще требовать от таких впечатлений? А третья – пробуждение. И физическое, и для нового познания ЛГ-м самого себя, и для надежды.
Чтобы доказать тебе, что я понимаю, о чем ты говоришь, вот тебе моя интерпретация этой части: И плачет рана в темноте бинта Наложенного второпях – на горло И то, что раньше было просто голо – сегодня одевает пустота.
Горло - это то место, пережав которое вызываешь смерть. Так что бинт на раненое горло - это одновременно и "оживление" и убийство. То есть, рана ЛГ требует лечения, несовместимого с жизнью. Проще говоря, "могила исправит".
Дальше мы видим рядом стоящие слова "голо" и "пустота". Почти синонимы. Но они противопоставляются! Одно состояние (отсутствия чего либо) сменяется другим: присутствием... пустоты! Читатель невольно задумывается: выходит, пустота - это не "ничто", это "нечто"? И тот, кто видел её, пустоту, "в лицо", сразу поймёт о чем речь. Это реально ощутимое состояние депрессивного человека. Так вот, это я к тому, что наш ЛГ вчера ещё находился в пустоте физической (возможно, это отсутствие друзей, любимой, интересной работы и проч.), теперь же количество переросло в качество, и не только тело - его душа рухнула в пустоту.
Конечно, я не буду просить тебя продолжать, я прекрасно понимаю, как выматываешься, переводя свои чувства в слова, доступные пониманию. Тем более, наш разговор может быть бесконечным. Он интересен, да, но жизнь не допускает такого расточительства времени...
Спасибо, Персея, я поняла ход твоих мыслей) И спасибо автору за стихотворение и возможность интересного диалога.
Юль, я рада, что мне удалось отстоять стихотворение и убедить тебя в том, что какими не были бы возможности трактовки разных его частей - смысл общий - один. Страшный. И в то же время триптих восхитителен по форме и способу подачи такого смысла. Спасибо автору. И тебе - за то, что спровоцировала на написание обзора.
Странно, утром писала ответ, а он исчез. Или не на ту кнопку нажала... Разговор, вроде бы, закончен, но по одному моменту скажу)
"Отстоять" - немного не то слово. Я и не нападала, разве я так нападаю)))) Я сказала, что понимаю в этом стихотворении меньше, чем мне хотелось бы. Вот сейчас ты описала свои ощущения от стих-ния, свое видение. Обосновала. Если бы я отпустила на волю воображение и сделала то же самое - картинка получилась бы несколько иная, хотя тоже убедительная. Кто-то третий представил бы третий вариант "вИдения" и т.д. А потом пришли бы авторы и сказали (возможно), что они вообще ничего такого не подразумевали... Такие случаи были, и много. Иной читатель сочиняет чужой стих больше самого автора.
Это я к тому, что в "Звездочёте" улавливается четко лишь настроение. Это абстрактная картина в красно-черных тонах. Глядя на неё, понимаешь, что автор подразумевал нечто страшное, больное... Но "детали" текста могут быть "расшифрованы" разными людьми по-разному, и порой самым непредсказуемым образом. При этом каждому ч-ку будет казаться, что именно его вариант правильный, и как это другие не понимают очевидного.
Этот стих - компас, он указывает лишь направление, в котором надо думать. А как добраться до цели, каждый решает сам. А бывают стихи, в которых автор не просто указывает конечную цель, но и отмечает путь читателя хотя бы редкими "зарубками" и знаками. И тогда мы не блуждаем наобум, а идём намеченной тропой, думаем и чувствуем вместе с автором, понимаем логику его действий. Мы можем обсудить этот "путь" с любым другим "идущим" (то есть, читающим) с большой вероятностью быть понятыми...
Мне было безумно интересно читать рецензию, потому что она отражает отличный от моего тип мышления. Люди со мной нередко спорят, но мало кто - предметно и аргументированно, как ты сейчас. Наконец-то я увидела другой "полюс" сознания "изнутри". Было интересно и поучительно)
А теперь попробую объяснить из каких моментов он для меня сложился. Итак, первое предложение : «Средь чашек на столе и снов в кровати, среди окурков сбывшихся надежд, - вчерашний неудавшийся мятеж, - как чей-то крик, засохший в серой вате». Тут, как мне кажется все понятно: ЛГ искал забвения и отдохновения привычным уже для себя способом – пытаясь заглушить смертную (слово ключевое, как мне кажется) тоску алкоголем. Картина для меня например, рисуется очень явственная, потому что автор дает описание сцены с почти фотографической контрастностью и, что не может не восхитить меня, используя великолепные образы и метафоры. Дальше: «И плачет рана в темноте бинта, наложенного второпях – на горло И то, что раньше было просто голо – сегодня одевает пустота». Предложение уже далеко не такое прозрачное, как первое, но все-таки, несущее, как мне кажется, определенный, хотя и не однозначный смысл, при этом не поданный в лоб, а красиво обыгранный. Первая трактовка: речь о ране не в прямом смысле слова - о ране душевной, при этом само выражение «душевная рана» не упоминается открыто, а искусно подается лишь косвенным намеком. Вторая - речь о ране в прямом смысле слова (что тоже уместно, если смысл данного стихотворения я поняла верно). Понятно, что рана обширная и глубокая требует бинта, и понятно почему в темноте, надеюсь, тоже) Почему на горло? Ну, мне представляется, что в этом случае автор подразумевает выражение – «хлынуть горлом» - не важно что хлынуло, таким путем и кровь может хлестать и слова вырываться – тоже красиво обыгран на мой взгляд двойной смысл. Под выражением «то, что раньше было просто голо» мнится мне намек на душевную обнаженность, неприкрытость, беззащитность ЛГ перед самим собой и обстоятельствами. А «одевающая пустота» - состояние, которое еще больше обессиливает его (выражение, кстати, представляющееся мне гораздо более сильным, чем «темно в глазах» или «беспросветная мгла впереди», которые часто нами используются для описания подобного рода состояний). «А тишина звенит в чердачном хла-ме-далью из коробочки потертой, звездою золотой, вне неба мертвой, и снова звездочет не при делах.» И снова мне видится в этом предложении отчетливый смысл за изящно подобранными нетривиальными образами: можно предположить, что раз ЛГ звездочет, то и живет он (ну или проводит большую часть времени) на чердаке (не важно, носит ли это место реальный или воображаемый характер – в любой интерпретации оно выглядит интересно и представимо) там же и тоску свою глушит, там же и за звездами наблюдает, там же чувствует свою сопричастность к чему-то высшему, но не достижимому по определению – пока жив, не подняться тебе к звездам, не прыгнуть выше головы, недосягаемы для тебя высоты, человече…
Существуют стихи, которые разбирать столь же интересно, сколь и сложно. Особенно работы философского направления, я имею ввиду философского – в истинном значении: не псевдоумные, многословные, скрывающие за внешней многозначностью и туманностью отсутствие конкретной мысли вообще, а имеющие основой именно вопросы философского толка, вопросы извечные – что есть мир вообще? И что есть в этом мире я? И зачем я с этим миром взаимодействую? И каким образом это взаимодействие происходит? Такими вопросами, наверное, хотя бы несколько раз в жизни задается каждый. Когда? Наверное тогда, когда наступает для человека некий переломный момент, пиковая точка, пройдя которую, он либо коренным образом пересматривает свое отношение к окружающей его реальности, либо пытается эту реальность изменить под привычные, понятные ему категории. Данное стихотворение и есть, на мой взгляд, попытка осмысления такого момента и приведения нескольких частных к одному общему знаменателю – знаменателю в этом случае, являющемуся и определенной чертой, границей, едва не отделившей ЛГ от состояния «бытие» и « небытие». Т.е. это мне так показалось, не исключаю, что автор(ы) имел(и) в основе совсем другую задумку, поэтому, не претендуя на то, что мое понимание этого стихотворения отражает суть, которую хотел(и)) вложить в него создатель(и)), попытаюсь дать мое видение стихотворения. Причем, поскольку имели место обвинения данного текста в отсутствии логических связей между различными его частями и образами, постараюсь эти связи найти и озвучить так, как понимаю их я . Итак, поскольку мне удобнее переходить от общего направления к отдельным деталям, я, рискуя быть обвиненной в излишнем и нудном многословии, все же озвучу еще раз общее впечатление, а уж потом пройдусь по работе построчно. Тем более, что мозаичности, разнородности и смысловой пестроты для меня не было изначально, а было ощущение почти подсознательное, что триптих, как раз является чем-то цельным, единым по настроению, которое мне передалось после его прочтения. Речь, как увиделось мне, идет о человеке уставшем от монотонности, однообразия, «привычности» существования в каких-то рамках, от хождения по кругу, если угодно, повторяющихся событий – от того ли, что сбылось то, что могло и хотелось, а то, что хотелось и не могло не сбудется, как он понимает, уже никогда. От того, ли, что слишком много пришлось пережить разочарований, а триумфы и достижения не принесли ожидаемого душевного подъема, не исключаю даже, что подоплекой таких настроений была драма не сложившихся любовных отношений. Вообще беда мыслящего, тонко чувствующего, эмоционального и при этом обладающего высоким интеллектуальным потенциалом человека в том, что он слишком склонен к самокопанию и не всегда привычка доискиваться и находить первопричины всех событий радует его. Скорее наоборот – результат может привести к последствиям трудно прогнозируемым, потому что выводом, как правило становится понимание, что всерьез изменить что-то из опостылевшего порядка вещей ему не под силу – слишком много условностей и неписанных правил через которые перешагнуть трудно (а порой и невозможно) его окружают. А если такие состояния имеют тенденцию к цикличности, то, как противодействие, может развиться отвращение не только к этому кругу, но и жизни вообще. И как следствие, попытки, чаще неосознанные и непреднамеренные, покончить с таким существованием. Как правило, такое состояние не перманентно, а носит, скорее характер импульса, вспышки, о котором, по прошествии некоторого периода времени человек будет вспоминать с сожалением и даже, некоторым стыдом, в зависимости от характера и дальнейшего образа жизни. Особенно, если вдруг случилось так, что он действительно оказался на волосок, на миллиметр от грани отделяющей его от того грозного и пугающего «нечто», что находится по ту сторону нашего «здесь и сейчас». И вот соломинкой, мостиком, спасительным поплавком для того смертельно уставшего, разочарованного, отчаявшегося человека, который за свою жизнь успевает несколько раз пройти такие периоды (поэтому я и говорю о том, что круг обретает уже контуры повторяющейся спирали с усугубляющимися последствиями), ища спасения во многих отдушинах и нишах – от психостимулирующих средств (наркотики и алкоголь) до кратковременных и не приносящих удовлетворения и облегчения связей (особенно, если, было среди этого сумбура настоящее, как он ощущает, чувство, которое ему не удалось сохранить), являются надежда и вера, как бы истрепанно и даже несколько иронично это ни звучало. И пусть ЛГ знает, что финал будет такой же, какой предназначен любому живущему, что, даже, если в этот раз удалось его избежать, в конце концов, он все равно наступит рано или поздно, его согревает мысль от том, что есть надежда на спасение, пусть и не в этой жизни, но грядущей – вероятно более справедливой и правильной. Таким мне увиделся общий замысел.
И опять привычное определение звенящей тишины обыграно необыкновенно красиво – она звенит медалью, буквально слышимо-представимый образ, и сравнение ее со звездой, вне неба мертвой правдоподобно до иголочек в носу – не может звезда быть живой в этом мире, не приспособлена она для него по определению. И этот перенос хла-ме-далью мне кажется здесь не просто авторским сумасбродным капризом, он очень ясно подчеркивает эту невозможность и одновременно демонстрирует трансформацию чего-то чудесно-живого в бесполезную рухлядь при переходе из одного измерения в другое, для которого это чудесное не предназначено. «И снова звездочет не при делах, он так привык: сквозь стекла в небосвод, линз кривизна приблизит, но не впустит.» Тоже вполне читаемый образ, на мой взгляд. Звездочет, наблюдающий за звездами в подзорную трубу не может до них дотянутся, но тем больше к этому стремится – не это ли зримое олицетворение человека, проводящего жизнь в погоне за желаемым, но заведомо (по субъективным ли, объективным ли причинам) несбыточном – отсюда и конфликт ЛГ с самим собой, который его подводит к грани о которой я скажу немного позже. Отсюда же логично вытекает следующее предложение о линзе таблетки. Опять не важно – настоящая ли таблетка или под ней подразумевается другой «глушитель тоски» (их много, как мы помним, существует)) – важно то, что анестезия непродолжительного действия и , как всегда бывает, после того, как такой искусственный «успокоитель» перестает работать, депрессивное состояние охватывает человека с удвоенной силой – иногда оно бывает таким мощным, что противится ему у некоторых не хватает сил, а отсюда такой высокий процент суицидных случаев как раз в период абстинентного синдрома. И в связи с этим мне кажется очень логичным и последовательным все то, что происходит дальше: «отпустит скоро, но кривится рот в беззвучном крике. Бритвою - канат так долго резать, и больнее дольше, связующая нить все тоньше, тоньше, он сам бы разорвать ее был рад, но руки словно сделаны из ваты, и вновь ничем закончится мятеж.» По-моему совершенно очевидная попытка покончить разом со всеми раздирающими ЛГ противоречиями одним, не оставляющим сомнениям места способом. Канат в этом случае четкая аллюзия и на нить, на которой держится его жизнь, и на вены. В этом плане бритва, мне представляется и одновременно душевными терзаниями ЛГ и в то же время совершенно реальным предметом – орудием действия. Но в последний момент, какая-то вспышка, проблеск сознания или просто усталость и боль от попыток, удерживают ЛГ от последних движений. Это уже состояние эмоционального ступора, когда ему. в общем-то все равно, что будет дальше – последнее осмысленное действие – сигарета (может, даже не без тайной надежды на случайно вспыхнувший пожар, недаром, мне чудится, идет уточнение – в кровати, как отблеск пламени в котором погибает большое количество таких забывшихся курильщиков).
Пы.сы. специально для моего оппонента по обзору)): если рассмотрения первой части триптиха будет достаточно для разъяснения непонятных мест, то я бы предпочла на этом закончить, потому что такой разбор требует не только времени, но и определенного эмоционального напряжения, за которым следует, у меня лично достаточно сильный упадок сил не только физических. «Синдром выгорания» знаете ли)). Вкратце скажу только, что вторая часть мне представляется описанием полубредовых-полусмертных видений ЛГ, поэтому она носит такой «обрывочно-несвязный в целое» характер – чего еще требовать от таких впечатлений? А третья – пробуждение. И физическое, и для нового познания ЛГ-м самого себя, и для надежды.
http://litset.ru/publ/15-1-0-500
Чтобы доказать тебе, что я понимаю, о чем ты говоришь, вот тебе моя интерпретация этой части:
И плачет рана в темноте бинта
Наложенного второпях – на горло
И то, что раньше было просто голо –
сегодня одевает пустота.
Горло - это то место, пережав которое вызываешь смерть. Так что бинт на раненое горло - это одновременно и "оживление" и убийство. То есть, рана ЛГ требует лечения, несовместимого с жизнью. Проще говоря, "могила исправит".
Дальше мы видим рядом стоящие слова "голо" и "пустота". Почти синонимы. Но они противопоставляются! Одно состояние (отсутствия чего либо) сменяется другим: присутствием... пустоты! Читатель невольно задумывается: выходит, пустота - это не "ничто", это "нечто"? И тот, кто видел её, пустоту, "в лицо", сразу поймёт о чем речь. Это реально ощутимое состояние депрессивного человека.
Так вот, это я к тому, что наш ЛГ вчера ещё находился в пустоте физической (возможно, это отсутствие друзей, любимой, интересной работы и проч.), теперь же количество переросло в качество, и не только тело - его душа рухнула в пустоту.
Конечно, я не буду просить тебя продолжать, я прекрасно понимаю, как выматываешься, переводя свои чувства в слова, доступные пониманию.
Тем более, наш разговор может быть бесконечным. Он интересен, да, но жизнь не допускает такого расточительства времени...
Спасибо, Персея, я поняла ход твоих мыслей)
И спасибо автору за стихотворение и возможность интересного диалога.
Разговор, вроде бы, закончен, но по одному моменту скажу)
"Отстоять" - немного не то слово. Я и не нападала, разве я так нападаю)))) Я сказала, что понимаю в этом стихотворении меньше, чем мне хотелось бы.
Вот сейчас ты описала свои ощущения от стих-ния, свое видение. Обосновала. Если бы я отпустила на волю воображение и сделала то же самое - картинка получилась бы несколько иная, хотя тоже убедительная. Кто-то третий представил бы третий вариант "вИдения" и т.д. А потом пришли бы авторы и сказали (возможно), что они вообще ничего такого не подразумевали... Такие случаи были, и много. Иной читатель сочиняет чужой стих больше самого автора.
Это я к тому, что в "Звездочёте" улавливается четко лишь настроение. Это абстрактная картина в красно-черных тонах. Глядя на неё, понимаешь, что автор подразумевал нечто страшное, больное... Но "детали" текста могут быть "расшифрованы" разными людьми по-разному, и порой самым непредсказуемым образом. При этом каждому ч-ку будет казаться, что именно его вариант правильный, и как это другие не понимают очевидного.
Этот стих - компас, он указывает лишь направление, в котором надо думать. А как добраться до цели, каждый решает сам. А бывают стихи, в которых автор не просто указывает конечную цель, но и отмечает путь читателя хотя бы редкими "зарубками" и знаками. И тогда мы не блуждаем наобум, а идём намеченной тропой, думаем и чувствуем вместе с автором, понимаем логику его действий. Мы можем обсудить этот "путь" с любым другим "идущим" (то есть, читающим) с большой вероятностью быть понятыми...
Мне было безумно интересно читать рецензию, потому что она отражает отличный от моего тип мышления. Люди со мной нередко спорят, но мало кто - предметно и аргументированно, как ты сейчас. Наконец-то я увидела другой "полюс" сознания "изнутри". Было интересно и поучительно)
А теперь попробую объяснить из каких моментов он для меня сложился. Итак, первое предложение : «Средь чашек на столе и снов в кровати, среди окурков сбывшихся надежд, - вчерашний неудавшийся мятеж, - как чей-то крик, засохший в серой вате». Тут, как мне кажется все понятно: ЛГ искал забвения и отдохновения привычным уже для себя способом – пытаясь заглушить смертную (слово ключевое, как мне кажется) тоску алкоголем. Картина для меня например, рисуется очень явственная, потому что автор дает описание сцены с почти фотографической контрастностью и, что не может не восхитить меня, используя великолепные образы и метафоры. Дальше: «И плачет рана в темноте бинта, наложенного второпях – на горло И то, что раньше было просто голо – сегодня одевает пустота». Предложение уже далеко не такое прозрачное, как первое, но все-таки, несущее, как мне кажется, определенный, хотя и не однозначный смысл, при этом не поданный в лоб, а красиво обыгранный. Первая трактовка: речь о ране не в прямом смысле слова - о ране душевной, при этом само выражение «душевная рана» не упоминается открыто, а искусно подается лишь косвенным намеком. Вторая - речь о ране в прямом смысле слова (что тоже уместно, если смысл данного стихотворения я поняла верно). Понятно, что рана обширная и глубокая требует бинта, и понятно почему в темноте, надеюсь, тоже) Почему на горло? Ну, мне представляется, что в этом случае автор подразумевает выражение – «хлынуть горлом» - не важно что хлынуло, таким путем и кровь может хлестать и слова вырываться – тоже красиво обыгран на мой взгляд двойной смысл. Под выражением «то, что раньше было просто голо» мнится мне намек на душевную обнаженность, неприкрытость, беззащитность ЛГ перед самим собой и обстоятельствами. А «одевающая пустота» - состояние, которое еще больше обессиливает его (выражение, кстати, представляющееся мне гораздо более сильным, чем «темно в глазах» или «беспросветная мгла впереди», которые часто нами используются для описания подобного рода состояний). «А тишина звенит в чердачном хла-ме-далью из коробочки потертой, звездою золотой, вне неба мертвой, и снова звездочет не при делах.» И снова мне видится в этом предложении отчетливый смысл за изящно подобранными нетривиальными образами: можно предположить, что раз ЛГ звездочет, то и живет он (ну или проводит большую часть времени) на чердаке (не важно, носит ли это место реальный или воображаемый характер – в любой интерпретации оно выглядит интересно и представимо) там же и тоску свою глушит, там же и за звездами наблюдает, там же чувствует свою сопричастность к чему-то высшему, но не достижимому по определению – пока жив, не подняться тебе к звездам, не прыгнуть выше головы, недосягаемы для тебя высоты, человече…
Существуют стихи, которые разбирать столь же интересно, сколь и сложно. Особенно работы философского направления, я имею ввиду философского – в истинном значении: не псевдоумные, многословные, скрывающие за внешней многозначностью и туманностью отсутствие конкретной мысли вообще, а имеющие основой именно вопросы философского толка, вопросы извечные – что есть мир вообще? И что есть в этом мире я? И зачем я с этим миром взаимодействую? И каким образом это взаимодействие происходит? Такими вопросами, наверное, хотя бы несколько раз в жизни задается каждый. Когда? Наверное тогда, когда наступает для человека некий переломный момент, пиковая точка, пройдя которую, он либо коренным образом пересматривает свое отношение к окружающей его реальности, либо пытается эту реальность изменить под привычные, понятные ему категории. Данное стихотворение и есть, на мой взгляд, попытка осмысления такого момента и приведения нескольких частных к одному общему знаменателю – знаменателю в этом случае, являющемуся и определенной чертой, границей, едва не отделившей ЛГ от состояния «бытие» и « небытие». Т.е. это мне так показалось, не исключаю, что автор(ы) имел(и) в основе совсем другую задумку, поэтому, не претендуя на то, что мое понимание этого стихотворения отражает суть, которую хотел(и)) вложить в него создатель(и)), попытаюсь дать мое видение стихотворения. Причем, поскольку имели место обвинения данного текста в отсутствии логических связей между различными его частями и образами, постараюсь эти связи найти и озвучить так, как понимаю их я .
Итак, поскольку мне удобнее переходить от общего направления к отдельным деталям, я, рискуя быть обвиненной в излишнем и нудном многословии, все же озвучу еще раз общее впечатление, а уж потом пройдусь по работе построчно. Тем более, что мозаичности, разнородности и смысловой пестроты для меня не было изначально, а было ощущение почти подсознательное, что триптих, как раз является чем-то цельным, единым по настроению, которое мне передалось после его прочтения. Речь, как увиделось мне, идет о человеке уставшем от монотонности, однообразия, «привычности» существования в каких-то рамках, от хождения по кругу, если угодно, повторяющихся событий – от того ли, что сбылось то, что могло и хотелось, а то, что хотелось и не могло не сбудется, как он понимает, уже никогда. От того, ли, что слишком много пришлось пережить разочарований, а триумфы и достижения не принесли ожидаемого душевного подъема, не исключаю даже, что подоплекой таких настроений была драма не сложившихся любовных отношений. Вообще беда мыслящего, тонко чувствующего, эмоционального и при этом обладающего высоким интеллектуальным потенциалом человека в том, что он слишком склонен к самокопанию и не всегда привычка доискиваться и находить первопричины всех событий радует его. Скорее наоборот – результат может привести к последствиям трудно прогнозируемым, потому что выводом, как правило становится понимание, что всерьез изменить что-то из опостылевшего порядка вещей ему не под силу – слишком много условностей и неписанных правил через которые перешагнуть трудно (а порой и невозможно) его окружают. А если такие состояния имеют тенденцию к цикличности, то, как противодействие, может развиться отвращение не только к этому кругу, но и жизни вообще. И как следствие, попытки, чаще неосознанные и непреднамеренные, покончить с таким существованием. Как правило, такое состояние не перманентно, а носит, скорее характер импульса, вспышки, о котором, по прошествии некоторого периода времени человек будет вспоминать с сожалением и даже, некоторым стыдом, в зависимости от характера и дальнейшего образа жизни. Особенно, если вдруг случилось так, что он действительно оказался на волосок, на миллиметр от грани отделяющей его от того грозного и пугающего «нечто», что находится по ту сторону нашего «здесь и сейчас». И вот соломинкой, мостиком, спасительным поплавком для того смертельно уставшего, разочарованного, отчаявшегося человека, который за свою жизнь успевает несколько раз пройти такие периоды (поэтому я и говорю о том, что круг обретает уже контуры повторяющейся спирали с усугубляющимися последствиями), ища спасения во многих отдушинах и нишах – от психостимулирующих средств (наркотики и алкоголь) до кратковременных и не приносящих удовлетворения и облегчения связей (особенно, если, было среди этого сумбура настоящее, как он ощущает, чувство, которое ему не удалось сохранить), являются надежда и вера, как бы истрепанно и даже несколько иронично это ни звучало. И пусть ЛГ знает, что финал будет такой же, какой предназначен любому живущему, что, даже, если в этот раз удалось его избежать, в конце концов, он все равно наступит рано или поздно, его согревает мысль от том, что есть надежда на спасение, пусть и не в этой жизни, но грядущей – вероятно более справедливой и правильной. Таким мне увиделся общий замысел.
Спасибо!
Маленькая деталь привереды :-)) :
"Средь чашек на столе"
Почему-то всегда возражаю против использования таких вот уменьшенных словечек.